Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования
Диссертация
В структуре игры как метода экологического воспитания мы выделяем игровой контекст, содержание и организационную форму взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые проектируются педагогом в соответствии с представлением о целях и задачах экологического воспитания подростков. Игровой контекст представляет собой совокупность, отличающихся от реальных, значений, которыми наделяются… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования игры как метода экологического воспитания подростков
- 1. Педагогические потенциалы игры в экологическом воспитании подростков
- 2. Характеристика игры как метода экологического воспитания
- 3. Опыт использования игры в экологическом воспитании подростков в учреждениях дополнительного образования детей
- Выводы по главе 1
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование игры как метода экологического воспитания подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования детей
- 1. Характеристика использования игры в экологическом воспитании подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей
- 2. Описание базы опытно-экспериментальной работы
- 3. Описание методики и результатов эксперимента по использованию игры как метода экологического воспитания подростков
- Выводы по главе II
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 — 299 с.
- Авалуева Н.Б. Эффективность воспитательной деятельности (постановка проблемы). Внешкольник (Ярославль). — 2001. — № 1(11). — С. 14−18.
- Акилов А.А. Социально-ролевая игра как фактор развития личности.// Внешкольник (Ярославль). 1999. — № 1(8). — С. 23−25
- Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста //Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М.: Прсвещение, 1984. — С.103−107.
- Алиева JI.B. Детское общественное объединение — субъект воспитательного пространства.//Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: ИУУ, 2000. — 248 с.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -288 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. -144 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. «Семицветик». Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 172 с.
- Афанасьев С.П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994. — 224 с.
- Байбородова JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1991. -111с.
- Беляева B.C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1971. — 128 с.
- Бердшацкая Д.С. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т.Шацкого. М.: Просвещение, 1973. — 67 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1 М.: Искусство, 1994. — 541 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. — 576 с.
- Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. -М.: МГУ, 1992. -63 с.
- Бодалев А.А., Малькова З. А., Новикова Л. И. Концепция воспитания школьников в современных условиях./УВоспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски. М., 1994. — С. 57−72.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная Академия, 1995. — 212 .
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М.: Просвещение, 1969. — 96 с.
- Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987.- 174 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Бостанджиева Г. М. Диагностика уровня сформированности отношения к общественно полезному труду у подростков. // Психологические средства выявления особенностей личностного развития у подростков и юношества. М.: АПН СССР, 1990.-С.35−41.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 208 с.
- Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования// Воспитание школьников. -1994. -№ 5.-С.2−4.
- Буйлова JI.H. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования. Дис.канд. пед. наук. — М., 1998. — 183 с.
- Буланова Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования детей.// Внешкольник (Ярославль). -2000.-№ 1(10).-С.22−25.
- Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М.: Флинта, 1997. — 96 с.
- Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
- Буковская Г. В. Особенности формирования экологической культуры в учреждениях дополнительного образования.//Внешкольник. — 2000. № 2. — С. 6−7.
- Бутовский А.Ю. Функционирование учреждений внешкольного образования в социально-экономических условиях современной России. — Ав-тореф. дис.канд.пед.наук. Тула, 2001. — 25 с.
- Былеева J1.B., Таборко В. А. Игра?. Игра! М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
- Вдовенко Т.В. Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы. Автореф. дис.докт.пед.наук. — М., 1999. -44 с.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. 1997 — № 6 — С. 31−36.
- Викторова Л.П., Шлепкова Н. Л. Экологические ценности в образовании школьников //Роль общественных организаций в экологическом образовании школьников: Тезисы докладов V Международной конференции по экологическому образованию. М.:МНЭГТУ, 1999. — С.11−12.
- Вишневский Д.Д. Социально-ориентированная игра-тренировка как средство развития социальной активности школьников-подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1999. — 16 с.
- Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
- Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. — М.: Школа-Пресс. 1998. 160 с.
- Возьмемся за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО «Игра -дело серьезное». М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 79 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967. 360 с.
- Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Калуга: Адель, 1997. — 32 с.
- Волина В.В. Зимние забавы. СПб.: Дидактика, 1997. — 336 с.
- Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 270 с.
- Волшебная страна Беллиора: В помощь организатору летнего отдыха. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 168 с.
- Воронина Е.Ю., Белоконь O.JI. Ролевые игры что это такое. Методическое пособие. — М.: МосГорСюн, 1997. — 60 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. — М.: Новая школа, 1998. 208 с.
- Воспитание учащихся по месту жительства. М.: Просвещение, 1987. -192 с.
- Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации. М.: НИИТ и НП, 1992. — 134 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации. м.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
- Вуарен М. Что такое игра? //Культура, 1982, № 4, С. 133.
- Выбираем свой путь: Сборник программ деятельности детских организаций. М.: СПО-ФДО, 1992. — 60 с.
- Выготский JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−77.
- Газман О.С. Проблема формирования школьника в игре. //Педагогика ипсихология игры. Новосибирск: изд-во НГПИ, 1985. С. 14−27.
- Галагузова М. А. Колеский Д.М. Муниципальные детские социально-педагогические учреждения.//Педагогика. 1994. — № 4. -С.71−75 с.
- Галкин Ю.Ю. Экологическое движение: философский-социогический анализ: Автореф. дис.докт.филос.наук. М.: Рос. акад. упр., 1994. — 43 с
- Геллер Е.М. Наш друг игра. -Минск: Народное образование, 1979. — 96 с.
- Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Автореф дисс.докт. пед. наук. М.: 1998.-66 с. т
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М.: Государственный Российский дом народного творчества, 1994. — 243 с.
- Гуманизация воспитательного процесса. -Калуга: Издатель Бочкарева Л. Ф., 1997. 102 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М: «Аспект-Пресс», 1997. — 317 с.
- Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 63 с.
- Дервоед Н.С. Юннатское движение 80 лет.//Биология в школе. — 1998. — № 5. — 67−70.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Р.-н-Д.: «Феникс». 1996. — 480 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. Даугав-спилс, 1994.-191 с.
- Деятельность ученических коллективов и объединений во внешкольной среде. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 105 с.
- Добрецова Н.В. Наши ориентиры: размышления над страницами истории юннатского и экологического движения.//Экология и образование. -1998.-№ 1.-С. 34−37.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. — М.: Агропромиздат, 1988. 239 с.
- Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург-XXI век, 1997. -278 с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
- Дуленко И.И. Мир игры тоже живёт!// Крылатый вестник. № 2 (10). -2001.-С. 18.
- Дьякова Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М.: ЦГО, 1996. — 343 с.
- Евладова Е.Б., Николаева JI.A. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 39−44.
- Еговцева Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Курган: Курганский гос. ун-т, 2000. — 18 с.
- Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: На опыте работы школ Чувашской Республики: Дисс.канд.пед.наук. Чебоксары: ЧТУ, 1995. — 165 с.
- Ерданов Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников.// Начальная школа. 1992. — № Ц-12.
- Ерданов Л.Н., Чубынина Н. Л. Экология. Учебное пособие для 10−11 кл. Новосибирск: Книжица, 1996. — 232 с.
- Жибуль И .Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск: Наука и техника, 1991. — 184 с.
- Жукова Л.П. Экологическое воспитание в условиях совершенствования советского общества: Автореф. дисс.канд.филос. наук. Казань: Казан, гос. ун-т, 1988.-21 с.
- Жуковская Р.И. Актуальные вопросы педагогической теории игры. //Советская педагогика. 1963. — № 3. — С. 88−97.
- Жуковская Р.И. Игра и её роль в педагогическом общении: Дис.докт.пед.наук. — М., 1967. 260 с.
- Жуковская Р.И. Игра как средство воспитания детей. //Советская педагогика. 1956. — № 5. — С. 21−37.
- Жульникова С. Проект «Школа первобытных ремёсел»: образование культурой. //Народное образование. -2000. № 4−5. — С. 188−189.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение (теория, практика, перспективы игрового обучения). М.: Просвещение, 1992. -259 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании"// Высшее образование в России. 1992. — № 3. — С. 5−33.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. -384 с.
- Зимняя И.А., Морозова Н. А. Современное состояние концепций проблемы воспитания.//Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 3−7.
- Золотарева В.А. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1999. — 200 с.
- Иванов В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры:Автореф. дисс.канд.пед. наук, Екатеринбург, 1997. 18 с.
- Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сб.науч.тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. -123 с.
- Игра и детское движение. М.: Народное образование, 1992. -70 с.
- Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск: Интерколледж, 1994. — 68 с.
- Игры: Энциклопедический сборник. Южно-Уральское книжное изд-во, 1995. — 800 с.
- Ильина Т.В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его эффективности. Внешкольник (Ярославль). -№ 1(11). -С.7−14.
- Кавтарадзе Д.Н. Имитационные игры в экологическом образовании. //Биология в школе. 1990. — № 3. — С.32−35.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: „Флинта“, 1998. — 192 с.
- Казаренков В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 25−29.
- Калинин В.Б. Вестник АсЭкО: ресурсная база гуманистической модели экологического образования. // Вестник АсЭкО. 1998. — № 1. — С. 3−9.
- Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
- Карякина Н.И. Опыт использования эмоционально-чувственного подхода в практике экологического образования.// Экология и образование. -1998. -№ 1.-С. 42−44.
- Кисина Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива. //Внешкольник (Ярославль) 1997. — № 1 -С.27−29.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ „Эксперимент“, 1995. — 176 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. -М.: Арена, 1994. -222 с.
- Козак О.Н. Путешествие в страну игр. СПб.: Союз, 1997. — 112 с.
- Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 1998. — 256 с.
- Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М.: Рос. пед. ун-т., 1991. 18 с.
- Концепция и программа развития деятельности учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр „АРС“. Кострома: КОИПКРО, 2000.-48 с.
- Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. -Ярославль, 1995. 47 с.
- Корякина Н., Жевлакова М., Кириллов П., Корсаков А., Цвей А. Шаг в XXI век: детский экологический проект. //Вестник АсЭкО. 1998. — № 2.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования мировоззрения. Новосибирск: Наука, 1987. — 220 с.
- Крикскунов Е.А., Пасечник В. В. Экологические тесты. 9 класс. М.: Дрофа, 1998.-48 с.
- Крылова Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: Дисс.канд.пед.наук.- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. 200 с.
- Крюков М.М. Деловые игры и гуманитарное знание// Вестник высшей школы. 1991. — № 10. — С.22−36.
- Кряж И.В. Психологическое исследование обыденных экологических представлений. //Вопросы психологии. 1998 — № 1 — С. 65−75.
- Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком: Автореф. дисс.канд.филос.наук. -М.: МГУ, 1999. 22 с.
- Куликова JI.B. Коллективная игра в воспитательной системе школы: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1999. 18 с.
- Куликова С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале деятельностисельской малочисленной школы): Автореф. дис.канд.пед.наук. -Брянск, 1993.- 16 с.
- Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома: Изд-во КГУ имени Н. А. Некрасова, 2001.-65 с.
- Куприянов Б.В. Психолого-педагогические потенциалы ситуационно-ролевой имитации.// Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (материалы Всероссийского симпозиума). — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. С. 111−114.
- Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Кострома: КГПУ, 1998. — 32 с.
- Куприянов Б.В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории „педагогические условия“.// Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. — № 2. — С. 101−105.
- Куприянов Б.В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2001.-216 с.
- Куприянов Б.В., Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома: КГПУ, 1998. — 56 с.
- Куприянова Г. В. Природоохранная деятельность в сельской малочисленной школе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Ярославль, 1999. — 20 с.
- Лаврентьева З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Дисс. .канд.пед.наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 193 с.
- Лебедева И.А. Путешествие в Страну Игр: сюжетно-ролевая игра. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 124 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
- Леошко А.У., Пишкова О. В., Радевич А. Ф. Дополнительное образование: Некоторые штрихи к портрету (социологическое исследование).// Образование в Удмуртии. 1999. — № 1. — С.7−10.
- Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Новосибирск: НГПУ, 1995.- 152 с.
- Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Мысль, 1991. — С.202.
- Лихачев Б.Т. Экология личности. //Педагогика. 1993. — № 2. — С.19−23.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Луканина В.К. Основные формы экологического воспитания школьников. Методические рекомендации в помощь воспитателям, руководителям юннатско-биологических кружков. М.: МГПУ, 1988. -21с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Макаренко А.С. Игра.// Педагогические сочинения в 7 т.т.:Т.4. М.: Изд-во АПН, 1960. — С. 373−381.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981. — 624 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. — 64 с.
- Мамигонов В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. //Советская педагогика. 1981. — № 2 — С.96−105.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Махлах Е.С. Игровая мотивация в пионерской работе. //Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 117−127.
- Махлах Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании пионеров. — М.: АПН РСФСР, 1963.-78 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1997. — 192 с.
- Миронова P.M. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. -Минск: Народная асвета, 1989. 176с.
- Меренков JI.B. Современные подходы к воспитанию.//Внешкольник. -2000. № 3. — С. 12−13.
- Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников (в помощь учителю биологии). Чебоксары: ЧТУ, 1990. — 67 с.
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995.-56 с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 220 с.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1995.- 128 с.
- Морозова Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания.//Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 97−111.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. — 488 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных раз-личий.//Психология отношений. М.: Институт практической психологии, 1998.-386 с.
- Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дисс. канд.пед.наук. М.: МПУ, 1994. — 170 с.
- Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников. Автореф. дис.канд.социол.наук. — М, 1995. — 22 с.
- Никишов А.И., Кузнецов В. Н., Теплов Д. Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. М.: Устойчивый мир, 1999 — 272 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М.: Академия, 1999. 184 с.
- Обновление содержания деятельности УДО (из опыта работы). — Кострома: КОИПКРО, 1999. 64 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. — 915 с.
- Ожегов Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодёжи. М.: Молодая гвардия, 1990.-271 с.
- Олимпиады по биологии для школьников: Книга для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 166 с.
- Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого./Под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976. — 120 с.
- Организация воспитательной работы с учащимися в современных условиях.-Уфа: 1998.- 19 с.
- Орлов Е.В. Природа в воспитательном пространстве школы.// Воспитательное пространство школы как объект педагогического исследования. Калуга: ИУУ, 2000. — С. 205−211.
- Основы экологических знаний: справочное пособие. // Вестник АсЭкО. -1998.-№ 1.-С. 9−53.
- От внешкольной работы к дополнительному образованию: Сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. — М.: Владос, — 2000. — 544 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
- Пастух Е.Я. Натуралистическая и сельскохозяйственная работа в домах пионеров. М.: АПН РСФСР, 1960. — 192 с.
- Пегов В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования. //Педагогика 1996 — № 5, — С. 25−30.
- Педагогическое руководство игровой деятельностью детей и подростков. М: Педагогика, 1979. — 54 с.
- Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
- Педагогика. /Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогика. Курс лекций. /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1961.-648 с.
- Пенькова Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи. Самара: СПГУ, 1994. — 144 с.
- Петриченко А. Экологический совет (деловая игра). // Народная школа (Чебоксары). 1996. — № 6. — С. 69−72.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.: МГУ, 1996. 268 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988 — 80 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993.-64 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. -160 с.
- Пономарева И.Н. Из истории становления и развития экологического образования в России и Санкт-Петербурге.//Экология и образование. -1998. -№ 1.-С. 30−34.
- Пономарева И.Н., Репина Р. К. Методические рекомендации и содержание работы кружка школьников „Юный эколог“. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1985. — 52 с.
- Практическая экология для школьников. Сборник практических дел и экологических игр. Иваново: Ивановский педагогический университет, 1995.-60 с.
- Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл./ сост. В. Н. Кузнецов. М.: Дрофа, 1999.- 160 с.
- Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины //Педагогика. 1999. — № 3 — С. 121−126.
- Прутченков А.С. „Ньюландия“ в условиях лагеря .//Народное образование. 2000. -№ 4−5. — С.235−251.
- Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф дис.докт.пед.наук. М, 1997. — 36 с.
- Прутченков А.С. Технология воспитания активного гражданина.// Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 24−30.
- Психологические особенности формирования личности школьника. -М.: АПН СССР, 1983. 138 с.
- Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка.//Школьные технологии. 1998. — № 3.
- Рабинова JI.Я. Клубные формы юннатской работы. М.: Госучпедгиз, 1963.- 150 с.
- Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 224 с.
- Раниш И.Е., Зюзина Т. А. Раздумья о педагогике культурного досуга. //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 23−28.
- Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. М.: МПГУ, 1997.- 151 с.
- Рогаленкова Л.В. Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.: НИИ общих проблем воспитания АПН, 1989, — 17 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Рожков М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 112 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — С. 599- 570.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -485 с.
- Рыжиков А.И. Взаимодействие природы и человека.//Педагогика. -1992.-№ 11−12.-С. 26−29.
- Рыжова Н. Серая шапочка и красный волк: Экологическая сказка. М.: Издательский дом „Карапуз“, 1999. — 17 с.
- Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема социальной психологии.// Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987.-С. 3−17.
- Сальникова Л. Детские игры эпохи перестройки. М.: Знание, 1993. — 64
- Сальцева С.В. Теория и практика профессионального самоопределения в учреждения дополнительного образования. М.: ИОСО РАО, 1996. — 60 с.
- Самерсова Н.В. Оптимизация экологического воспитания подростков в условиях социокультурной сферы. Автореф. дис.канд.пед.наук.-Минск, 1997.- 19 с.
- Самоукина Н.В. Организационно обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996. — 112 с.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2000. — 336 с.
- Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дисс.канд.филос.наук. Киев: АН УССР Ин-т философии, 1987. — 21 с.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход): Дис.докт.пед.наук. JL, 1978.-260 с.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М.: Академия, 2000. — 160 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. -232 с.
- Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — 171 с.
- Сорока Э.Ю. Организация взаимодействия с природой в процессе социального воспитания сельских подростков: Автореф.канд.пед.наук. — Кострома, 2001.- 19 с.
- Социальная педагогика./ Под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
- Спиваковская А.С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
- Степин B.C. Культура. //Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 61−72.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы сельской школы. М.: Учпедгиз, 1956. — 148 с.
- Тематический сборник для организаторов юннатской и экологической работы с учащимися./ Сост. Алексеева М. А., Кощеева А. А., Сидорова О. П. Чебоксары: ЧТУ, 1991. — 48 с.
- Терский В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.-216 с.
- Технология игры в XXI веке. М.: ТЦ „Сфера“, 1999. — 120 с.
- Технология проектирования образовательных программ. Кострома: КОИПКРО, 1998.- 196 с.
- Титов Б.А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дисс.докт.пед.наук. СПб., 1994. — 255 с.
- Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Титова Е.В. Подход к пониманию результатов и качества деятельности учреждений дополнительного образования.//Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей:
- Материалы конференции. Ярославль: ОЦТДЮ, 1997. — С.11- 13.
- Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. //Педагогика. 1999. — № 8. — С 44−51.
- Томас П., Белобородова Е. Игровая работа в Англии.// Народное образование. 2000. — № 4−5. — С.64−68.
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
- М.: Просвещение, 1979. 144 с.
- Трапезников JI.A. Игра как метод нравственного и эстетического воспитания учащихся в теории и практике советской педагогики (Историко-педагогические аспекты и развитие проблемы на современном этапе): Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1991 -21 с.
- Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллек-тив.(Избранные труды). Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.-207 с.
- Управление воспитательной системой школы. Проблемы и решения. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. -96 с.
- Уткин А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей: Дисс.канд.пед.наук. -, 1996. 180 с.
- Фантазия+Творчество=Каникулы (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). М.: СПО-ФДО, 1994. — 190 с.
- Филиппова И.А. Методика социально-педагогического исследования. -Челябинск, ЧГПИ, 1989. 81 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -С. 463.
- Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Автореф. дис. докт.пед.наук. Ярославль, 2001. — 36 с.
- Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Монография. Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс. Академия, 1992. — 464 с.
- Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205 с.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 176 с.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.- 181с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4тт.- М.: Изд-во АПН, 1964. Т.2. — 492 с.
- Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 64 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1995.-240 с.
- Шмаков С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа, 1995. — 80 с.
- Шорохова Т.А. Программа маркетингового исследования потребностей детей и родителей в дополнительных образовательных услугах.// Внешкольник (Ярославль). 2001. — № 1(11). — С.40−46.
- Шпотова Т.В. Авторская система непрерывного экологического образования.// Роль общественных организаций в экологическом образовании: Тезисы докладов V Международной конференции по экологическому образованию. -М.: МНЭПУ, 1999. С.24−27.
- Шпотова Т.В. Игровая экология. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста. М.: Исар, 1999. — 32 с.
- Щуркова Н.Е. Диагностика воспитания. М.: Изд-во Mill У им. В. И. Ленина, 1992.-15 с.
- Щуркова Н.Е., Питюков В. Ю. Савченко А.П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: 1993. — 111 с.
- Экзерцева Е.В. Экологическое воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: Дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1997.-200 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Владос, 1999. — 360 с.
- Экологическое движение и клуб. М.: Культура, 1990. — 54 с.
- Якимец В.И. Религия и мистика в неформальном экологическом движении на примере Москвы. //Психологические особенности самодеятельности подростковых и юношеских групп. М.: АПН СССР, 1990. — С. 28−33.
- Яковлев, Спирин Л. Ф. Активные формы обучения биологии: Внеклассная работа по биологии в сельской школе: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Флинта, 1997. 224 с.
- Яновская М.Г. Эмоционально ценностный аспект игры. //Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сб.науч.тр. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.-С. 118−12.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. //Вопросы психологии. 1998. — № 4 — С. 3−14.
- Anderson L.W. The classroom environment study: teaching for learning //Comparative Education Review. 1987. — Vol. 31. — Р/ 69−87.
- Bell-Gredler M.E. Analyzing deep structure in games and simulations // Simulation games for learning. 1990. Vol. 20. — № 3. — P. 329−334.
- Clark L.H., Starr R.B. Secondary and middle school teaching. N.Y.: Toronto, 1991.-220 p.
- Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. L.- N.Y., 1981. — 160 p.
- Gall M.D. Discussion method// The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford: 1988. — P. 232−237.
- Kreizberg P. The legitimation of educationsl aims: paradigms and metaphors. -Lund, 1993,-302 p.
- Kreuzer K.J. Handbuch der Spielpadagogik. Dusseldorf, 1983. — 102.1. Анкета.
- Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет сделать работу Детско-юношеского центра „Малыш-ково“ более интересной для тебя и твоих товарищей.
- Есть ли у тебя свободное от учебы и домашних обязанностей время?1. Да Нет
- Чем ты занимаешься в свободное от учебы и домашних обязанностей время? a) смотрю телевизорb) гуляю с друзьямиc) читаюd) посещаю кружок, секциюe) другое
- Посещал ли ты раньше какие-либо внешкольные объединения? Какие и как долго?4. Какая мечта есть у тебя?
- Как ДЮЦ"Малышково» может помочь тебе в осуществлении мечты? a) организовать соответствующий кружок, секцию или курсы. b) проводить конкурсы. c) проводить экскурсии и встречи с интересными людьми. d) другое
- В каком кружке ты бы стал заниматься в свободное время?
- В спортивной секцииВ театральной студии
- В техническом кружкеВ студии моды
- В эколого-биологическом кружкеВ студии танца
- В кружке рукоделияВ вокальной студии1. В изостудииДругое1. Укажи сколько тебе лет1. Спасибо.1. Анкета
- Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Этим Вы поможете улучшить организацию работы Детско-юношеского «Малышково».
- Имеет ли Ваш ребенок свободное от учебы и домашних обязанностей время?1. ДА НЕТ
- Чем Ваш ребенок занимается в свободное время? a) посещает художественную, музыкальную школу, кружок, спортивную секцию. b) гуляет с друзьями. c) читает, смотрит телевизорd) другое
- Дети сильно перегружены в школе. Вне дома ребенок знакомиться с нежелательными людьми.
- Дополнительные занятия отвлекают от школы, снижают успеваемость.
- Посещение каких объединений желательно для Вашего ребенка? a) спортивногоb) техническогоc) прикладногоd) художественногоe) творческогоf) познавательногоg) культурологического
- Сообщите, пожалуйста, о Вашем ребенке: возрастполв какой школе учиться1. Спасибо!1. Анкета1. Хвои соседи по планете
- На планете Земля мы живем не одни у нас много соседей. Ответь на вопросы анкеты, это поможет тебе понять, есть ли среди них у тебя друзья, и что нужно сделать, чтобы их стало больше.
- Как часто ты бываешь за городом?
- Когда ты бываешь в лесу, на реке или в деревне, то что тебе больше всего нравиться там делать?
- Живут ли у вас дома животные или растения?
- Каких животных ты наблюдал в их естественных условиях обитания?
- За какими животными ты бы стал ухаживать, если бы появилась такая возможность?
- С какими животными ты бы не стал иметь дела?
- Какие растения самые лучшие на Земле, почему ты так считаешь?
- Случалось ли тебе быть защитником или помощником природы?
- Если бы ты отправлялся в космическое путешествие, что из неживой природы Земли ты бы взял на необитаемую планету?1. Спасибо!1. Анкета.
- Любишь ли ты играть? Да Нет не думал.
- Часто ли в вашем классе проводились игры?
- Часто не очень часто редко не проводились не помню.
- Назови игры или дела, которые проводились в виде игры в вашем классе в этом году.
- Как ты оцениваешь необходимость игры в жизни класса, кружка? a) Необходимаb) Скорее необходима, чем нетc) Не нужнаd) Трудно сказать
- Чем помогает игра в твоей жизни?
- Как по твоему относятся к играм другие люди?
- Опросник «Эмоциональная значимость мотива»
- Я с удовольствием участвовала в расчистке парка, но пошел ливень и из парка пришлось уйти.
- Мы всем классом ходили в лес, но я оставил дома учебники и мне пришлось уйти раньше. Я пришел в школу во время, а ребята опоздали и их ругал учитель.
- В школе проходил день знаний. По биологии можно было подготовить стенгазету или провести опыты. Наш класс выбрал второе, что бы не ходить в библиотеку.
- На субботнике в парке нам дали задание, которое мне не нравиться, а хорошее -поручили другому классу.
- За изготовление зимних букетов обещали интересные призы, я очень старался, но меня даже не отметили.
- Я должен был досыпать семян в кормушки, которые мы развесили в парке, но заболел ангиной и меня не отпустили.
- Перед биологическим вечером в классе раздавали задания, можно было подготовить сообщение по книге или исполнять песни и стихи о природе. Я не успел выбрать и мне дали второе задание.
- Учитель предложил нам в выходной пойти в лес за природным материалом для поделок, а ребята отказались, потому что много задали уроков.
- В воскресенье мы с ребятами решили прибрать двор, подстричь кусты. Но никто из соседей нас не похвалил.
- Все ребята нашего класса помогали обрабатывать кусты клубники в питомнике, а мне одному поручили работать на участке со смородиной.
- Примеры вариантов индивидуальных маршрутов подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования.1. Вариант 1. А В — Б.
- Света Ж. Занимается в ДЮЦ «Малышково» с марта 1997, практически со дня открытия центра.
- Январь 1998. Света приходит в клуб любителей природы. Хочет быть сразу и банкиром, и секретарем академии и др. Постепенно интересы девочки определились, чаще всего она в игровых событиях исполняет роли, требующие переодевания, грима, лицедейства.
- B. 1999. Девочка переходит в театральную студию.
- А. 1998. Володя П. Пришел в клуб любителей природы «за компанию» с другом, стал заниматься, так как можно ходит не регулярно, а когда есть свободное время.
- Б. 2001. Володя теперь более реально оценивает свои возможности поступления высшее учебное заведение, его представления о будущей профессии изменились. Но он продолжает посещать клуб любителей природы, ухаживает за жильцами живого уголка.