Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуре игры как метода экологического воспитания мы выделяем игровой контекст, содержание и организационную форму взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые проектируются педагогом в соответствии с представлением о целях и задачах экологического воспитания подростков. Игровой контекст представляет собой совокупность, отличающихся от реальных, значений, которыми наделяются… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы исследования игры как метода экологического воспитания подростков
    • 1. Педагогические потенциалы игры в экологическом воспитании подростков
    • 2. Характеристика игры как метода экологического воспитания
    • 3. Опыт использования игры в экологическом воспитании подростков в учреждениях дополнительного образования детей
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование игры как метода экологического воспитания подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования детей
    • 1. Характеристика использования игры в экологическом воспитании подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей
    • 2. Описание базы опытно-экспериментальной работы
    • 3. Описание методики и результатов эксперимента по использованию игры как метода экологического воспитания подростков
  • Выводы по главе II

Игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неослабевающее внимание общества к вопросам экологического образования подрастающего поколения обусловлено не только ухудшением состояния окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов. Всё очевиднее становится взаимообусловленность экологических проблем и нравственного состояния человека, необходимость выхода экологического образования на качественно новый уровень. Повышение эффективности экологического образования связывают с углублением тенденций изменения общей ситуации в образовании: гуманизации, интеграции всех воспитывающих сил общества, непрерывности образовательного пространства.

Неотъемлемой составной частью единой системы непрерывного экологического образования детей, обладающей самостоятельным значением, являются учреждения дополнительного образования детей. Образовательный процесс здесь направлен, прежде всего, на развитие мотивации детей к познанию, творчеству, социальной активностион отличается гибкостью и не-насильственностью воспитательных воздействий.

Специфической задачей учреждений дополнительного образования детей в экологическом воспитании является расширение опыта непосредственного взаимодействия ребенка с миром природы на основе новых экокультур-ных ценностей, включение его в социально-экологическую деятельность, что рассматривается сегодня как источник личностного развития, один из путей социального становления. В тоже время, в практике дополнительного экологического образования подростков сегодня доминирует обучающая направленность, узкая специализация содержания, ориентированная на подготовку будущих специалистов, преобладают исследовательские методы большой науки. Свойственные досуговой сфере игровые формы жизнедеятельности детского сообщества в работе с подростками используются как вспомогательные, прежде всего, развлекательные, рекреационные.

Потенциал игры как средства освоения культуры, поиска себя в ней, созидания новых культурных форм, изменения отношения к меняющемуся миру не находит применения в дополнительном экологическом образовании, что ведет к обеднению методического инструментария, снижению эффективности экологического воспитания подростков. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного изучения потенциала и методики использования игры в экологическом воспитании подростков.

На сегодняшний день создан теоретический и методический фундамент для разработки научно-педагогических основ использования игры в экологическом воспитании подростков в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей. Структура, содержание и механизмы становления экологической культуры личности определены в философско-культурологических и педагогических исследованиях (М.С.Каган, А. Н. Кочергин, Э. С. Маркарян, Ю. Т. Марков, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул, Б.Т.Лихачев), активно разрабатываются вопросы педагогического управления её формированием (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, Е. В. Орлов, А. П. Сидельковский, И. Т. Суравегина, И.В.Пономарёва). Исследуются также особенности внешкольного экологического воспитания детей в учреждениях различного типа (Н.В.Добрецова, Л. В. Рогаленкова, Е.В.Экзерцева).

Изучаются возможности влияния учреждений дополнительного образования на социальное становление детей (А.К.Бруднов, В. А. Золотарёва, Н. Г. Крылова, М. Б. Коваль, Л.И.Буйлова), обоснована их специфика как самостоятельного типа образовательных учреждений. Однако, работы, посвященные целостному рассмотрению процесса экологического воспитания подростков в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, немногочисленны. Это позволяет обозначить противоречие между разработанностью общетеоретических вопросов экологического воспитания и отсутствием концептуального рассмотрения его особенностей в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей.

Игра как феномен педагогической действительности исследуется с различных позиций, в том числе, как способ организации особого рода взаимодействия субъектов образовательного процесса (Н.П.Аникеева, О. С. Газман, Б. В. Куприянов, И. И. Фришман, С. А. Шмаков, М.Г.Яновскоя). Обоснованы возможности игры как полифункционального средства воспитания подростков, соответствующего особенностям личностного развития в этом возрасте. В работах, посвященных использованию игры в экологическом образовании (М.В.Емельянова, Д. И. Кавтарадзе, И. А. Комарова, В.Н.Шпотова), внимание исследователей сосредоточено на вопросах формирования когнитивных структур экологической культуры личности. Сложилось противоречие между исследованностью педагогических потенциалов игры в воспитании подростков и изученностью её возможностей в формировании экологической культуры личности в этом возрасте.

При анализе методической литературы, освещающей практику экологического воспитания, мы обнаружили большое разнообразие игровых методик, используемых в учреждениях дополнительного образования детей. При этом, вопросам систематизации и обобщения опыта использования игры в дополнительном экологическом образовании подростков уделяется недостаточное внимание. Вследствие чего, складывается противоречие между вариативностью методик использования игры в практике экологического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования и не разработанностью вопросов их систематизации, соответствия условиям осуществления воспитательного процесса в учреждениях этого типа.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: при каких педагогических условиях использование игры как метода обеспечит эффективность экологического воспитания подростков в многопрофильных учреждениях дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых использование игры как метода обеспечит эффективность экологического воспитания подростков в многопрофильных учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: игра как метод экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия использования игры как метода экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Использование игры как метода экологического воспитания предполагает создание игрового контекста взаимодействия подростков с социально-природным окружением и предоставление возможности свободной импровизации в рамках этого контекста. Эффективность использования игры как метода экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования обеспечивается:

— социально-ориентирующим игровым контекстом взаимодействия участников воспитательного процесса;

— интеграцией различных видов взаимодействия подростков с социально-природным окружением (полидеятельностным характером игры);

— рефлексивно-деятельностным опосредованием взаимодействия подростков с социально-природным окружением.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены его задачи.

1. Выявить педагогические потенциалы игры как метода экологического воспитания подростков.

2. Охарактеризовать модель игры как метода экологического воспитания подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования детей.

3. Разработать и апробировать методику использования игры в экологическом воспитании подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования детей.

Методологическую основу исследования составляют философско-культурологические концепции гармонизации отношений «Человек-Природа» (Э.В.Гирусов, А. А. Гусейнов, Р. С. Карпинская, Н. К. Лисеев Н.Н.Моисеев, А. П. Огурцов, А. Д. Урсул, и др.) — представления о становлении человека как субъекта отношений и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, В.И.Слободчиков), о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (Л.П.Буева, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев) — современные концепции воспитания и педагогического взаимодействия (Л.В.Байбородова, Б. Т. Лихачев, Л. И. Новикова, М.И.Рожков) — идеи о культуроформирующем значении игры (В.М.Григорьев, Й. Хейзинга, Н.Б.Сазонтьева);

Теоретической базой исследования стали психологические теории игровой деятельности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), идеи и положения педагогических концепций игры О. С. Газмана, Р. И. Жуковской, Б. В. Куприянова, И. И. Фришман, С. А. Шмаковаположения об особенностях личностного развития в подростковом возрасте (Л.И.Божович, Д. И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин) — о специфике внешкольного воспитания (С.Т.Шацкий, М.Б.Коваль), гуманистическая модель экологического образования (С.Н.Глазычев, Н. А. Калинин, В.А.Сухомлинский).

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ педагогической литературымоделированиенаблюдение, в том числе и включенноеопросные методы (беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование) — метод незаконченных предложенийанализ творческих работ детейанализ педагогических ситуацийэкспертные оценкиопытно-экспериментальная работа, связанная с реализацией авторской программы экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе исследования (1997 — 1998 г. г.) проводился анализ состояния проблемы по психолого-педагогическим и философско-кулыурологическим литературным источникам, определялись методологические и методические подходы к её решению. На этом этапе также проводился констатирующий эксперимент, уточнялись гипотеза исследования и задачи опытно-экспериментальной работы. Была разработана программа и методический аппарат формирующего эксперимента по использованию игры как метода экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей.

Второй этап (1999;2001 г. г.) посвящен проведению формирующего эксперимента. Была проведена также статистическая обработка промежуточных и конечных его результатов, их анализ и обобщение, сформулированы выводы по итогам исследования.

На третьем этапе (2001 г.) оформлялась диссертационная работа, разрабатывались методические рекомендации по результатам исследования, проводилось внедрение их в практику дополнительного образования.

Экспериментальная база исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе школ № 11, 21, 33 города Костромы, обобщался опыт костромских городских и областных учреждений дополнительного образования. Формирующий эксперимент по использованию игры в экологическом воспитании подростков проводился на базе Детско-юношеского центра «Малышково» г. Костромы, апробация авторской программы экологического воспитания подростков проводилась также в детском оздоровительном центре «Родничок».

Опытно-экспериментальная работа охватывала 466 человек. Из них: 286 — подростки, 150 — родители, 30 — педагоги.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирических данных, адекватных цели и задачам исследования, целенаправленным изучением опыта работы учреждений дополнительного образования детей.

Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнены содержание и структура педагогических потенциалов игры в экологическом воспитании подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образованияна основе анализа содержательной стороны игрового контекста предложена классификация игр, используемых в экологическом воспитании подростковпоказана зависимость между контекстом игрового взаимодействия подростков и изменением субъективного отношения подростка к социально-природному окружению.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования разработана модель использования игры как метода экологического воспитания подростков, обоснованы социально-педагогические возможности игры как метода экологического воспитания подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования, дана характеристика процессу использования игры как метода экологического воспитания подростков в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования.

Практическую значимость работы мы видим в том, что: в ходе исследования разработана и апробирована программа воспитательной работы с подростками в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования, основанная на использовании игры как метода экологического воспитанияразработана программа диагностики эффективности использования игры в экологическом воспитании подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образованияматериалы исследования использованы при создании программы семинара по повышению квалификации педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторовподростки, участвовавшие в опытно-экспериментальной работе, получили позитивный опыт взаимодействия с социально природным окружением.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Игра как метод экологического воспитания представляет собой обобщенный способ организации взаимодействия ребенка с социально-природным окружением и обладает комплексом педагогических потенциалов: основных (формирование экологической культуры личности), дополнительных (стимулирования активности участия в совместной деятельности, облегчение включения воспитанника в различные виды и формы взаимодействия с социально-природным окружением).

2. Использование игры как метода экологического воспитания в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей позволяет обеспечить непосредственное взаимодействие воспитанника с социально-природным окружением, является предметной областью социальных проб подростков, дает возможность организации их в различных сферах: созерцания объектов и явлений мира природы, познания объектов, явлений и закономерностей мира природы, общения по поводу мира природы, преобразующей деятельности в природе, художественного отображения мира природы.

3. Использование игры как метода экологического воспитания предполагает создание игрового контекста взаимодействия подростков с социально-природным окружением и предоставление возможности свободной импровизации в рамках этого контекста. Эффективность использования игры как метода экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей обеспечивается социально-ориентирующим игровым контекстом взаимодействия участников воспитательного процесса, интеграцией различных видов взаимодействия подростков с социально-природным окружением, рефлексивно-деятельностным опосредованием взаимодействия подростков с социально-природным окружением.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации были изложены автором в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики (г. Кострома, 1998;2002 гг.), на заседаниях объединения методистов учреждений дополнительного образования г. Костромы (1999;2001 гг.), на областном семинаре работников дополнительного образования «Игровые методы экологического воспитания подростков» (г. Кострома, 2001 г.), симпозиуме «Психология — XXI век» (г. Ярославль, 1999 г.), на международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (г. Кострома, 2000 г.).

Материалы исследования и методические разработки автора используются в воспитательной работе с подростками в учреждениях дополнительного образования г. Костромы и области, при разработке тематических смен в детском оздоровительном центре «Родничок».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в диссертацию включены схемы и таблицы.

Данные выводы легли в основу программы формирующего эксперимента и его методического обеспечения: дополнительной образовательной программы, комплексной по содержанию и модульной по его организациикомплекса экологических игр, в качестве метода, среди которых, выступала длительная сюжетно-ролевая игра «Республика GT^iTMiандия». В формирующем эксперименте, проводившемся на базе Детско-юношеский центр «Малышково» и средних образовательных школ № 33 и 21 г. Костромы в 1999;2001 г. г. приняли участие 170 подростков и 9 педагогов.

В качестве критериев эффективности формирования экологической культуры у подростков при использовании игры как метода экологического воспитания были выбраны субъективное отношение подростков к миру природы, характер взаимодействия их с природой, осознание подростками необходимости личного участия в решении экологических проблем, мотивация участия в практической общественно-полезной деятельности.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили наше предположения о существовании связи между игровым контекстом и содержанием игры и изменениями в содержании экологической культуры играющих. Использование социально-ориентирующей полидеятельностной игры в качестве метода экологического воспитания ведет к расширению взаимодействия подростков с социально-природным окружением, усилению его практической направленности. Игровой характер взаимодействия приводит к изменению мотивации участия подростков в практической общественно-полезной деятельности, к доминированию процессуальных мотивов. Использование игровых приемов стимулирования рефлексивно-деятельностного опосредования игрового и реального планов взаимодействия с социально-природным окружением относительно контекста актуализирующего нравственные и общественные его смыслы, приводит к более глубокому осознанию подростками необходимости личного участия в решении экологических проблем.

Формирующий эксперимент подтвердил также наличие у игры дополнительных социально-педагогических потенциалов, которые могут быть реализованы при использовании ее как метода экологического воспитания в многопрофильном УДО. К завершению опытно-экспериментальной работы в ДЮЦ «Малышково» произошло выделение разнопрофильной группы педагогов, занимающихся экологическим воспитание подростков, что можно считать началом становления совокупного субъекта экологического воспитания. Получили развитие внешние связи учреждения, стали использоваться новые в его работе формы сотрудничества — совместный образовательный проект, совместное воспитательное мероприятие. т.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ теоретических исследований по вопросам педагогического использования игры (Н.П.Аникеева, О. С. Газман, В. М. Григорьев, Л. И. Иванова, Р. И. Жуковская, Т. Е. Конникова, Б. В. Куприянов, З. И. Лаврентьева, А. С. Макаренко, Е. С. Махлах, С. Д. Неверкович, Э. В. Паничева, А. С. Прутченков, А. П. Усова, С. А. Шмаков, Г. П. Щедровицкий, Н. Е. Щуркова, И. И. Фришман, М.Г.Яновская), становления экологической культуры личности (С.Д.Дерябо, Б. Т. Лихачев, Э. С. Маркарян, В.А.Ясвин), личностного развития в подростковом возрасте (Драгунова, Л. И. Божович, Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), позволяет утверждать, что игра обладает комплексом педагогических потенциалов в формировании экологической культуры личности подростка. Под педагогическими потенциалами игры вслед за В. М. Григорьевым, Б. В. Куприяновым, С. А. Шмаковым мы понимаем те результаты воспитательной деятельности, которые могут быть достигнуты при целенаправленной организации её в ходе воспитательного процесса.

В экологическом воспитании подростков педагогические потенциалы игры проявляются в следующем. Дополнительные — в стимулировании за счет эмоциональной напряженности, занимательности и условность происходящего участия подростка в совместной деятельности экологического содержания, интенсификации взаимодействия его с социально-природным окружением. Основные первого уровня — в достижении играющими устойчивого личностного состояния включенности в педагогически организованную экологическую деятельность, что ведет к интерио-ризации целей совместной деятельности, к осознанию значимости её процесса и результатов, межличностных отношений, возникающих в ней. Основные второго уровня — в развитии способности к анализу экологических ситуаций, предвиденью последствий своей деятельности в природев развитии способности к рефлексии опыта взаимодействия с природой, выявления причин вызвавших те или иные эмоциональные состояния в ходе его, способности планировать и организовывать свою деятельность в природе в соответствии с экологическими знаниями, используя имеющиеся умения.

Это выступает условием сознательного избирательного усвоения подростком ценностей и норм экологической культуры социальной общности, членом которой он является, предпосылкой самоопределения относительно их, становления индивидуального типа экологической культуры как целостного личностного образования.

Считая экологическое воспитание педагогически направляемой составляющей процесса формирования экологической культуры личности, в основе которого лежит взаимодействие индивида с социально-природным окружением, мы рассматриваем игру как метод его осуществления. Играэто способ организации взаимодействия воспитанников с социально природным окружением, обеспечивающего становление педагогически заданных качеств экологической культуры личности, усвоение экологических ценностей и программ поведения.

В структуре игры как метода экологического воспитания мы выделяем игровой контекст, содержание и организационную форму взаимодействия субъектов воспитательного процесса, которые проектируются педагогом в соответствии с представлением о целях и задачах экологического воспитания подростков. Игровой контекст представляет собой совокупность, отличающихся от реальных, значений, которыми наделяются объекты социально-природного окружения. Педагогическое содержание игры предъявляется воспитанникам в роли, игровая форма — в сюжете (совокупность и динамика воображаемых ситуаций), контекст — игровых в правилах. Накопление играющими опыта взаимодействия с социально-природным окружением, регулирования и рефлексивного-деятельностного опосредования его на основе ценностей и смыслов игрового контекста, приводит к устойчивым изменениям в содержании экологической культуры личности.

В опыте использования игры как метода организации взаимодействия с социально-природным окружением мы выделили три игровые модели, отличающиеся игровым контекстом и содержанием: этнокультурную, социально-экологическую и социально-ориентирующую. Последняя игровая модель заключает в себе возможности организации непосредственного взаимодействия подростков с социально-природным окружением в различных видах деятельности, внесения в игровой контекст экологических ценностей различных культурно-исторических общностей, дает играющим большую свободу импровизации в рамках игрового контекста.

Анализ публикаций посвященных проблемам дополнительного образования детей (Н.Б.Авалуева, Л. П. Буйлова, А. К. Бруднов, Л. К. Гребёнкина, В. А. Золотарёва, Т. В. Ильина, Н. Г. Крылова, М. Б. Коваль, Н.А.Морозова), материалов по внешкольному экологическому воспитанию (Н.В.Добрецова, С. В. Куликова, Л. В. Рогаликова, Самерсова, Е.В.Экзерцева), данных констатирующего эксперимента мы выявили особенности экологического воспитания подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования, работающие с детьми по месту их жительства, имеют широкие возможности вовлечения детей в разнообразную экологическую деятельность, целенаправленного влияния на характер непосредственного взаимодействия подростков с социально природным окружением. В многопрофильном учреждении дополнительного образования взаимодействие с социально-природным окружением наряду с решением задачи формирования экологической культуры личности, выступает условием социальных проб подростков, ориентации их в широком контексте общественной жизни, средством развития их досуговых и допрофессиональных интересов.

Условиями обеспечивающими эффективность использования игры как метода экологического воспитания подростков в учреждениях этого типа являются: социально-ориентирующий игровой контекст взаимодействия участников воспитательного процесса, полидеятельностный характер игры (интеграция различных видов взаимодействия подростков с социально-природным окружением), рефлексивно-деятельностное опосредование взаимодействия подростков с социально-природным окружением.

В городском многопрофильном учреждении дополнительного образования игра выполняет также социально-педагогические функции: компенсации низкого уровня образовательных потребностей населения в дополнительных образовательных услугах, привлечения взрослого населения микрорайона к участию в общественно полезной экологической деятельности, развития внешних связей учреждения, интеграции деятельности учреждений культуры и образования, стимулирования становления разнопрофильной группы педагогов, разделяющих задачи и способы организации экологического воспитания подростков как совокупного субъекта педагогической деятельности.

Программа дополнительного образования многопрофильного учреждения дополнительного образования, предусматривающая использование игры как метода экологического воспитания подростков, предполагает сочетание игровых и неигровых видов совместности, клубную форму организации подросткового объединения, является модульной по организации содержания. Комплекс игр должен включать игры на освоение отдельных сторон экологической культуры, игры выбора направленности и массовой организации. Игровой контекст, адекватный формированию экологической культуры подростков, задается длительной сюжетно-ролевой игрой «Республика GREENnanmix». 9. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: игра как средство экологического воспитания подростков в общественных объединениях и организациях, особенности экологического воспитания в общеобразовательной школе среднего (крупного) города, реализация педагогических потенциалов социально-ориентирующих игр в воспитании старшеклассников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991 — 299 с.
  2. Н.Б. Эффективность воспитательной деятельности (постановка проблемы). Внешкольник (Ярославль). — 2001. — № 1(11). — С. 14−18.
  3. А.А. Социально-ролевая игра как фактор развития личности.// Внешкольник (Ярославль). 1999. — № 1(8). — С. 23−25
  4. В.А. Самосознание и мотивация деятельности детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста //Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М.: Прсвещение, 1984. — С.103−107.
  5. JI.B. Детское общественное объединение — субъект воспитательного пространства.//Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга: ИУУ, 2000. — 248 с.
  6. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. //Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -288 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. — 318 с.
  8. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. -144 с.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  10. В.И., Ашикова С. Г. «Семицветик». Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию дошкольного возраста. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 172 с.
  11. С.П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. М.: Новая школа, 1994. — 224 с.
  12. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1991. -111с.
  13. B.C., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. М.: Просвещение, 1971. — 128 с.
  14. Д.С. Педагогическая деятельность и взгляды С.Т.Шацкого. М.: Просвещение, 1973. — 67 с.
  15. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  16. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1 М.: Искусство, 1994. — 541 с.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. — 576 с.
  18. Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  19. Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. -М.: МГУ, 1992. -63 с.
  20. А.А., Малькова З. А., Новикова Л. И. Концепция воспитания школьников в современных условиях./УВоспитание личности: Опыт. Проблемы. Поиски. М., 1994. — С. 57−72.
  21. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная Академия, 1995. — 212 .
  22. Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М.: Просвещение, 1969. — 96 с.
  23. В.Д. Культура общения с природой. М.: Агропромиздат, 1987.- 174 с.
  24. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  25. Г. М. Диагностика уровня сформированности отношения к общественно полезному труду у подростков. // Психологические средства выявления особенностей личностного развития у подростков и юношества. М.: АПН СССР, 1990.-С.35−41.
  26. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 208 с.
  27. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования// Воспитание школьников. -1994. -№ 5.-С.2−4.
  28. JI.H. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования. Дис.канд. пед. наук. — М., 1998. — 183 с.
  29. Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования детей.// Внешкольник (Ярославль). -2000.-№ 1(10).-С.22−25.
  30. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М.: Флинта, 1997. — 96 с.
  31. А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  32. Г. В. Особенности формирования экологической культуры в учреждениях дополнительного образования.//Внешкольник. — 2000. № 2. — С. 6−7.
  33. А.Ю. Функционирование учреждений внешкольного образования в социально-экономических условиях современной России. — Ав-тореф. дис.канд.пед.наук. Тула, 2001. — 25 с.
  34. Былеева J1.B., Таборко В. А. Игра?. Игра! М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
  35. Т.В. Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы. Автореф. дис.докт.пед.наук. — М., 1999. -44 с.
  36. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. 1997 — № 6 — С. 31−36.
  37. Л.П., Шлепкова Н. Л. Экологические ценности в образовании школьников //Роль общественных организаций в экологическом образовании школьников: Тезисы докладов V Международной конференции по экологическому образованию. М.:МНЭГТУ, 1999. — С.11−12.
  38. Д.Д. Социально-ориентированная игра-тренировка как средство развития социальной активности школьников-подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1999. — 16 с.
  39. Внеклассная работа по биологии. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  40. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. — М.: Школа-Пресс. 1998. 160 с.
  41. Возьмемся за руки, друзья! Материалы программы СПО-ФДО «Игра -дело серьезное». М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 79 с.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. — М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  43. Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Калуга: Адель, 1997. — 32 с.
  44. В.В. Зимние забавы. СПб.: Дидактика, 1997. — 336 с.
  45. А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 270 с.
  46. Волшебная страна Беллиора: В помощь организатору летнего отдыха. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 168 с.
  47. Е.Ю., Белоконь O.JI. Ролевые игры что это такое. Методическое пособие. — М.: МосГорСюн, 1997. — 60 с.
  48. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. — М.: Новая школа, 1998. 208 с.
  49. Воспитание учащихся по месту жительства. М.: Просвещение, 1987. -192 с.
  50. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации. М.: НИИТ и НП, 1992. — 134 с.
  51. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации. м.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  52. М. Что такое игра? //Культура, 1982, № 4, С. 133.
  53. Выбираем свой путь: Сборник программ деятельности детских организаций. М.: СПО-ФДО, 1992. — 60 с.
  54. JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С.62−77.
  55. О.С. Проблема формирования школьника в игре. //Педагогика ипсихология игры. Новосибирск: изд-во НГПИ, 1985. С. 14−27.
  56. М. А. Колеский Д.М. Муниципальные детские социально-педагогические учреждения.//Педагогика. 1994. — № 4. -С.71−75 с.
  57. Ю.Ю. Экологическое движение: философский-социогический анализ: Автореф. дис.докт.филос.наук. М.: Рос. акад. упр., 1994. — 43 с
  58. Е.М. Наш друг игра. -Минск: Народное образование, 1979. — 96 с.
  59. В.М. Народная педагогика игры. Автореф дисс.докт. пед. наук. М.: 1998.-66 с. т
  60. В.М. Народные игры и традиции в России. М.: Государственный Российский дом народного творчества, 1994. — 243 с.
  61. Гуманизация воспитательного процесса. -Калуга: Издатель Бочкарева Л. Ф., 1997. 102 с.
  62. П.С. Философия культуры. М: «Аспект-Пресс», 1997. — 317 с.
  63. Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 63 с.
  64. Н.С. Юннатское движение 80 лет.//Биология в школе. — 1998. — № 5. — 67−70.
  65. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Р.-н-Д.: «Феникс». 1996. — 480 с.
  66. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. Даугав-спилс, 1994.-191 с.
  67. Деятельность ученических коллективов и объединений во внешкольной среде. М.: Изд-во АПН СССР, 1988. — 105 с.
  68. Н.В. Наши ориентиры: размышления над страницами истории юннатского и экологического движения.//Экология и образование. -1998.-№ 1.-С. 34−37.
  69. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. — М.: Агропромиздат, 1988. 239 с.
  70. Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург-XXI век, 1997. -278 с.
  71. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  72. И.И. Мир игры тоже живёт!// Крылатый вестник. № 2 (10). -2001.-С. 18.
  73. Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М.: ЦГО, 1996. — 343 с.
  74. Е.Б., Николаева JI.A. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 39−44.
  75. Н.Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Курган: Курганский гос. ун-т, 2000. — 18 с.
  76. М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности: На опыте работы школ Чувашской Республики: Дисс.канд.пед.наук. Чебоксары: ЧТУ, 1995. — 165 с.
  77. Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников.// Начальная школа. 1992. — № Ц-12.
  78. Л.Н., Чубынина Н. Л. Экология. Учебное пособие для 10−11 кл. Новосибирск: Книжица, 1996. — 232 с.
  79. И .Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск: Наука и техника, 1991. — 184 с.
  80. Л.П. Экологическое воспитание в условиях совершенствования советского общества: Автореф. дисс.канд.филос. наук. Казань: Казан, гос. ун-т, 1988.-21 с.
  81. Р.И. Актуальные вопросы педагогической теории игры. //Советская педагогика. 1963. — № 3. — С. 88−97.
  82. Р.И. Игра и её роль в педагогическом общении: Дис.докт.пед.наук. — М., 1967. 260 с.
  83. Р.И. Игра как средство воспитания детей. //Советская педагогика. 1956. — № 5. — С. 21−37.
  84. С. Проект «Школа первобытных ремёсел»: образование культурой. //Народное образование. -2000. № 4−5. — С. 188−189.
  85. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение (теория, практика, перспективы игрового обучения). М.: Просвещение, 1992. -259 с.
  86. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Высшее образование в России. 1992. — № 3. — С. 5−33.
  87. А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1986. — 80 с.
  88. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  89. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. -384 с.
  90. И.А., Морозова Н. А. Современное состояние концепций проблемы воспитания.//Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 3−7.
  91. В.А. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1999. — 200 с.
  92. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры:Автореф. дисс.канд.пед. наук, Екатеринбург, 1997. 18 с.
  93. Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сб.науч.тр. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. -123 с.
  94. Игра и детское движение. М.: Народное образование, 1992. -70 с.
  95. Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск: Интерколледж, 1994. — 68 с.
  96. Игры: Энциклопедический сборник. Южно-Уральское книжное изд-во, 1995. — 800 с.
  97. Т.В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его эффективности. Внешкольник (Ярославль). -№ 1(11). -С.7−14.
  98. Д.Н. Имитационные игры в экологическом образовании. //Биология в школе. 1990. — № 3. — С.32−35.
  99. Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: „Флинта“, 1998. — 192 с.
  100. В.И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 25−29.
  101. В.Б. Вестник АсЭкО: ресурсная база гуманистической модели экологического образования. // Вестник АсЭкО. 1998. — № 1. — С. 3−9.
  102. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  103. В.А. Стать человеком. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  104. Н.И. Опыт использования эмоционально-чувственного подхода в практике экологического образования.// Экология и образование. -1998. -№ 1.-С. 42−44.
  105. Т.С. Длительная сюжетно-ролевая игра как программа деятельности детского коллектива. //Внешкольник (Ярославль) 1997. — № 1 -С.27−29.
  106. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ „Эксперимент“, 1995. — 176 с.
  107. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. -М.: Арена, 1994. -222 с.
  108. О.Н. Путешествие в страну игр. СПб.: Союз, 1997. — 112 с.
  109. Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия развития, 1998. — 256 с.
  110. И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд.пед.наук. -М.: Рос. пед. ун-т., 1991. 18 с.
  111. Концепция и программа развития деятельности учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр „АРС“. Кострома: КОИПКРО, 2000.-48 с.
  112. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. -Ярославль, 1995. 47 с.
  113. Н., Жевлакова М., Кириллов П., Корсаков А., Цвей А. Шаг в XXI век: детский экологический проект. //Вестник АсЭкО. 1998. — № 2.
  114. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования мировоззрения. Новосибирск: Наука, 1987. — 220 с.
  115. Е.А., Пасечник В. В. Экологические тесты. 9 класс. М.: Дрофа, 1998.-48 с.
  116. Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: Дисс.канд.пед.наук.- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. 200 с.
  117. М.М. Деловые игры и гуманитарное знание// Вестник высшей школы. 1991. — № 10. — С.22−36.
  118. И.В. Психологическое исследование обыденных экологических представлений. //Вопросы психологии. 1998 — № 1 — С. 65−75.
  119. И.В. Игра как способ освоения мира человеком: Автореф. дисс.канд.филос.наук. -М.: МГУ, 1999. 22 с.
  120. JI.B. Коллективная игра в воспитательной системе школы: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1999. 18 с.
  121. С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале деятельностисельской малочисленной школы): Автореф. дис.канд.пед.наук. -Брянск, 1993.- 16 с.
  122. .В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома: Изд-во КГУ имени Н. А. Некрасова, 2001.-65 с.
  123. .В. Психолого-педагогические потенциалы ситуационно-ролевой имитации.// Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (материалы Всероссийского симпозиума). — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. С. 111−114.
  124. .В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Кострома: КГПУ, 1998. — 32 с.
  125. .В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории „педагогические условия“.// Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. — № 2. — С. 101−105.
  126. .В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. М.: ВЛАДОС, 2001.-216 с.
  127. .В., Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома: КГПУ, 1998. — 56 с.
  128. Г. В. Природоохранная деятельность в сельской малочисленной школе: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Ярославль, 1999. — 20 с.
  129. З.И. Игра как форма организации коллективной деятельности старших пионеров: Дисс. .канд.пед.наук. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 193 с.
  130. И.А. Путешествие в Страну Игр: сюжетно-ролевая игра. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 124 с.
  131. А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  132. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  133. А.У., Пишкова О. В., Радевич А. Ф. Дополнительное образование: Некоторые штрихи к портрету (социологическое исследование).// Образование в Удмуртии. 1999. — № 1. — С.7−10.
  134. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Новосибирск: НГПУ, 1995.- 152 с.
  135. Д.С. Раздумья. М.: Мысль, 1991. — С.202.
  136. .Т. Экология личности. //Педагогика. 1993. — № 2. — С.19−23.
  137. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  138. В.К. Основные формы экологического воспитания школьников. Методические рекомендации в помощь воспитателям, руководителям юннатско-биологических кружков. М.: МГПУ, 1988. -21с.
  139. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  140. А.С. Игра.// Педагогические сочинения в 7 т.т.:Т.4. М.: Изд-во АПН, 1960. — С. 373−381.
  141. А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981. — 624 с.
  142. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. — 64 с.
  143. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. //Советская педагогика. 1981. — № 2 — С.96−105.
  144. Д.Ж. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  145. Е.С. Игровая мотивация в пионерской работе. //Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 117−127.
  146. Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании пионеров. — М.: АПН РСФСР, 1963.-78 с.
  147. Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1997. — 192 с.
  148. P.M. Игра в развитии активности детей: Книга для учителя. -Минск: Народная асвета, 1989. 176с.
  149. JI.B. Современные подходы к воспитанию.//Внешкольник. -2000. № 3. — С. 12−13.
  150. Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников (в помощь учителю биологии). Чебоксары: ЧТУ, 1990. — 67 с.
  151. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: МНЭПУ, 1995.-56 с.
  152. Н.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996. — 220 с.
  153. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1995.- 128 с.
  154. Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания.//Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — С. 97−111.
  155. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  156. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. — 488 с.
  157. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных раз-личий.//Психология отношений. М.: Институт практической психологии, 1998.-386 с.
  158. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дисс. канд.пед.наук. М.: МПУ, 1994. — 170 с.
  159. .А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников. Автореф. дис.канд.социол.наук. — М, 1995. — 22 с.
  160. А.И., Кузнецов В. Н., Теплов Д. Л. Экология: Учебник для 5(6) классов. М.: Устойчивый мир, 1999 — 272 с.
  161. С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М.: Академия, 1999. 184 с.
  162. Обновление содержания деятельности УДО (из опыта работы). — Кострома: КОИПКРО, 1999. 64 с.
  163. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991. — 915 с.
  164. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодёжи. М.: Молодая гвардия, 1990.-271 с.
  165. Олимпиады по биологии для школьников: Книга для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 166 с.
  166. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого./Под ред. В. Н. Шацкой, Л. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1976. — 120 с.
  167. Организация воспитательной работы с учащимися в современных условиях.-Уфа: 1998.- 19 с.
  168. Е.В. Природа в воспитательном пространстве школы.// Воспитательное пространство школы как объект педагогического исследования. Калуга: ИУУ, 2000. — С. 205−211.
  169. Основы экологических знаний: справочное пособие. // Вестник АсЭкО. -1998.-№ 1.-С. 9−53.
  170. От внешкольной работы к дополнительному образованию: Сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. — М.: Владос, — 2000. — 544 с.
  171. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 240 с.
  172. Е.Я. Натуралистическая и сельскохозяйственная работа в домах пионеров. М.: АПН РСФСР, 1960. — 192 с.
  173. В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования. //Педагогика 1996 — № 5, — С. 25−30.
  174. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей и подростков. М: Педагогика, 1979. — 54 с.
  175. Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998.-640 с.
  176. Педагогика. /Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  177. Педагогика. Курс лекций. /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1961.-648 с.
  178. Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи. Самара: СПГУ, 1994. — 144 с.
  179. А. Экологический совет (деловая игра). // Народная школа (Чебоксары). 1996. — № 6. — С. 69−72.
  180. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. -М.: МГУ, 1996. 268 с.
  181. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  182. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  183. В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988 — 80 с.
  184. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993.-64 с.
  185. С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа, 1996. -160 с.
  186. И.Н. Из истории становления и развития экологического образования в России и Санкт-Петербурге.//Экология и образование. -1998. -№ 1.-С. 30−34.
  187. И.Н., Репина Р. К. Методические рекомендации и содержание работы кружка школьников „Юный эколог“. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1985. — 52 с.
  188. Практическая экология для школьников. Сборник практических дел и экологических игр. Иваново: Ивановский педагогический университет, 1995.-60 с.
  189. Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл./ сост. В. Н. Кузнецов. М.: Дрофа, 1999.- 160 с.
  190. А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины //Педагогика. 1999. — № 3 — С. 121−126.
  191. А.С. „Ньюландия“ в условиях лагеря .//Народное образование. 2000. -№ 4−5. — С.235−251.
  192. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф дис.докт.пед.наук. М, 1997. — 36 с.
  193. А.С. Технология воспитания активного гражданина.// Народное образование. 1998. — № 9−10. — С. 24−30.
  194. Психологические особенности формирования личности школьника. -М.: АПН СССР, 1983. 138 с.
  195. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  196. Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка.//Школьные технологии. 1998. — № 3.
  197. JI.Я. Клубные формы юннатской работы. М.: Госучпедгиз, 1963.- 150 с.
  198. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации. М.: Издательский центр „Академия“, 1999. — 224 с.
  199. И.Е., Зюзина Т. А. Раздумья о педагогике культурного досуга. //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 23−28.
  200. Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. М.: МПГУ, 1997.- 151 с.
  201. Л.В. Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.: НИИ общих проблем воспитания АПН, 1989, — 17 с.
  202. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  203. М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996. — 112 с.
  204. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — С. 599- 570.
  205. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -485 с.
  206. А.И. Взаимодействие природы и человека.//Педагогика. -1992.-№ 11−12.-С. 26−29.
  207. Н. Серая шапочка и красный волк: Экологическая сказка. М.: Издательский дом „Карапуз“, 1999. — 17 с.
  208. Н.Б. Игра как метод и проблема социальной психологии.// Игровое моделирование: Методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987.-С. 3−17.
  209. Л. Детские игры эпохи перестройки. М.: Знание, 1993. — 64
  210. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения в учреждения дополнительного образования. М.: ИОСО РАО, 1996. — 60 с.
  211. Н.В. Оптимизация экологического воспитания подростков в условиях социокультурной сферы. Автореф. дис.канд.пед.наук.-Минск, 1997.- 19 с.
  212. Н.В. Организационно обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996. — 112 с.
  213. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2000. — 336 с.
  214. К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дисс.канд.филос.наук. Киев: АН УССР Ин-т философии, 1987. — 21 с.
  215. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход): Дис.докт.пед.наук. JL, 1978.-260 с.
  216. Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М.: Академия, 2000. — 160 с.
  217. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  218. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. -232 с.
  219. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — 171 с.
  220. Э.Ю. Организация взаимодействия с природой в процессе социального воспитания сельских подростков: Автореф.канд.пед.наук. — Кострома, 2001.- 19 с.
  221. Социальная педагогика./ Под ред. В. А. Никитина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  222. А.С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  223. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  224. B.C. Культура. //Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 61−72.
  225. В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  226. В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. Из опыта работы сельской школы. М.: Учпедгиз, 1956. — 148 с.
  227. Тематический сборник для организаторов юннатской и экологической работы с учащимися./ Сост. Алексеева М. А., Кощеева А. А., Сидорова О. П. Чебоксары: ЧТУ, 1991. — 48 с.
  228. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.-216 с.
  229. Технология игры в XXI веке. М.: ТЦ „Сфера“, 1999. — 120 с.
  230. Технология проектирования образовательных программ. Кострома: КОИПКРО, 1998.- 196 с.
  231. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества: Дисс.докт.пед.наук. СПб., 1994. — 255 с.
  232. Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  233. Е.В. Подход к пониманию результатов и качества деятельности учреждений дополнительного образования.//Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей:
  234. Материалы конференции. Ярославль: ОЦТДЮ, 1997. — С.11- 13.
  235. Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования. //Педагогика. 1999. — № 8. — С 44−51.
  236. П., Белобородова Е. Игровая работа в Англии.// Народное образование. 2000. — № 4−5. — С.64−68.
  237. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.
  238. М.: Просвещение, 1979. 144 с.
  239. JI.A. Игра как метод нравственного и эстетического воспитания учащихся в теории и практике советской педагогики (Историко-педагогические аспекты и развитие проблемы на современном этапе): Автореф. дис.канд.пед.наук. -М., 1991 -21 с.
  240. Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллек-тив.(Избранные труды). Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.-207 с.
  241. Управление воспитательной системой школы. Проблемы и решения. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 264 с.
  242. А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. -96 с.
  243. А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей: Дисс.канд.пед.наук. -, 1996. 180 с.
  244. Фантазия+Творчество=Каникулы (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков). М.: СПО-ФДО, 1994. — 190 с.
  245. И.А. Методика социально-педагогического исследования. -Челябинск, ЧГПИ, 1989. 81 с.
  246. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -С. 463.
  247. И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: Автореф. дис. докт.пед.наук. Ярославль, 2001. — 36 с.
  248. И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Монография. Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с.
  249. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс. Академия, 1992. — 464 с.
  250. В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. 205 с.
  251. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 176 с.
  252. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192 с.
  253. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.
  254. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.- 181с.
  255. С.Т. Педагогические сочинения: В 4тт.- М.: Изд-во АПН, 1964. Т.2. — 492 с.
  256. С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 64 с.
  257. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1995.-240 с.
  258. С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа, 1995. — 80 с.
  259. Т.А. Программа маркетингового исследования потребностей детей и родителей в дополнительных образовательных услугах.// Внешкольник (Ярославль). 2001. — № 1(11). — С.40−46.
  260. Т.В. Авторская система непрерывного экологического образования.// Роль общественных организаций в экологическом образовании: Тезисы докладов V Международной конференции по экологическому образованию. -М.: МНЭПУ, 1999. С.24−27.
  261. Т.В. Игровая экология. Курс программ для работы с детьми младшего школьного возраста. М.: Исар, 1999. — 32 с.
  262. Н.Е. Диагностика воспитания. М.: Изд-во Mill У им. В. И. Ленина, 1992.-15 с.
  263. Н.Е., Питюков В. Ю. Савченко А.П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: 1993. — 111 с.
  264. Е.В. Экологическое воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: Дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1997.-200 с.
  265. Д.Б. Психология игры. М.:Владос, 1999. — 360 с.
  266. Экологическое движение и клуб. М.: Культура, 1990. — 54 с.
  267. В.И. Религия и мистика в неформальном экологическом движении на примере Москвы. //Психологические особенности самодеятельности подростковых и юношеских групп. М.: АПН СССР, 1990. — С. 28−33.
  268. Яковлев, Спирин Л. Ф. Активные формы обучения биологии: Внеклассная работа по биологии в сельской школе: Книга для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  269. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Флинта, 1997. 224 с.
  270. М.Г. Эмоционально ценностный аспект игры. //Игра в педагогическом процессе. Межвузовский сб.науч.тр. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.-С. 118−12.
  271. В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. //Вопросы психологии. 1998. — № 4 — С. 3−14.
  272. Anderson L.W. The classroom environment study: teaching for learning //Comparative Education Review. 1987. — Vol. 31. — Р/ 69−87.
  273. Bell-Gredler M.E. Analyzing deep structure in games and simulations // Simulation games for learning. 1990. Vol. 20. — № 3. — P. 329−334.
  274. Clark L.H., Starr R.B. Secondary and middle school teaching. N.Y.: Toronto, 1991.-220 p.
  275. Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. L.- N.Y., 1981. — 160 p.
  276. Gall M.D. Discussion method// The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford: 1988. — P. 232−237.
  277. Kreizberg P. The legitimation of educationsl aims: paradigms and metaphors. -Lund, 1993,-302 p.
  278. Kreuzer K.J. Handbuch der Spielpadagogik. Dusseldorf, 1983. — 102.1. Анкета.
  279. Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет сделать работу Детско-юношеского центра „Малыш-ково“ более интересной для тебя и твоих товарищей.
  280. Есть ли у тебя свободное от учебы и домашних обязанностей время?1. Да Нет
  281. Чем ты занимаешься в свободное от учебы и домашних обязанностей время? a) смотрю телевизорb) гуляю с друзьямиc) читаюd) посещаю кружок, секциюe) другое
  282. Посещал ли ты раньше какие-либо внешкольные объединения? Какие и как долго?4. Какая мечта есть у тебя?
  283. Как ДЮЦ"Малышково» может помочь тебе в осуществлении мечты? a) организовать соответствующий кружок, секцию или курсы. b) проводить конкурсы. c) проводить экскурсии и встречи с интересными людьми. d) другое
  284. В каком кружке ты бы стал заниматься в свободное время?
  285. В спортивной секцииВ театральной студии
  286. В техническом кружкеВ студии моды
  287. В эколого-биологическом кружкеВ студии танца
  288. В кружке рукоделияВ вокальной студии1. В изостудииДругое1. Укажи сколько тебе лет1. Спасибо.1. Анкета
  289. Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Этим Вы поможете улучшить организацию работы Детско-юношеского «Малышково».
  290. Имеет ли Ваш ребенок свободное от учебы и домашних обязанностей время?1. ДА НЕТ
  291. Чем Ваш ребенок занимается в свободное время? a) посещает художественную, музыкальную школу, кружок, спортивную секцию. b) гуляет с друзьями. c) читает, смотрит телевизорd) другое
  292. Дети сильно перегружены в школе. Вне дома ребенок знакомиться с нежелательными людьми.
  293. Дополнительные занятия отвлекают от школы, снижают успеваемость.
  294. Посещение каких объединений желательно для Вашего ребенка? a) спортивногоb) техническогоc) прикладногоd) художественногоe) творческогоf) познавательногоg) культурологического
  295. Сообщите, пожалуйста, о Вашем ребенке: возрастполв какой школе учиться1. Спасибо!1. Анкета1. Хвои соседи по планете
  296. На планете Земля мы живем не одни у нас много соседей. Ответь на вопросы анкеты, это поможет тебе понять, есть ли среди них у тебя друзья, и что нужно сделать, чтобы их стало больше.
  297. Как часто ты бываешь за городом?
  298. Когда ты бываешь в лесу, на реке или в деревне, то что тебе больше всего нравиться там делать?
  299. Живут ли у вас дома животные или растения?
  300. Каких животных ты наблюдал в их естественных условиях обитания?
  301. За какими животными ты бы стал ухаживать, если бы появилась такая возможность?
  302. С какими животными ты бы не стал иметь дела?
  303. Какие растения самые лучшие на Земле, почему ты так считаешь?
  304. Случалось ли тебе быть защитником или помощником природы?
  305. Если бы ты отправлялся в космическое путешествие, что из неживой природы Земли ты бы взял на необитаемую планету?1. Спасибо!1. Анкета.
  306. Любишь ли ты играть? Да Нет не думал.
  307. Часто ли в вашем классе проводились игры?
  308. Часто не очень часто редко не проводились не помню.
  309. Назови игры или дела, которые проводились в виде игры в вашем классе в этом году.
  310. Как ты оцениваешь необходимость игры в жизни класса, кружка? a) Необходимаb) Скорее необходима, чем нетc) Не нужнаd) Трудно сказать
  311. Чем помогает игра в твоей жизни?
  312. Как по твоему относятся к играм другие люди?
  313. Опросник «Эмоциональная значимость мотива»
  314. Я с удовольствием участвовала в расчистке парка, но пошел ливень и из парка пришлось уйти.
  315. Мы всем классом ходили в лес, но я оставил дома учебники и мне пришлось уйти раньше. Я пришел в школу во время, а ребята опоздали и их ругал учитель.
  316. В школе проходил день знаний. По биологии можно было подготовить стенгазету или провести опыты. Наш класс выбрал второе, что бы не ходить в библиотеку.
  317. На субботнике в парке нам дали задание, которое мне не нравиться, а хорошее -поручили другому классу.
  318. За изготовление зимних букетов обещали интересные призы, я очень старался, но меня даже не отметили.
  319. Я должен был досыпать семян в кормушки, которые мы развесили в парке, но заболел ангиной и меня не отпустили.
  320. Перед биологическим вечером в классе раздавали задания, можно было подготовить сообщение по книге или исполнять песни и стихи о природе. Я не успел выбрать и мне дали второе задание.
  321. Учитель предложил нам в выходной пойти в лес за природным материалом для поделок, а ребята отказались, потому что много задали уроков.
  322. В воскресенье мы с ребятами решили прибрать двор, подстричь кусты. Но никто из соседей нас не похвалил.
  323. Все ребята нашего класса помогали обрабатывать кусты клубники в питомнике, а мне одному поручили работать на участке со смородиной.
  324. Примеры вариантов индивидуальных маршрутов подростков в многопрофильном учреждении дополнительного образования.1. Вариант 1. А В — Б.
  325. . Занимается в ДЮЦ «Малышково» с марта 1997, практически со дня открытия центра.
  326. Январь 1998. Света приходит в клуб любителей природы. Хочет быть сразу и банкиром, и секретарем академии и др. Постепенно интересы девочки определились, чаще всего она в игровых событиях исполняет роли, требующие переодевания, грима, лицедейства.
  327. B. 1999. Девочка переходит в театральную студию.
  328. А. 1998. Володя П. Пришел в клуб любителей природы «за компанию» с другом, стал заниматься, так как можно ходит не регулярно, а когда есть свободное время.
  329. Б. 2001. Володя теперь более реально оценивает свои возможности поступления высшее учебное заведение, его представления о будущей профессии изменились. Но он продолжает посещать клуб любителей природы, ухаживает за жильцами живого уголка.
Заполнить форму текущей работой