Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение и обобщение опыта преподавания татарского языка для русскоязычных школьников, а также анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показали, что наиболее эффективными дидактическими условиями формирования устойчивого интереса к изучения татарского языка у учащихся младших классов являются: а) организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИКЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • 1. 1. Проблема формирования познавательного интереса в психологии и педагогике
    • 1. 2. Проблема формирования интереса к изучению татарского языка русскоязычными школьниками и опыт решения этой проблемы в методике и школьной практике
  • ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Формирование у младшего школьника интереса к овладению татарской речью на основе организации общения на уроке
    • 2. 2. Формирование у младшего школьника интереса к овладению татарской речью на основе игррвой деятельности
    • 2. 3. Развитие интереса к овладению татарской речью на основе теории поэтапного формирования умственных действий
    • 2. 4. Моделирование системы работы по формированию устойчивого интереса к изучению татарского языка
  • ГЛАВА III. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Планирование и организация эксперимента
    • 3. 2. Описание эксперимента
    • 3. 3. Качественный анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента
    • 3. 4. Статистическая обработка экспериментальных данных

Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях усиления региональной и национальной самостоятельности возникла необходимость в изучении татарского языка русскоязычным населением РТ, связанная с удовлетворением потребности в межнациональном общении. Однако изучение татарского языка русскоязычным населением, несмотря на принятие на государственном уровне мер по развитию и изучению языка, сопряжено с определенными трудностями. Одна из них — отсутствие у школьников интереса к изучению татарского языка, мотивации. Также существует внутреннее сопротивление у отдельных представителей русскоязычного населения к изучению их детьми татарского языка. На наш взгляд, это связано с отсутствием педагогически грамотно организованного обучения.

Применяемые в школьной практике методы преподавания татарского языка имеют ряд недостатков. Прежде всего, в них недостаточно учитываются возрастные особенности обучающихся, слабо разработаны методические приемы и дидактические средства, направленные на формирование учебной мотивации обучаемых. Еще одним недостатком является направленность большинства курсов не на овладение собственно речью, а на освоение письменного языка, грамматики и правописания. При таком подходе практическое значение изучения татарского языка для русскоязычных детей резко снижается, поскольку язык начинает выступать не как средство живого общения, а в качестве административной повинности, практически лишается социального смысла, становится чем-то вроде «мертвого языка» .

Возникает задача разработки таких методов, приемов и форм преподавания татарского языка русскоязычным школьникам, которые способствовали бы формированию устойчивой мотивации изучения татарского языка русскоязычными детьми 6−8 лет. Однако остается нерешенным вопрос о том, как же добиваться формирования у младших школьников устойчивой мотивации овладения татарским языком, с помощью каких методов и технологий обучения нужно развивать интерес к татарскому языку, к его изучению. Исследования, в которых были бы разработаны такие методы и технологии, на сегодня отсутствуют.

К сожалению, недостаточно разработан вопрос о роли общения, игровой деятельности школьников в активизации процесса усвоения татарского языка. Остаются нерешенными проблемы учета возрастных особенностей младших школьников, проблема связи практических действий учащегося и языковой среды.

Таким образом, возникло противоречие между необходимостью развития интереса к изучению татарского языка у русскоязычных учащихся с помощью применения определенных дидактических методов и слабой разработанностью данного вопроса в педагогической теории.

Указанное выше объективное противоречие и отражающая это противоречие проблема определили выбор темы исследования.

Тема исследования. Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками.

Цель исследования. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально опробовать наиболее значимые психолого-дидактические условия формирования устойчивого интереса русскоязычных детей к изучению татарского языка.

Объект исследования. Процесс обучения русскоязычных детей татарскому языку.

Предмет исследования. Комплекс дидактических условий формирования учебно-познавательного интереса русскоязычных детей к изучению татарского языка.

Гипотеза. Успешное овладение татарским языком русскоязычными детьми и преодоление у них отрицательной мотивации к изучению татарского языка возможно при следующих условиях: а) если будет разработана и реализована такая дидактическая система, которая будет стимулировать формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению татарского языкаб) если эта дидактическая система будет строиться на основе живого, эмоционально насыщенного общения школьников на изучаемом языке и организации их игровой деятельностив) если процесс обучения на уроках татарского языка будет построен в следующей последовательности: вначале предметные действия, создающие у школьников мотивационную и ориентировочную основу деятельности, затем переход к внешним речевым действиям, а после — к внутренним речевым действиям по теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.

Задачи исследования.

1. Раскрыть особенности формирования устойчивого интереса и возможности развития на его основе мотивации овладения татарским языком у русскоязычных учащихся 6−8 лет.

2. Выявить и теоретически обосновать наиболее значимые дидактические условия, формирующие устойчивый интерес русскоязычных школьников к изучению татарского языка.

3. Экспериментально-опытным путем проверить эффективность предлагаемой системы обучения русскоязычных детей татарскому языку.

4. Разработать критерии измерения уровня сформированности устойчивого интереса у русскоязычных школьников.

Методологическая основа исследования. Психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев), теория речевой деятельности (А Р. Лурия, И. А. Зимняя, М.И. Лисина), психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, Л И. Божович, А.Н. Леонтьев), теория формирования личности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, Л. Ю. Сироткин и др.).

Концептуальная основа исследования. Теория мотивации учебной деятельности (А.К, Маркова, Г. И. Щукина и др.), теория двуязычия (М.Х. Курбангалиев, Л. З. Шакирова, Ф. Ф. Харисов и др.), теория общения (Л.С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, А. А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Методы исследования.

1. Теоретический (анализ и синтез, теоретическое моделирование).

2. Психолого-педагогические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий и дидактический эксперименты).

3. Изучение продуктов учебно-творческой деятельности школьников.

4. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

5. Экспериментально-опытная работа с использованием методов математической статистики.

Экспериментальной базой исследования были: Институт непрерывного педагогического образования (ИНПО), Центр образования «Прогимназия-лицей гувернерского типа обучения», средняя школа № 14 г. Набережные Челны, средняя школа «Яктылык» * г. Самара, детские сады №№ 45, 84 г. Набережные Челны.

Этапы исследования. На первом этапе (1995;1996 гг.) изучалась научно-педагогическая, психологическая литература по проблемам исследования, проводился теоретический анализ проблемы, изучение и анализ опыта обучения русскоязычных детей татарскому и иностранным языкам.

На втором этапе (1996;1997 гг.) были выявлены и сформулированы в рабочей гипотезе психолого-дидактические условия повышения эффективности обучения русскоязычных учащихся татарскому языку.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в задачу которой входила проверка эффективности предложенной нами дидактической модели обучения русскоязычных детей татарскому языку.

На четвертом этапе (1998;2000 гг.) была продолжена опытно-экспериментальная работа, осуществлялось внедрение в практику разработанной системы обучения.

Новизна исследования:

1) выявлены особенности формирования устойчивого интереса и мотивации овладения татарским языком русскоязычными детьми 6−8 лет;

2) определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены дидактические условия повышения интереса у русскоязычных школьников к изучению татарского языка;

3) разработана оригинальная дидактическая модель формирования устойчивого интереса у русскоязычных школьников к изучению татарского языка, базирующаяся на теории педагогического общения, дидактических игр и теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.

Практическая значимость исследования. В условиях необходимости широкого изучения русского и татарского языков в школах РТ результаты исследования могут существенно повысить интерес русскоязычных школьников к изучению татарского языка, формировать устойчивые мотивы изучения языка и будут способствовать устранению негативного отношения к татарскому языку учащихся и родителей.

Выводы и практические рекомендации могут быть широко использованы в школах РТ, а также в других регионах России, где изучаются язык коренного населения и иностранный язык.

На защиту выносятся.

1. Положение о том, что можно преодолеть негативизм и добиться положительного отношения к изучению татарского языка русскоязычными детьми, если формировать у русскоязычных учащихся устойчивый интерес к изучению татарского языка, применяя в этих целях современные активные методы и средства обучения.

2. Дидактическая модель эффективного обучения русскоязычных детей татарскому языку путем формирования устойчивой положительной мотивации (интереса) к изучению татарского языка, что достигается: а) организацией усвоения языка как процесса непосредственного общения школьников на изучаемом языке в различных социально-значимых ситуацияхб) организацией учебной деятельности в игровых формахв) организацией деятельности на основе практических предметных действий с переходом к речевым действиям.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены длительностью эксперимента и репрезентативной выборкой, типичностью условий, разносторонним анализом психолого-педагогической, филологической литературы по исследуемой проблеме, проверкой результатов исследования педагогическим экспериментом с использованием математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и литератур в условиях претворения в жизнь Закона РТ «О языках народов Татарстана» (г.Набережные Челны, 1996),.

Всероссийской конференции «Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы» (г.Набережные Челны, 1997).

Модель системы обучения русскоязычных детей татарскому языку и методические рекомендации используются в работе учителей и методистов г. Набережные Челны. По теме диссертации имеется 8 публикаций.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации -174 страницы.

Основные выводы.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать основные выводы.

В настоящее время преподавание татарского языка для nit.

I! русскоязычных школьников встречает определенное сопротивление у з Инекоторой части учащихся и их родителей. Причина этого i отсутствие мотивации к изучению данного предмета русскоязычными учениками. Преодоление этого негативного отношения (мотивации) требует поиска средств и методов обучения татарскому языку, которые способствовали бы преодолению негативных установок у детей, формированию устойчивого интереса как характеристику качества установок у школьников.

Данные приведенного исследования привели к выводу, что наиболее эффективным дидактическим условием в формировании положительной мотивации является формирование у учащихся устойчивого интереса как к самим урокам, языку так и к учебной деятельности, что достигается применением общения как основного вида учебной деятельности. В нашей методике общение в процессе выполнения учащимися практического задания в ситуации работы с реальными предметами осуществлялось на начальном этапе обучения, когда дети для решения практической ситуации построения, изображения или сборки фигурок из предметов должны были общаться по поводу согласования своих действий. В дальнейшем вводилась непредметная коммуникация (чистая), когда общение необходимо было для договоренности между обучающимися и учителем, между самими учащимися. Как особый прием вводится общение в бытовых ситуациях со взрослыми не в учебном режиме, а в реальных условиях (столовая, магазин, рынок и т. д.).

Вторым дидактическим условием формирования устойчивого интереса является применение игр в учебной деятельности. Использование игр позволяет детям усвоить языковой материал в практической деятельности, при которой внимание и запоминание семантических единиц и грамматических конструкций произвольны. Игры развивают у младших школьников познавательный интерес, творческую и мыслительную активность. Игра выполняет еще одну важную задачу — формирует у детей умения и навыки ведения беседы (как начать и закончить или поддержать ее, остановить собеседника, согласиться или опровергнуть его мнение и т. д.). В нашей методике на начальном этапе обучения мы используем игровые ситуации, имеющие практическую направленность. Правила игры включают в себя использование татарского языка для выполнения определённых заданий. В дальнейшем игровые ситуации усложняются, вводятся новые типы игр — ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры.

Третьим дидактическим условием формирования у русскоязычных школьников устойчивого интереса к изучению татарского языка является применение на уроках татарского языка теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Поэтапное формирование умственных действий позволяет построить программу усвоения татарской речи, исходя из указанных в работах П. Я. Гальперина и его учеников принципов. Наличие такой программы и реализация условий управления процессом усвоения открывают большие возможности для повышения эффективности обучения, в том числе и изучения татарского языка.

Организация экспериментального обучения с применением разработанной дидактической модели формирования познавательного интереса у младших школьников показала высокую эффективность этой системы. Данная система работы может быть рекомендована в другие регионы, для того чтобы формировать познавательный и практический интерес к языку.

Полученные экспериментальным путем результаты позволяют утверждать, что выделенные и обоснованные дидактические условия, разработанная на их основе дидактическая модель и критерии выявления уровней сформированности учебного интереса и мотивации к изучению неродного языка могут быть эффективно применены другими преподавателями в обучении татарскому языку учащихся младших классов.

Заключение

.

В современных условиях усиления региональной и национальной самостоятельности возникла необходимость в изучении татарского языка русскоязычным населением РТ, связанная с удовлетворением потребностей населения в межнациональном общении. Однако изучение татарского языка русскоязычным населением, несмотря на принятие на государственном уровне мер по развитию и изучению татарского языка, сопряжено с определенными трудностями. Одна из трудностей — отсутствие у школьников интереса к изучению татарского языка, мотивации. Поэтому возникает внутреннее сопротивление у русскоязычного населения. На наш взгляд, это связано с отсутствием педагогически грамотно организованного обучения.

Применяемые в школьной практике методики, на наш взгляд, имеют ряд существенных недостатков. Прежде всего, в них недостаточно учитываются возрастные особенности обучающихся, слабо разработаны методические приемы и дидактические средства, направленные на формирование учебной мотивации обучаемых. Еще одним важным недостатком является направленность большинства курсов не на овладение собственно речью, а на освоение письменного языка, грамматики и правописания. При таком подходе практическое значение изучения татарского языка для русскоязычных детей резко снижается, поскольку язык начинает выступать не как средство живого общения, а в качестве административной повинности, практически лишается социального смысла, становится чем-то вроде «мертвого языка» для обучающегося.

Возникает проблема (задача) построения такой методики преподавания татарского языка для русскоязычных детей, которая была бы лишена указанных недостатков и способствовала формированию устойчивой мотивации изучения татарского языка детьми 6−8 лет. Однако остается нерешенным вопрос о том, как же добиваться формирования у младших школьников устойчивой мотивации овладения татарским языком, с помощью каких методов и технологий обучения нужно развивать интерес к татарскому языку, к его изучению.

Исследования по методике преподавания татарского языка, в котором давался бы ответ на указанный вопрос, отсутствуют.

Таким образом, возникли противоречия между, с одной стороны, необходимостью применения на уроках татарского языка для русскоязычных детей таких методов, которые способствовали бы преодолению нежелания и отсутствия желания, развитию интереса к изучению татарского языка, и, с другой стороны, неисследованностью данного вопроса в методической науке. Не разработан вопрос о роли общения, игровой деятельности школьников в активизации процессов усвоения татарского языка. Остается нерешенной также проблема учета возрастных особенностей младших школьников, проблема связи практического действия учащегося и языковой среды.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что успешное овладение татарским языком русскоязычными детьми возможно при следующих условиях: а) если будет разработана и реализована такая дидактическая система, которая будет стимулировать формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению татарского языкаб) если эта дидактическая система будет строиться на основе живого, эмоционально насыщенного общения школьников на изучаемом языке и организации их игровой деятельностив) если процесс обучения на уроках татарского языка будет построен в следующей последовательности: вначале предметные действия, создающие у школьников мотивационную и ориентировочную основу деятельности, а затем переход к речевым действиямпосле — к внутренним речевым действиям по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперинаг) если общение, игровая деятельность будут использоваться в учебном процессе, построенном на основе теории поэтапного формирования умственных действий, и образуют целостную методическую систему.

На основе этой гипотезы и вытекающих из неё задач были проведены теоретические и практические исследования. Были получены следующие результаты.

В современной психологической науке и педагогической дидактике придается большое значение формированию мотивации учебной деятельности школьников, как неосознаваемых, так и осознаваемых. Формирование мотивации учебной деятельности у школьников, начиная с младших классов, является важнейшим условием преодоления пассивного отношения части школьников к учению в школе, а также условием предупреждения формализма в знаниях школьников. Как показывает психолого-дидактические исследования мотивации, учебная деятельность школьника особенно успешно формируется при определенных условиях. Одно из нихвызывать и поддерживать интерес школьника к знаниям и учебной деятельности. Дидактические условия формирования мотивации к учению достаточно разработаны в трудах педагогов и психологов (А.К. Маркова, Г. И. Щукина, А. Ш. Асадуллин, Р. К. Ахмедова, И. А. Зимняя и т. д.) Однако проблема формирования познавательного интереса у младших школьников, особенно в преподавании таких предметов как русский язык и родной язык, не разработана. Перед каждым учителем стоит задача формирования учебного интереса и повышения неустойчивого, ситуативного интереса до уровня устойчивого интереса.

Это и будет способствовать развитию познавательной мотивации и учебной деятельности в целом.

В работах В. М. Чистякова, М. Х. Курбангалиева, А. Ш. Асадуллина, Ф. Ф. Харисова указана следующая проблема [190, с.237−246, 404]: нельзя возбудить мотивацию к изучению языка только через перевод, но учащиеся с большим трудом овладевают диалогической речью на татарском языке из-за недостаточного внимания со стороны учителей. Выделенные способы комбинирования различных методов позволяют утверждать, что, хотя использование методик есть ситуативная характеристика педагогического процесса, учет возрастных особенностей учащихся и недостаточное внимание к мотивационной сфере позволяют определить нормативные структуры организации эффективного обучения.

Важнейшим условием преодоления нежелания русскоязычных школьников изучать татарский язык является формирование мотивации у детей их учебной деятельности, активной позиции в изучении неродного языка. Развитие такой мотивации может играть важнейшую роль в развитии интереса у учащихся к изучению неродного языка. Постепенное преобразование ситуативного интереса школьников к учебной деятельности на уроках татарского языка в устойчивый позитивный интерес. Однако для формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их потребности, ведущие виды деятельности, склонность и интересы учащихся. Таким образом, использование различных средств и способов активизации учебной деятельности и формирования устойчивого интереса рассматривается нами в диссертации как важнейшее условие мотивации к изучению русскоязычными школьниками младших классов татарского языка.

Изучение и обобщение опыта преподавания татарского языка для русскоязычных школьников, а также анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показали, что наиболее эффективными дидактическими условиями формирования устойчивого интереса к изучения татарского языка у учащихся младших классов являются: а) организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как общение детей между собой в процессе учебной и игровой деятельности с использованием в этом общении татарской речиб) разностороннее применение дидактических игр, соответствующих их интересам и потребностям, и применение в учебном процессе дидактических игр как коммуникативного средства татарского языкав) применение на уроках татарского языка в младших классах теории поэтапного формирования умственной деятельности учащихся (П.Я. Гальперин) для овладения речевой деятельностью. Применение этой теории на уроках татарского языка обеспечивает высокий уровень мотивации учебной деятельности у русскоязычных школьников и успешное овладение татарской речью благодаря поэтапному формированию речевых действий в соответствии с требованиями этой теории. Наиболее оптимальным и эффективным методом обеспечения в изучении объекта является метод моделирования, который позволяет выделить и рассмотреть сущностные свойства исследуемой системы. Данная модель отражает совокупность основных компонентов дидактической системы, иерархичное расположение компонентов изучаемой системы, характер взаимодействия основных компонентов данной системы.

С учетом указанных выше дидактических условий диссертантом была разработана дидактическая модель системы работы учителя в младших классах по формированию у последних устойчивого интереса к изучению татарского языка.

Системообразующим фактором разработанной модели является деятельностный принцип организации урока татарского языка для учащихся младших классов.

Разработанная дидактическая модель представляет собой описание целостной системы работы учителя татарского языка, которая включает в себя цели, задачи, дидактические условия организации учебно-познавательной деятельности школьника по развитию интереса у них к изучению татарского языка, содержание, методы, формы по изучению татарского языка. Система работы по этой дидактической модели направлена на преодоление нежелания изучать татарский язык, торможения повышения интереса к изучению г* татарского языка, развитие на основе данной системы работы на уроках татарского языка, а в ряде случаев устойчивой личностной потребности в овладении татарского языка.

Проведенный обучающий дидактический эксперимент в этом направлении подтвердил достоверность сформированной нами в начале исследования гипотезы о том, что мотивация учебной деятельности младших школьников к изучению татарского языка существенно усиливается при реализации трех дидактических условий: обучение на основе общения, применение дидактических игр и поэтапного формирования умственных действий учащихся.

Количественная и качественная обработки материала подтверждает эффективность модели (системы) работы по изучению татарского языка русскоязычными школьниками для учащихся младших классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики.-Л.: Наука, 1 975 276 с.
  2. С.Х. К знаниям через игру: Методические разработки для начальных классов, обучающих русскоязычных детей русскому языку.- Казань: Изд-во ТГГИ, 1998−116 с.
  3. Актуальные вопросы преподавания родного, русского языков в татарской школе.-Казань, 1979−162 с.
  4. Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика связанного обучения русской речи на родном и русском языках: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1999−204 с.
  5. P.M. Ролевая игра как средство развития фантазии и творчества учащихся //Творческая активность учащихся: поиск, находки, проблемы-Казань, 1995.-С. 164−169.
  6. С.А., Интерес к учению в современной психологии и педагогики, Киев, 1975 477 с.
  7. В.М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (аспект взаимосвязанного обучения языкам): Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра пед. наук.-Якутск, 1996.-40 с.
  8. В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования.-М.: Выс. шк., 1989−158 с.
  9. А.Ш. Из опыта преподавания русского языка в татарской школе-Казань: Таткнигоиздат, 1981.-143 с.
  10. А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.-Казань: Мэгариф, 1997−100с.
  11. А.Ш. Первоначальное обучение русскому языку втатарской школе.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1978.-183 с.
  12. А.Ш., Юсупов Р. А. Рус телендэ сейлэшуче балаларга татар теле укыту методикасы нигезлэре.-Казань: Мэгариф, 19 981 516.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М. 1976−158 с.
  14. В.Г. О диалектике детерминации психического развития //Принципы развития в психологии. М. 1978−132 с.
  15. .В. Психологические основы обучения русского языка в национальных школах //РЯНШ.-1962-№ З.-С. 12−18.
  16. И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность в обучении устной речи //Иностр. яз. в шк.-1984.-№ 5.-С. 9−13.
  17. Бим И Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы-М.: Просвещение, 1 988 256 с.
  18. П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.- 152 с.
  19. В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками /Под ред. чл.-корр. АН СССР проф. Н.К.Дмитриева- 2-е изд., испр. и доп.- Казань: Татгосиздат, 1953,220 с.
  20. З.М. К проблеме психологии обучения детей дошкольного возраста в дидактических играх (рукопись), 1949, стр. 3.
  21. А.А. Личность и общение//М., Педагогика, 1983.
  22. Л. И. «Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний», журн. «Советская педагогика». 1945, № 11.
  23. Божович Л, И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема//Известия академии педагогических наук вып. 36 1951
  24. ., Морозова Л. Г. Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия академии педагогических наук вып.36 1951
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. «Просвещение» 1968 -247, 253с.
  26. .Х. Психолингвистические проблемы речевого общения (личностно и социально ориентированное речевое общение): Дис.. канд. психол. наук. М., 1973. С. 9—10.
  27. Е.А. Культурологический аспект в преподавании /Школа и мировая культура этносов.-М., 1995, — Вып. 2.-347 с.
  28. Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе.-Нальчик, 1996.-С. 25.
  29. Е., Баранникова А., Кудрявцева Т. Обучение русских татарскому языку как государственному //Фэн Ьэм мэктэп.-1997.-№ 1.-С. 27−31.
  30. Ф.С., М.Х.Корбангалиевньц татарларга Иэм татар булмаганнарга татар теле укыту буенча методик системасы: Дис. .канд. пед. наук.-Казань, 1951−286 с.
  31. З.М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков: Словообразование и морфология /Под ред. проф. М. З. Закиева и Л. З. Шакировой.-Казань: Таткнигоиздат, 1983−150 с.
  32. ВаЬапов Г. Э. Уз-узеннэн ейрэткеч: Татарларга русча Ьэм русларга татарча сейлэшергэ.-18 нче басма-Казан, 1911−64 б.
  33. Вэлиди Ж,. Татар теленец грамматикасы.-Казан, 1919−175 б.
  34. Ф.С. Татар теле дэреслэрендэ техник чаралардан файдалану.-Казан: Тат. китап нэшр., 1972−45 б.
  35. Ф.С. Татар теле методикасынын усеше Иэм бурычлары //Вопросы языкознания.-Казан, 1971.
  36. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус. яз., 1990.-246 с.
  37. Вестник (Информационный бюллетень Министерства образования Республики Татарстан).-1993-№ 8.-68 с.
  38. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.-М.: Рус. язык, 1985−116 с.
  39. Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. Пособие Казань, 1994.-141 с.
  40. Г. М. Билингвизм и его аспекты. Иваново, 1997−99 с.
  41. Вопросы реализации татарского языка //Биш ел эчендэ.-Казань: Тип «Камиль Якуб», 1925.-С. 251−253.
  42. JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопр. психологии.-1966.-№ 6.-62−76с.
  43. JI.C. Избранные психологические исследования-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  44. Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования /Под ред. и вступительным словом В.Колбановского.-М.- Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934.-323 с.
  45. Н.А., Голованова Л. З., Колосницина Г. В. Развитие навыков и умений аудирования //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе.-М.: Рус. яз., 1975.-С. 52−65.
  46. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста, изд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 85—86.
  47. В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма/Под ред. Л. З. Шакировой.-Казань, 1998−207 с.
  48. А.А. Методическое обеспечение и программа обучения татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения (в аспекте реализации принципа природосообразности).-Казань: ИПКРО-РТ, 1999.-25с.
  49. А.А. Обучение татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения: Учебно-методическое пособие-Казань: Тац-Заря, 1997−180 с.
  50. П.Я., Психология как объективная наука, М.-1978 с. 386.
  51. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.-С. 51.
  52. П.Я. Введение в психологию. М. 1976
  53. Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование № 4, 1997 с.51
  54. Д.Ш. Уроки татарского языка на основе предметных действий для русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста//Методическое пособие, ИНПО, Наб. Челны, 2000, 84с.
  55. Гез Н. И. Взаимоотношения между устной и письменной формами коммуникации //Иностр. яз. в шк.-1966.-№ 2−24 с.
  56. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан //Ведомости Верховного Совета Татарстана. -1994.-№ 8 -9.-С. 4−19.
  57. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика.-1999.-№ 8.-С. 30−34.
  58. О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика., 1985.
  59. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении.-Томск: Пеленг, 1992.-114 с.
  60. М.А., Есипов Б. П. Дидактика /Под общей ред. Б. П. Есипова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  61. Декларация «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» //Коммунист Татарии. -1990.-№ Ю-С. 3−4.
  62. Дмитриев Н. К, Чистяков В. М., Бакеева Н. З. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе—М.: Учпедгиз, 1952.-246 с.
  63. Н.Ф. Активность личности и принцип значимости //Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1970. С. 452— 453.
  64. .П. Методы обучения.-М.- Изд-во АПН РСФСР, 195 460 с.
  65. В.В. Анатомо-физиологические особенности детей семилетного возраста//Обучение детей в 1 классе -М., 1951.-С. 26.
  66. О.В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку: (Инновационный подход).-Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1998.-430 с.
  67. НИ. Избранные труды. Язык-речь-творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике.-М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
  68. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе //Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.-М., 1969 С. 104.
  69. К.З. Двуязычие. Изучение родного и русского языков во взаимосвязи //Рус. яз. в нац. шк.-1990.-№ 8.-12−15 с.
  70. К.З. Двуязычие и интерференция: Учебное пособие.-Уфа: Изд-во БГУ, 1984.-80 с.
  71. К.З. Двуязычие и национальная школа-Уфа: Изд-во БГУ, 1991−76 с.
  72. К.З. Обучение видам речевой деятельности //Методика преподавания русского языка в 5−9 классах башкирских школ-Уфа: Китап, 1996.-С. 144.
  73. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» //Сов. Татария.-1992.-25.07.-С.З
  74. Закон Российской Федерации от 23 октября 1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями от 24июля 1998 г.) //Собрание законодательства РФ № 31 от 31 августа 1998 г.
  75. P.P. Лингводидактические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских I школ-Казань, 1999−169 с.
  76. P.P. Методика обучения чтению на татарском языке русскоязычных учащихся 1-Ш классов как одному из видов речевой деятельности: Дис.. канд. пед. наук-Казань, 1998−275 с.
  77. В.И. Метология педагогического исследования. М. 1982
  78. И.А. Педагогическая психология-М.: Логос, 1999−383
  79. И.А. Психологические аспекты обучения иностранным языкам в школе.-М.: Просвещение, 1991−222 с.
  80. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности //Иностр. яз. в шк.-1973.-№ 4.-С. 66−72.
  81. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка)-М., 1989−219 с.
  82. И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе.-2-е изд., перераб.-М.: Рус. яз., 1976−31−38 с.
  83. В.И. Развитие чувашек ой устной речи учащихся с многонациональным составом: Обучение грамматической стороне говорения на начальном этапе: Дис.. канд. пед. наук.-Чебоксары, 1998.-200 с.
  84. З.Н. О месте диалога при обучении русскому языку иностранцев //Поиски оптимальных путей управления учебнымпроцессом: Сб. статей /Под ред. З. А. Богдановой и др.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973-С. 91−113.
  85. Д.И. Обучение диалогической речи.-М.: Рус. яз., 1986.-160 с.
  86. Н.Г. Основы советской дидактики: Принципы обучения.-J1., 1948.-С. 12−62.
  87. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.-Казань: Тат. кн. изд-во 1966.-95 с.
  88. Г. А. Типологические исследования в СССР (20−40-е годы).-М.: Наука, 1981−111 с.
  89. А. Г. Психология личности. М., 1970. С. 132.
  90. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. А. Й Пискунова (отв. ред.) и др.-М.: Педагогика, 1982.-Т. 2−576 с.
  91. Конституция (основной закон) Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 года.-М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 2000.-64 с.
  92. Конституция Республики Татарстан-Казань: Тат. кн. изд-во, 1993.-47 с.
  93. М. Татар теле дэреслеге: Татарлардан башкалар ечен- IV нче кисэк.-Казан: Татгосиздат, 1934−325 б.
  94. В.Г., Леонтьев А.А- Шварцкопф Б. С. Теория речевой деятельности и культура речи//Основы теории речевой деятельности. М., 1974
  95. В.Г., Митрофанова ОД. Методика преподавания русского языка как иностранного.- М: Рус. яз., 1990.-158 с.
  96. И.Я. Проблема возрождения языка и лингвистические сновы обучения неродному языку //Концепция и технологияразвития национальной школы.-М.: Просвещение, 1994.-С. 298−299.
  97. А. Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания.//Структурно-системные исследования явлений и процесов. М. 1970 — 87с.
  98. Т.А. Речевые уроки: Книга для учителей начальных классов.-М., 1995−158 с.
  99. А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности //Теория речевой деятельности -М.: Наука, 1968−272 с.
  100. А.А. Основы психолингвистики—М.: Смысл, 1999−220 с.
  101. А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранного языка: Лекция-доклад-М., 1998−24с.
  102. А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969−214 с.
  103. А.А., Психология общения., М. Смысл, 1997.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. «Наука», 1975
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981−185 с.
  106. М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М. 1985.
  107. И.Л. Башка миллэт балаларына татар телен ничек укытырга //Мэгариф.-1991.-№ 6.-Б. 19−21.
  108. И.Л. Почему наши дети не умеют говорить по-татарски? //Вечерняя Казань-1994−21.02.
  109. А.Р. Очерки психологии письма.-М., 1950.-С. 5.
  110. А.Р. Язык и сознание.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998−210 с
  111. С.И. Язык в речевом общении-М., 1994−194 с.
  112. А. С. Лекции о воспитании детей /Под ред. Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского.-4-е изд.-М.: Учпедгиз, 195 296 с.
  113. А.К. Психология усвоения языка как средства общения-М., 1974−129 с.
  114. М.И. О философии образования и национальном самосознании //Научный Татарстан-1997-№ 3−4.
  115. М.И. Современный урок: Вопросы теории.-М.: Педагогика, 1981−191 с.
  116. М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань: Таткнигоиздат, 1972−551 с.
  117. М.И. Школьный русско-татарский словарь-Казань: Таткнигоиздат, 1967−573 с.
  118. Мэгариф турындац Татарстан Республикасы законы. Закон Республики Татарстан ЦОб образованиин.-Казань: Школа, 1998−72 с.
  119. К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1965. С. 105.
  120. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе /И.В.Баранников, А. Ф. Бойцова, Н.ВКарашева. Ленинградское отд-ние /Под ред. И. В. Баранникова, А. И. Геркул. -Л.: Просвещение, 1981−269 с.
  121. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе /Под ред. Геркул А. И., Баранникова И. В- Л.: Просвещение, 1984.-309 с.
  122. А.С. Мотивационные достижения как фактор активности в группе В кн.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль 1976.
  123. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному обучению //Иностр. яз. В шк.-1990-№ 5.-С. 41−42.
  124. И.С. О психолингвистической природе диалогической речи /Развитие диалогической речи младших школьников-М., 1997 .-319 с.
  125. К. Сайланма эсэрлэр: 2 томда.-Казан: Тат. кит. нэшр., 1974.-Т. 1−340 б.
  126. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Мэгариф.-2000.-№ 3.-Б. 5−7.
  127. Национальная школа: Вопросы методики и лингводидактики /Сб. науч. статей.-М.: Изд-во ИНПО, 1 998 164 с.
  128. З.Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по педагогике. Казань: «Матбугат йорты» 2000−203 с.
  129. Обогащение интеллектуального содержания труда школьника и некоторые проблемы психологии. //Вопросы психологии, 1957
  130. Образование сокрытое сокровище: Доклад Международнойкомиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО-Париж, 1997.-С. 52.
  131. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М. И. Лисиной, М. «Пед-ка» 1985. Общая психология. М., 1970. С. 97.
  132. В.Ф. Научно-методические средства оптимизации обучения русскому языку в начальной школе: Дисс.. канд. пед. наук в виде научного доклада.-Н.Новгород, 1998.-55 с.
  133. Основы дидактики /Под ред. д-ра пед. наук проф. Щ. Есипова-М: Просвещение, 1967.-472 с.
  134. Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А.А.Леонтьев-|М.: Наука, 1974−368 с.
  135. Р.В. Язык, функция, коммуникация //Вопросы зыкознания.-1979-№б.-С. 42−51.
  136. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков.-М.: Просвещение, 1985−208 с.
  137. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.-М.: Рус. яз., 1989−278 с.
  138. И.Г. Избранные педагогические сочинения.-М., 1981-Т. 4−360 с.
  139. А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе //Методология и методы социальной психологии-М.: Наука, 1977−247 с.
  140. Программа для практических занятий по татарскому языку в русскоязычной аудитории /Сост. А. ШАсадуллин, Р. А. Юсупов.-Казань: Магариф, 1995.-38 с.
  141. Е.Ю. Психолого-педагогические и лингвистическиеосновы двуязычного воспитания в детском саду: Дис.. д-ра пед. наук-М, 1996−647 с.
  142. Е.Ю. Русский язык и дети: О поддержке и развитии у детей русского языка в условиях многоязычия-Хельсинки, 199 656 с.
  143. А. О. Влияние психических состояний на продуктивность учебной и педагогической деятельности/Ючерки психологии внимания и психических ссояний: Саратов, Саратовкий педуниверситет 1997 80 с.
  144. Речь. Речь. Речь.: Кн. для учителей /Под ред. Ладыженской-М.: Педагогика, 1990−325 с.
  145. Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-1959.-№ 5.-С. 29−36.
  146. Е.Ш., Остапенко А. И. Учебные аспекты диалога и монолога//Рус. яз. за рубежом.-1973.-№ 3.-С. 58−61.
  147. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах- /Глав, ред. В. В. Давыдов.-М: Научение, изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-Т. 1 (А-М).-608 с.
  148. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
  149. С.Л. Основы общей психологии-М.: Учпедгиз, 1940−596 с.
  150. Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-1959.-№ 5.-С. 29−36.
  151. Е.Ш., Остапенко А. И. Учебные аспекты диалога и монолога//Рус. яз. за рубежом.-1973.-№ 3.-С. 58−61.
  152. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах- /Глав.ред. В.ВДавыдов.-М: Научи, изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-Т. 1 (А-М).-608 с.
  153. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
  154. С.Л. Основы общей психологии-М.: Учпедгиз, 1940−596 с.
  155. М.Д. Обучение аудированию в средней школе на начальной ступени. На материале английского языка, 4−5-е классы: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1984.-16с
  156. Р.Б. О формировании навыков родной и русской речи у учащихся-осетин //Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР-М.: Наука, 1979,-С. 323 332.
  157. Н.Х., Максимова А. К., Харисова Ч. М. Интенсивное обучение татарскому языку: (Практический курс).- Казань: Магариф, 1993−128 с.
  158. Ф.С. Ике телне чагыштырып укыту //Мэгариф-199б.-№б-Б. 12−14.
  159. Ф.С. Татар телен ейрэтунен фэнни-методик нигезлэре //Мэгариф.-1992.-№ 5.-Б. 12−17.
  160. Ф.С. Татарский язык. Самоучитель-Казань: Таткнигоиздат, 1991−445 с. «
  161. Ф.С., Фэтхуллова К. С. Укыту программасындагы узгэрешлэр / /Мэгариф.-1998.-№ 8.-Б. 51−52.
  162. Ф.С., Фатхуллова К. С., Юсупова А. Ш., Ризванова Л. М. Татарский язык: (Интенсивный курс)-Казань: Хэтер, 1998.-272 с.
  163. Л.Ю., Хузиахметов. Младший школьник, его развитие и воспитание.//Казань, 1997 с. 117
  164. В. Л. К вопросу о навыках устной речи //Иностр. яз. вшк.-1964.-№ 2.-С.21.
  165. В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей-Киев: Рад. шк., 1 989 156 с.
  166. В.Л., Рубинштейн С. Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи //Иностр. яз. в шк.-1966.-№ 4.-С. 2−9.
  167. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю-М.: Педагогика, 1986−152 с.
  168. В. В. Методика отбора учебного материала для начального этапа обучения иноязычному общению: Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1992−16 с.
  169. В. И. Прохоров А.О. Очерки психологии внимания и психологических состояний. Саратов. Педуниверситет-1997.с.92
  170. В.А. Избранные педагогические сочинения.-М., 1980-Т. 2.-С. 265−268.
  171. Талызина Н. Ф Формирование познавательной деятельности младших школьников. М-1988- 103с.
  172. Татар у рта мэктэплэре ечен татар теленнэн программа (У-Х1 сыйныфлар)-Казан: Мэгариф, 1996−53 б.
  173. Татарский язык в школах Республики Татарстан в контексте современной социально-образовательной тенденции: Состояние, проблемы, перспективы (Информационо-аанлитические материалы по результатам социологических исследований).1. Казань, 1998.-58 с.
  174. К.А. Использование ситуации при обучении устной речи (вопросы методики и результаты эксперимента)//Рус.яз. в нац. шкл.-1977.-№ 2.-С.72−73.
  175. У рта мэктэп программалары. 1. Рус мэктэплэрендэ укучы татар балалары ечен татар теле Ьэм эдэбияты программасы /1-Х1 класслар/. 2. Рус балалары ечен татар теле Ьэм эдэбияты программасы /1−1У класслар/-Казан: Тат. кит. нэшр., 1992−160 б.
  176. .А. Принцип структурной типологии -М.: Изд-во МГУ, 1962.-64 с.
  177. И. Техника развития устной и письменной речи.-М., 1924−240 с.
  178. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Сост. и коммент. ЭДДнепрова- Под ред. А. И. Пискунова и др.-М.: Педагогика, 1974-Т. 1−584 с.
  179. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избр. пед. прбАизв.-М.: Просвещение, 1968−557 с.
  180. К.Д. Об учебно-воспитательной работе в школе (Отрывки из пед. произведений).-М.: Учпедгиз, 1939.-1Ш с.
  181. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в «Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Ось-89, 1997 .-64 с.
  182. Формы взаимодействия татарского и русского языков на современном этапе /Редкол.: М. З. Закиев, Н. Х. Шарыпова (отв. ред. и сост.).-Казань, 1992−102 с.
  183. ФраткинаФ.И. «Роль игры в формировании учебных интересов школьника"м. 1967, с.56
  184. З.Н. Дидактическая система обученияучащихся диалогической и монологической речи на родном (татарском) языке: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук-Казань, 1997−26 с.
  185. Хайдарова 3., Н. Г. Галиева «Татар теле"-Казань, 1999.
  186. В.Х. Татар эдэби теле (стилистика)-Казан: Татар, кит. нэшр., 1999−304 с.
  187. Ф.Ф. Лингводидактические и психолого-педагогические основы начального обучения татарскому языку в школах с русским языком обучения: Дис. док. пед. наук-Казань, 200.-538 с.
  188. Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры.-Казан: Хэтер, 1998−128 с.
  189. Ф.Ф. Обучение татарской устной речи: Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе /Под ред. Л. З. Шакировой.-Казань: Магариф, 1999−175 с.
  190. Ф.Ф. Психолого-педагогические и лингвистические основы обучения татарской устной речи в русской школе (первоначальный этап).-Казань: Хэтер, 1998.-128 с.
  191. Ф.Ф. Рус телендэ сейлэшуче балаларны татарчага эйрэтунен башлангыч чоры.-Казан: Мэгариф, 1996- 43 б.
  192. Ф.Ф. Сущность и функциональные особенности национальной культуры как целостного образования //Национальная культура в учебно-воспитательном процессе-Казань: Тан-Заря, 1996−13 8с.
  193. Ф.Ф. Этнокультурный потенциал реформирования системы образования в Республике Татарстан // Дис.. док. пед. наук.-Казань, 2000. -С. 7−13.
  194. Ч.М. Лингвометодические основы обучения татарскому произношению русских учащихся в 1−3 классах: Дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1996−322 с.
  195. Ч.М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению.-Казань: Магариф, 1999.-63 с.
  196. Ф.Ф., Харисова Ч. М. В мире слов и предложений: Картинно-ситуативный татарско-русский словарь-Казань: Магариф, 2000−223 с.
  197. Ф.Ф., Харисова Ч. М. Учимся говорить по-татарски -Наб. Челны: КАМАЗ, 1992−128 с.
  198. Ф.Ф., Хисамова Ф. М., Латыпова Л. Х. Татарский язык //Учебник для 3 класса 11-летней средней школы (для учащихся-татар, обучающихся в русской школе).- Казань: Магариф, 1994−152 с. (на тат. яз.).
  199. Хэмидова 3. Рус балаладына татар теле укыту //Мэгариф-1991-№ 8.-Б. 29−31-№ 9-Б. 21−23--№ 11-Б. 22−24--№ 12.-Б. 27−28.
  200. А.Н. Воспитание личности школьника. Казань: Матбугат йорты, 2000 — 34 с.
  201. Г. А. Виды общения в обучении-Томск, 1993−269 с.
  202. Л.З. «Основы методики преподавания русского языка в татарской школе» -1997.-С. 22−24.
  203. Т. Социальная психология. М., 1969. С. 126.
  204. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.208. .Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. -Л.: Наука, 1974.-428 с.
  205. Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1989, — 40с
  206. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.1. М.1971, с.37
  207. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М. 1988
  208. Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальных школах.-СПб: Просвещение, 1993.-С. 65.
  209. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения //Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класы школы) /Под ред. Д. Б-Эльконина, В. В Давыдова -М: Просвещение, 1966.-С. 13−54.
  210. Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978−304 с.
  211. Д.Б. Психология обучения младших школьников-М.: Знание, 1974.-64 с.
  212. Р.А. Дерес сейлик, дерес языйк //Мэгариф,-1998-№ 4-Б. 22−24.
  213. Р.А. Жылы суз жан эретэ.-Казан: Мэгариф, 1 996 159 б.
  214. Ф.Ю., Новикова Л. К. Элифба-Казан: Мэгариф, 1 994 114 б.
  215. Ф.Ю., Тарифуллин В. З., Новикова Л. К. Татар теле. 3 нче сыйныф /рус телендэ сейлэшуче балалар ечен/.-Казан: Мэгариф, 1993−1996.
  216. Ф.ЬЭ., Казыйханова З. А., Мехиярова Р. Х. Татар теле. 2 нче сыйныф очен (рус телендэ сейлэшэче балалар ечен).-Казан: Мэгариф, 1993−192 б.
  217. Языковая политика в Республике Татарстан: Документы и материалы (80−90-е гг.).-Казань: Магариф, 1999.-342 с.
  218. Г. К. К теоретическому обоснованию сопоставительного описания языков //РЯЗР-1976.-№б.-С. 19−20.
  219. П.М. Психолингвистические проблемы мотивации человека.-М: 1969.-С. 228.
  220. Л.П. О диалогической речи //Русская речь.-Петроград, 1923-Вып. 1.-С. 65−69.
  221. Appel К., MuysKen P. Langnage contact and bilingualism/ Kent: Edward Arnold., 1987. 224p.
  222. Cook V. Second language learning and teaching.- London: Earnold, 1991,-176 p.
  223. Fasold R. The sociolinguistics of langnage.-Oxford: B. Blackwel 1, 1990.-384p.
  224. Howell R.W., Vetter H.J. Language in behavior.-New York: Human Sciences Press, 1985.-299 p.
  225. Lemke J.L. Using language in the classroom.-Oxford University Press, 1989.-43 p.
Заполнить форму текущей работой