Дидактические условия формирования устойчивого интереса к изучению татарского языка русскоязычными младшими школьниками
Диссертация
Изучение и обобщение опыта преподавания татарского языка для русскоязычных школьников, а также анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показали, что наиболее эффективными дидактическими условиями формирования устойчивого интереса к изучения татарского языка у учащихся младших классов являются: а) организация учебно-познавательной деятельности младших школьников как… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИКЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
- 1. 1. Проблема формирования познавательного интереса в психологии и педагогике
- 1. 2. Проблема формирования интереса к изучению татарского языка русскоязычными школьниками и опыт решения этой проблемы в методике и школьной практике
- ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ НЕРОДНОГО ЯЗЫКА
- 2. 1. Формирование у младшего школьника интереса к овладению татарской речью на основе организации общения на уроке
- 2. 2. Формирование у младшего школьника интереса к овладению татарской речью на основе игррвой деятельности
- 2. 3. Развитие интереса к овладению татарской речью на основе теории поэтапного формирования умственных действий
- 2. 4. Моделирование системы работы по формированию устойчивого интереса к изучению татарского языка
- ГЛАВА III. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
- 3. 1. Планирование и организация эксперимента
- 3. 2. Описание эксперимента
- 3. 3. Качественный анализ и обобщение результатов формирующего эксперимента
- 3. 4. Статистическая обработка экспериментальных данных
Список литературы
- Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики.-Л.: Наука, 1 975 276 с.
- Айдарова С.Х. К знаниям через игру: Методические разработки для начальных классов, обучающих русскоязычных детей русскому языку.- Казань: Изд-во ТГГИ, 1998−116 с.
- Актуальные вопросы преподавания родного, русского языков в татарской школе.-Казань, 1979−162 с.
- Алишоков Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика связанного обучения русской речи на родном и русском языках: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1999−204 с.
- Альмиева P.M. Ролевая игра как средство развития фантазии и творчества учащихся //Творческая активность учащихся: поиск, находки, проблемы-Казань, 1995.-С. 164−169.
- Ананьин С.А., Интерес к учению в современной психологии и педагогики, Киев, 1975 477 с.
- Анисимов В.М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (аспект взаимосвязанного обучения языкам): Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени д-ра пед. наук.-Якутск, 1996.-40 с.
- Аракин В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования.-М.: Выс. шк., 1989−158 с.
- Асадуллин А.Ш. Из опыта преподавания русского языка в татарской школе-Казань: Таткнигоиздат, 1981.-143 с.
- Асадуллин А.Ш. Знай татарский ты язык, знай и русский ты язык.-Казань: Мэгариф, 1997−100с.
- Асадуллин А.Ш. Первоначальное обучение русскому языку втатарской школе.-Казань: Тат. кн. изд-во, 1978.-183 с.
- Асадуллин А.Ш., Юсупов Р. А. Рус телендэ сейлэшуче балаларга татар теле укыту методикасы нигезлэре.-Казань: Мэгариф, 19 981 516.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М. 1976−158 с.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития //Принципы развития в психологии. М. 1978−132 с.
- Беляев Б.В. Психологические основы обучения русского языка в национальных школах //РЯНШ.-1962-№ З.-С. 12−18.
- Берман И.М., Бухбиндер В. А. Ситуативность в обучении устной речи //Иностр. яз. в шк.-1984.-№ 5.-С. 9−13.
- Бим И Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы-М.: Просвещение, 1 988 256 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964.- 152 с.
- Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание в связи с другими тюркскими языками /Под ред. чл.-корр. АН СССР проф. Н.К.Дмитриева- 2-е изд., испр. и доп.- Казань: Татгосиздат, 1953,220 с.
- Богуславская З.М. К проблеме психологии обучения детей дошкольного возраста в дидактических играх (рукопись), 1949, стр. 3.
- Бодалев А.А. Личность и общение//М., Педагогика, 1983.
- Божович Л. И. «Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний», журн. «Советская педагогика». 1945, № 11.
- Божович Л, И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема//Известия академии педагогических наук вып. 36 1951
- Божович ЛИ., Морозова Л. Г. Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников//Известия академии педагогических наук вып.36 1951
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. «Просвещение» 1968 -247, 253с.
- Бражноков Б.Х. Психолингвистические проблемы речевого общения (личностно и социально ориентированное речевое общение): Дис.. канд. психол. наук. М., 1973. С. 9—10.
- Быстрова Е.А. Культурологический аспект в преподавании /Школа и мировая культура этносов.-М., 1995, — Вып. 2.-347 с.
- Быстрова Е.А. Преподавание русского языка в современной национальной школе.-Нальчик, 1996.-С. 25.
- Быстрова Е., Баранникова А., Кудрявцева Т. Обучение русских татарскому языку как государственному //Фэн Ьэм мэктэп.-1997.-№ 1.-С. 27−31.
- Валеева Ф.С., М.Х.Корбангалиевньц татарларга Иэм татар булмаганнарга татар теле укыту буенча методик системасы: Дис. .канд. пед. наук.-Казань, 1951−286 с.
- Валиуллина З.М. Сопоставительная грамматика русского и татарского языков: Словообразование и морфология /Под ред. проф. М. З. Закиева и Л. З. Шакировой.-Казань: Таткнигоиздат, 1983−150 с.
- ВаЬапов Г. Э. Уз-узеннэн ейрэткеч: Татарларга русча Ьэм русларга татарча сейлэшергэ.-18 нче басма-Казан, 1911−64 б.
- Вэлиди Ж,. Татар теленец грамматикасы.-Казан, 1919−175 б.
- Вэлиева Ф.С. Татар теле дэреслэрендэ техник чаралардан файдалану.-Казан: Тат. китап нэшр., 1972−45 б.
- Вэлиева Ф.С. Татар теле методикасынын усеше Иэм бурычлары //Вопросы языкознания.-Казан, 1971.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус. яз., 1990.-246 с.
- Вестник (Информационный бюллетень Министерства образования Республики Татарстан).-1993-№ 8.-68 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.-М.: Рус. язык, 1985−116 с.
- Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. Пособие Казань, 1994.-141 с.
- Вишневская Г. М. Билингвизм и его аспекты. Иваново, 1997−99 с.
- Вопросы реализации татарского языка //Биш ел эчендэ.-Казань: Тип «Камиль Якуб», 1925.-С. 251−253.
- Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопр. психологии.-1966.-№ 6.-62−76с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования /Под ред. и вступительным словом В.Колбановского.-М.- Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934.-323 с.
- Высотская Н.А., Голованова Л. З., Колосницина Г. В. Развитие навыков и умений аудирования //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе.-М.: Рус. яз., 1975.-С. 52−65.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста, изд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 85—86.
- Габдулхаков В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма/Под ред. Л. З. Шакировой.-Казань, 1998−207 с.
- Газеев А.А. Методическое обеспечение и программа обучения татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения (в аспекте реализации принципа природосообразности).-Казань: ИПКРО-РТ, 1999.-25с.
- Газеев А.А. Обучение татарскому языку русскоязычных школьников и взрослого населения: Учебно-методическое пособие-Казань: Тац-Заря, 1997−180 с.
- Гальперин П.Я., Психология как объективная наука, М.-1978 с. 386.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.-С. 51.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М. 1976
- Гильманов Д.Ш. Особенности введения русскоязычных детей в разговорную татарскую речь на уроках в школе. //Психологическая наука и образование № 4, 1997 с.51
- Гильманов Д.Ш. Уроки татарского языка на основе предметных действий для русскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста//Методическое пособие, ИНПО, Наб. Челны, 2000, 84с.
- Гез Н. И. Взаимоотношения между устной и письменной формами коммуникации //Иностр. яз. в шк.-1966.-№ 2−24 с.
- Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан //Ведомости Верховного Совета Татарстана. -1994.-№ 8 -9.-С. 4−19.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика.-1999.-№ 8.-С. 30−34.
- Гребенюк О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика., 1985.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанного на содержательном обобщении.-Томск: Пеленг, 1992.-114 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика /Под общей ред. Б. П. Есипова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-518 с.
- Декларация «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» //Коммунист Татарии. -1990.-№ Ю-С. 3−4.
- Дмитриев Н. К, Чистяков В. М., Бакеева Н. З. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе—М.: Учпедгиз, 1952.-246 с.
- Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости //Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1970. С. 452— 453.
- Есипов Б.П. Методы обучения.-М.- Изд-во АПН РСФСР, 195 460 с.
- Ефимов В.В. Анатомо-физиологические особенности детей семилетного возраста//Обучение детей в 1 классе -М., 1951.-С. 26.
- Жанарская О.В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку: (Инновационный подход).-Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1998.-430 с.
- Жинкин НИ. Избранные труды. Язык-речь-творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике.-М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе //Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.-М., 1969 С. 104.
- Закирьянов К.З. Двуязычие. Изучение родного и русского языков во взаимосвязи //Рус. яз. в нац. шк.-1990.-№ 8.-12−15 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и интерференция: Учебное пособие.-Уфа: Изд-во БГУ, 1984.-80 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и национальная школа-Уфа: Изд-во БГУ, 1991−76 с.
- Закирьянов К.З. Обучение видам речевой деятельности //Методика преподавания русского языка в 5−9 классах башкирских школ-Уфа: Китап, 1996.-С. 144.
- Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» //Сов. Татария.-1992.-25.07.-С.З
- Закон Российской Федерации от 23 октября 1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями от 24июля 1998 г.) //Собрание законодательства РФ № 31 от 31 августа 1998 г.
- Замалетдинов P.P. Лингводидактические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских I школ-Казань, 1999−169 с.
- Замалетдинов P.P. Методика обучения чтению на татарском языке русскоязычных учащихся 1-Ш классов как одному из видов речевой деятельности: Дис.. канд. пед. наук-Казань, 1998−275 с.
- Звягинцев В.И. Метология педагогического исследования. М. 1982
- Зимняя И.А. Педагогическая психология-М.: Логос, 1999−383
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения иностранным языкам в школе.-М.: Просвещение, 1991−222 с.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности //Иностр. яз. в шк.-1973.-№ 4.-С. 66−72.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка)-М., 1989−219 с.
- Зимняя И.А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе.-2-е изд., перераб.-М.: Рус. яз., 1976−31−38 с.
- Игнатьева В.И. Развитие чувашек ой устной речи учащихся с многонациональным составом: Обучение грамматической стороне говорения на начальном этапе: Дис.. канд. пед. наук.-Чебоксары, 1998.-200 с.
- Ивляева З.Н. О месте диалога при обучении русскому языку иностранцев //Поиски оптимальных путей управления учебнымпроцессом: Сб. статей /Под ред. З. А. Богдановой и др.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973-С. 91−113.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи.-М.: Рус. яз., 1986.-160 с.
- Казанский Н.Г. Основы советской дидактики: Принципы обучения.-J1., 1948.-С. 12−62.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении.-Казань: Тат. кн. изд-во 1966.-95 с.
- Климов Г. А. Типологические исследования в СССР (20−40-е годы).-М.: Наука, 1981−111 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970. С. 132.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. А. Й Пискунова (отв. ред.) и др.-М.: Педагогика, 1982.-Т. 2−576 с.
- Конституция (основной закон) Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 года.-М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 2000.-64 с.
- Конституция Республики Татарстан-Казань: Тат. кн. изд-во, 1993.-47 с.
- Корбангалиев М. Татар теле дэреслеге: Татарлардан башкалар ечен- IV нче кисэк.-Казан: Татгосиздат, 1934−325 б.
- Костомаров В.Г., Леонтьев А.А- Шварцкопф Б. С. Теория речевой деятельности и культура речи//Основы теории речевой деятельности. М., 1974
- Костомаров В.Г., Митрофанова ОД. Методика преподавания русского языка как иностранного.- М: Рус. яз., 1990.-158 с.
- Краузе И.Я. Проблема возрождения языка и лингвистические сновы обучения неродному языку //Концепция и технологияразвития национальной школы.-М.: Просвещение, 1994.-С. 298−299.
- Куракин А. Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания.//Структурно-системные исследования явлений и процесов. М. 1970 — 87с.
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки: Книга для учителей начальных классов.-М., 1995−158 с.
- Леонтьев А. А. Объект и предмет психолингвистики и ее отношение к другим наукам о речевой деятельности //Теория речевой деятельности -М.: Наука, 1968−272 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики—М.: Смысл, 1999−220 с.
- Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранного языка: Лекция-доклад-М., 1998−24с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969−214 с.
- Леонтьев А.А., Психология общения., М. Смысл, 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. «Наука», 1975
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981−185 с.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М. 1985.
- Литвинов И.Л. Башка миллэт балаларына татар телен ничек укытырга //Мэгариф.-1991.-№ 6.-Б. 19−21.
- Литвинов И.Л. Почему наши дети не умеют говорить по-татарски? //Вечерняя Казань-1994−21.02.
- Лурия А.Р. Очерки психологии письма.-М., 1950.-С. 5.
- Лурия А.Р. Язык и сознание.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998−210 с
- Львова С.И. Язык в речевом общении-М., 1994−194 с.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей /Под ред. Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского.-4-е изд.-М.: Учпедгиз, 195 296 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения-М., 1974−129 с.
- Махмутов М.И. О философии образования и национальном самосознании //Научный Татарстан-1997-№ 3−4.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории.-М.: Педагогика, 1981−191 с.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения.-Казань: Таткнигоиздат, 1972−551 с.
- Махмутов М.И. Школьный русско-татарский словарь-Казань: Таткнигоиздат, 1967−573 с.
- Мэгариф турындац Татарстан Республикасы законы. Закон Республики Татарстан ЦОб образованиин.-Казань: Школа, 1998−72 с.
- Мегрелидзе К. Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1965. С. 105.
- Методика начального обучения русскому языку в национальной школе /И.В.Баранников, А. Ф. Бойцова, Н.ВКарашева. Ленинградское отд-ние /Под ред. И. В. Баранникова, А. И. Геркул. -Л.: Просвещение, 1981−269 с.
- Методика начального обучения русскому языку в национальной школе /Под ред. Геркул А. И., Баранникова И. В- Л.: Просвещение, 1984.-309 с.
- Морозов А.С. Мотивационные достижения как фактор активности в группе В кн.: Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль 1976.
- Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному обучению //Иностр. яз. В шк.-1990-№ 5.-С. 41−42.
- Назметдинова И.С. О психолингвистической природе диалогической речи /Развитие диалогической речи младших школьников-М., 1997 .-319 с.
- Насыйри К. Сайланма эсэрлэр: 2 томда.-Казан: Тат. кит. нэшр., 1974.-Т. 1−340 б.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Мэгариф.-2000.-№ 3.-Б. 5−7.
- Национальная школа: Вопросы методики и лингводидактики /Сб. науч. статей.-М.: Изд-во ИНПО, 1 998 164 с.
- Нигматов З.Г., Хузиахметов А. Н. Курс лекций по педагогике. Казань: «Матбугат йорты» 2000−203 с.
- Обогащение интеллектуального содержания труда школьника и некоторые проблемы психологии. //Вопросы психологии, 1957
- Образование сокрытое сокровище: Доклад Международнойкомиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО-Париж, 1997.-С. 52.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М. И. Лисиной, М. «Пед-ка» 1985. Общая психология. М., 1970. С. 97.
- Одегова В.Ф. Научно-методические средства оптимизации обучения русскому языку в начальной школе: Дисс.. канд. пед. наук в виде научного доклада.-Н.Новгород, 1998.-55 с.
- Основы дидактики /Под ред. д-ра пед. наук проф. Щ. Есипова-М: Просвещение, 1967.-472 с.
- Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А.А.Леонтьев-|М.: Наука, 1974−368 с.
- Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация //Вопросы зыкознания.-1979-№б.-С. 42−51.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков.-М.: Просвещение, 1985−208 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.-М.: Рус. яз., 1989−278 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.-М., 1981-Т. 4−360 с.
- Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе //Методология и методы социальной психологии-М.: Наука, 1977−247 с.
- Программа для практических занятий по татарскому языку в русскоязычной аудитории /Сост. А. ШАсадуллин, Р. А. Юсупов.-Казань: Магариф, 1995.-38 с.
- Протасова Е.Ю. Психолого-педагогические и лингвистическиеосновы двуязычного воспитания в детском саду: Дис.. д-ра пед. наук-М, 1996−647 с.
- Протасова Е.Ю. Русский язык и дети: О поддержке и развитии у детей русского языка в условиях многоязычия-Хельсинки, 199 656 с.
- Прохоров А. О. Влияние психических состояний на продуктивность учебной и педагогической деятельности/Ючерки психологии внимания и психических ссояний: Саратов, Саратовкий педуниверситет 1997 80 с.
- Речь. Речь. Речь.: Кн. для учителей /Под ред. Ладыженской-М.: Педагогика, 1990−325 с.
- Рожкова Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-1959.-№ 5.-С. 29−36.
- Розенбаум Е.Ш., Остапенко А. И. Учебные аспекты диалога и монолога//Рус. яз. за рубежом.-1973.-№ 3.-С. 58−61.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах- /Глав, ред. В. В. Давыдов.-М: Научение, изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-Т. 1 (А-М).-608 с.
- Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии-М.: Учпедгиз, 1940−596 с.
- Рожкова Г. Ситуация как обучающий прием развития речи //Рус. яз. в нац. шк.-1959.-№ 5.-С. 29−36.
- Розенбаум Е.Ш., Остапенко А. И. Учебные аспекты диалога и монолога//Рус. яз. за рубежом.-1973.-№ 3.-С. 58−61.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах- /Глав.ред. В.ВДавыдов.-М: Научи, изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993-Т. 1 (А-М).-608 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии-М.: Учпедгиз, 1940−596 с.
- Рыбаков М.Д. Обучение аудированию в средней школе на начальной ступени. На материале английского языка, 4−5-е классы: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1984.-16с
- Сабаткоев Р.Б. О формировании навыков родной и русской речи у учащихся-осетин //Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР-М.: Наука, 1979,-С. 323 332.
- Салехова Н.Х., Максимова А. К., Харисова Ч. М. Интенсивное обучение татарскому языку: (Практический курс).- Казань: Магариф, 1993−128 с.
- Сафиуллина Ф.С. Ике телне чагыштырып укыту //Мэгариф-199б.-№б-Б. 12−14.
- Сафиуллина Ф.С. Татар телен ейрэтунен фэнни-методик нигезлэре //Мэгариф.-1992.-№ 5.-Б. 12−17.
- Сафиуллина Ф.С. Татарский язык. Самоучитель-Казань: Таткнигоиздат, 1991−445 с. «
- Сафиуллина Ф.С., Фэтхуллова К. С. Укыту программасындагы узгэрешлэр / /Мэгариф.-1998.-№ 8.-Б. 51−52.
- Сафиуллина Ф.С., Фатхуллова К. С., Юсупова А. Ш., Ризванова Л. М. Татарский язык: (Интенсивный курс)-Казань: Хэтер, 1998.-272 с.
- Сироткин Л.Ю., Хузиахметов. Младший школьник, его развитие и воспитание.//Казань, 1997 с. 117
- Скаткин В. Л. К вопросу о навыках устной речи //Иностр. яз. вшк.-1964.-№ 2.-С.21.
- Скаткин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей-Киев: Рад. шк., 1 989 156 с.
- Скаткин В.Л., Рубинштейн С. Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи //Иностр. яз. в шк.-1966.-№ 4.-С. 2−9.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю-М.: Педагогика, 1986−152 с.
- Соболев В. В. Методика отбора учебного материала для начального этапа обучения иноязычному общению: Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1992−16 с.
- Страхов В. И. Прохоров А.О. Очерки психологии внимания и психологических состояний. Саратов. Педуниверситет-1997.с.92
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.-М., 1980-Т. 2.-С. 265−268.
- Талызина Н. Ф Формирование познавательной деятельности младших школьников. М-1988- 103с.
- Татар у рта мэктэплэре ечен татар теленнэн программа (У-Х1 сыйныфлар)-Казан: Мэгариф, 1996−53 б.
- Татарский язык в школах Республики Татарстан в контексте современной социально-образовательной тенденции: Состояние, проблемы, перспективы (Информационо-аанлитические материалы по результатам социологических исследований).1. Казань, 1998.-58 с.
- Ташматова К.А. Использование ситуации при обучении устной речи (вопросы методики и результаты эксперимента)//Рус.яз. в нац. шкл.-1977.-№ 2.-С.72−73.
- У рта мэктэп программалары. 1. Рус мэктэплэрендэ укучы татар балалары ечен татар теле Ьэм эдэбияты программасы /1-Х1 класслар/. 2. Рус балалары ечен татар теле Ьэм эдэбияты программасы /1−1У класслар/-Казан: Тат. кит. нэшр., 1992−160 б.
- Успенский Б.А. Принцип структурной типологии -М.: Изд-во МГУ, 1962.-64 с.
- Устинов И. Техника развития устной и письменной речи.-М., 1924−240 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Сост. и коммент. ЭДДнепрова- Под ред. А. И. Пискунова и др.-М.: Педагогика, 1974-Т. 1−584 с.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избр. пед. прбАизв.-М.: Просвещение, 1968−557 с.
- Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе в школе (Отрывки из пед. произведений).-М.: Учпедгиз, 1939.-1Ш с.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в «Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Ось-89, 1997 .-64 с.
- Формы взаимодействия татарского и русского языков на современном этапе /Редкол.: М. З. Закиев, Н. Х. Шарыпова (отв. ред. и сост.).-Казань, 1992−102 с.
- ФраткинаФ.И. «Роль игры в формировании учебных интересов школьника"м. 1967, с.56
- Хабибуллина З.Н. Дидактическая система обученияучащихся диалогической и монологической речи на родном (татарском) языке: Дис. в виде научного доклада на соискание ученой степени канд. пед. наук-Казань, 1997−26 с.
- Хайдарова 3., Н. Г. Галиева «Татар теле"-Казань, 1999.
- Хаков В.Х. Татар эдэби теле (стилистика)-Казан: Татар, кит. нэшр., 1999−304 с.
- Харисов Ф.Ф. Лингводидактические и психолого-педагогические основы начального обучения татарскому языку в школах с русским языком обучения: Дис. док. пед. наук-Казань, 200.-538 с.
- Харисов Ф.Ф. Образовательный ресурс национальной культуры.-Казан: Хэтер, 1998−128 с.
- Харисов Ф.Ф. Обучение татарской устной речи: Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе /Под ред. Л. З. Шакировой.-Казань: Магариф, 1999−175 с.
- Харисов Ф.Ф. Психолого-педагогические и лингвистические основы обучения татарской устной речи в русской школе (первоначальный этап).-Казань: Хэтер, 1998.-128 с.
- Харисов Ф.Ф. Рус телендэ сейлэшуче балаларны татарчага эйрэтунен башлангыч чоры.-Казан: Мэгариф, 1996- 43 б.
- Харисов Ф.Ф. Сущность и функциональные особенности национальной культуры как целостного образования //Национальная культура в учебно-воспитательном процессе-Казань: Тан-Заря, 1996−13 8с.
- Харисов Ф.Ф. Этнокультурный потенциал реформирования системы образования в Республике Татарстан // Дис.. док. пед. наук.-Казань, 2000. -С. 7−13.
- Харисова Ч.М. Лингвометодические основы обучения татарскому произношению русских учащихся в 1−3 классах: Дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1996−322 с.
- Харисова Ч.М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению.-Казань: Магариф, 1999.-63 с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Ч. М. В мире слов и предложений: Картинно-ситуативный татарско-русский словарь-Казань: Магариф, 2000−223 с.
- Харисов Ф.Ф., Харисова Ч. М. Учимся говорить по-татарски -Наб. Челны: КАМАЗ, 1992−128 с.
- Харисов Ф.Ф., Хисамова Ф. М., Латыпова Л. Х. Татарский язык //Учебник для 3 класса 11-летней средней школы (для учащихся-татар, обучающихся в русской школе).- Казань: Магариф, 1994−152 с. (на тат. яз.).
- Хэмидова 3. Рус балаладына татар теле укыту //Мэгариф-1991-№ 8.-Б. 29−31-№ 9-Б. 21−23--№ 11-Б. 22−24--№ 12.-Б. 27−28.
- Хузиахметов А.Н. Воспитание личности школьника. Казань: Матбугат йорты, 2000 — 34 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении-Томск, 1993−269 с.
- Шакирова Л.З. «Основы методики преподавания русского языка в татарской школе» -1997.-С. 22−24.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 126.
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.208. .Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. -Л.: Наука, 1974.-428 с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования Воронеж: Изд-во Ворон, ун-та, 1989, — 40с
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.1. М.1971, с.37
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М. 1988
- Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальных школах.-СПб: Просвещение, 1993.-С. 65.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения //Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класы школы) /Под ред. Д. Б-Эльконина, В. В Давыдова -М: Просвещение, 1966.-С. 13−54.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978−304 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников-М.: Знание, 1974.-64 с.
- Юсупов Р.А. Дерес сейлик, дерес языйк //Мэгариф,-1998-№ 4-Б. 22−24.
- Юсупов Р.А. Жылы суз жан эретэ.-Казан: Мэгариф, 1 996 159 б.
- Юсупов Ф.Ю., Новикова Л. К. Элифба-Казан: Мэгариф, 1 994 114 б.
- Юсупов Ф.Ю., Тарифуллин В. З., Новикова Л. К. Татар теле. 3 нче сыйныф /рус телендэ сейлэшуче балалар ечен/.-Казан: Мэгариф, 1993−1996.
- Юсупов Ф.ЬЭ., Казыйханова З. А., Мехиярова Р. Х. Татар теле. 2 нче сыйныф очен (рус телендэ сейлэшэче балалар ечен).-Казан: Мэгариф, 1993−192 б.
- Языковая политика в Республике Татарстан: Документы и материалы (80−90-е гг.).-Казань: Магариф, 1999.-342 с.
- Якобсон Г. К. К теоретическому обоснованию сопоставительного описания языков //РЯЗР-1976.-№б.-С. 19−20.
- Якобсон П.М. Психолингвистические проблемы мотивации человека.-М: 1969.-С. 228.
- Якубинский Л.П. О диалогической речи //Русская речь.-Петроград, 1923-Вып. 1.-С. 65−69.
- Appel К., MuysKen P. Langnage contact and bilingualism/ Kent: Edward Arnold., 1987. 224p.
- Cook V. Second language learning and teaching.- London: Earnold, 1991,-176 p.
- Fasold R. The sociolinguistics of langnage.-Oxford: B. Blackwel 1, 1990.-384p.
- Howell R.W., Vetter H.J. Language in behavior.-New York: Human Sciences Press, 1985.-299 p.
- Lemke J.L. Using language in the classroom.-Oxford University Press, 1989.-43 p.