Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска
С целью определения качества подготовки специалистов дошкольного образования к данному виду педагогической деятельности были выделены уровни готовности: высокий, средний, низкий. Критериями готовности были взяты три признака, которые отражали теоретическую, практическую и личностную подготовку студентов: эмоционально-ценностное отношение к проблемам детей группы риска, в том числе и связанным… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки специалиста дошкольного образования к работе над речью детей группы педагогического риска в процессе формирования элементарных математических представлений
- 1. 1. Подготовка детей группы педагогического риска в системе дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема
- 1. 1. 1. Анализ состояния специальной поддержки детей группы педагогического риска в системе дошкольного образования
- 1. 1. 2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста группы педагогического риска
- 1. 1. 3. Особенности речи детей дошкольного возраста в связи с формированием элементарных математических представлений
- 1. 2. Состояние подготовки педагога дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска
- 1. 2. 1. Сущность, структура и содержание подготовки педагога дошкольного образования в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. 2. Содержание профессиональной подготовки педагога дошкольного образования к работе над математической речью детей группы педагогического риска
- 1. 2. 3. Современное состояние подготовки студентов и специалистов дошкольных образовательных учреждений к работе над математической речью детей группы педагогического риска
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки специалистов дошкольного образования к работе над речью детей группы педагогического риска в процессе формирования элементарных математических представлений
2.1. Цель, задачи, теоретико-методологические основания, содержание, этапы экспериментального исследования.
2.1.1. Цель и задачи исследования.
2.1.2. Теоретико-методологические основания формирующего эксперимента.
2.1.3. Содержание и этапы экспериментального исследования
2.1.4 Контингент испытуемых.
2.2. Технология подготовки студентов к работе над математической речью детей группы педагогического риска.
2.3. Эффективность формирования готовности будущих специалистов дошкольного образования к работе по развитию математической речи детей группы педагогического риска.
- 1. 1. Подготовка детей группы педагогического риска в системе дошкольного образования как психолого-педагогическая проблема
Список литературы
- Абашина В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сургут, 1998. — 20 с.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. — 141 с.
- Агеева Е.Б. Пути совершенствования коррекционно-педагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 16 с.
- Акбашева Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 2000.- 19 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. — 127 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1969. — 338 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. — Т.2. — 295 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Ахметгалиев A.A. Развитие математической речи учащихся // Начальная школа. 1987. — № 7. — С. 40−42.
- Ю.Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины //Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. — С. 65−78.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей в обучении // Школа здоровья, 1995. Вып.4. -С. 66−84.
- Бездетко О.В. Характеристика развивающей функции воспитателядошкольного учреждения // Психолог в детском саду. 1999. — № 2. — С.73−76.
- Безрук Е. Ребенок идет в школу. М., 1996. — 240 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Как помочь детям с трудностями обучения? //Начальная школа. 1990. -№ 10. — С. 11−16.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М.: Новая школа, 1994. — 99 с.
- Безруких М.М., Крещенко О. Ю. Особенности функционирования развития детей 5 лет при обучении в дошкольной гимназии // Начальная школа. -1999.-№ 2.-С. 14−17.
- Блинова JI.H. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями в обучении в условиях гуманизации (на материале школы первой ступени): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1997. — 19 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1929. — 105 с.
- Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1997.- 20 с.
- Божович JI.H. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Борякова Н.Ю., Соболева A.B., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Под ред. Т. Б. Филичевой.-М., 1999.-64 с.
- Буре P.C. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
- Варенцова Н. Развитие умственных способностей дошкольников: некоторые проблемы работы воспитателя // Дошкольное воспитание. -1996.-№ 4.-С. 72−79.
- Варфоломеева С. В. Усиление общеобразовательной функции обучения математике на основе использования ее взаимосвязи с языковыми дисциплинами: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Васильев C.B. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников дошкольных образовательныхучреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 18 с.
- Веретенникова И.Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 161 с.
- Веселова H.H. Педагогические условия коррекции недостатков учебной деятельности детей риска: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 17с.
- Винокуров JI.H. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков. Кострома: КГПУ, 1994.-251 с.
- Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. ред. Л. П. Носкова. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 91 с.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1968. — 248 с.
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни / H.A. Ветлугина, P.C. Буре, Т. Н. Осокина и др. /Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Всероссийское совещание-семинар. Развитие новых форм Российского дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2001. — № 3. — С. 8−14.
- Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982. — Т.2 — С. 6−361.
- Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 50−55.
- Гаврилушкина О.П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001.- № 1. — С.79−88.
- Гайнулеин А. Развитие математической речи у глухих детей. Специальная школа. Вып.З. — М.: Просвещение, 1967. — 127 с.
- Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 57−63.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-472 с.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник наблюдений. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1961. 323 с.
- Гермаковска А. Коррекция дискалькулии у школьников с тяжелыминарушениями речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. С-Пб, 1992.- 18 с.
- Гилевич И.М. О понимании текста арифметических задач школьниками // Современное состояние исследований по изучению и трудовой подготовке аномальных детей: 9-я науч. сессия по дефектологии. М., 1983. -С. 14−15.
- Голева Н.М. Сравнения в детской речи (конец XX века): Дис.. канд. филол. наук. Белгород, 1997. — 184 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Горбова О.В. Подготовка студентов дошкольного факультета ВУЗа к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством: На материале книжной графики: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999.- 198 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
- Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /Под ред. С. Г. Шевченко. М.: «Ника-пресс», 1998. — 192 с.
- Гребенщикова Е.А. Воспитатель детского сада. М., 1962. — 115 с.
- Гущина Т.Ю. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с неполной семьей школьника: Дис.. канд. пед. наук. -Белгород, 1997. 261 с.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: Теория и практика. -Москва Белгород, 1995. — 252 с.
- Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов будущихспециалистов дошкольного образования: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000.- 183 с.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, JI.M. Гурович: Изд. 2-е, перераб. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
- Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С. А., Коробейникова H.A., Кумариной Г. Ф. М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — 126 с.
- Долгова Л.И. Речь и ее развитие в процессе изобразительной деятельности детей // Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов — на — Дону, 1974.-С. 88−92.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя. Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. /Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.:1. Школа ПРЕСС, 1999. 144 с.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
- Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1983.-32 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск:1. Изд-во БГУ, 1978.- 319 с.
- Евдокимова Л.А., Гаврилова Е. В. Стимулирующее влияние движений пальцев рук на развитие речи. Курск, 1998. — 72 с.
- Ермакова Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Оренбург, 1999.-17с.
- Ермакова E.H. Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 16 с.
- Ерофеева И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентов факультета дошкольного воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1986.- 16 с.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 29−35.
- Жидкова Е. Профессиограмма воспитателя // Дошкольное воспитание.1998. -№ 11.-С. 114−118.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Жуков Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическаякатегория: инновационный подход // Образование и наука. 2000. — № 3. -С. 176−180.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993.- 112 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. В. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. 2-е изд., перер. — М.: Просвещение, 1990.-238 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. — Т 2 — 296 с.
- Запорожец A.B. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных интересов. М., 1964. — 351 с.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. — 562 с.
- Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться? Киев: Рад. шк., 1990.-56 с.
- Зорило Л.И. Подготовка студентов факультетов дошкольного воспитания к работе по ознакомлению с явлениями общественной жизни: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 212 с.
- Ивошкувене Р.В. Развитие речи на уроках ручного труда в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М, 1975. — 18 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», Изд. дом «Экономическая газета», 1997.-С. 747.
- Ильина Е.А. Психологические аспекты профессиограммы воспитателя детского сада // Из опыта работы практических психологов / Под ред. С. Н. Шаховской, О. Н. Усановой. М.: «Вита-Пресс», 1997. — С. 65−75.
- Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. М., 1994. — С. 36−40.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород: Изд-во БИТУ, 1993.-219 с.
- Калистратова Т.Д. Система формирования у студентов университетов готовности к коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1999. — 21 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1981.-31 с.
- Капустина Г. М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология.- 1994. № 5. — С. 56−62.
- Катаева A.A., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. М.: Бук-мастер, 1993. — 191 с.
- Ковардакова М.А. Формирование у студентов умения анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Длястуд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Кожанова М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей: Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 245 с.
- Козлова С.А. Новые требования к специалистам дошкольного воспитания // Пять шагов в будущее. М., 2000. — С. 118 — 125.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка // Труды научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1972. — С. 26−28.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы к 11-ой Всероссийской научно-практической конференции. М., 1996. — 4.1.- 208 с.
- Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы к Н-ой Всерос. научно-практ. конференции. М., 1996. — 4.2. — 222 с.
- Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности. М., 1988. — 127 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Изд-во ACT, 1997. — С. 8−33.
- Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей преддошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1980. — 23 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др.- Под. ред. Г. Ф Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320 с.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С.Н.
- Шаховская, Ю.А. Костенкова- Под ред. Б. П. Пузанова. 3-е изд., доп. — М.: «Академия», 1999. — 160 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Л. П. Носкова, О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц, Н.Д. Соколова- Под ред. Л. П. Носковой. М.: Педагогика, 1989. — 176 с.
- Кугукина Л.П. Критерии уровня развития педагогических способностей //Специалист. 1997.-№ 1.-С. 19−23.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. — 311 с.
- Кузьмина Э.М., Боброва М. П. Дидактическая подготовка студентов педагогического факультета в контексте профессиональной деятельности // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования. Барнаул, 1999. — С. 49−56.
- Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика арифметики в вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1949. — 271 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя // Личностные механизмы, понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1990. — С. 71−97.
- Кумарина Г. Ф., Паукова Т. Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов // Начальная школа. 1999. — № 3. -С. 10−14.
- Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974,368 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.-575 с.
- Лестер Тарнопол (L. Tarnopol). Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология.-1975. № 6.
- Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска» в системе работы ППМС -центра// Дети группы риска. СПб., 1998. — С. 97−108.
- Лешми Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспит. дет. сада. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.
- Рузского. М. — Воронеж, 1997. — 384 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Из дневника за 1938−1941 гг. (Наблюдения за развитием дочери) // Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. 1992. -№ 2.
- Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблемы организации движений // Вопросы дефектологии. 1957. — № 2. — С. 52−59.
- Лурия А.Р. К патологии счетных операций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. -Вып. 3.- С. 181−192.
- Лурия А.Р. Регулирующая функция речи в ее развитии и распаде // Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. — Т. 2. — 495 с.
- Лысова В.Я. Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания к осуществлению индивидуального подхода к детям воспитательно-образовательной работы в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.- 16 с.
- Макарова В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 15 с.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 159 с.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.- 180 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии). М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с.
- Мастюкова Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. — С. 50−55.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения, воспитания и психическогоразвития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. М.: Изд-во «Институт практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с.
- Менчинская H.A. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996. — 185 с.
- Менчинская H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1988.
- Метлина JI.C. Занятия по математике в детском саду. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
- Методика арифметики / Под ред. B.JT. Эменова изд. 2-е испр. и допол. -М., 1940.-368 с.
- Мисаренко Г. Г. Дидактические условия предупреждения неуспешности детей риска в учении: (На материале русского языка): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999 — 22 с.
- Михайлова Е.С. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотнесение в структуре педагогических способностей: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Л., 1990. — 18 с.
- Михайлова 3., Непомнящая Р. Развитие речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. -1989. N 1.-С. 66−68.
- Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992. — 32 с.
- Мищенко А.И., Мищенко Л. И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М., 1991.-285 с.
- Мищенко З.И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курск, 2000. — 21с.
- Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. М., 1992. — 164 с.
- Нарушение речи у дошкольников / Сост. P.A. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972. — 232 с.
- Непомнящая H.H. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет: На материале математики. М.: Педагогика, 1983. — 112 с.
- Никулин H.H. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2000. — 209 с.
- Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками / Под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 1991. — 192 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В. Ф. Мачихиной, H.A. Цыпиной. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. -119 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под редакцией В. И. Лубовского. Смоленск, 1994. — 128 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1988. — 750 с.
- Основы дошкольной педагогики / A.B. Запорожец, Т. А. Маркова, Л. А. Венгер и др.- Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980.- 170 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 с.
- Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М., 1951. — Т. 4. — 452 с.
- Павлова A.A. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики: Сб. науч.ст.- М., 1990.-С. 153−164.
- Павлова JI.H. Формирование педагогического творчества у студентов факультета дошкольной педагогики и психологии в процессе методической практики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 16 с.
- Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Педагогическая практика студентов дошкольного образования: Учеб. пособие / JT.M. Волобуева, В. И. Ядэшко, Л. И. Павлова и др.- Под ред. В. И. Ядэшко, J1.M. Волобуевой. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Педагогическая технология / Сост. Н. Е. Щуркова. М., 1992. — 88 с.
- Педагогическое мастерство и педагогическая технология: Учеб. пособие / Под ред. JT.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
- Петрова Р.И. Деятельностный подход в подготовке будущих учителей // Новые подходы в организации учебного процесса в университете. -Якутск, 1993.-С. 63 -64.
- Петроченко Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике. Мн.: Университетское, 1990. — 224 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. M.-JL: Учпедгиз, 1932. — 412 с.
- Плаксина Л.И. Математика в детском саду для детей с нарушениями зрения. М., 1992. — 33 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1977. — 160 с.
- Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
- Поздняк Л.В. Подготовка педагога нового поколения // Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 86.
- Поздняк Л.В. Профессиональная подготовка специалистов подошкольному воспитанию в системе «Педагогический колледж-вуз» // Дошкольное воспитание. 1992. — № 7 — 8. — С. 39−42.
- Попова Е.И. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений коррекционной работы с детьми группы риска у будущих специалистов дошкольного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 22 с.
- Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.-504 с.
- Проблемы подготовки специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии: Сб. науч. статей. Курск: КГПУ, 1998. — 4.1. — 155 с.
- Проблемы подготовки специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии: Сб. науч. статей. Курск: КГПУ, 1998. — 4.2. — 122 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / Сост. JI.B. Поздняк, Т. Н. Ерофеева, H.A. Морева. М., 1998. — 398 с.
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сб. действующих нормат. документов и учеб.-метод. материалов. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.- 160 с.
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новгород, 1994.-М., 1995.-250 с.
- Протасова Е.Ю. Некоторые аспекты процесса номинации у детей // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989.
- Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.-120 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителейобщеобразовательных учреждений. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
- Развитие логической памяти у детей / Под ред. A.A. Смирнова. М., 1976. -256 с.
- Развитие речи дошкольника /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 137 с.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.
- Рогова Г. В., Тилене Л. П. О профессионально-методической подготовке учителей в Великобритании // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. -С. 75−78.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. — Т. 1. — М., 1989.-485 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973. -433 с.
- Савина H.H. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 180 с.
- Савина H.H. Педагогические заметки: О некоторых проблемах «трудного детства» НТАЭ и У Новосибирск, 1999. 84 с.
- Свищев М.А., Дрожжин А. Д., Оболенский И. В., Кабешкин Н. С. Методика обучения глухонемых / Под ред. Ф.А. Pay, А. Г. Басовой. М., 1936. — 120 с.
- Свободное развитие личности школьника: дети «группы риска»: Учебноепособие-хрестоматия. Часть V / Сост. Л .Я. Селюкова, В. И. Аксенова, Л. И. Руденко Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1999. — 136 с.
- Семушина Л.С. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.- 16 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10 -С. 79−84.
- Сластенин В. А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.-224 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин. М.: Издательский Дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2000. — 488 с.
- Слезина Н.Ф. Арифметика // Обучение и воспитание глухих детей. М., 1963.-С. 160−185.
- Слезина Н.Ф. Обучение арифметике в младших классах школ глухих. М.: Просвещение, 1967. — 224 с.
- Слезина Н.Ф., Волкова Л. С., Николаева Л. В. Обучение арифметике в подготовительном и первом классах школ глухонемых. М.: Учпедгиз, 1957.- 151 с.
- Слепович Е.С. Исправление речи у детей. Минск: Нар. асвета, 1983. — 63 с.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1978. — 21с.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск: Народная асвета, 1989. — 64 с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL, 1977. — 136 с.
- Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева. М.: Просвещение, 2000. — 157 с.
- Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312 с.
- Специальная педагогика / JI.H. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений у студентов педвузов. Кострома: Луч, 1997. — 158 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1980. — 29 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. — М.: Рос. пед. агенство, 1997. 33 с.
- Степанова O.A. Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
- Столяр A.A. Педагогика математики. Минск, 1969. -368 с.
- Сухова В.Б. К вопросу о работе над терминологией на уроках математики в младших классах школы для глухих детей //Дефектология. 1982. — N 5. -С. 36−41.
- Сухова В.Б. О работе над математическими терминами в младших классах школы для глухих: Тезисы докладов VI Всесоюзн. пед. чтений. М., 1982. -С. 204.
- Сухова В.Б. Математика: Учебник для подгот. кл. спец. (коррек.) образов.учреждений. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 157 с.
- Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 22−32.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986. 108 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Советская педагогика. 1977. — № 1.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Вестник образования. 1995. — № 10. — С. 71 — 78.
- Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-232 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/ /Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: Акцидент, 1997. -112 с.
- Толбанова А. Пальцы помогают говорить // Дошкольное воспитание. -1989. N 10. — С. 94−95.
- Ульенкова У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. — № 4.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. 2-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 336 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 240 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч., т. 7. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — С. 247.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Нормативные и законодательные акты об образовании и науки в Российской Федерации в 10-ти томах. М., 1999. -Т.З -С. 5−155.
- Филичева Т.Б., Чевелева H.A., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. М., 1993.-232 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — С. 513.
- Фомина JT.B. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка// Проблемы речи и психолингвистики. М., 1971. — С. 32−49.
- Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Л. Б. Баряева, А. Г1. Зарин, Е. Л. Ложко и др., Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарина. СПб.: ЛОИУУ, 1995. — 84 с.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. A.A. Столяра. М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогов высших учебных заведений. М., 1998. — 224 с.
- Харченко В.К. Словарь детской речи. Белгород, 1994. — 256 с.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Киев, 1986. — 32 с.
- Худяков В.Н. Организационно-педагогические проблемы формирования математической культуры у учащихся профессиональных учебных заведений. Челябинск: Челяб. фил. ин-та проф. образования, 1994. — 122 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения. М. — Воронеж, 2000. — 304 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: ИЧП «Хард Форд», 1996. — 31 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.- 143 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1977. — 120 с.
- Чошанов М.А. Гибкая технологии проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Просвещение, 1990. — 381 с.
- Шаталова Е.В. Загадка как средство формирования познавательной деятельности дошкольников // Воспитание и обучение дошкольника: Учебноепособие / Под ред. И. П. Прокопьева, П. Т. Фролова. Москва-Белгород, 1995. -С. 152−167.
- Шаталова Е.В., Тарасова А. П. Использование фольклора в работе с детьми, имеющими трудности в обучении на уроках математики // Технология профессиональной деятельности: Сб. науч. ст. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. — Ч.2.- С. 97−106.
- Шаталова Е.В., Тарасова А. П. Использование малых форм фольклора в обучении математике // Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 48−51.
- Шилова Е.А. Развитие речи у учащихся младших классов вспомогательной школы на уроках изобразительного искусства: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 183 с.
- Шустов Е.А. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающих в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 18 с.
- Щербаков А.И. Профессиограмма учителя современной школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С.16−24.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки. М., 1980. — С. 3−46.
- Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия, 1998.-272 с.
- Эк В. В. Развитие речи учащихся на уроках математики во вспомогательной школе // Дефектология. 1986. — N 6. — С. 32−36.
- Эк В. В. Словесная регуляция действий учащихся на уроках математики во вспомогательной школе //Дефектология. 1988. — N 1. — С. 42−46.
- Эльконин Д.В. Детская психология / Развитие ребенка от рождения до 7 лет. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.В. Развитие речи в дошкольном возрасте /Краткий очерк/. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 115 с.
- Юдина Е.Г. Психолого-педагогическая диагностика в системе дошкольного образования: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2000. — № 4. — С. 95−103.
- Ядэшко В.И. Повышать качество подготовки специалистов // Дошкольное воспитание. 1981. -№ 10.
- Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет (О формировании предложений в речи детей). М.: Просвещение, 1966. — 96 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. — 37 с. 1. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ1. Уважаемый респондент!
- Стаж педагогической работы.
- Каких детей Вы относите к детям, испытывающим трудности в обучении (группы педагогического риска)?
- Что вы понимаете под «коррекционно-развивающей работой с детьми, испытывающими трудности в обучении?
- Нравится ли вам работать с детьми, испытывающими трудности в обучении. Подчеркните. очень нравится- скорее нравится, чем нет-скорее не нравится, чем нравится. Почему?- совершенно не нравится. Почему?- не могу сказать.
- Какие педагогические условия необходимы для эффективной работы с детьми данной категории? Подчеркните. Мотивационная, теоретическая, практическая готовность, методическое обеспечение и др. варианты напишите
- Какая форма организации коррекционно-развивающей работы является более эффективной? Нужное подчеркнуть. групповая работа индивидуальная работа
- Напишите, по каким параметрам Вы судите об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы по развитию математических и редетавл е н и й ?
- Какие трудности встречаются в обучении математике детей данной категории?
- Как бы Вы охарактеризовали уровень развития речи на занятиях по математике в вашей возрастной группе, где вы проходили педагогическую практику? Подчеркните.
- Высокий Средний Низкий Чтобы Вы могли предложить по ее улучшению?
- Необходим ли в работе воспитателя математический словарь? Подчеркните.1. Да. Нет.
- Какой, с вашей точки зрения, речевой материал должен входить в математический словарь дошкольника?
- Назовите основные средства развития математической речи дошкольников.
- Оцените степень Вашей подготовленности к работе с этими детьми на данном этапе: хорошо- удовлетворительно- плохо- не готов- не знаю.
- АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ1. Уважаемый респондент!
- Укажите, пожалуйста, данные о себе и Вашей работе. 1 .Кем вы работаете?.2.Вас разряд.
- Стаж педагогической работы.
- Каких детей Вы относите к детям, испытывающим трудности в обучении (группы педагогического риска).
- Есть ли в вашей группе детского сада дети, испытывающие трудности в обучении (группы риска). Подчеркните. Да. Нет. Не знаю.
- Нравится ли вам работать с детьми, испытывающими трудности в обучении. Подчеркните.- очень нравится-- скорее нравится, чем нет-- скорее не нравится, чем нравится. Почему?- совершенно не нравится. Почему?- не мору сказать.
- Какие неблагоприятные показатели развития, на ваш взгляд, встречаются у старших дошкольников в вашей группе? В каждой строке таблицы сделайте справа по одной отметке.
- Показатели развития часто иногда никогда
- Соматическая ослабленность
- Задержка темпа психического развития (нарушение нормального темпа психического развития ребенка)
- Неполное освоение программы, пробелы в предшествующем обучении и воспитании4. Узкий кругозор
- Бедность активного словаря
- Низкий социальный статус дошкольника в официальном детском коллективе
- Пониженная работоспособность, утомляемость
- Неустойчивое эмоциональное состояние9. Расстройства поведения 10. 11еблагоприятные условия семейного воспитания 11. Друг ие варианты ответов
- Что вы понимаете под «коррекционно-развивающей работой с детьми, испытывающими трудности в обучении»? Напишите свой ответ.
- Какие педагогические условия необходимы для эффективной работы с детьми данной категории? В каждой строке таблицы сделайте справа по одной отметке.
- Педагогические условия Необходимые Желательные Необязательные
- Дополнительное кадровое обеспечение /психолог, дефектолог, логопед и др./2. Спецкурсы в БелГУ
- Включение в коррекционный процесс ближайшего микросоциального окружения ребенка
- Участие родителей в воспитании и развитии ребенка
- Повышение психолого-педагогической грамотности учителя и родителей
- Психологический комфорт дошкольников и педагогов7. Другие варианты ответов
- Какая форма организации коррекционной работы является более эффективной? Нужное подчеркнуть. а) групповая б) индивидуальная
- Проводятся ли в вашей группе специальные коррекционно-развивающие занятия с детьми данной категории? Подчеркните. Да. Нет. Не знаю.
- Кто проводит эти занятия? Какова наполняемость групп?
- Напишите, какие формы работы с родителями этих детей, вы используете?
- Напишите, по каким параметрам Вы судите об эффективности проведенной коррекционно-развивающей работе?
- Какие трудности встречаются в обучении математике детей данной категории?
- Как бы Вы охарактеризовали уровень развития речи дошкольников на занятиях по математике в вашей возрастной группе? Подчеркните: высокий, средний, низкий. Чтобы Вы смогли предложить по ее улучшению?
- Какой, с вашей точки зрения, речевой материал должен входить в математический словарь дошкольника?
- Назовите основные средства развития математической речи дошкольников.
- Оцените степень Вашей подготовленности к работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, на данном этапе: хорошо- удовлетворительно- плохо- не готов- не знаю.
- ЛИСТ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
- Оцените степень овладения профессионально-педагогическими умениями, связанными с проблемами детей педагогического риска, в том числе и в плане развития математической речи.