Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ опыта работы сельских школ по оказанию социально-педагогической поддержки школьникам из многодетных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным в опыте Усть-Качкинской сельской школы для нас является то, что в ней работает комплексный специалист сопровождения, который знаком и с учебными, и с социально-бытовыми проблемами детей, видит суть и основу каждой такой проблемы. Он выстраивает систему коррекционно-профилактической работы с классными руководителями и систему реабилитационной работы с соответствующими органами и службами… Читать ещё >

Анализ опыта работы сельских школ по оказанию социально-педагогической поддержки школьникам из многодетных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом нашего исследования является социально-педагогическая поддержка школьников из многодетных семей в условиях сельской школы, что требует рассмотрения опыта работы сельских школ с семьями, в том числе с многодетными.

Известно, что в сельской школе очень высока потребность в специалистах именно квалифицированных, компетентных в решении как узкопсихологических, так и широко-социальных. Так, Усть-Качкинская средняя общеобразовательная школа Пермского района Пермского края считает совмещение функциональных обязанностей психолога и социального педагога выходом из данной ситуации.

В данной школе обучаются 110 человек. Социальная структура учащихся такова: 25% учащихся — это дети из многодетных малообеспеченных семей, 40% - дети из малообеспеченных семей, 20% - дети из неполных семей, 10% - дети, находящиеся под опекой и попечительством, 20% - дети из асоциальных семей. Социально-культурный уровень родителей школьников — предельно низкий. Подобная ситуация делает работу педагогов, узких специалистов сложной и приоритет воспитания над образованием реализуется в практической плоскости. Задача школы — подготовить учащихся к современной жизни, т. е. помочь социализироваться, найти себя в современном мире. Однако, по мнению Е. Аликиной, приведенная социальная характеристика образовательного учреждения показывает, что около 80% семей учащихся в большей или меньшей степени требуют коррекционно-профилактической работы, а около 20% - серьезной реабилитационной работы.

Важным в опыте Усть-Качкинской сельской школы для нас является то, что в ней работает комплексный специалист сопровождения, который знаком и с учебными, и с социально-бытовыми проблемами детей, видит суть и основу каждой такой проблемы. Он выстраивает систему коррекционно-профилактической работы с классными руководителями и систему реабилитационной работы с соответствующими органами и службами района. К решению вопросов социально-слабых семей, к числу которых относятся неполные, малообеспеченные и многодетные семьи, неспособных самостоятельно адаптироваться к современным требованиям, привлекаются органы местного самоуправления, социальной поддержки населения, охраны семьи и детства и пр. В процессе реабилитации ребёнка и семьи школьный специалист предоставляет комплексную психологическую и социальную помощь [3. С.55−58].

Для становления и проявления индивидуальности сельских детей в Покровской сельской школе Псковской области была создана воспитательная система социокультурного центра.Л. И. Понизовская и Е. Н. Степанов утверждают, что сельская школа обладает огромными потенциальными возможностями в поддержке и обеспечении процессов становления и проявления самобытности и уникальности ребёнка. В ней надо не копировать технологии городских учреждений образования, а искать пути и способы индивидуальностно-ориентированного взаимодействия с учащимися. Поэтому для помощи в самореализации и развитии индивидуальности сельским школьникам педагоги Покровской школы ставят следующие задачи:

  • 1. Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара «Развитие индивидуальности ребёнка в процессе воспитания и обучения» ;
  • 2. Проведение открытых учебных и внеучебных занятий, в процессе подготовки и проведения которых используются индивидульностно-ориентированные педагогические средства;
  • 3. Предоставление каждому ребёнку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность. Данная задача включает в себя 3 направления:
    • — организация мониторинга для изучения потребностей, интересов и способностей школьников;
    • — создание кружков, клубов, секций, творческих объединений на базе школы и её социальных партнеров;
    • — расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством проведения совместных мероприятий с учащимися других школ, совершения экскурсионных поездок и туристических походов и др. [42. С.12−13]. Таким образом, моделирование и построение воспитательной системы социокультурного центра как благоприятной среды становления индивидуальности сельского ребёнка следует рассматривать в качестве стратегического направления развития сельских школ в стране на примере Покровской средней школы. Благодаря данной системе детям из многодетных семей предоставляется возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность, что очень важно для их полноценного развития.

Краснооктябрьская сельская школа Куменского района Кировской области так же пытается интегрировать возможности как собственные, так и окружающей социальной среды, в единое воспитательное пространство для создания возможностей для успешной социализации детей в условиях среды.

Начинается этот процесс изнутри, при этом основное внимание уделяется организации деятельности детей по интересам через систему разновозрастных объединений. В школе их насчитывается восемь. Каждый второй ребёнок состоит в каком-либо художественно-эстетическом или в спортивно-туристическом объединении. Многие старшеклассники — в ученическом научном обществе. Дети увлекаются театром, фольклором, музыкой, изобразительным искусством; занимаются лыжами, волейболом, баскетболом и другими видами деятельности.

Партнёрами школы в этом виде деятельности являются родители. Они руководят кружками (в начальных классах), помогают учителям в работе с классами выравнивания, включаются в организацию исследовательского поиска: помогают членам исторического кружка восстанавливать историю забытых деревень, собирать исторический предметный материал, изучать судьбы людей, создавать летопись своего края и школы.

В связи с созданием воспитательного пространства школы деятельность разновозрастных объединений расширялась, охватывая не только школу, но и окружающую ей среду. Союзниками школы в решении этой задачи оказались три группы специалистов: работники внешкольных учреждений, деятели социокультурных центров села и организаторы сельскохозяйственного производства, руководители тех его подразделений, с которыми взаимодействует школа. Поэтому организационно-воспитательное пространство школы в настоящее время в Краснооктябрьской школе состоит из трёх взаимосвязанных сфер: внутришкольного пространства как компонента воспитательной системы самой школы; отношений с сельскохозяйственным предприятием; общего пространства деятельности школы и окружающей её культурно-просветительских учреждений, работающих с детьми в социуме. Это обуславливает возможность осознанно моделировать условия целостного развития личности ребёнка в целостной среде.

Л. Пикова и Л. Скуратович считают, что каждое учреждение, с которым взаимодействует школа, осуществляет воспитательную деятельность исходя из своих возможностей и специфики, а школа при этом является направляющим и координирующим центром. Стимулирующую и организующую роль она выполняет, прежде всего, через разностороннюю организацию внутришкольной жизни детей. Они утверждают, что внутренний мир детей требует разнообразия, не терпит скуки, ребёнок всегда впитывает, воспринимает и воспроизводит то, что ему понятно и интересно, поэтому школа должна задавать разнообразные ориентиры в развитии воспитательного пространства не только через взрослых, педагогов, но и через воспитанников.

Таким образом, через открытую вовне деятельность школы и учащихся в единстве с другими субъектами среды, заинтересованными в воспитании подрастающего поколения, можно облагородить не только внутренний мир школьников, но и саму окружающую среду, в которой они живут [39. С.2−6]. Воспитательное пространство данной школы интегрирует усилия школы, родителей, самих учащихся и культурно-просветительских учреждений, что создает возможность для успешной социализации школьников из многодетных семей в условиях среды.

Необходимо отметить, что проблема состояния здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов, так как её показатели значительно ухудшились за последние тридцать лет. Так, Л. А. Гапшина, Н. А. Нестерченко, Н. Г. Саватьева говорят о том, что здоровье ребёнка, нормы роста, его социально-психологические характеристики физиологического и психологического возраста во многом определяются средой. А ведь для ребёнка от шести до семнадцати лет этой средой является система образования, с пребыванием в учреждениях которой связаны более 70% активного времени. В этой среде происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исходя из вышесказанного, в школе п. Деревянка по данной проблеме педагогами была проведена опытно-экспериментальная работа. В школе были проведены диагностические исследования школьников и их родителей. Результаты анкетирования, бесед и наблюдения подтвердили, что проблема вредных привычек в школе есть.

На основе обработки полученных результатов социальным педагогом школы была разработана программа по профилактике и предупреждению ТАН-зависимости среди учащихся «Я выбираю жизнь». Популярными формами профилактики у младших школьников стали: совместное оформление классных уголков, проведение выставок рисунков, организация трудовых часов. В целях приобщения детей к здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек организовывались и организуются спортивные мероприятия, походы по родному краю, которые настраивают ребёнка на особое эмоционально-психическое состояние, проявляют непосредственный интерес к жизни.

Учитывая особенности подросткового возраста, в средне звене школы мероприятия по профилактике ТАН-зависимости проводятся в форме дискуссий, круглых столов, ролевых игр. Профилактическая работа в старшем звене основывается на знаниях и опыте, приобретённых в процессе участия подростков в мероприятиях, направленных на предупреждение ТАН-зависимости и формирование навыков здорового образа жизни. Юноши и девушки принимают участие в разработке и создании проектов, в профилактических мероприятиях для младших школьников и учащихся среднего звена.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность школы п. Деревянка, направленная на профилактику и предупреждение алкогольной, табачной и наркотической зависимости среди школьников, является актуальной в сельской школе. Поэтому школам в сельской местности следует использовать опыт работы данной школы по профилактике ТАН-зависимости среди школьников, в группу риска которой относятся и дети из малообеспеченных многодетных семей [11С.179−182].

В общеобразовательной школе с. Соболевка Каменского района Пензенской области большое внимание уделено координации усилий семьи и педагогических коллективов по социальной защите детей, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявления в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Педагоги и родители, пытаясь совместными усилиями найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка, что не маловажно в воспитании детей из многодетных семей. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

А в Нижегородской области с 1998 г. разработана и действует межведомственная программа «Семья», объединяющая различные направления деятельности: социальная поддержка, здоровье, отдых, дополнительное образование детей, поддержка одаренных детей, профилактика безнадзорности [40].

Анализируя особенности сельской социальной среды и ее воспитательного потенциала как объекта семейного воспитания, С. М. Сазонова выделяет и обосновывает специфику социально-педагогической работы с семьей, в том числе и с многодетной, с учетом педагогических возможностей сельского социума:

  • 1. Тесный и частый контакт социального педагога с семьей, осуществление постоянного наблюдения за ее жизнедеятельностью в социуме, обусловленные локальностью сельской среды, небольшим количеством, малой плотностью населения и его стабильностью.
  • 2. Использование особенностей межличностных взаимоотношений как социально-педагогического средства получения оперативной информации о положении ребенка в семье, имеющихся проблемах, связанных с его воспитанием, а также для воздействия ближайшего социального окружения семьи на педагогические установки родителей и характер внутрисемейных отношений.
  • 3. Проведение работы по оказанию социально-экономической помощи малообеспеченным и многодетным семьям. Использование более развитой на селе системы неформальной поддержки: родственной, соседской для организации помощи семьям, испытывающим материальные затруднения, недостаток времени для общения с детьми, осуществления контроля за их учебой и др.
  • 4. Возможность более широкого привлечения ближайших родственников семьи ввиду большего, чем в городе, числа многопоколенных и многодетных семей к процессу семейного воспитания.
  • 5. Более интенсивная работа по оздоровлению окружающей среды, семейного социума, повышению культуры здорового образа жизни, бытовой культуры с обязательным использованием педагогических возможностей сельской социальной среды (местных учреждений образования, здравоохранения, Дома культуры, сельского Совета, органов правопорядка и др.).
  • 6. В связи с большим числом в сельской местности неблагополучных семей организация социально-педагогической работы в сельском социуме предполагает выделение приоритетных направлений проведение реабилитационно-профилактических мероприятий с обязательным использованием не только местного социально-педагогического, психологического и лечебно-профилактического потенциала, но и с организацией выездных групп специалистов районного уровня (органов охраны детства, правоохранительных органов, санитарно-гигиенических служб, наркологов, психотерапевтов и др.)
  • 7. Более активное и широкое использование педагогического потенциала традиций общинной жизни, сохранение и развитие народных промыслов, обычаев, обрядов для вовлечения членов семьи в общественно значимую культурнотворческую деятельность с целью организации семейного досуга, обогащения педагогического опыта сельских родителей.
  • 8. Проведение просветительской работы, направленной на восстановление, сохранение и развитие народных традиций семейного воспитания: воспитание «всем миром»; формирование у детей уважительного отношения к Отчизне, труду на земле, старшим, родителям, животным и природе, чувства дома, семейного очага.
  • 9. В связи с большей потребностью у сельских жителей в тесных межличностных связях, в работе с сельскими родителями отдавать предпочтение групповым, открытым формам работы.
  • 10. Необходимость уделять больше внимания решению проблемы соблюдения в работе с членами сельской семьи необходимого уровня конфиденциальности (ввиду открытости, «прозрачности» жизни семьи).
  • 11. Учет специфики сельскохозяйственного труда, которым преимущественно заняты на производстве сельские родители, а также специфики их домашнего труда при организации социально-педагогической работы (выборе форм и методов, установления сроков и графиков проведения).
  • 12. Превращение школы в силу ее приоритетной роли в сельском социуме как центра духовной жизни села в общинный социально-педагогический семейный центр для оказания своевременной социально-педагогической помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, а также для проведения профилактической работы с ними [49].

Анализируя опыт деятельности сельских школ по оказанию социально-педагогической поддержки школьников из многодетных семей можно сказать, что категория многодетных семей нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, медицинских работников, социального педагога — работника социальной сферы, в компетенцию которого входит оказание помощи в получение пособий и социальных льгот, содействие в трудоустройстве, установление позитивных взаимностей в семье и т. д.

Многодетная семья может реализовать свой воспитательный потенциал наиболее эффективно при осуществлении социально-педагогической поддержки, направленной на реализацию собственного потенциала многодетной семьи, обеспечение ее собственной субъектной позиции в обществе, поэтому деятельность по социально-педагогической поддержке должна оставаться одним из важных направлений деятельности всего педагогического коллектива.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой