Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование наработанного материала позволяет на основе системного подхода решить сформулированное противоречие между необходимостью иметь надежные теоретические основания, обеспечивающие создание организационных моделей развития системы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных учреждений и дидактических моделей, обеспечивающих эффективное усвоение методов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы становления и развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 1. 1. Становление и развитие дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 1. 2. Современная система дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений и проблемы ее развития
  • Глава 2. Инновационные процессы в системе профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 2. 1. Новые концепции и модели профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 2. 2. Разработка новых методических средств профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных учреждений
  • Глава 3. Организационная модель развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 3. 1. Теоретические основы и принципы построения организационной модели развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
    • 3. 2. Практическое использование организационной модели развития дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений
  • Глава 4. Дидактическая модель экономической подготовки руководителей общеобразовательных учреждений
    • 4. 1. Теоретические основы и принципы построения дидактической модели эффективного обучения руководителей общеобразовательных учреждений
    • 4. 2. Определение целей и разработка содержания экономической подготовки руководителей общеобразовательных учреждений
    • 4. 3. Разработка системы методов эффективного обучения
    • 4. 4. Практическая апробация дидактической модели при экономической подготовке руководителей школ

Развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в России происходят глубокие социально-политические, экономические, технико-технологические и культурные изменения, успешная реализация которых невозможна без модернизации общего образования, являющегося не только решающим фактором экономического процветания общества, но и основой его духовной безопасности. Однако для того, чтобы общее образование успешно развивалось, чтобы каждая школа могла эффективно использовать и наращивать свой потенциал, необходимы профессиональные руководители, владеющие современными методами управленческой и экономической деятельности и умеющие использовать эти методы в интересах совершенствования образовательного процесса, а следовательно нужна система дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, способная формировать у них необходимые способы решения практических задач.

Потребность в такой системе усиливается и в связи с явно выраженной тенденцией к усложнению содержания практической деятельности руководителя образовательного учреждения, увеличением количества факторов, которые он должен учитывать, ростом числа управленческих и экономических задач, требующих решения в процессе создания необходимых условий для эффективной реализации образовательной деятельности. Поэтому профессиональная подготовка руководителей общеобразовательных учреждений, наряду с формированием и трансляцией наиболее ценного опыта их деятельности, является одним из основных способов повышения качества работы образовательных учреждений. Именно она в первую очередь обеспечивает быстрое и надежное освоение культурных образцов деятельности, содержащихся в научных разработках и в реальной практике, на основе которой у руководителя формируется устойчивая способность к творческому выполнению своей работе путем применения и дальнейшего развития полученных знаний.

Однако, в настоящее время, модернизация системы дополнительного профессионального образования руководителей осуществляется в отрасли крайне медленно, чему в немалой мере способствует недостаточная опора на научные разработки в данной области. Поэтому имеющийся разрыв между существующим уровнем управленческой и экономической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений и уровнем, необходимым им для успешной реализации их профессиональной деятельности стремительно нарастает и может превратиться в мощный тормоз развития российского образования. Преодолеть этот разрыв невозможно без серьезных преобразований в системе дополнительного профессионального образования руководителей школ на организационном и дидактическом уровнях.

Современная система дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений в основном сформировалась еще в условиях плановой экономики. Она отличается слабостью связей между составляющими ее частями, несогласованностью и нескоординированностью их деятельности, неэффективностью механизмов внедрения новшеств. Обучающиеся лишены в ней возможности строить траектории своего обучения, выбирая наиболее подходящие варианты своего профессионального и личностного роста. Все эти недостатки могут быть устранены только в путем создания целостной организационной модели системы.

Не высокая эффективность реализуемой, в настоящее время, профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных учреждений, в значительной степени определяется и недостатками в содержании и методах обучения. Особенно остро это проявляется в экономической подготовке руководителей, в ходе которой обучающимся дается определенный объем экономических знаний, не связанных непосредственно с задачами практического обеспечения и развития образовательного процесса, осуществляемого в руководимых ими образовательных учреждениях. В результате приобретая экономические знания руководители общеобразовательных учреждений не овладевают способами решения конкретные экономических задач в процессе своей практической деятельности.

Проведенный нами анализ показал, что до настоящего времени по существу осталось неизученным содержание экономической деятельности руководителей, не выявлена логика ее развития, не раскрыта связь между эффективностью решения экономических задач и успешностью деятельности школы. Это не позволяло разработать обоснованные требования к содержанию и методам экономической подготовки управленческих кадров и тем знаниям и умениям, которые необходимы для управления школой в целом и решения различных частных задач экономической деятельности.

Основными факторами формирования содержания и методов обучения, как правило, являются: уровень развития теории и практики экономики образования и существующего в ней понимания эффективного решения экономических задачсубъективные потребности руководителей школ в экономических знанияхтребования к качеству решения экономических задач, исходящих от органов управления образованиемсубъективные потребности и интересы самой системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования в целом, а также отдельных образовательных учреждений, кафедр и преподавателей, ведущих экономическую подготовку руководителей школ.

Учет только этих факторов при проектировании учебных программ не может обеспечить руководителям школ необходимой подготовки, так как сами факторы являются противоречивыми и не отражают объективных потребностей развивающейся практики.

Вместе с тем современное состояние педагогической и экономической наук позволяет разработать теоретические основания для проектирования современных образовательных программ экономической подготовки руководителей школ, ориентированных на формирование у обучающихся умений решать практические задачи, связанные с экономическим обеспечением проведения и развития образовательного процесса в руководимых ими общеобразовательных учреждениях. Для успешного решения данной задачи необходимо, чтобы содержание этой подготовки развивалось в соответствии с общей логикой развития профессиональной управленческой деятельности, разрабатывалось в соответствии с объективными потребностями модернизации образования, учитывало уровень начальной экономической подготовки руководителей и было сориентировано на задачи дополнительного профессионального образования. При этом методы обучения должны обеспечивать эффективное освоение средств и методов экономической деятельности в школе.

Степень разработанности проблемы. Теоретическому осмыслению проблем эффективности функционирования и развития системы профессиональной подготовки руководителей посвящены работы С. Г. Вершловского, А. И. Жилина, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, П. В. Худоминского, Т. И. Шамовой и др.

Разработкой основных направления развития системы занимались Л. А. Тюрнапу, Г. С. Сухоцская, Л. М. Фридман, Н. М. Чегодаев, Р. Х. Шакуров и др.

Вопросы развития содержания и методов менеджмент-образования руководителей образовательных учреждений рассматривались Т. П. Афанасьевой, И. А. Елисеевой, В. С. Лазаревым, Н. В. Немовой, И. Н. Тихоновой, Т. И. Шамовой, Л. А. Шилиной и др.

Использование наработанного материала позволяет на основе системного подхода решить сформулированное противоречие между необходимостью иметь надежные теоретические основания, обеспечивающие создание организационных моделей развития системы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных учреждений и дидактических моделей, обеспечивающих эффективное усвоение методов решения экономических задач, и существующими разработками в этой области, в основе которых лежит ограниченный эмпирический опыт, не позволяющий системе дополнительного профессионального образования, успешно развиваться и полноценно решать стоящие перед ней задачи. Разрешение этого противоречия и предопределило выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Цель исследования: разработка теоретических оснований и проектирование организационной и дидактической моделей развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающих эффективное повышение их управленческой и экономической компетентности.

Объектом исследования является система дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений в России.

Предметом исследования являются организационные и дидактические условия развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающие повышение ее эффективности.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективное развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений будет обеспечено, если в его основу будут положены:

• принципы построения системы дополнительного профессионального образования руководителей школ, обеспечивающие ее целостность, системность, открытость для дальнейшего развития, ориентацию на актуальные образовательные потребности руководителей в развитии управленческого и экономического мышления, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса, ориентацию на новейшие достижения педагогической наукиситуативность используемых моделей и методов и др.;

• концепция целостного развития системы дополнительного профессионального образования руководителей школ на основе организационной и дидактической моделей;

• организационная модель развития системы, построенная на сочетании государственного регулирования и децентрализации управления и включающая в качестве своих компонентов правовое, научно-методическое, информационное, кадровое, мотивационное, материальное и финансовое сопровождение, а также обеспечение качества образовательных результатов;

• система механизмов ее реализации на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения, обеспечивающая выявление и решение возникающих проблем на каждом из выделенных уровней;

• дидактическая модель эффективного обучения руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающая формирование у них методов практического решения управленческих и экономических задач;

• нормативная модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, являющаяся основой для разработки содержание обучения;

• система взаимосвязанных учебных задач, ориентированных на развитие способов экономической деятельности руководителей общеобразовательных учреждений;

• система методов обучения, обеспечивающих активизацию деятельности обучаемых на всех этапах учебного процесса: при проблематизации недостатков имеющихся способов решения практических задач, освоении и закреплении нового способа действий.

Для достижения цели исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ современного состояния системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, а также работ отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;

2. Разработать принципы построения эффективной системы дополнительного профессионального образования руководителей и концепцию ее развития;

3. Разработать организационную модель развития системы дополнительного профессионального образования руководителей, включающую механизмы правового, научно-методического, информационного, кадрового, материального и финансового сопровождения развития системы, а также механизмы обеспечения качества образовательных результатов;

4. Разработать нормативную модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения;

5. Модернизировать содержание экономической подготовки руководителей общеобразовательных учрежденийопределить структуру действий, обеспечивающих эффективное освоение ими методов решения экономическихпостроить дидактическую модель этого процесса.

Методологической основой исследования являются:

• основные положения теории учебной деятельности В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, в которых раскрывается механизм формирования обобщенных способов деятельности;

• положения теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, в рамках которой создано понятие ориентировочной основы действий;

• концепции проблемного обучения, предлагающие средства актуализации познавательной потребности и формирования мотивации на освоение новых знаний (З.И.Калмыкова, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.);

• концепции активного обучения, позволяющие активизировать самостоятельную познавательную деятельность (А.А.Вербицкий, М. В. Кларин, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Матросова, А. А. Тюков и др.);

• концепции формирования рефлексии как особого типа умственной деятельности направленной на осознание ее оснований и средств, оценку их адекватности и контроль за правильностью их применения (Н.Г.Алексеев, Л. Ф. Берцфаи, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, И. С. Ладенко, В. А. Лефевр, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. П. Щедровицкий и др.);

• теоретические положения в области отбора и структурирования содержания образования в целом (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В.П. Бес-палько, А. М. Данилов, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, Н. А. Сорокин, С. А. Шапоринский др.), а также — в рамках менеджмент-подготовки руководителей общеобразовательных учреждений (Т.П.Афанасьева, П. И. Третьяков, Т.И.Шамова);

• теоретические положения модульного обучения: по интеграции различных методов и форм обучения (В.М.Гареев, Е. М. Дурко, С. И. Куликов, Г. Оуенс) — гибкому построению содержания обучения из сформированных единиц учебного материала (В.Б.Закорюкин, В. И. Панченко и др.) — обеспечению высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности (И.Прокопенко, М. А. Чошанов, П. Юцявичене) — установлению междисциплинарных связей (М.А.Анденко, В. В. Карпов, М.Н.Катханов) — систематизации знаний и умений в рамках учебной дисциплины (М.Д.Миронова, В. Ю. Пасвянскене, М. Терасявичене).

Методы исследования. Общенаучные методы исследования: системный анализ проблемы профессионального образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепцийтеоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, патентной и технической литературы по проблеме исследования.

Этапы исследования.

На первом этапе (1997;1998 гг.) происходило формулирование проблемы исследования, анализ ее состояния в теории и практикеосуществлялся сбор эмпирического материала, выдвижение исходных посылок исследования, разработка адекватного инструментария, анализ литературы по проблеме.

На втором (1998;1999 гг.) — осуществлялись различные виды анализа: исследование комплекса факторов, влияющих на образовательную ситуацию в сфере подготовки руководителей образовательных учреждений, ретроспективный анализ моделей менеджмент-подготовки, сравнительный анализ учебных планов, программ, методов и технологий, реализуемых в системе дополнительного образования руководителей общеобразовательных учреждений.

На третьем (1999;2001 гг.) — осуществлялась разработка организационной модели развития профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных учреждений, а также дидактической модели, включающей комплекс методов, организационных форм и дидактических средств, обеспечивающих экономическую подготовку руководителей школисследовались возможности и условия их практического применения.

На четвертом этапе (2001;2003 гг.) — проводилась опытная проверка разработанных моделей обучения в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образованияуточнение на основе полученных данных содержания обученияопределение условий, обеспечивающих эффективность учебного процесса и способов их созданияописание и интерпретация материалов исследованиялитературное оформление результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

• разработана концепция целостного развития системы дополнительного профессионального образования руководителей школ, включающая в качестве своих составляющих организационную модель, обеспечивающую создание правовых, научно-методических, информационных, кадровых, мотива-ционных, материальных и финансовых условий образовательного процесса, и дидактическую модель эффективного обучения, обеспечивающую формирование у руководителей общеобразовательных учреждений обобщенных и частных методов решения практических задач в процессе функционирования и развития общеобразовательных учреждений;

• разработаны и обоснованы механизмы развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения, обеспечивающие на каждом из выделенных уровней выявление и решение актуальных проблем;

• построена нормативная модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, являющаяся основой для разработки целей и содержания обучения и включающая систему практических задач, решение которых необходимо и достаточно для эффективного управления функционированием и развитием образовательного процесса в современных условиях, а также методов их решения;

• разработана система взаимосвязанных учебных задач, ориентированных на развитие способов экономической деятельности руководителей общеобразовательных учреждений;

• построена система методов обучения, обеспечивающих активизацию деятельности обучаемых на всех этапах учебного процесса: при проблематиза-ции недостатков имеющихся способов решения практических задач, освоении и закреплении нового способа действий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем сформулированы принципы построения эффективной системы дополнительного профессионального образования руководителей школ, обеспечивающие ее целостность, системность, открытость для дальнейшего развития, ориентацию на актуальные образовательные потребности руководителей в развитии управленческого и экономического мышлениявариативность содержания и форм организации образовательного процесса, ориентацию на новейшие достижения педагогической наукиситуативность используемых моделей и методов и др.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработанные и обоснованные в исследовании методологические подходы, теоретические положения и практические выводы могут быть использованы и уже используются при совершенствовании отраслевой системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений.

Принципы построения эффективной системы дополнительного профессионального образования руководителей школ и организационная модель ее развития создают базу для принятия обоснованных решений при развитии территориальных систем профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений и отдельных образовательных учреждений, реализующих программы экономической и управленческой подготовки руководителей образования.

Дидактическая модель эффективного обучения руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающая в процессе обучения формирование у них методов практического решения управленческих и экономических задач позволяет повысить качество и эффективность осуществляемой экономической подготовки, а также может быть использована для разработки содержания и методов профессиональной подготовки в других сферах деятельности.

На защиту выносятся:

1. Организационная модель развития дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, построенная на сочетании государственного регулирования и децентрализации управления и имеющая эффективные механизмы выявления и решения актуальных проблем функционирования и развития системы на всех ее уровнях.

Основными компонентами модели являются механизмы правового, научно-методического, информационного, кадрового, мотивационного, материального, финансового сопровождения образовательного процесса и обеспечения качества его результатов.

2. Нормативная модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, включающая систему практических задач, связанных с экономическим обеспечением функционирования и развития образовательного процесса, а также методов их решения и являющаяся основой для разработки целей и содержания обучения.

3. Дидактическая модель эффективного обучения руководителей общеобразовательных учреждений, построенная на принципах модульной структуризации, вариативности, проблемности, рефлексивности обучения и обеспечивающая формирование у обучающихся обобщенных и частных методов практической деятельности.

В качестве основных компонентов модель включает: систему взаимосвязанных учебных задач, определяющих логику учебного процесса и ориентированных на развитие способов экономической деятельности руководителей общеобразовательных учрежденийсистему организационных форм и методов обучения, направленных на достижение целей учебного процесса, обеспечивающих активизацию деятельности обучаемых на всех его этапах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается логикой исходных методологических позиций автораопорой на научные теории и концепцииразнообразными источниками педагогической информацииприменением комплекса взаимодополняющих методов исследованияцеленаправленным анализом педагогической действительности и требований, вызванных изменениями в экономических отношениях в системе российского образованияподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатамиширокой апробацией основных положений исследования на конференциях, совещаниях, симпозиумах общероссийского и международного характера.

Апробация и внедрение результатов исследования. Сообщения по различным аспектам диссертационного исследования были сделаны и получили одобрение на республиканских и международных научных конференциях и симпозиумах, на совещаниях и конференциях, проводившихся центральными и региональными органами государственного управления, на ученых советах в ряде институтов Российской академии образования.

Разработанные автором положения были использованы при подготовке программ обучения руководителей общеобразовательных учреждений методам экономической деятельности в современных условиях, использовавшихся в практической деятельности Межотраслевого института повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н. Э. Баумана, Набережночелнинского института непрерывного педагогического образования (Татарстан), Самарского ГПУ, Самарского филиала Современного Гуманитарного университета, Тверского ИИУ в 2001;2003 гг.

Результаты исследований использовались при разработке:

• экономической составляющей «Требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования по направлению «Менеджер образования»;

• концепции Кодекса РФ об образовании в части профессионального образования, которая была обсуждена в рамках IV международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации» в октябре 2001 года и передана в Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации и Комитет по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в Министерство образования РФ;

• учебных экономических курсов в рамках стационарной и нестационарной подготовки для руководителей общеобразовательных учреждений «Основы организации экономической деятельности общеобразовательных учреждений», «Внебюджетные средства образовательного учреждения», «Экономическое обоснование программ развития общеобразовательных учреждений» и др.;

• региональных и муниципальных программ развития образования, а также программ развития образовательных учреждений.

Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены автором в двух индивидуальных монографиях.

Различные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в ряде статей автора, опубликованных в центральных экономических и педагогических периодических изданиях, сборниках научных трудов, изданных Российской академией образования, а также в нескольких учебных и методических пособиях по курсу экономики общего среднего образования.

Выводы.

1. Согласно предложенной нами концепции развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений дидактическая модель эффективного обучения руководителей общеобразовательных учреждений, должна строиться на принципах модульной структуризации, вариативности, проблемности, рефлексивности обучения и обеспечивать формирование у обучающихся обобщенных и частных методов практической деятельности.

В качестве основных компонентов модель включает: систему взаимосвязанных учебных задач, определяющих логику учебного процесса и ориентированных на развитие способов экономической деятельности руководителей общеобразовательных учрежденийсистему организационных форм и методов обучения, направленных на достижение целей учебного процесса, обеспечивающих активизацию деятельности обучаемых на всех его этапах.

2. Представляя собой схему или план действий при осуществлении учебного процесса, предлагаемая дидактическая модель сочетает в себе различные подходы к обучению используя проблемную подачу материала и нестандартность упражнений, наравне с методами обучения, позволяющими повысить познавательную активность обучающихся, и игровыми формами контроля, характерными для активного обучения. Ее основу составляет преобладающая деятельность обучающегося, которую организует и выстраивает преподаватель.

3. При построении предлагаемой дидактической модели экономической подготовки руководителей реализовывалась ориентация на подход, опирающийся на достижения теории деятельности, при котором необходимые руководителю способности и умения выводятся из анализа выполняемых им функций.

4. Формирование содержание обучения наиболее эффективно осуществляется путем трансформации системы практических задач в учебные. И здесь наиболее продуктивной, на наш взгляд, представляется реализация нормативно-деятельностного подхода, предлагающего в рамках системы деятельности некоторую обобщенную модель того, как эта деятельность должна осуществляться. В соответствии с этим нами создана нормативная модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, включающая систему практических задач по обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения и методов их эффективного решения в современных условиях. При этом для каждого метода решения практической задачи определялись условия и границы применения.

5. Одним из принципов технологичного построения содержания обучения в предлагаемой нами дидактической модели является принцип модульности, позволяющий формировать различные варианты траекторий обучения в зависимости от поставленных задач.

Разработка модели обучения в этой части включает, таким образом, решение задач:

• анализа и отбора обобщенных и частных методов экономическая деятельности, описанных в экономической теории, социальной психологии и психологии управления, а также в экономике образования;

• адаптации общих экономический методов и средств к условиям деятельности директора школы;

• разработки отдельных средств, методик и моделей решения экономических задач.

6. Критериями при определении перечня учебных задач, а также отбора содержания, подлежащего усвоению, являлись:

• уровень актуальности практических задач, реально решаемых руководителями школ при реализации функций экономического обеспечения образовательного процесса и степень затруднений, испытываемых ими при решении (выявленные по результатам опроса директоров школ);

• уровень разработанности обобщенных и частных средств экономической деятельности в экономической теории, а также в экономике образования.

7. Модель решения учебной задачи, в рамках предлагаемого подхода содержит:

• программу проведения занятий, задающую последовательность действий, выполняемых преподавателем и обучающимся при решении задач, формы их реализации и разворачивание во времени;

• основные средства, подлежащие усвоению, и способы их введения в учебный процесс;

• особенности организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, обеспечивающей эффективное получение результата.

8. Обучение можно считать эффективным, если в его результате у руководителей будет сформирована экономическая компетентность, определяемая способностью осуществлять создание всех необходимых условий для эффективного функционирования и развития общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо, чтобы содержание экономической подготовки соответствовало целому ряду требований:

— адекватно отражало структуру профессиональной экономической деятельности руководителя, которая определялась объективными потребностями в обеспечении условий деятельности развивающегося образовательного учреждения;

— соответствовало новейшим достижениям экономики образования и наиболее ценному опыту экономической деятельности образовательных учреждений;

— содержало знания, позволяющие формировать у обучаемых обобщенные способы экономической деятельности, способность выполнять основные функции применительно к различным объектам экономического обеспечения;

— соответствовало степени подготовленности руководителей к осуществлению той экономической деятельности, которая объективно необходима для эффективного функционирования и развития образовательного учреждения.

Таким образом, содержание экономической подготовки не может оставаться неизменным, а должно постоянно корректироваться с учетом выделенных факторов.

9. Успешное решение учебных задач может быть обеспечено лишь при активности обучаемых. Причем принцип активности обучения должен реализоваться на обеих стадиях решения учебной задачи. Формы этой активности могут быть различными, но, с точки зрения принятой нами базовой концепции, критерии оценки результата решения предметно-практической проблемы, которые затем будут использоваться для проблематизации способа решения, не должны прямо передаваться обучающими, а должны быть выведены самими обучаемыми. Для этого им необходимо будет проанализировать и смоделировать процесс использования результата и вывести те качества, которые оказываются существенными с точки зрения эффективности использования.

Заключение

.

Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от руководителей общеобразовательных учреждений глубоких и современных профессиональных знаний. Эти знания необходимы им для эффективного решения усложняющихся управленческих задач, для активного участия по обновлению системы образования. Однако вооружить руководителя общеобразовательного учреждения такими знаниями имеющаяся система дополнительного профессионального образования не может.

В основном она сложилась во второй половине 90-х гг. на базе соответствующей системы советского периода. И хотя ей уже не свойстве ряд серьезных недостатков предшественницы (идеологизированность обучения, единообразие содержания, форм и методов обучения и др.) она, по прежнему, слабо ориентирована на удовлетворение потребностей системы общего образования. Значительно снижает эффективность ее работы отсутствия современного дидактического обеспечения образовательного процесса.

Вместе с тем, модернизация системы дополнительного профессионального образования руководителей осуществляется в отрасли крайне медленно, чему в немалой мере способствует недостаточная опора на научные разработки в данной области. В результате имеющийся разрыв между существующим уровнем управленческой и экономической компетентности руководителей общеобразовательных учреждений и уровнем, необходимым им для успешной реализации их профессиональной деятельности нарастает и может уже в ближайшем будущем превратиться в мощный тормоз развития российского образования. Преодолеть этот разрыв невозможно без серьезных преобразований в системе дополнительного профессионального образования руководителей школ на организационном и дидактическом уровнях.

Решение всего комплекса проблем функционировании и развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений возможно только в рамках комплексного подхода, обеспечивающего согласованные изменения организационных и дидактических условий образовательного процесса на основе современных достижений педагогики, психологии, управления, экономики, образовательного права.

Изучение вопроса показывает, что наиболее плодотворной при совершенствовании системы профессиональной подготовки по управлению и экономике в сфере образования является идея целостности общей системы менеджмент-образования. Основанием для этого выступает специфичность функций, выполняемых управленцами, а также решаемых ими задач, независимо от их отраслевой принадлежности, что позволяет выделить управленческий труд в отдельную профессию.

Целостность системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений реализуется посредством ряда принципов, которые являются основой для разработки организационной модели развития.

Нами предлагается следующая система основополагающих принципов, включающая в себя:

• принцип адресности, предполагающий учет особенностей управления в образовании;

• принцип координированности, соотнесенности профессиональной подготовки руководителей сферы образования с системой менеджмент-образования в целом;

• принцип опережающего развития, предполагающий открытость системы для дальнейшего развития, ориентацию на прогнозирование и развитие образовательных потребностей руководителей, развитие управленческого мышления;

• принцип вариативности, реализация которого предполагает гибкость и многообразие используемых в системе содержания и форм организации обучения, разноуровневость образовательных программ;

• принцип непрерывности образовательного процесса;

• принцип системности, основополагающая установка которого состоит в учете влияния на эффективность образования всех существенных факторов в их взаимодействии;

• принцип ситуативности, состоящий в увязке конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для достижения целей более эффективно.

При конструировании модели целостного развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, требуется решить комплекс задач по созданию всех необходимых условий, обеспечивающих в конечном итоге получение желаемого результата — создание системы, позволяющей формировать и развивать у руководителей общеобразовательных учреждений способность успешно решать экономические и управленческие задачи в любой конкретной ситуации.

Развитие дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений представляется автору в виде эволюционного процесса движения вперед, осуществляемого посредством решения возникающих проблем путем внесения в систему необходимых изменений. Исходя из того, что эти проблемы разномасштабны, изменения, обеспечивающие их устранение, должны выстраиваться в иерархическую структуру, и это предопределяет иерархическое строения самой модели.

Обеспечение развития профобразования руководителей общеобразовательных учреждений предполагает на каждом из выделенных уровней системы периодическую разработку и реализацию отдельных программ развития. В рамках каждой из таких программ, с нашей точки зрения, должны периодически определяться: актуальные проблемы функционирования и развития системы дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учрежденийсуществующие возможности улучшения условий функционирования и развития системы и общий замысел использования этих возможностейзадачи изменения условий функционирования и развития системы менеджмент подготовкисовокупность связанных и скоординированных мероприятий по решению этих задачресурсы, необходимые для реализации мероприятийожидаемые результаты.

Организационная модель развития системы строится на сочетании принципов государственного регулирования и децентрализации управления дополнительным профессиональным образованием, что обеспечивает согласование принципов ее построения.

В качестве составляющих, предлагаемая нами, организационная модель дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений содержит:

• виды профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений, включающие обеспечение учреждений образования дипломированными менеджерами, а также формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей действующих руководителей образовательных учреждений в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, необходимых им для эффективного управления образовательными учреждениями;

• уровни управления развитием дополнительного профессионального образования руководителей общеобразовательных учреждений;

•организационные механизмы правового, научно-методического, информационного, кадрового, мотивационного, материального и финансового сопровождения и обеспечения качества образовательных результатов, каждый из которых включает структуру действий и результатов, обеспечивающих создание необходимых условий для успешного функционирования и развития образовательного процесса.

В качестве средства интеграции изменений используется программа развития, представляющая собой модель процесса скоординированных нововведений, обеспечивающую переход от существующей образовательной системы с ее результатами, образовательными процессами и условиями их реализации к желаемой. Она определяет, какой должна стать образовательная система в перспективе и что, когда и как для этого нужно сделать.

Предлагаемая дидактическая модель экономической подготовки руководителей общеобразовательных учреждений представляет собой схему действий, необходимых для осуществления учебного процесса, обеспечивающего достижение требуемых результатов профессиональной подготовки, главным из которых является формирование у руководителей способов решать экономические задачи не только в стандартных, но и нестандартных условиях. Ее составляющими являются: цели (желаемые результаты), содержание экономической подготовки, логика его разворачивания, методы обучения, распределение учебного процесса во времени.

Модель обучения базируется на дидактических принципах, определяющих её общее направление, цели, содержание, способы организации и управления познавательной деятельностью. В ее основу помимо общедидактических мы сочли возможным, несколько укрупнив и переформулировав их для практического применения, заложить следующие принципы:

— модульной структуризации, в соответствии с которым обучение строится по отдельным функциональным узлам — отдельным учебным задачам или группам учебных задач, объединенным в модули, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. В связи с этим содержание задачи должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности, автономности.

— проблемности обучения, отражающем психолого-педагогическую закономерность, согласно которой эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, визуализация, информации, профессионально-прикладная направленность.

— вариативности обучения, направленным на обеспечение уровневой дифференциации содержания обучения, а также создание условий обучаемым для индивидуального темпа продвижения по различным вариантам учебной программы: полному, сокращенному или углубленному.

— реализации обратной связи, который обеспечивает управление учебным процессом путём создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала. Наличие системы самоконтроля и самоорганизации, позволяет информационно-контролирующие функции преподавателя перевести в собственно-координационные функции обучающегося.

Представляя собой схему или план действий при осуществлении учебного процесса, предлагаемая дидактическая модель сочетает в себе различные подходы к обучению используя проблемную подачу материала и нестандартность упражнений, наравне с методами обучения, позволяющими повысить познавательную активность обучающихся, и игровыми формами контроля, характерными для активного обучения. Ее основу составляет преобладающая деятельность обучающегося, которую организует и выстраивает преподаватель.

При построении дидактической модели экономической подготовки руководителей нами реализовывалась ориентация на подход, опирающийся на достижения теории деятельности, при котором необходимые руководителю способности и умения выводятся из анализа выполняемых им функций.

Формирование содержание обучения наиболее эффективно осуществляется путем трансформации системы практических задач в учебные. В этом плане наиболее продуктивной, на наш взгляд, представляется реализация нормативно-деятельностного подхода, предлагающего в рамках системы деятельности некоторую обобщенную модель того, как эта деятельность должна осуществляться. В соответствии с этим нами создана нормативная модель экономической деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, включающая систему практических задач по обеспечению функционирования и развития образовательного учреждения и методов их эффективного решения в современных условиях. При этом для каждого метода решения практической задачи определялись условия и границы применения.

Одним из принципов технологичного построения содержания обучения в предлагаемой дидактической модели является принцип модульности, позволяющий формировать различные варианты траекторий обучения в зависимости от поставленных задач.

Разработка модели обучения в этой части включает, таким образом, решение задач:

• анализа и отбора обобщенных и частных методов экономическая деятельности, описанных в экономической теории, социальной психологии и психологии управления, а также в экономике образования;

• адаптации общих экономический методов и средств к условиям деятельности директора школы;

• разработки отдельных средств, методик и моделей решения экономических задач.

Критериями при определении перечня учебных задач, а также отбора содержания, подлежащего усвоению, являлись:

• уровень актуальности практических задач, реально решаемых руководителями школ при реализации функций экономического обеспечения образовательного процесса и степень затруднений, испытываемых ими при решении (выявленные по результатам опроса директоров школ);

• уровень разработанности обобщенных и частных средств экономической деятельности в экономической теории, а также в экономике образования.

Модель решения учебной задачи, в рамках предлагаемого подхода содержит:

• программу проведения занятий, задающую последовательность действий, выполняемых преподавателем и обучающимся при решении задач, формы их реализации и разворачивание во времени;

• основные средства, подлежащие усвоению, и способы их введения в учебный процесс;

• особенности организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, обеспечивающей эффективное получение результата.

Обучение можно считать эффективным, если в его результате у руководителей будет сформирована экономическая компетентность, определяемая способностью осуществлять создание всех необходимых условий для эффективного функционирования и развития общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо, чтобы содержание экономической подготовки соответствовало целому ряду требований:

— адекватно отражало структуру профессиональной экономической деятельности руководителя, которая определялась объективными потребностями в обеспечении условий деятельности развивающегося образовательного учреждения;

— соответствовало новейшим достижениям экономики образования и наиболее ценному опыту экономической деятельности образовательных учреждений;

— содержало знания, позволяющие формировать у обучаемых обобщенные способы экономической деятельности, способность выполнять основные функции применительно к различным объектам экономического обеспечения;

— соответствовало степени подготовленности руководителей к осуществлению той экономической деятельности, которая объективно необходима для эффективного функционирования и развития образовательного учреждения.

Таким образом, содержание экономической подготовки не может оставаться неизменным, а должно постоянно корректироваться с учетом выделенных факторов.

Успешное решение учебных задач может быть обеспечено лишь при активности обучаемых. Причем принцип активности обучения должен реализоваться на обеих стадиях решения учебной задачи. Формы этой активности могут быть различными, но, с точки зрения принятой нами базовой концепции, критерии оценки результата решения предметно-практической проблемы, которые затем будут использоваться для проблематизации способа решения, не должны прямо передаваться обучающими, а должны быть выведены самими обучаемыми. Для этого им необходимо будет проанализировать и смоделировать процесс использования результата и вывести те качества, которые оказываются существенными с точки зрения эффективности использования.

Результаты выполненного исследования, конечно же, не исчерпывают в полной мере всех аспектов рассматриваемой проблемы. В работе поставлен ряд вопросов, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейших исследованиях. Необходим детальный анализ образовательных потребностей руководителей общеобразовательных учреждений и факторов, влияющих на их формированиетребуются исследования особенностей региональных рынков образовательных услугнеобходима разработка национальных стандартов дополнительного профессионального образования руководителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. В. М. Психолого-педагогические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. СПб., 1998.
  3. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  4. Активность личности в обучении. Психолого-педагогический аспект// Сб. науч. тр.-М., 1986.
  5. Р. Л. Искусство решения проблем / Пер. с англ. Под ред. К. Мослевского. -М.: Мир, 1982. 220 с.
  6. Активные формы и методы обучения. Горький, 1981.
  7. Д., Райан К. Микротренинг/ Пер. с англ.- Массачусетс, 1965.
  8. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-579 с.
  9. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение.- Алма-Ата, 1980.
  10. А. А. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. М.: Экономика, 1988. — 251 с.
  11. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996.-№ 2.
  12. Т.П., Елисеева И. А., Немова Н. В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1996. — 96 с.
  13. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании. -М.: А.П.О., 1995.-80 с.
  14. Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989. — 344 с.
  17. Ю.П. Особенности формирования навыков в учебной дея-тельности//Вестник Харьковского университета, 1979, № 171, вып. II. С.61−67.
  18. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высш. школа, 1987. — 343 с.
  19. И.М. Развитие народного образования и его народнохозяйственная эффективность. Ростов-на-Дону: 1978. — 39 с.
  20. P.C. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла: Дис. канд. пед. наук. М., 1998.
  21. Белая книга российского образования. — М.: Издательство МЭСИ, 2000.
  22. Т.И., Ткач М. Ф. Модель системы обучения управленческих кадров образования. / Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы. Кемерово. 1996.
  23. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Дис.канд. псих, наук/ РАУ. -М., 1994.
  24. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высш. школы. М., 1988. — № 1. — С. 3−8.
  25. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. — 192 с.
  27. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  28. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск, 1997
  29. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-педагогической подготовки. М.: Из-во МГУ, 1977.
  30. Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. — М.: АО «Ассиана», 1996. -204 с.
  31. B.JT. Емельянов A.JI. Повышение профессионализма управленческой деятельности. М., 1997
  32. Н.В., Князев A.B. Дидактические условия игровых технологий в подготовке специалистов: Учебное пособие. — М.: ВПИК МВД России, 1999.-59 с.
  33. H.B. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации. Дис. канд. пед. наук.- М., 1987.
  34. Н.В., Соловьева A.A. и др. Деловая игра «Методика конструирования деловой игры». М.: ИПКИР, 1988.
  35. А. В. Мышление как прогнозирование. М., 1979.
  36. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебн. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.
  37. A.B. Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы. Кемерово. 1996.
  38. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. — Н. Новгород, 1991.
  39. М.Ю. К изучению рефлексивного опосредования профессионального становления // Журнал практикующего психолога. М., 1997. — № 3. -С. 162−171
  40. К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования. Воронеж: Воронежский ГУ, 1977. — 128 с.
  41. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы: современные проблемы. М.: ВУ, 1996, — 68 с.
  42. A.A. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения// Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. — С.78−100.
  43. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  44. Г. А. Уровневая модель повышения квалификации специалистов. / Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы. Кемерово. 1996.
  45. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
  46. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416 с.
  47. Т. США: общая характеристика системы среднего образования // Нар.образование. М., 1992. — Спец.вып. — С. 6−11.
  48. А.П. Единая система непрерывного образования // Сов.педагогика. М., 1982. — N 6. — С. 22−29.
  49. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Н. Шамовой М.: Прогресс, 1991. — 191 с.
  50. В.Г. Гуманитарно-аксеологические основы постдипломного образования педагога. Псков. 1997.
  51. А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (Система Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова). — М.: Издатель Рассказов А. И., 2002. 303 с.
  52. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 320 с.
  53. Л.С. Собрание сочинений в шести томах. М.: Педагогика, 1982.
  54. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. — 255с.
  55. Н.В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучен и и//Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С.38−48.
  56. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. — 149 с.
  57. П.Я. К характеристике III типа учения //Третий всесоюзный съезд общества психологов СССР.- М., 1968.
  58. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Доклад на соиск. уч. степени докт. пед. наук (по психологии). М., 1965.
  59. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1979, № 4.
  60. Гареев В. М, Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения// Вестник высш. шк. -1987. № 8.
  61. М.Г., Семушина Л. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИ ВО, 1994. — 135 с.
  62. В.А. Методологические и методические основы стратегического планирования развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. С.-Петербург. 1997.
  63. Д.М. Организация и управление. М., 1972. — 536 с.
  64. И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  65. С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). М., 1976. — 116 с.
  66. В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МП «Сувенир», 1993. — 487 с.
  67. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -М., 1982.-208 с.
  68. Л.А. Педагогические основы подготовки менеджеров для системы образования. Диссертация на соискание уч. ст. канд. пед. наук. Новосибирск. 1995.
  69. Г. А. Психологическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности. Автор, дис. канд. псих. наук. М., 1994.
  70. Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (на примере становления деятельности). Дис. канд. псих. наук. М., 1998.159 с.
  71. И.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации руководителей школ. С.-Петербург. 1998.
  72. Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм: Пер. с англ. -М., 1976.- 116 с.
  73. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1976. — 326 с.
  74. Л.Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориенти-нов поиска в интуитивных решениях. // Вопросы психологии. М., 1976. № 3. -С.83−96.
  75. В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая наука и образование. — 1997. — № 2.
  76. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  77. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва — Белгород, 1995. — 251 с.
  78. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луис, 1981.-220 с.
  79. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.423 с.
  80. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлек-сии//Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. С.43−49.
  81. В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей//Психологический журнал. -1989 -№ 1.-С. 32−41.
  82. В.В. О понятии личности в современной психологи и//Психологический журнал. 1988 — № 4. — С. 22−32.
  83. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  84. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 112 с.
  85. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.// Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
  86. Де Брюйн П. Подготовка кадров для управления предприятиями. М.: Изд-во Прогресс., 1968 — 103 с.
  87. Деловое общение в обучающем диалоге// Сост. Т. Б. Казачкова.-СПб., 1998.
  88. Деловые игры, методы активного обучения, исследования. Межвуз. сб. научн. трудов (Челябинский гос. тех. ун-т).- Челябинск, 1995.
  89. Деятельностиый подход сегодня.//Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1988.-№ 3.-С.83−86.
  90. А.С. Школа Франции. Традиции и реформы. М.: Знание, 1981.-96 с.
  91. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. -191 с.
  92. Е. Л. Психология манипуляции. М., 1996.
  93. Н.Ш. Социальное и индивидуальное в управленческой деятельности. Автор, дис. канд. филос. наук/ Ростов-на-Дону Гос. унив. Ростов-наДону, 1987.
  94. Г. Б. Деловая игра как активная форма обучения // В сб. «Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МГТГУ за 1991 г.» МГТГУ, 1992.
  95. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ.- М.: Дело, 1996.-272 с.
  96. К. Психология продуктивного (творческого) мышления.// Психология мышления/под ред. А. М. Матюшкина. Пер. с нем. М., 1985. — С. 86−234.
  97. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М: Педагогика, 1989.
  98. А.И. Организационно-педагогические условия создания системы подготовки профессиональных кадров управления образованием в регионе. Дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1995. — 153 с.
  99. Г. Е. Проблема применения теории игр в психологии // Психология и математика. М.: Наука, 1976.
  100. В.И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990. — 134 с.
  101. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школь-ников//Вопросы психологии. М., 1978. — № 2. — С. 102−110.
  102. В. К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач.// Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. -С.62−100.
  103. Л.Г., Шпанагель Ф. Ф. Учебные курсы правовой подготовки менеджеров образования. Самара: СИПКРО, 1995. — 32 с.
  104. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Сокр. пер. с нем. -М.: Экономика, 1990. 335 с.
  105. Л.В. Профессиональная культура управления: сущность, структура, динамика. Дис. канд. филосов. наук. /РАУ М., 1993.
  106. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-231 с.
  107. И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине— М.: Изд-во Московского университета, 1994,
  108. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Московского университета, 1986. — 199 с.
  109. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.
  110. И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. Автор, канд. псих. наук. М., 1996.
  111. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М., 1983.- 168 с.
  112. .И. Курс «Философия образования (педагогический аспект)». Самара: СИПКРО, 1996. — 35 с.
  113. И. В. О некоторых подходах к профессиональной подготовке управленческих кадров сферы образования./ Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы. Кемерово. 1996.
  114. И.И. Госслужащий как субъект профессиональной деятельности. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  115. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих / Госкомтруд СССР. М.: Экономика, 1987. — 221 с.
  116. М.В. Игра в учебном процессе//Сов. педагогика. 1985. — № 6.-С. 56−61.
  117. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  118. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  119. Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. — 279 с.
  120. В. Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач. Автореф. канд. дисс. М., 1978. 23 с.
  121. В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. канд. дисс. М., 1979. — 25с.
  122. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии.- СПб., 1999.
  123. Э.Н. Технологии проблемно-деятельного обучения в ВУЗе М., ВПА, 1990. -170 с.
  124. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982.
  125. В.Ю., Тонконогая Е. П. Методические рекомендации по использованию профессиограммы директора общеобразовательной школы в системе повышения квалификации руководящих педагогических кадров. Л., 1981.
  126. В.Ю. Управление школьным коллективом. Л.: Ленингр. об-во «Знание» РСФСР, 1985. 32 с.
  127. Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии.-СПб.: Спец Лит, 2001.
  128. Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989. — 175 с.
  129. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1. М.: Прогресс. — 495 с.
  130. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Учебное пособие. Барнаул: Из-во Алт. гос. университета, 1994. -128 с.
  131. И. С. Логика рефлексивного моделирования // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
  132. И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990.
  133. И. С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновация-Новосибирск, 1995.
  134. B.C., Афанасьева Т. П., Пуденко Т. Н. Об опыте формирования понятийного мышления у руководителей в игровой деятельности// Учебная деятельность и творческое мышление. М, 1985. — С. 185−186.
  135. B.C., Афанасьева Т. П., Пуденко Т. Н. Теоретические основания и опыт применения рефлексивно-ролевых игр в обучении руководителей// Системное управление трудовыми коллективами в строительстве. М., 1988. С. 138−153.
  136. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию содержания педагогического образования // Педагогика, 2000, № 3. С. 27−34.
  137. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования // Педагогика, 1999, № 6. С. 12−18.
  138. B.C. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской академии образования, 2000, № 2. С. 15−24.
  139. B.C. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  140. A.A. Управление средней общеобразовательной школой -Киров, 1993.- 185 с.
  141. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  142. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  143. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  144. .Т. Педагогика. М., 1992.
  145. М.В. Динамика отношения к себе в процессе организационной деятельности руководителей. Дис. канд. псих, наук/ ЛГУим. A.A. Жданова. -Л., 1986.
  146. В.А., Рубцов В. В., Улановская И. М. Психологические особенности использования моделей при решении школьниками учебных задач// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. -№ 2. С. 36−40.
  147. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  148. В. X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте.//Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 48−56.
  149. Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. М.: Магистр, 1996.
  150. А. М. Исследование психологических закономерностей процесса анализа.//Вопросы психологии. 1960, № 3. — С. 45−56.
  151. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1994. — 153 с.
  152. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-702 с.
  153. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М. 1990.
  154. Методические рекомендации по активизации обучения: преподавателям системы повышения квалификации, — Вильнюс: ИПК CHX Лит. ССР, 1984.
  155. Г. Г., Попова З. С. Психологические вопросы формирования вычислительных навыков в условиях учебной деятельности// Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. -M., 1983. С.125−135.
  156. Д., Галантер Ю&bdquo- Прибрам К. Планы и структуры поведения. Пер. с англ. М., 1965. — 238 с.
  157. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб: Питер, 2001. — 512 с.
  158. М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993.
  159. Э. А. Формирование гипотез при эвристическом решении задач (на вербальном материале). Автореф. канд. дис. М., 1969. — 15 с.
  160. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  161. Муд А. Процессы обучения // Исследование операций. Модели и применение / Под ред. Д. Моудера и С.Элмаграби. М.: 1982. — Т. 2. — С. 439 465.
  162. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика, 1997, № 3 с. 20−27
  163. Т.С., Полат Е. С. Средства обучения: технология, создания и использования. М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  164. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1999.-205 с.
  165. Э.М. Противоречие и проблемы развития федеральной системы повышения квалификации работников образования.// Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы. Кемерово, 1996. — С. 9−25.
  166. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. -М.: Педагогика, 1986. 248 с.
  167. Образование в России: современное состояние и пути обновления: Итоговые материалы семинара. М.: 1994. — 163 с.
  168. К. Психологическая теория строения и развития личности// Психология формирования и развития личности". М., 1981. — С. 45−67.
  169. Обучение менеджменту (конкретные ситуации): Пособие для преподавателей. М.: Ассоциация развития управления, 1995. — 104 с.
  170. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы. М.: Педагогика, 1996. — 49 с.
  171. СЛ. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Пер. с англ. М: Сов. радио, 1969. — 216 с.
  172. Организация обучения хозяйственных руководителей. М., 1986.255с.
  173. В.Ю. Модульное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе: Дис. канд. пед. наук. Вильнюс, 1989.
  174. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Тула: Приокское книжное изд-во, 1994. — 282 с.
  175. П.И. Педагогика. М.: Роспедагентство, 1996.
  176. В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
  177. Э. JI. Менеджмент искусство управлять / Пер. с англ. — М.: ИФРА-М, 1995.-144 с.
  178. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Опыт лучших компаний / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.
  179. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М., 1991.- 192с.
  180. Подготовка кадров управления. М: РАГС, 1992, 124 с.
  181. Я.А. Исследование внутреннего плана действий //Вопросы психологии. 1964. — № 6. — С.65−77.
  182. Я. А. Психология творчества. М., 1976. — 302 с.
  183. Я. А. Фазы творческого процесса. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 3−26.
  184. Ю.М. Активные методы в дистанционном образование/Дистанционное образование. 1997. — № 1.
  185. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: ЮГУ, 1982. — 204 с.
  186. С. П. Активные методы повышения квалификации и их использование в управлении производством (деловые игры). М., 1973.
  187. A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. — 196 с.
  188. И.В. Целевые формы подготовки специалистов с высшим образованием : Автореф.дис.. канд.экон.наук/ МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон.фак. М., 1988. — 24 с.
  189. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика /Под редакцией П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880с.
  190. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во Московского университета, 1985. — 206 с.
  191. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
  192. С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 794с.
  193. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. — 160 с.
  194. А.Я. Педагогические технологии // Высшее образование в России -№ 2- 1990
  195. Т. Управление по результатам / Пер. с фин. М.: Прогресс, 1993.-318 с.
  196. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  197. И. Н. и др. Продуктивные рефлексии при дискурсивном решении задач//Новые исследования в психологии. 1979. — № 2. С.7−12.
  198. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов: (Вопросы теории). — Волгоград: Перемена, 1997. 165 с.
  199. Г. Изучение организации труда в учреждении / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1976. — 96 с.
  200. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: Высш. школа, 1990. — 302 с.
  201. А. М. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М., 1976. — 61с.
  202. Содержание и методы подготовки кадров управления./Под ред. Ози-ры В. Ю., Скоробогатова И. Б. М., 1977.
  203. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием / Под ред. В.СЛазарева. Российская Академия образования. М.: ИУО РАО, 1996.-40 с.
  204. Социально-экономические проблемы образования взрослых. Л.: 1980.-86 с.
  205. Социально-экономические проблемы развития народного образования / Межвузовский сборник научных трудов. М.: 1981. — 124 с.
  206. Г. С. Диалог с директором школы. СПб: С-Петер. гос. ун-т пед. мастерства, 1997.-51 с.
  207. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1−4 / Под ред. A.A. Золотарева. М: МГТУГА, 1994.
  208. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М: Изд-во МГУ, 1964. 133 с.
  209. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  210. В.В. Региональная система педагогического образования учителя. Пенза: Изд-во Пенз. ИУУ, 1997. — 124 с.
  211. А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты М.: Вита-пресс, 1998. — 256 с.
  212. Е. Образование взрослых: поиск новой стратегии// Новые знания. -1997.- № 4.
  213. П.И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. — М.: Новая школа, 2001. — 304 с.
  214. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. -М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1993. 262 с.
  215. А. А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности.// Игровое моделирование. Методика и практика. Новосибирск, 1987. — С. 48−61.
  216. Ф. Е. Организация труда линейных руководителей. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. — 191 с.
  217. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
  218. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 31 000 педагогика и психология, 33 400 — педагогика /Т.И.Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Academia, 2002. — 382 с.
  219. Управление персоналом на водном транспорте: Учеб. пособие / Под ред. Г. М. Куровешова. СПб. 1995.-305 с.
  220. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  221. Управление современной школой: Пособие для директоров школ. -М.: АПП ЦИТП, 1992. 168 с.
  222. Управление школой: теоретические основы и методы / Учебное пособие / Под ред. Лазарева B.C. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  223. Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика: Тезисы докладов на международной конференции 26−28 апреля 1996 г. Алма-Ата, 1996.-91 с.
  224. Управленческие нововведения в США. /Под ред. Ю. А. Ушакова. -М., 1986.-246с.
  225. Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 1. Пер. с англ. М., 1992.- 168с.
  226. Л.И., Чупин В. Н. Курс «Управленческие процедуры в деятельности руководителя образовательного учреждения». Самара СИП КРО, 1996.-48 с.
  227. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1981.-80 с.
  228. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. Т. 1−2. М., 1986.
  229. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981). М.: Педагогика, 1986. — 182 с.
  230. В. В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  231. Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в ВШ. М: Экспедитор, 1996, с. 288.
  232. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996.
  233. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань 1996.
  234. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
  235. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  236. Т.Н., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГТТИ им. В. И. Ленина, 1988.
  237. Т.Н. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦИТП, 1987.-64 с.
  238. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред.
  239. Т.Н. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  240. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.
  241. Г. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. -М, 1994-№ 3,4.
  242. В.Ф. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования. Уральский ГПУ, 1995.
  243. Г. И., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. М., 1988.
  244. П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990.
  245. ЯкубинскийЛ. П. О диалогической речи// Избранные работы.- М., 1986.
  246. А. А. Организация и регламентация инженерно-управленческого труда. — М.: Экономика, 1978. — 56 с.
  247. Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М, 1985.
  248. Adams J. S. Inequity in Social Exchange / Ed. by L. Berkowitz // Advances in Experimental Social Psychology. V.2.-N.Y. — 1965.
  249. Albanese R. Managing Toward Accountability for Performance. Irwin, 1978.
  250. Albanese R., Van Fleet D. D. Organizational behavior: a managerial view-point. -Chicago, 1983.
  251. Alderfer C. P. Existence, Relatedness and Growth: Human Needs in Organizational Settings.-N.Y., 1972.
  252. Bass В. M., Barett G. V. People, Work and Organizations: an Introduction to Industrial and Organizational Psychology. Boston, 1981.
Заполнить форму текущей работой