Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе экскурсионной работы

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе модернизации образования в России приоритетным направлением выступает воспитание людей в духе патриотизма, взаимного уважения и терпимости в контексте культуры межнационального общения. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Патриотическое воспитание старших дошкольников — актуальная проблема современного дошкольного образования
    • 1. 2. Содержание, формы и методы патриотического воспитания детей
  • ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИЙ
    • 2. 1. Современное состояние осуществления патриотического воспитания в ДОУ (констатирующий эксперимент)

    2.2. Педагогические условия использования экскурсий в формировании у детей любви к Родине и их реализация в опытно-экспериментальной работе формирующий и контрольный этапы эксперимента. Педагогические рекомендации по использованию экскурсий для воспитателей. 57

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

    ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе экскурсионной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и степень изученности проблемы.

На современном этапе модернизации образования в России приоритетным направлением выступает воспитание людей в духе патриотизма, взаимного уважения и терпимости в контексте культуры межнационального общения. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия» .

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, КД. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в советской стране основная концепция воспитания строилась на патриотизме и интернационализме как методологической основе деятельности образовательных учреждений, реализующих процесс воспитания (Н.К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский и др.). В это же время на смену термина «общечеловеческое воспитание» пришел термин «интернациональное воспитание», обозначавший одно из направлений идейно-политического воспитания, целью которого было формирование личности определенной идеологической направленности, личности вне наций, вне народов. Это положение, относившееся к классовой характеристике пролетариата, было перенесено в теорию и практику интернационального воспитания в детских дошкольных учреждениях. Теоретики воспитания советского человека-интернационалиста исходили из объединяющей всех трудящихся интернационалистской идеологии и народного характера образования, что предопределило дальнейшее развитие теории интернационального воспитания в советской педагогической науке. Определяя содержание интернационального воспитания, Н. К. Крупская писала о необходимости понимания ребенком идеи о том, что «все угнетенные, притесняемые — братья…». Ее работы («Воспитывать достойную смену», «О дружбе ребят всех национальностей», «Интернациональное воспитание детей в начальной школе» и др.) являлись дальнейшей разработкой ленинского положения о непременности интернационального воспитания в детском саду как идеологического воспитания. Вместе с тем не потеряла ценности сделанное Н. К. Крупской указание на важность того, чтобы дети почувствовали товарищескую, дружескую связь с людьми разных национальностей, то есть организовать работу по воспитанию культуры межнационального общения. А. В. Луначарский воспитание в духе интернационализма связывал с воспитанием, ориентированным на высокие общечеловеческие идеалы, такие как миролюбие, отрицательное отношение к войне и т. п. К интернационализму через высокую духовность — путь, предложенный А. В. Луначарским .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Этнокультура как основа духовного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //Северо-Казахстанский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. — Режим доступа: http://www.petropavl.kz/ skoipkppk/page6/rpr/6.shtml.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  3. А.Ю. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся старших классов на предметах гуманитарного цикла: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 1995. -22 с.
  4. А.А. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы. — Минск, 1993; Арзыкулова А. Г. Повышение эффективности интернационального воспитания учащихся младших классов средствами киргизской музыки (в условиях школ с несколькими языками обучения). — М., 1989.
  5. А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  6. В.Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. — 1991. — № 2. — 15 — 19.
  7. Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //TEORIYA.RU. — Режим доступа: http://www.teoriya.ru/dissert/ avtorefdr/?nid=5837.
  8. А.П. Эффективность мероприятий по охране природных ресурсов. — М.: Стройиздат, 1977. — 207 с.
  9. О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф.: канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. — Кострома, 1999. — С. 8.
  10. М.П. Монтескье (Мыслители прошлого). — Изд. 2-е, М.: Мысль, 1975.-165 с.
  11. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смирнов. — М.: Педагогика, 1988. -384 с.
  12. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 4. — 5 — 7 .
  13. К.Н., Иноземцев А. А., Тихомиров В. Н. Из истории охраны природы в нашей стране / Охрана природы. — М., 1967. — 210 с.
  14. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.
  15. А.В. Указ. соч. — С. 19 — 20.
  16. А.В. Формирование единого образовательного пространства на основе этнокультурного подхода (из опыта работы). — Новокузнецк, 2005. — С. 3 — 4.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 465 с.
  18. Л.И., Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.: Знание. Педагогика и психология. — 1979. — № 12. — 96 с.
  19. Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  20. Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). — М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  21. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 1998. — 536с.
  22. А.А. Внеклассная работа по изучению природы края как Ф средство формирования познавательной активности подростков: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1975. — 38 с. Ш f
  23. Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — С. 89 — 91. Борозинец Н. М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — С. 89 — 91.
  24. Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки: Монография. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — С. 89 — 91.
  25. Ведение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. и др. — М.: Политиздат, 1989. — 639с.
  26. Велек Йозеф. Что должен знать и уметь юный защитник природы / Пер. с чеш. и послесл. Л. Р. Серебрянного. — М.: Прогресс, 1983. — 272 с.
  27. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. — 1996. — № 2. — 102 — 108.
  28. Н.Д. Привычка — основа нравственного воспитания // Педагогика. — 1997. — № 5 — 91 — 95.
  29. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин- тов / В. В. Давыдов, Г. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др., Под ред. Н. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  30. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  31. A.M. Экология и дети. Региональная программа организаций деятельности детских экологических объединений. — М.: Научно-практический центр Совета СПО-ФДО, 1993. — 52 с.
  32. Г. Вечность воспитания // Народное образование. — 1994. — № 4. — 68 -71 .
  33. Г. Н. Этнопедагогика. — М., 1999. — С. 5.
  34. Воспитание нравственной личности / Пер. с англ. Смирнова // Народное образование. — 1991. — № 12 — С. 101 — 103.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. — С. 504 — 505.
  36. Х.Х. Педагогические условия интернационального и патриотического воспитания студентов (на примере изучения ин. яз. в педвузе): Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Уфа, 1993. — 28с.
  37. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 218 с.
  38. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании: Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Пискунов А. И. -М.: Просвещение, 1971. — 264с.
  39. Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.: Наука, 1987. — 180с.
  40. Э. Опасность «дыр» в экологическом воспитании // Народное образование. — 1989. — № 4. — 120 — 127.
  41. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. — М.: Современный писатель, 1998. — 432с.
  42. Х.Г., Мирский Р. Я. Традиции советского патриотизма. — М.: Мысль, 1975.-200 с.
  43. И. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников. — 1997. — № 1.-С. 2 — 5 .
  44. Ю. Родиноведение — основа становления гражданина // Народное образование — 1988. — № 9. — С.62 — 63.
  45. О.О. Значение амплификации сюжетно-ролевой игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] //ДОУ. — Режим доступа: http://mdou11-crr.narod2.ru/znachenie_amplifikatsii_syuzhetnorolevoi_igri_na_razvitie_navikov_obscheniya_u_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta.
  46. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.-М., 1979.-38 с.
  47. В. Экологическое образование и воспитание школьной молодежи // Народное образование. — 1986. — № 9. — С.87 — 89.
  48. А.А. Теория интеграции образования. — Ростов н/Д, 2007. — С. 278.
  49. А. Р. Интернационально-патриотическое воспитание // Воспитание школьников. — 1990. — № 2 — 21 — 24.
  50. Ю. О природе для больших и маленьких. — М.: Педагогика, 1982.- 176 с.
  51. Н.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986. — 288 с.
  52. М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. — 1997. — № 5.-С. 103.
  53. О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 18.
  54. Л.В. Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периоды 1946 -1980гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 21−26 .
  55. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 2001. — С. 67 — 50
  56. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. — М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  57. И.Д. Природа, школа и семья // Семья и школа. — 1985. — № 6. — 23−25 .
  58. Зеньковский В. В, Русская педагогика в XX веке // Педагогика. — 1997. — № 2. — С.73 — 89.
  59. В.В. Психология детства. — М., 1996. — С.37.
  60. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М., 2004. — С.163.
  61. А.Ю. (Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти) Формирование направленности на мир семьи у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Детсад: Авторские работы. — Режим доступа: http://chgards.ru/articles/view/36/.
  62. М.И. Общение, личность и психика ребенка: Для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности / Под ред. Рузского А. Г. — М., 2002. — С. 24.
  63. А.А. Детская психология. — М., 1981. — С. 93.
  64. А.С. Педагогические сочинения: В 7 томах. Том 5. — М., 1958.-544с.
  65. Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. — М., 1997. — С. 118 — 121.
  66. Д.В. Воспитание и обучение детей от 3 до 7 лет. — М., 2010. — С. 44, 46−47, 62.
  67. В.И., Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для студентов педвузов. — М., 2006. — С. 267.
  68. Старший дошкольный возраст (5−6 лет) [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100». — Режим доступа: http://www.school2100.ru/uroki/preschool/hi.php.
  69. М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2009. — С. 314.
  70. В.П. О ценностях жизни и культуры. — Л., 1960.
  71. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. — М., 2007. — С. 113 — 114.
  72. И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и психология. — 2009. — № 5 (7). — С. 32 — 36.
  73. А.С. Патриотическое воспитание старших дошкольников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки. — 2009. — № 3. — С. 81
  74. Э. Детство и общество. — СПб., 2006. — С. 11−12.
Заполнить форму текущей работой