Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учебно-методический комплекс по коммерческой географии как средство реализации непрерывного географического образования в системе «школа-вуз»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

УМК по коммерческой географии участвовал в эксперименте по профильному обучению, организованном Министерством образования РФ в 2001/2002 учебном году, в 60 субъектах РФ. Учебники «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» для 10 и 11 классов вошли в федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год с рекомендацией использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы курса «Коммерческая география России»
    • 1. 1. Коммерческая география в системе общественно-географических наук
    • 1. 2. Вопросы изучения территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых
    • 1. 3. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства, подходы к их оценке
  • Глава 2. Изучение территориальной организации производства и рынка товаров и услуг в курсе коммерческой географии
    • 2. 1. Географический анализ особенностей и проблем развития отраслевых рынков (на примере рынка потребительских товаров и услуг населению)
    • 2. 2. Географические аспекты изучения инфраструктуры рынка
    • 2. 3. Географическое изучение региональных рынков России и ее положения на мировом рынке
  • Глава 3. Концепция построения учебно-методического комплекса по коммерческой географии
    • 3. 1. Понятие учебно-методического комплекса (УМК) и его функции по реализации непрерывного географического образования
    • 3. 2. Программное обеспечение УМК и тематическое планирование изучения курса коммерческой географии в профильной школе и вузе
    • 3. 3. Формирование знаний и умений учащихся в процессе изучения отдельных разделов курса
    • 3. 4. Значение проблемного подхода в обучении коммерческой географии
    • 3. 5. Разработка средств обучения коммерческой географии как компонентов УМК и их применение в учебном процессе
  • Глава 4. Формы организации и методы обучения коммерческой географии в профильной школе и вузе
    • 4. 1. Лекционно-семинарская форма занятий
    • 4. 2. Коллективные формы обучения
    • 4. 3. Практические работы учащихся
    • 4. 4. Приемы контроля и оценки знаний
    • 4. 5. Опыт реализации УМК по коммерческой географии в профильной школе и вузе

Учебно-методический комплекс по коммерческой географии как средство реализации непрерывного географического образования в системе «школа-вуз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация российского образования, сопровождаемая переходом к профильному обучению, ставит задачу подготовки учебных курсов, отвечающих требованиям повышения качества содержания образования, лично-стно ориентированного подхода в обучении, усиления мотивации в изучении конкретных дисциплин, обеспечения кооперации старшей ступени общеобразовательной школы с учреждениями высшего профессионального образования. Профильная школа призвана готовить выпускников к осознанному выбору будущей профессии и продолжению образования в высших учебных заведениях. Поэтому особую актуальность приобретает разработка новых учебных курсов и учебно-методических комплексов для профильной школы и их широкое внедрение в образовательный процесс.

Модернизация образовательной сферы разворачивается сегодня на фоне глубоких политических и социально-экономических преобразований в российском обществе, связанных с переходом к рыночным отношениям. Активизация предпринимательской деятельности, появление новых организационных форм хозяйствования и методов управления социально-экономическим развитием страны сделали еще более востребованным получение экономического образования1. Одновременно возрастают требования к уровню подготовки специалистов в различных областях экономики.

Одним из направлений углубленной подготовки учащихся, призванным обеспечить профориентацию по экономическим специальностям, является социально-экономический профиль. Наряду с базовыми общеобразовательными дисциплинами заметную роль в нем играют профильные курсы по эко.

1 По данным Аналитического центра Ю. Левады профессии менеджера, банкира, финансиста, экономиста, бизнесмена считаются сегодня самыми престижными среди россиян. Из общего числа опрошенных 57% отдали предпочтение именно этим профессиям (см. газету Известия от 11 августа 2005 г.). номике, праву, социологии, социально-экономической географии. Географическому образованию отводится, таким образом, значимое место при подготовке будущих экономистов, финансистов, менеджеров, предпринимателей. Важно научить их ориентироваться в вопросах территориальной организации и функционирования рынка, анализировать факторы, формирующие рыночное пространство России, дать им необходимые знания об особенностях развития отраслевых и региональных рынков, новых формах хозяйствования, конкурентоспособности отечественной экономики на мировом рынке, выработать у них навыки самостоятельной оценки происходящих в стране рыночных преобразований. Решению этих и других задач отвечает разработанный автором курс коммерческой географии.

При этом, чтобы обеспечить усвоение достаточно сложного учебного материала, потребовалось изложить его в доступной форме и понятным (для соответствующей возрастной группы учащихся) языком, разработать методику обучения и выстроить учебно-методический комплекс (УМК), позволяющий реализовать на практике поставленные научные и образовательные цели.

Подготовка профильного курса и УМК по коммерческой географии призвана тем самым способствовать разрешению проблемы обеспечения непрерывного географического образования, обусловленной сложившимся в настоящее время противоречием между потребностью в более эффективной подготовке выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью методики профильного обучения географии на старшей ступени общего образования.

Цель исследования: построение учебно-методического комплекса по коммерческой географии, обеспечивающего реализацию непрерывного географического образования в системе «школа-вуз».

Объект исследования: процесс обучения коммерческой географии в профильной школе и вузе (в контексте непрерывного географического образования).

Предмет исследования: научное содержание курса и учебно-методический комплекс, отвечающие современным задачам обучения коммерческой географии и непрерывного географического образования.

Гипотеза исследования: учебно-методический комплекс по коммерческой географии будет выступать эффективным средством реализации непрерывного географического образования, если:

— будет выстроена единая структурно-логическая схема изучения курса с постепенным (поэтапным) усложнением материала и углублением знаний от школьного уровня к вузовскому;

— учебный материал будет отражать новейшие достижения географической и экономической науки применительно к изучению проблем территориальной организации производства и рынка товаров и услуг, торгово-экономических связей между участниками рынка, то есть к предмету коммерческой географии;

— будет доказана практическая значимость овладения учащимися знаниями и умениями в области коммерческой географии для будущей профессиональной подготовки географов и экономистов;

— подготовленные учебники по коммерческой географии будут отвечать требованиям, предъявляемым к учебникам нового поколения;

— в УМК найдут отражение основополагающие дидактические принципы и современные подходы к обучению социально-экономической географии в общеобразовательной школе и вузе;

— будут определены основные функции УМК как средства реализации непрерывного образования;

— отобранные формы организации и методы обучения будут побуждать у учащихся интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию у них умений и навыков работы с учебным материалом, первоисточниками, статистическими данными, овладению методами географического и экономического анализа при изучении национального и мирового рынков, территориальной организации предпринимательской деятельности в стране и ее регионах;

— УМК по коммерческой географии будет представлен соответствующими учебно-методическими изданиями (учебниками, рабочими тетрадями, методическими и справочными пособиями), а также реализован в практике преподавания курса в профильной школе и высших учебных заведениях.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:

— разработать теоретические основы курса коммерческой географии как самостоятельного научно-образовательного направления социально-экономической географии;

— сформировать понятийно-терминологический аппарат коммерческой географии как научного направления и учебной дисциплины;

— разработать программу и структуру курса коммерческой географии для профильной школы и вуза;

— определить необходимые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса коммерческой географии;

— разработать концепцию построения УМК по коммерческой географии как средства реализации непрерывного географического образования и определить его содержание;

— подготовить и внедрить в учебный процесс средства обучения по курсу коммерческой географии, в том числе конкретизировать принципы построения современного учебника по коммерческой географии;

— разработать методику обучения коммерческой географии на старшей ступени общего образования и в вузе;

— экспериментально проверить эффективность УМК и осуществить его практическую реализацию в профильной школе и вузе.

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные труды ученых в области дидактики, теории учебника, содержания географического образования и методики обучения географии, современных обучающих технологий, в том числе работы К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Г. П. Аксакаловой, Ю. К. Бабанского, И. И. Бариновой, В. Г. Бейлинсона, В. П. Беспалько, А. Е. Бибик, A.M. Берлянт, Н. В. Бордовской, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Голова, Э. Д. Днепрова, И. В. Душиной, В.И. Загвя-зинского, Д. Д. Зуева, Г. С. Камериловой, М. К. Ковалевской, Т. С. Комиссаровой, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, Г. Я. Лисенковой, И. С. Матрусова, В. В. Николиной, Л. М. Панчешниковой, Н. Н. Петровой, И. П. Подласого, В. М. Полонского, Г. А. Понуровой, B.C. Преображенского, М. В. Рыжакова, М. Н. Скаткина, В. Д. Сухорукова, Д. П. Финарова.

При разработке научного содержания курса автор опирался на труды по теории размещения производства и экономического районирования, изучению рынка, фундаментальным и прикладным проблемам социально-экономической географии и региональной экономики. Среди них работы видных отечественных и зарубежных ученых-географов и экономистов П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, Н. Т. Агафонова, Г. А. Аграната, Э. Б. Алаева, П. М. Алампиева, А. И. Алексеева, В. Д. Андрианова, В. А. Анучина, Ю. Н. Гладкого, В. Г. Глушковой, М. М. Голубчика, М. Я. Гохберга, А. Г. Гранберга, А. В. Даринского, В. П. Дронова, Т. М. Калашниковой, В. В. Кистанова, Н. В. Копылова, Г. М. Лалпо, И. М. Маергойза, В. П. Максаковского, Я. Г. Машбица, А. А. Минца, Н. С. Мироненко, Н. Н. Некрасова, Е. Н. Перцика, В. В. Покшишевского, В. Я. Рома, Ю. Г. Саушкина, Б.Н. Семев-ского, Э. Л. Файбусовича, А. Т. Хрущева, А. И. Чистобаева, У. Айзарда, А. Вебе-ра, Ф. Котлера, В. Кристаллера, А. Леша, И. Тюнена, П. Хаггета, Д. Харвея.

При разработке программы и содержания современного курса коммерческой географии автор обращался TQ. K7KG 1С учебникам и учебно-методическим материалам по коммерческому образованию и коммерческой географии, опубликованным в дореволюционный период, в том числе к работам А. П. Субботина, Д. Д. Морева, М. Н. Соболева.

Информационно-статистическую базу работы составили документы и материалы Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной службы государственной статистики, Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной организации труда (МОТ), Центра демографии и экологии человека Института на-родно-хо-зяйственного прогнозирования РАН, Государственного научно-исследовательс-кого учреждения «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) и др.

Диссертационное исследование проведено с использованием комплекса методов: системного анализа, сравнительного, экономико-статистического, экспертных оценок, классификационно-типологического, картографического, исторического, описательного и др., что призвано обеспечить объективность и научную достоверность его результатов.

Логика и этапы исследования. Первый этап — поисково-эмпирический (1990;1993 гг.): анализировалось состояние коммерческо-географического образования в дореволюционной России, обобщался отечественный и зарубежный опыт изучения пространственной организации рынка, выявлялись особенности и тенденции рыночных преобразований в стране в перестроечный период, разрабатывалась программа исследования.

Основными результатами на этом этапе стали осмысление проблематики исследования, его целей и задач, формулировка рабочей гипотезы, формирование концепции коммерческой географии как самостоятельного научно-образовательного направления социально-экономической географии, отбор основных понятий курса.

Второй этап — теоретико-экспериментальный (1994;2000 гг.): разрабатывались теоретические основы коммерческой географии, программа и содержание учебной дисциплины, определялись концептуальные подходы к построению УМК с учетом накопленного в дидактике опыта и современных требований к уровню знаний и качеству обучения, осуществлялась апробация методики обучения коммерческой географии в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях и вузе.

Основным итогом этапа стало опубликование программы и учебника по курсу «Коммерческая география России» для 10−11 классов общеобразовательных учреждений (издательство «Просвещение»), выпуск рабочей тетради (издательский дом «ГЕНЖЕР»), программы и учебно-методических материалов для студентов вузов, а также разработка курса «География коммерческой и финансовой деятельности» для подготовки студентов Финансовой академии при Правительстве РФ.

Третий этап — теоретико-внедренческий (2001;2005 гг.) связан с обобщением теоретических положений исследования, проверкой эффективности УМК и его широким внедрением в педагогическую практику: конкретизировались и формулировались выводы исследования, разрабатывались рекомендации по использованию его результатов, выявлялись перспективы дальнейшего совершенствования УМК по коммерческой географии.

Основные положения исследования нашли отражение в монографии автора «Коммерческая география России: Теоретические основы курса и методика обучения». В этот период в издательстве «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» были опубликованы учебники «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» для 10 и 11 (профильных) классов и рабочие тетради к ним, Методические рекомендации для учителя, в издательстве «Дрофа-ДИК» вышло справочное пособие по социально-экономической географии России для учащихся общеобразовательных учреждений, студентов и преподавателей. Проводились научно-методические семинары и консультации для методистов и учителей школ, гимназий, лицеев в различных городах и регионах России по использованию УМК по коммерческой географии в учебном процессе.

Научная новизна исследования:

— разработано новое научно-образовательное направление социально-эко-номической географии — коммерческая география, интегрирующее современные знания в области географии и экономики и, вместе с тем, призванное развивать на основе последних достижений географической научной мысли лучшие традиции коммерческо-географической школы, сложившиеся еще в дореволюционной Россииопределены предмет коммерческой географии, ее место в системе географических наук, научные, образовательные и прикладные задачи;

— разработаны программа и структура учебного курса коммерческой географии для профильной школы и вузапредложены и обоснованы наиболее эффективные формы организации и методы обучения коммерческой географии в профильной школе и вузе, нацеленные на более глубокое усвоение учащимися изучаемого материала, повышение их творческой активности, усиление личностной ориентации образовательного процесса и мотивации познавательной деятельности, исходя из прикладного характера дисциплины;

— выстроен учебно-методический комплекс по коммерческой географии, реализующий задачу непрерывного географического образования в системе «школа-вуз», включивший учебники, программные и учебно-методические материалы для старшей ступени общеобразовательной школы и вуза.

Теоретическая значимость исследования:

— создана концепция нового научного и образовательного направления социально-экономической географии — коммерческой географии, важнейшими положениями которой являются экономизация географических знаний, усиление связи обучения с практикой, преемственность школьного и вузовского географического образованиясформирован понятийно-терминологический аппарат коммерческой географии как научного направления и учебной дисциплиныобоснованы и систематизированы знания и умения, которые учащиеся должны получить в процессе изучения коммерческой географии;

— разработана концепция построения учебно-методического комплекса по коммерческой географии, рассматривающая его как целостную систему, основанную на взаимосвязи и взаимодополняемости средств, организационных форм и методов обучения и призванную обеспечить оптимизацию учебного процессаопределено понятие УМК, конкретизированы выполняемые им дидактические функции как средства реализации непрерывного географического образования, отвечающие его образовательным целям и задачам;

— уточнены и дополнены принципы построения современного учебника по коммерческой географии, в том числе фактографичность, профессиональная ориентированность, игровое развивающее обучение и др.

Практическая значимость исследования:

— созданы и реализованы в практике обучения на федеральном и региональном уровнях программа, учебники по коммерческой географии для 10 и 11 (профильных) классов общеобразовательных учреждений и рабочие тетради к ним, получившие гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации», методические рекомендации учителю. Учебники по коммерческой географии рекомендованы также для использования в учебных заведениях с углубленным изучением географических и экономических дисциплин — лицеях, гимназиях, колледжах, и при подготовке студентов вузов по географическим и экономическим специальностям, их общий тираж превысил 80 тыс. экземпляров;

— опубликованные учебно-методические материалы по коммерческой географии обеспечивают учебный процесс в соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и учебными планами для социально-экономического и гуманитарного профилей. Они позволяют организовать занятия с учащимися, имеющими разный уровень предпрофильного географического образования;

— подготовлена и опубликована монография «Коммерческая география России: Теоретические основы курса и методика обучения», включившая все основные результаты проведенного диссертационного исследования и позволяющая ознакомиться с ними научной и педагогической общественности. Она предназначена для географов, экономистов, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов и может использоваться при подготовке (и повышении квалификации) преподавательских кадров для профильной школы;

— отдельные разделы курса коммерческой географии и положения диссертационного исследования вошли в качестве самостоятельных глав в учебники и учебные пособия для вузов по экономической географии и региональной экономике, экономике природопользования, демографии;

— подготовлен оригинальный курс лекций и семинарских занятий по географии коммерческой и финансовой деятельности в России для студентов вуза и соответствующий УМК;

— предложенные автором логико-аналитические методы проведения семинарских занятий и выполнения практических заданий по курсу коммерческой географии способствуют выработке у учащихся умений и навыков работы со статистическим материалом, расчета экономико-статистических показателей, развитию у них аналитического мышления, что отвечает требованию повышения уровня профессиональной подготовки будущих экономистов и географов;

— самостоятельное научное и практическое значение для преподавания коммерческой географии, социально-экономической географии и региональной экономики в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях имеют разработанная автором система показателей для оценки факторов, влияющих на территориальную организацию рынка, и предложенные методы расчета этих показателей. Выполненные на их основе карты, диаграммы, графики, таблицы обеспечивают наглядность процесса обучения, способствуют лучшему усвоению материала и формированию эмоционально-ценностного отношения к изучаемому предмету, усиливают мотивацию в изучении дисциплины;

— опыт построения УМК по коммерческой географии, обеспечивающего процесс непрерывного географического образования, может быть использован при разработке учебно-методических комплексов по другим профильным дисциплинам и вузовским курсам как в области географии, так и экономики.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику работы школ и вузов посредством опубликования и использования в учебном процессе созданных автором программ (1994, 1997, 1998, 2005), учебных пособий и учебников по коммерческой географии для профильной школы (1994, 1995, 1996, 1999, 2001, 2002, 2004, 2005) — справочного пособия по социально-экономической географии России (2004) — методических рекомендаций для учителя (2002, 2005) — авторских программ и УМК для вуза по курсу «География коммерческой и финансовой деятельности в России» (1998, 1999, 2001, 2003, 2004) — программ и УМК по курсу «Экономическая география и региональная экономика» (1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2003, 2004) — подготовленных при участии автора учебных пособий и учебников для студентов высших учебных заведений «Основы природопользования» (1998), «Введение в экономическую географию и региональную экономику России» в 2-х ч. (2003), «Демография» (2004) — «Эколого-экономические проблемы России и ее регионов» (2002, 2003, 2004).

УМК по коммерческой географии участвовал в эксперименте по профильному обучению, организованном Министерством образования РФ в 2001/2002 учебном году, в 60 субъектах РФ. Учебники «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» для 10 и 11 классов вошли в федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год с рекомендацией использования в социально-экономическом профиле (приказ Минобразования России № 111 от 15.01.2004 г.) и включены Министерством образования и науки РФ в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2005/2006 учебный год (приказ Минобрнауки России № 93 от 21.10.2004 г.). Разработки автора в области программно-методического обеспечения профильного курса по коммерческой географии использованы в методических материалах Министерства образования и науки РФ.

Основные положения и выводы исследования реализованы в учебном процессе при подготовке студентов Финансовой академии при Правительстве РФ, где автор на протяжении десяти лет читает курс «География коммерческой и финансовой деятельности в России».

Результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на научных конференциях, в том числе международных, совещаниях и научно-методических семинарах с учителями Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, других городов и субъектов РФ, на кафедрах экономики и антикризисного управления Финансовой академии при Правительстве РФ, экономической и социальной географии МПГУ, методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А. И. Герценана конференции «Теоретические проблемы социально-экономической географии и совершенствование подготовки современного учителя» (Смоленск, 1991), научной конференции «Проблемное направление в географии» (Чита, 1992), Межгосударственной научной конференции «Геоэкологические аспекты хозяйствования, здоровья и отдыха» (Пермь, 1993), Всероссийской межвузовской конференции «Учебно-методическая работа в вузе» (Москва, 1994), Международной научно-практической конференции «Географическое образование на пороге XXI века» (Москва, 1996), Международной учебно-методической конференции «Современный этап формирования экономического образования в России» (Москва, 1998), конференции межрегиональной Ассоциации учителей географии России «Географическое образование XXI века» (Москва, 2001), семинаре «Состояние и перспективы географического образования в современной школе» (Санкт-Петербург, 2001), круглом столе по проблемам изучения географии России, организованном в День учителя географии (Москва, 2002), научно-практической конференции «Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее» (Санкт-Петербург, 2003), на заседании Отделения социальной и экономической географии совместно с отделением географического образования РГО «География в XXI веке: наука и образование» (Санкт-Петербург, 2004), научно-практической конференции «Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития» (Санкт-Петербург, 2004).

По результатам эксперимента по работе с УМК по коммерческой географии, проводимого Московским комитетом образования в ряде общеобразовательных учреждений Северного административного округа г. Москвы в 2001/2002 учебном году, получены положительные заключения на учебник для 10 класса и УМК в целом. Даны рекомендации о целесообразности его дальнейшего более широкого использования в учебном процессе. Положительные отзывы на учебники для 10 и 11 классов, учебную программу и УМК получены также из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), Московского института открытого образования (МИОО), Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ИПК и ПРНО МО), Пензенского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), Кировского областного института усовершенствования учителей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Научно-теоретическими основами построения курса коммерческой географии являются концептуальные представления о коммерческой географии как самостоятельном научном направлении социально-экономической географии, формирующемся на стыке географической и экономической наук и изучающем территориальную организацию производства и рынка товаров и услуг, характер и особенности формирования внутренних (межрегиональных) и внешних (международных) торгово-экономических связей. Одновременно коммерческая география как учебная дисциплина, базирующаяся на новейших достижениях географической науки, реализует задачи профильного обучения на старшей ступени общего образования и последующей профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях по географическим и экономическим специальностям.

К основным системообразующим понятиям коммерческой географии как научной и учебной дисциплины относятся: территориальное разделение труда, рынок товаров и услуг (отраслевой, региональный, национальный, мировой), факторы территориальной организации и развития рынка (рыночно-географическое положение, трудовой, природно-ресурсный, инфраструктурный, потребительский, законодательно-правовой), инфраструктура рынка (сфера торговли, финансово-банковская и инвестиционная деятельность, коммуникации), регион (экономический район), региональная политика (экономические механизмы региональной политики), формы организации предпринимательской деятельности и др.

2. УМК по коммерческой географии для старших (профильных) классов общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений обеспечивает решение научно-образовательных, методических и прикладных задач курса и позволяет в рамках образовательного процесса достичь главной цели обучения — сформировать у учащихся представление о рыночной экономике (рынке) как целостной хозяйственной системе с четко выраженной отраслевой и территориальной структурой, развивающейся по определенным экономическим (рыночным) законамсистеме, в которой рыночные механизмы хозяйствования и предпринимательской деятельности сочетаются с государственным регулированием экономических отношенийсистеме с более эффективной, по сравнению с существовавшей ранее плановой (командно-административной) экономикой, моделью социально-экономического развития общества.

3. В основу построения УМК по коммерческой географии положены важнейшие принципы обучения: научность и экономизация содержания современной школьной географии, историзм, системность и последовательность в изложении и передаче знаний, доступность и наглядность, связь с практикой, единство обучения и воспитанияв нем реализованы личностно ориентированный, деятельностный и проблемный подходы в обучении и предложена система средств, организационных форм и методов обучения, способствующих формированию и усвоению знаний, развитию практических умений и навыков, становлению активной гражданской позиции будущих экономистов и географов.

4. УМК по коммерческой географии, включающий программу и тематическое планирование по курсу «Коммерческая география. Россия и мировой рынок», учебники для 10 и 11 (профильных) классов общеобразовательных учреждений, рабочие тетради для выполнения практических заданий, требования к знаниям и умениям учащихся по профильному курсу, методические рекомендации для учителя, учебно-методические материалы по вузовскому курсу «География коммерческой и финансовой деятельности в России», справочное пособие и учебно-демонстрационный материал (карты, диаграммы, графики, таблицы), обеспечивают преемственность в обучении географии между старшей ступенью общеобразовательных учреждений и высшей профессиональной школой и, таким образом, служит эффективным средством реализации непрерывного географического образования.

7. Общие выводы о месте региона (субъекта РФ) в экономике страны и актуальных проблемах социально-экономического развития.

Методические рекомендации. Работа выполняется в рукописном виде группой студентов в количестве 4−6 человек, каждый из которых отвечает (и отчитывается) за определенный раздел работы, а все вместе — за итоговые выводы. Желательно при этом назначать ответственного редактора текста — координатора исследования. При подготовке материалов для анализа следует использовать различные источники, в том числе учебники по коммерческой географии и региональной экономикесправочные издания Федеральной службы государственной статистики (бывшего Госкомстата РФ), Банка Россиижурнал «Эксперт" — информацию о регионах (субъектах РФ), размещенную в Интернете.

Подобную форму коллективного творчества целесообразно использовать на завершающем этапе обучения, для закрепления полученных учащимися знаний и умений самостоятельной работы с первоисточниками. По результатам проведенного исследования проводится защита работы (ее выводов) и выставляется итоговый зачет каждому из участников.

По постановке задач и способу организации учебной деятельности данная коллективная работа, как и рассмотренные ранее деловые игры, весьма близка предлагаемому в рамках новых педагогических технологий методу проектов (53, 61, 69, 71, 143, 146). Этот метод реализует личностно ориентированный подход в обучении и вместе с тем органично сочетается с групповым подходом к обучению (обучением в сотрудничестве). Он нацелен на самостоятельную деятельность учащихся и на определенный конечный результат, связанный с решением какой-либо теоретической проблемы или практической задачи и в этом аспекте является профессионально ориентированным.

В.В. Николина справедливо отмечает, что в ходе учебного проектирования наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся сам проект и насколько самостоятельно он выполнен (143).

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на формирование новых знаний об объектах, процессах, способах деятельности, изменяются и функции учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта» и эксперта.

4.3. Практические работы учащихся.

Роль практических и самостоятельных работ в учебном процессе состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей учащихся применять полученные теоретические знания и умения при решении прикладных задач. Цель этих работ — способствовать более глубокому осмыслению изученного материала, его усвоению, а также приобретению новых практических умений и навыков (92, 129). М. К. Ковалевская справедливо отмечает, что работу ученика следует считать самостоятельной лишь в случае, если он сам применяет свой опыт и знания для установления новых фактов, явлений, отыскивает неизвестные ему ранее причины, следствия или определяет новый способ решения, т. е. получает новый для себя результат в знаниях и умениях (92). Степень самостоятельности ученика в выполнении работы зависит от уровня его подготовленности, характера предложенного задания, источников знаний, способов руководства со стороны учителя.

Поскольку практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные изучаемой науке, в частности статистический анализ, картографический, районирования и др. Методика изучения курса коммерческой географии в рамках УМК предусматривает выполнение большого объема практических заданий, связанных с расчетами различных количественных (экономико-статистических) показателейсоставлением логических схем, картосхем и картограммс построением графиков и структурных диаграмм, позволяющих выявлять и анализировать особенности размещения и взаимосвязи субъектов рынка, отраслевую и территориальную структуру хозяйства, определять долю отдельных отраслей и регионов в производстве тех или иных видов товаров и услуг и т. д.

Задания имеют разную степень сложности, что позволяет преподавателю реализовать индивидуальный подход к обучению, исходя из уровня знаний учащихся. Часть заданий может выполняться на уроке при изучении отдельных тем, другие, более трудоемкие по исполнению и требующие больше времени на осмысление и практическое выполнение, целесообразно предлагать учащимся в качестве домашнего задания. Распределение практических работ по отдельным темам курса приводится в тематическом планировании (см. прил. 2, 3).

Организация практических работ требует от преподавателя продумывания методики их проведения, разъяснения содержания и последовательности выполнения наиболее сложных заданий, подбора (при необходимости) дополнительных источников информации. Поэтому при составлении заданий полезно сопроводить их соответствующими методическими рекомендациями (такие рекомендации даются, например, в рабочих тетрадях по коммерческой географии для 10 и 11 классов).

При определенном уровне подготовки учащихся целью практической работы может стать не только закрепление и применение уже имеющихся знаний, но и получение самостоятельно новых знаний. Так, одним из заданий43 учащимся предложено на основе материала учебника по коммерческой географии для 11 класса, карт атласа, рекомендуемой дополнительной литературы охарактеризовать (в табличной форме) природно-географические особенности, проблемы и перспективы освоения Российского Севера и развития там предпринимательства. Одновременно ученики должны сделать выводы о территориальных различиях в природных и социально-экономических условиях хозяйственной деятельности на Европейском Севере, Сибирском и Дальневосточном «северах «.

43 См. задание 37 в рабочей тетради для 11 класса (176).

При выполнении этого задания учащиеся сами рассчитывают долю северных регионов в населении и территории Российского Севера и страны в целом, выясняя особенности размещения населения (трудообеспеченность) и территориальные пропорциианализируют взятую из различных источников информацию о природных условиях и ресурсах Севера, его экономикеформулируют проблемы и предлагают возможные пути развития предпринимательской деятельности в северных районах. Таким образом, благодаря творческой самостоятельной работе «багаж знаний» учащихся заметно пополняется.

Приведем еще примеры некоторых заданий, различных по содержанию и методическим приемам выполнения.

Задание 1. Составьте по следующему плану «визитную карточку» населенного пункта (центра), где вы проживаете:

1. Географическое, в том числе рыночное, положение.

2. Хозяйственная специализация (ведущие предприятия, промыслы).

3. Торговая и финансовая деятельность (ярмарки, биржи, банки).

4. Торгово-экономические связи (с другими центрами, регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья).

5. Перспективы социально-экономического развития (примеры создания новых предприятий промышленности, сферы торговли, услуг населению).

Ответьте на вопросы:

1. Как исторически менялись функции и торгово-экономические связи населенного пункта?

2. Какие изменения в хозяйственной деятельности центра происходят в современный период и какие возможны в будущем?

Задание 2. По данным табл. 9 рассчитайте средний уровень безработицы в Российской Федерации и по отдельным экономическим регионам страны.

Полученные результаты занесите в таблицу. По этим данным составьте картограмму «Региональные различия в уровне безработицы в Российской Федерации в начале 2000;х гг.». Сделайте выводы о возможных причинах сложившейся «географической картины» безработицы в России.

— заключение (обобщающие выводы);

Показать весь текст

Список литературы

  1. Опыт реализации УМК по коммерческой географиив профильной школе и вузе
  2. Законодательство и нормативно-правовые основы предпринимательской деятельности (дает представление о действующей в России нормативно-правовой базе, регламентирующей различные виды предпринимательской деятельности).
  3. География ведущих отраслей хозяйства и рынка товаров и услуг (рассматривает особенности и проблемы развития отраслевых рынков, в том числе проблемы качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности отечественных предприятий).
  4. Методикой проведения занятий по курсу предусмотрено выполнение различных практических работ, в том числе заданий по контурной карте, расчетам и анализу оценочных показателей уровня социально-экономического развития страны и ее регионов.
  5. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую научную гипотезу и позволило решить поставленные задачи. Доказаны следующие концептуальные положения, сформулированные в гипотезе.
  6. Н.Т., Чистобаев А. И. Экономическое районирование и территориально-производственное комплексообразование в СССР // Советская география Л.: Наука, 1984. — С. 117−130.
  7. Г. А. Использование ресурсов и освоение территории Зарубежного Севера. М.: Наука, 1984. — 263 с.
  8. Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки // Итоги науки и техники. Сер. Теоретические и общие вопросы географии. Т. 10. М.: ВИНИТИ, 1992. — 188 с.
  9. Г. А. О региональном развитии и региональной политике // Свободная мысль. 1996. № 9. С. 23−32.
  10. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал. 1993. № 10. С. 60−71.
  11. Г. П., Амбарцумова Э. М., Барабанов В. В. и др. География. Единый государственный экзамен: Поурочное планирование. М.: Экзамен, 2005. — 224 с.
  12. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. — 350 с.
  13. А.И., Николина В. В. Население и хозяйство России: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2003. — 320 с.
  14. Н.В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для студентов вузов, обучающихся по геогр. Специальностям. М.: Гардарики, 2001. — 703 с.
  15. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. — 662 с.
  16. В.Д. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. М.: Владос, 2002. — 399 с.
  17. В.А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972. — 430 с.
  18. Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Просвещение, 1980. — с.17−33.
  19. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  20. B.JI. Деловые игры по экономической и социальной географии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 141 с.
  21. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направл. М.: Финансы и статитика, 2000. — 510 с.
  22. Банковская система России. Книга 1. М.: ТОО Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1995. — 688 с.
  23. Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: Просвещение, 1990. 303 с.
  24. И.И. Проблемы школьного учебника // География в школе. 1989. № 2.-С. 78−80.
  25. И.И. Школьная география: реальность и перспективы // География в школе. 1991. № 5. С. 20−22.
  26. И.И. Методика работы с учебником // География в школе. 1992. № 2−3.-С. 20−23.
  27. И.И. Современный урок географии // География в школе. 2000. № 6. С. 41−44.
  28. И.И., Елховская Л. И., Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. — 156 с.
  29. М.Н. История делового мира России: Пособие для студентов вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 224 с.
  30. В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2005. — 399 с.
  31. И.И. Основы учения об экономическом районировании. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 320 с.
  32. A.M. Образ пространства: карта и информация. М.: Мысль, 1986. — 238 с.
  33. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  34. Биржевая деятельность: Учебник / Под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. Р. В. Корнеевой, проф. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 238 с.
  35. Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методические проблемы. СПб.: Изд-во РХГУ, 2001. — 511 с.
  36. Бос X. Размещение хозяйства. М.: Прогресс, 1970. — 158 с.
  37. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. проф. В. Г. Глушковой, доц. А. А. Винокурова. В 2 ч. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 784 с.
  38. А. Теория размещения промышленности / Под ред. Н. Н. Баранского. М.: Книга, 1926. — 224 с.
  39. М.Я. Принцип непрерывности как ведущий в развитии профессионального образования // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки М.: Прометей, 2003. — С. 35−46.
  40. Н.Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В. и др. Природопользование: Учебник для 10−11 классов. М.: Просвещение, 1995. — 256 с.
  41. Т.П. Из истории биржи в России // Деньги и кредит. 1991. № 10. С. 63−64.
  42. М.Д., Столбов В. А. Коммерческая география Пермской области: Учебно-методический материал. Пермь, Перм. ун-т, 1999. — 148 с.
  43. И.П. Советская конструктивная география. М.: Наука, 1976.- 208 с.
  44. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  45. Ю.Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. Учебник для вузов. -М.: Гардарики, 2002. 382 с.
  46. В.Г., Макар С. В. Экономика природопользования: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  47. В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  48. М.М. Географическое положение России: новые черты и проблемы // География в школе. 1993. № 4. С. 3−8.
  49. М.М. Вопросы преемственности среднего и высшего географического образования // География в школе. 2004. № 3. С. 43−45.
  50. М.М., Файбусович Э. Л., Носонов A.M., Макар С. В. Экономическая и социальная география: Основы науки: Учебник для вузов. М.: Владос, 2003. — 398 с.
  51. В.Н., Климанов В. В., Лузанов А. Н. Москва как банковский центр // Российский экономический журнал. 1999. № 4. С. 66−76.
  52. В.Н., Климанов В. В., Лузанов А. Н. География банковской деятельности как новое научное направление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География. 2000. № 2. С. 47−54.
  53. Государственный стандарт общего образования // География и экология в школе XXI века. 2004. № 5. С. 38−47.
  54. М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2002. — 360 с.
  55. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для студентов вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 493 с.
  56. Л.Ф. Проектная деятельность школьников по географии одно из направлений личностно ориентированного обучения // География и экология в школе XXI века. 2004. № б. — С. 53−58.
  57. А.В. Методика преподавания географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов геогр. специальностей пед. ин-тов. Изд. 3-е, пе-рераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
  58. А.В. Урок географии в средней школе. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  59. А.В. География туризма в Российской Федерации: Учебное пособие. СПб, 1993. — 75 с.
  60. А.В., Чернихова Е. Я., Файбусович Э. Л. и др. География России: Учебник для 8−9 кл. средн. шк. СПб.: «Иван Федоров», 2001. — 351 с.
  61. Демография: Учебное пособие / Под ред. проф. В. Г. Глушковой. М.: КНОРУС, 2004. — 304 с.
  62. В.И. Ярмарки. СПб, 1911. — 139 с.
  63. Ю.Д. Россия в международном разделении труда // География в школе. 1997. № 1. С. 4−7, № 2 — С. 20−24.
  64. Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. 2004. № 2. С. 54−60.
  65. Э.Д. Образовательный стандарт инструмент обновления содержания общего образования. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 104 с.
  66. В.П. Инфраструктура и территория (географические аспекты теории и российской практики). М., МПГУ, 1998. — 244 с.
  67. В.П. Что нужно помнить работая со Стандартом по географии // География и экология в школе XXI века. 2004. № 5. С. 48−49.
  68. В.П., Баринова И. И., Ром В.Я., Лобжанидзе А. А. География России: Учебник для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2003. — 287 с.
  69. В.П., Ром В.Я. География России: Население и хозяйство. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. — 384 с.
  70. Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб. Пособие. Минск: «ФУАинформ», 2000. — 368 с.
  71. В.В. История предпринимательства в России: Учеб. пособие. Вып. 2. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — 207 с.
  72. И.В. Педагогические технологии обучения географии // География в школе. 2001. № 3. С. 49−53.
  73. И.В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. -М.: Моск. Лицей, 1996. 191 с.
  74. И.В., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002.
  75. З.П. Положение о коммерческих учебных заведениях: Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища. -СПб, 1905. 142 с.
  76. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 187 с.
  77. И.Ф., Изюмский О. А. Природные ресурсы на службу экономическому прогрессу. — М.: Мысль, 1972. — 157 с.
  78. Д.Д. Проблемы программирования активизации дидактических функций современного школьного учебника в процессе его создания // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Просвещение, 1980. — С. 254−285.
  79. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  80. Д.Д. Повышение эффективности учебно-методического комплекса как средства интенсификации учебно-воспитательного процесса // Проблемы школьного учебника: Спец. вып. М.: Просвещение, 1987.
  81. Д.Д. Учебная книга источник становления личности школьника // Педагогика. 1995. № 1. — С. 3−10.
  82. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  83. Инвестиционная политика природопользования / Под ред. акад. Т. С. Хачатурова, док. экон. наук Н. Г. Фейтельман. М.: Наука, 1989. — 280 с.
  84. Инвестиционный рейтинг российских регионов: 1999 2000 годы // Эксперт. 2000. № 41. — С. 69−94.
  85. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. Е. С. По лат. М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 2001.- 272 с.
  86. Т.М. Экономическое районирование. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 216 с.
  87. Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина. Н. Новгород: НГПУ, 2000.
  88. Г. С. Моделирование системы географических понятий на основе принципа многозначной смысловой контекстности // География в школе. 2003. № 9. С. 36−38.
  89. И. Роль ярмарок в русской торговле // Вестник финансов. -СПб, 1914. -60с.
  90. В.В. Достаточно 20 28 губерний. К реформе государственно-территориального устройства // Российская Федерация сегодня. 2002. № 20. -С. 48−50.
  91. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  92. В.В., Лавров A.M. Проблемы экономико-географического изучения банковской системы России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5: География. 1995. № 2. -С. 31−39.
  93. С.А., Ковальская Н. Я. География населения СССР. М.: Изд-воМГУ, 1980. -287 с.
  94. М.К. Школьные учебники географии как методическая система // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Просвещение, 1980. — С.204−221.
  95. М.К. Самостоятельная работа учащихся по экономической географии СССР. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  96. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. — 336 с.
  97. Т.С. Картография с основами топографии: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и естеств.-науч. специальностям. М: Просвещение, 2001. — 180 с.
  98. Коммерческое образование / Под ред. А. Н. Глаголева: В 2-х ч. -М., 1904. -891 с.
  99. Коммерческое образование за границей: Сборник. СПб., 1909. — 129 с.
  100. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М: Международные отношения, 2003. — 376 с.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р) // Вестник образования России. 2003. № 3. 96 с.
  102. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт. 2002. № 5. С. 3−24.
  103. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.9.2005 № 1340-р) // Собрание законодательства Российской Федерации № 37 от 12 сентября 2005 г., ст. 3752.
  104. В.В. Региональная экономическая политика: Учеб. пособие. М.: Издательство РДЛ, 2001. — 272 с.
  105. В.В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. М.: Сатурн-С, 2003. — 248 с.
  106. Ф. Основы маркетинга. СПб.: Вильяме, 2002. — 944 с.
  107. В.В., Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики // Проблемы школьного учебника. Вып. 4. М.: Просвещение, 1976.
  108. В.В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Просвещение, 1980. — С. 34−49.
  109. А.Н. Нижегородская ярмарка: популярный историко-экономический очерк. М.: Плановое хозяйство, 1925. 63 с.
  110. Г. М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 480 с.
  111. Г. М. Современный учебник // География в школе. 2004. № 2. -С. 76−78.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  113. И.В. Введение в экономику и бизнес: Учебник для средн. спец. учебн. заведений. М.: Вита — Пресс, 1997. — 208 с.
  114. Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
  115. Л.М. География торговли и современные крупномасштабные географические исследования // Вестник Воронежского государственного университета. 2000. № 4. С. 63−65.
  116. Е.Б., Назаревский О. Р. Оценка природных условий жизни населения. М., 1972. — 148 с.
  117. И.М. Методика мелкомасштабных экономико-географических исследований: Учеб пособие для студентов вузов. М.: Изд. МГУ, 1981. — 137 с.
  118. И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. — 304 с.
  119. В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  120. В.П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника. Вып. 20. -М.: Просвещение, 1991. С. 69−71.
  121. В.П. Концепция учебника географии нового поколения // География в школе. 1993. № 4. С. 31−32.
  122. В.П. Географическая культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
  123. В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2003. — 496 с.
  124. В.П. Географическая наука и школьная география: поиски консенсуса // Известия РАН. Сер.: География. 2004. № 2. С. 7−15.
  125. А.В. Коммерция: Учебно-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.
  126. Я.Г. Основы страноведения. М.: Просвещение, 1999. — 267 с.
  127. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Юристъ, 2001. — 841 с.
  128. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ, 2004. — 605 с.
  129. Д.И. Сочинения. Т. 21. М., 1952. — 626 с.
  130. У.И., Ныммик С. Я. Современная география: вопросы теории. М.: Мысль, 1984. — 296 с.
  131. Методика обучения географии в средней школе / Под ред. А.Е. Би-бик и др. М.: Просвещение, 1975. — 384 с.
  132. Методика обучения географии в средней школе / Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1985. — 256 с.
  133. Методические рекомендации по организации профильного обучения географии в X классе // География в школе. 2001. № 7. С. 53−58.
  134. П. Государственная региональная политика на современном этапе // Общество и экономика. 2003. № 6. С. 231−254.
  135. А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М.: Мысль, 1972. — 303 с.
  136. А.А. Экономическая оценка природных условий и естественных ресурсов СССР // Итоги науки и техники. Сер. География СССР. Т. 9. -М.: ВИНИТИ, 1973. С. 147−168.
  137. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. / Под ред. И. С. Королева. М.: Юристъ, 2003. — 603 с.
  138. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направл. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономиста, 2005. — 734 с.
  139. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 208 с.
  140. Д.Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. СПб, 1910. — 310 с.
  141. Население России 2001: Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. М.: Книжный дом «Университет», 2002. -216 с.
  142. Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. 2-е изд. М.: Экономика, 1978. — 344 с.
  143. Непрерывное образование и потребность в нем / Отв. ред. Г. А. Клю-чарев. М.: Наука, 2005. — 173 с.
  144. В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37−43.
  145. И.В. География внутренней торговли СССР. М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
  146. Новые взгляды на географическое образование: Пособие ЮНЕСКО / Пер. с англ.- Под ред. В. П. Максаковского, JI.M. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. — 461 с.
  147. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. 2-е изд. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 270 с.
  148. В.П. Внешнеэкономические связи России: возможности качественных изменений. М.: Наука, 2003. — 196 с.
  149. Обучение географии по усовершенствованной программе / Под ред. И. С. Матрусова. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  150. Общественная география России (экономическая, социальная и политическая география России): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. д.г.н., проф. В. П. Дронова и д.г.н., проф. В.Г. Глуш-ковой М.: Классике Стиль, 2003. — 560 с.
  151. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1966 г. № 803.
  152. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издат.-книготорг. Центр «Маркетинг», 2002. — 578 с.
  153. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2004. — 509 с.
  154. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 527 с.
  155. Е.Н. География городов (геоурбанистика): Учеб. пособие для вузов по спец «География». М.: Высшая школа, 1991.- 317 с.
  156. Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. М.: БЛИК и Ко, 2000. — 334 с.
  157. Н.Н., Новенко Д. В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6−9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999. — 126 с.
  158. Н.Н., Сухинин С. А. Статистический метод в обучении географии // География в школе. 2004. № 4. С. 51−55, № 5. — С. 39−46.
  159. Е.Л. Количественный учет влияния природных и экономических условий на стоимостную оценку территориальных сочетаний минеральных ресурсов // География и природные ресурсы. 1983. № 1. С. 23−28.
  160. Е.Л. Программа экспериментального курса «Коммерческая география России» // География в школе. 1992. № 6. С. 29−34.
  161. Е.Л. Коммерческая география России: Программа профильного курса // Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1994. — С. 51−63.
  162. Е.Л. Коммерческая география России: Учеб. пособие для коммерческих училищ и гимназий экон. профиля. М., Ин-т общего образования, 1994. — Ч. 1. — 186 с.
  163. Е.Л. Коммерческая география России: Учеб. пособие для коммерческих училищ и гимназий экон. профиля. М., Ин-т общего образования, 1995. — Ч. 2. — 156 с.
  164. Е.Л. Коммерческая география России: Учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением географии. М.: Просвещение, 1996. — 256 с.
  165. E.JI. Коммерческая география России // Программно-методические материалы. География. 10−11 классы / Сост. В. И. Сиротин. -М.: Дрофа, 1998. С. 127−141.
  166. E.JI. Экономика России: анализ причин социально-экономического кризиса и проблемы современного развития // Проблемы современного экономического развития России. Курс лекций. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. — С. 3−21.
  167. E.JI. Коммерческая география России: Рабочая тетрадь для 10−11 классов. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1999. — 120 с.
  168. E.JI. Программа, планы семинарских занятий и методические рекомендации по курсу «География коммерческой и финансовой деятельности в России». М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — 26 с.
  169. E.JI. Российский Север: особенности и проблемы развития в период рыночных реформ // Проблемы современного развития регионов России / Под ред. проф. Н. В. Копылова. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — С. 14−30.
  170. E.JI. География и проблемы развития социального комплекса России // Цикл лекций по курсу «Экономическая география и региональная экономика» / Под ред. И. Ю. Павловой. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. — С. 68−92.
  171. E.JI. География коммерческой и финансовой деятельности в России // Каталог учебных программ. Ч. 6. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. — С. 16−21.
  172. E.JI. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Курс в профильном обучении (программа и поурочное планирование, часть 1) // География. 2001. № 41. С. 9−14,19−24.
  173. E.JI. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 класс: Учебник. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 176 с.
  174. E.JI. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь. 10 класс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. — 80 с.
  175. E.JI. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс: Учебник. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. — 176 с.
  176. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь. 11 класс. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. — 64 с.
  177. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Методические рекомендации для учителя. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. — 56 с.
  178. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Курс в профильном обучении (поурочное планирование, часть 2) // География. 2002. № 31. С. 11−14, С. 19−22.
  179. Е.Л. География коммерческой и финансовой деятельности в России: Учебно-методический комплекс. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003. — 34 с.
  180. Е.Л. Курс «Коммерческая география. Россия и мировой рынок». Международная торговля // География в школе. 2003. № 6. С. 57−64.
  181. Е.Л. Современные миграционные процессы в России // География. 2003. № 37. — С. 4−11.
  182. Е.Л. География коммерческой и финансовой деятельности в России: Учебно-методический комплекс. 2-е изд., исправл. и доп. М: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2004. — 42 с.
  183. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.- 176 с.
  184. Е.Л. Основы разработки учебно-методического комплекса по коммерческой географии // Вестник Финансовой академии. 2004. № 3. С. 63−71.
  185. E.JI. Социально-экономическая география России: Справочное пособие (в таблицах, картах, диаграммах, графиках) для учащихся общеобразовательных учреждений, студентов, преподавателей. М.: Дрофа- Изд-во ДИК, 2004. — 72 с.
  186. Е.Л. Коммерческая география России: Теоретические основы курса и методика обучения: Монография. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. — 304 с.
  187. Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 11 класса. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2005. — 176 с.
  188. И.П. Педагогика: новый курс: Учебник для студ. вузов, обучающихся по педагог, специальностям: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 573 с.
  189. В.В. Население и география. Теоретические очерки. М.: Мысль, 1978. — 314 с.
  190. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику / Авт. коллектив: А. Г. Аверкин, А. З. Астапович, С. А. Афонцев и др. М.: ТЕИС, 2001. — 479 с.
  191. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М.: ИТОП, 2000. — 128 с.
  192. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  193. Предпринимательский климат регионов России. М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1997. — 296 с.
  194. B.C. Поиск в географии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  195. А.Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. М.: Наука, 1971. — 380 с.
  196. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и основные параметры прогноза до 2007 года / Минэкономразвития России. М., 2004.
  197. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / Под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
  198. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д. С. Львов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 793 с.
  199. .А. Основы экономики и предпринимательства: Пробный учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 208 с.
  200. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы / Под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 293 с.
  201. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
  202. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 512 с.
  203. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. А. Г. Гранберг. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2000. — 438 с.
  204. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. — 304 с.
  205. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. — 966 с.
  206. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2000 2001 годы // Эксперт. 2001. № 41. — С. 97−128.
  207. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов:2002 2003 годы // Эксперт. 2003. № 43. — С. 129−152.
  208. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов:2003 2004 годы // Эксперт. 2004. № 45. — С. 91−114.
  209. Рекреационные ресурсы СССР. М.: Наука, 1990. — 168 с.
  210. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  211. Российские банки // Эксперт. 2003. № 46. С. 117−154.
  212. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. — 725 с.
  213. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат М., 2005. — 477 с.
  214. Россия: 89 регионов: Путеводитель по торговле и инвестициям. -М.: Изд. центр «Президент», 2003. 1108 с.
  215. Россия: энциклопедический словарь. JL: Лениздат, 1991. — 922 с.
  216. М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития // География в школе. 2003. № 10. С. 47−53.
  217. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: «Мысль», 1973. 559 с.
  218. .Н. Теоретическая экономгеография. Л.: Наука, 1981. — 172 с.
  219. В.И. К вопросу о профильном изучении географии в старших классах 12-летней школы // География в школе. 2002. № 1. С. 60−62.
  220. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  221. М.Н. Коммерческая география России: Очерк хозяйственной статистики и географии России сравнительно с иностранными государствами. М.: Книжное дело, 1900. — 226 с.
  222. Е.С. Картографические методы в разработке региональных прогнозов развития производительных сил. М.: Наука, 1976. — 176 с.
  223. А.П. Курс промышленной экономии и коммерческой географии в связи с торгово-промышленной статистикой России и других стран. СПб., 1878. — 328 с.
  224. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  225. В.Д. Цивилизация как предмет географического анализа // Известия РГО. 1997. № 3. С. 22−27.
  226. В.Д. География и экология в XXI веке // География и экология в школе XXI века. 2004. № 1. С. 9−16.
  227. В.Д., Финаров Д. П. Методика обучения географии: предметный аспект // География в школе. 2004. № 4. С. 41−45.
  228. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  229. И.Г. Изолированное государство. М.: Экономическая жизнь, 1926. — 326 с.
  230. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания. М.: Учпедгиз, 1953. — 639 с.
  231. К.Д. Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  232. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 /Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  233. Э.Л. О концептуальных основах экономико-географического образования // Известия РГО. 1994. Т. 126. Вып. 5. С. 30−39.
  234. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года). М., 2001.
  235. Федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации. Проект /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.
  236. Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год // География и экология в школе XXI века. 2004. № 5. С. 49−50.
  237. Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования // Педагогика. 2004. № 8. С. 63−69.
  238. Д.П. Развитие школьной географии и методики ее обучения в России // Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее: Сб. материалов научно-практической конференции. -СПб., 2004. С. 8−11.
  239. П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979.-684 с.
  240. Д. Научное объяснение в географии. М.: Прогресс, 1974. — 504 с.
  241. .С. Проблемы городов. М.: Мысль, 1975. — 428 с.
  242. .С. Региональная политика в СССР. М.: Мысль, 1989. — 283 с.
  243. А.Т. География промышленности СССР: Учебник для геогр. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 223 с.
  244. А.Т. Географические основы государственной региональной политики в России // Вестн. моек, ун-та. Сер.5: География. 1999. № 4. С. 3−10.
  245. А.И. Развитие экономических районов: Теория и методы исследования. JL: Наука, 1980. — 128 с.
  246. А.И., Шарыгин М. Д. Экономическая и социальная география: Новый этап. Л.: Наука, 1990. — 317 с.
  247. Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36−49.
  248. Е.Л. География населения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  249. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: Учеб. пособие для студентов экономических вузов / Под общей ред. проф., д-ра геогр. н. В. Г. Глушковой. 2-е изд. обновл. и допол. М.: Московский Лицей, 2004. — 304 с.
  250. Экономическая география СССР: Учеб. пособие / Под ред. Н. П. Никитина, Е. Д. Прозорова, Б. А. Тутыхина. М.: Просвещение, 1966. — 718 с.
  251. Экономическая и социальная география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «География» / Под ред. А. Т. Хрущева. М.: Дрофа, 2002. — 672 с.
  252. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю. Н. Иванова. -М.: ИНФРА-М, 1998. 480 с.
  253. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  254. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г., № 1234-р).
  255. Япония: Справочник / Под общ. ред. Г. Ф. Кима и др. М.: Республика, 1992. — 544 с.
  256. В.К. Историческая география: История ее возникновения и развития в XIV XVIII веках. — М.: Изд. АН СССР, 1955. — 331 с.
  257. Christaller W. Central places in Southern Germany. NY.: Englewood Cliffs, 1966.
  258. Development And Globalization: Facts And Figures. UNCTAD, 2004. — 108 c.
  259. Global Employment Trends. ILO, 2003. — 118 c.
  260. International Financial Statistics Yearbook. IMF, 2004. — 880 c.
  261. International Trade Statistics. World Trade Organization, 2004. — 229 c.
  262. Launhardt W. Die Bestimmung des zweckmassigsten Standorts einer gewerblichen Anlage. Zeitschrift des Vereins Deutscher Ing. 1882.
  263. The Oxford Handbook of Economic Geography /Edited by Gordon L.C., M.P. Feldman and M.S. Gertler. Oxford (U.K.): Oxford University Press, 2000. — 768 c.
  264. Top 1000 world banks. The Banker. July 2004. — 281 c.
  265. Tourism Highlights. World Tourism Organization, 2004. — 10 c.
  266. Trade and Development Report: Developing Countries in World Trade. -UNCTAD, 2002. 178c.
  267. Trade and Development Report: Policy Coherence, Development Strategies and Integration Into The World Economy. UNCTAD, 2004. — 159 c.
  268. UNCTAD Handbook Of Statistics. UNCTAD, 2003. — 419 c.
  269. World Development Indicators. World Bank, 2005. — 440 c.
  270. World Investment Report: FDI Policies for Development: National and International Perspectives. UNCTAD, 2003. — 304 c.
  271. World Investment Report: The Shift Towards Services. UNCTAD, 2004.-436 c.
  272. World Trade Report. World Trade Organization, 2004. — 249 c.
Заполнить форму текущей работой