Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, положение о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Д.Б.Эльконин), философские и психолого-педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.*.,
  • Глава 1. Подготовка учащихся к профессиональному самосовершенствованию как целевая функция профессиональных училищ
    • 1. 1. Готовность к профессиональному самосовершенствованию как качество конкурентоспособной личности
    • 1. 2. Критерии успешности процесса формирования у учащихся готовности к профессиональному самосовершенствованию
    • 1. 3. Модель процесса формирования готовности учащихся ПУ к профессиональному самосовершенствованию.,
  • Выводы по первой глее
  • Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий формирования у учащихся готовности к профессиональному самосовершенствованию
    • 2. 1. Межпредметные связи как средство формирования готовности учащихся ПУ к профессиональному самосовершенствованию
    • 2. 2. Развитие творческой активности учащихся
    • 2. 3. Подготовка учащихся к выбору средств самопознания
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена изменениями в требованиях, предъявляемых обществом, вступающим на путь рыночных отношений, к участнику современного производства. Поиск адекватных требованиям общества содержания и методов работы требуют постоянного профессионального роста рабочих. Помимо высокого уровня квалификации, выпускник профессионального училища должен быть человеком самостоятельным, инициативным, уметь принимать решения, нести за них ответственность, мыслить нестандартно, быстро адаптироваться в динамично изменяющейся ситуации, быть конкурентоспособной личностью.

Среди многообразия идей реформирования базового профессио нального образования выделяются основные:

• гуманизация образования, которая предполагает бережное, уважительное отношение к личности как субъекту познания и общения;

• ориентация на творческую деятельность, обеспечение дифференцированного, индивидуально-творческого подхода;

• демократизация профессионального образования, предполагающая развитие активности, инициативы и творчества, широкое самоуправление;

• подготовка в профессиональных училищах рабочих широкого профиля.

Реализация этих основных идей предполагает формирование профессиональной культуры молодого рабочего, индивидуализацию обучения, реализацию личностно-ориентированного подхода.

Как показывает опыт отношений, складывающихся в государствах с развитой рыночной экономикой, рынок служит мощным стимулом для развития самостоятельности и самодеятельности каждого рабочего, стимулирует рост его профессиональной компетенции.

По мере развития рынка готовность молодых рабочих к професснональному самосовершенствованию становится все большей ценностью. Путем формирования данной готовности учащихся профессиональных учи. лищ может значительно повыситься рейтинг выпускников профессионального училища.

Обеспечение высокой конкурентоспособности человека на рынке труда является одной из важнейших функций профессионального образования.

Отсюда можно утверждать, что важнейшей функцией профессиональной школы является формирование у молодых рабочих готовности к перманентному самосовершенствованию.

Наиболее сложная задача заключается в принципиальном изменении подхода к педагогической деятельности, в которой все больше должны доминировать цели, связанные с формированием мотиваций собственного профессионального роста.

Профессиональное самосовершенствование является компонентом самовоспитания учащихся профессиональных училищ й тесно связано со всеми другими составляющими этого процесса (с духовным, интеллектуальным, волевым, эмоциональным саморазвитием личности).

В психологической и педагогической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость самосовершенствования как компонента самовоспитания человека.

Проблемой самовоспитания занимались многие общественные деятели и педагоги прошлого. У ее истоков стояли Аристотель, Марк Аврелий, Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо и многие другие. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли К. Д. Ушинский, ЛН.Толстой. Самосовершенствованию как научной проблеме уделяется определенное внимание философами, психологами, педагогами. При этом философы (Ю.А.Злотников, Л. И. Игнатовский, Г. Е. Глезерман, И. А. Донцов,

В.П.Киселев, В.Н.Колбановский) рассматривают вопрос о месте самосовершенствования в развитии общества и личности. В работах психологов (А.А.Бодалев, А. И. Высоцкий, А. Г. Ковалев, Л. И. Рувинский, В. И. Селиванов,

A.Е.Соловьева) выявлены природа, источники и механизмы самосовершенствования. Большое внимание этой проблеме уделяли педагоги:

B.И.Андреев, А. Я. Арет, Д. М. Гришин, А. В. Иващенко, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский, Е.Г. Е. Г. Скворцова, М. Г. Тайчинов и другие.

Наиболее полно проблему самосовершенствования учащихся профессиональной школы рассмотрел в своих работах П. Н. Осипов. Он раскрыл возможности педагогического стимулирования профессионального самосовершенствования.

В трудах С. Я. Батышева, Е. Д. Варнаковой, Л. А. Воловича, М. И. Рожкова, Н. М. Таланчука и других ведущих ученых в области профессиональной педагогики указывается на то, что проблема профессионального самосовершенствования требует глубокой разработки в педагогической науке и практике.

Возникло противоречие между потребностью общества в постоянно совершенствующих профессиональную деятельность участниках современного производства и недостаточной разработанностью теоретикометодических основ формирования готовности к такому самосовершенствованию.

Все это обусловило выбор проблемы исследования: при каких условиях формирование у учащихся профессиональных училищ готовности к профессиональному самосовершенствованию будет осуществляться наиболее эффективно с учетом новых требований, предъявляемых рыночными социально-экономическими отношениями?

Цель исследования: выявление комплекса условий формирования готовности к профессиональному совершенствованию у учащихся и создание методики педагогического обеспечения этого процесса.

Объект исследования: процесс формирования у учащихся готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий формирования у учащихся профессиональных училищ готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Гипотеза исследования. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у учащихся профессиональных училищ будет успешной, если этот процесс будет стимулироваться инженерно-педагогическими работниками и включать в себя следующие компоненты: самопознание учащимися своих профессиональных потенциалов, их реализацию в процессе творческой деятельности, прогнозирование и программирование своего профессионального роста.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность и особенности процесса формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию у учащихся ПУ.

2. Определить комплекс условий, при которых будет обеспечено прогностическое развитие готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию.

3. Разработать комплекс педагогических средств, обеспечивающих формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию.

Методологическую основу исследования составляют научные положения о диалектическом характере социальных отношений, положение о развитии и формировании личности в деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Д.Б.Эльконин), философские и психолого-педагогические теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, К.Д.Ушинский), положение отечественной педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ори-ентаций (И.С.Кон, Д. Н. Узнадзе и др.), профессионального самовоспитания учащихся (П.Н.Осипов, Л.И.Рувинский) в становлении специалиста.

В нашем исследовании мы опирались на современные психолого-педагогические концепции формирования личности педагога (Б.З.Вульфов, Ф. И. Гоноболин, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.), а также на положение о роли и современной профессиональной школы в становлении специалистов, конкурентоспособных в условиях трудоизбыточной экономики (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, В.С.Соколов).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений исследования использовался комплекс следующих методов: теоретический анализ, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, оценивание, рейтинг, беседа, контент-анализ, личностные психологические тесты.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (1993;1994 г. г.) были осуществлены выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цели и задачи, дано методологическое обоснованиевыдвинута рабочая гипотезаопределены основные понятия проблемы исследования, компоненты готовности и их показателиразработана модель процесса формирования готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию, определены и теоретически обоснованы условия эффективности данного процессаопределены задачи и разработана программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (1994;1996 г. г.) осуществлены формирующий эксперимент и предварительный анализ эффективности, уточнена модель процесса формирования готовности и состав комплекса условий эффективности данного процесса.

На третьем этапе (1995;1998 г. г.) проводились теоретическое обобщение результатов исследования, литературное оформление диссертации и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

Экспериментальной базой являлись профессиональные училища N 10 и N 30 г. Ярославля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходной позиции, применением комплекса взаимодополняемых методов исследования и математического анализа эмпирических данных, положительными результатами длительного исследования экспериментальных групп, большим объемом и репрезентативностью рассмотренной выборки.

Научная новизна работы состоит в выявлении у учащихся ПУ готовности к профессиональному самосовершенствованию, определение педагогических условий этого формирования: развитие профессионального творчества с учетом особенностей периодов учебно-воспитательного процессаобеспечение межпредметных связейподготовка учащихся к выбору средств самопознания. Обоснована необходимость у них постоянного расширения и укрепления общей системы профессиональных знаний и умений.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении сущности формирования готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию как динамичного процесса, в котором у человека развивается мотивационная основа для сознательной и целенаправленной работы по совершенствованию себя в профессиональной деятельности, обосновании критериев сформированности у учащихся этой готовности: когнитивного, эмоционального, деятельностного и операционального.

Практическая значимость состоит в разработке комплекса специальных методик, обеспечивающих подготовку учащихся к самостоятельной работе, направленной на их профессиональное самосовершенствование, комплекса средств, стимулирующих самопознание и программирование своего профессионального роста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к профессиональному самосовершенствованию является интегративным качеством конкурентоспособной личности, а ее формирование у учащихся — целевой функцией профессионального училища. Компонентами готовности к профессиональному совершенствованию являются: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный.

2. Креативный характер профессиональной подготовки является необходимым условием формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию и предполагает поэтапное включение в творческую профессиональную деятельность с учетом периодов учебно-воспитательного процесса в ПУ.

3. Межпредметные связи являются интегративной основой профессионального знания и обеспечивают целостность представления о перспективах профессионального роста.

4. Стимулирующим и регулирующим механизмом профессионального самосовершенствования является способность к самопознанию, осуществляемому на основе рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения, выводы, рекомендации были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах работников профессиональной школы: на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование и рынок труда» (Барнаул, 1992 г.), симпозиуме «Личность и общество: актуальные проблемы психологии и педагогики» (Кострома, 1997 г.), а также на педагогических советах ПУ № 10. Особое значение имеет практическое внедрение частных методик в учебно-воспитательный процесс в ПУ № 10 и других учебных заведениях профессионального образования области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у учащихся ПУ имеет очерченную и регулируемую основу. Эту основу составляет набор положений, учет и соблюдение которых обеспечивает успешность педагогической работы по обеспечению этого процесса. При этом особенно важен индивидуальный подход в определении средств педагогического влияния на учащихся, предполагающий учет их индивидуальных особенностей.

2. В ходе эксперимента подтверждена идея взаимодействия учащихся, инженерно-педагогических работников и администрации профессиио-нальных училищ в формировании у учащихся готовности к индивидуальному самосовершенстованию. Эта идея предполагает реализацию комплекса педагогических средств, которые позволили бы создавать условия для повышения уровня его готовности к профессиональному росту.

3. В обеспечении процесса формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию важную роль играет организация творческой профессиональной деятельности и стимулирования творческой активности учащихся.

4. Целостность процесса формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию обеспечивает межпредметные связи, которые создают у учащихся полную картину представлений о профессиональных знаниях.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость самопознания, в основе которой лежит организация рефлексии в профессиональной деятельности.

6. Сравнение результатов изменений в готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию в экспериментальных и контрольных группах подтвердило эффективность используемых педагогических средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый подход к педагогической работе по профессиональному воспитанию учащихся профессиональных училищ предполагает реализацию комплексного подхода к формированию у них готовности к профессиональному самосовершенствованию, на основе взаимодействия педагогов и учащихся в целостном педагогическом процессе. Этот подход потребовал поиска путей совершенствования реальной педагогической практики на основе концептуальных позиций, выдвинутых в диссертации.

В своей основе результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию — это динамичный процесс, в котором у человека формируется мотивационная основа для сознательной и целенаправленной работы по совершенствованию себя в профессиональной деятельности.

2. Критериями сформированности у учащегося готовности к профессиональному самосовершенствованию являются: когнитивный эмоциональный, деятельностный, операциональный. В качестве интегративного критерия выступает мотивационно-ценностный критерий, отражающий сущность мотивационной основы профессионального самосовершенствования.

3. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию предполагает три основных направления работы с учащимися: создание условий и стимулов для самопознания и выявления уровня роста, формирование у учащихся постоянно расширяющейся и укрепляющейся общей системы знаний и умений, создание условий для развития мотивации профессионального совершенствования.

4. Процесс формирования готовности к профессиональному самосовер-шенстованию предполагает стимулирование успеха учащихся, стимулирование профессионального творчества, формирование умений учиться, формирование готовности к преодолению профессиональных затруднений, программирование профессиональной карьеры.

5. Исследование подтвердило возможность развития творческой активности учащихся и формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию. При этом профессиональное творчество эффективнее осуществляется в группах учащихся с учетом особенностей периодов учебно-воспитательного процесса.

6. Межпредметные связи являются интегративной основой профессионального знания и важнейшим средством формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию. Межпредметные связи осуществляются через интегративные уроки, семинары, конкурсы профессионального мастерства и т. п.

7. Специально организованная педагогическая деятельность по подготовке учащихся к выбору средств самопознания — необходимый этап в обеспечении готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Наличие средств самопознания, умение и способность подбора их самостоятельно выводят учащихся на уровень сознательного выстраивания профессионального самосовершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 300с.
  2. Е.Н. Физиология и психология труда. Самара, изд. Педагогика, 1991.152 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1988. 448 с.
  4. Н.Г., Злотников П. А., Громыко Ю. В. Организационно деятель-ностная игра: возможности и область применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7. С.30−35.
  5. Акимов, а О. В. Педагогическое стимулирование как средство всестороннего развития личности будущего учителя: Автореф.канд.пед.наук. -Киев, 1989.24с.,
  6. Е. М. Организация эстетического самовоспитания учащихся профтехучилищ во внеучебное время: Автореф. канд.пед.наук. Казань, 1989.16 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, изд. Педагогика, 1980. Т. 1.232 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 354 с.
  9. А.Г. Психология личности. М., Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  10. Ю.Арет А. Я. Основные положения теорий самовоспитания. Фрунзе, 1963.97с.
  11. П.Бабанский Ю. К., Поташкин М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. школа, 1982.200 с.
  12. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. 316с.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л.: Лениздат, 1992. 400 с.
  14. С.П. Профессиональная деформация и воспитание личности, кн. Психологическое обеспечение социального развития человека/ Под ред. А. А. Крылова. Вып.13, Л., 1989. С.77−82.
  15. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. 256 с.
  16. П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн. Избр.пед. и психол. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т.1.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т.1.С.286.
  18. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ. 283с.
  19. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М. 1996. 465 с.
  20. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 61 с. 21 .Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
  21. П.Л. Педагогические коллективы: стабильность и текучесть.//Советская педагогика. 1987. № II. С. 65−69.
  22. С.Г. Профессиональное становление учителя//Вечерняя средняя школа, 1992. № 2/3. С.6−10.
  23. Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1994. 18 с.
  24. Воспитательная работа в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высш. школа, 1981. 287 с.
  25. .З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика. 1993. № 2. С.5−17.
  26. .З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика. 1989. N 3. С.3−9.
  27. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993.160 с.
  28. JI.C. История развития высших психических функций. В 6-ти томах. М.: Педагогика, 1983. Т.З. С. 163.31 .Высоцкий А. И. Психологическая характеристика процесса самовоспитания у подростка: Автореф. канд. пед. наук. М., 1968. — 23 с.
  29. А.А. Межпредметные связи как средство готовности к профессиональному самосовершенствованию. Ярославский педагогический вестник № 1. 1998. С. 145−149.
  30. А.А. Воспитание творческой активности учащихся. Ярославль, изд. 1998. 16 с.
  31. С.И. Основы педагогики. М.: Школа-пресс, 1995. 448 с.
  32. Ф.И. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  33. А.В. Индивидуальная защита от безработицы. М.: «Белый город», 1992. 96 с.
  34. Г. Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности/Вопросы философии. 1976. N4. С.27−41.
  35. О.С. Проблемы формирования мотивов учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. 152 с.
  36. О.С. Общая педагогика. Калининград: КГУ, 1996. 105 с.
  37. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1989.184 с.
  38. В. Социально-правовая защищенность молодежи //Советская юстиция. 1989. N21. С. 34−48.
  39. Д.М. Взаимодействие обьективных и субьективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Дисс.. доктора пед. наук. Калуга, 1978. 368 с.
  40. В.К. Сотрудничество в обучении. М. Высшая шк. 1991. 147 с.
  41. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М.: Высш. школа, 1988. 144 с.
  42. В.В. О понятии личности в современной психологии // Психоло1гический журнал. 1988. № 4. С.23−38.
  43. В.К. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. 2-е изд. М.: Высш. школа, 1968. 144 с.
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд., перераб., дополн. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1985.
  45. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. Для учителя. М: Просвещение, 1986. 189с.
  46. М.И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования. Автореф. дисс. канд. пед.наук. Ярославль, 1995.25 с.
  47. Кан-Калик В.А., Котельников Н. Н., Павлов М. П. Единство учебного, научного и воспитательного процессов как педагогическая основа формирования личности специалиста. В кн. Единство учебного, научного и воспитательного процесса в вузе. М., 1985.
  48. Е.Н. Формирование потребности в профессионально-ориентировочных математических знаниях у студентов технического вуза. Автореферат дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 18с.
  49. В.П. Нравственное самовоспитание. М.: Знание, 1977. 324 с.
  50. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.199 с. 63 .Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. 475.
  51. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образованиям.: Педагогика, 1991.270 с.
  52. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 е., Т.2. 576 с.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1986. 394 с.
  54. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  55. Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно. психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности. Автореф. дисс.докт.пед.наук. М., 1989. 31с.
  56. Концепция воспитания учащейся молодежи.// Педагогика. 1982. N 3−4. С.11−19.
  57. А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск:
  58. Нар.асвета. 1990. 51 с. 71. Кочетов А. И. Самовоспитание подростка: Монография. Свердловск, 1967. 72. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. JL, изд. ЯГУ 1967. 237 с.
  59. А.А. Методы исследования профессиональной педагогики. Таллин: Валгус, 1980.334 с.
  60. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 30 с.
  61. .Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. 462 с.
  62. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избр. психол. произвел. М.: Педагогика, 1983 .Т.2.
  63. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об организаторской работе. Изд.2-е, перер. и доп. М.: Просвещение. 1981.
  64. А.К. Психология профессионализма. Высш.школа. М., 1996. 252 с.
  65. Макаренко А. С. Избр. пед.соч. Москва.: Педагогика, 1997.Т.1.
  66. А. Самоактуализация. В кн. Психология личности: Тексты. М., 1982.110 с.
  67. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  68. Ю.М. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.152 с.
  69. А.В. Общение как объект педагогического исследования. В кн. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. ч. I.e. 36−59.
  70. Нравственное самосовершенствование личности. По материалам «Круглого стола», Москва, 1987 г. М.: Знание, 1987. 62с.
  71. Т. Основы дидактики профессионального обучения: Пер. с польск.- М.: Высш. школа, 1979. 284 с.
  72. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. школа., 1986. 288 с. 87.0рлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  73. П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореф.дис.докт.пед.наук. Казань, 1993.
  74. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань, Кар-пол, 1995. 216 с.
  75. .Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Политиздат, 1978. 240 с.
  76. В. Твои возможности, человек! М., 1991. 60 с.
  77. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982, 225 с.
  78. А.С. Установка и деятельность //Вопросы психологии. 1972. N1. С.3−10.
  79. В.А. Положительный пример в воспитании молодого рабочего. М.: Профиздат, 1963. 80 с.
  80. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований советской школы: Сборник статей /Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972. 292 с.
  81. К.К. Психология труда. М.: Профиздат, 1979.168 с.
  82. Психология профессиональной подготовки./ Под ред. Г. С. Никифорова. С.-Пб, 1993.317 с.
  83. Психология: Словарь./Под общ. ред. А. В. Петр овского, М. Г. Ярошевс кого. М.:Политиздат, 1990. 494с.
  84. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  85. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Воронеж, 1996. 253 с.
  86. ЮЗ.Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова. Пермь: Перм.гос.пед.институт, 1989. 70с.
  87. Ю7.Ривунский Л. И., Соловьева Е. А. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. 316с.
  88. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Автореф. дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1994. 19 с.
  89. М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань: Татарское книжное изд-во, 1987. 119 с.
  90. О.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд.2-е. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  91. Ш. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 444 с.
  92. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. Дисс. в виде научн. доклада на соискание учен.степ. канд.пед.наук. Ярославль, 1996. 50с.
  93. Ю.М., Творогова Н. Д., Безносюк Е. В. Самовоспитание и самосовершенствование: Учебное пособие/ Под ред. И.А.Сыченкова- 1 Моск.мед.ин-т им. И. М. Сеченова. М.: 1988. 39 с.
  94. A.JI. Социальная психология управления. /Под ред. Е. С. Кузьмина. Л.: ЛГУ. 176 с.
  95. В.В. Стимулирование самовоспитания старшеклассников как условие формирования социальноценных качеств их личности: Авто-реф.. канд. пед. наук. М. Д979. 25 с.
  96. Пб.Скворцова Е. Г. Формирование у студентов педвуза готовности и профессиональному самосовершенствованию. Автореферат дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1996. 18с.
  97. В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. Пенза: 111 НУ. 121 с.
  98. И 8. Соколов А. Г. Вопросы управления средними профтехучилищами. М.: Высш. школа, 1973. 43 с.
  99. В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формирования. М.: Изд-во МГУ, 1987. 152 с.
  100. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома, 1995. 34 с.
  101. Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 23 с.
  102. Л.Н., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М.: Мысль, 1984. 232 с.
  103. В.А. Сто советов учителю. Киев: Рад. школа, 1984. С. 14
  104. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
  105. Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1987.112 с.
  106. Теоретические основы непрерывного образования/ Под ред. В. Г. Онушкина. М. Высш. школа, 1987. 284 с.
  107. А.И. Формирование готовности к использованию игры как педагогического средства. Дисс.канд.пед.наук. Ярославль, 1995. 147 с.
  108. В.И. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973.223 с.
  109. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 445 с.
  110. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  111. В.Б. Профессиональная ориентация целевая функция школы: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 79 с.
  112. К. Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические соч. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
  113. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1996.47 с.
  114. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитанитя учащихся средних профтехучилищ / Под ред. М.И. Мах-мутова. М.: Педагогика, 1986.216с.
  115. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии/Под ред. А. А. Вайсбурга. М.: Высш. школа, 1989. 207 с.
  116. Д., Вудкок М.: Справочник «Пятьдесят видов деятельности по саморазвитию». М. Прогресс, 1982.284 с.
  117. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 168 с.
  118. И.Ф. Педагогика. М.: Высш. школа, 1990. 675 с. 139. Чебышева В. В. Психология трудового ообучения. М.: Высш. школа, 1983.239с.
  119. С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования//Школа и производство. 1989. № 8. С.31−44.
  120. ШадриковВ.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 315 с.
  121. В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1982.185с.
  122. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  123. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., Высш.школа. 1993. 412 с. 145 .Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1998.208 с.
  124. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1980. Т. 1.378 с.
  125. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. 244 с.
  126. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., изд. ЯГУ. 1967.
  127. Fromm Е. The Sane Society. London, 1979.
  128. Lindgren H.C. Introduction to Social Psychology. New York, 1964. 151. Wheeler S. Socialization alter Childhood. — New York, 1966.
Заполнить форму текущей работой