Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностного самоопределения студента юридического вуза в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ш. А. Надирашвили в своем подходе выделяет три уровня психологической активности человека: индивидуальный, субъектный и личностный в форме практического, теоретического и социального поведения. Установка практически-импульсивного поведения возникает на основе витальных потребностей и данных чувственной реальности. Установка теоретического поведения возникает на основе единства потребностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Педагогические основы формирования ценностного самоопределения студентов профильного (юридического) вуза
    • 1. 1. Самоопределение студентов-юристов как педагогическая проблема
    • 1. 2. Модель формирования ценностного самоопределения студента в воспитательном процессе юридического вуза
    • 1. 3. Научные основания для разработки программы формирования ценностного самоопределения студентов юридического вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Реализация методики формирования ценностного самоопределения студентов в воспитательном процессе юридического вуза
    • 2. 1. Изучение актуального уровня ценностного самоопределения студентов
    • 2. 2. Результаты экспериментальной работы по формированию ценностного самоопределения студентов.":¦
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностного самоопределения студента юридического вуза в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложная интеллектуальная трудовая деятельность юристов, отличающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля комплекс разнообразных требований, исследована в настоящее время недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества труда. Добавим, что это обусловливает определенные трудности и при создании модели специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность с оптимальной эффективностью.

Синонимия понятий «юридический» и «правовой» определяет стиль и смысл всей работы. При подготовке юриста во внимание принимается многообразие задач, которые ему предстоит решать: заведенное следственное дело во многих нюансах отличается даже от типологически сопоставимых предыдущих. Бывает не вполне достаточно опереться на собственный опыт или на знания, почерпнутые из специальной литературы. Не случайно в понятие высокого уровня профессионализма входят и умение использовать оригинальный метод работы, обоснованно рискнуть, проявить интуицию, но при этом подразумевается, что деятельность не должна выходить за рамки правового регулирования, не должна принести вред невиновному человеку и обществу в целом. Применение власти во имя закона налагает свой отпечаток, повышая ответственность за последствия действий, ведь речь всякий раз идет о человеческих судьбах, о поиске и нахождении истины.

Говоря о сложностях этого труда, нельзя забывать о его эмоциональном (подчас стрессовом) фоне, о возможности противодействия следователю, адвокату, прокурору, судье ср стороны сообщников обвиняемых в нарушении закона. Но и в этом случае, как бы ни было сложно, нельзя уходить от принципов профессиональной этики. Как пишет В. Л. Васильев, по учебникам которого учатся студенты многих российских вузов, «справедливость, беспристрастность, объективность, независимость и соблюдение прав человека — выражают безусловные нравственные требования, следование которым обязательно для юриста во всех случаях» .

Нельзя не отметить и значение идущего в последнее десятилетие весьма сложного процесса преобразований в сфере уголовно-процессуальной деятельности. Например, реализация Закона РФ от 16 июля 1993 г., в соответствии с которым в России возрожден суд присяжных заседателей, высветила проблему низкого качества предварительного следствия по ряду дел. Это не осталось без внимания преподавательского корпуса юридических вузов. Умение юристов быть образцом гражданской принципиальности здесь трудно переоценить.

Воспитать такого юриста — человека, по долгу службы и зову сердца находящегося на острие социально-экономических проблем Российского государства, чуткого к нуждам простых людей — одна из важнейших задач современного юридического образования.

Образование по своим возможностям амбивалентно: оно может изменить людей в лучшую сторону, но и, возымев неверную в ценностном отношении направленность (одностороннее развитие профессиональных способностей, закрепление навыка выучивать учебники, ориентация на индивидуалистический успех), способно не улучшить, а испортить душу и создать в итоге удивительную нравственную необразованность как итог образования. Отчуждение человека в образовательном процессе как приложении и актуализации образовательных технологий служит питательной почвой его отчуждения во всех сферах жизни.

Современные условия жизни человека в период социально-экономического кризиса общества характеризуются духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека. Необходимость разрешать свои внутренние конфликты неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления саморазвитием личности.

Проблема саморазвития личности на основе сформированной системы ценностей по отношению к представителям юридической специальности имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и в практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен саморазвития остается нераскрытым на этапах взросления личности, переживания личностных кризисов и способности личности преодолевать их. Нам представляется целесообразным рассматривать разрешение проблемы саморазвития личности специалиста-юриста с позиций ценностного самоопределения. Это обусловлено следующими причинами.

Поиск внутренних механизмов регуляции человеческого поведения в сфере его субъективных личностных отношений к миру, другим людям и самому себе — традиционная ветвь научных педагогических исследований. Теоретические исследования и разработки технологий управления саморазвитием личности, ее самосовершенствования представлены и в отечественной, и в зарубежной педагогике.

В отечественной науке идеи функционального подхода связаны с представлением о функциональной тенденции как источнике саморазвития (Божович Л.И., Лисина М. И, Асеев В. Г., Узнадзе Д. Н., Мясищев В. Н., Петровский В. А. и др.). Представляет интерес мысль, высказанная Б. Г. Ананьевым, о том, что личность «не есть отдельная (саморегулирующая) система, не есть единичный элемент общества», а таким элементом является группа (12, 254). Формирование личности происходит путем интериоризации — присвоения продуктов общественного опыта, освоения определенных ценностных позиций, ролей и функций. «Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности» (12, 254).

Большой интерес в плане изучения механизмов регуляции именно осознанного, социально ориентированного поведении человека представляют теории Ш. А. Надирашвили, В. А. Ядова (48, 70).

Ш. А. Надирашвили в своем подходе выделяет три уровня психологической активности человека: индивидуальный, субъектный и личностный в форме практического, теоретического и социального поведения. Установка практически-импульсивного поведения возникает на основе витальных потребностей и данных чувственной реальности. Установка теоретического поведения возникает на основе единства потребностей познания, определенной функциональной системы познания и проблемной ситуации. Формирование установки, лежащей в основе социального поведения, предполагает единство социальных требований, выбора социально приемлемого и воображаемой ситуации (48). Это так называемая социальная установка, ее объективным фактором (составляющей) являются социальные объекты, ценности, реализованные в процессе взаимоотношения людей. Особенно важны такие установки по отношению к тем, кто стоит на страже правопорядка.

В настоящее время параллельно сосуществуют несколько образовательных парадигм высшего юридического образования. Основными среди них являются: традиционная — основу которой составляют идеи, построенные на конкретно-историческом, научно обоснованном, доказанном и практически апробированном знании, на экспериментальном взаимодействии с практикойгуманитарная парадигма имеет иную сущностную характеристику, отправной точкой ее создания послужило стремление воспитать юриста широкой квалификации, стоящего на страже правовых основ государства.

Ценностные отношения определяются научным подходом к воспитанию юриста. В связи с этим выделяют самоопределение, ответственность, компетентность. В Законе РФ «Об образовании» указывается на самоопределение как ведущую цель обучения и воспитания школьников и студентов. Суть процесса самоопределения для студенческой среды юридического вуза состоит в выявлении и утверждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, требующих от человека совершить выбор, соответственно принять экзистенциальное или прагматическое решение, не противоречащее законам и правовой морали. Основным условием самоопределения, готовности к жизненному выбору выступает способность самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении. Ответственность как ценностное основание предполагает, что студенты-юристы, объясняя мотивы своих поступков, отвечают за совершенные действия с такой же высокой степенью ответственности, как, скажем, хирурги или саперы.

К наиболее важным ценностным основаниям можно отнести такое личностное свойство будущего юриста, как компетентность. Компетентность предполагает наличие у студентов не только знаний и умений в той или иной области, но и г{енностного социокультурного опыта.

Содержание термина «юридическая компетентность» включают три аспекта: проблемно-практический, заключающийся в адекватности распознавания и понимания ситуации, адекватной постановке и эффективном выполнении целей, задач и норм в данной ситуациисмысловой аспект состоит в адекватном осмыслении ситуации в более общем, социо-культурном контекстеценностный аспект реализуется в способности к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей. Понятие компетентности в своей сущности подвижно, исторически изменчиво: знания и умения в области правовой деятельности быстро устаревают, становятся неадекватными новой исторической ситуации.

Из суммы знаний и созданной педагогом ситуации активности «получить» компетентного юриста не удастся. Для решения этой проблемы потребуется ответить на ряд вопросов: «Какого рода воспитательные программы должны быть внесены в содержание высшего профессионального юридического образования?», «Какого юриста требует сегодня общество?». Наиболее важным для юридического образования является поэтому создание условий для проявления собственной — личностной, ценностной позиции и на этой основе своего собственного опыта, который тоже должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки.

В настоящее время генеральным направлением высшего юридического образования провозглашается его гуманизация, ориентированность на обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

В этой связи одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных высших учебных заведений является изучение развития условий оптимизации правильного ценностного самоопределения.

В современной отечественной педагогике выполнено большое количество исследований, посвященных различным аспектам личностного развития, профессионального становления специалиста на этапе обучения в вузе. Эти вопросы рассматриваются в контексте: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

A.А.Вербицкий, Л. Н. Грановская, В. Г. Лисовский, Е. Ф. Рыбалко, Д. И. Смирнов и др.) — выявление сущности этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (Л.И.Анцыферова, Е. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. А. Подымов,.

B.А.Шадриков и др.) — изучение развития профессионального самосознания как центральной линии процесса становления профессионала (В.Н.Козиев, П. В. Лебедчук, Т. Л. Миронова, Л. М. Митина, Д. В. Оборина, Т. К. Подцубная, А. И. Шутенко и др.).

Хотя в некоторых исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, М. Р. Гинзбург, А. В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская) подчеркивается, что именно ценностное самоопределение выступает базовым компонентом личностного и профессионального самоопределения, программы формирования ценностного самоопределения студентов различных профильных вузов, в том числе и юридических, в качестве самостоятельного предмета исследования рассматривалось недостаточно.

В современной ситуации, возникшей в сфере высшего юридического образования, возникает ряд противоречий: о на уровне науки — между теоретической изученностью оснований ценностного самоопределения в воспитательном процессе и недостаточной разработанностью оснований отбора условий формирования ценностного самоопределения студентов именно юридических вузов- © на уровне системы высшего юридического образования в целомрассогласованность между высокими требованиями к ценностному и профессиональному самоопределению будущих юристов и отсутствием разработанных методик и программ системного формирования ценностного самоопределения.

Всё это обусловливает необходимость постановки и решения проблемы исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: «Каким требованиям должна удовлетворять программа ценностного самоопределения студентов юридических вузов?».

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу формирования ценностного самоопределения студентов юридического вуза в воспитательном процессе и экспериментально проверить ее влияние на эффективность процесса профессионализации.

Объектом исследования выступает процесс формирования ценностного самоопределения студентовпредметом исследования ~ программа ценностного самоопределения студентов-юристов.

Гипотеза исследования.

Процесс профессионализации студентов юридического вуза будет осуществляться эффективно, если: осуществляется комплексное воспитание личности студента-юриста на основе моделирования ситуации выбора ценностей и принятия ответственности учащихся за этот выборв отбор содержания деятельности учащихся производится на основе регулярной комплексной диагностики этапов ценностного самоопределения и социализации личностиразработана и внедрена целостная авторская программа формирования ценностного самоопределения в воспитательном процесс юридического вуза.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. изучить и систематизировать существующие теоретические основания формирования ценностного самоопределения;

2. выявить характер изменения личностных и ценностных отношений студентов в воспитательном процессе;

3. разработать и внедрить в реальный педагогический процесс юридического вуза программу формирования ценностного самоопределения;

4. описать изменения профессиональной подготовки студентов в процессе реализации предлагаемой программы.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретические — сравнительный анализ литературы и эмпирические — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ продуктов деятельности обучающихся (сочинение), моделирование экспериментальных ситуаций, направленных на инициирование и изучение личностного и ценностного самоопределения учащегося.

Положения, выносимые на защиту.

1. Педагогическое содержание категории «ценностное самоопределение» для воспитательного процесса юридического вуза заключается в том, что человек становится профессионалом в правоохранительной сфере только став личностью, а именно — осваивая в процессе своей жизнедеятельности социальные значения, связанные с определенными нормативно-ценностными системами — этическими, гуманистическими, профессиональными и другими, то есть программы социальной деятельности этих систем. Система ценностного становления для будущего юриста — это процесс освоения им совокупности правил, норм и эталонов, принятых в обществе, соблюдение и следование которым позволяют достичь социально значимых целей на основе осознания ими отношения к окружающему миру, обществу и своего места в нем.

2. Модель формирования ценностного самоопределения студентов — юристов должна содержать цель, принципы, содержание, факторы и средства образования, выбор которых обусловлен их включением в поэтапную, вариативную исследовательскую деятельность в сфере гуманистических проблем.

3. Процесс формирования ценностного самоопределения студентов — юристов является эффективным при прохождении ими трех этапов целостной программы: предварительного, сутью которого выступает вводный курс «Саморазвитие личности" — основного, состоящего из курса «Философия и психология сложных жизненных ситуаций" — заключительного, состоящего в описании своей практической деятельности и оценке ее коллегами и гражданами, обращающиеся за помощью к юристам.

Исследование проводилось в три этапа на базе Смоленского филиала Академии права и управления при МВД РФ и Института экономики и управления. Первый этап (1999;2000г.г.) — анализ состояния проблемы в теории и практике с целью определения методологических и теоретических подходов к исследованию, в основе которых анализировались возможности проведения опытноэкспериментальной работы. Отбор методов исследования.

Второй этап (2000;2002г.г.) — обоснование исходных теоретических позиций, которые позволили определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, выбрать методы исследования. Уточнены критерии разработки программ «Саморазвитие личности» и «Философия и психология сложных жизненных ситуаций». Подобран математический аппарат анализа полученных в результате эксперимента данных.

Третий этап (2002;2004г.г.) — опытноэкспериментальная работа по внедрению и реализации предложенной программы, математическая обработка полученных данных, обобщение и систематизация результатов практической работы.

Научная новизна исследования: о уточнено содержание категорий «ценностные отношения» и «ценностные системы» в рамках профессионального самоопределения студентов профильных вузовв предложена модель специалиста, которая основывается на качественно новом соотношении общего, профессионального и нравственно-гражданского составляющих личностного развитияо выявлены педагогические условия формирования личностного самоопределения студентов в воспитательном процессе юридического вуза, основными из которых являются создание возможностей для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личностиглубокая методологическая подготовка учащихся, приобщение их к гуманитарному знанию, духовной жизниосвоение учащимися методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познаниясоздание предпосылок для органичного включения выпускников юридического вуза в экономические, социальные и культурные процессы.

Теоретическая значимость исследования:

• получены основания для вариативного усовершенствования программ формирования ценностного самоопределения студентов высшего профессионального юридического образования;

• обоснованы выявленные требования к программе ценностного самоопределения студентов как фактора совершенствования профессиональной подготовки юристов.

Практическая значимость исследования определяется следующими положениями:

• внедрена в воспитательный процесс Академии права и управления и Института экономики и управления программа формирования ценностного самоопределения студентов;

• результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы, в различных педагогических системах, а также при разработке воспитательных программ для студентов других учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов.

Достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью методологических основанийприменением комплекса методов исследования, адекватных целям и предмету исследованиястатистической значимостью экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования апробированы на межвузовских и международных научно — практических конференциях (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Смоленск) и в практике Академии права и управления и Института экономики и управления.

Выводы по 2 главе.

Проблема формирования ценностного соопределения является многоаспектной:

• социальная проблема (личностное самоопределение — компонент жизненного (профессионального и личностного) самоопределения;

• психологическая проблема (самоопределение — длительный процесс развития личности);

• педагогическая проблема (самоопределение — формирование личности средствами воспитания и образования).

Формирование ценностного самоопределения студента-юриста рассмотрено как многомерный и многоступенчатый процесс, который включает в себя:

• серию задач, которые личность решает в течение определенного времени;

• процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует себя как профессионала, свои требования к обществу;

• процесс формирования индивидуального стиля жизни.

Реально это предполагает наличие информации как о мире в целом, о возможностях и требованиях общества к каждой личности, так и о самом себе, своих способностях и интересах.

Формирование ценностного самоопределения рассматривается как длительный процесс, окончание которого может быть только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как субъекту нормативно-ценностной системы.

Мы выяснили, что важным этапом здесь выступает личностно-нравственная ориентация, которая имеет большое значение для определения своего места в мире.

Предложенная программа «Философия и психология жизненных ситуаций» — это лишь фундамент, на котором преподаватель-воспитатель может построить прекрасное здание общения с учениками. В предложенной нами модели сочетаются ранняя формализация понятий и их прикладное использование путем определения места, роли и значения не только предмета изучения, но и каждого его раздела, темы и задачи.

Для построения воспитательной системы по этой модели необходимы глубокая и всесторонняя оценка личности учащихся через многие промежуточные ступени каузальной цели и определение полей каузальных следствий, условий и средств их вариантного выражения.

Мы доказали, что это управляемый процесс, на который можно оказывать влияние в процессе учебно-воспитательнрй работы в юридическом вузе.

Заключение

.

Решение задачи оптимального построения воспитательной системы учебного процесса в юридическом вузе возможно только с помощью многократного апробирования разных предлагаемых программ и выведения оптимальной для конкретных условий, так как все это связано с множеством разнообразных характеристик, оценок параметров по экспериментальным данным.

Несмотря на весьма существенную роль подобных моделей для построения системы воспитательного процесса, они являются всего лишь инструментальным средством, выполняющим свою роль только на базе обоснованного дидактического содержания и его всестороннего научного анализа.

Актуальность внедрения системы воспитания ценностных отношений обусловлена, на наш взгляд, тем, что содержание программ общенаучных и гуманитарных дисциплин на первых двух курсах любого типа вуза построено таким образом, что обеспечивает широкопрофильную, фундаментальную подготовку, но не затрагивающую ценностных основ формирования человека, что опасно не только для будущего юриста, но и для общества в целом.

Поэтому инновация с расширением гуманитарной составляющей оказалась сегодня недостаточной. Современное общество и современное производство достигли такого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системы подготовки специалистов-юристов, позволяющей поднять не только уровень профессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формирования специалиста — человека высокой юридической культуры и, главное, духовно-творческого потенциала.

Такого рода целевая установка выдвинула проблему создания нового типа образовательных и воспитательных программ. В этой связи возникают принципиально новые задачи, диктуемые необходимостью преодолевать образовавшийся мировоззренческий вакуум, последствия духовного и социально-экономического кризиса, поразившего многие сферы жизнедеятельности народа. Для их решения нужны не просто высококвалифицированные специалисты — юристы, но люди творческие, своего рода подвижники, реформаторы, способные к продуктивной деятельности.

Словом, модель специалиста основывается уже на имеющихся в вузовской практике достижениях и поиске качественно нового соотношения общего, профессионального и нравственного-гражданского развития.

Разработанная нами программа формирования ценностного самоопределения дает прежде всего общее интенсивное развитие личности, а его мы связываем с духовностью и творчеством. При этом духовность рассматривается как совокупное проявление нравственно-волевых, интеллектуально-эстетических, физических качеств личности. Она предполагает исключительно мощную нравственную силу вторжения в деятельностный мир специализации, которая расширяет сферу воображения, фантазии, веры в себя, в свой народ, в свою страну.

Полученный нами результат внедрения программы выражает единство объективных и субъективных факторов, единство всех духовно-личностных свойств молодого юриста: волю, воображение, искусство видения, ум, интуицию, веру и т. д.

В подобных программах должно, видимо ¦ изучаться и содержание приоритетных общечеловеческих ценностей, определяющих и смысл жизни, и смысл профессиональной деятельности, а также способы преодоления таких негативных явлений, как лень, тоска, отчаяние, подверженность дурным соблазнам, расточительство по отношению к своей молодости, своим силам. К этим приоритетным ценностям, составляющим основу воспитания студента в юридическом вузе, его самоактуализации, относятся любовь и свобода, добро и красота, правопослушность и социальная справедливость, совестливость и уважение к другим людям., %.

Интереснейшее противоречие замечено в учебной практике, когда педагоги, задавшись целью повысить самооценку студентов («Вы способны! Вы талантливы! Вы одарены!»), сталкиваются с таким психологическим явлением, как отчаяние: студент вдруг чувствует, что он не в состоянии осилить предложенное дело. Прийти в такие минуты на помощь молодым людям, укрепить их дух, вывести на оптимистические рубежи — разве не в этом заключается основной смысл воспитания взрослых людей?

Программа, разработанная нами, начиная уже с первого курса, является попыткой показать студентам возможности их личностного роста, предлагая участвовать в специально разработанных тренингах, семинарах, ролевых играх. И наша попытка не исключительная.

При всех своих значительных достоинствах сложившаяся система кадрового обеспечения в нашей стране не рассматривает, а следовательно, и не учитывает роль синтеза духовных и социально-психологических факторов в ходе становления специалистов — юристов.

Между тем в третьем тысячелетии, как показывают выявившиеся тенденции, именно эти факторы будут доминирующими в разносторонней подготовке профессионалов для всех отраслей народного хозяйства, культуры, образования. Чтобы их задействовать, нужно преодолеть явно гипертрофированный уклон в сторону трех направлений развития технологической базы:

• рационализма, когда возводятся в абсолют лишь формализуемые компоненты, подчиненные законам логической вербализации;

• технократизма, ставящего главной целью дать будущему специалисту жесткую систему знаний, умений и навыков, исключая при этом острую потребность в самореализации, интуицию и творческое воображение;

• сциентизма, абсолютизирующего роль науки в ущерб развитию личностных качеств специалиста с высшим юридическим образованием: духовного и правового самосознания, эмоциональной сферы жизнедеятельности, свободы воли, веры в свой талант и в свои интеллектуально-эстетические и профессионально значимые достоинства.

Все это следствия псевдомарксистской методологии, перечеркнувшей сферу личностных проявлений человека, в том числе и в его профессиональном становлении, назвав их, как и все духовно-творческие процессы, «идеалистическими «, «антинаучными».

Между тем вузовский опыт и исследовательская практика накопили немало ценного в области подготовки творческих специалистов в различных отраслях народного хозяйства как бы вопреки названным методологическим установкам, когда в реальной производственной жизни непременно учитывались и интуитивно-творческие факторы в единстве с технологическими и социально-психологическими, и синтез мечты, фантазии, дерзновенные устремления ставить и решать, казалось бы, нерешаемые проблемы.

Мы также располагаем бесконечно важным мировоззренческим знанием, разработанным великими отечественными мыслителями: к ним следует отнести в первую очередь Н. А. Бердяева, создавшего оригинальную теорию творчества, Н. О. Лосского, детально разработавшего учение об интуитивно-творческих процессах в любой деятельности, И. А. Ильина и С. Н. Булгакова, сумевших соединить в своих произведениях право и духовность, доминантные общечеловеческие ценности и творческое созидание, подвижничество и мессианскую роль интеллигенции России.

Многим и по сей день кажется неясной фундаментальная мысль данных философов, что социально-экономические и духовно-правовые кризисы в России могут быть преодолены с помощью трех китов: любви, свободы и предметности, т. е. созидательной деятельности, подвижнического труда.

Рассматривая духовно-творческие потенции личности специалиста-юриста как главенствующие, во многом определяющие уровень его профессионального мастерства, педагоги юридического вуза сталкиваются с необходимостью обеспечения педагогических условий для разработки и реализации совершенствования методов профессиональной подготовки студентов.

К ним относятся:

• создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;

• глубокая методологическая подготовка специалистов в сфере творческого становления личности, гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;

• освоение студентами методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;

• создание предпосылок для органичного включения выпускников в экономические, социальные и культурные процессы;

• освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей, оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма;

• органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью, сферой досуга и отдыха студентов, широкое привлечение к преподаванию в вузе деятелей науки и культуры, искусства и религии, политики, права и других сфер общественной жизни;

• освоение студентами. основных закономерностей развития правосознания, права, методов защиты прав человека, диалектики прав и обязанностей личности;

• демократизация всей системы образования, самоуправление как принцип жизнедеятельности университета, индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента;

• активизация процесса формирования ценностных отношений в сознании молодого человека.

Этому процессу и призвана содействовать предлагаемая нами программа формирования ценностного самоопределения, рассматриваемая как средство совершенствования профессиональной подготовки юристов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 364с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. Психология и образ жизни личности. М.:Наука. 1987. С. 95−114.
  3. Абульханова-Савская К.А., Брушлинский А. В. Послесловие, исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб, 2002, 720с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, 264с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1980, 248с.
  6. Д.В. Формирование позитивного отношения студентов к личностно-профессиональному самосовершенствованию в условиях технического вуза. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Самара: 2003, 23 с.
  7. Ю. П. Студент: возможности личностного роста. М.: Высшее образование в России, 2002, № 1, С. 50−57.
  8. Ф.Л. Информация: приобретения и утраты О проблемах обучения в вузах.М.: Высшее образование в России, 1999, № 5, С.89−92.
  9. Актуальные вопросы воспитания в средних специальных учебных заведениях: Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, поев. 80-летию образования Ижевского базового мед. колледжа. Ижевск, 2003, 254 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Мысль, 1980, Т1, 323 с. 1. Ананьев Б. Г. Человек как процесс познания. М: Наука, 2000,351 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. Д.: 1969, 412с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л.И.АнцифировойМ.: Учпедгиз, 1981. С. 3−19.
  13. И.М. Вклад П.Я.Гальперина в теорию деятельности: интегральный подход к обучению и развитию. М.: Вопросы психологии, 2002, № 5, С. 50−59.
  14. Аристотель. Соч., т. IV. М.: «Мысль», 1984, С. 378
  15. А.Г. Размышления о работе C.JI. Рубинштейна «Человек и мир», М.: Вопросы философии, 1993, № 5, с. 143.
  16. Г. З. Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении учащегося. / На материале сред. спец. учеб, заведений. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Якутск: 2001, 18 с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе его закономерные основы и методы. М.: Педагогика, 1980, С. 23−24, 34.
  18. А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1990, 367 с.
  19. Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе. М.: Социологические исследования, 2000. № 6, С. 51−57.
  20. В.В. Представление студентов о будущем, как аспект их личностного и профессионального самоопределения.М.: Психологическая наука «Образование», 2002, № 2, С. 28−41.
  21. А.В. Теория и практика образования учащихся. Автореф. докт. пед. наук. М.: 2002, 38 с.
  22. В.П. Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе. М.: Специалист. 2002, № 6. С. 43.
  23. М.В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию. Автореф. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону: 2003, 24 с.
  24. Л.В. Психологические особенности студентов, М.: Специалист, 2000, № 3. С. 26.
  25. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций: Часть 1. М., Воронеж.: Издательство «Институт практической психологии" — НПО «МОДЕК», 1996, 319 с.
  26. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989.141с.
  27. Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз. Дисс. канд. пед. наук. Воронеж: 2001,233 с.
  28. В.И. Развитие теории и практики образования в России в 18−20-х веках под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеалах человека и целях его воспитания. Автореф. дисс. пед. наук. М.: 2001, 38 с.
  29. А.В. Становление ценностного отношения студентов социально-педагогического колледжа к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Петрозаводск: 2000, 22 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968, С. 380.
  31. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 212 с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. М.: Вопросы психологии, 1978. № 4, С. 23.
  33. К. А. Рынок: жизненные планы студентов. М.: Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998, № 1. С. 93.
  34. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества. М.: Социальные исследования, 2002, № 3, С. 78−83.
  35. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. М.: Просвещение, 1995. 411 с.
  36. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991, 78 с.
  37. А.В. Деятельностный подход и психологическая наука. М.: Вопросы философии, 2001. № 2, С. 124.
  38. П.Г. К вопросу о типологии высших учебных заведений. М.: Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт, 1995 г, вып. 11, С. 1−3
  39. .А. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования. Автореф. канд. пед. наук. М., 1999,18 с.
  40. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности. М.: Вопросы психологии, 2002, № 2, С. 28 39.
  41. А.С. Политические ориентации студенчества., М.: Соц. иссл., 2000, № 6, С.37−52.
  42. Н.М. Дополнительное образование студентов., М.: Высш. обр. России, 1998, С. 27−28.
  43. А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: Педагогика, 1986,179 с.
  44. А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Педагогика, 1991, 204 с.
  45. В.И. Задачи высшего образования нашего времени. Alma-mater. М.: Вестник высшей школы, 1998, № 12, С. 79.
  46. О.Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи: Опыт работы. Чебоксары: ЧТУ, 2002, 127 с.
  47. Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента. М.: Прикладная психология. 2002, № 5/6 С. 131−134.
  48. В., Ямщикова Н.. Образовательно- профессиональное ориентирование., М.: Высшее образование в России, 1998, № 4,С. 29−32.
  49. Е.М. Целеполагание и целедостижение. Сущностные характеристики деятельностного процесса., М.: Россия и АГР, 2002, № 3, С. 102−111.
  50. О.Д. Представления современной вузовской молодежи о будущем. М.: Мир России, 2002, № 4, С. 157−178.
  51. А.В. Педагогические условия приобщения учащихся к ценностям в процессе обучения в школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Самара: 2002, 22 с.
  52. JI.С. Проблемы общей психологии. Собр.соч. в 6-ти томах. Т. 2. М.: Наука, 1982, С. 378.
  53. Выготский J1.C. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6-ти томах, Т.З. М.: Наука, 1983, С. 276.
  54. JI.C. Педагогическая психология . Ред. Давыдов В. В. М.: Педагогика Пресс, 1999, 533с.
  55. А.В. Педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в профильном обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2003, 22 с.
  56. В. П., Столярова И. Е. Динамика учебно познавательной активности студентов ., М.: Социологические исследования, 2000, № 12, С. 7074.
  57. .С. Философия образования для XXI века. М.: Мир образования, 1996, № 4, С. 51.
  58. М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема. М.: Вопросы психологии, 1988, № 2, С. 19−26.
  59. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М.: Вопросы психологии, 1993, № 3, С. 43−52.
  60. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения . М.: Вопросы психологии, 1994, № 3, С. 43 53.
  61. М.Р. Личностное самоопределение как педагогическая проблема. М.: Вопросы психологии. № 2, 1988, С. 19.
  62. Е.П. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  63. .Х. Основы общей дидактики. М.: Просвещение, 1999, 96 с.
  64. Н.В. О рынке труда выпускников вузов., М.: Социологические исследования, 1997, № 3, С. 105 -112.
  65. А.В. Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в ' процессепрофессионального становления. Автореф. канд. пед. наук. М., 2002, 27с. с ил.
  66. Ю.В. Деятельностный подход- новые линии исследований. М.: Вопросы философии, 2001, № 2, С. 57−78.
  67. В.Б. О роли деятельности в формировании моделей реальности. М.: Вопросы философии, 1997, № 8, С. 166 174.
  68. Гуманитарные дисциплины и становление личности. Косов Д., Виноградов В, Гуртовой Е., Добродеева И. М.: Высшее образование в России, 1997, № 4, С. 60−67.
  69. С. С., Тульчинский Г. JI. Проблема понимания в философии. М.: Наука, 1985, 287 с.
  70. Э.Н., Турчанинов Ю. И. Введение в философию образования. Учебное пособие для студентов пед. специальностей. М., Логос, 2000, 223 с.
  71. Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов., М.: Социологические исследования, 2001, № 7, С. 132−135.
  72. Дневник профессионального самоопределения. Коменкова Д. Н., Дудкин М. С., Чистякова В. Н. М.: Школа и производство. 1993,№ 5.С.67 75.
  73. Н. Что такое личность?. М.: Вопросы философии 1998, № 2, с. 54.
  74. X. Чего не могут вычислительные машины. М.: Наука, 1978, С. 261.
  75. В.В. Студенты об адаптации в вузовской жизни.М.: Социологические исследования, 2001, № 9, С. 77−82.
  76. Ю.М. Деятельностный подход при производственном обучении. М.: Специалист, 2001, № 10, С.34−36.
  77. Жизненное самоопределение учащихся Республики Беларусь: опыт социологических исследований. Сб. ст. Минск, 1995, 136 с.
  78. А.Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности. Дисс. докт. пед. наук. М., 1988. 389с.
  79. В.И. Методология и методика социально -педагогического исследования. Тюмень: 1995. 136с.
  80. Е.А., Зарецкий В. К., Ненашева JI.А., Холмогорова А. В. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения. Психологическая служба в вузе. Обзор информации НИИВО- Вып. 1. М.: Педагогика, 1995, 187 с.
  81. В.К., Каменский Р. Н. Концептуальная схема самоопределения. Методологический и игротехнический альманах. М.: Кентавр, 1995, № 2, С.10−12.
  82. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию., М.: Социологические исследования, 2000, № 6, С. 21−29.
  83. Э.Ф. Профессиональное становление личности. М.: Психологический журнал, 1997, Т. 18, № 6, С. 35−44.
  84. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. М.: Педагогика, 2002, № 3, С. 16−21.
  85. Т.В. Профессиональное становление студентов. М.: Среднее профессиональное образование, 2002, № 10, С. 16−18.
  86. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. 384 с.
  87. В.П. О целях и ценностях образования., М.:. Педагогика, 1997, № 5, с. 2 16.
  88. В.П. Психологическая теория деятельности («Воспоминания о будущем») М.: Вопросы философии, 2001, № 2, С. 67 105.
  89. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., Тривола, 1994, 304 с.
  90. С.П. Педагогическое руководство профессиональной консультации в вузе. Профессиональная адаптация в высшей школе. Кемерово: 1990, С. 120−128.
  91. В. В. Знаковые системы научного поведения. НТИ. Сер. 2.1. М.: 1975, № 9, с. 3−9.
  92. С. Н. Проблема всестороннего и гармоничного развития личности. Духовная культура развитого социализма и личность. JI., 1980, С. 144.
  93. С.Н. Жизнь как творчество. Киев: 1985, 258 с.
  94. . Формирование профессиональной мотивации обучения в вузе. М.: Alma-mater. Вестник высшей школы, 2001, № 8, С. 11−15.
  95. В.И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа как социально-педагогическое взаимодействие.. М.: Педагогика, 2000, № 5, С. 64−69.
  96. Какабидзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси: 1985, С. 194- 195.
  97. О.А. «Классический» университет в сегодняшней России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2003 г., № 1, С.105−123.
  98. О.Н. Молодёжь России: Особенности социализации и самоопределения., М.: Социологические исследования, 2000, № 3, С. 124−128.
  99. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального, самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1995,38 с.
  100. С.А. Интеграция с/х вузов в реальный сектор экономики. М.: Экономика с/х и перерабатывающих предприятий, 2002, № 7, С. 49 -50.
  101. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Южн. Урал, 1996. 188 с.
  102. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании . М.: Педагогика, 1996, № 2, С. 14−21.
  103. Е.Н. Как выбрать профессию? М., Просвещение, 1990, 159с.
  104. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов- на-Дону: 1996, 509 с.
  105. Климов Е. А Теоретико-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знания, 1983, 96с.
  106. Ю.Н. Профессиональное самоопределение и интеграция молодых специалистов в социальную структуру в современных условиях. (Комплексное исследование. Автореф. дисс. докт. соц. наук. Ставрополь: 2000, 41 с.
  107. Т.В., Селезнев И. А. Этнополитическое сознание студенчества в первой половине 90-х годов, М.: Соц. Иссл., 2000, № 4, С.43−62.
  108. А.И. Отношения студентов. М.: Соц. иссл., 1997, № 9, С.73−85.
  109. А.Т. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: 1977, 17с.
  110. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосоздание. М., Политиздат, 1984,335 с.
  111. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  112. Л.В., Немцов А. А. Вузовское образование в оценке студентов., М.: Социологические исследования, 1999. № 4, С. 95 100.
  113. Концепция профессионального самоопределения молодёжи. Проект., М.: Педагогика, 1993. № 5, С. 33−37.
  114. Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов: 2001, 24с.
  115. Н.И. Словарь справочник по психологии. М.: Мысль, 1996, 124 с.
  116. Е.В. Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей: Автореф. канд. пед. наук. Великий Новгород: 2001, 20с.
  117. Г. Б. Об институциональном подходе к исследованиюсвязи профессии и образования . М.: Социологические исследования, 2000, № 6. С.48−51.
  118. Коростылева НЛ Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.: 2002, 22 с.
  119. Ю. Иерархическая модель выбора профессии. М.: Alma-mater Вестник высшей школы, 1998, № 1, С. 19−21.
  120. Г. И. Педагогические факторы формирования гражданского самочувствия студентов профессионального образовательного учреждения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002, 22 с.
  121. Н.Б. Социокультурный контекст образования. М.: Новые ценности образования, 1995, № 2, С.67−94.
  122. С.П. Управление формированием профессиональных интересов. М.: Вопросы психологии, 1985, № 3, С. 23−30.
  123. В.Н. Мониторинг профессионально личностного развития студентов. М.: Специалист, 2002. № 11,С.67−78.
  124. В.Т., Уразалиева Г. К. Развитие деятельности и её самодетерминация. М.: Вопросы философии, 2001. № 3, С.93−103.
  125. В.М. Психолого- педагогические условия формирования личности учащегося. М.: Просвещение, 1994. 135 с.
  126. И.Ю. Особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2000. 23с.
  127. JI. Формирование-личности важнейшая задача высшей школы. Развитие личности. М.: Высшее образование, 2002. № 8, С. 45 -49.
  128. В.П. Социально- психологическое самоопределение личности будущего специалиста. Современные проблемы психолого-педагогических наук. М.: Вып. 17, 2001. С. 40−44.
  129. А.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста по социальной работе в вузе. Автореф.дисс. канд.пед.наук: Кострома, 2002, 22 с.
  130. Н. С. Философия и практика университетского образования . Гос.ком. РФ по высшему образованию, УдГУ. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та 1995. 254с.
  131. B.C. Кризис «деятельностного подхода» в псхологии и возможные пути его преодоления. М.: Вопросы философии, 2001. № 3, С. 47−61.133. Лебедев А. С., Горбенко В. И. Формирование ценностных ориентации молодежи. СПб.: Питер, 1990. 264 с.
  132. Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО. Автореф. дисс. канд. пед. наук .М.: 2001. 19с.
  133. И. И. Наука как социальный институт. Л.: Наука, 1971, С. 20.
  134. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  135. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: «Смысл», 2001.511 с.
  136. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: «Мысль», 1983. Т.2, С. 196.
  137. А.Н. Избранные психологические произведения: В. 2-х т., Т. 1.М.: «Мысль», 1983. 234 с.
  138. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. М.: Вопросы психологии, 1987. № 3, С. 11−21.
  139. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Просвещение, 1974. 289 с.
  140. В.Т. Духовный мир и ценностные оиентации молодежи России. Уч. пос: СПбГУП, 2000. 136 с.
  141. Личность. Семья. Школа (проблемы социализации учащихся).
  142. Пособие для руководителей школ. Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та пед. мастерства, 1996. 246 с.
  143. Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. М.: Педагогика, 2002. № 1, С. 78−79.
  144. М.И. Необходимо готовить кадры для ландшафтного земледелия. М.: Земледелие, 2002. № 6, С. 44 .
  145. А.Н. Проблемы профориентации сельской молодёжи.. СПб.: 2002, Среднее профессиональное образование. № 9, С. 50−51.
  146. В.В. Образ «Я» как детерминанта профессионального роста личности студента. Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ставрополь: 2000, 23 с.
  147. Е.В. Контроль и оценка личностных достижений учащихся в современной развивающейся школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Псков: 2001, 24 с.
  148. Г. Ю. От первокурсника до выпускника. Проблемы профессионального самоопределения. М.: Вестник Московского университета. Психология, 2000. № 1, С. 48−56.
  149. В.А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Часть 1. Оренбург: Издательство ОГУ, 1998. 290 с.
  150. В.И. Управление формированием ценностных ориентаций у хоккеистов в процессе спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Челябинск: 2000, 19 с.
  151. В.К., Слободняк А. А., Мочалов Д. Э. Оценка методов активизации профессиональной деятельности и творчества обучаемых. М.: Специалист, 2003. № 1, С. 20−22.
  152. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Педагогика, 1990. 195 с.
  153. К., Энгельс Ф., Соч., Т. 1, М.: Политиздат, 1980. С. 292.
  154. Е.П. Педагогические условия формированиягуманистических ценностей в процессе обновления содержания гуманитарного образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002, 18 с.
  155. Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Ярославль: 1999, 36 с.
  156. Методология и методика научного исследования. (Для педагогических работников новых типов учебных заведений, занимающихся опытно-эксперементальными исследованиями). Автор сост. А. Я. Наин. Челябинск: 1993. 52 с.
  157. Г. Н. Россия в беде. Мир России. М.: 2001, № 1, С. 57.
  158. И.И. Некоторые вопросы методологии и методики социологического исследования студенческого коллектива. Автореф. канд. дисс. канд. соц. наук. М.: 1969, 19 с.
  159. С.М. Формирование профессионального самоопределения дезадаптационных подростков в социально-воспитательной деятельности в многопрофильной гимназии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк: 2002, 19 с.
  160. Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся в культурно образовательной среде школы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк: 2003, 24 с.
  161. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб.: СпбГУ, 2000. 237 с.
  162. А.В. Социализация в «смутное время «. М.: Знание, 1991, 87с.
  163. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. М., Academia, 2000. 193 с.
  164. В.В. и др.: Бессознательное, т. 3: Тбилиси.: 1978, С. 293 -301, 703 710, 298 — 300, 291 — 292.
  165. Негосударственное образование в оценках студентов. М.: Высшее образование в России, 2002. № 6, с. 94−104.
  166. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. М.:
  167. Педагогика, 1999. № 3, С. 3 10.
  168. А.Г. Структура «Я» и фундаментальная политическая альтернатива.. М.: Вопросы философии, 1999. № 12, С. 97 106.
  169. Г. П., Сафин В. Ф. Педагогические проблемы самоопределения личности.. М.: Сов. педагогика, 1999. № 4, С.78−81.
  170. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных педагогов. Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Сов. педагогика, 1995, T. l, С. 81.
  171. Т. А. Ценностное самоопределение выпускника лицея. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Оренбург: 2000, 23 с.
  172. Никитина.О. Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления. Автореф дисс. к. психол. наук. М.: 2002, 16 с. с ил.
  173. А.И. Формирование социально-активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск: 2002, 17с. сил.
  174. Образование в Удмуртии: история, реальность перспективы: материалы научно-практической конференции (к 60-летию ИУУ), Ижевск: Изд-во «Удмуртия», 1998. 130 с. '
  175. P.M. Личностная самореализация студентов. М.: Специалист, 2001. № 6, С.57−63.
  176. В. Д. Особенности социокультурного развития и некоторые универсальные личностно-психологические механизмы творчества. Диалектика научного и технического творчества. Обнинск: Изд-во ОГПИ, 1983. С. 31.
  177. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Просвещение, 1994. 247 с.
  178. Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и искусственный интеллект. М.: Мысль, 1978. С. 149.
  179. П.И. Какие они наши студенты? (Социальныепотребности и особенности социализации). Сред. проф. заведение респ. Татарстан. М.: Специалист, 1999. № 7, С. 28−30.
  180. П.И. Особенности студента сельскохозяйственного техникума.. М.: Специалист, 2003. № 4, С. 30−31.
  181. С.А. Педагогическая оценка знаний в России: историческая ретроспектива и современное состояние. Автореф. канд. пед.наук. М.: 2002, 21 с.
  182. В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. Д.: Просвещение, 1980. С. 20 25.
  183. Н.А. Взаимодействие преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002, 22 с.
  184. И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание. М.: «Акма-пресс», 2000. 133 с.
  185. В. М. Ценностные установки и социально-психологические аспекты научного творчества. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. С. 78 105.
  186. А.В. Психология о каждом из нас и каждому о психологии., М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 1996. 348 с.
  187. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Феникс, 1996, 59 с.
  188. ВТ. Модель выпускника университета. М.: Педагогика. 2002, № 9, С. 22−27.
  189. В.Д. Ценностное самоопределение в педагогическом образовании университета. Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург: 1996, С. 10.
  190. И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х книгах. .(Книга 1. Общие основы. Книга 2 г Процесс воспитания). М: Владос, 1998 -1999. 389 е., 350 е.
  191. .В. Готовность к самоопределению. М.: Высшееобразование в России, 1998. № 2, С. 80 82.
  192. Политический журнал. М.: 1997, № 2, С. 80−93.
  193. Е.И. Психология самоопределения и выбор специальности. М.: Специалист, 2002. № 8, С. 24−35.
  194. С. А. Психологические особенности становления профессионального, самосознания субъекта труда на этапе вузовского обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калининград: 2002, 19с.
  195. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. М.: Соц. иссл., 1999. № 6, С. 68.
  196. В.Я. Система воспитания студентов. М.: Специалист, 2001. № 1, № 2.
  197. Практикум по социально-психологическому тренингу. Сб. ст. СПб.: Питер, 2000. 350 с.
  198. Профессиональное образование в сельскохозяйственных вузах.. М.:МГАУ, 2001.92с.
  199. Профессиональное самоопределение студентов: Методические рекомендации научно-методической конференции преподавателей и сотрудников. Сборник научных трудов. Якутск: Изд. ЯГУ, 2000. 204с.
  200. Психология личности в трудах зарубежных психологов .Сост. Реан А. А. (Хрестоматия по психологии). СПб.: Питер, 2000. 316с.
  201. Психология личности в трудах отечественных психологов .Сост. Куликов J1. В. (Хрестоматия по психологии).-СПб.: Питер, 2000. 476с
  202. Психология личности. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов рек. УМО РФ Т.1. Ред.- сост. Д. Я. Райгородский. М.: Бахрах, 2000. 447 с.
  203. Психология личности: тесты, опросники, методики .Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М.: Гелинон, 1995. 220 е., ил.
  204. Психология профессиональной подготовки. Никифоров Г. С., Зимичев A.M., В. М., Макшанов С. И., Джанерьян С. Т. С.-Петербург. Гос. ун -т- общ. ред. Г. Н. Никифорова. СПб.: Из-во С.-Петерб. ун- та, 1993.169 с.
  205. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.В.
  206. М.: Педагогика, 1987. 243 с.
  207. Психология индивидуальных различий. Ред. Гипенрейтер Ю. Б., Романов В. Е. М.: ЧеРО, 2000. 775 с.
  208. Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: изд-во С.Пб. университета, вып. 4., 1997. 233 е., с ил.
  209. Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования .Т. 11: Сб. науч. тр. междунар. Акад. психологических наук и др. Редкол.: В.
  210. B.Новиков и др.- отв. ред. А. Ф. Шикун, Ю. П. Платонов. Тверь: 1998, 398 с.
  211. Н.Е. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-метод. пособие. М. Воронеж: «Знак"2002, 392с.
  212. Н.Е. Оценка эффективности профессионального самоопределения.. М.: Школа и производство, 1997. № 2, С. 92−95.
  213. Н.С. Профессионального и личностного самоопределения. Воронеж: НПО «Модек «, 1996. 256 с.
  214. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. М.: Вопросы психологии, 1996, № 2,1. C. 5.
  215. Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи. М.: Изд-во МГУ, 1991.86с.
  216. Н.С. Психология труда и человеческое достоинство. Воронеж: НПО «Модек», 2001.98с.
  217. Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие к курсу: Психология труда и инженерная психология. М.- Воронеж: НПО «Модек», 1997. 351 с.
  218. Радина J1.B. Психолого акмелогические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2001, 23с.
  219. А. И. Культурная детерминация и.рациональность. Социальная детерминация познания. Тарту: изд-во ТГУ, 1982, С. 42 54.
  220. А.В. Самореализация личности студента. М.: Специалист, 2000. № 11, С.24−28.
  221. B.C. Идеалы и социализация личности Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воронеж: Политиздат, 1973.С. 1214.
  222. М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. М.: Наука, 1997. С. 125- 172.
  223. Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития.М.: Вопросы философии, 2001. № 5, С. 67−77.
  224. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Изд-во «Прогресс», «Универсум», 1994. 320 с.
  225. В.М. Становление личности и время (Г.П. Щедровицкий и его воспоминания). М.: Вопросы философии, 2002. № 12, С. 79.
  226. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: «Мир», 1994. 320 с. с ил.
  227. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Мысль», 2002. 720 с. с ил. (Серия «Мастера психологии»).
  228. Г. И. Самоорганизация и ¦ организация развития общества. М.: Вопросы философии, 1998. № 8, С. 63 72.
  229. Л.А., Бушмакина О. Н., Перфильева Н. Б., Санников О. В. Философия: Опыт самоопределения: Учебное пособие. Ижевск: Удм. гос. Университет, 1996. 195 с.
  230. В.А. Университеты: настоящее, будущее. Выступления на Первой Международной конф. ун-тов стран СНГ «Университеты и общество», Мое. ун-т, 23 марта 2000 г. М.: 2002, С. 8−19.
  231. Т. Л. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург: 2001, 23 с.
  232. И.Е. Социально- профессиональноесамоопределение школьников в трудовых объединениях. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Оренбург: 1999, 18с.
  233. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография.. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996. 151с.
  234. Э.Р. Диагностика особенностей самоопределения педагогов профессионалов. Учебно-методическое пособие. М.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. 69 с.
  235. Э.Р. Научно-педагогические основы самоопределения. Оренбург: 2001, 137 с.
  236. Э.Р. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала. Монография. М.: Прометей, 2000. 203 с.
  237. Э.Р. Учебные программы интегрированных психолого- педагогических спецкурсов по образовательной поддержке самоопределения педагогов профессионалов. Методическое пособие.. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. 29с.
  238. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография. Оренбург: Изд-во ОГПИ^ 1996. 151 с.
  239. В.Ф. Психологическое самоопределение личности. Учебное пособие. Свердловск: Свердловский пед. институт, 1986. 142 е.
  240. Н. Дополнительные квалификации в аспекте гуманизации. М.: Высшее образование в России, 2002. № 6, С. 9−16.
  241. B.C. Научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2003, 22 с.
  242. О.П. Педагогическое обеспечение профессиональной самоактуализации личности будущего педагога (на материале педагогического колледжа республики Саха (Якутия)). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Якутск: 2002, 22 с.
  243. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования пед. систем. М.: Логос, 1999. 271 с.
  244. В.А. Дидактика. Учебное пособие для вузов. Под ред. Сластёнина В. А. М., «Академия»: 2002, 368с.
  245. В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности). М.: Вопросы философии, 2001. № 3, С. 97−112.
  246. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Педагогика и психология, 1995. С. 209−210.
  247. С. Саморазвитие: умственное, нравственное и практическое: пер. с англ. Минск: 2000, 409 с.
  248. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб, заведении. М.: «Академия», 2001.304 с.
  249. С.Д. Обучение и воспитание в высшей школе. М: 2001. С. 134.
  250. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: «Академия», 1995. 327 с.
  251. Современный. словарь по педагогике. Сост. Рапацевич Е. С. М.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  252. А. В. Профессиональные устремления сельской молодёжи. М.: Социологические исследования,.2002. № 6, С. 16−18.
  253. А. В. Культура и личность. М.: «Академия», 2001. С. 177 -188.
  254. А.В. Ценностные отношения студенчества. Харьков: «Мова», 2001. 197 с.
  255. А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества . М.: Социологические исследования, 2003. № 1, С. 115−123.
  256. Cogito: Сб. научных ст. по педагогике и психологии. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. 248 с.
  257. Г. Б. Социальная адаптация студенческой молодёжи в процессе профессионального образования. Автореферат дисс. канд. пед. наук .М.: 2001, 22с.
  258. Социология в СССР, т. 2. М.: Политиздат, 1966. С. 490.
  259. Социология молодежи. Учебник. Под ред. В. Т. Лисовского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. 327 с.
  260. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов центрального региона России. Орёл: Изд-во Орёл ГАУ, 2001. 197с. с ил.
  261. Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентированной системы внеучебной деятельности в вузе. Автореф.дисс. канд. пед. наук. М.:2000. 22 с.
  262. Е.С. Фундаментальные проблемы аграрных преобразований в России в XX веке. М.: Вопросы философии, 1998. № 8, С. 91−99.
  263. Студент как субъект обучения и воспитания. Научно-метод. конф. проф.-преподавательского состава ЯГУ 4−5 февр. 1997 г. Метод, рекомендации. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 118с.
  264. Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения. Автореф. дисс. канд. пед. наук.: Кемерово, 2002, 22 с.
  265. А.В. О формировании профессионально-значимых качеств будущих специалистов. М.: Среднее профессиональное образование, 2002. № 10, С.38−43.
  266. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1983. 158 с.
  267. Н. Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии. М.: Вопросы психологии, 2002. № 5, С. 42−49.
  268. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: «Мысль», 1975. 56 с.
  269. O.K. Психология мышления. М.: «Мысль», 1984. 69 с.
  270. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССЕН, 1999. 97 с.
  271. А. Л. На пути к рефлексивному анализу художественной прозы. Семиотика и информатика. Вып. 17. М., Просвещение, 1981. С. 183.
  272. Третий Всероссийский съезд общества психологов СССР. Т. З, М.: «Наука», 1968. С. 280 281.
  273. Г. Л. О некоторых нормативно-ценностных механизмах культуры: Природа и факторы смешного. Методология и методы изучения культуры. Л.: изд-во «Ленинградский рабочий», 1984. С. 72 -78.
  274. Г. Л. Нормативно-ценностные системы. СПб.: «Изд-во СПб ун-та" — 1997. С. 124.
  275. Н.Н. Развитие личности студента. М.: Специалист, 2003. № 2, С.17−18.
  276. А., Воропай Т. Критическое мышление. Харьков: «Мова», 1997. С. 232−245.
  277. В. М., Закалин А. С. Об, историческом сознании студенческой молодежи . М.: Социологические исследования, 2000. № 6, С.119−122.
  278. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002. 254 с.
  279. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 5. М.: «Мысль», 1990. С. 15.
  280. И.А. Формирование потребности студентов педагогического вуза в творческом саморазвитии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Саратов:2001,22 с.
  281. Е.Ю. Активизация личностного развития молодежи. М.: Специалист, 2001. № 8, С. 68−74 .
  282. Философия самоопределения (Коллективная монография). Под ред. Андрусенко В. А, Емельянова Б. В., Любутина К. Н., Стрельца Ю. Ш. Оренбург: Прометей, 1996. С.8
  283. Философия: опыт самоопределения: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 192 с.
  284. Философско-психологические проблемы развития образования. Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1994. 127 с.
  285. Формирования целостного мироотношения и духовная культура. Под общ. ред. д.ф.н. Андрусенко В. А. Оренбург: изд. Оренбург, технического ун-та, 1996.196с.
  286. Формирование учебной деятельности студентов. В. Я. Ляудис, Х. Варнеке, И. И. Ильясова и др. Под. ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 239с.
  287. М. Премудрость в личности. М.: Вопросы философии, 2000. № 4, С. 123−131.
  288. Л.Н. Изучение процесса личностного развития. Ижевск: «Детектив-информ», 1994. 29 с.
  289. Л.М. Влияние ценностных ориентации на развитие профессиональной мотивации студентов вуза. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 2002, 23с.
  290. Г. Основные понятия синергетики. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: «Мысль», 2000. С.2−55.
  291. О.Г. Становление целостного отношения к учебной деятельности учащихся начальной школы (в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Барнаул: 2002, 22 с.
  292. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М.:
  293. Педагогика, 1986. T. l, 439 е.- Т.2, 450 с.
  294. М.А. Психология интеллекта, СПб.: Питер, 2002. 264 с.
  295. Хрестоматия по педагогической психологии, М.: Просвещение, 1995. 413 с.
  296. Цивилизация. Культура. Личность. М.: Прогресс, 1995. 221 с.
  297. И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1995. 36 с.
  298. С.Ю. О деятельностных основах профессионального образования. М.: Специалист, 2001. № 1, С. 45−62.
  299. С.Н. Педагогические основы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  300. В. Д. Деятельности и способности. М.: Прогресс, 1994. 132 с.
  301. А.А. Проблемы профессионального самоопределения в юности. Вестник Ставропольского института им. Чурсина. Ставрополь: изд-во Ставропольского инст-та, 2002. С. 61−66.
  302. Н.М. Самоопределение личности как ключевое понятие при построении прогностической модели выпускника общеобразовательной школы. Новое в педагогике. М.: Просвещение, 1998. С. 13.
  303. Р. К. Социальные институты культуры. Свердловск: Уральский рабочий, 1978. С. 28.
  304. Школа самоопределения. Шаг второй. Под ред. А. Н. Тубельского. М.: «Прогресс», 1994. 480с. с ил.
  305. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. М.: «Мысль», 1999. 206 с.
  306. К. Студенты. Становление личности. М.: Просвещение России, 1997. № 4, С. 68−70.
  307. В.А. Моделирование и философия. М.-СПб.: 1996, С. 19
  308. Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов. М.: Соц.иссл., 1999. № 8, С.47- 54.
  309. Е. Студент в России и Америке : социологический портрет. М.: Высшее образование в России, 2002. № 2, С.83−87.
  310. Т.И. Особенности ценностного формирования студента. Харьков: «Мова», 2000. 163 с.
  311. Экзистенциальная психология (Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Фейфел и др.) Под ред. Р.Мэя. Экзистенция. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 2001. 619с.
  312. П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка (на примере Заполярья). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2000, 20 с.
  313. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: 1994, 235 с.
  314. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. РАО Ассоц. «Профессионального образования» М.: Апрель-пресс: ЭКСМО, 1998. Т.1, 368 е.- Т.2,370 с.-Т.3,354 е.
  315. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. М.: Социологические исследования, 1997. № 3, С.84−92.
  316. Якиманская И.С., Развивающее обучение. М.: «Мысль», 1979. 223 с.
  317. В.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2000. 327 с.
  318. Ярмухаметов 3. Г. Роль образования в преодолении региональной социально-экономической ассиметрии. М.: Социально -гуманитарные знания, 2002. № 1, С.81−89.
  319. Lemel Y. Stratification et mobilitu sociale. P. Armand Colin: 1991, 237 p. 315. White L. The concept of cultural systems. New York: 1975, 193 p.
Заполнить форму текущей работой