Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора
![Диссертация: Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора](https://westud.ru/work/2517018/cover.png)
Диссертация
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И только недавно стали задавать себе вопрос, всегда ли правомерно вторгаемся в «святая святых» — окружающий нас мир. Появилась потребность охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к экологическому образова$ нию дошкольников
- 1. 2. Формирование готовности студентов к реализации форм и методов экологического образования дошкольников
- 1. 3. Программные требования к объему и содержанию экологического образования дошкольников
- ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 11. 1. Экологический образовательный потенциал татарских пословиц и поговорок
- 11. 2. Возможности других жанров татарского детского фольклора в экологическом воспитании дошкольников
- 11. 3. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора
Список литературы
- Абрамов И.И. Введение в ботаническую географию-Л., 1974.- 123 с.
- Актуальность экологического воспитания дошкольников / Сост. С. Н. Николаева Ниж. Новгород, 1991.-121 с.
- Александрова Н.М. Научные основы подготовки учащихся в профессиональных учебных заведениях по профессиям экологического профиля СПб, 1997 — 158 с.
- Алексеев С.В. Опыт непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге // Экология и жизнь 1999 — № З.-С. 23−26.
- Алексеев С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования. // Экология и культура, сб. докл. науч. прак. конф Красноярск, 1991-С. 42−44.
- Алексеев С.В. Экология: наука и область образования.-СПб., 1994.-56 с.
- Андриевская З.Я. Формирование ответственного отношения к природе и природоохранительной деятельности у учащихся IV-VIII классов. Автореф. дис.. кан. пед. наук.-Минск, 1981.-22 с.
- Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект-М.: Мысль, 1978 174 с.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения М.: Агропромиздат, 1989.-383 с.
- Асмолова А.Г. От экологических знаний к картине мира // Вестник образования.- 1993.- № 7.- С. 21−40.
- П.Асланиди К. Б., Потапова Т. В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии.- 1997 № 1- С.75−84.
- Астафьев В.И., Черданцева А. Ф. Советы по домоводству-Минск: Пламя, 1993.-412 с.
- Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист.- 1990.- № 1.- С. 30−32.
- Афанасьев В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии М.: Наука, 1964.-416 с.
- Ахметжанова Г. Р. Подготовка студентов педвуза к осуществлению гражданского воспитания: Автореф. канд.пед.наук-Казань, 2003 16 с.
- Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа 1993 — № 9.- С. 16−17.
- Бабинцева Л.И. Труд и наблюдения в уголке природы // Дошкольное воспитание 1961.- № 1.- С. 46−48.
- Байда Х.С. Опыты с культурными растениями в школьном уголке природы М., 1955 — 87 с.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры.-М.: Наука, 1969.-294 с.
- Баринова М. Использование комнатных растений в качестве демонстрационного материала при изучении разнообразия органов растения // Биология. Приложение к газете «Первое сентября». — 1997 № 3.- С. 5.
- Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа.- 1994.- № 2.- С. 32−33.
- Бганба В.Р. Экологическая проблема: социально-философское обоснование и пути решения: Автореф. дис. док.фил.наук М., 1992 — 46 с.
- Благосклонов К.Н., Иноземцев А. Н. Из истории охраны природы в нашей стране М., 1967 — 142 с.
- Блюмкин В.А. и др. Нравственное воспитание. Фило-софско-этические основы- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990.-143 с.
- Бобылева Л.Д. Повышение уровня экологических знаний младших школьников // Обучение и развитие младших школьников Волгоград, 1990 — С. 101−110.
- Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе 1996 — № 3 — С. 57−59.
- Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр.- Владимир, 1989 С. 77−83.
- Бобылева Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе: Автореф. дис. кан. пед. наук.-М., 1983.- 16 с.
- Бобылева Л.Д. Экологические знания дошкольникам // Дошк. воспитание.- 1997 — № 7 — С. 16−20.
- Бокий Б.Г. Кристаллохимия М.: Изд-во Московск. ун-та. I960.- 110 с.
- Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа.-1996.-№ 3 С. 48−49.
- Большакова М.Д., Рубушкина Н. К. Обучение детей умственным операциям в процессе ознакомления с комнатными растениями / Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников-Ульяновск, 1986-С. 132−139.
- Бондарева В. А. Образцова Л.Е. Приемы активизацииинтереса к природе у детей 6−7 лет // Совершенствование воспитательно-образовательной работы в детском саду Ростов-на-Дону, 1977.-С. 19−27.
- Бонева Б.Н. Формирование представлений и понятий о сезонных явлениях в жизни растений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кан. пед. наук.- М., 1973.-16 с.
- Борев Ю.Б. Категории эстетики М.: Наука, 1 959 237 с.
- Борисова 3. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей // Дошкольное воспитание- 1986.- № 6.-С. 16−18.
- Боровков А.А. Теория вероятностей и математическая статистика-М.: Наука, 1976 124 с.
- Ботаническая география с основами экологии растений / Под ред. В. Г. Хржановского М., 1986 — 96 с.
- Бреслов Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М., 1980- 144 с.
- Будыко М.И. Глобальная экология— М.: Мысль, 1977.- 236 с.
- Бусыгина Е.А., Кондакова JI.B. Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников и младших школьников // Экология и охрана окружающей среды: Тез. докл. 2-й междунар. науч.-практ. конф Пермь, 1995 — Ч. 5- С. 16.17.
- Быстров А.А. Природоведение в дошкольных учреждениях- M.-JL, 1934 96 с.
- Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века).- Казань: КГПУ, 1997, — 172 с.
- Вальковский В.В. Ценность природы // Философия и общество.- 1998-№ 6.-С. 118−121.
- Ванходло Г. А. Воспитание детей в старшей группе в связи с работой в уголке природы / Игра и труд в детском саду.-М., 1961.-С. 69−78.
- Ванькова О.С., Суслова Е. Г. Цветы в вашем доме-М., 1992.- 79 с.
- Васильева А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (На материале ознакомления с природой): Автореф. дис. кан. пед. наук-Минск, 1972 -21 с.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика 1997 — № 6.-С. 31−37.
- Вересов Н. «Мы земляне»: Прогр. по экол. воспитанию ст. дошкольников // Дошк. воспитание.- 1994 — № 12. С. 23−32.
- Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошк. воспитание.- 1993.- № 7.- С. 39−43.
- Вересов Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания: Автореф. дис. кан.пед.наук-М., 1991- 16 с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников сприродой М.: Просвещение, 1984 — 252 с.
- Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями.-М.-Л., 1952.-28 с.
- Верзилин Н.М. Растения в жизни человека- Л., 1954.-190 с.
- Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.- Л.: Просвещение, 1970.- 307 с.
- Вернадский В.Н. Биосфера, ноосфера / Отв. ред. Соколов Б. С М.: Наука, 1989.- 250 с.
- Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кан. пед. наук-Рига, 1974 -21 с.
- Взаимодействие общества и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы /Отв. ред. Е. Т. Фаддеев М.: Наука, 1986 — 349 с.
- Вилькеев Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пос.- Казань: КГПУ, 1994.- 141 с.
- Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Учеб.пос. для ст-ов пед. ин-та- Казань: КГПИ, 1992.- 108 с.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание 1981- № 5-С. 24−27.
- Виноградова Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой: Автореф. дис. кан. пед. наук М., 1972 — 25 с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой М.: Наука. 1982 — 112 с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа.- 1997.- № 4.- С. 20−24.
- Винтер Н.А., Каминский Н. Г. Растения для уголков живой природы-M.-JL: Наука, 1937 136 с.
- Внедрение достижений педагогики в практику школы- М.: Педагогика, 1981 145 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. В. В. Давыдова, ДБ. Эльконина.-М.: Просвещение, 1966 142 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999 — 168 с.
- Волович J1.A. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы Казань: ИССО РАО, 1997.- 102 с.
- Волович Л.А. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе.- Казань: ИССО РАО, 1997.- 36 с.
- Волович Л.А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания в общеобразовательной школе).- Казань: КГУ, 1976.- 222 с.
- Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.- М.: Просвещение, 1982.- 172 с.
- Волошина О. Природа в воспитании добрых чувств у детей //Дошкольное воспитание 1981-№ 2 — С. 63−64.
- Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.П.
- Проколенко, В.Н. Котырло.- Киев, 1987.- 172 с.
- Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983 — 207 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой- М.: Просвещение, 1989.- 96 с.
- Временный государственный образовательный стандарт // Педагогика 1997 — № 6 — С. 31−37.
- Выгодский JI.C. Развитие эмоционального поведения //Педагогическая психология-М., 1991-С. 128−144.
- Габдуллин Г. Г. Школоведение: Курс лекций по педагогике-Казань, 1997.-231 с.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления- Казань: Тат.кн.изд-во, 1990.- 206 с.
- Габдуллин Г. Г. Проблемы управления современной школой Казань: Магариф, 1993.- 200 е.- На тат.яз.
- Газизова Ф.С. Формирование культуры общения у детей в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан / Под ред. Р. Ш. Маликова.- Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004.- 160 с.
- Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин: Автореф. дисс. канд.пед.наук.- Казань, 1995- 20 с.
- Гайсин И.Т., Хусаинов З. А., Хазеев Г. Х. Экологическое образование дошкольников. Учебно-методическое пособие.- Казань: КГПУ, 2002.- 96 с.
- Гачев В.А. Книга удивления, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке— М.: Просвещение, 1991.-123 с.
- Герасимов С. О. Журавлев И.Л. Редкие комнатные растения-М.: Энциклопедия, 1990−204с.
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке).-М.: Мысль, 1985.-215 с.
- Гесдёрфер М. Все о комнатных растениях М.: Изд-во Эксмо, 2003 — 656 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию-М.: Школа-Пресс, 1995 -448 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.- СПб.: Наука, 1992.- 288 с.
- Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. НоосфераМ.: Наука, 1987.-96 с.
- Гирусов Э.В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании // Народное образование 1989 — № 4 — С. 23.
- Гирусов Э.В. Система «Общество природа»: (Проблемы социальной экологии).- М.: Просвещение, 1976 — 167 с.
- Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы.- М., 1986.-С. 144−158.
- Гладышева А.В. Дети наблюдают за растениями и животными / Опыт воспитательной работы детского сада.- М., 1958.-С. 71−79.
- Голубев И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся М.: Просвещение, 1985 — 192 с.
- Гордеева В.А. и др. Путешествие Лучика: Экологическая сказка / Гордеева В. А., Елыпина Т. Б., Родина О. Н. // Начальная школа.- 1999.-№ 12.-С. 98−100.
- Гордлевский В.А. Обзор турецких сказок- М., 1900.- 185 с.
- Гордлевский В.А. Рождение ребенка и его воспитание (материалы по османской этнографии)// Этнографическое обозрение Москва, 1910 — № 3−4- С. 37−49.
- Горелов А.А. Человек гармония — природа — М.: Наука, 1990.- 186 с.
- Горелов А.А. Экологическая идеология и будущее России // Свободная мысль 1995 — № 1- С. 50.
- Грецова В.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней: Дисс.. кан. пед. наук.-М., 1969.- 186 с.
- Гробова Т. Амариллис // Юный натуралист.- 1991-№ 10.-С. 35−37.
- Гусев М.В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме // Вест. Моск. ун-та. Сер. 16, биология-1999.-№ 1.-С. 3−5.
- Гэлстон, А и др. Жизнь зеленого растения М.: Просвещение, 1983 — 249 с.
- Двораковский М.С. Экология растений.- М.: Просвещение, 1983 190 с.
- Дедюля С.С. Экология и библиотека. Настоящее и будущее // Научные и технические библиотеки 1997 — № 1 — С. 104−107.
- Дерим-Олгу Е. Н. Кукушка // Юный натуралист.-1991 .-№ 6.- С. 28−31.
- Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н. А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа- 1994 № 4.-С. 34−38.
- Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н. А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа 1992-№ 3.-С. 36−40.
- Дерябо С.Д. Антропоморфизация природных объектов // Психологич. жур. Т. 16.- 1995 № 3 — С. 86.
- Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия и природных объектов школьниками и студентами: Автореф. дис. кан. псих, наук- М., 1993 21 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология Ростов на Дону, 1996.- 305 с.
- Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, JI.M. Гу-рович.- Спб., 1996 224 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики. Учеб.пос. для студ. педвузов М.: Владос, 1999 — 432 с.
- Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика.- 1997.-№ 5.-С. 103−107.
- Дорст Ж. До того, как умрет природа М., 1968.408 с.
- Достовалова Н.А. Формирование экологической культуры населения в современных условиях: Автор, дис. кан. пед. наук.- М., 1991.- 22 с.
- Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями // Дошкольное воспитание 1985.-№ 9.-С. 14−16.
- Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика.-1989.-№ 9.-С. 28−32.
- Егоренков Л.И. Преодолевая трудности экологического образования в Московской области // Экология и жизнь.1999.-№ 3.-С. 20−22.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений М.: АРКТИ, 2001.- 128 с.
- Ельникова К.И. Незаслуженно забытые // Дошкольное воспитание 1991- № 1- С. 76−80.
- Желтов Н.М. Край родной навек любимый Тамбов, 1981.-26 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования-Тюмень, 1995 85 с.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике-М.: Издат. дом Ореол-Лайн, 1998 192 с.
- Закиров Г. С. Самообразование школьников- Казань: Тат.кн.изд-во, 1974- 147 с.
- Залкинд Э.И. Природа как средство нравственного и эстетического воспитания детей / Ученые зап. МГПИ им. Ленина.-М., 1963 .-С. 171−214.
- Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л. М. С любовью к природе М.: Педагогика, 1983.- 232 с.
- Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям вжизни растений у детей старшего дошкольного возраста: Ав-тореф. дис. кан. пед. наук М., 1970 — 21 с.
- Захлебный А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.- М.: Просвещение, 1977.-206 с.
- Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика.- 1984.-№ 9.- С. 16−22.
- Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис. док. пед. наук.-М., 1986.-32 с.
- Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении-М., 1976-С. 20−28.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика- 1985.-№ 12-С. 10−12.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы-М.: Педагогика, 1981 184 с.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов-М.: Знание, 1977.-64 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
- Зверев И.Д. Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе // Советская педагогика-1973.-№ 2.-С.15−18.
- Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе // Советская педагогика 1983 — № 12 — С. 12−19.
- Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе М., 1974 — С. 3−10.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика.- 1991.-№ 1.-С. 9−12.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования М., 1980.- 96 с.
- Зенина Т. Взаимосвязь экологического воспитания и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» // Дошкольное воспитание-1999. № 7 — С. 29−33.
- Знакомство детей с природой / Под ред. Е. И. Волковой.-М., 1948.-93 с.
- Золотова Е.И. Использование сравнения при ознакомлении дошкольников с природой: Автореф. дис. кан. пед. наук М., 1973.-21 с.
- Зубков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экоре-волюции? // Философия и общество 1999 — № 1- С. 81−88.
- Ибраимова М.К. Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным: Автореф. дис. кан. пед. наук.- М., 1990.- 17 с.
- Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика 1990.-№ 10 — С. 27−30.
- Игра и ознакомление дошкольников с растениями / ' Сост. И. Г. Комарова Могилев, 1989 — 78 с.
- Из истории татарской общественной мысли- Казань, 1979.- 169 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения-М.: Знание, 1972 88 с.
- Ильин В.В., Калинкин А. Т. Природа науки: Гносеологический анализ М.: Высшая школа, 1985 — 230 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).-М.: Политиздат, 1984 144 с.
- Иоганзен Б.К. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе // Проблемы экологического образования в школе М., 1979 — С. 6−8.
- Иоганзен Б.К. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюзной научной конфер Иваново, 1989 — С. 72−76.
- Исанбет Н. Детский фольклор Казань: Тат.кн.изд-во, 1984 — 488 е.- На тат.яз.
- История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Уч.пос. для пед. ун-тов/ Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.- 192 с. Часть 2. С XVII в. до середины XX вв.- 304 с.
- Кавтарадзе Д.Н., Брудный А. А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник народного образования 1993- № 3 — С. 3−25.
- Камышев Н.С., Хмелев К. Ф. Растительный покров Липецкой области Воронеж, 1972 — 49 с.
- Канашина Е.И. Еще раз о выращивании цветов //
- Дошкольное воспитание 1957-№ 8 — С. 48−50.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы М.: Педагогика, 1980.-158 с.
- Каплинский Я. Информационная среда человека // Экологические исследования 1998-№ 1.-С. 12−14.
- Капранова Н.Н., Порубинская Г. В. Декоративные растения в комнате и на балконе-М.: Просвещение, 1993 105 с.
- Карлов Н.В. Путь познания— М.: Воскресенье, 1998.-256 с.
- Каропа Г. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся VI-VIII классов сельских школ: Автореф. дис. кан. пед. наук-Минск, 1990 16 с.
- Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение.- М.: Наука, 1980.-208 с.
- Карпов Д.Н. Содержание, формы и методы экологического образования в начальной школе с учетом регионального компонента: Программа и учеб.-метод. материалы Стерли-тамак: Изд-во СГПИ, 2002 — 72 с.
- Картамышева Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования: Автореф. дис. кан. фил. наук.- М., 1992 17 с.
- Кирикэ Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами): Автореф. дис. кан. пед. наук.-М., 1993- 18 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань: КГУ, 1982 — 224 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников Казань: Тат.кн.изд-во, 1980 — 207 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуальный подход у учащимся в обучении: Учеб. пос Казань: КГПИ, 1978 — 113 с.
- Кирсанов А.А. Культура умственного труда учащихся.-Казань: Тат.кн.изд-во, 1968 146 с.
- Кирсанов А.А. Педагогические и психологические основы предупреждения перегрузки школьников.- Казань: Тат.кн.изд-во, 1973.- 168 с.
- Киселев Н.И. Мировоззрение и экология- Киев, 1990.-216 с.
- Киселев Н.И. Эволюция экологического отношения «организм среда» в современной науке (философско-методологический аспект).- Киев, 1977 — 246 с.
- Кишкурно Г. Ф. Воспитание у детей наблюдательности в связи с уходом за растениями и животными / Воспитательная работа в детском саду Минск, 1962 — С. 44−48.
- Клешнин А.Ф. Растения и свет М., 1954 — 98 с.
- Клинковская Н.И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школах-М.: Просвещение, 1986 143 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Ковальчук Т.А. Формирование основ материалистического понимания природы у детей 6−7 лет (в плане преемственности между детским садом и школой): Автореф. дис. кан. пед. наук-Л., 1975.-21 с.
- Когай Е.А. Учение о биосфере и биосферный класс наук // Социально-гуманитарные знания 1999- № 3 — С. 92
- Коган М.Е. Философская теория ценности— СПб.: Наука, 1997.-205 с.
- Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста: Автореф. дис. кан. пед. наук.-М., 1991.- 17 с.
- Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов М., 1987 — С. 5−6.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.-М.: Наука, 1975.-720 с.
- Кондратьева Н.Н. Формирование системы знаний и живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. кан. пед. наук Л., 1985.- 225 с.
- Кондратьева Н.Н., Шиленок Т. А., Марков Т. А., Виноградова Т. А. Программа экологического образования дошкольников «Мы». — СПб., 1996 96 с.
- Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студ. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1982 — 447 с.
- Концепция и программа деятельности общеобразовательной средней школы по экологическому образованию / Под ред. И. Д. Зверева.- М., 1991.- 25 с.
- Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки М.: Мысль, 1974- 568 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994 — 140 с.
- Котляков В. Жить по законам природы // Наука и жизнь.- 1996.- № 9.- С. 5−8.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г., Васильев И. О. Экологическое знание и сознание Новосибирск, 1987.- 221 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования- Самара: Изд-во Самар. ГПИ, 1994 164 с.
- Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается?- Волгоград: Перемена, 1996.- 86 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников-М.: Просвещение, 1976.-303 с.
- Круть И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества М.: Просвещение, 1988.-316 с.
- Крылова И.А. Дестабилизация социально-экологической обстановки в России / Философия и обществоМ., 1999- № 1.-С. 96−100.
- Култаисов Н.М. Экология растений М., 1982 — 84 с.
- Лавренко Л.Я. Развитие экологического воспитания старших школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса: Автореф. дис. кан. пед. наук.- М., 1996 19 с.
- Лаптев И.Д. Экологическая культура: сущность и проблемы формирования // Теория и практика идеологической работы.- М., 1984.- С. 246−263.
- Лархер В. Экология растений М., 1978 — 98 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в.): Учебное пособие.-М.: Форум, 1998.-584 с.
- Левишин Л.А. Когда слово воспитывает.- М.: Политиздат, 1970- 112 с.
- Леднев B.C., Краевский В. В., Полонский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам.- М.: ВАК, 1990- 20 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников-М.: Просвещение, 1979 168 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций М.: Прометей, 1992.- 528 с.
- Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика-1993.-№ 2 С. 19−23.
- Лобов П.А. Колобок: Театрализованное представление на экологическую тему // Начальная школа 2000 — № 6 — С. 20−22.
- Логинов В.И. О критериях оценки знаний детей дошкольного возраста // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста М., 1984.- С. 3−11.
- Логинов В.И., Матвеева А. К., Саморукова П. Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание 1970 — № 6 — С. 23−31.
- Логинов С.В. Опыт в детском саду // Дошкольное воспитание- 1987.-№ 6.-С. 12−13.
- Логунов А. А. Соколов В.Е. и др. Современные проблемы экологического образования // Вестник АН СССР1981.-№ 11- С. 77.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии-М.: Наука, 1984.-265 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий.-М.: Наука, 1965.-375 с.
- Лось В.А. Взаимоотношение между человеком и природой как глобальная проблема // Вопросы философии1982.-№ 5 С. 128−135.
- Лось В.А. Человек и природа М.: Наука, 1978 — 126 с.
- Лось В.А. Экологическое образование цели и основные принципы // Экологическое образование в СССР (научно-аналитический обзор).-М., 1990-С. 18−21.
- Луценко Е.А. Работа и наблюдение детей в уголке природы и на огороде // Дошкольное воспитание- 1953 № 2.- С. 43−46.
- Лушагина И. Экологическое образование сегодня // Воспитание школьников 1994- № 3 — С. 10−12.
- Лысенко В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой / Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников.-Минск, 1983.-С. 4−16.
- Маадай-Кара. Алтайский героический эпос.- М.: Наука, 1973.-279 с.
- Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист.- 1992.- № 2−3.- С. 1−4.
- Майданов А.С. Искусство открытия: Методология и логика научного творчества М.: Наука и техника, 1993 — 256 с.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина М.: Просвещение, 1968 — 373 с.
- Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности.-М.: Педагогика, 1972.-334 с.
- Максимова В. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения.- М.: Просвещение, 1984 143 с.
- Маликов Р.Ш. Тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль средневековья: Монография- Казань: Тат. кн. изд-во, 1999 304 с.
- Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты -М.: Просвещение, 1989 123 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе.-1997.-№ 1.-С. 17−21.
- Мамедов Н.М. Экологический контекст современного образования // Педагогическое образование.- М., 1993.-Вып. 7−10.-С. 39−42.
- Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке / Педагогическое образование М., 1993 -Вып. 7−10.- С. 261−269.
- Марковская М.М. Уголок природы детском саду.-М.: Просвещение, 1984 196 с.
- Матвеева А.К. Особенности и значение развития наблюдения у детей 3-го жизни: Автореф. дис. кан. пед. наук.-Л., 1967.- 16 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе М.: Просвещение, 1977 — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории, — М.: Педагогика, 1975 367 с.
- Махмутов X. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки Казань: Тат.кн.изд-во, 1987 — 179 с.
- Медведев В.А. Знаете ли вы свой край?- Воронеж, 1982.- 54 с.
- Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». — М.: Просвещение, 1964 271 с.
- Методологические и теоретические проблемы формирования мировоззрения школьников / Под ред. Э.И. Моно-сзона и др.- М.: Педагогика, 1984.- 240 с.
- Методологические основы научного познания: учеб.пос. для ст-ов вузов / Под ред. П. В. Попова.- М.: Высшая школа, 1972.-272 с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Арутова и др.- М.: Педагогика, 1985.-240 с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. Пискунова и Г. Воробьева.- М.: Педагогика, 1979 255 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. Экология России. Учеб. для 9−11-х кл. общеобраз. школы- М.: АО МДС, Юнисам, 1995.-232 с.
- Моисеева Л.В., Кастунов И. Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации- УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». — Екатеринбург, 1993 148 с.
- Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя- Екатеринбург, 1996.- 60 с.
- Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество М.: Наука, 1982.- 240 с.
- Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе 1996 — № 3 — С. 29.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика М.: Педагогика, 1981 — 144 с.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы Казань: ИССО РАО, 1996.-328 с.
- Мухаметзянова Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа Казань: Тан-Заря, 1994 — 114 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы— М.: Наука, 1960.-320 с.
- Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа.-1991.-№ 10.-С. 1−6.
- Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников Казань: Тат.кн.изд-во, 1987.- 126 с.
- Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учеб. пос-Казань: КГПИ, 1985.-71 с.
- Нигматов З.Г. Социалистический гуманизм: педагогика и школа Казань: Тат.кн.изд-во, 1988 — 271 с.
- Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала.-Казань: КГУ, 1970 183 с.
- Николаева С.Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: Академия, 2003 — 100 с.
- Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / Методика экологического воспитания дошкольников-М., 1999.-С. 153−159.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского садаМ.: Академия, 2003.- 208 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для ст-ов сред, и высших пед. учеб. заведений М.: Академия, 1999 — 184 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.- М.: Просвещение, 1999 224 с.
- Об изменениях и дополнениях в Закон Республики
- Татарстан об образовании // Республика Татарстан Казань, 1997.- 5 августа.- С. 3−4.
- Образование в области окружающей среды.- М.: Просвещение, 1980 248 с.
- Образцова JI.E. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кан. пед. наук.- М., 1962.- 16 с.
- Овсянникова О.Н. Социально-экологическое воспитание ребенка в семье и дошкольном учреждении: Дисс. кан. пед. наук.- Орел, 1997 157 с.
- Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, И.Г. Суравегиной- Пермь, 1990.- 184 с.
- Основы экологического образования у младших школьников: Учеб. пособие по спецкурсу / Сост. В.В. Севость-янов-Волгоград.: Политехник, 1997 80 с.
- Островская Г. Н. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Автореф. дисс. кан. пед. наук Екатеринбург, 1998 — 22 с.
- Отношения школьников к природе / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др. // Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной-М.: Педагогика, 1988 127 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока- М.: Изд. АПН СССР, 1988.- 198 с.
- Парфилова Г. Г. Экологическое воспитание младших школьников в семье: Автореф. канд. пед. наук.- Казань, 2003.-24 с.
- Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского- М.: Просвещение, 1983.-608.
- Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого- М.: Рос.пед.агент-во, 1996.- 602 с.
- Педагогический словарь. В 2-х т.- М.: АПН Т. 1.-1960.-774 е.-Т. 2.- I960.- 776 с.
- Петрова Г. А. Вопросы учителя- Казань: КГУ, 1976.-200 с.
- Петрова Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов Казань: КГУ, 1973.-69 с.
- Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы- М.: МГУ, 1990.-118 с.
- Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика 1987 — № 3 — С. 29−32.
- Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М. В. Залужской М.: Просвещение, 1972.-319 с.
- Поддьяков Н.Н. О содержании умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучения старшего дошкольника в детском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции М., 1971- С. 42−48.
- Подласый И.П. Педагогика— М.: Просвещение, 1996.-432 с.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1987 144 с.
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценоза-М.: Просвещение, 1975 165 с.
- Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания-СПб., 1993.- 111 с/
- Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: Автореф. дисс. кан. пед. наук-Екатеринбург, 1998 18 с.
- Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дисс. кан. пед. наук-Л., 1961.-21 с.
- Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сб. науч. тр. / Редкол.: И. Д. Зверев и др.- М.: Изд-во АПН СССР, 1984.- 80 с.
- Программа воспитания в детском саду.-М.:Просвещение, 1964 189 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева М.: Просвещение, 1985 — 174 с.
- Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2003.- 70 с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли М.: Новая школа, 1994 — 96 с.
- Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края-Липецк, 1992.-96 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович М.: Просвещение, 1986 — 176 с.
- Райнботе X. Тайна растений— М.: Просвещние. 1984.- 165 с.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии-М.: Топикал, 1994 184 с.
- ЗП.Ракитов А. И. Курс лекций по логике науки.- М.: Высшая школа, 1971.- 178 с.
- Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход-М.: Политиздат, 1982 302 с.
- Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн-Новосибирск: Изд-во ун-та, 1994 Кн.1- 461 с.
- Рахилин В.К. Лесные богатства СССР М.: Просвещение, 1981.- 129 с.
- Регель Э. Содержание и воспитание растений в ком-нате.-СПб.: Просвещение, 1971.- 165 с.
- Реймерс Н.Р. Охрана окружающей человека среды. Словарь-справочник-М.: Просвещение, 1992 115 с.
- Реймерс Н.Р. Теоремы экологии // Наука и жизнь.-1992.-№ 10.-С. 130−135.
- Родина В.А. Цветоводство в школе М.: Просвещение, 1958.- 178 с.
- Родионов Т.П. Экологическое сознание народов Севера: состояние и проблемы // Философия и общество.- 1998-С.106−116.
- Руководство для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 1975 — 186 с.
- Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа 1997.-№ 4 — С. 48−52.
- Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа.- 1993.-№ 9.-С. 40−42.
- Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе М., 1977 — С. 14−39.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дисс. кан. пед. наук.- М., 1978.- 195 с.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе М., 1978 — 149 с.
- Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа.- 1992.- № 2−3.- С. 36−41.
- Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: Учеб. пос. для студ.высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Буре, С. В. Жундрикова и др.- М.: Академия, 2000.- 272 с.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика.- 1989.-№ 5.- С. 15−19.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости-Казань: КГУ, 1992 176 с.
- Сластенин В. А, Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие М.: Школа-Пресс, 1977.-512 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Еровеевой М.: Академия, 2000.-344 с.
- Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова М.: Просвещение, 1980.- 125 с.
- Саморукова П.Г. Роль деятельности и руководство ею в развитии наблюдений у детей старшего дошкольного возраста / Ученые зап. ЛГПУ им. Герцена: Дошкольное воспитание.-Л., 1967.-Т. 319.-С. 17−23.
- Саморукова П.Г. Уголок природы в детском саду // Дошкольное воспитание -М., 1974-№ 7 -С. 12−18.
- Саморукова П.Г. Формирование у детей старших дошкольников возможности умения видеть существенные признаки наблюдаемые предметов // Тезисы докладов Всесоюзной конференции М., 1970.- С. 36−39.
- Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении Новгород, 1994.- 126 с.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика.- 1989.-№ 5.-С. 15−19.
- Сидельковский А.Р. Человек и природа: Формирование отношений.- Ставрополь, 1975 209 с.
- Смирнов Г. С. Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы // Экологическое сознание во взаимодействии общества и природы Иваново, 1984.-С. 31−38.
- Соминская Н.И. Комнатные растения в воспитательной работе с детьми // Дошкольное воспитание I960 — № 8-С. 63−67.
- Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные-М.: Лесная промышленность, 1987 148 с.
- Сотник В.Ф. Кладовая здоровья— М.: Экология, 1991.-234 с.
- Суравегина И.Т., Енкевич В. М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит.—М.: Новая школа, 1994.— 126 с.
- Суравегина И.Г. Междисциплинарный характер экономических знаний // Советская педагогика- 1984- № 2 С. 21−26.
- Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика- 1988 № 9 — С. 31−36.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика.- 1990— № 12.-С. 12−15.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе: Дисс. док. пед. наук.-М., 1986.-315 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1985.- 270 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям- Киев: Рад. школа, 1981.-382 с.
- Татарская поэзия и фольклор в детском саду Казань: Тат.кн.изд-во, 1982.-63 с.
- Татарские народные загадки Казань: Тат.кн.изд-во, 1970.-340 с.
- Татарские народные песенно-плясовые игры. Вступ. слово И. Надиров Казань: Тат.кн.изд-во, 1997.- 156 е.- На тат.яз.
- Татарский детский фольклор / Сост. Р. Ягфаров Казань: Раннур, 1999.-352 с.
- Татарское народное творчество: Детский фольклор-Казань: Тат.кн.изд-во, 1993 335 с.
- Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки Казань: Тат. кн. изд-во, 1993 — 592 е.- На тат.яз.
- Творческий поиск в экологическом воспитании: опыт работы дошкольных учреждений Москвы / Сост. С. Н. Николаева. Часть 1, 2.-М., 1996.- 126 с.
- Тереньтева Е.Т. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды: Автореф. дисс. кан. пед. наук- Л., 1980 -24 с.
- Труд и наблюдения в природе / Сост. А. Ф. Мазурина.-М., 1960.-206 с.
- Уголок природы в детском саду. Сб. статей.- М., 1957.-68 с.
- Урсул А.Д. Перспективы экоразвития М.: Просвещение, 1990.-271 с.
- Усатова Е. «Зеленая» бумага: Экологическая сказка для детей младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.- 1999.-№ 5.- С. 49−50.
- Файербенд П. Избранные труды по методологии науки М.: Прогресс, 1986.- 542 с.
- Фельдштейн Д.Н. Психология становления личности— М.: Просвещение, 1994.- 192 с.
- Филатова JI.M. По страницам Красной книги // Начальная школа 1991- № 11- С. 49−52.
- Фокина В.Г. О воспитании умственной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов М., 1980 — С. 77−83.
- Фокина В.Г. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание — 1995-№ 7-С. 11−14.
- Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы первоначального знания о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: Автореф. дисс. кан. пед. наук.-Л., 1974- 16 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа-Казань: Тат.кн.изд-во, 1967 157 с.
- Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа: Пос. для студ-ов и аспир-ов.- Казань: КГПУ, 1975.- 162 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- М.: Высшая школа, 1990 576 с.
- Хрипач Н.Е. Эстетическое воспитание старших дошкольников в процессе труда в природе // Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Сборник научных трудов Минск, 1985 — С. 59−67.
- Хрипач Н.Е. Уход за комнатными растениями // Дошкольное воспитание 1988.-№ 12-С. 32−34.
- Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника Казань, 1998 — 287 с.
- Ценностные аспекты развития науки- М.: Наука, 1990.-294 с.
- Цуканова Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. кан. пед. наук Брянск, 1994 — 20 с.
- Человек и мир растений / Под ред. Д.Д. Брежнева-М., 1992.-92 с.
- Шагун Г. и др. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологически журнал 1999 — № 1.-Т. 15.-С. 18−24.
- Шенников А.Н. Экология растений М.: Просвещение, 1950.-442 с.
- Ширяева А.С. Принципы, формы и содержание экологического воспитания и образование на современном этапе // О ценностном подходе к изучению жизнедеятельности человека.-М, 1985.-С. 36−42.
- Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика-1981.-№ 7- С. 83−85.
- Экологическое воспитание / Под ред. Чижова В.П.-М.: Просвещение, 1982 187с.
- Экологическое образование и устойчивое развитие.-М.: Просвещение, 1996.-256 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т.И. Суравегиной-М.: Просвещение, 1983- 160 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой-М.: Просвещение, 1987.- 176 с.
- Якупова P.M. Взаимосвязь цивилизации, культуры и экологии Казань: Тан-Заря, 2002 — 110 с.
- Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал.- 1995.- № 3.- Т. 16.- С. 70−76.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования // Вопросы психологии 1998.- № 4 — С. 3−5.
- Die Natur erlebt und beobachtet mit vorschulkinder-Berlin, 1978.-293 s.
- Haage Walthter Shone Kakteen richtigpflegen Leipzig, Radebeut, 1979.-88 s.