Классификация форм обучения
Таким образом, в современной системе образования с позиций целостности педагогического процесса урок рассматривается как основная форма его организации, в которой отражаются все преимущества классно-урочной системы на основе сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Многовариантность возможных сочетаний различных форм работы и их трансформаций позволяет учителю управлять развитием… Читать ещё >
Классификация форм обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организованное обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной методической системы, получающей определенное организационное оформление. На основе анализа существующих организационных форм обучения к настоящему времени в дидактике выделены три основные системы организационного оформления педагогического процесса (рис. 3.15), которые имеют четыре коренных отличия одна от другой, но следующим параметрам:
- а) количественный состав обучающихся;
- б) соотношение коллективных и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся;
- в) степень самостоятельности учащихся в процессе реализации учебной деятельности;
- г) специфика руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
Как видно из приведенного рисунка, на этой основе выделяют три основные организационные формы обучения:
- 1) индивидуальная;
- 2) индивидуально-групповая;
- 3) коллективная.
Очевидно, что третья организационная форма обучения — коллективная — есть такая форма, которая объ;
Рис. 3.15. Взаимосвязь организационных форм обучения.
единяет все предыдущие и позволяет многовариантным образом трансформировать форму организации обучения в соответствии с особенностью той или иной методической системы. Именно в этой форме обучения возможно создание таких ситуаций, при которых коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, а каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной деятельности.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися есть общие формы организации учебно-воспитательной работы. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться групповыми и индивидуальными формами.
До 1990;х гг. в образовательной практике очень редко использовались групповая и парная работы, а работа в сложившихся формах организации педагогического процесса не становилась коллективной в настоящем смысле этого слова. Такая ситуация обусловливалась преобладанием в образовательной практике в качестве методически разработанных и обоснованных объяснительно-иллюстративных методов работы. Это практически исключало в процессе организации учебной деятельности на уроке сотрудничество и товарищескую взаимопомощь учеников, распределение обязанностей и функций на различных этапах выполнения учебной деятельности. При господстве воспроизводящего тина обучения все ученики делают одно и то же в каждый конкретный промежуток времени и не привлекаются к управлению учебным процессом, которым руководит один учитель, чему и отвечает фронтальная организация работы.
Урок — основная форма организации обучения в школе
Таким образом, в современной системе образования с позиций целостности педагогического процесса урок рассматривается как основная форма его организации, в которой отражаются все преимущества классно-урочной системы на основе сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Многовариантность возможных сочетаний различных форм работы и их трансформаций позволяет учителю управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся на основе соблюдения принципа систематичности и последовательности, а также стимулировать различные виды активности школьников, в том числе в условиях организации внеклассной и домашней работы. Благодаря этому ученики на уроке овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности, приобретая необходимый уровень компетентности.
На рис. 3.16 представлена структура организации деятельности учителя и ученика в учебном процессе на уроке, которая непосредственно и опосредованно задает параметры деятельности ученика и во вне школьном пространстве.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познаватель;
Рис. 3.16. Структура организации деятельности учителя и ученика в учебном процессе на уроке.
ной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для:
- а) овладения всеми учениками основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения;
- б) воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил каждого обучающегося как в ходе урока, так и за его пределами.
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются такими различными видами деятельности учителя и учащихся, что оказываются способны при различных сочетаниях определять структуру урока во всех возможных ее модификациях.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Приведем классификацию уроков по Б. П. Есипову (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Классификация уроков (по Б. П. Есипову)
Тип урока. | Главная цель урока. |
1. Вводный урок. | Дать общее представление о… |
2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Изучить… |
3. Урок закрепления знаний и способов действий. | Закрепить знания, сформировать умения, навыки. |
4. Урок комплексного применения знаний и способов действий. | Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно. |
5. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. | Обобщить единичные знания, привести их в систему. |
6. Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности. | Определить уровень усвоения ЗУНов и их комплексного применения. |
7. Урок коррекции знаний и способов деятельности учащихся. | Отработать правильность воспроизведения знаний и учебно-познавательных действий. |
Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний есть урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал. В одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих — практикуется и то, и другое.
Урок закрепления знаний есть урок, направленный на вторичное осмысление ранее усвоенных знаний в целях их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи по известным им правилам, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного в целях более глубокого и прочного их усвоения и т. п.
Уроки выработки и закрепления умений и навыков есть целая серия уроков подряд, которая в дальнейшем имеет свое продолжение при изучении других тем в структуре других уроков ознакомления и закрепления знаний.
На обобщающих уроках происходит обобщение и систематизация знаний по наиболее существенным аспектам из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом.
Уроки проверки знаний, умений и навыков — уроки-контрольные, которые позволяют учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. От учащегося контрольные уроки требуют применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.
Комбинированные, или смешанные, уроки получили наибольшее распространение в практике работы школы, а урок в современной школе, оснащенной современным оборудованием и обладающей учителем с современным уровнем подготовки, всегда является комбинированным, поскольку позволяет решать несколько дидактических задач.
На рис. 3.17 представлена примерная структура современного комбинированного урока, которая включает в себя все его этапы: анализ (проверка) домашней работы и опрос учащихся; предъявление (изучение) нового материала; первичная проверка усвоения в ходе закрепления новых знаний в тренировочных упражнениях; повторение ранее изученного; проверка и оценка знаний учащихся (контроль); задание на дом. Как видно из приведенной схемы, в структуре особо выделяются начало и конец урока, которые по времени могут занимать ничтожно малое количество времени, но по своему психологическому значению являются определяющими для всего дальнейшего хода урока.
Обязательными элементами начала и конца урока во всех охарактеризованных выше типах уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, осмысление и эмоциональное запоминание материала.
Рис. 3.17. Этапы современного урока и система их взаимосвязи.
На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.