Методика применения экспертных систем для корректировки процесса обучения и оценки эффективности ППС
Диссертация
В настоящий момент существует множество способов оценки качества ППС, продолжают совершенствоваться методы прогнозирования эффективности обучения с помощью того или иного средства. Однако, более гуманным и перспективным представляется оценивание эффективности и корректировка обучающих воздействий не после использования ППС, а в течение всего времени работы с ним. На этой идее основывается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Основные теоретические предпосылки исследования
- 1. Экспертные системы в обучении
- 1. 1. Экспертные системы, их структура, основные характеристики, принципы функционирования
- 1. 2. Виды экспертных систем, применяемых в обучении. Дели использования экспертных систем в обучении
- 1. 3. Классификация экспертных систем относительно их места в обучающей программе
- 2. Применение моделей при разработке ППС и для оценки их эффективности
- 2. 1. Понятие модели. Различные подходы к классификации моделей
- 2. 2. Модели на различных этапах создания ППС
- 3. Обучающие воздействия
- 3. 1. Понятие обучающего воздействия. Характеристики обучаю-ющих воздействий
- 3. 2. Классификация обучающих воздействий, используемых в ППС
- 3. 3. Использование обучающих воздействий в существующих интеллектуальных обучающих системах и различные подходы к оптимальному их подбору
- 3. 4. Пути оптимизации выбора обучающих воздействий
- 1. Экспертные системы в обучении
- 1. Структура адаптивной обучающей программы
- 2. Модель курса и методы ее построения
- 3. Построение модели ученика
- 4. Управление обучением и корректировка обучающих воздействий на основе модели ученика
- 1. Подготовка и планирование эксперимента
- 2. Выбор критериев оценки эффективности
- 3. Результаты эксперимента. Качественная и количественная интерпретация полученных результатов
Список литературы
- Абрамов А.Л., Шевченко И. И. Новые информационные технологии и компьютеризация образования // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. — Рига, 1988. — С. 17−19.
- Автоматизированные учебные курсы и пути повышения их эффективности / Ю. И. Лобанов, В. И. Не земский, А. Д. Селиванов и др. -М.: НИИВШ, 1984. 32 с.
- Агамирова P.C., Бондаровская В. М., Повякель Н. И. Задачи экспериментальных центров компьютеризации образования./ Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С.38−45.
- Агранович В.Л., Карякин Ю. В. Система взглядов на компьютеризацию обучения // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. -Рига, 1988. С.15−17.
- Александров А.Д., Нецветаев Н. Ю. Геометрия: Учеб. пособие. М.: Наука, 1990. — 671 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
- Андерсон Дж.Р., Рейвер Б.Дж. Учитель Лиспа./ Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1987. — С. 27−47.- 141
- Андреева Т.И., Жежеров М. И. Методика оценки эффективности конкурирующих методов обучения // Советская педагогика. -1971. N 11. — С.73−80.
- Архангельский С.И. Кибернетические аналогии в обучении.- М.: Знание, 1968. 42 с.
- Архангельский С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1974. — 48 с.
- Аткинсон Р. Введение в математическую теорию обучения./ Под. ред. O.K.Тихомирова. М.: Мир, 1969. — 486 с.
- Бабанин Л. Н., Брусиловский П. Л. Обучающая экспертная система новый тип АОС // Применение АОС в учебном процессе. -Минск, 1984. — С.66−67.
- Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1988. — 479 с.
- Баловнев О.Т., Казеннов А.Ю. OPUS эффективное средство проектирования экспертных обучающих систем. / Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Медвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. — Изд. Саратовского ун-та, 1991.- С.10−11.
- Барсук Я.И., Коган Ю. О., Мелентьев Г. Б. Автоматизация систем административного управления и компьютерное обучение./ Информатика и компьютерная грамотность. Под ред. Б. Н. Наумова. -М.: Наука, 1988. С.30−37.
- Барыбина И. А., Гринченко С. Н., Калягин Ю. М. Методические проблемы компьютеризации школьного обучения./ Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С. 138.
- Батышев A.C. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. Ташкент: Укитувчи, 1978. — 184 с.- 142
- Бережной Л.Н. Имитационно-вероятностная модель «обучаемый-ППС». Автореф. дио.. к.п.н. СПб, 1992. — 18 с.
- Берестова В.И., Заволович О. В., Рыбина Г. В. Обучающая экспертная система КОНВАКС./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып.15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. — С.135−137.
- Берсенадзе Б.В. Оценка эффективности и оптимизация учебного процесса на основе вероятностных моделей. Автореф. к.п.н. — М., 1980. — 16 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. <Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем>. Воронеж, 1977. — 304 о.
- Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. М.: Знание, 1971. — 112 с.
- Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. — 347 с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
- Бобнова Н.Г., Растригин Л. А. Проблемы автоматизации обучения // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. Рига, 1988. -С.54−55.- 143
- Болтянский В.Г., Рубцов В. В. Проблемы компьютеризации обучения // Математика в школе. 1986. — N 1. — С.69−72.
- Брусиловская В.Г., Брусиловский П. Л. Учебная среда для работы с лексикой иностранного языка. / Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающе системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. — 148 с. — С.73−76.
- Брусиловский П. Л. Выбор учебного воздействия в обучающей системе с моделями предметной области и обучаемого // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тезисы докл. 4.1. Рига, 1988. — С.38−40.
- Брусиловский П. Л. Информационное ядро экспертно- обучающих систем./ Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М.:НИИВШ, 1989. — 154 о.- С.18−25.
- Брусиловский П. Л. Исследование и разработка программных средств поддержки процесса обучения программированию: Автореф. дис.. к.ф.-м.н. М., 1987. — 17 с.
- Булычева С.Ф., Хохлова Е. Д. Психолого-педагогические принципы проектщювания обучающих систем // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. Рига, 1988. — С. 123−125.
- Бураковский В.Н., Сидоренко В. П. Разработка и использование концептуальной модели для формирования предметной среды АОС // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. Рига, 1988. -С. 71−72.
- Ваграменко Я.А., Колыхааов П. И. и др. Преподавание информатики: Учебное пособие. М.: МОЛИ, 1990. — 87 с.- 144
- Вишневская В.П., Фурманов И. А. Психологические и психофизиологические основы повышения эффективности использования ТСО / ТСО 88: Тез. докл. и сообщ. Всесоюзной науч.-практ. конф. -М., 1988. — С.159.
- Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. А. В. Петровского М.: Просвещение, 1973. — 228 с.
- Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю. К. Снижение субъективного фактора оценки эффективности учебных компьютерных программ // Российско-американский семинар по проблемам образования. 25−27 мая 1993 г. г.Екатеринбург. Тезисы докладов. Екатеринбург, 1993.
- Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю. К. О критериях эффективности учебных компьютерных программ по физике // Международная научно-метод. конф. «Физика в системе современного образования». 30 сент.-4 окт. 1993 г. Тез. докл. Сочи, 1993.
- Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю. К. О критериях и показателях качества ППС // Тез. докл. науч.-практ. конф. «Информатика образования 94″ г. Екатеринбург 24−28 января 1994 г. Екатеринбург, 1994.
- Вострокнутов И.Е., Кузнецов Ю. К. Оценка компьютерных программ и информационных технологий обучения // Педагогическая информатика. 1994. — N 2. — С.43−47.- 145
- Габаи Т.В. Автоматизированная обучающая система с точки зрения психолога // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985. — С.25−32.
- Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме „формирование умственных действий и понятий“. М., 1965. -51 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
- Гигиенические проблемы компьютеризации общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М., 1988. 189 с.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. 79 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ). М.: МГУ, 1965. — 248 с.
- Глушков В.М., Цейтлин Г. К., Ющенко Е. Д. Алгебра. Языки. Программирование. Киев, 1978. — 320 с.
- Голицына И.Н. Требования к диалоговым обучающим программам на ПЭВМ, реализующем управление решением учебных творческих задач./ Теоретические и прикладные проблемы компьютеризации обучения: Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. Казань, 1988. -С. 75.
- Гончаров. Обучающе програшш для изучения фактического материала./ Информатюса и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С.200.- 146
- Готлиб М. А. Структура АОС. // Информатика и образование, 1987. N3. — С.11−19.
- Готлиб М.А. Компьютеру дидактическое обеспечение. // Информатика и образование, 1987. — N4. — С.3−14.
- Гофен А.М., Левин H.A. Диалоговые системы обучения на персональных ЭВМ / Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С.176.
- Грабарь М.И. Применение математических моделей для исследования латентных факторов, влияющих на результаты обучения./ Советская педагогика. 1979. — N 10. — С. 57−67.
- Григорьев A.B., Слабнов О. Л., Шипицин И. В. Некоторые возможности интеллектуализации обучающих систем./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып.15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. -С.42−44.
- Гуткин М.Л., Егорышева О. Н., Кулешова Г. Л. Программное обеспечение средств учебной информатики / Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С.92.
- Даниелян В.А., Скибневский В. К. Экспертная обучающая система на базе сетей Петри./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. — С. 13−16.- 147
- Джонсон У. Льюис, Содоуэй Эллиот. PROUST (автоматический отладчик для программ на языке Паскаль)./ Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1987. — С.48−70.
- Джугели Э.П., Вепхвадзе A.A. Кибернетика и проблемы обучения. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 116 с.
- Дидактические основы компьютерного обучения. Сб. науч. тр. — Л.: Изд. ЛГПИ, 1989. — 202 с.
- Дмитриев C.B. Методология дидактического моделирования предмета обучения на основе тезаурусных систем. // Гуманизация образования. 1996. -Ml.- С.31−44.
- Долинина О.Н., Панькин С. А. Проблема создания экспертной системы качества программных средств./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Изд. Саратовского ун-та, 1991.- С.33−36.
- Ершов А.П. Человек и машина. М.: Знание, 1985. — 32 с.
- Халдак М.И., Морзе Н. В., Олейник А. Г. Использование программного обеспечения персональных компьютеров в учебном процессе: Метод, рекомендации.- Киев: Радяньска школа, 1990.- 68 с.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной основы действия/ Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. — 238 с.
- Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962. — 148 о.
- Земцова Л.И. Психолого-педагогические проблемы обучения информатике: (Методические рекомендации). Вып. 1. М., 1987. -16 с.
- Извозчиков В.А., Бережной Л. Н., Слуцкий A.M. Межпредметные связи и информатика: Методич. рекомендации. СПб, 1992. — 44 с.- 148
- Информатика. Пособие по углубленному изучению информатики для учащихся средних школ и поступающих в технические университеты./ Под общ. ред. Каймина В. А., Муравья Л. А. М.: Бридж, 1994. — 208 с.
- Ионин Г. Л., Супе В. В., Янкевица М. Я. Разработка и применение обучающих программ для персональных ЭВМ./ ЭВМ в образовании. Программное обеспечение: Сб. науч. тр. (межвузовский). -Рига: ЛГУ, 1988. С. 93.
- Искусственный интеллект: В 3 кн. Справочник / Под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990.
- Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
- Кадырова Б. Б. Пути повышения эффективности обучения информатике в школе на основе применения системы программных средств: Автореф. дис.. к.п.н. М., 1991. — 16 с.
- Каймин В., Завальский Ю. Экспериментальная программа по курсу „Основы информатики и вычислительной техники“// Информатика и образование, 1991. N6. — С.21−26.
- Кислицкая И.О. Анализ содержания учебного материала для контрольно-обучающей программы на ЭВМ // Обучение и воспитание: теория и практика. Липецк» 1991. — С. 101−108.
- Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. Под ред. Назарова C.B. М. :"Фин. и ст.", 1995. — 248 с.
- Коновалов В.А., Шурыгин Ю. И. Использование компьютерной технологии при проверке знаний студентов и качества подготовки специалистов./ Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в ВУЗе: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛТА, 1989. -С. 86.- 149
- Конструктивная психология и психодиагностика личности.- Под ред. В. Н. Панферова. Псков: Изд. Псковского обл. ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 с.
- Кудрявцева С.П., Легкий М. В., Петрова Н. А. Организация диалога при обучении языку логического программирования./ Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. -М.:НИИНВ, 1989. С. 54−60.
- Кузнецов Ю.К. Основные принципы применения ЭВМ в процессе обучения / Теоретические и прикладные проблемы компьютеризации обучения: Тев. докл. Республик, науч.-практ. нонф. Казань, 1988. — С. 31.
- Кузнецов Ю.К., Л.Н.Бережной. Определение эффективности учебного процесса как эргатической системы (преподаватель-компь-ютер-обучавши). / Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в ВУЗе: Межвуэ. сб. науч. тр. Л.: ЛТА, 1989. -С.100.
- Кузнецов Ю. К., Марусева И. В., Соломин В. П. О принципах построения самонастраивающихся моделей процесса обучения./ Математика и информатика: педагогические инновации и научные разработки: Герценовские чтения 95. — СПб.: Образование, 1995. -С.51−54.
- Кузнецова В.Л., Порозов А. Ю. Об уточнении понятия «модель» при проектировании программных средств обучения // Теоретические и прикладные проблемы компьютеризации обучения. Матер, конф. Казань, 1988. — С.70−71.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии: СВ 3-х вып. З / Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. -Вып.1 — 176 е.- Вып.2 — 190 е.- Вып. З — 176 с.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 1, 2. Таллин, 1971. — 4.1 — 134 е.- 4.2 — 227 с.
- Ланда Л.Н. Диагностика и программированное обучение. -М., 1966. 36 с.
- Ларичев О. И., Мечитов А. И., Мошкович Е. М., Фуреме Е. М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989. — 127 с.
- Левин Р., Дранг Д., Зделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике. М.:"Фин. и ст.", 1990. — 239 с.
- Леонтьев А. А. Психологические особенности деятельности.- М.: Знание, 1981. 80 с.
- Леонтьев Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. Рига: Зинатне, 1984.- 239 с.
- Лесневский A.C. Педагогические программные средства для практической работы школьников по курсу основ информатики и вычислительной техники. Автореф.дис.. к.п.н. М., 1988.- 18 с.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1970. 685 с.
- Лобанов Ю.И., Брусиловский П. Л., Съедин В. В. Эксперт-но-обучающие системы / Новые информационные технологии в образовании: Обзор информации (НИИВО- Вып. 2). М., 1991. — 56 с.
- Лобанов Ю.И., Токарева B.C. Структура персональной экс-пертно- обучающей системы // Эффективность применения автоматизированных обучающих систем в учебном процессе высшей школы. Рига, 1988. — С.50−52.
- Лорьер Ж. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. — 568 с.
- Марьясина Т.Д. Графические возможности учебных ЭВМ./ Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. -С.123−125.
- Материалы IV Всесоюзного семинара «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе». М.: Ротапринт ИЛИ АН СССР, 1988. — 384 с.
- Материалы V Всесоюзного семинара «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе». Тез. докл. -М.: Ротапринт ИЛИ АН СССР, 1989. 212 с.
- Матюшкин-Герке А. Школьная информатика: уроки, проблемы, и перспективы //Информатика и образование, 1991.- N1.- С. 99−111.- 152
- Машбиц Е.И. Зависимость усвоения учащимися способа решения математических задач от метода обучения: Автореф. дис.. к.мед.н. Киев, 1965. — 24 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Метод, пособие.- Киев: Вица шк., 1987. 223 о.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы // Информатика и образование.- 1986. N 1. — С.110−127.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Выща школа, 1989. — 182 с.
- Мизинцев В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореф. к.п.н. М., 1970. — 28 с.
- Мизинцев В.П. Моделирование и измерение понятийных систем (графовый и информационный аспекты).// Применение методов моделирования в дидактике. Хабаровск, 1976. — 112 с. — С. 7−36.
- Мизинцев В.П., Кутузова Г. А. Применение методов моделирования к анализу решения учебной задачи. // Применение методов моделирования в дидактике. Хабаровск, 1976. — С.48−58.
- Мизинцев В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе. Уч. пособие. 4.1. Куйбышев, 1979. — 108 с.
- Микерова Л.Н. Методика интенсификации обучения информатике с применением видеокомпьютерных средств. Автореф. дис.. к.п.н. — СПб, 1996. — 16 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М., 1987. — 200 с.
- Михеев В.И., Толмачев И. Л. Некоторые аспекты моделирова- 153 ния обучающей системы с обратной связью // Модели информационно-вычислительных систем: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. П. Башарина, П. П. Бочарова. М.: Изд. РУДН, 1994. — С.70−77.
- Модели информационно-вычислительных систем: Сб. науч. тр. М.: РУДН, 1994. — 78 С.
- Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. // Вопросы психологии. -1985. N 3. — С.14−22.
- Монахов В.М., Гуревич В. Ю. Оптимизация объема и структуры учебного материала // Советская педагогика. 1981. — N 12.
- Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. — 199 с.
- Мороз В. К. Оценка эффективности и научно-технического уровня экспертно-обучающих систем./ Разработка и применение экс-пертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М. :НИИВШ, 1989. -С.145−148.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. -207 с.
- Невуева Л., Сергеева Т. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств. // Информатика и образование. 1990. — N 5. — С.5−10.
- Нейлор Д. Как построить свою экспертную систему. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 286 с.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 222 с.
- Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов / Под ред. A.M.Арсеньева, Данилова. М., 1973. — 420 о.
- Огородников ИЛ. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения. М., 1972. — 352 с.
- Отчет о научно-исследовательской работе: Представление знаний и целей обучения в автоматизированных обучающих системах. Структура учебных микроэвм (Промежуточный) / Рук. Б.В.Богданов- Per. N01870022339. Ленинград: ЛМИ, 1987. — 51 с.
- Павлов С.И., Цилевич В. Л. Возможности применения метода математического моделирования для разработки педагогических программных средств / ЭВМ в образовании. Программное обеспечение: Сб. науч. тр. (межвуз.). Рига: ЛГУ, 1988. — С. 114.
- Павлов С.И., Устинов H.H. Разработка и внедрение обучающих программ для школ Шотландии./ ЭВМ в образовании. Программное обеспечение: Сб. науч. тр. (межвузовский). Рига: ЛГУ, 1988. -С.103−104.
- Павлов Ю.В. Статистическая обработка дидактического эксперимента: Измерение и оценка знаний. М.: Знание, 1977.- 20 с.
- Парсаднов О. О пользовательской экспертизе программ. // Информатика и образование, 1991. N6. — С.58−60.
- Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Под ред. Н. Д. Никандрова. Л.: ЛГПИ, 1974. — 73 с.
- Педагогическая энциклопедия (В 4-х т.). М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1968.
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Фин. и ст., 1995 (1-е изд. — 1991). — 543 с.
- Петрушин В. А. Архитектура экспертно-обучающих систем. /- 155
- Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М. :НИИВШ, 1989. — С.6−13.
- Печерский Е.А., Финкельштейн Э. Б., Яламов Ю. И. О некоторых проблемах компьютеризации образования / Педагогическая информатика: Банк пед. данных. Компьютеризация обучения. Межвуз. сб. науч. тр. М.: МОЛИ, 1988. — С.121−127.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Поляков А. О. Технология интеллектуальных систем: Учебное пособие. СПб, 1995. — 84 с.
- Приета М. Система поддержки экспертных тренажеров «НЬЮТОН» / Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М. :НИИВШ, 1989. — С.25−29.
- Психологические тесты / Сост. Ахмеджанов Э. Р. Москва: Светотон, 1995. — 320 с.
- Пугачев B.C., Гришин В. И., Латышев В. Л. Опыт создания автоматизированных учебных курсов./ Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С. 187.
- Пугачев B.C., Гришин В. И., Латышев В. Л. Об одной модели управления процессом обучения в АОС // Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования (высшая школа). Тез. докл. 4.1. Рига, 1988. — С.79−81.
- Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М. :НИИВШ, 1989. — 154 с.
- Растригии Л.А. Компьютерное обучение и самообучение // информатика и образование, 1991. N 6. — С.42−46.
- Растригин Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.- 156
- Растригин Л. А. Адаптивное обучение с моделью: концепция, алгоритмы, программная реализация и опыт внедрения // Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — С.207−212.
- Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1987. — 247 с.
- Роберт И. Какой должна быть обучающая программа?// Информатика и образование. 1986. — N 2. — С.90−95.
- Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991. M 4. — С. 18−26.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1991.
- Российский стандарт окольного курса информатики./ Учительская газета, 1994, N 145.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. М.: Высш. шк., 1981. — 262 с.
- Системы искусственного интеллекта и язык Пролог в обучении: Учебное пособие к автоматизированному курсу / Зеленин В. М., Керов Л. А., Серегин H.A. -СПб.: Образование, 1996.- 102 с.
- Смирнов С. Нужен ли компьютер на обычном уроке?// Информатика и образование. 1986. — N 2. — С.15−21.
- Сокулина H.H. Экспертная консультирующе-обучающая сис- 157 тема ЭКОС./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. — С.91−93.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Сочивко Д.В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1988. — 67 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. — 471 с.
- Стрикелова Л. В., Пискунов М. У., Тихонов И. И. Организация учебного процесса с помощью АОС: Педагогические основы. Минск: Изд. Белорусского ун-та, 1986. — 95 о.
- Стрикелова Л.В. Условия повышения эффективности использования АОС / Теоретические и прикладные проблемы компьютеризации обучения: Тез. докл. Республиканской научно-практической конференции. Казань, 1988. — С. 32.
- Сулейменова Б.Б. Классификация дидактических требований к педагогическим программным средствам./ Материалы IV Всесоюзного семинара «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе». М.: ИЛИ АН СССР, 1988. — С.8−10.
- Сухинина М.А. Рекомендации к организации адаптивного диалога в ЭОС./ Разработка и применение экспертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М.:НИИВШ, 1989. — 154 с. — С. 63−66.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. — 166 о.
- Съедин В.В. Задача планирования в ЭОС./ Разработка и применение экопертно-обучающих систем: Сб. науч. тр. М. .-НИИВШ, 1989. — С.37−43.
- Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы создания и внедрения технических средств обучения // Научные основы разработки и внедрение технических средств обучения. Материалы Всес. конф. Т. 1, ч.1. М.: МИФИ, 1985. — С. 6−13.
- Тараканов А.Ф. Использование вычислительной техники в учебном процессе: (Избранные темы): Уч. пособие для студ. Балашов: Изд. БГПИ, 1993. — 123 с.
- Тарасова В.П., Ефанова Л. Н. Основные концепции разработки сценарно-диалоговых электронных учебников./ Методы и системы технической диагностики. 4.1. Экспертные обучающие системы. Меж-вуз. сб. науч. тр. Вып. 15. Изд. Саратовского ун-та, 1991. -С.51−53.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. Воробьева Г. В., Пискунова А. И. М.: Педагогика. — 1979. -207 с.
- Терещенко Л.Я., Панов В. П., Майоркин С. Г. Управление обучением с помощью ЭВМ. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1981. — 166 с.
- Тимашов В., Карасева Е., Гомзякова В. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Информатика и образование, 1993. N1. — С.9−13- N2. — С.20−23.
- Тимофеев A.B. Информатика и компьютерный интеллект. -М.: Педагогика, 1991. 125 с.
- Томпсон Б., Томпсон У. Анатомия экспертных систем / Ре- 159 альность и прогнозы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1987.-С.183−209.
- Турбович Л. Т. Информационное моделирование обучения и проблемы кибернетической педагогики. Автореф. дис.. д.п.н. -Л., 1970. 36 с.
- Турбович Л. Т. Информационно-семантическая модель обучения. Л.: ЛГУ, 1970. — 178 с.
- Угринович Н. Программа непрерывного курса информатики для средней школы // Информатика и образование, 1993. N1. -С. 3−9.
- Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. М.: Мир, 1989. — 388 с.
- Фридланд А.Я., Ханамирова Л. С., Фридланд И. А. Информатика. Толковый словарь основных терминов. Тула: Арктоус, 1996. -240 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
- Шоломий К. Построение обучающей программы // Информатика и образование, 1987. N3. — С.58−62.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. — 301 с.
- Щеголев А. Информатика и диалектика // Информатика и образование, 1993. N1. — С.14−20- N2. — С.11−20.
- ЭВМ в образовании. Программное обеспечение: Сб. науч. тр. (межвузовский). Рига: ЛГУ, 1988. — 182 с.
- Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Под ред. Р.Форсайта. М.: «Радио и связь», 1987. — 224 с.
- Экспертные системы: состояние и перспективы. Сб. науч.- 160 тр. под ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1989. — 152 с.
- Экспертные системы. Материалы семинара. М., 1986. -140 с.
- Эдти Дж., Кумбо М. Экспертные системы: концепции и примеры. М.:"Финансы и статистика", 1987. — 191 с.
- VI Всесоюзный семинар «Разработка и применение программных средств ПЭВМ в учебном процессе» (март, 1991 г.). Сб. докл. М.: ИЛИ АН СССР, 1991.
- Anderson J.R., Farrell R., Sailers R. Learning to Program in LISP / Cognitive Science, 8, 1984, p.87.
- Hurt ley R. Computer assisted learning // Human interaction with computer. 1980, p.129−159.
- Intelligent Tutoring Systems (edited by D. Sleeman, J.S.Brown). London. Academic Press. 1982.
- Wagman M. Cognitive psychology and artificial intelligence. Theory and research in cognitive science. London, 1993.
- Woolf В., McDonald D. Building a Computer Tutor: Design Issues.// Computer. 1984. — N 9.