Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация тренинга в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На одном занятии задания и ролевые игры могут быть посвящены одной геме или сочетать элементы двух-трех тем, особенно если они взаимосвязаны. Основная методическая опасность для тренинга, включенного в учебный процесс, — утрата целостности. В социально-психологическом тренинге изначально должна быть структура, которая должна быть сохранена вне зависимости от особенностей организации учебного… Читать ещё >

Организация тренинга в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существуют определенные стандарты режима работы в тренинге. Большинство тренингов, проходящих в настоящее время, длятся 2—3 дня. Раньше тренинги длились 5 дней по 10—12 ч в день. Такой режим обеспечивал безусловное «погружение» в тренинговый процесс и позволял сосредоточиться на внутригрупповом общении, тем более что часто тренинги проводились с выездом в загородные пансионаты.

Тренинг, включенный в учебный процесс, имеет ряд особенностей. Он проводится, как правило, в обычной студенческой аудитории и длится два академических часа один-два раза в неделю. Посещение занятий обязательно, что, безусловно, отличает такой тренинг от тренинга, на который люди приходят добровольно. Члены студенческой группы хорошо знакомы друг с другом и общаются как во время учебы, так и вне ее.

С учетом этих затруднений все же необходимо соблюдать определенные правила. Помещение необходимо подготовить таким образом, чтобы участники могли сидеть на стульях по кругу. В круге должно быть 10—15 человек, в крайнем случае — 20. Помимо этого необходимо пространство, где можно было бы работать парами или небольшими группами. Понадобятся также флипчарт или доска. Для тренинга желательно (хотя и не обязательно) видеои аудиоаппаратура.

Общая логика тренинга. Учебный курс включает в себя, как правило, две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Желательно, чтобы теоретическая часть предшествовала тренинговой, хотя не исключено вплетение в ход тренинга мини-лекций.

Типичные тренинговые занятия включают следующие части:

  • • разминка (10—15 мин);
  • • упражнения, ролевые игры (45—60 мин);
  • • обсуждения (20—30 мин).

На одном занятии задания и ролевые игры могут быть посвящены одной геме или сочетать элементы двух-трех тем, особенно если они взаимосвязаны. Основная методическая опасность для тренинга, включенного в учебный процесс, — утрата целостности. В социально-психологическом тренинге изначально должна быть структура, которая должна быть сохранена вне зависимости от особенностей организации учебного процесса. Если этого достичь не удается, от проведения тренинга необходимо отказаться и использовать другие методы активизации.

В качестве базовой программы тренинга, проводящегося в рамках учебной программы для студентов, может быть рекомендована программа тренинга коммуникативной компетенции.

Программа тренинга коммуникативной компетенции

Цель программы: повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами.

Задачи:

  • 1) освоение концепции коммуникативной компетенции в партнерском взаимодействии;
  • 2) отработка навыков вступления в контакт;
  • 3) отработка навыков активного слушания;
  • 4) отработка техник снижения эмоционального напряжения.

Содержание программы:

Модуль 1. Понятие о деловом общении Деловое общение. Личностное общение. Партнерское общение. Эффективность делового общения. Виды делового общения: деловая беседа, совещание, презентация, переговоры, телефонный разговор, деловая переписка. Основные фазы деловой беседы. «Драмы общения» — слушание, понимание, действие, самовыражение.

Модуль 2. Техники вступления в контакт Невербальные компоненты контакта: позы, жесты, мимика, взгляд, движения, прикосновение, расположение в пространстве. Вербальные компоненты контакта: приветствие, представление, приемы расположения к себе.

Модуль 3. Техники активного слушания Техники, способствующие пониманию партнера, не способствующие пониманию партнера и нейтральные. Техники формулирования вопросов: открытые, закрытые, альтернативные вопросы. «Малый разговор»: цитирование партнера, информирование, позитивные констатации, интересный рассказ. Активное слушание: проговаривание, перефразирование, интерпретация, развитие идеи.

Модуль 4. Навыки убеждающего воздействия на партнера Механизмы психологического воздействия на людей. «Варварские», цивилизованные и спорные виды влияния. Правила аргументации и контраргументации. Методы аргументации. Факторы, способствующие и препятствующие убеждающему воздействию на партнера. Развитие навыков аргументации.

Модуль 5. Навыки поведения в эмоционально-напряженных ситуациях Техники снятия напряжения в беседе: подчеркивание общности с партнером, вербализация эмоционального состояния, проявление интереса к партнеру, обращение к фактам, подчеркивание значимости партнера. Навыки разумной конфронтации. Манипуляции как вид влияния. Формы, типы, механизмы манипулятивного воздействия. Навыки противостояния манипуляции.

Модуль 6. Телефонный разговор Правила телефонного общения. Основные реплики телефонного разговора. Навыки общения по телефону. Записи на автоответчик.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой