Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни
К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного… Читать ещё >
Формирование ответственного поведения и здорового образа жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)
Здоровье — одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности.
Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни — это воспитание у подростков осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у учащихся понимание сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.
Так что же такое «здоровый образ жизни»?
Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека — биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.
К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, любовь и вера [1, с. 11].
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением.
Здоровый образ жизни предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок.
Здоровый образ жизни предусматривает определенный комплекс норм поведения.
Это, прежде всего:
- — Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
- — Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.
- — Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
- — Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
- — Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.
- — Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
- — Здоровое сексуальное поведение [1, с. 15].
Компоненты здорового образа жизни.
Реформирование в нашей республике системы образования ориентировано и на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребенка с самим собой и окружающим миром.
Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов:
- — духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к самому себе, природе обществу;
- — физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма;
- — психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, характером проявления и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы;
- — интеллектуальный компонент — это восприятие учащимися информации, касающейся их здоровья, умение ею пользоваться, извлекая знания из самых разнообразных источников;
- — эмоциональный компонент здоровья характеризуется пониманием своих чувств и умением выражать их, уверенным владением целым рядом эмоций с целью адекватного отношения к действительности;
- — социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Данное выделение компонентов здоровья позволяет, с одной стороны, более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, с другой — показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, что в конечном итоге обеспечивает уровень работоспособности, творческой активности и долголетия.
В соответствии с кодексом создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности должно стать важнейшей целью учреждений. Особое внимание необходимо уделить развитию творческого потенциала личности, максимальному приближению воспитания каждого обучающегося к его способностям и возможностям, формированию навыков построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда [4, с. 89].