Развитие начального образования в Татарской АССР в 1945-1985 гг
Диссертация
1985 гг. усиление роли экспериментальных исследований в поисках рациональной системы обучения и воспитания школьников, улучшение качества программ, учебниковпоявление экспериментальных начальных классов и школсокращение учебной недели для учащихся 1 — 3 классов (переход на пятидневку) и как следствие переход на обучение детей с 6-летнего возраста по опытно-экспериментальным… Читать ещё >
Содержание
- ф
- Введение
- Глава 1. Социально-педагогические условия и тенденции развития начального образования в Татарской АССР (1945 — 1985 гг.)
- 1. 1. Социально-экономические и политические условия развития начального образования ТАССР с 1945 по 1985 гг
- 1. 2. Динамика развития начального образования в ТАССР в период с 1945 по 1964 гг
- 1. 3. Тенденции развития начального образования в ТАССР в период с L964 по «1985 гг. л л
- Глава 2. Развитие содержания, форм и методов обучения и внеучебной деятельности в начальных классах общеобразовательных школ с 1945 по 1985 г
- 2. 1. Общие тенденции развития содержания начального образования в исследуемый период
- 2. 2. Развитие форм и методов обучения младших школьников с 1945 по 1985 гг
- 2. 3. Организация внеучебной воспитательной работы с учащимися начальных классов в рассматриваемый период
Список литературы
- Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы). Казань, 1976. — 318 с.
- Азбука нравственного воспитания. //Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, изд. 2-е, перераб. и доп. 1975. -320 с.
- Азовский А. М. Развитие всеобщего среднего образования в сельской местности Татарской АССР (1930 1952 гг.): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1959. — 19 с.
- Акбашев Р. А. Малокомплектная школа: Проблемы, поиски, решения. Казань, 1992. — 165 с.
- Акбашев Р. А. Организационно-педагогические условия повышения эффективности управления малокомплектной школой: Автореф. Дис. канд. пед. наук. 1993.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. — 566 с.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань, 1998. — 320 с.
- Аристова JI. П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук: из опыта учителей школы ТАССР. Казань, 1963. — 54 с.
- Ю.Асадуллин А. Ш. Внеклассные работы по русскому языку в начальной школе: Пособие для учителей. Казань, 1985. — 80 с.
- Асадуллин А. Ш. Из опыта преподавания русского языка в татарской школе: Методическое пособие. Казань, 1981. — 143 с.
- Багданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителей. 2-е изд-е испр. М., Просвещение, 1980. — 207 с.
- Басов В. Развитие народного образования и бюджет. //Народное образование. 1966. № 12.
- Беркутов В. М. Развитие математического образования татарского народа (10 20 вв.). Автореф. дис. доктора пед. наук. — Казань, 1993.-34 с.
- Бобровников Н. А. Итоги народного образования в казанской губернии за 1990 г. (по данным отчетов уездных училищных советов). Казань, 1902. — 35 с.
- Валитова Р. Г., Вагизов С. Г. Методическое руководство к Букварю.-Казань, 1982.-112 с.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1, ст. 5.
- Вилькеев Д. В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция. Дедукция. Гипотеза. Казань, 1975. — 160 с.
- Вилькеев Д. В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. Казань, 1974. — 67 с.
- Вилькеев Д. В. Психология обучения и воспитания: Учебное пособие. Казань, 1994. — 139 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 376 с.
- Волович JI. А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения (некоторые методологические вопросы эстетического воспитания). Казань, 1976. — 224 с.
- Воскресенская А. И. и Закожурникова М. Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1950.
- Воспитание внимания школьника. Педагогическая библиотека учителя. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — с. 38 — 39.
- Воспитание коллектива младших школьников. Изд-во: АПН РСФСР.-М., 1958.-60 с. 26."Всеобуч важнейшее государственное дело". //Известия. 1951. 10 октября. № 238.
- Габдуллин Г. Г. Школоведение: курс лекций по педагогике. Казань, 1997.-230 с.
- Гайфуллин В. Г. Образование в Татарстане: проблемы и перспективы. /"Народное образование". 1995. № 7, с. 78 82.
- Галиев Э. К. Татарские народные традиции физического воспитания и их использования в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 23 с.
- Глаголев П. Дело всего народа (о всеобщем обучении). /"Семья и школа. 1948. № 2, с. 6- 10.
- Гончаров Н. К. Очерки по истории советской педагогики. Киев: Радянська школа, 1970. — 362 с.
- Гирева Л. Д. Отечественные педагогические инновации 60 80-х годов XX века. //Педагогика. 1995. № 5, с. 83.
- Горохов В. П. Методы работы в школе. //Материалы к областной учительской конференции 3 12. 01. 1932. — Казань, 1932. -с. 8−13.
- Горохов В. П., Рождественский Б. П. Развитие народного образования в ТАССР. Казань, 1952. — 78 с.
- Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 518 с.
- Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999. — 432 с.
- Документы и материалы по перестройке школы. М.: Учпедгиз, 1960.
- Еникеев М. И. Теория практика активизации учебного процесса. -Казань, 1963, — 121 с.
- Есипов Б. П. Анализ урока. М., 1945. — 19 с.
- Есипов Б. П. Методы обучения (проект главы учебника для педагогических институтов). М., 1954. — 58 с.
- Есипов Б. П. Самостоятельные работы учащихся на уроках. М., 1961.-238 с.
- Жданова Г. А. Изучение русского определения в татарской школе: в помощь учителю русского языка 1−3 класса. Казань, 1961. -87 с.
- Зверев А. Г. Государственный бюджет СССР. М.: Госфиниздат, 1948.(1945−1948 гг.).- На 1945 г.-33 е., с. 16−18.- На 1946 г.-47 е., с. 22−24.- На 1947 г.-47 е., 21−24 с.- На 1948 г.-47 е., с. 23−25.
- Ибрагимов Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике (1950 1990): Автореф. дис. доктора пед. наук. — Казань, 1993. — 41 с.
- Ибрагимов Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994. — 227 с.
- Ибрагимова Е. М., Сильченко В. Г., Ермолина В. П., Серебрякова Г. И. Становление школы нового типа. Казань, 1994. — 46 с.
- Из истории педагогики Татарии: Уч. зап. КГПИ. Сб. 2. Казань, 1972. — 124 с.
- Из опыта воспитательной работы в школах Татарской АССР. //Под ред. И. И. Малкина. Вып. 1. Казань: Татгосиздат, 1952. — 100 с.
- Из опыта обучения русскому языку в начальной школе. Сборник статей. //Под ред. Н. А. Щербаковой. М.: Учпедгиз, 1958. — 218 с.
- Из опыта преподавания арифметики в 1 и 2 классах. Сборник статей (из опыта передового учителя). //Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Учпедгиз, 1952. 80 с.
- Из опыта сельских школ (Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР. Состав. А. А. Шибанов). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Инструкция о поряде приема детей 7-летнего возраста в школы в 1944/45 учебном году. /Указания НКП РСФСР/. /"Начальная школа". 1944. № 5 6, с. 46 — 47.
- История Татарской АССР. Т. 2. Казань: Изд-во Татарстан китап нэшрияты, 1960. — 584 с.
- К дальнейшему подъему национальной школе. /"Учительская газета". 1950. 15 апреля, № 30.
- Кирсанов А. А. «Индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективной учебной работы с классом». //Индивидуализация обучения. Казань, 1963 — 95 с.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. — 224 с.
- Кирсанов А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. -Казань: Таткнигоиздат, 1966.-95 с.
- Кирсанов А. Как совершенствовать умственный труд учащихся.
- Народное образование". 1966. № 8.
- Кирсанов А. А. Педагогические и психологические основы предупреждения перегрузки школьников. Казань, 1973. — 168 с.
- Кирсанов А. А., Половникова Н. А., Вилькеев Д. В. Теория и передовой педагогический опыт воспитания познавательной самостоятельности и активности школьников в процессе обучения: Руководство к спец. семинару по дидактике. Казань, 1976. — 69 с.
- Кирсанов А. Как совершенствовать умственный труд учащихся. /"Народное образование". 1966. № 8.73."Комсомольская правда". 1950. 11 апреля. № 86.
- Коноплев Н. А. Педагогическая работа в массовой школе. Методическое письмо № 2. Академический центр Наркомпроса ТАССР. -Казань, 1927.-е. 3−8.
- Кононыкина Н. П. и Щербаковой Н. А. Методика русского языка в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1950.
- Корнеева М. С. Очерки по истории общественного дошкольного воспитания в ТАССР (1917 1941): Автор, дисс. канд. пед. наук. -Казань, 1960.-20 с.
- Косорукова В. П. Игры на сюжеты художественных произведений как средство формирования дружеских взаимоотношений в октяб-рятской группе 1 класса: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974.-26 с.
- КПСС в резолюциях. -М., 1972. Г. 9.
- Курамшин И. Я., Устинова М. С., Хасанова Г. Ф. Общеобразовательная подготовка и воспитательный процесс в школе-гимназии № 102 г. Казани. Казань, 1997. — 192 с.
- Лепинин И. В. Улучшить подготовку учителей для начальной школы (К итогам Всесоюзного совещания работников педагогических училищ). /"Народное образование". 1946. № 11/12, с. 57 66.
- Лернер И. Я. Условия и критерии эффективности обучения. //Проблемное обучение в школах Татарии: Методическое пособие Казань, 1972. с. 41 — 54.
- Липецкий опыт рациональной организации урока. Сборник статей. //Под ред. М. А. Данилова, В. П. Стрезикозина и И. А. Пономарева. М.: Государственное Учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1963. — 224 с.
- Малкин И. И. О современной модели урока. Казань, 1969. — 11 с.
- Малкин И. И. Самостоятельная работа учащихся в системе проблемного обучения. //Проблемное обучение в школах Татарии: Методическое пособие. В. 1. Казань, 1972. — с. 93 — 110.
- Малкин И. И., Газизов Р., Яхонтова Е. А. Учебник русского языка для 4 класса татарской начальной школы. Казань, 1956. — 280 с.
- Малкин И. И., Носов С. С., Яруллин Ш. К. Марш пионерии Татарстана: Очерки истории пионерского движения ТАССР. Казань, 1973.- 181 с.
- Материалы Всероссийского совещания учителей русского языка начальных, семилетних и средних школ 29 января 2 февраля 1951 г. Учпедгиз. — М., 1952. — 336 с.
- Махмутов М. И. Вопросы проблемного обучения в школе. Казань: КГУ, 1970.
- Махмутов М. И. В школах Татарии. /"Народное образование". 1962. № 3, с. 12−15.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977.-239 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М., 1975.
- Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань, 1963. — 80 с.
- Махмутов М. И. Современный урок. -М., 1985. 183 с.
- Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- Махмутов М. И., Михайлова 3. Е. От идеи до внедрения. — Казань, 1977.-144 с.
- Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Мифтахов Б. М. Грамматический разбор как средство познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках татарского языка: Автор, дисс. канд. пед. наук. Казань, 1966. — 41 с.
- Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие школьника. М.: Знание, 1986. 79 с.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе.-М., 1922.
- Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань, 1979. — 151 с.
- Мочалова Н. М. Эффективность процесса обучения школьников: Автореф. дисс. доктора пед. наук. Казань, 1996. — 42 с.
- Мухаметзянова Г. В., Низамов Р. А. Педагогическая культура татарского народа. Казань, 1994. — 114 с.
- Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917 -1973гг. //Состав. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, JL Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
- Народное образование. 1964. № 2.
- Народное образование. 1964. № 4.
- Народное образование. 1964. № 6.
- Народное образование. 1964. № 9.
- Народное образование. 1965. № 2.
- Народное образование. 1965. № 10.
- Народное образование. 1967. № 4.
- Народное образование. 1967. № 9.
- Народное образование. 1967. № 11.
- Народное образование. 1968. № 5.
- Народное образование. 1970. № 9.
- Народное образование. 1971. № 3.
- Народное образование. 1979. № 9.
- Начальная школа. М.: Просвещение, 1970. — 304 с.
- Начальная школа. 1943. № 11/12, с. 1 7.
- Начальная школа. 1945. № 1, с. 27−31.
- Начальная школа. 1945. № 7/8, с. 27 29.
- Начальная школа. 1945. № 9, с. 43−45.
- Начальная школа. 1948. № 7, с. 46 47.
- Начальная школа. 1948. № 8, с. 40 42.
- Начальная школа. 1948. № 12, с. 17 20.
- Начальная школа. 1949. № 8, с. 41 45.
- Начальная школа. 1949. № 8, с. 36 38, 46 — 47.
- Начальная школа. 1949. № 10, с. 4 8.
- Начальная школа. 1950. № 5, с. 42 45.
- Начальная школа. 1964. № 11, с. 75 78, 91 — 93.
- Нечаева. JL В. Занков о методической системе начального обучения. /"Начальная школа". 1995. № 11.
- Ни одного ребенка школьного возраста вне школы! /"Начальная школа". 1948. № 8.
- Нигматов 3. Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы и педагогики 1945 1989 гг.: Автореф. дисс. доктора пед. наук. — Казань, 1990. — 42 с.
- Нигматов 3. Г. Проблема гуманистического воспитания в татарской народной педагогике. Уч. зап. КГПИ. В. 1993. Казань, с. 72 -91.
- Нигматов 3. Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике //Под ред. 3. Г. Нигматова. Казань, 1996.- 182 с.
- О задачах школы в связи с решениями XIX съезда КПСС. /"Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР". 1952. № 50.-с. 3−15.
- О награждении учителей орденами и медалями: Приказ нар. комиссара просвещения РСФСР № 855 от 15.12.1944 г. /"Начальная школа". 1945. № 1, с. 1.
- О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации: Из постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 901 от 21.08.1943 г. //Гос. трудовые резервы, 1945.-с. 21−24.
- О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальной и средней школ: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 875 от 11.08. 1943 г. //Народное образование: Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. — с. 180 — 185.
- О повышении заработной платы и пенсии учителям начальной, семилетней и средней школ: Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) № 245 от 10. 12. 1948 г. /Сборник материалов о работе школы. В. 3. М., 1948. — с. 14 — 16.
- О преподавании русского языка в начальной школе. Методическом письме Управления школ Министерства просвещения РСФСР. М.: Учпедгиз, 1951.
- Об укреплении дисциплины в школе. /К приказу министра просвещения РСФСР /Передовая//. /"Начальная школа". 1952. № 3, с. 1−7.
- Огородников И. Т., Аристова J1. П. Вопросы повышения эффективности урока (из опыта экспериментальной работы в школах Казани). Казань, 1959. — 79 с.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. -М.: «Проспект», 1999. 544 е., с. 444 — 480.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 1986 гг. — М.: «Педагогика», 1987. — 415 с.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М., 1972.- 182 с.
- Пидкасистый П. И., Коротяев Б. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. //Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной деятельности: Учебное пособие. М., 1978. — 77 с.
- Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Авто-реф. дисс. доктора пед. наук. Д., 1977.
- Половникова Н. А. О разработке проблемы «воспитание познавательной самостоятельности и активности школьников в процессе обучения. 1964 1970 гг.». Бюллетень дидактической лаборатории КГПИ и Министерства просвещения ТАССР. — Казань, 1970. -с. 29.
- Положение об Институте усовершенствования учителей (Утверждено постановлением СНК РСФСР № 33 от 14.01.1944 г. //Народное образование: Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. — с. 177 — 180.
- Положение о школе с продленным днем и группах продленного дня в школах Министерства просвещения РСФСР (Утвержден 3.10.1962 г.). /"Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР". 1962. № 43, с. 4 11.
- Постановление II Пленума Центрального комитета Союза работников начальных и средних школ РСФСР, декабрь 1944 г. М.: Учпедгиз, 1945.
- Программа по русскому языку для 1 4 классов начальной, семилетней и средней татарских школ ТАССР. — Казань: Тат Госиздат, 1951.
- Программы начальной школы. М.: Учпедгиз, 1945 — 1947 гг.
- Программы обучения по системе академика JI. В. Занкова. 1 3 классы. -М.: Просвещение, 1993.
- Программы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова) 1 5 классы. — М.: Просвещение, 1992.
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. //Под ред. Д. И. Богоявленского и Н. А. Менчинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 280 с.
- Равкин А. Н. Активизация учащихся на уроках русского языка. /"Начальная школа". 1959. № 4.
- Развитие учащихся в процессе обучения (1−2 классы). //Под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1963.
- Родной край. Сборник пр. Ф. С. Максименко. П. К. Староверова. Изд-во Курская правда, 1949.
- Рождественский Б. П., Петрова Г. А., Шуртакова Т. В. Эстетическое воспитание учащихся в средней школе во внеклассной работе. Казань: Изд-во Казанского Университета, 1960. — 410 с.
- Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. 1964. № 25, с. 3 28.
- Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самаpa, 1991.-244 с.
- Скворцова Е. П. Проблемные ситуации и способы решения проблем на уроках русского языка. /"Совет мэктэбе". 1971. № 5. -с. 30−33.
- Скворцова Е. П. Система проблемных ситуаций как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1974. — 33 с.
- Смелее внедрять передовой опыт. На V Пленуме ЦК профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР. /"Учительская газета". 1950. 20 сентября. № 75.
- Совершенствование обучения младших школьников. //Под ред. А. М. Пышкало. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
- Совершенствование содержания образования в школе. //Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М.: Педагогика, 1985. — 272 с. 219. «Совет мэктэбе». 1962. № 6,7.
- Советская школа на современном этапе: некоторые итоги перестройки школы в период от XX до XXI съезда КПСС. //Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.
- Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. Дидактическое исследование. //Под ред. Действительного члена АПН РСФСР Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -380 с.
- Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. -М.: Госполитиздат, 1952.
- Статья Министра просвещения РСФСР Каирова И. А. /Учительская газета. 1950. 19 августа. № 66.
- Струминский В. Я. Назревшая проблема начальной советской школы. /"Советская педагогика". 1949. № 1, с. 44 58.
- Султанбеков Б. Ф. Развитие народного образования в Татарской АССР (1956 1964 гг.): Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1965. -383 с.
- Туишев Ю. А. Развитие народного образования в Татарской АССР (к 30-летию Татарской АССР). Казань, 1950. — 23 с.
- Тутаев М. 3. Развитие народного образования в Татарии 1917 — 1940 гг. Казань, 1975.-201 с.
- Указания о применении в 1964/65 уч. г. действующих программ при работе по переходным учебным планам. М.: Просвещение, 1964.
- Хайритдинова Н. Ш. Об управлении деятельностью ученика на проблемном уроке. //Проблемное обучение в школах Татарии: Методическое пособие. В. 1. Казань, 1972. — с. 55 — 74.
- Ханбиков Я. И. История педагогики татарского народа: Пособие для студентов и аспирантов. Казань, 1975. — 161 с.
- Хрущев Н. С. Отчетный доклад ЦК КПСС к XX съезду партии 14.02.1956 г. М.: Госполитиздат, 1956. — с. 96.
- Шакиров Р. В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в. Монография. — Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999.-528 с.
- Шакиров Р. В. Школа и общество. Казань, 1997. — 274 с.
- Шакирова К. П. Педагогические условия сознательной дисциплины младших школьников в группах продленного дня: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 16 с.
- Шарафутдинов 3. Т. Историческая преемственность в развитии татарского национального образования: Дисс. в виде научного доклада доктора пед. наук. Набережные Челны, 1999. — 82 с.
- Шарафутдинов 3. Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана. Казань, 1998. — 307 с.
- Шмитов А. Сеть национальных школ РСФСР в 1960 1961 г. /"Русский язык в национальных школах". 1961. № 6, с. 71 — 72.
- Щербак М. К. Первые шаги в обучении и воспитании детей 7-леток. //Начальная школа. 1950. № 7, с. 5 — 13.
- Ягъяев М. У. Система работы по повышению методического мастерства учителей сельской школы (на материалах ТАССР): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 17 с.
- Якупов С. 3. Познавательные задачи на уроках природоведения. //Проблемное обучение в школах Татарии: Методическое пособие. В. 1.-Казань, 1972.-е. 121 127.
- Яцыневич JI. А. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении как средство воспитания творческой активности учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1981. — 23 с.