Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие нравственных чувств младшего школьника посредством изучения сказок

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность настоящей работы. Актуальность работы определяется тем, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологические особенности сказки как средства нравственного развития школьника
    • 1. 1. Общая характеристика текстов сказочного типа
    • 1. 2. Значение сказки в дошкольном возрасте
    • 1. 3. Функции сказки
    • 1. 4. Классификация сказок
  • Глава 2. Методические рекомендации по использованию сказки как средства нравственного развития школьника
    • 2. 1. Условия и порядок использования сказки как средства нравственного развития школьника
    • 2. 2. Программа «Русские народные сказки как средство нравственного развития школьника»
  • Заключение
  • Список литературы

Развитие нравственных чувств младшего школьника посредством изучения сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящей работы. Актуальность работы определяется тем, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социальноэкономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного духовного мира: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т. д.

Основными категориями нравственной культуры личности являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная цен-ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.

У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.

Существует множество определений нравственной культуры личности — совокупность принципов и норм духовного мира людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предпи-саний, образцов духовного мира; потребности и установки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлени-ями о добре и зле. Очень близкими понятию нравственной культуры личности являются нравственность, совесть, этика.

В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, кото-рое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода (при наличии общих ос-нов). Идеал — это образ должного в существующем, обозначение того состояния, к которому должно стремиться человечество и человек.

Особенность нравственной культуры личности состоит в том, что она основана на ценностях — предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великоду-шие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т. п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т. п.

Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.

В связи с изменением содержания обучения в начальной школе на современном этапе предусматривается дальнейшее совершенствование всей воспитательно — образовательной работы в детском саду, оптимизирующее уровень подготовленности детей к школе. Г. И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка[13; 256].

За более чем двухвековой опыт исследования сказки, установка, доминировавшая в науке, была направлена на поиск в народной культуре следов архаики, на описание некой «пракультуры». Это, безусловно, имеет немаловажное значение для культуроведческого знания. Однако эта установка привела и к тому, что сегодня наука больше знает о дохристианской «седой старине», нежели о многовековом опыте существования фольклорных жанров и, в-частности, сказки в контексте ценностной и образной системы культуры христианской эпохи, умевшей вполне воспринять и понять ее. Отчуждение современного человека от культурно-исторической и духовной традиции в немалой степени отражает следствие преобладания такого подхода.

Выявление актуального смысла объекта культуры происходит во многом путем технологии интерпретации, как ведущей формы рефлексии. Обратившись к научному полю рассмотрения природы сказки, прежде всего, можно отметить практическое отсутствие собственно интерпретаций, а также преобладание общих положений — вроде широко известного «сказка учит различать добро и зло», озадачивающего читателя сложностью приложения к конкретному тексту, вкупе с устойчивой тенденцией поиска морали, особенно характерной для толкования в психолого-педагогическом контексте.

Значительно менее в сказковедении представлен подход, в основе которого раскрывается смысложизненное содержание сказки, как художественного воплощения мировоззрения народа, в его исторической динамике и национальном колорите.

Степень изученности проблемы. О волшебных сказках, их происхождении, сакральном смысле, воспитательном потенциале написаны многие сотни, а то и тысячи исследовательских трудов. Одни авторы склонны сосредотачивать внимание на исторических корнях сказок, другие — на выявлении дидактических функций и значения для личностного становления маленького слушателя, третьи, находят в сказках откровение о национальном характере и душе народа, четвертые, напротив, видят в сказочном повествовании пустое развлечение или, более того, душепагубное занятие, уводящее ребенка от реальности жизни в мир вымысла.

В конце 29-х — начале 30-х годов XX века всерьез обсуждался вопрос о правомочности использования сказок для воспитания детей. Русская народная сказка остается объектом дискуссии и поныне. Каким только толкованиям не была подвергнута она в последнее время! Психоаналитики, мифологи, этнографы, фольклористы, литературоведы, философы, педагоги, историки предлагают свой взгляд на этот жанр — один из самых таинственных в устном народном творчестве.

По мнению русского философа И. А. Ильина, именно сказка является ответом «все — испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души». Эти вопросы касаются самой сути бытия: о смысле жизни, о пути к счастью, о судьбе праведных и нечестивых, о временном и вечном.

В небольшой работе, написанной другим русским философом — Е. Н. Трубецким и названной им «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке", выражен взгляд на то, что глубинный смысл сказки нужно искать в самой философии народа, в присущем ему жизнечувствии и миропонимании:

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что, так или иначе, дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое».

Это «нечто дорогое» — система духовных опор и смысложизненных ценностей, обусловленная и философией, и спецификой традиционного народного быта. О связи сказки (и народной культуры вообще) с пониманием концептов ценнность и духовность — собственно, и раскрывающими ее актуальные для слушателя смыслы — говорили и другие отечественные и зарубежные исследователи. В нашей стране, по известным идеологическим причинам, эта исследовательская тенденция была прервана в первой трети ХХ века.

Объект исследования: процесс нравственного развития школьника.

Предмет исследования — сказка как средство процесс нравственного развития школьника.

Цель исследования: выявить условия для эффективного использования русских народных сказок в процессе нравственного развития школьника.

Задачи исследования:

1. проанализировать психолого — педагогическую и методическую литературу по теме и проблеме исследования;

2. спроектировать и реализовать систему занятий по процесс нравственного развития школьника с использованием сказок;

3. обобщить полученные результаты и сделать выводы;

4. разработать методические рекомендации в помощь практическим работникам и родителям по процесс нравственного развития школьника с использованием сказки.

Гипотеза: мы предполагаем, что русская народная сказка повлияет на процесс нравственного развития школьника, если:

— дети будут заинтересованы данной деятельностью,.

— будет применяться система занятий с использованием доступной и хорошо иллюстрированной сказки.

Методы исследования: метод контентанализа, обобщение (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), диагностика уровня развития; наблюдение; эксперимент; беседа; статистическая обработка.

Практическая и теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими работниками, а так же преподавателями средних и высших учебных заведений, педагогических колледжей, студентами.

Структура исследования: настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: «Индрик», 2002.
  2. А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. — М., 1991
  3. Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
  4. В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ// Дошкольное воспитание.-1995- № 10.-С. 30−32.
  5. В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)// Дошкольное воспитание.- 1994.-№ 1.-С. 17−19
  6. Ф. И. Народный эпос и мифология. — М., «Высшая школа», 2003.
  7. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
  8. Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
  9. В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
  10. Дикман Ханс. Юнгианский анализ волшебных сказок. — СПб: Академический проект, 2000.
  11. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
  13. И. А. Духовный смысл сказки. // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. — М., Лепта, 2000.
  14. И. А. Русская душа в своих сказках и легендах. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. — М.: «Высшая школа», 2003.
  15. Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. — М.; «Флинта», «Наука», 2000.
  16. А. А. Русская сказка в домашнем театре. — М.; «Планета — 2000», 2004.
  17. В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-№ 5.-С.57−68.
  18. В., Синельников В. Ребенок — школьник: новый подход к диагностике творческих способностей// Дошкольное воспитание.- 1995.- № 9.- С. 52−59.
  19. , П. А. Николаева.- М., 1988.
  20. А. Ф. Миф. Число. Сущность. — М: Мысль, 1994.
  21. Е. М. Миф и сказка. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. — М.: «Высшая школа», 2003.
  22. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии// Хрестоматия. Сказки народов мира. — М., 1996.-С. 3−14
  23. С. И. Словарь русского языка. — М., 1986.
  24. О. М. Воспитание сказкой. — М; 2002.
  25. В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., «Лабиринт», 2000.
  26. В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  27. В. Я. Русская сказка. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  28. П. Л. Развиваем творческую активность школьников. — Владимир, 1995.
  29. Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
  30. рубецкой Е. Н. Избранное. // Иное царство и его искатели в русской народной сказке. — М., Канон, 1995.
  31. Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. — София, 1978.
  32. Словарь русского языка в 4 томах. — Т. 4.- М., 1988.
  33. А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. — СПб: 1999.
  34. Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
  35. Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — М.: 1995.
  36. А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1947. — 71 с.
  37. О.С. Развитие речи школьника. — М.: Изд-во института психотерапии, 2001. — 237 с.
  38. Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.
  39. Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — С. 189−191.
  40. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  41. Ханзен-Леве А. Мифо-поэтический символизм. — СПб.: Академический проект, 2003.
  42. С.Е. Апология сказки.- Воронеж, 1996.
  43. О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
  44. А. В. Образ кота в украинских колыбельных песнях. — М., 2003.
  45. Ю. И. Русская народная бытовая сказка. — М.: Academia, 1998.
  46. Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте// школьный психолог.- 2001.- №№ 42,43,44,45,47,48; 2002-№№ 1,3.
  47. П.И. Психологические функции волшебной сказки //Журнал практического психолога.-1999, № 10−11. С.27−37.
Заполнить форму текущей работой