Формирование культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленная теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования культурологической компетенции будущих учителей иностранного языка национальной школы может быть использована в решении задач повышения эффективности организации учебного процесса по иностранному языку на неязыковых факультетах педвузов. Разработана… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования культурологической компетенции у будущего учителя иностранного языка национальной школы
- 1. 1. Подготовка будущего учителя иностранного языка национальной школы как социально — педагогическая проблема
- 1. 2. Формирование культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка как предмет теоретического исследования
- 1. 3. Сущность и компонентный состав культурологической компетенции учителя иностранного языка национальной школы
- 1. 4. Организационно-педагогические условия формирования культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Процесс формирования культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы
- 2. 1. Моделирование процесса формирования культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы
- 2. 2. Культурологическая направленность содержания и дидактических средств формирования культурологической компетенции
- 2. 3. Критерии, показатели и уровни сформированности культурологической компетенции учителя иностранного языка национальной школы
- 2. 4. 0. пытно-экспериментальная работа по формированию культурологической компетенции будущего учителя иностранного языка национальной школы и анализ её результатов
Список литературы
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / В. А. Адольф. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998.- 51 с.
- Александренко, А.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода (на материале английского языка): автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Александренко. Майкоп: 2005. — 23с.
- Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фи-лософско-методологического анализа / А. Л. Андреев. // Педагогика. 2005. -№ 4.-С. 19−27.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994.-324с.
- Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. Москва: Просвещение, 2007. — 574с.
- Арабов, И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. — 215с.
- Ахтариева, Р.Ф. Основные тенденции развития системы подготовки учительских кадров в вузах для сельской школы (на материале Республики Татарстан) (1980 1997 гг.): автореф. дис. канд. пед. наук / Р. Ф. Ахтариева. — Казань. — 2000. — 20с.
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В. И. Байденко. М., 2006. — 55с.
- Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода: лекция в слайдах: авт. версия / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 30 с.
- Барсук, Р. Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия: учебное пособие / Р. Ю. Барсук. М.: Высшая школа, 1970. — 176 с.
- Белкин, А.С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: технология XXI века/ АС. Белкин, Н. К. Жукова. -Екатеринбург, 2001. 108с.
- Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. / А. С. Белкин. Челябинск: ОАО «Южно-Уральское кн. изд-во», 2004. — 176 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений / А. С. Белкин. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 192с.
- Белогуров, А.Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования / А. Ю. Белогуров, Л. Л. Супрунова // Вестн. Пятигор. лингвист, ун-та. 2000. — № 3. — С. 59−65.
- Бенин, В.Л. Культурологическая компетентность в подготовке педагога / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова // Образование и наука.-2002.-№ 2.-С. 132−139.
- Бернштейн, В.Л. Некоторые приёмы развития умения неподготовленной речи / В J1 Бернштейн // Иностранные языки в школе 2004. — № 7. — С. 17−24.
- Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В.П. Беспалько// Советская педагогика-1968. -№ 4-С. 52−60.
- Библер, B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения / B.C. Библер. // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С.31−43.
- Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку / И. Л. Бим. Обнинск: Титул, 2001. — 48 с.
- Бобиенко, О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук / О. М. Бобиенко. Казань, 2005. — 23с.
- Бовтенко, М.А. Профессиональная информационно-коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка / М. А. Бовтенко. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. 243с.
- Болина, М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук / М. В. Болина. Челябинск, 2001.- 19с.
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд.3-е Т.13. -М., «Советская Энциклопедия», 1973. 608 стр.
- Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С.В. Куль-невич. // Педагогика. 2004. — № 10. — С.23−31.
- Бондаренко, О.А. Формирование социокультуроведческой компетенции учащихся старших классов школ с углублённым изучением иностранного языка (на материале английского языка): дисс. канд. пед. наук /
- А. Бондаренко Н. Новгород, 2000. -220 с.
- Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Часть
- Теоретические аспекты: учебное пособие / Т. И. Боровкова, И. А. Морев. -Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 150 с.
- Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 288с.
- Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/ М. В .Буланова-Топоркова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
- Булыгина, М.В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучении иностранному языку: дисс. канд. пед. наук / М. В. Булыгина. Екатеринбург, 1997.-230 с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. -М.: Русс. язык, 1983. -269с.
- Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. — 247 с.
- Видт, И.Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт.-Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2002. 164 с.
- Возгова, З.В. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе работы над международными телекоммуникационными проектами: дис. канд. пед. наук Челябинск, 2003. — 194с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Т. Н. Волков. -М.: Академия, 1999. 168с.
- Воробьёв, В.В. Лингвокультурология (теория и методы): монография /В.В. Воробьёв. -М.: Изд-во РУДН, 1997.-331 с.
- Воробьёва, Е.И. Профессионально направленное формирование лин-гвострановедческой компетенции учителя английского языка (немецкое отделение, 4−5 курсы): автореф. дис. канд. пед. наук / Е. И. Воробьёва. Санкт-Петербург, 1999. — 16с.
- Вырыпаева, Л.М. Инокультурный текст как основа формирования этнолингвокультурологической компетенции обучаемых: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. М. Вырыпаева. Уфа, 1999. — 22 с.
- Гайсина, Г. И. Тенденции и принципы реализации культурологического подхода в теории и практике. / Г. И. Гайсина. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002 — № 1 (11) -С.47−54.
- Гайфуллин, В.Г. Методологические и практические вопросы возрождения и развития национальной школы / Гайфуллин В. Г. Образовательный портал РТ. — Режим доступа: — http: // edu.ksu.ru / russian / note / pedago-gicedu/id.-26.05.2005.
- Гайфуллин, В.Г. Национальное образование в Республике Татарстан / В. Г. Гайфуллин. Образовательный портал РТ. — Режим доступа: — http: //edu.ksu.ru / russian / note / pedagogicedu / id. — 26.05.2005.
- Гайфуллин, В.Г. Национально-региональный компонент стандарта образования: татарстанский вариант / В. Г. Гайфуллин. Казань: Изд-во Татарского государственного гуманитарного института, 1999. — 120с.
- Гатауллина, М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000 гг.): монография / М. Х. Гатауллина. Казань: «Печатный двор», 2001.- 128с.
- Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез. // Иностранные языки в школе. 1985. — № 2. — С. 17−24.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608с.
- Гетманская, А.В. Формирование лингвокультуроведческой компетенции на основе интегрированного курса «Английский язык и мировая художественная культура» : дис.. канд. пед. наук / А. В. Гетманская. СПб., 2003.-257 с.
- Григорьева, Н.Н. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников: автореф. дис.канд.пед.наук / Н. Н. Григорьева. Казань, 2004. 25с.
- Губайдуллина, А.Г. Дидактические условия формирования профессиональной направленности личности студентов — билингвов: дисс. .канд.пед.наук / А. Г. Губайдуллина. Казань, 2000. — 201с.
- Губайдуллина, А.Е. Тенденции развития педагогической технологии преподавания иностранных языков в республике Татарстан (80−90 гг.): автореф. дисс. .канд.пед.наук / А. Е. Губайдуллина. Казань, 2000. — 21с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383с.
- Елизарова, Г. В. Культура и обучение / Г. В. Елизарова. СПб.: КА-РО, 2005.-352с.
- Ерахтина, Т.А. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированного образования / Т. А. Ерахтина. // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. М.: Ин-т общ. образования. — 2004. -Вып.2. — С.77−89.
- Загвязинский, В.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192с.
- Замалетдинов, P.P. Национально-языковая картина татарского мира: автореф. дисс. докт. фил. наук / Р. Р. Замалетдинов. Казань, 2004.- 38 с.
- Зарецкая, И.И. Профессиональная культура педагога: учебное пособие / И. И. Зарецкая. -М.: АПКиПРО, 2002. 104с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-38с.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2005. — 101с.
- Иванова, Е.О. Содержание образования: культурологический подход / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина. // Педагогика. 2005. -№ 1. — С.13−19.
- Иванова, Т.В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя: дисс. д-ра пед. наук / Т. В. Иванова. Волгоград, 2002.-367с.
- Игна, О.Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессионально-ориентированном обучении иноязычному общению: дис.. канд. пед. наук / О. Н. Игна. -Томск, 2003.- 186с.
- Ильясов, И.О. Основы обучения иностранным языкам в условиях многоязычия / И. О. Ильясов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 108с.
- Исаев, И.Ф. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина /И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Известия Российской Академии образования. 2000. — № 3. — С.45 -58.
- Ишханян, Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку : англ. яз. в неяз. пед. вузе: дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Ишханян. М., 1996. — 244с.
- Кавнатская, Е.В. Социокультурные аспекты развития умений профессионально-делового общения специалистов в области обучения иностранным языкам: дисс. .канд. пед. наук / Е. В. Кавнатская.—М., 1999.-206с.
- Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-261с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 352 с.
- Конасова, Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы. / Н. Ю. Конасова. СПб, 2000. — 41с.
- Концепция развития татарского просвещения // Панорама. 1991. -№ 8.-С.15−30.
- Копырина, М. В. Формирование метакультурологических представлений у будущих учителей при изучении иностранного языка: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Копырина. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
- Кораблева, Г. Н. Педагогические основы культурологического образования будущего учителя: дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Кораблёва. Саранск, 2001. — 186 с.
- Коненкова, Л.П. Основы мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов (на примере Республики Адыгея): автореф. дис.канд.пед.наук / Л. П. Коненкова. -Майкоп, 2004. 28с.
- Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий / В. В. Кочетков. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 416с.
- Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлёва. -М.: Просвещение, 1988.-239с.
- Крылова, Н. Введение в круг культурологических проблем образования / Н. Крылова. // Новые ценности образования.-М, 1996.-N4.-С. 132−152.
- Ксензова, Г. Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учебное пособие / Г. Ю. Ксензова -М: Педагогическое общество России, 2005. 56с.
- Кузовлёв, В.П. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка: учебное пособие / В. П. Кузовлёв, В. Н. Карташова. М.: МПГУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. — 164с.
- Кузьмина, Л.Г. Современные культуроведческие подходы к обучению иностранным языкам / Л. Г. Кузьмина, Е. В. Кавнатская. // Вестник ВГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2001.- № 2.-С. 108−117.
- Лаврова, Т.Б. Концепции интеркультурного образования в современной Германии: автореф. дис.канд.пед.наук / Т. Б. Лаврова. -Екатеринбург, 2003.-21с.
- Ларионова, Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вузов: монография / Г. А. Ларионова. Челябинск: ЧГАУ, 2004.- 169 с.
- Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев. // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С.3−12.
- Лейфа, И.И. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка: дис.канд.пед.наук /И.И. Лейфа. -М., 1995.-163 с.
- Литвинова, Л.Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов: дис.канд.пед.наук / Л. Д. Литвинова. -М., 2000. 178с.
- Ломакина, О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: дис. .канд.пед.наук / О. Е. Ломакина. -Волгоград, 1998. -254 с.
- Луганская, Г. Б. Формирование культурологической направленности личности будущего учителя в условиях интеграции традиционных и нетрадиционных знаний о сущности человека: автореф. дис.канд.пед.наук / Г. Б. Луганская. Майкоп, 2004. — 25с.
- Лукина, О.А. Формирование культурологической компетенции старшеклассников лицея в процессе изучения иностранного языка: дисс. канд. пед. наук / О. А. Лукина. Челябинск, 2000. — 183с.
- Мазунова, Л.К. Текст как культурно-языковое пространство и единица обучения иностранному языку и культуре / Л. К. Мазунова. М., 2004.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя воспитателя / Л. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 300с.
- Мальтиникова, Н.П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (На примере казахских, татарских и русских семей): автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. П. Мальтиникова. — Самара, 2005.-27с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Матис, В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В. И. Матис. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — 328с.
- Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М. И. Махмутов // Принципы обучения современной педагогической теории и практике. Челябинск, 1985. — С. 52−56.
- Мильруд, Р.П. Компетентность и иноязычное образование / Р. П. Мильруд Таганрог: ТГРУ, 2004. — С.70−80.
- Мильруд, Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка / Р .П.Мил ьруд. // Иностранные языки в школе. -1989 № 3. — С.31−38.
- Моделирование и познание / Под ред. В. А. Штофф. Мн.: Наука и техника, 1974. — 125с.
- Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004. — 415 с.
- Морозова, B.C. Формирование готовности будущего учителя иностранного языка к реализации культурологического подхода в обучении: ав-тореф. дисс.канд.пед.наук /B.C. Морозова. Калуга, 2003. -19 с.
- Мурзина, О.В. Культурологическая доминанта национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии: дис.. канд. пед. наук / О. В. Мурзина Нерюнгри, 2004. — 163с.
- Национальная доктрина развития образовательно воспитательных систем в Республике Татарстан (проект). / Казань: Центр истории и теории национального образования Института истории АНТ, 1998. — 56с.
- Нигматов, 3. Культурологическая направленность обучения в педагогическом вузе / 3. Нигматов. // Высшее образование в России: Науч.-пед. журнал М-ва образования РФ. 2004. — № 9. — С.61−64.
- Новые ценности образования: культуросообразная школа: научно-методический сборник: Вып.11 / Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Народное образование, 2002. — 192с.
- Орлова, Е.О. Культурологические аспекты подготовки учителя начальной школы: монография /Е.О. Орлова. Великий Новгород: НовГУ, 2004. -123 с.
- Панцырева, Т.В. История преподавания иностранных языков в школах Татарии: автореф. дисс.канд.пед.наук/ Т. В. Панцырева.-М., 1978.-17с.
- Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре: пособие для учителя / Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. М.: Просвещение, 1992. — 127 с.
- Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1989. — 48 с.
- Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлёв, В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1993. — 159с.
- Педагогическая энциклопедия: Актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. -320с.
- Петров, А.А. Общекультурная компетенция учителя и ее влияние на успешность педагогической деятельности: автореф. дисс.канд.пед.наук / А. А. Петров. -М., 1999. -16 с.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. / JI.A. Петровская.-М.:Изд-воМГУ, 1989.-216 с.
- Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии: учеб. пособие / Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2003. — 452с.
- Плужник, И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф.дис.докт.пед.наук/Ш1Плу>кник-Тюмень, 2003.-29с.
- Поморцева, Н.В. Педагогические условия формирования культурологической компетенции учащихся в системе интегрированного обучения : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Поморцева.- Иваново, 2002. 237 с.
- Пономарев, М.В. Гуманитаризация образования и концепция инте-гративного курса по страноведению / М. В. Пономарёв. // Иностранные языки в школе. 1996. — № 2. — С.19−22.
- Поштарева, Т.В. Формирование этнокультурной компетентности. / Т. В. Поштарёва. // Педагогика. 2005. — № 3. — С.35−42.
- Пустовалова, О.С. Культуроведческие материалы на занятиях по иностранному языку: технология ценностного анализа и типология учебных заданий / О. С. Пустовалова. // Вестник ВГУ, серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2004. — № 1. — С. 109−112.
- Риске, И.Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дисс.канд.пед.наук /И.Э. Риске. СПб., 2000. — 259с.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, P.M. Рабинович, Т. Е. Сахарова.- М.: Просвещение, 1991. 287с.
- Роджер, Т. Белл. Социолингвистика. / Т.Белл Роджер. М., Международные отношения, 1980. — 318с.
- Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение. / Ю. В. Рождественский. -М., Че Ро, 1996. -287 с.
- Розов, Н.С. Ценность гуманитарного образования / Н. С. Розов.// Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С. 85−89.
- Рыбасова, Ю.Ю. Общекультурная подготовка студентов технического вуза: автореф. дисс.канд.пед.наук /Ю.Ю. Рыбасова.-Казань, 1996.-16с.
- Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш.шк., 2005. — 3 Юс.
- Сабарайкина, Л.М. Формирование этнокультуроведческой компетенции студентов филологов: автореф. дисс. канд.пед.наук / Л. М. Сабарайкина. -Якутск, 2004. — 24с.
- Садым, С.В. Витагенный опыт как средство активизации познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках естественно-научного цикла. / С. В. Садым, Н. Е. Коган. // Дефектология-2003. -№ 2. С.65−71.
- Сафина, М.С. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов гуманитарных вузов (на материале изучения иностранного языка): автореф. дис. .канд.пед.наук / М. С. Сафина. -Казань, 2005.-22с.
- Сафонова, В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237с.
- Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования/В.В.Сафонова.//Иностранные языки в школе-2000-№ 3.-С.17−24.
- Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике. /В.В. Сафонова // Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного язьжов в России Москва: Еврошкола, 1999. — С.27−35.
- Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе / В. В. Сафонова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987.- 174с.
- Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: дисс.докт.пед.наук / В. В. Сафонова. -М., 1991. 528 с.
- Сведения о развитии национального образования Республики Татарстан в 1991 2004 годах. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан / / Режим доступа: http: // www.tatedu.ru / index, php
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация. / Г. К. Селев-ко.//Народное образование. 2004.- № 4, — С.138−143.
- Синагатуллин, И.М. Новый миллениум и место иностранного языка в поликультурном социуме. / И. М. Синагатуллин. // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С. 32−37.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований. / М. Н. Скаткин М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В, А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Словарь лингвистических терминов. / Сост. О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 605с.
- Смирнов И. П. Теория профессионального образования./ И. П. Смирнов. М.: Российская академия образования-НИИРПО, 2006.-320 с.
- Словарь психолога практика. — Мн., М.: Изд-во Харвесг ACT, 2001. -31 Ос.
- Соколова, Н.Г. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов педагогического колледжа к междукультурному профессионально-ориентированному общению: дисс.канд.пед.наук / Н. Г. Соколова.-М., 1999. -205с.
- Соколовский, С.В. Перспективы развития концепции этнонацио-нальной политики в Российской Федерации / С. В. Соколовский М.: «Привет», 2004.- 258 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педвузов и учителей/Е.Н Соловова-М.: Просвещение, 2002.-239 с.
- Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография / Е. Н. Соловова. М.: ГЛОССА — ПРЕСС, 2004. — 336с.
- Суворова, С.Л. Межкультурный тренинг в подготовке будущих учителей иностранного языка / С. Л. Суворова. // Школьные технологии. — 2004. № 5. — С.224 -228.
- Сухова, Н.А. Формирование культурно-страноведческой компетенции на основе аутентичных материалов в процессе обучения устной речи студентов педвуза: автореф. дисс. лсанд.пед.наук /НА. Сухова-СПб., 2000.-15 с.
- Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): монография / П. В. Сысоев. М.: Изд-во «Еврошкола», 2003. — 406 с.
- Сысоев, П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев. // Иностранные языки в школе. 2004. -№ 4. — С.14−20.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. -М.: Слово, 2000. 624 с.
- Ткаченко Е.В. Российское образование: состояние и проблемы / Е. В. Ткаченко. // Магистр.- 1995. № 1. — С. 1−13.
- Тюнников, Ю.С. Центр педагогической культуры: культурологические доминанты образовательно-воспитательного процесса / Ю. С. Тюнников, А. А. Ворожбитова, И. В. Чугай, Ю. Ю. Юрченко. Сочи: РИЦ СГУТ И КД, 1998.- 125с.
- Тюнников, Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений / Ю. С. Тюнников. Сочи: РИО СГУТиКД, 2001.-140 с.
- Фёдоров, А.В. Основы общей теории перевода. / А. В. Фёдоров. -М.: ООО «Издательский дом „Филология три“, 2002. 416 с.
- Федорова, А.Н. Развитие культурологической компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка: дисс.канд.пед.наук / А. Н. Фёдорова. Челябинск, 2001. -182 с.
- Филиппова, Н.В. Методика обучения национально-маркированной лексике на основе межкультурного подхода в языковом вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. В. Филиппова. Улан-Удэ, 2002. — 21с.
- Флиер, А.Е. Культурология в системе образования. / А. Е. Флиер. // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.39−45.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 224с.
- Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуро-ведение в теории и практике обучения иностранному языку. / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1993. — 124 с.
- Харисов, Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе. / Ф. Ф. Харисов. Казань, Та — Заря, 1996. — 138с.
- Харисов, Ф.Ф. Национально-региональный компонент стандарта общего среднего образования. / Ф. Ф. Харисов. М.: Педагогика, 2001. — 96с.
- Харисов, Ф.Ф. Система образования Республики Татарстан: состояние и перспективы развития. / Ф. Ф. Харисов.-Казань: РИЦ „Школа“, 1998.- 180 с.
- Харитонова, С.В. Педагогическое содействие развитию культурологической компетенции студентов университета на занятиях по иностранному языку: автореф. дис.канд.пед.наук /СВ.Харитонова.-Магнитогорск, 2006.-21с.
- Хасанова, Г. Ф. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования: автореф. дисс. .докт.пед.наук / Г. Ф. Хасанова. Казань, 1999. -39 с.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет журнал» Эйдос". — Режим доступа: — http: // www.eidos.ru /journal / 2002 / 0423. htm. — 23.04.2002.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. / А. В. Хуторской. // Народное образование. 2003. — № 5 — С.55−61.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. /М.А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996. 157с.
- Шаповалов, В.К. Современная национальная школа: принципы, функции, особенности / В. К. Шаповалов. // Этнопедагогика педагогика жизни. — Элиста, 2001. — С.65−67.
- Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность российского образования Моск. представительство Организации Объединенных Наций по вопр. образования, науки и культуры, Проект ЮНЕСКО «Развитие нац. шк.» / В. К. Шаповалов.- М, 1997. 175 стр.
- Шаяхметова, Р.И. Религиозно-культурологические традиции как средство нравственного воспитания младших школьников: дисс. канд. пед. наук / Р. И. Шаяхметова. Казань, 2003.-206с.
- Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования: (О проблемах развития умений как основы соц. адаптации учащихся сред. шк.). / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. Стандарты: общ. вопр. -№ 2. С. 30−34.
- Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания: монография / В. А. Штофф. М.: Высш. школа, 1978. — 269с.
- Юрченко, Ю.А. Формирование культурологических умений у студентов педагогических вузов: дисс. .канд.пед.наук / Ю. А. Юрченко. Сочи, 2000.- 176с.
- Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф, 2002. — 208с.
- Ялалов, Ф. Г. Культурологическая модель национального гимназического образования: метод, пособие / Ф. Г. Ялалов. Нижнекамск. Нижнекамск: НМЛ «Чишмэ», 2001.—56с.
- Auernheimer, G. Einfuhrung in die interlculturelle Erziehung / G. Auern-heimer. Darmstadt: Primus Verlag. — 1996.
- International Dictionary of Education. Vol. 7. Oxford, 1994. — P.3963.
- Galli, J. Interkulturelle Kommunikation und Korpersprache / J. Galli. — Freiburg: Galli Verlag. 2000. — 95S.
- Krumm, H.J. Interkulturelles Lemen und interkulturelle Kommunikation // Handbuch Fremdsprachenunterricht. Francke Verlag. — 1995.
- Neuner, G. The Role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning. Strasbourg: Council of Europe Press, 1994.
- Pauels, W. Interkulturelles Lernen- die neue Herausforderung im Fremdsprachenunterricht / W. Pauels // Praxis. 1993. — № 4.
- Schmidt, U. Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. In Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt». Kulturelle Identitat und Universalitat. -Frankfurt a.M. 1987.