Развитие способностей к дизайнерской деятельности: На материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике
Диссертация
На основе теоретического анализа специфики дизайнерской деятельности выявлены этапы ее осуществления (усмотрение проблемы и принятие ее к решениюанализ предпроектной ситуации, изучение условий проектного задания и требований к объектусбор информацииформирование гипотезы решения и разработка общей формы объектауточнение замысла, корректировка формы объектапроверка гипотезы, графическое оформление… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Психологические и психофизиологические предпосылки развития способностей
- 1. 2. Специфика дизайнерской деятельности и ее взаимосвязь с технической и компьютерной графикой
- 1. 3. Структура способностей к дизайнерской деятельности
- ВЫВОДЫ по 1 главе
- ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ И ЕЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ
- 2. 1. Проектирование информационной личностно-ориентированной технологии обучения технической и компьютерной графике
- 2. 2. Особенности применения компьютерных технологий в ^ процессе обучения технической и компьютерной графике
- 2. 3. Компьютерное моделирование и его влияние на развитие способностей к дизайнерской деятельности
- ВЫВОДЫ по 2 главе
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ & СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
- 3. 1. Цель, задачи и методика проведения педагогического эксперимента
- 3. 2. Экспериментальная проверка технологии обучения технической и компьютерной графике, обеспечивающей развитие способностей студентов к дизайнерской деятельности
- 3. 3. Результаты экспериментального обучения и их анализ
- ВЫВОДЫ по 3 главе
Список литературы
- Алексеева О.Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности (в контексте гуманизации образования)/ Дисс.канд.псих.наук. М., 1995.- 139 с.
- Альманах психологических тестов.- М.: КСП, 1995.- 400 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: «Сов. радио», 1979.- 184 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самосвоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1988.-238 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1996.- 566 с.
- Анисимова J1.H. О творческих способностях студентов ХГФ при решении задач по начертательной геометрии // Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и в средней школе. М.: Прометей, 1987.- С. 14−16.
- Анисимова J1.H. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии: Дисс. канд. пед. наук. М., 1986.- 278 с.
- Анциферова Л.Ю. Междисциплинарные связи в структуре творческой деятельности дизайнера./ Дисс. канд. иск. М., 1989.- 158 с.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент: Сб.переводов.Ч.Ш Душанбе, 1973. с. 632.
- Артемьева Т.М. Методологические аспекты проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 183 с.
- Артемьева Т.М. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т.5. N3.- С. 46−55.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975.- 41 с.
- Ахмедова Х.Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков /Дисс.канд.псих.наук. М.: 1995.- 166 с.
- Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N6. С. 90−99.
- Барциц Р.Ч. Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов // Автореф.дис.докт.пед.наук.- 32 с.
- Белан П.И. Активные формы и методы обучения в подготовке учителя черчения // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. З-10.
- Белан П.И. Новые подходы в обучении школьников конструированию на занятиях по черчению // Теория и практика обучения начертательной геометрии и черчения в общеобразовательной школе и в педагогическом институте. М.: Прометей, 1992.- С.59−67.
- Белан П.И. Подготовка к решению задач на конструирование // Школа и производство. N 3. 1988.- С.54−55.
- Белан П.И. Преобразование пространственных форм относительно плоскостей симметрии // Школа и производство. N 4. 1989.- С. 78−80.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978.- 142 с.
- Блонский П.П., Память и мышление. М., Л.: Наука, 1935.-214 с.
- Богомолова Г. Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолго-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ в работе в школе. Том 1. Уфа, 1991.- С.17−19.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983.-С. 182 195.
- Богоявленская Д.Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // сихология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.159−171.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1997. № 4.- С. 11−17.
- Богомолов А.В. Дидактическая система формирования элементарных навыков дизайна у учащихся в процессе обучения с использованием средств информационных технологий: Дисс. канд. пед. Наук. Чебоксары, 1999.- 177 с.
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979.256 с.
- Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал. 1984. N 1. Т.5. С.15−18.
- Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / Психологический журнал. Т.21. № 6. 2000. С. 5−12.702.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.-230 с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977. Серия: биология. N 11. 64 с.
- Булатова И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов // Дисс. к.п.н. Казань, 1985.148 с.
- Бурнецкене И.З. К вопросу развития пространственных представлений студентов ХГФ на занятиях по черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. 62−71.
- Буткевич В.А. Развитие способностей учащихся в процессе решения творческих задач на уроках черчения. М., 1972. 19 с.
- Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т. Т. З. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.-325 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.:3нание, 1973.-117 с.
- Виноградова Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения на примере изучения системы автоматизированного проектирования //Автореф.дисс. канд.пед.наук М., 2000.- 20 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.- 52 с.
- Волкова Н.В. Компьютерное обучение на основе гуманистического подхода: Дисс. канд пед наук. СПб., 1997. 144 с.
- Воронина Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Изд-во «Информатик», 1995.220 с.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. N4. -С.73−81.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990, — С.149−159.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. Информ.-методич. пособие к курсу «Психология человека». М.: Рос.пед.агенство, 1998.- 272 с.
- Герасимов Б. «Радар «Сокол» // Мир дизайна. 1999. № 3. С.34−35.
- Гервер В.А. Некоторые вопросы связи преподавания черчения с трудовым обучением // Дисс. канд. пед. наук. М., 1971.-371 с.
- Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников // Автореф. дисс. в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. пед. наук. М., 1992.- 18 с.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
- Гергей Т. Самоорганизация систем оптимального управления обучением.//Дисс. канд.тех.наук. Киев, 1969.- 210 с.
- Гильбурх Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении // Школа и производство. N 6. 1989.- С. 26−30.
- Голенева Н.А. Художественно-образный аспект генезиса графического знака/ Дисс.канд.искусствовед. М., 1992.-137 с.
- Голицин Г. А. Роль априорной информации в творческом процессе // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М: Наука, 1990.- С. 104−116.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопр. псих. 1986. N5.-С. 18−30.
- Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1983. N3.- С. 16−28.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.
- Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследователям // Психологический журнал. Т. 16. 1995. N1. С. 64−74.
- Готсдинер A.JI. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. псих. N4. 1991.-С. 82−88.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1988.- 560 с.
- Графова С.Р. Автоматизированная обучающая система как дидактическое средство высшей колы. //Автореф.дис.канд.пед.наук. Калининград, 2000.-18 с.
- Гречишников С.З. Формирование профессиональных умений у студентов ХГФ на занятиях по черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе.М.: Прометей, 1989.- С.27−32.
- Григорьев Э.П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. Киев: Знание, 1975. 17 с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.- 346 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (Логико-психологические проблемыпостроения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972.- 423 с.
- Дадашева М.Р. Воспитание творческого воображения студентов педагогического факультета: Дисс. канд. пед. наук. Баку, 1989. 156 с.
- Джонс К. Дж. Инженерное и художественное конструирование: современные методы проектного анализа (пер. с англ.). М.: Мир, 1976.- 374 с.
- Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экспериментальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.- С. 103−114.
- Дикая Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психологический журнал, Т.5. 1994. N6.- С.28−37.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975. N 2. С.68−80.
- Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дисс.канд.пед наук., Пермь, 1999.- 198 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989.-С.6−14.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. 368 с.
- Дьяченко И.С. Демонстрируемые и скрываемые качества в системе личности (на материале студентов педвуза). / Дисс. канд.псих.наук, М., 1995.250 с.
- Елисеев В.А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983.- С.247−266.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 117−130.
- Жданова Н.С. Повышение педагогической подготовки студентов при выполнении графических заданий с элементами конструирования // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. 85−90.
- Жданова Н.С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.- 174 с.
- Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: Изд-во АУТО ПАН, 1993.-132 с.
- Жилина Н.Д. Информационные технологии в процессе преподавания блока геометро-графических дисциплин в вузах строительного профиля: Дисс. канд пед наук, М., 1999. -169 с.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интелллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах). / Дисс.канд.псих.наук: М., 1994.-169 с.
- Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.- С. 22−31.
- Зарецкий В.К., Сазонтьева-Ковалева Изучение творческого мышления в условиях предъявления подсказки // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.64−91.
- Зарецкий В.К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. 1980. N5.-С.113−118.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева А. Я. М.: Наука, 1983.- С. 62−101.
- Зеер Э.Ф. Подготовка учащихся школ и профтехучилищ к творческому техническому труду на предприятии // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому труду. Свердловск: Свердл. ГПИ, 1981.- сб. N341.
- Зенкина С.В. Компьютерные программы учебного назначения как средство повышения эффективности химического образования студентов естественно-научных специальностей: Дисс. канд.пед.наук, Ставрополь, 2001 -177 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. И. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. N2. с.3−14.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психологии 1971. № 6. С.27−42.
- Злотников Р.А., Исмагилов Р. У., Ивенский Л. М., Стрелков В. Б. Инженерная педагогика и психология. Уфа: Уфимский ордена Ленина авиац. ин-тут им. Серго Орджоникидзе, 1984.- 89 с.
- Зобнина Т.В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дисс. канд. псих. наук. М., 1993. 214 с.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопросы психологии. 1986. N 3.- С. 16−19.
- Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М.:Наука, 1995.-382 с.
- Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии. 1984. N6. С.7−11.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992.- 140 с.
- Ильяшева Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности.// Автореф.дисс. канд.пед.наук.-М., 2001.- 25 с.
- Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей. Кемерово, Кемеровская гос.акад. культуры и искусств, 1999. 181 с.
- Исследование механизмов визуального восприятия. / Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып.5. М., 1977.-204 с.
- Исследование процессов принятия решений. / Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 14. М., 1977.-159 с.
- Кадыров Б.Р. Способности и склонности (психофизиологические исследования). Ташкент, 1990.-107 с.
- Казанская В.Г. Психологические барьеры прошлого опыта // Продуктивное исследование продуктивных (творческих процессов мышления. М.: Знание, 1973.- С. 43−48.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 168 с.
- Карху А.А. Стадии проектирования промышленных изделий // Учебно-методические материалы по художественному конструированию. М.: МВХПУ, 1965.-С. 131−150.
- Катханов Н.М., Карпов В. В. Методика разработки и внедрения системы рейтинг-контроля умений и знаний студентов. М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991.- 48 с.
- Катханова Ю.Ф. К вопросу углубленного изучения черчения в школе // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. 104−110.
- Катханова Ю.Ф., Корзинова Е. И. Техническая графика: Учебно-методическое пособие для студентов худ.-граф. факультетов. М.: Б.и., 1989.93 с.
- Катхановой Ю.Ф., Марченко М. Н. Прикладная направленность заданий по черчению / Школа и производство. 1995. N2. С.93−94.
- Катханова Ю.Ф., Нодельман Л. Я. Содержание и технология обучения компьютерной графике студентов ХГФ. / Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам.Сб. научных трудов. Выпуск2. -М.: Прометей, 2001.- С.3−9.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: Дисс. докт. пед. наук. М., 1994.- 410 с.
- Квалификационная характеристика нормативный документ модели специалиста. Структура, содержание новой квалификационной характеристики.- М.: Гособразование СССР, 1989.- 105 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: изд-во АПН РСФСР, 1959. 304 с.
- Коваленко А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.
- Коваленко А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач // Вопросы психологии. 1991. N5.- С. 42−47.
- Коваленко Л.Н. Содержание и особенности решения задач на сложные преобразования // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. 129−142.
- Коваленко Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988.190 с.
- Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. М.: Прометей, 1991.-402 с.
- Ковешников А.И. Методика преподавания глубинно-пространственной композиции (на примере детских игровых площадок) по курсу «Художественно проектирование и декоративное искусство» на ХГФ пединститутов. Дисс.канд.пед.наук, М., 1983. 185 с.
- Ковешников А.И. Теория и методика изучения основ дизайна в процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Дисс. докт. пед наук, М., 1992. 356 с.
- Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования: на материале подготовки дизайнеров: Дисс.докт.пед.наук, М., 2000.- 388 с.
- Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопр. псих. N1. 1992. С. 138−146.
- Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С. 131−148.
- Козлов А.С. К определению понятия проектирование проектной среды // Тех. эстетика. М., N 8. 1974.- С. 58−69.
- Козлов О.А., Солодова Е. А., Холодов Е. Н. Некоторые вопросы создания и применения компьютерного учебника. ИНФО. 1995. № 3. С. 97 105.
- Колесов Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т.13. 1992. N6.- С. 43−53.
- Колесова A.M. Некоторые вопросы проверки и оценки качества знаний и учебной работы студентов // Современные психологопедагогические проблемы высшей школы / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Вып.1. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- С. 12−16.
- Корзинова Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.-196 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 145 с.
- Кракиновская В. Д. Композиционное формообразование в предварительной подготовке художника-конструктора. Автореф. дисс. М.:МВХПУ, 1981.-16 с.
- Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.- с.32−35.
- Крутецкий В.А. Психология мнемических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
- Кудин П.А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве. Дисс.докт.искусствовед. Спб., 1994.- 429 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975.- 303 с.
- Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для уч-ся пед. уч-ищ по спец. № 2001.- М.: Просвещение, 1984.- 319 с.
- Кузьмичев Л.А. Дизайн-программа: понятие, структура, функции / Дисс. канд. искусствовед. М., 1983.- 178 с.
- Кулюткин Ю.А. Эвристические методы в структуре решений. М.: 1970, — 232 с.
- Кудрявцев Т.В. О структуре технического мышления и способах его изучения //Психологические проблемы технического интеллекта и технического творчества. М.: Отдел научной информации НИИВШ, 1977.- 48 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика 1970.- 232 с.
- Лагутина О.Р. Научно-методическое обоснование обучения школьников младшего и среднего возраста передаче объема изображаемых предметов в сюжетном рисовании // Автореф.дисс. докт.пед.наук. М., 2001.31 с.
- Ладыгин Е.В. Комплексное развитие творческих способностей учащихся 7−9 классов посредством интегративного курса основы дизайна.// Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1998.-16 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей // Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1970. 32 с.
- Лейтес Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. 192 с.
- Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972. Т.7. с.223−231.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.- 98 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.- 158 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.М.:Мысль, 1965. 573с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1991.84 с.
- Линдсей П., Норман Д. Анализ процесса решения задач // Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.- 41−46 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- 442 с.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения \ Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. В. Н. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С.185−191.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Педагогика, 1959.- 121 с.
- Лось М.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения: на примере учебников математики. Дисс.канд.пед.наук, Владикавказ, 1999.-201 с.
- Лучшие психологические тесты // Пер. с англ.Е. А. Дружининой.-Харьков, 1994.-320 с.
- Лысенко Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: на материале дисциплин психолого-педагогического цикла: Дисс. канд пед наук, Саратов, 1998.- 271 с.
- Макарова М.Н., Бурнецкене И. З. Проблемы педагогической направленности в подготовке учителя черчения // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М., 1989.-С. 32−39.
- Малиновская Jl.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах / Постановка проблемы и поиск путей ее разрешения. Тернополь, 1993.- 183 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-134 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.- 110 с.
- Марченко М.Н. Взаимосвязь этапов художественного конструирования и содержания графической деятельности студентов ХГФ / Теория, история изобразительного искусства и методика художественно-педагогического образования.- Краснодар, 1998. С. 128−137.
- Марченко М.Н. Значение комплекса графических заданий с элементами творчества для развития художественно-конструкторских способностей студентов ХГФ / «Наука и школа», N2, 1998.- С.31−36.
- Марченко М.Н. Компьютерная графика / Программы дисциплин специализации (для специальностей 30 800 «Изобразительное искусство» и 52 400 «Дизайн»). Краснодар: КубГУ, 2002. 22 с.
- Марченко М.Н. Основы трехмерного моделирования объектов в COREL DREAM 3D: Учеб.пособие. Краснодар, КубГУ, 1998.-51 с.
- Марченко М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах // Дисс.канд.пед.наук. М.: 1996, — 227 с.
- Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973.- С. 4−8.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психол. журнал. Т.5. N1. 1984.- С.9−17.
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. 213 с.
- Махутдинов Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗе: Дисс. канд пед. Наук. Казань, 1999.- 215 с.
- Мерлин B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. № 8. С. 4−6.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:Педагогика, 1986.- 286 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования: учеб. пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Просвещение, 1991.- 256 с.
- Методические указания к выполнению практических работ по курсу черчения для студентов 2 курса ФХТГ: 4 семестр / Сост. Степанова А. П. Краснодар, 1982.- 50 с.
- Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. докт. псих. наук. С.- Петерб., 1993. 18 с.
- Микулинский Е.Р., Ярошевский М. Г. Психология научного творчества и науковедение // Научное творчество. М., 1969.- С.5−22.
- Михайленко Л.Б. Формирование мотивации профессионально-педагогической деятельности на факультетах изобразительного искусства // Научные труды Ml 11У им. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М., Прометей, 1995.- С. 186−189.
- Михайлов Н.Г. Курс черчения с элементами художественного конструирования. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.120 с.
- Михеева Е.П. Теоретические и методические основы предпрофессиональной подготовки по технической графике в общеобразовательных учреждениях. Автореф.дисс. докт.пед.наук. М.:2001.-33 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. N5.- С. 86−95.
- Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978.- 26 с.
- Моляко В.А. Психология конструирования технических систем. Киев: Знание, 1976. 17 с.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение, 1983. 134 с.
- Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. Киев: Рад. школа, 1983.- 94 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978.-47 с.
- Моляко В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельности // Психологический журнал. Т. 16. 1995. N1.- С. 84−90.
- Моносова Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- С.26−31.
- Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ. Методические материалы. М.: ВНИИТЭ.1991.- 180 с.
- Моргунова Р.С. Проблемы памяти, обучения и интеллекта // Психологические проблемы технического интеллекта и технического творчества. М.: НИИВШ, 1977.- С. 11−22.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности//Вопросы психологии. 1991. N1.- С. 121−127.
- Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. N5.- С. 134−140.
- Мунипов В.М. Эргономика и художественное конструирование. М.:3нание, 1966.-30 с.
- Нартова JI.Г. Интегративные принципы построения системы преподавания геометрических дисциплин во ВТУЗе // Автореф.дисс. докт.пед.наук. М., 2001. -70 с.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994.- 334 с.
- Непрерывное дизайнерское образование // Материалы IV учебно-методической конференции / Под ред. Квасова А. С. М.: МВХПУ, 1992.- 80 с.
- Нилова В.И. Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики //Автореф.дисс. докт.пед.наук.-М., 2001.- 39 с.
- Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.- С. 57−59.
- Ожиганова Г. В. Диагностика и проявление креативности у детей в процессе учебной деятельности. / Психологический журнал. Т.22. № 2. 2001. -С. 75−85.
- Оксман В.Н. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность / Сов. педагогика, 1990. № 4. С. 68−69.
- Орфеев Ю.В. Философские проблемы соотношения мышления человека и возможностей ЭВМ в процессах решения задач.// Дисс.канд.филос.наук. М., 1974.- 151 с.
- Павлова А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики учебного модуля «Технология» в средней общеобразовательной школе. -М.: Владос, 1999. -96 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. М.:Просвещение, 1987.- 206 с.
- Панюкова С.В. Создание и использование средств повышения эффективности обучения с помощью ЭВМ. // Дисс.канд.пед.наук М., 1995.265 с.
- Панюхин П. «Куда ведет «Компас» школьника?» ж. «САПР и графика»: Компьютер пресс. № 34, 1998.- С. 12−13.
- Переверзев Л.Б., Антонов P.O. Анализ опыта зарубежного дизайна // Тех. эстетика. N 7. 1974.- 117 с.
- Петрова Г. А. Ибирательность внимания в процессе создания образов воображения // Вопросы познавательной деятельности школьников и студентов / межвуз.сб.науч.трудов.М.: Mill И им. В. И. Ленина, 1988. С. 1723.
- Пищев С.Г. Художественно-проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн-групп: Дисс. канд. пед. наук, Бийск, 2000. — 186 с.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. 1963. N11. С. 98−103.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 312 с.
- Плыщевский В.Н. Образные средства дизайна // Дисс.к.т.н. М., 1986.- 146 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.271 с.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие.М.: Наука, 1967. 197 с.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990,-С. 13−37.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.-303 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 6.- С. 38−50.
- Пономарев Я.А. Тенденции развития психологии творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.- С. 3−12.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983.-С. 3−26.
- Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства. Дисс. канд. пед. наук, М.: 1995. 244 с.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. Калмыковой. М.: Просвещение, 1975. 207 с.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1977.- 296 с.
- Психологические основы профессионально-технического обучения / Под. ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988.144 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под. ред. А. В. Петровского: уч. пособ. М.: МГУ, 1987.168 с.
- Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне. Дисс. докт. искусствовед. М.: 1992.- 256 с.
- Пучкова Г. П. Элементы конструирования в заданиях по чтению чертежей в 8 классе // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- с. 148−156.
- Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
- Рачеева И.В. Особенности формирования дизайна США (социокультурные и художественно-образные аспекты) // Дисс. канд. искусствовед. М., 1990. 200 с.
- Розов С.В. Курс черчения с картами программированного контроля: учебн. пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. М.: Машиностроение, 1990.- 432 с.
- Рубинштейн С.JI.О мышлении и путях его исследования. М.:Изд-во АН СССР. 1958.-147 с.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
- Рязанцева И.М. Задания с элементами конструирования на уроках черчения // Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии / Межвуз. сб. науч. трудов. М.: Прометей, 1987.-С. 136−138.
- Рязанцева И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1987.- 124 с.
- Рязанцева И.М., Елисеев В. К. Принцип проблемности обучения в графической подготовке школьников // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. Том 1. Уфа, 1991, — С. 177−178.
- Сверчкова Р.Т. Создание проблемных ситуаций на основе психологического барьера прошлого опыта // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973.- С. 55- 59.
- Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М: Наука, 1983.- С. 27−61.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 64−91.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.37−53.
- Семикин В.В. Произвольная саморегуляция произвольного состояния в условиях режима непрерывной деятельности // Автореф.дисс. канд. псих. наук. М., 1986.- 17 с.
- Сергеев A.M. Проблема фирменного стиля (исторические, художественно-стилевые и организационные аспекты): Дисс. канд. иск. М., 1992.- 298 с.
- Сердюк С.Н. Разработка метода интеллектуальной поддержки процесса эргономического проектирования информационных моделей. // Дисс. канд. тех. наук. СПб., 1993. 364 с.
- Серов С. Опыт высшей академической школы графического дизайна / Как, № 3 (17), 2001. С. 50−64.
- Серпионова Э.Н. Реализация художественно-конструкторского подхода в подготовке будущих учителей начальных классов к трудовому обучению школьников: Дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1991. -185 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии / Энциклопедия профессионального образования. М.: РАО, 1999. Т. 3.- С. 224−225.
- Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопр. Философии, N 11. 1992. -С. 3−8.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 148 с.
- Симонов П.В. Созидающий мозг. М.: Наука, 1993.- 112 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.- 191 с.
- Скибицкий Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов вобщеобразовательной школе. Монография. Новособирск: изд-во Новосиб. ун-та, 1996.- 193 с.
- Скибицкий Э.Г. Педагогические основы применения компьютерных дидактических курсов в учебном процессе ВВУЗа. //Дисс. канд.пед.наук. Новосибирск, 1991.-238 с.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.- 423 с.
- Смолянинова О.Г. Организация компьютерных уроков по физике в системе развивающего обучения // Дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 1992.146 с.
- Смыслов А.П. Внеклассное техническое творчество как фактор трудового воспитания (на примере технич. кружков). Свердловск: Свердл. ГПИ, 1981.- сб. N341.
- Советов А.В., Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. -С. 172−187.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. 395 с.
- Соловьева В.В. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: на примере специальности «Дизайн». Дисс. канд. пед наук, М., 1999.- 173 с.
- Спичак И.А. Некоторые вопросы взаимосвязи художественно-конструкторской проектной графики и художественно-графическойподготовки художников-конструкторов // Автореф. дисс. М.: МВХПУ, 1981.16 с.
- Способности и интересы / Под. ред. Н. Д. Левитова и В. А. Крутецкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 307 с.
- Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Голубевой Э.А.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.- 200 с.
- Степакова В.В. Сущность методического мастерства учителя черчения // Научные труды Mill У им. В. И. Ленина. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1995.- С. 200−203.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983.- С. 101−133.
- Страхов И.В. Внимание в структуре личности. Саратов, 1969.-19 с.
- Страхов И.В. Психология воображения. Саратов, 1971. 78 с.
- Таленс Я.Ф. Работа конструктора. М.: Машиностроение, 1987. — 255 с.
- Телегина Э.Д. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности и проблема ее развития в обучении // Вопросы познавательной деятельности школьников и студентов. М.: Ml ИИ им. В. И. Ленина, 1988-С. 33−53.
- Телегина Э.Д. Уровни самостоятельности в мыслительной деятельности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981. 24 с.
- Темиркулова Н.И. Методические основы применения ЭВМ на лабораторных и практических занятиях курса общей физики // Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. 227 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки государственного института психологии. Т.2. М., 1973.- 58 с.
- Тихомиров O.K. Психологические проблемы компьютеризации обучения // Вопр. психологии, 1986. № 5.- С. 67−69.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества // Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.- 49−52 с.
- Трифоненкова Н.К. О развитии творческих способностей студентов при изучении черчения // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе, том 1. Уфа, 1991с. 167−169.
- Трофимов Ю.Л. Инженерно-психологическое обеспечение творческого процесса в САПР / Дисс. докт.псих.наук. Киев, 1989.- 460 с.
- Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда / Дисс.докт.псих.наук. М., 1994.- 348 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-231 с.
- Федорова О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся // Автореф. дис. канд. пед. наук, Казань, 2001. 19 с.
- Филимонова Е.В. Информационные технологии как средство самостоятельной работы студентов ССУЗов // Дисс. канд. пед. наук, М.: 2001. -265 с.
- Фридман Л.М. Какая школа нам нужна? Концепция личностно-развивающего обучения. Кемерово, 1992.- 48 с.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.-503 с.
- Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования (систематизация конструирования). JL: Машиностроение, 1969.- 164 с.
- Хафизова Д.А. Итенсификация учебно-творческой деятельности студентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс. канд. псих. наук. Казань, 1990.- 185 с.
- Холмянский JI.M. Макетирование и графика в художественном конструировании. М.: МАрхИ, 1978. 24 с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. N 1. 1993.- С. 32−39.
- Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Пермь, 1993.- 16 с.
- Художественное проектирование // Под ред. Б. Ф. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 606 с.
- Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. N6.- С. 103−111.
- Шабанова О.П. Эмоциональная активация в процессе решения графических задач по черчению // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов. Уфа: 1993.-С. 143−144.
- Шабанова О.П. Эмоциональный компонент в решении задач по черчению // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе, т.2. Уфа, 1991.- С. 135−136.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Псих. журн. Т. 3. N 5. 1982. С. 13−16.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.- 320 с.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Наука, 1991.- С. 22−31.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.- 110 с.
- Шевкунов А.Н. использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников: на примере образовательной области «Технология»: Дисс. канд пед наук, Спб., 1999.- 212 с.
- Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. М., 1974. 140 с.
- Эстетика. Словарь. М.: Изд-во полит, лит., 1989.- 445 с.
- Юсупов Ф.М. Принцип конструирования невербальных тестов способностей: Автореф. дисс. канд. псих. наук. С.- Петерб., 1993.- 16 с.
- Якиманская И.С. Продуктивные компоненты пространственного мышления // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Изд-во инст-та общ. и педагогич. психологии АПН СССР, 1973.- С. 59−64.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.М., 1980.-215 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
- Sternberg R.J. Successful Intelligence. A Plume Book N.Y., 1997.
- Vandenberg S.G. The hereditary abilities study: Hereditary components in a psychological test battery//American Jornal of Human Genetics, 1962. Vol.14.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J. Prentice-Holl, 1964.
- Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus Creativity and Learning, 1965. P. 663−679.
- Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N.Y. Mc-Gaw Hill, 1967.
- Guilford Y.P. Factors and factors of personality // Psychol. Bull. 1975. Vol. 82.P. 802−814.
- HasdorfW. Bedingungen fur die Entwicklung der Beweglichkeit des Denkensbei alteren Kindergartenkindern // Pedagogischpsychologische Beitrage zur Fortwicklung sozialistischer Personlicheiten. Berlin, 1974.
- Hibler R. W. Life and Learning in Ancient Athens, Lanham, MD: University Press of America, 1988.
- Lave J. and Wenger E. Situated Learning, Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
- Makino T. Editor’s message to special session on ontological knowledge base. Journal of Information Procession 15 (3): 339, 1992.
- Madelbrot В В The Fractal Geometry of Nature New York W H Freeman 1983
- Maurer H Advancing the ideals of the World Wide Web, Hipermedia Conference, Auckland, NZ (July), 1994.
- Progrow S. Education in the Computer Age. Beverly Hills, CA: Sage1983.
- Rheingold H. Virtual Reality. New York: Simon and Schuster, 1991.
- Rheingold H The Virtual Community Reading MA Addison — Wesley 1993
- Rose S. The Making of Memory. London: Tranworld Publishers Ltd., 1992.
- Salomon G. Cognitive effects with and of computer technology. Communication Research, 17 (1 Feb): 26, 1990.
- Strelau J. Temperament, personality, activity. L. etc.: Acad. Press, 1983.
- Thurstone L. L. Primary mental abilities. Chicago: Univ. press, 1938.
- Williams F. The Communications. Belmont, CA: Wadsworth, 1992.
- Woods B. Communication, Technology and the Development of People. London: Routledge, 1993.