Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х — начала 30-х годов ХХ в
Диссертация
Практическая значимость проводимого исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование организации процесса воспитания одаренных детей. Они могут найти применение при изучении общих курсов педагогики и истории педагогики в высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации, а также при подготовке учебных пособий, при разработке специальных курсов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Состояние и развитие теории и практики воспитания одаренных детей в отечественной педагогике 1917−1936 годов XX века
- 1. 1. Социально-исторические условия возникновения проблемы воспитания одаренных детей в
- 20−30-е годы
- 1. 2. Состояние воспитания одаренных детей в педагогической действительности 20-х — 30-х годов XX века
- 1. 3. Понятое сущности одаренности и методы ее исследования в отечественной педагогике
- 20. — 30-х г. г
- ГЛАВА 2. Основные подходы к решению проблемы вое -питания одаренных детей в отечественной теории 20-х — начала 30-х годов
- 2. 1. Биогенетический подход
- 2. 2. Биосоциальный подход
- 2. 3. Культурно-исторический подход
Список литературы
- Авксентьевский Д. А. Первая веха.-М., 1926.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности, склонности и способности. -Л., 1962.
- Андреев М., Гуревич М. Одаренность моторная.//БМЭ.Т.22. -М., 1939.-Стлб.98.
- Аркин Е.А. Мозг и душа. 2-е доп. издание. -М.-Пг.: Госиздат, 1923. 169 с.
- Аркин Е.А. Опытные школы в Германии. -М., 1926.
- Аркин Е.А. Личность и среда в свете современной биологии. -М. -Л.: Госиздат. 1927. 260 с.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. -М.:Новая Москва, 1927.
- Аркин Е. А. Типы детей.//Вестник просвещения, 1927, N 6.-С.72−81.
- Аркин Е.А. Человек. Пособие для школ повышенного типа.Изд.7-е. -М.-Л.: Госиздат, 1930.
- Артемов В.А. Проблема одаренноста и марксизм. //Психология и марксизм.Сборник. -Л., 1925. -С. 111 112.
- Артемов В.А. и др. Психологическая хрестоматия. -М.-Л., 1927.
- Артемов В.А. Изучение ребенка. Метод простейших зксперимен -тально психологических испытаний поведения ребенка. -М. -Л., 1929.
- Арямов И. Биогенетический закон и его применение в педаго -гике.//Вестник просвещения.-Л., 1926.-С. 82−97.
- Арямов И.А. Рефлексология детского возраста.Развитее человеческого организма и характеристика разных возрастов.-М., 1926.-С.114.
- Арямов И.А. Основы педологии. -М., 1930. -328 с.
- Артамонова Е. Проблема усвоения знаний школьниками в исследованиях П.П.Блонекого.//Вопросы психологии, 1991, N 4.
- Бажанова В.А. Психологические принципы эстетического воспи -тания.-Казань, 1968.
- Баранов В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20−30-хгг.//Вопросы психологии.1991, N 4. -С.100.
- Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. -М.-Л., 1926.
- Басов М.Я. Общие основы педологии.-М. Д928.
- Баталов Э. Культ личности и общественное отношение.//Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Полит -издат, 1989. -С. 19−35.
- Бейдулова З.К. Соотношение биологического и социального в развитии личности.-БакуД986.
- Вельский Ф. Организация школ для сверходаренных. //Радянська школа.-ЛуганскД927,Ы 12. -С. 1−9.
- Берниггейн М.С. Вопросы методологии на первом Всесоюзном педологическом съезде.//На путях к новой школе, 1928, N 1. -О. 23.
- Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания.//Вестник воспитания, 1909, N 9.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М., 1994. -С. 9.
- Блинников А.Н. Воспитание детей без наказания.//На путях к новой школе.-М., 1930, N 5−6. -О. 6−19.
- Блонский П.П. Как мыслить среднюю школу.//Вестник воспитания, 1916, N 9.-С. 1−46.
- Блонский П.П. Задачи и методы народной школы.//Вестник воспитания, 1916, N1.-0. 1−36.
- Блонский П.П. Введение в воспитание ребенка. -М.Д916.-С.69.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.-М.: Задруга, 1918. -80 с.
- Блонский П. П. Трудовая школа.-М.: Госиздат, 1919.
- Блонский П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы.//Народное просвещение, 1919, N 9−10. -0.55−63.
- Блонский П. П. Педаго гика.-М. Работник просвещения, 1924. -С. 27.
- Блонский П.П. Что нам взять от дальтон-плана.//На путях кновой школе, 1924, N 3. -С. 21−22.
- Блонский П.П. Педология.-М., 1924. -143 с.
- Блонский П.П. Основы педологии.-М., 1925.
- Блонский П. П. Как изучать школьника. -М.: Новая Мэсква, 1926.-30 с.
- Блонский П.П., Ионова М., Левинский В., Шейман М. Методика педологического обследования детей школьного возраста. -М.-Л. Д927.
- Блонский П.П. Педология в массовой школе I ступени. 4-е изд. -М., 1928.
- Блонский П.П. Умственный и паспортный возраст в их связи с номером группы I ступени.//Педология и школа./Под ред. П. П. Блонекого, вып. 27 -М., 1929.
- Блонский П. П. Педология и школа.-М.-Л.: Госиздат, 1929. 182 с.
- Блонский П.П. Воспитание одаренных детей.//Пед. энциклопедия: В 2-х т./Под ред. А. Г. Калашникова. Т. 2. -М., 1930.-С. 423.
- Блонский П.П. Положение вопроса о воспитании одаренных детей в СССР.//Пед. энциклопедия: В 2-х т./Под ред. А. Г. Калашникова. Т. 2. -М.Д930. -С. 428.
- Блонский П.П. Возрастная педология. -М.-Л., 1930. -212 с.
- Блонский П. П. О некоторых встречающихся у педагогов ошибках.//На путях к новой школе, 1931, N6.-0. 11−18.
- Блонский П.П. Память и мышление. -М.-Л., 1935. -214 с.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. -М., 1938.
- Блонский П. П. Психологический анализ припоминания.//Уч. зап. научно-исслед. института психологии. Т. 1. -М., 1940.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей.//Избран, пед. произвед.-М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 373−526.
- Блонский П.П. Выбор профессии. //Избран, пед. произвел. -М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 519.
- Блонский П.П. Интересы лучших учеников.//Избран, пед. произвел. -М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 464.
- Блонский П.П. Трудовая школа. //Избран, пед. произвел. -М.:
- АПН РСФСР, 1961. -С. 209−285.
- Блонекий П.П. Задачи и методы новой народной школы.//Избран, пед. и психолог, соч.: В 2-х т. -М., 1979. Т. 1.-С. 39−85.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994. -С. 5−8, 24−27, 45−48.
- Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развитая психики и ее перспективы.//Вопросы психологии. 1977, N 2. -С. 29−33.
- Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления Сфилософские проблемы мышления). -М., 1968.
- Буганова Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе С1917 1941 гг.). Автореф. дис. канд. пед. наук.-Минск, 1982.
- Бунак В. Из опыта деятельности Русского Евгенического Общества за 1923 г.//Русский Евгенический Журнал, т. II, 1924.-С.67.
- Бухгольц H.A., Шуберт А. М. Испытания умственной одаренности и школьной успешности. Массовые американские тесты. -М.: Новая Москва, 1926.
- Векслер Л. Принципы профессионализации второго концентра школы II ступени.//Вторая ступень советской трудовой школы. -М.-Л.: Госиздат, 1929.
- Вендроская Р.Б. Очерки истории советской педагогики. -М., Педагогика, 1982.
- Вендровская Р.Б. Развитие теории обучения в советской педагогике С1917−1967). -М., 1985.
- Войцеховская 0. По опьггным школам центра.//Народное просвещение, 1925, N 5−6.
- Вопросы теории и истории педагогики. Сб. ст. /Под ред. 3.И.Равкина.-Йошкар-Ола, 1969.
- Впечатления со съезда.//Правда, 1920, 1 июля.
- Всехсвятский Б.В. Общие идеи и направления в работе биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева. //Вестник просвещения, 1913, N 5−6.-1−7.
- Всесвятский Б.В. Мэтод исканий (исследовательский) и новые программы.//На путях к новой школе" 1924, N 4−5. -С. 7−11.
- Всесоюзный учительский съезд.//Народное просвещение, 1925. N 2. С. 2−3.
- В центральной педологической лаборатории. //Педология, 1931, N 2.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. -М.: Работник просвещения, 1926. -348 с.
- Выготский Л.С. Биогенетический закон.//БСЭ, 1-е изд.-М., 1927. Т. 6.- С. 275−279.
- Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка.//Педология, 1928, кн. 1. -С. 58−62.
- Выготский Л.С. Рецензия на кн. Н. Дмитриева и др. Школьная драматическая работа на основе исследования драматического творчества. -М.: Госиздат, 1928.//Искусство в школе, 1929, N 8. -С. 28−31.
- Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка.//Педология. Кн. i, 1928. -С 58−77.
- Выготский Л.С. Генетические корни мышления и речи. //Естествознание и марксизм, 1929, N 1.
- Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии. //Труды второго Московского университета. Часть педагогическая./Отв. ред. А. П. Пинкевич. Т. 1. -М., 1929. -С. 92, 145−147.
- Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств.//Педология, 1929, N 3. -С.367−377.
- Выготский Л.С. Гениальность.//БМЭ, 1929.Т. 6. -Стлб.612−613.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.-Л., 1930.
- Выготский Л.С. и др.Основные течения современной психологии. -М.-Л., 1930.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения.-М.-Л., 1930. -С. 229−230.
- Выготский Л.С. Психологический словарь. -М., 1931. -С. 206.
- Выготский Л.С. Педология и психотехника.//Психотехника и психофизиология труда, 1931, N 2.
- Выготский Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование.//Вступительная статья к кн.:Пиаже. Речь и мышление ребенка. -М.-Л., 1932. -С. 35.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. //Сб. статей. -М.-Л.: Учпедгиз, 1935.-С. 19.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. -М.: Изд-ние экспер. дефектолог. института им. М. Е. Энштейна, 1936. -78 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. /Под ред. и со вст. ст. В.Колбановсого. -М.-Л.: Соц. ЭКГИЗ, 1938. -324 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.//Избран, психолог, исследования./Под ред и со вст. ст. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. -М.:Изд. АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.//Избр. психолог, исследования.-М., 1956.- С. 450.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 500 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций.//Собр. соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 3. -С.5−329.
- Выготский Л.С. Основные вопросы дефектологии. //Собр. соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 5. -С.18−265.
- Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка.//Собр.соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 5. -С. 179.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991.-С.142−302.
- Гаврилин А.В. Становление и развитие воспитания трудных детей в советской педагогике (1917 1936). Автореф. дис. канд. пед. наук, Владимир, 1990.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб, 1875.
- Ганелин Ш. И., Салтыкова М. Н., Сыркина О. В. Основные вопросы советской дидактики. -М., 1929. -О. 167.
- Где им учиться? С Обучение одаренных детей во Франции, США, Израиле, Японии). По материалам журнала «ПУЭН».//Семья, 1988, 5 октября.-О.4.
- Гезел А. Умственное развитие ребенка. -M.-JI., 1930.
- Гемирштейн С.Г. Психотехника.-М., 1926.
- Гергерт А., Готалов-Готлиб А. Современные педегогические течения. Гос. изд. Украины, 1925. 250 с.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе.-М., 1989.
- Гинзбург М.Р. 0 возможной интерпритации понятия: Зона ближайшего развития.//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1981.
- Гончаренков Т. Опыт увязки школы с жизнью и творчество детей. //Просвещение на транспорте, 1927, N 7, т. 8. -С. 249−251.
- Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики.-Киев: Радянська школа, 1970. -363 с.
- Гордон. Новая школа, принципы, структура, методы.//На путях новой школы, 1923. N 1.
- Грабекше В.И. Соотношение высших и внутренних факторов нравственного воспитания и развития учащихся в педагогической теории С1917 1941 гг.) Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.
- Гуревич М., Озерецкий П. Психомоторика, ч. 1−2.-М., 1930.
- Гусева Е.П. Соотношение возрастных и психологических предпосылок способностей. //Способности и склонности./Под ред. A.A. Го лубе вой.-М., 1989.
- Денисова М.Ф. Проблема воспитания личности в советской педагогической теории 20-х начала 30-х годов. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1989.
- Дидактика средней школы./под ред. М. Н. Скаткина. -М., 1982.
- Диленский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности. //Вопросы психологии, 1990, N 3. -С. 31−45.
- Дмитриева Е., Ольденбург Н., Перекрестова М. Школьная драматическая работа на основе исследования детского творчества. -М.: Госиздат, 1928.
- Дружинин Н. Об образовании способнейших детей из народа. //Педагогическая мысль. -J1., 1924, N 4−5. -С. 71−81.
- Дубинин Н.П., Булаева Н. В. Образование и проблема биологического и социального в человеке.//Советская педагогика, 1979, N 4.
- Жданов Н.В. Педагогическая генетика. -Киров, 1994. -134 с.
- Жуковская С. П. Эстетическое воспитание учащихся в опытно-показательных учреждениях народного образования РСФСР с 1918 по 1930. -Казань, 1982.
- Журина Г. И. Школьная работа по ИЗО на основе исследования детского творчества.//Просвещение на транспорте, 1927, N 1.-С.24−32.
- Загальский J1., Саркисян А. Прыжок. //Комсомольская правда, 1981, 21 мая.
- Залкинд А.Б. После первого педологического съезда.//Педология, 1928. Кн. 1.
- Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма. //Влопросы психологии, 1989, N 6,.-С. 3−16.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. -М., 1968.
- Зверев Е.И. Педагогические особенности поступающих в школу детей в связи с вопросом распределения их по группам.//Педология, 1931, N 5−6. -С. 17−18.
- Иванов С.Н. Индивидуализация трудового обучения в общеобразовательной школе С1917 1931).Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1991.
- Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции
- С1917- 1927). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980.
- Калашников А.Г. Педагогическая энциклопедия. -М., 1929. -С.11−14.
- Калашников А.Г. Очерки марксистской педагогики.Т.II. Социология воспитания. -М., 1929.
- Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий.//Вопросы психологии, 1961, N 2.
- Каптерев П.Ф. Детские таланты.//Женский образ, 1983, N 1.
- Кащенко В.П., Мурашев Т. Б. Идеология в педагогической практике. Педагогическая клиника.-М., 1926.
- Кащенко В.П. Проблемы изучения по воспитанию ребенка. -М.-Л., 1927.
- Кащенко В.П., Мурашева Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и слабоодаренные. Их изучение и воспитание.-М., 1929.
- Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. -М., 1930.
- Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. -Л., 1927.
- Клапаред Э. Предисловие к книге Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка».-М.-Л., 1932.
- Козлова Л.А. Проблема личности в контексте отечественного сознания 20-х годов. Социологический и социально-психологический аспект. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
- Кольцов Н.К. Улучшение человеческой породы.-М.: Время, 1923.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.(Из опыта работы).-М., 1976. -190 с.
- Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы за 30 лет.-М., 1948.
- Корнилов К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике. //Детство и юность. Их психология и педагогика. -М.: Работник просвещения, 1922. -С.3−16.
- Корнилов К.Н. Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии и педологии с точки зрения марксизма. //Психология, т. 1Д928. -С. 5−28.
- Корнилов К.Н. Биогенетический принцип.//Основные вопросы педологии в избранных статьях. /Под ред. С. М. Василейского. 2-е изд.-М.-Л., 1928.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917 1920.-М.: АПН РСФСР, 1958.
- Королев Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 1931./Под ред. Ф. Ф. Королева и В.3.Смирнова.-М.: АПН РСФСР, 1961.- 508 с.
- Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. -М., 1968.
- Кро 0. Интеллектуальное развитие в период созревания.//Педология юности./Под ред. И. Арямова. -М.-Л., 1931.
- Крупская Н.К. К вопросу о целях школы.//На путях к новой школе, 1923, N 2,5.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей. -М., 1968.
- Кузьмичева И.А. Европейская конференция по изучению одаренных детей.//Вопросы психологии, 1989, N 2.
- Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. СПб.: Сенаторская типография, 1908.
- Лазурский А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде.//Русская школа, 1912, N 1−2.
- Лазурский А.Ф. Программа исследования личности. 3-е изд. -Петроград, 1915.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -Петроград, 1917.
- Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. //Сборник статей./Под ред. Лазурского А. Ф. -Петроград, 1918. -С. 182−190.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей./Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. -Л.: Госиздат, 1924. -С. 13, 18, 55.
- Лалаянц И. Реабилитация евгеники.//Врач, 1991, N 2.-С.48−50.
- Левин Ю.А. Новые методы испытаний школьной успешности и одаренности в практике ленинградских школ. -Л., 1927. -155 с.
- Левинсон И.М. Структура личности в свете современных рефлексологических исканий. // Психо-неврологические науки в СССР. -М.-Л.: Госиздат, 1930. -С.45−46.
- Левитов Н.Д. Опыт исследования умственной одаренности без печатных бланков.СМетод Чемкена).(Школьные тесты).//Вестник просвещения, 1926, N 4. -С. 34−43.
- Левитов Н.Д. Испытание умственной одаренности. Инструкция к проведению и обработке испытания. -М.: Мосздравотдел, 1927. -23 с.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности.//Вопросы психологии, 1960, N 1.
- Лейтес Н.С. Возрастные и психологические предпосылки развития способностей. -М., 1970.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети.//Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М., 1977.
- Лейтес Н.С. Соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника.//Вопросы психологии, Ш35, N 1.
- Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности.//Вопросы психологии, 1988, N 4.
- Леонтьев А.Н. Исследование по культурному развитию ребенка. -М., 1929.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. -М.-Л., 1931.
- Леонтьев А.Н. Психология и педагогика.//Советская педагогика, 1937, N 2.
- Лепешинский П.Н. На очереди (об 0ПУ Наркомпроса).//Народное просвещение, 1919, N 51−52.
- Лепешинский П.Н. На заре советского просвещения. Реформа школы (по личным воспоминаниям). // На путях к новой школе, 1927, N 10. -С. 9−16.
- Липпс Т. Руководство к психологии. -СПб., 1907.
- Лобашев М.Е., Ватти К.В."Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции. -М., 1979.
- Луначарская С. Итоги всесоюзного совещания опытно-показательных учреждений.//Народный учитель, 1926, N 7. -С. 23−31.
- Луначарский A.B. Проблемы народного образования. -М.: Работник росвещения, 1926.
- Луначарский A.B. Воспитательные задачи советской школы. //О воспитании и образовании. -М., 1976. -306.
- Луначарский A.B. философия школы и революция.//О воспитании и образовании. -М., 1976. -С. 132.
- Лурия А.Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций. -ML, 1928.
- Лурия А.Р. Современная психология в ее основных напрвлениях. -М., 1928. -64 с.
- Лурия А.Р. Пути развития детского развития.//Естествознание и марксизм, 1929, N 2.
- Лурия А.Р., Леонтьев А. Н., Добровицкий П. О. Экзамен и психика. -М., 1930.
- Лурия А. Интеллект.// БМЭ. Т. 11. -М., 1930. -Стлб. 498.
- Лурия А.Р. Экспериментальный анализ развития волевого действия ребенка. -М., 1957.
- Любинский Р.И. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях. //Русский Евгенический Журнал, 1925, т. III. -С. 28−29.
- Малинин Г. А. Развитие самостоятельности и активности учащихся в школах опытных станций Наркомпроса РСФСР (1919 1937). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.
- Материалы по образовательной работе в трудовой школе (математика в школьной работе на I концентре). -Екатеринбург, 1921.
- Материалы работ местных ОПУ (выписка из годовых отчетов за 1923/24 уч.г.).//На путях к новой школе, 1925, N 1.-С. 33−35.
- Матьковская Jl. П. Становление и развитие принципа социалистического гуманизма в советской педагогике С1917−1931 г.г.).Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
- Матшкин А.М. Раннее выявление талантов и их развитие.//Вопросы психологии, 1984, N 3.
- Матшкин А, М. Одаренные и талантливые дети.//Вопросы психологии, 1988, N 4.
- Мвде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей. Пер. с нем./Под ред. Б.Варшава. -М.: Работник просвещения, 1925. -119 с.
- Медынский Е.П. Первый год Советской школы С1917 -1918). //Советская педагогика, 1947, N 4. -С. 42−55.
- Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. /Под ред. М. Р. Виноградова. Ч. 2-я. Физическое и духовное развитие детей. -М.: Мир, 1914.
- Мейман Э. Интеллигентность и воля. Перевод под ред. Н. Е. Румянцева. -М., 1917.
- Мендельсон А.Л. Брачный выбор. Улучшение человеческой расы. -М., 1930.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. -М., 1970.
- Метод проектов. («Проектный план»). //Просвещение на транспорте, 1925, N 11. -С. 12−16.
- Методы индивидуализированного труда.:Современные методические искания./Под ред. М. М. Рубинштейна. Вып. 2. -М., 1925. -С. 92.
- Моложавый С.С. Идеология художественного воспитания. //Искусство в школе, 1929, N 6−7. -С. 1−12.
- Мюнстберг Г. Основы психотехники. Вып. 4. Воспитание. Искусство./Под ред. В. Н. Северного и В. М. Экземплярского. -М, 1925. -176 с.
- Народный комиссариат по просвещению. 1917 октябрь 1920 (краткий очерк). -М.: Госиздат, 1920.
- Наторп П. Социальная педагогика. -Сиб. изд. О. Богдановой, 1911. -360.
- Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. -М., 1981.
- Нетылько А.М. Н. К. Крупская о воспитании нового человека. //Вопросы обучения и воспитания в трудах Н.К.Крупской. -Владимир. 1970. -С. 3−13.
- Нечаев А. П. К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении. Евгенические заметки. Русское евгеническое Общество в 1923 г. //Русский Евгенический Журнал, т. II.-M., 1924. -С. 59.
- Нечаев А.П. Ассоциация сходства. -СПб, 1905.
- Нечаев А.П. Сила воли и средства ее воспитания. -41.-Л., 1928. -72 с.
- Нечаев А.П. Память человека и ее воспитание. 2-е изд. -М.,-Л., 1930.
- Никольская A.A. 0 психологических воззрениях П.П.Блонского. //Вопросы психологии, 1974, N 3.
- Одаренные дета. Пер. с англ./Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. -С. 205−304.
- Озерецкий Н.Г. Моторная одаренность.-М., 1924.
- Оппенгейм Н. Развитие ребенка. Наследственность и среда.-М., 1913. -С. 225, 243, 245.
- Основные принципы Единой трудовой школы//Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов и материалов. С 1917 1973). — М., 1974. -С. 137−145.
- Оснос Ю. Советская школьная реформа 1918 г.//Исторический журнал. 1944, N 7−8. -С. 53−62.
- Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики.//Педагогический сборник. 1889, N 1, 3, 4.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941./Под ред. Н. М. Кузина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. -М.:1. Педагогика, 1980.- 456 с.
- Очерк истории педагогической науки в СССР С1917 1980 гг.) /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмановой. -М.: Педагогика, 1986.-284 с.
- Петрова А.Е. Вопросы педологии и детской психоневрологии. -М., 1925.
- Петрова А.Е. Психологическая классификация личности. -М., 1927.
- Петровский A.B. Об основных направлениях в русской психологии. -М., 1961. -С.358−438.
- Петровский A.B. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. -М., 1967. -С. 237.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -M.-JI., 1932.
- Пидкаеистый П. И. Крупская Н.К. о содержании образования в Советской школе. -М., 1962. -С. 178−183.
- Пинкевич А.П. Основные проблемы современной школы. -П.:Прибой, 1924.
- Пинкевич А.П. Советская педагогика за 10 лет С1917−1927). Вып. 27 -М.: Работник просвещения, 1927.
- Пискунов А.И. История марксистской педагогики. Некоторые итоги и перспективы. //Советская педагогика, 1977, N 11. -С. 57−66.
- Плохова М.Г. Проблема эстетического образования и воспитания в советской школе и педагогике С1917 1925). -М., 1973. -С. 82, 106, 129.
- Плохова М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике С1917−1967). Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1989.
- Положение о единой трудовой школе РСФСР.//Народное образование в СССР. Сборник документов и материалов С1917 1973). -М., 1974. -С. 133−137.
- Потапова Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школ РСФСР средствами театрального искусства С1917 г. начало 30-х гг.) Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
- Проскурякова В. А. Проблемы формирования личности школьника в советской педагогике 20-х годов. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
- Протоколы I Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительских организаций. -М.: Пролетарская культура, 1918.
- Протоколы I Всероссийского съезда учителей, созванного НКП в Москве 3 июня 1918 г. -М.: Издательство ВЦИК., 1918.
- Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного НКП в Москве 25 августа 1918 г. -М.: Наркомпрос, 1919.
- Протоклитов В.А. Малаховская опытная станция Нзркомпроса. // Советская педагогика, 1967, N 2. -С. 100−102.
- Пряникова В.Г. Аксиологические аспекты в трактовке педагогического стимулирования отечественными теоретиками 20-х гг. //Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегий развития отечественного образования. -М., 1994. -С. 186.
- Пузырей A.A. Культурно-историческая теория Л.С. Выгоского и современная психология. -М., 1986. -С. 83−85.
- Пчелко А. Методы в трудовой школе. //Вожатый, 1927, N 3−4.
- Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека. //Вопросы психологии, 1972, N 2.
- Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921 1925 гг. -М.: Просвещение, 1959.
- Равкин З.И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР С1917 1931). Йошкар-Ола, 1965.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. -М., 1990. -208 с.
- Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. -М., 1924.
- Ревякина В.И. Опыт дифференцированного обучения в школе 20-х гг. //Советская педагогика, 1991, N 11. -С. 87−92.
- Резолюции I Губернского съезда по школьному образованию Тверской губернии. -Тверь, 1920.
- Ривес С.М., Шульман Н. М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку имени Октябрьской революции. -М.: ГИЗ, 1924. -170 с.
- Рокитекий П. Можно ли улучшить человеческий род. -М.-Л.: Гос.издат., 1928.
- Россолимо Г. И. Психологические профили. -М., 1917.
- Россолимо Г. И. План исследования детской души. 3-е издание. -М., 1922.
- Россолимо Г. И. Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей.//Русский Евгенический Журнал, т. I1.-М., 1924. -С.62.
- Рубинштейн М.М. Социализм и индивидуализм.-М., 1909.
- Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. -М.: Изд. Душнова и бр. Салаевых, 1924.
- Рубинштейн М.М. Основы общей методики. -М., 1927. -С.90.
- Рубинштейн М.М. Проблема детского творчества. //Искусство в школе, 1929, N 1. -С. 21−29.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии.-М., 1935.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности.К философским основам современной педагогики.//Вопросы философии, 1989, N 4.
- Рудик П. Умственная одаренность и ее измерение. -М., 1927.
- Рудик П.А. Психологический профиль общей одаренности. Серии тестов. -М., 1927.
- Рудик П.А. Дальтонский план в школе II ступени.-М., 1926. -С. 86.
- Руднева Е.И. Н.К. Крупская о развитии личности ребенка. //Советская педагогика, 1965, N 4.
- Сахаров И. П. Дальтон-план. -М. Д924.
- Сахулина Н. Изучение детского творчества.//Вести просвещения, 1927, N 1. -С. 111−114.
- Святкин А.И. Проблемы общего и политехнического образования и трудового воспитания в творчестве П.П.Блонского. -М., 1964.
- Сергиевская Н. Методический анализ работы местных опытных школ.//На путях к новой школе, 1924, N 4−5. -С. 50−51.
- Слепухов Н.И. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии Блонского. -М., 1981.
- Соколов М.И. Вопросы психологической теории на русских съездах по педагогической психологии. -М., 1956, N 2.
- Соколов П. П. Исследования умственного уровня детей. (Новая измерительная шкала по методу Бине-Симона.) -М., 1925.
- Сотонин Н.Ж. Гигиена труда.//Упражняемость и одаренность, 1926, N 2. -С. 90−94.
- Тельбор. Нужна ли нам организация специальных групп в школе.//Просвещение в Ивановской области.-Иваново-Вознесенск, 1929, N 4. -С. 65−67.
- Теплов Б.М. Способности и одаренности. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961.
- Терье Е.В., Чехов Н. В. Вспомогательные школы для отсталых детей. -М., 1923. -С. 49.
- Тихонова Л.Т. История развития форм и методов обучения в советской школе (1917 1941). -Казань, 1975.
- Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1993.
- Торндайк Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. 3-е изд. Пер. с англ. -М., 1930. -С. 58.
- Ферстер Ф. Развитое даровитых и выделение дарований в политической этике и педологии. -М., 1926.
- Филипченко Ю.А. Что такое евгеника.-М., 1921.
- Филипченко Ю. А. Статистические результаты по наследственостисреди ученых Петербурга.//Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 1.-С. 6.
- Филипченко Ю.А. Некоторые рузультаты анкеты по наследственности среди ленинградских студентов. //Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 2. -С. 47.
- Филипченко Ю.А. Результаты обследования ленинградских представителей искусства.//Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 2.-С. 28.
- Филипченко Ю.А. Евгеника в школе.//Русский Евгенический Журнал, т. III. -М., 1925. -С. 38.
- Флоринский В.М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода. -СПб., 1866.
- Фрадкин Ф.А. Первая опытная станция по народному образованию РКП РСФСР: проблема превращения школы в центр воспитательной работы с детьми. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1968.
- Фрадкин Ф.А. Определение предмета и границ педагогики в период становления советской педагогической науки.//Советская педагогика, 1979, N 1. -С. 85−91.
- Фрадкин Ф.А. Становление и развитие средств педагогического познания в истории советской педагогики.//Советская педагогика, 1979, N 12. -С. 108−116.
- Фрадкин Ф.А. Программа создания научной педагогики в трудах П.П.Блонского.//Советская педагогика, 1984, N 6. -С. 85−90.
- Фрадкин Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. -М., 1993.
- Челпанов Г. И. Психология типов. Представления и вопросы педологии. -М., 1916.
- Челпанов Г. И. Очерки психологии. -M.-J1., 1927.
- Челюсткин И.А. Методы работы в трудовой школе. -J1.: Госиздат., 1924. -125 с.
- Шацкая В. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции.//На путях к новой школе, 1927, N 1. -С. 52−70.
- Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы.//На путях к новой школе, 1923, N 1.
- Шацкий С.Т. Школа и быт деревни. -М., 1924.
- Шацкий С. Т. Год исканий. 2-е изд. -М.: Мир, 1925. 270 с.
- Шацкий С.Т. 0 том, как мы учили, и как следует учить. // На путях к новой школе, 1926, N 11. -С. 10−18.
- Шацкий С.Т. Уклоны.//Пед. соч.: В 4-х т./Под ред. И.А.Каи-рова. -М., 1965. Т. 4. -С. 144−145.
- Шашнев К.Н. Евгеника и расовая гигиена. -Харьков, 1925.
- Шварц В.Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей.//Проблемы генетической психофизиологии человека.-М.: Наука, 1978.
- Шимберев П. Наши ближайшие задачи в области просвещения. //Вестник просвещения, 1922, N 6. -С.10.
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Пер. под ред. Всеукраинского института труда. -Харьков, 1926.
- Штехер Г. Г. Вырождение и Евгеника. -М.Л.: Гос. издат, 1927.
- Шульгин В.Н. 0 целях школы. //На путях к новой школе, 1923, N 2, 5.
- Эверчетов И. В. Введение в экспериментальную педагогику. Обоснование методики эксперимента. -Л., 1925.
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. -М., 1924.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных.-М.-Л., 1927.
- Экземплярский В.М. Воспитание воли (биологические основы). -М., 1929.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей.//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981. -С.6.
- Юдин Т.И. Об евгенике и евгеническом движении. М., 1914.
- Юдин Т.И. Евгеника. Учение об улучшении природных свойств человека. Конституционная гигиена и профилактика. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1925.-С. 77.