Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х — начала 30-х годов ХХ в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость проводимого исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование организации процесса воспитания одаренных детей. Они могут найти применение при изучении общих курсов педагогики и истории педагогики в высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации, а также при подготовке учебных пособий, при разработке специальных курсов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Состояние и развитие теории и практики воспитания одаренных детей в отечественной педагогике 1917−1936 годов XX века
    • 1. 1. Социально-исторические условия возникновения проблемы воспитания одаренных детей в
  • 20−30-е годы
    • 1. 2. Состояние воспитания одаренных детей в педагогической действительности 20-х — 30-х годов XX века
    • 1. 3. Понятое сущности одаренности и методы ее исследования в отечественной педагогике
    • 20. — 30-х г. г
  • ГЛАВА 2. Основные подходы к решению проблемы вое -питания одаренных детей в отечественной теории 20-х — начала 30-х годов
    • 2. 1. Биогенетический подход
    • 2. 2. Биосоциальный подход
    • 2. 3. Культурно-исторический подход

Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х — начала 30-х годов ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократические преобразования общественного уклада, открывающие перед страной новые перспективы, вызвали к жизни серьезное переосмысление отношения к человеку как к цели всей социальной политики, переоценку сущности процесса воспитания, обострили внимание педагогической науки и практики к личности каждого члена общества, к проблемам его духовного роста, к вопросам развитая его способностей, раскрытая творческого потенциала и ее социализации.

Одной из нерешенных в настоящее время задач остается проблема воспитания детей, превосходящих своих ровесников по общему своему интеллектуальному развитию или талантливых в какой-нибудь области.

Вопрос о самоценности человека, о его творческом развитии как высшей цели общества фактически был снят во второй половине 30-х г. г.в результате административно-бюрократического руководства всей системой воспитания. Тем самым снимался вопрос об индивидуальном, самобытном развитии человека. Бытовало расхожее мнение, что талант сам пробьет себе дорогу. Это утверждение глубоко не верно. Обществу известны, в основном, обнаружившие себя таланты, но сколько талантливых людей не смогли проявить себя в силу различных неблагоприятных условий — среды обитания, систем воспитания и обучения, особенностей характера и т. д.

На протяжении многовековой истории существования институтов образования в них складывалась система отбора и обучения одаренных детей, которые впоследствии занимали ключевые позиции в науке, искусстве, бизнесе, управлении обществом.

Научно-техническая революция и связанный с нею переход человечества в новую высокотехнологическую цивилизацию вносят радикальные изменения во все сферы общественной жизни. Интеграция науки и производства обусловила прямую зависимость дальнейшего прогресса России, ее могущества и конкурентноспособности на мировом рынке от научных достижений, количества и качества подготовки ученых и специалистов высшей квалификации.

На теоретическом и практическом уровне идут активные поиски педагогической парадигмы, адекватной требованиям новой технологической цивилизации. Они затрагивают все компоненты современной педагогики. Возрастает интерес к изучению одаренности, который определяется задачами выявления, обучения и воспитания одаренных детей.

Острота момента требует обращения к положительному опыту, накопленному в истории отечественной педагогики в этой области. Проблема воспитания одаренных детей активно исследовалась в первые десятилетия нашего века. Большой вклад в ее разработку внесли известные ученые-педагоги и психологи: Е. А. Аркин, И. А. Арямов, В. А. Артемов, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. Г. Калашников, Н. К. Крупская, A.B. Луначарский, А. Р. Лурия, С, Т, Шацкий, В. М. Экземплярский и другие исследователи. Творческое наследие названных и других ученых в условиях современных преобразований, происходящих в обществе, представляет большой интерес.

Созидательный смысл современного подхода к осуществлению перестройки школы и педагогики требует подвергнуть глубокому анализу богатство идей, взглядов, подходов, концепций, выводов, относящихся к теории воспитания одаренных детей. Успешность решения этой проблемы будет во многом определяться тем позитивным потенциалом, кото- %/ рый приобретен отечественной педагогикой начала XX века. Знание наследия прошлого поможет избежать повторения ошибок, развивать и совершенствовать теорию и практику воспитания, опираясь на уже разработанные факты, идеи, гипотезы, фактические данные.

Уникальность исследуемого этапа — 20 — 30 г. г. XX в. объясняется тем, что, с одной стороны, теория и школьная практика воспитания одаренных детей в эти годы во многом определялась тем позитивным материалом, который был приобретен русской дореволюционной и заг рубежной реформаторской педагогикой. С другой, именно на этом этапе возникли и развивались собственные педагогические теории воспитания одаренных детей, в центре внимания которых стояла личность с ее потребностями и индивидуальными особенностями. Социальное становление и развитие личности изучалось на антропологической основе. Понимание содержания и структуры человеческого (антропологического) фундамента педагогики, как отмечает Б.М. Бим-Бад, «стало одним из важнейших моментов дифференциации педагогических течений» 1 в.

1. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века.-М., 1994.-С.9. начале XX в., о которых пойдет речь в нашем исследовании.

Этот периодЬо историческим меркам был довольно кратким: речь идет лишь об одном десятилетии — 20-е — первая половина 30-х г. Уже в середине 30-х произошла переориентация на совсем иные стандарты, когда все ценное из созданного в предыдущий период было предано забвению.

Исследуемая проблема нашла разностороннее отражение в публикациях 20-х — середины 30-х годов. Известные педагоги и психологи пытались обобщить существующие теоретические подходы и накопленный опыт работы. Однако в силу объективных причин никто из них не успел полностью осуществить историко-методологический анализ концепций воспитания одаренных детей. В дальнейшем, практически до конца 50-х годов, эта важнейшая психолого-педагогическая проблема была закрыта для исследования.

В современной историко-педагогической литературе отсутствуют работы, в которых исследуются вопросы становления и развития теории воспитания одаренных детей в период 1917 — 1936 г. г. Также нет работ, в которых типологии одаренных детей были бы проанализированы и оценены с позиций целостного антропологического подхода. Между тем такой анализ необходим для дальнейшего развития теории обучения, воспитания и развития одаренных детей.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что общие закономерности развития советской системы образования и педагогической науки в исследуемый период раскрываются в фундаментальных трудах по истории школы и педагогики Ф. Ф. Королевым, Н. А. Константиновым, E.H. Медынским, А. И. Пискуновым, З. И. Равкиным и другими.

Методологические подходы и состояние теории обучения и воспитания в исследуемый период представлены в работах Р. Б. Вендровской, Г. А. Малинина, М. Г. Плоховой, Ф. А. Фрадкина и других ученых, рассматривающих теорию и практику обучения и воспитания в 20-е — 30-е г. г.

Сущность одаренности исследовалась З. И. Калмыковой, Я. А. Пономаревым, Н. А. Самариным в контексте рассмотрения вопросов развития общих v умственных способностей в связи с возрастными особенностями детей.

Проблема соотношения «общего» и «особенного» в одаренности получила диалектико-материалистическое освещение в работах Б. Г. Ананьева,.

С.Л-Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. Проблема соотношения умственного развития и способностей исследовалась E.H.Кабановой-Меллер.

У современных педагогов и психологов проявляется активныйинте-рес к изучению одаренности. Он определяется задачами выявления творческого потенциала детей и развития творческой личности. Изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, является одним из важных направлений в исследованиях ученых. Некоторые авторы указывают на исключительно важное значение дошкольного возраста в развитии одаренности и творчества СП. Торренс, Б, Блум, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, А.М.Матюшкин).

На современном этапе изучается, в основном, природа общей одаренности, ее развитие и диагностика С Э. А. Голубева, О. М. Дьяченко, К. В. Тарасова, H.H. Подьяков, И.В.Равич-Щербо). В исследованиях отмечается, что одаренность как сложное психологическое явление, неотделимое от целостной личности, развивается в течение всей жизни, поэтому ее изучение должно проводиться на различных стадиях онтогенеза, начиная с раннего и дошкольного детства. Так, исследования, ведущиеся в русле творческой одаренности (A.M.Матюшкин), направлены на изучение развития одаренности в дошкольном детстве С Е. С. Белова, К.В. Тарасова) и школьном возрасте С И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, B.C. Юркевич, Е. Л. Яковлева и др.). В исследованиях М. И. Лисиной и ее сотрудников отмечается, что общение является решающим фактором психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Природные Св том числе генетические) предпосылки рассматриваются в качестве одного из условий, определяющих уровень активности ребенкафизической, интеллектуальной, исследовательской O.A.Голубева, В. М. Русалов, И.В.Равич-Щербо, Н.С.Лейтес).Активность развивается на всех этапах жизни, качественно преобразуясь на каждом из них (Н.С.Лейтес).

В работах названных и других исследователей, специально занимающихся вопросами воспитания одаренных детей, в целом довольно полно представлено современное состояние теории. В то же время представленные в этих работах исторические экскурсы, как правило, недостато-чены для системного анализа педагогического наследия 20−30-х г. г.по данной проблеме, поскольку такую задачу названные ученые перед собой и не ставили.

Теоретическая и практическая значимость проблемы для современной педагогики, а также недостаточность работ, в которых бы анализировалось и обобщалось богатое наследие этого периода по вопросу воспитания одаренных детей, определили тему нашего исследования -" Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х — начала 30-х годов XX века" .

Объектом исследования является теория и практика обучения и воспитания одаренных детей в отечественной педагогике, ной педагогической теории в период с 1917 по 1936 г.

Предмет исследования. Процесс формирования основных подходов к решению проблемы воспитания одаренных детей в период с 1917 по 1936 г.

Цель исследования. Раскрыть основные тенденции развития теории одаренности и выявить положительный опыт воспитания одаренных детей в исследуемый период.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

— выделить и охарактеризовать важнейшие подходы к решению проблемы воспитания одаренных детей в период 1917 — 1936 г. г. ;

— раскрыть теоретико-методологические основания концепций воспитания одаренных детей в указанный период и показать их взаимодействие в практической работе учебных заведений ;

— выявить положительный педагогический опыт и специфические особенности обучения и воспитания одаренных детей, характерные для исследуемого периода.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ историко-педагогического материала по исследуемой проблемеаналитико-синтетический метод изучения фактов в единстве с историческим подходом к изучаемым явлениям. Наряду с этим в работе применялись также историко-типологический, сравнительно-исторический, теоретический методы анализа и обобщения источников, отражающих развитие теории воспитания одаренныханализ и обобщение опыта обучения и воспитания одаренных детей в 20-х — 30-х г. г.

Методологической основой исследования являются положения теории диалектического и исторического материализма, антропологическое требование о целостном подходе к изучению и формированию личности.

Поскольку педагогическое изучение одаренный детей строится на тек же принципах, что и познание других явлений общественной жизни, то оно охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и подчиняется задачам социального воспитания.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются как научной методологией, так и полнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов и целей исследования поставленной задаче и использованным источникам.

Источниками исследования служили труды ученых — монографии, результаты экспериментов, сборники, статьи и устные выступления теоретиков и практиков по вопросам воспитания одаренных детей, директивные документы по вопросам народного образования, издания центральной педагогической печати, учебники по педагогике, психологии и педологии, исследования по истории педагогики данного периода и общей педагогике, в первую очередь рассматривающее целостный подход к формированию личности, документы и архивные материалы (НА РАО, ЦГА РФ).

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в следующем:

— выявлены и охарактеризованы три важнейших подхода к решению проблемы воспитания одаренных учащихся, сформировавшихся в педагогической теории 20-х — начала 30-х г. г."отличающихся своеобразием основных идей, позиций, взглядов: подход с биогенетических позиций, биосоциальный подход, культурно-исторический подход;

— определены объективные социально-исторические факторы, обусловившие актуализацию проблемы обучения одаренных детей;

— раскрыт поступательный характер развития отечественной теории воспитания одаренных детей в исследованный период, показана эволюция теоретических идей по проблеме их воспитания;

— расширено понятие сущности одаренности, на основании чего дано обоснование способов выявления и развития одаренности детей, определение форм организации учебного процесса одаренных учащихся, что способствует развитию и становлению современной теории их обучения.

Практическая значимость проводимого исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование организации процесса воспитания одаренных детей. Они могут найти применение при изучении общих курсов педагогики и истории педагогики в высших учебных заведениях, институтах повышения квалификации, а также при подготовке учебных пособий, при разработке специальных курсов и семинаров, тематики дипломных и курсовых работ, рефератов по истории советской школы и педагогики. Знание основных концептуальных подходов к воспитанию одаренных детей и вытекающих из них форм и методов работы, а также выявленные возможности обучения одаренных в условиях обычной школы позволят практическим работникам повысить оптимальность учебно-воспитательного процесса: могут быть полезны при разработке организационных, общедидактических и методических проблем диагностики и обучения одаренных школьников.

Положения, выносимые на защиту:

— в 20-е — 30-е г. г. в отечественной педагогике уделялось большое внимание воспитанию одаренных детей как важному фактору сохранения генофонда народов России:

— теория воспитания одаренных детей в исследуемый период не являлась однородной. В ней возможно выделить три основных подхода, основанных на различных теоретических моделях личности (биогенетический, биосоциальный, культурно-исторический):

— в каждом подходе определялась сущность одаренности и предлагались оригинальные формы, методы и содержание воспитательной работы, исходя из интересов развития личности ребенка и принципа гуманизма:

— результаты исследования показывают важность знания, понимания и оценки практического опыта работы различных учебно-воспитательных учреждений по воспитанию одаренных детей в 20-е-30-е г. для совершенствования теории и практики воспитания одаренных в современных условиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного исследования изложены в опубликованных работах, обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Самарского государственного педагогического университета, на научно-практических конференциях (Москва, 1993, 1994, 1996 г. г: Самара, 1993 г.: Орск, 1996 г.): материалы исследования используются в работе спецсеминара по проблемам одаренных детей, проводящегося в СГПУ.

глава состояние и развитое теории и практики воспитания одаренных детей в отечественной педагогике 1917 — 1936 годов xx века.

4. Результаты исследования показывают, что выявление модели личности и топологии одаренных детей, а также теоретические представления об одаренности в каждом из трех подходах по-своему определяли содержание, формы и методы учебно-воспитательной работы.

5. Общими принципами всех концепций являлись гуманизм, движение от интересов ребенка, его способностей, от потребностей его социализации. Личность ребенка в исследуемый период ставилась в центр внимания педагогической теории, и в работе с одаренными детьми реа-лизовывался тезис о том, что успешное развитие каждого есть основа успешного развитая всех.

6. Развитие теории воспитания одаренных детей в исследуемый период объясняется в определенной мере разнообразием сущест вовавших подходов и возможностью их дискуссионной взаимообогащаюшей борьбы, свободное обсуждение актуальных практических проблем.

Проблема обучения одаренных учащихся в отечественных учебных заведениях 20−30-х г. г. — это сложное социально-педагогическое явление, возникшие подходы решения которой Скак концептуальные, так и организационно-практические) свидетельствовали о складывающейся системе обучения одаренных детей.

Но, несмотря на положительные результаты, полностью решить проблему воспитания одаренных детей в исследуемый период не удалось, поскольку изначально переоценивалась роль классового подхода в деле формирования личности. Нарушена была во многом и преемственность о дореволюционными исследованиями по данному вопросу, а в начале 30-х годов наблюдается изоляция от зарубежных исследований в этой области, что привело к искажениям нормальной линии развитая теории воспитания одаренных детей вследствие влияния формирующейся командно-административной педагогики и социально-политических процессов, происходящих в стране.

Данное заключение свидетельствует, что поставленные в исследовании задачи выполнены.

Проведенное исследование далеко не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой сложной проблемы. Особенности ее развитая заслуживают тщательного изучения и учета при разработке аналогичных проблем, стоящих перед отечественной системой образования в настоящее время.

Так, специального изучения требуют вопросы о методах исследования одаренного ребенка педагогами и педологами 20-х — 30-х годов в рамках всех подходов (наблюдение, тестирование, анкентирование, статистические методы, эксперимент). Заслуживает самостоятельного исследования вопрос р способах построения методов и приемов воспитательного воздействия на основе различных теоретических концепций. Представляется очень актуальным сравнительный анализ подходов к воспитанию одаренных детей в советской и зарубежной педагогике. Интересны также могут быть работы на стыке наук: педагогики, психологии, физиологии, социологии по отношению к исследованию процесса воспитания одаренных детей и их развитая.

Заключение

.

Научно-техническая революция поставила социально-экономический прогресс общества в прямую зависимость от науки. №прерывно растущая потребность в ученых и специалистах высшей квалификации создала объективные предпосылки поиска талантливых детей, построения работы с ними на принципах демократизации, гибкости, вариативности. Это требует обращения к положительному опыту, накопленному отечест.

1. Основные работы Д. Б. Эльконина по развивающему обучению см. в кн.: Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.

2. Обобщенное изложение этой концепции см.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986. венной педагогикой в данной областа.

Проблема воспитания одаренных детей активно исследовалась в первые десятилетия нашего века. Знание наследия прошлого поможет развивать и совершенствоать теорию и практику воспитания, опираясь на уже наработанные факта, идеи, гипотезы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Основными направлениями образовательной политики в области обучения одаренных детей в период 20-х — начала 30-х г. г. являлись:

— всестороннее развитие личности как условие развития всех ее индивидуальных способностейпоиск одаренных детей через многообразный диагностический инструментарий, включающий как интеллектуальное тестирование, так и методики по определению личностных особенностей детей;

— индивидуализация и дифференциация обучения как условие развитая одаренности учащихся, которые осуществлялись в практике отечественных опытных учебных заведений на основе сочетания стратегий: обогащения предметного содержанияускорения темпа учениягруппирования учащихся для углубленного изучения отдельных предметов с одновременным усилением внимания к методам и формам работы, стимулирующим развитое индивидуальных способностей учащихся;

— мобилизация государственных ресурсов для разработки и реализации специальных школьных и внешкольных программ индивидуализации обучения вообще и одаренных детей в частности, проведение психолого-педагогических исследований по данной проблематике.

2. Разработка теории воспитания одаренных детей осуществлялась в рамках трех основных подходов, основанных на различных моделях личности: биогенетическом, биосоциальном и культурно-историческом.

В основе биогенетического подхода лежала теория наследственности, где одаренность понималась как высокая степень развитая прирожденных умственных и других психофизических особенностей человека, при этом различались общая и разные виды специальной одаренноста, а целью воспитания было улучшение (культивирование) прирожденных качеств будущих поколений человеческого рода посредством упражнений какого-нибудь органа, что могло наследоваться потомству в виде предрасположения к определенной деятельности. Реализация этих целей предполагалась путем использования принципа индивидуализации обучения через создание специальных классов для группировки учеников по степени их одаренности, а также создание специальных школ для одаренных.

В биосоциальном подходе к воспитанию одаренных детей сущность личности понималась как единство биологических и социальных компонентов. Человек в течение жизни проходит путь социокультурного развития и при этом формируется и изменяется его личность. В результате биологического развитая раскрывается под воздействием среды наследственно заложенная в человеке программа. Поэтому среда может являться источником развития одарен-ностм, а наследственное фактором одаренности, и наооборот: наследственное — источник одаренности, а среда — фактор развитая. Отсюда понимание сущности одаренности как наличия качественных особенностей личности, выделение специальной и общей одаренности. Воспитание одаренных детей, с точки зрения биосоциального подхода, решало две основных задачи: выявление умственной одаренности и организация учебно-воспитательного процесса на основании полученных данных.

Представители биосоциального подхода дали психолого-педагогическое обоснование дифференцированному обучению, настаивали на особом воспитании одаренных детей, в основу которого легло:

— обучение одаренных в педологически однородных группах (гомогенных):

— разработка специальных систем обучения: обогащения, ускорения, рациональной организации внешкольного времени:

— применение особых форм организации учебного процесса С Батавия-плана, Дальтон-плана и др.).

Именно дифференцированный подход к воспитанию и обучению одаренных детей на сегодняшний день оказался наиболее разработанным в отечественной и зарубежной науке и практике.1.

Основой культурно-исторической концепции явился деятелиюстный подход к рассмотрению сущности личности, отрицавший как существование общей, так и специальной одаренностей и выдвигавший понятие культурной одаренности как максимального умения использовать свои природные данные и выработку новых приемов их использования, переводящих натуральный процесс в опосредованный, культурный.

Отсюда воспитание одаренных детей понималось как индивидуализация обучения, включающая в себя как индивидуальное изучение и знание всех особенных свойств каждого воспитанника, сознательного и точного определения целей воспитания для каждого отдельного ученика, так и индивидуальный подбор приемов воспитания и воздействия социальной среды на каждого.

В отличие от двух первых подходов сторонники культурно-исторического подхода считали глубоко ошибочной теорию особого воспитания и обучения одаренных детей, т.к. общие законы педагогики действенны для всех детей, и только исходя из этих законов, можно найти правильные пути индивидуализации обучения каждого учащегося.

Наиболее полно и последовательно идеи культурно-исторического подхода были развиты в рамках психологической теории деятельности С А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и др.), которая привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением, и был заложен фундамент современной концепции развивающего обучения, разработка которой осущес.

1. См.: Тищенко Е. Г. Развитее системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1993. твлялаеъ в 60-х г. г. под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

3. Анализ психолого-педагогических концепций одаренности выявил тенденцию к расширению понимания одаренности: переход от генетически обусловленной «общей» или специальной одаренности, от ограничения одаренноста интеллектуальной областью к выявлению других видов одаренное&trade- - творческой, практической, моторной, художественной, «культурной» — от рассмотрения одаренное&tradeкак однофакторного образования к определению ее структуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. А. Первая веха.-М., 1926.
  2. .Г. Формирование одаренности, склонности и способности. -Л., 1962.
  3. М., Гуревич М. Одаренность моторная.//БМЭ.Т.22. -М., 1939.-Стлб.98.
  4. Е.А. Мозг и душа. 2-е доп. издание. -М.-Пг.: Госиздат, 1923. 169 с.
  5. Е.А. Опытные школы в Германии. -М., 1926.
  6. Е.А. Личность и среда в свете современной биологии. -М. -Л.: Госиздат. 1927. 260 с.
  7. Е.А. Об изучении детского коллектива. -М.:Новая Москва, 1927.
  8. Аркин Е. А. Типы детей.//Вестник просвещения, 1927, N 6.-С.72−81.
  9. Е.А. Человек. Пособие для школ повышенного типа.Изд.7-е. -М.-Л.: Госиздат, 1930.
  10. В.А. Проблема одаренноста и марксизм. //Психология и марксизм.Сборник. -Л., 1925. -С. 111 112.
  11. В.А. и др. Психологическая хрестоматия. -М.-Л., 1927.
  12. В.А. Изучение ребенка. Метод простейших зксперимен -тально психологических испытаний поведения ребенка. -М. -Л., 1929.
  13. И. Биогенетический закон и его применение в педаго -гике.//Вестник просвещения.-Л., 1926.-С. 82−97.
  14. И.А. Рефлексология детского возраста.Развитее человеческого организма и характеристика разных возрастов.-М., 1926.-С.114.
  15. И.А. Основы педологии. -М., 1930. -328 с.
  16. Е. Проблема усвоения знаний школьниками в исследованиях П.П.Блонекого.//Вопросы психологии, 1991, N 4.
  17. В.А. Психологические принципы эстетического воспи -тания.-Казань, 1968.
  18. В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20−30-хгг.//Вопросы психологии.1991, N 4. -С.100.
  19. М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. -М.-Л., 1926.
  20. М.Я. Общие основы педологии.-М. Д928.
  21. Э. Культ личности и общественное отношение.//Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма.-М.: Полит -издат, 1989. -С. 19−35.
  22. З.К. Соотношение биологического и социального в развитии личности.-БакуД986.
  23. Ф. Организация школ для сверходаренных. //Радянська школа.-ЛуганскД927,Ы 12. -С. 1−9.
  24. М.С. Вопросы методологии на первом Всесоюзном педологическом съезде.//На путях к новой школе, 1928, N 1. -О. 23.
  25. В.М. Вопросы общественного воспитания.//Вестник воспитания, 1909, N 9.
  26. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. -М., 1994. -С. 9.
  27. А.Н. Воспитание детей без наказания.//На путях к новой школе.-М., 1930, N 5−6. -О. 6−19.
  28. П.П. Как мыслить среднюю школу.//Вестник воспитания, 1916, N 9.-С. 1−46.
  29. П.П. Задачи и методы народной школы.//Вестник воспитания, 1916, N1.-0. 1−36.
  30. П.П. Введение в воспитание ребенка. -М.Д916.-С.69.
  31. П.П. Задачи и методы новой народной школы.-М.: Задруга, 1918. -80 с.
  32. П. П. Трудовая школа.-М.: Госиздат, 1919.
  33. П.П. О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы.//Народное просвещение, 1919, N 9−10. -0.55−63.
  34. П. П. Педаго гика.-М. Работник просвещения, 1924. -С. 27.
  35. П.П. Что нам взять от дальтон-плана.//На путях кновой школе, 1924, N 3. -С. 21−22.
  36. П.П. Педология.-М., 1924. -143 с.
  37. П.П. Основы педологии.-М., 1925.
  38. П. П. Как изучать школьника. -М.: Новая Мэсква, 1926.-30 с.
  39. П.П., Ионова М., Левинский В., Шейман М. Методика педологического обследования детей школьного возраста. -М.-Л. Д927.
  40. П.П. Педология в массовой школе I ступени. 4-е изд. -М., 1928.
  41. П.П. Умственный и паспортный возраст в их связи с номером группы I ступени.//Педология и школа./Под ред. П. П. Блонекого, вып. 27 -М., 1929.
  42. Блонский П. П. Педология и школа.-М.-Л.: Госиздат, 1929. 182 с.
  43. П.П. Воспитание одаренных детей.//Пед. энциклопедия: В 2-х т./Под ред. А. Г. Калашникова. Т. 2. -М., 1930.-С. 423.
  44. П.П. Положение вопроса о воспитании одаренных детей в СССР.//Пед. энциклопедия: В 2-х т./Под ред. А. Г. Калашникова. Т. 2. -М.Д930. -С. 428.
  45. П.П. Возрастная педология. -М.-Л., 1930. -212 с.
  46. П. П. О некоторых встречающихся у педагогов ошибках.//На путях к новой школе, 1931, N6.-0. 11−18.
  47. П.П. Память и мышление. -М.-Л., 1935. -214 с.
  48. П.П. Развитие мышления школьника. -М., 1938.
  49. П. П. Психологический анализ припоминания.//Уч. зап. научно-исслед. института психологии. Т. 1. -М., 1940.
  50. П.П. Возрастные особенности детей.//Избран, пед. произвед.-М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 373−526.
  51. П.П. Выбор профессии. //Избран, пед. произвел. -М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 519.
  52. П.П. Интересы лучших учеников.//Избран, пед. произвел. -М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 464.
  53. П.П. Трудовая школа. //Избран, пед. произвел. -М.:
  54. АПН РСФСР, 1961. -С. 209−285.
  55. П.П. Задачи и методы новой народной школы.//Избран, пед. и психолог, соч.: В 2-х т. -М., 1979. Т. 1.-С. 39−85.
  56. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994. -С. 5−8, 24−27, 45−48.
  57. Л.И. Концепция культурно-исторического развитая психики и ее перспективы.//Вопросы психологии. 1977, N 2. -С. 29−33.
  58. A.B. Культурно-историческая теория мышления Сфилософские проблемы мышления). -М., 1968.
  59. Н.Ф. Становление и развитие гуманистических основ воспитания в советской школе С1917 1941 гг.). Автореф. дис. канд. пед. наук.-Минск, 1982.
  60. В. Из опыта деятельности Русского Евгенического Общества за 1923 г.//Русский Евгенический Журнал, т. II, 1924.-С.67.
  61. H.A., Шуберт А. М. Испытания умственной одаренности и школьной успешности. Массовые американские тесты. -М.: Новая Москва, 1926.
  62. Л. Принципы профессионализации второго концентра школы II ступени.//Вторая ступень советской трудовой школы. -М.-Л.: Госиздат, 1929.
  63. Р.Б. Очерки истории советской педагогики. -М., Педагогика, 1982.
  64. Р.Б. Развитие теории обучения в советской педагогике С1917−1967). -М., 1985.
  65. Войцеховская 0. По опьггным школам центра.//Народное просвещение, 1925, N 5−6.
  66. Вопросы теории и истории педагогики. Сб. ст. /Под ред. 3.И.Равкина.-Йошкар-Ола, 1969.
  67. Впечатления со съезда.//Правда, 1920, 1 июля.
  68. .В. Общие идеи и направления в работе биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева. //Вестник просвещения, 1913, N 5−6.-1−7.
  69. .В. Мэтод исканий (исследовательский) и новые программы.//На путях к новой школе" 1924, N 4−5. -С. 7−11.
  70. Всесоюзный учительский съезд.//Народное просвещение, 1925. N 2. С. 2−3.
  71. В центральной педологической лаборатории. //Педология, 1931, N 2.
  72. Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. -М.: Работник просвещения, 1926. -348 с.
  73. Л.С. Биогенетический закон.//БСЭ, 1-е изд.-М., 1927. Т. 6.- С. 275−279.
  74. Л.С. Проблемы культурного развития ребенка.//Педология, 1928, кн. 1. -С. 58−62.
  75. Л.С. Рецензия на кн. Н. Дмитриева и др. Школьная драматическая работа на основе исследования драматического творчества. -М.: Госиздат, 1928.//Искусство в школе, 1929, N 8. -С. 28−31.
  76. Л.С. Проблемы культурного развития ребенка.//Педология. Кн. i, 1928. -С 58−77.
  77. Л.С. Генетические корни мышления и речи. //Естествознание и марксизм, 1929, N 1.
  78. Л.С. Основные проблемы современной дефектологии. //Труды второго Московского университета. Часть педагогическая./Отв. ред. А. П. Пинкевич. Т. 1. -М., 1929. -С. 92, 145−147.
  79. Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств.//Педология, 1929, N 3. -С.367−377.
  80. Л.С. Гениальность.//БМЭ, 1929.Т. 6. -Стлб.612−613.
  81. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.-Л., 1930.
  82. Л.С. и др.Основные течения современной психологии. -М.-Л., 1930.
  83. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения.-М.-Л., 1930. -С. 229−230.
  84. Л.С. Психологический словарь. -М., 1931. -С. 206.
  85. Л.С. Педология и психотехника.//Психотехника и психофизиология труда, 1931, N 2.
  86. Л.С. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.Пиаже. Критическое исследование.//Вступительная статья к кн.:Пиаже. Речь и мышление ребенка. -М.-Л., 1932. -С. 35.
  87. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. //Сб. статей. -М.-Л.: Учпедгиз, 1935.-С. 19.
  88. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. -М.: Изд-ние экспер. дефектолог. института им. М. Е. Энштейна, 1936. -78 с.
  89. Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. /Под ред. и со вст. ст. В.Колбановсого. -М.-Л.: Соц. ЭКГИЗ, 1938. -324 с.
  90. Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.//Избран, психолог, исследования./Под ред и со вст. ст. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. -М.:Изд. АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  91. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.//Избр. психолог, исследования.-М., 1956.- С. 450.
  92. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 500 с.
  93. Л.С. История развития высших психических функций.//Собр. соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 3. -С.5−329.
  94. Л.С. Основные вопросы дефектологии. //Собр. соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 5. -С.18−265.
  95. Л.С. Развитие трудного ребенка.//Собр.соч.: В 6-ти т. -М., 1983. Т. 5. -С. 179.
  96. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991.-С.142−302.
  97. А.В. Становление и развитие воспитания трудных детей в советской педагогике (1917 1936). Автореф. дис. канд. пед. наук, Владимир, 1990.
  98. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб, 1875.
  99. Ш. И., Салтыкова М. Н., Сыркина О. В. Основные вопросы советской дидактики. -М., 1929. -О. 167.
  100. Где им учиться? С Обучение одаренных детей во Франции, США, Израиле, Японии). По материалам журнала «ПУЭН».//Семья, 1988, 5 октября.-О.4.
  101. А. Умственное развитие ребенка. -M.-JI., 1930.
  102. С.Г. Психотехника.-М., 1926.
  103. А., Готалов-Готлиб А. Современные педегогические течения. Гос. изд. Украины, 1925. 250 с.
  104. Ю.З. Психодиагностика в школе.-М., 1989.
  105. М.Р. 0 возможной интерпритации понятия: Зона ближайшего развития.//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1981.
  106. Т. Опыт увязки школы с жизнью и творчество детей. //Просвещение на транспорте, 1927, N 7, т. 8. -С. 249−251.
  107. Н.К. Очерки по истории советской педагогики.-Киев: Радянська школа, 1970. -363 с.
  108. Гордон. Новая школа, принципы, структура, методы.//На путях новой школы, 1923. N 1.
  109. В.И. Соотношение высших и внутренних факторов нравственного воспитания и развития учащихся в педагогической теории С1917 1941 гг.) Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.
  110. М., Озерецкий П. Психомоторика, ч. 1−2.-М., 1930.
  111. Е.П. Соотношение возрастных и психологических предпосылок способностей. //Способности и склонности./Под ред. A.A. Го лубе вой.-М., 1989.
  112. М.Ф. Проблема воспитания личности в советской педагогической теории 20-х начала 30-х годов. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1989.
  113. Дидактика средней школы./под ред. М. Н. Скаткина. -М., 1982.
  114. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности. //Вопросы психологии, 1990, N 3. -С. 31−45.
  115. Е., Ольденбург Н., Перекрестова М. Школьная драматическая работа на основе исследования детского творчества. -М.: Госиздат, 1928.
  116. Н. Об образовании способнейших детей из народа. //Педагогическая мысль. -J1., 1924, N 4−5. -С. 71−81.
  117. Н.П., Булаева Н. В. Образование и проблема биологического и социального в человеке.//Советская педагогика, 1979, N 4.
  118. Н.В. Педагогическая генетика. -Киров, 1994. -134 с.
  119. Жуковская С. П. Эстетическое воспитание учащихся в опытно-показательных учреждениях народного образования РСФСР с 1918 по 1930. -Казань, 1982.
  120. Г. И. Школьная работа по ИЗО на основе исследования детского творчества.//Просвещение на транспорте, 1927, N 1.-С.24−32.
  121. Загальский J1., Саркисян А. Прыжок. //Комсомольская правда, 1981, 21 мая.
  122. А.Б. После первого педологического съезда.//Педология, 1928. Кн. 1.
  123. Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма. //Влопросы психологии, 1989, N 6,.-С. 3−16.
  124. Л.В. Дидактика и жизнь. -М., 1968.
  125. Е.И. Педагогические особенности поступающих в школу детей в связи с вопросом распределения их по группам.//Педология, 1931, N 5−6. -С. 17−18.
  126. С.Н. Индивидуализация трудового обучения в общеобразовательной школе С1917 1931).Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1991.
  127. Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции
  128. С1917- 1927). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1980.
  129. А.Г. Педагогическая энциклопедия. -М., 1929. -С.11−14.
  130. А.Г. Очерки марксистской педагогики.Т.II. Социология воспитания. -М., 1929.
  131. З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий.//Вопросы психологии, 1961, N 2.
  132. П.Ф. Детские таланты.//Женский образ, 1983, N 1.
  133. В.П., Мурашев Т. Б. Идеология в педагогической практике. Педагогическая клиника.-М., 1926.
  134. В.П. Проблемы изучения по воспитанию ребенка. -М.-Л., 1927.
  135. В.П., Мурашева Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и слабоодаренные. Их изучение и воспитание.-М., 1929.
  136. В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. -М., 1930.
  137. Э. Как определять умственные способности школьников. -Л., 1927.
  138. Э. Предисловие к книге Ж.Пиаже «Речь и мышление ребенка».-М.-Л., 1932.
  139. Л.А. Проблема личности в контексте отечественного сознания 20-х годов. Социологический и социально-психологический аспект. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1989.
  140. Н.К. Улучшение человеческой породы.-М.: Время, 1923.
  141. Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.(Из опыта работы).-М., 1976. -190 с.
  142. H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы за 30 лет.-М., 1948.
  143. К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике. //Детство и юность. Их психология и педагогика. -М.: Работник просвещения, 1922. -С.3−16.
  144. К.Н. Сравнительная значимость методов научного исследования в области психологии и педологии с точки зрения марксизма. //Психология, т. 1Д928. -С. 5−28.
  145. К.Н. Биогенетический принцип.//Основные вопросы педологии в избранных статьях. /Под ред. С. М. Василейского. 2-е изд.-М.-Л., 1928.
  146. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917 1920.-М.: АПН РСФСР, 1958.
  147. Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 1931./Под ред. Ф. Ф. Королева и В.3.Смирнова.-М.: АПН РСФСР, 1961.- 508 с.
  148. Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики. -М., 1968.
  149. Кро 0. Интеллектуальное развитие в период созревания.//Педология юности./Под ред. И. Арямова. -М.-Л., 1931.
  150. Н.К. К вопросу о целях школы.//На путях к новой школе, 1923, N 2,5.
  151. В. А. Психология математических способностей. -М., 1968.
  152. И.А. Европейская конференция по изучению одаренных детей.//Вопросы психологии, 1989, N 2.
  153. А.Ф. Школьные характеристики. СПб.: Сенаторская типография, 1908.
  154. А.Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде.//Русская школа, 1912, N 1−2.
  155. А.Ф. Программа исследования личности. 3-е изд. -Петроград, 1915.
  156. А.Ф. Очерк науки о характерах. -Петроград, 1917.
  157. А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. //Сборник статей./Под ред. Лазурского А. Ф. -Петроград, 1918. -С. 182−190.
  158. А.Ф. Классификация личностей./Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. -Л.: Госиздат, 1924. -С. 13, 18, 55.
  159. И. Реабилитация евгеники.//Врач, 1991, N 2.-С.48−50.
  160. Ю.А. Новые методы испытаний школьной успешности и одаренности в практике ленинградских школ. -Л., 1927. -155 с.
  161. И.М. Структура личности в свете современных рефлексологических исканий. // Психо-неврологические науки в СССР. -М.-Л.: Госиздат, 1930. -С.45−46.
  162. Н.Д. Опыт исследования умственной одаренности без печатных бланков.СМетод Чемкена).(Школьные тесты).//Вестник просвещения, 1926, N 4. -С. 34−43.
  163. Н.Д. Испытание умственной одаренности. Инструкция к проведению и обработке испытания. -М.: Мосздравотдел, 1927. -23 с.
  164. Н.С. Об умственной одаренности.//Вопросы психологии, 1960, N 1.
  165. Н.С. Возрастные и психологические предпосылки развития способностей. -М., 1970.
  166. Н.С. Одаренные дети.//Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М., 1977.
  167. Н.С. Соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника.//Вопросы психологии, Ш35, N 1.
  168. Н.С. Раннее проявление одаренности.//Вопросы психологии, 1988, N 4.
  169. А.Н. Исследование по культурному развитию ребенка. -М., 1929.
  170. А.Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. -М.-Л., 1931.
  171. А.Н. Психология и педагогика.//Советская педагогика, 1937, N 2.
  172. П.Н. На очереди (об 0ПУ Наркомпроса).//Народное просвещение, 1919, N 51−52.
  173. П.Н. На заре советского просвещения. Реформа школы (по личным воспоминаниям). // На путях к новой школе, 1927, N 10. -С. 9−16.
  174. Т. Руководство к психологии. -СПб., 1907.
  175. Лобашев М.Е., Ватти К.В."Тихомирова М. М. Генетика с основами селекции. -М., 1979.
  176. С. Итоги всесоюзного совещания опытно-показательных учреждений.//Народный учитель, 1926, N 7. -С. 23−31.
  177. A.B. Проблемы народного образования. -М.: Работник росвещения, 1926.
  178. A.B. Воспитательные задачи советской школы. //О воспитании и образовании. -М., 1976. -306.
  179. A.B. философия школы и революция.//О воспитании и образовании. -М., 1976. -С. 132.
  180. А.Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций. -ML, 1928.
  181. А.Р. Современная психология в ее основных напрвлениях. -М., 1928. -64 с.
  182. А.Р. Пути развития детского развития.//Естествознание и марксизм, 1929, N 2.
  183. А.Р., Леонтьев А. Н., Добровицкий П. О. Экзамен и психика. -М., 1930.
  184. А. Интеллект.// БМЭ. Т. 11. -М., 1930. -Стлб. 498.
  185. А.Р. Экспериментальный анализ развития волевого действия ребенка. -М., 1957.
  186. Р.И. Евгенические тенденции и новейшее законодательство о детях. //Русский Евгенический Журнал, 1925, т. III. -С. 28−29.
  187. Г. А. Развитие самостоятельности и активности учащихся в школах опытных станций Наркомпроса РСФСР (1919 1937). Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969.
  188. Материалы по образовательной работе в трудовой школе (математика в школьной работе на I концентре). -Екатеринбург, 1921.
  189. Материалы работ местных ОПУ (выписка из годовых отчетов за 1923/24 уч.г.).//На путях к новой школе, 1925, N 1.-С. 33−35.
  190. Jl. П. Становление и развитие принципа социалистического гуманизма в советской педагогике С1917−1931 г.г.).Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
  191. А.М. Раннее выявление талантов и их развитие.//Вопросы психологии, 1984, N 3.
  192. Матшкин А, М. Одаренные и талантливые дети.//Вопросы психологии, 1988, N 4.
  193. В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей. Пер. с нем./Под ред. Б.Варшава. -М.: Работник просвещения, 1925. -119 с.
  194. Е.П. Первый год Советской школы С1917 -1918). //Советская педагогика, 1947, N 4. -С. 42−55.
  195. Э. Лекции по экспериментальной педагогике. /Под ред. М. Р. Виноградова. Ч. 2-я. Физическое и духовное развитие детей. -М.: Мир, 1914.
  196. Э. Интеллигентность и воля. Перевод под ред. Н. Е. Румянцева. -М., 1917.
  197. А.Л. Брачный выбор. Улучшение человеческой расы. -М., 1930.
  198. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. -М., 1970.
  199. Метод проектов. («Проектный план»). //Просвещение на транспорте, 1925, N 11. -С. 12−16.
  200. Методы индивидуализированного труда.:Современные методические искания./Под ред. М. М. Рубинштейна. Вып. 2. -М., 1925. -С. 92.
  201. С.С. Идеология художественного воспитания. //Искусство в школе, 1929, N 6−7. -С. 1−12.
  202. Г. Основы психотехники. Вып. 4. Воспитание. Искусство./Под ред. В. Н. Северного и В. М. Экземплярского. -М, 1925. -176 с.
  203. Народный комиссариат по просвещению. 1917 октябрь 1920 (краткий очерк). -М.: Госиздат, 1920.
  204. П. Социальная педагогика. -Сиб. изд. О. Богдановой, 1911. -360.
  205. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. -М., 1981.
  206. А.М. Н. К. Крупская о воспитании нового человека. //Вопросы обучения и воспитания в трудах Н.К.Крупской. -Владимир. 1970. -С. 3−13.
  207. А. П. К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании лиц особо одаренных в интеллектуальном отношении. Евгенические заметки. Русское евгеническое Общество в 1923 г. //Русский Евгенический Журнал, т. II.-M., 1924. -С. 59.
  208. А.П. Ассоциация сходства. -СПб, 1905.
  209. А.П. Сила воли и средства ее воспитания. -41.-Л., 1928. -72 с.
  210. А.П. Память человека и ее воспитание. 2-е изд. -М.,-Л., 1930.
  211. A.A. 0 психологических воззрениях П.П.Блонского. //Вопросы психологии, 1974, N 3.
  212. Одаренные дета. Пер. с англ./Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. -С. 205−304.
  213. Н.Г. Моторная одаренность.-М., 1924.
  214. Н. Развитие ребенка. Наследственность и среда.-М., 1913. -С. 225, 243, 245.
  215. Основные принципы Единой трудовой школы//Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов и материалов. С 1917 1973). — М., 1974. -С. 137−145.
  216. Ю. Советская школьная реформа 1918 г.//Исторический журнал. 1944, N 7−8. -С. 53−62.
  217. А.Н. Учитель и даровитые ученики.//Педагогический сборник. 1889, N 1, 3, 4.
  218. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941./Под ред. Н. М. Кузина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. -М.:1. Педагогика, 1980.- 456 с.
  219. Очерк истории педагогической науки в СССР С1917 1980 гг.) /Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмановой. -М.: Педагогика, 1986.-284 с.
  220. А.Е. Вопросы педологии и детской психоневрологии. -М., 1925.
  221. А.Е. Психологическая классификация личности. -М., 1927.
  222. A.B. Об основных направлениях в русской психологии. -М., 1961. -С.358−438.
  223. A.B. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. -М., 1967. -С. 237.
  224. . Речь и мышление ребенка. -M.-JI., 1932.
  225. П. И. Крупская Н.К. о содержании образования в Советской школе. -М., 1962. -С. 178−183.
  226. А.П. Основные проблемы современной школы. -П.:Прибой, 1924.
  227. А.П. Советская педагогика за 10 лет С1917−1927). Вып. 27 -М.: Работник просвещения, 1927.
  228. А.И. История марксистской педагогики. Некоторые итоги и перспективы. //Советская педагогика, 1977, N 11. -С. 57−66.
  229. М.Г. Проблема эстетического образования и воспитания в советской школе и педагогике С1917 1925). -М., 1973. -С. 82, 106, 129.
  230. М.Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике С1917−1967). Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1989.
  231. Положение о единой трудовой школе РСФСР.//Народное образование в СССР. Сборник документов и материалов С1917 1973). -М., 1974. -С. 133−137.
  232. Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школ РСФСР средствами театрального искусства С1917 г. начало 30-х гг.) Авто-реф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991.
  233. Проскурякова В. А. Проблемы формирования личности школьника в советской педагогике 20-х годов. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
  234. Протоколы I Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительских организаций. -М.: Пролетарская культура, 1918.
  235. Протоколы I Всероссийского съезда учителей, созванного НКП в Москве 3 июня 1918 г. -М.: Издательство ВЦИК., 1918.
  236. Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного НКП в Москве 25 августа 1918 г. -М.: Наркомпрос, 1919.
  237. В.А. Малаховская опытная станция Нзркомпроса. // Советская педагогика, 1967, N 2. -С. 100−102.
  238. В.Г. Аксиологические аспекты в трактовке педагогического стимулирования отечественными теоретиками 20-х гг. //Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегий развития отечественного образования. -М., 1994. -С. 186.
  239. A.A. Культурно-историческая теория Л.С. Выгоского и современная психология. -М., 1986. -С. 83−85.
  240. А. Методы в трудовой школе. //Вожатый, 1927, N 3−4.
  241. Равич-Щербо И. В. Исследования по психогенетике человека. //Вопросы психологии, 1972, N 2.
  242. З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921 1925 гг. -М.: Просвещение, 1959.
  243. З.И. Основные проблемы развития теории и практики общеобразовательной школы РСФСР С1917 1931). Йошкар-Ола, 1965.
  244. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. -М., 1990. -208 с.
  245. Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. -М., 1924.
  246. В.И. Опыт дифференцированного обучения в школе 20-х гг. //Советская педагогика, 1991, N 11. -С. 87−92.
  247. Резолюции I Губернского съезда по школьному образованию Тверской губернии. -Тверь, 1920.
  248. С.М., Шульман Н. М. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку имени Октябрьской революции. -М.: ГИЗ, 1924. -170 с.
  249. П. Можно ли улучшить человеческий род. -М.-Л.: Гос.издат., 1928.
  250. Г. И. Психологические профили. -М., 1917.
  251. Г. И. План исследования детской души. 3-е издание. -М., 1922.
  252. Г. И. Взгляд на современное положение вопроса об исследовании интеллектуальных способностей.//Русский Евгенический Журнал, т. I1.-М., 1924. -С.62.
  253. М.М. Социализм и индивидуализм.-М., 1909.
  254. М.М. Эстетическое воспитание детей. -М.: Изд. Душнова и бр. Салаевых, 1924.
  255. М.М. Основы общей методики. -М., 1927. -С.90.
  256. М.М. Проблема детского творчества. //Искусство в школе, 1929, N 1. -С. 21−29.
  257. С.Л. Основы психологии.-М., 1935.
  258. С.Л. Принцип творческой самодеятельности.К философским основам современной педагогики.//Вопросы философии, 1989, N 4.
  259. П. Умственная одаренность и ее измерение. -М., 1927.
  260. П.А. Психологический профиль общей одаренности. Серии тестов. -М., 1927.
  261. П.А. Дальтонский план в школе II ступени.-М., 1926. -С. 86.
  262. Е.И. Н.К. Крупская о развитии личности ребенка. //Советская педагогика, 1965, N 4.
  263. И. П. Дальтон-план. -М. Д924.
  264. Н. Изучение детского творчества.//Вести просвещения, 1927, N 1. -С. 111−114.
  265. А.И. Проблемы общего и политехнического образования и трудового воспитания в творчестве П.П.Блонского. -М., 1964.
  266. Н. Методический анализ работы местных опытных школ.//На путях к новой школе, 1924, N 4−5. -С. 50−51.
  267. Н.И. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии Блонского. -М., 1981.
  268. М.И. Вопросы психологической теории на русских съездах по педагогической психологии. -М., 1956, N 2.
  269. Соколов П. П. Исследования умственного уровня детей. (Новая измерительная шкала по методу Бине-Симона.) -М., 1925.
  270. Н.Ж. Гигиена труда.//Упражняемость и одаренность, 1926, N 2. -С. 90−94.
  271. Тельбор. Нужна ли нам организация специальных групп в школе.//Просвещение в Ивановской области.-Иваново-Вознесенск, 1929, N 4. -С. 65−67.
  272. .М. Способности и одаренности. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961.
  273. Е.В., Чехов Н. В. Вспомогательные школы для отсталых детей. -М., 1923. -С. 49.
  274. Л.Т. История развития форм и методов обучения в советской школе (1917 1941). -Казань, 1975.
  275. Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1993.
  276. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии. 3-е изд. Пер. с англ. -М., 1930. -С. 58.
  277. Ф. Развитое даровитых и выделение дарований в политической этике и педологии. -М., 1926.
  278. Ю.А. Что такое евгеника.-М., 1921.
  279. Филипченко Ю. А. Статистические результаты по наследственостисреди ученых Петербурга.//Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 1.-С. 6.
  280. Ю.А. Некоторые рузультаты анкеты по наследственности среди ленинградских студентов. //Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 2. -С. 47.
  281. Ю.А. Результаты обследования ленинградских представителей искусства.//Известия Бюро по Евгенике, 1922, N 2.-С. 28.
  282. Ю.А. Евгеника в школе.//Русский Евгенический Журнал, т. III. -М., 1925. -С. 38.
  283. В.М. Усовершенствование и вырождение человеческого рода. -СПб., 1866.
  284. Ф.А. Первая опытная станция по народному образованию РКП РСФСР: проблема превращения школы в центр воспитательной работы с детьми. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1968.
  285. Ф.А. Определение предмета и границ педагогики в период становления советской педагогической науки.//Советская педагогика, 1979, N 1. -С. 85−91.
  286. Ф.А. Становление и развитие средств педагогического познания в истории советской педагогики.//Советская педагогика, 1979, N 12. -С. 108−116.
  287. Ф.А. Программа создания научной педагогики в трудах П.П.Блонского.//Советская педагогика, 1984, N 6. -С. 85−90.
  288. Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. -М., 1993.
  289. Г. И. Психология типов. Представления и вопросы педологии. -М., 1916.
  290. Г. И. Очерки психологии. -M.-J1., 1927.
  291. И.А. Методы работы в трудовой школе. -J1.: Госиздат., 1924. -125 с.
  292. В. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции.//На путях к новой школе, 1927, N 1. -С. 52−70.
  293. С.Т. Школа для детей или дети для школы.//На путях к новой школе, 1923, N 1.
  294. С.Т. Школа и быт деревни. -М., 1924.
  295. С. Т. Год исканий. 2-е изд. -М.: Мир, 1925. 270 с.
  296. С.Т. 0 том, как мы учили, и как следует учить. // На путях к новой школе, 1926, N 11. -С. 10−18.
  297. С.Т. Уклоны.//Пед. соч.: В 4-х т./Под ред. И.А.Каи-рова. -М., 1965. Т. 4. -С. 144−145.
  298. К.Н. Евгеника и расовая гигиена. -Харьков, 1925.
  299. В.Б. К проблеме врожденного и приобретенного в развитии двигательных способностей.//Проблемы генетической психофизиологии человека.-М.: Наука, 1978.
  300. П. Наши ближайшие задачи в области просвещения. //Вестник просвещения, 1922, N 6. -С.10.
  301. В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Пер. под ред. Всеукраинского института труда. -Харьков, 1926.
  302. Г. Г. Вырождение и Евгеника. -М.Л.: Гос. издат, 1927.
  303. В.Н. 0 целях школы. //На путях к новой школе, 1923, N 2, 5.
  304. Эверчетов И. В. Введение в экспериментальную педагогику. Обоснование методики эксперимента. -Л., 1925.
  305. В.М. Проблема одаренности. -М., 1924.
  306. В.М. Проблема школ для одаренных.-М.-Л., 1927.
  307. В.М. Воспитание воли (биологические основы). -М., 1929.
  308. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей.//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981. -С.6.
  309. Т.И. Об евгенике и евгеническом движении. М., 1914.
  310. Т.И. Евгеника. Учение об улучшении природных свойств человека. Конституционная гигиена и профилактика. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1925.-С. 77.
Заполнить форму текущей работой