Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опытно-экспериментальное исследование. 
Развитие музыкальных способностей посредством чтения с листа у детей младшего школьного возраста в ДШИ на уроках фортепиано

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Навык чтения с листа тесным образом связан с навыками транспонирования и подбора по слуху, которые также не могут осуществляться без музыкально-слуховых представлений. Правильно построенная учебная работа по чтению с листа, транспонированию и подбору по слуху обязательно ведет к развитию слуховых представлений, и тем самым к развитию внутреннего слуха, т. е. способности произвольно оперировать… Читать ещё >

Опытно-экспериментальное исследование. Развитие музыкальных способностей посредством чтения с листа у детей младшего школьного возраста в ДШИ на уроках фортепиано (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика развития музыкальных способностей посредством чтения с листа на уроках фортепиано у младших школьников.

Чтение музыки с листа является эффективным методом развития музыкальных способностей детей в процессе обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа — это форма деятельности, которая не может осуществляться без музыкально-слуховых представлений и является одним из условий их создания и развития.

У начинающих при игре по нотам сплошь и рядом нарушается единственно правильный принцип при игре на инструменте:

вижу — слышу — играю.

Он заменяется простым актом: вижу — играю, приводящим к отрицательным результатам в музыкальном развитии. Это вызывает необходимость искать такие методы, которые по своему существу обеспечивали бы систематическое развитие звуковысотных и ритмических представлений в процессе начального обучения игре на фортепиано.

Музыкально-слуховые представления возникают в музыкальной деятельности и являются переработкой слуховых впечатлений. Поэтому для формирования представления необходимо слуховое впечатление.

Навык чтения с листа тесным образом связан с навыками транспонирования и подбора по слуху, которые также не могут осуществляться без музыкально-слуховых представлений. Правильно построенная учебная работа по чтению с листа, транспонированию и подбору по слуху обязательно ведет к развитию слуховых представлений, и тем самым к развитию внутреннего слуха, т. е. способности произвольно оперировать ими.

В свое время Иосиф Гофман высказал мнение: «Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать"[15,с.176].

Его и поныне разделяют многие музыканты, особенно те из них, кто преуспел в чтении нот благодаря постоянной практики.

Бесспорно, главной предпосылкой образования любого навыка является практический опыт. Однако надеяться только на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения так и не овладевает столь необходимым умением для профессионала.

За последние два-три десятилетия пианисты, в целом, стали хуже читать ноты, хотя общий уровень фортепианного исполнительства заметно вырос по сравнению с прошлым (особенно в области виртуозного мастерства).

Известный упадок искусства чтения нот объясняется рядом объективных причин:

  • 1) укоренившаяся практика в хх в. обязательного исполнения наизусть всего репертуара.
  • 2) снижение интереса к самостоятельному музицированию, что связано с развитием техники звукозаписи. С одной стороны это играет положительную роль, расширяя аудиторию слушателей музыки, с другой — «приучает и любителя и профессионала довольствоваться ее пассивным восприятием» Баренбойм Л. [4 с. 85.].

Чтобы изменить создавшуюся ситуацию необходимо, чтобы:

  • — навык чтения был заложен в структуре обучения,
  • — развитие этого навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса (прежде всего в классе по специальности)

Воспитание навыка чтения с листа связано с необходимостью развить у ученика ряд способностей, таких, как: слух, ритм, память, внимание, моторную приспособляемость (координационные способности) и другие.

Педагог должен строить свои занятия таким образом, чтобы его ученик приобрел необходимые музыканту-пианисту навык свободной игры по нотам, наряду с другими умениями и навыками.

В ходе опытно-экспериментального исследования нами были рассмотрены методики, направленные на развитие музыкальных способностей, а также на формирование и развитие навыков чтения с листа у младших школьников на уроках фортепиано видных педагогов-музыкантов: К. Орфа, А. Артоболевской, Ф. Брянской, Т. Смирновой, а также А. Камаева и Т. Камаевой.

Одной из первых в нашей стране к созданию методики формирования и развития навыков чтения с листа обратилась Ф. Д. Брянская. Результатом ее работы стали: сначала подготовленное совместно с Л. Ефимовой и С. Ляховицкой «Пособие по чтению нот с листа» (в 2-х частях — Л. 1963,1964 и 1969).

Позже, уже в наши дни, простая и эффективная методика — «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» (М. 2005.). Многолетняя экспериментальная работа с детьми, обучающимися игре на фортепиано, утвердила автора в мысли, подтверждаемой и данными психологии: основы навыка чтения с листа должны быть заложены на первом же этапе обучения юных музыкантов.

В своей методической работе Фаина Брянская делает выводы, заключающиеся в следующем:

до ><�листа.

Основные принципы этой методики сводятся к следующему:

Развитие слуховых представлений постоянно (особенно на первых порах) опережает обучение чтению нот; новые для ребенка элементы ритма, лада, мелодики и т. д. осваиваются вначале слухом и только потом в нотной записи. Отсюда — необходимость подготовительного («до-нотного») этапа, а также раздельное изучение знаков ритма и высоты.

С самого начала формируется комплексное восприятие нотного текста. Для этого ритмическая и звуковысотная запись преподносится ученику сразу же в форме простейших оборотов или фигур.

При помощи специальных вспомогательных действий и упражнений ребенок обучается ускоренному чтению нотной графики, ориентировке рук на клавиатуре без зрительного контроля и аппликатурной технике.

В слуховой, зрительной и моторной памяти ученика последовательно накапливаются типичные фактурные, ритмические, мелодические и другие формы, свойственные различным стилям фортепианной музыки.

Ориентируя ученика на усвоение обобщенных формул, «стереотипов» фортепианного текста, необходимо одновременно научить его преодолению стереотипов, воспитать готовность к новым, неожиданным музыкальным ситуациям.

Методика обучения (интенсивного) игре на фортепиано Смирновой Т.И.

В основе методики обучения игре на фортепиано Т. И. Смирновой, предлагаемой в методических рекомендациях «Фортепиано. Интенсивный курс», лежит принцип одновременного развития всех навыков и знаний, необходимых для этого: новые подходы к обучению технике чтения нотного текста с листа, развитию гармонического слуха, чувства ритма.

В основе интенсивного обучения всегда лежит принцип «погружения» — практически сразу дается весь блок необходимых для этого знаний, умений, навыков: одновременное развитие слуха, чувства ритма, умения читать нотную запись, играть двумя руками, работать над музыкальными образами, подбирать по слуху, импровизировать. Это повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению.

Основными разделами «интенсивного курса» Смирновой Т. И. являются:

упражнения по постановке руки, посадке за инструментом, координации движений;

обучение технике чтения нот с листа;

упражнения на развитие метро-ритмического чувства;

упражнения по подбору по слуху, импровизации, работе над выразительностью исполнения.

После получения основных игровых навыков и постановке рук, уже во второй четверти (в 1-м классе) дети могут играть и читать ноты с листа одновременно двумя руками в одной позиции.

В своих методических рекомендациях Смирнова Т. И советует:

начинать занятия с подготовительных упражнений-игр для постановки рук, посадки за инструментом (фортепиано), координации движений;

изучение клавиатуры начинать со зрительной ориентации на черные клавиши («донотный период»).

«Игру на инструменте следует начинать с самых первых уроков, еще до начала игры по нотам… Обучение начинается методом показа, когда ребенок, что называется, «берет с рук».

На уроке ребенок играет с помощью педагога, а дома вспоминает, подбирает по слуху… Так в увлекательной игровой форме развиваются координационные движения, слуховая и зрительная память, появляются элементарные навыки подбора по слуху" [24,с.14−15].

Развитие метро-ритмического чувства начинать с первых занятий (серия упражнений, направленная на выработку чувства внутренней ритмической пульсации, знакомство со сложными ритмическими фигурами).

Смирнова Т.И. советует отказаться от принятого счета вслух «раз и, два и», так как это «мешает развитию внутреннего чувства ритмической пульсации», а также первые месяцы при счете использовать слоговую поддержку ритму (система «та, ти-ти»). Таким образом, выработав у ребенка прямую взаимосвязь между ритмической записью и внутренним чувством метро-ритма легче читать с листа.

Ииспользовать метод «графического» восприятия нотной записи для развития навыка чтения нот с листа.

Далее следуют рекомендации по развитию звуковысотного ощущения, гармонического и тембрового слуха — подбору по слуху, а также по импровизации и работе над выразительным исполнением.

«Если вы проанализируете свое восприятие нотного текста, то поймете, что воспринимаете нотный текст „графически“, то есть вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите сразу всю гамму, арпеджио, интервалы, аккорды. Не всматриваетесь в каждую ноту аккорда, а видите расположение нот, и пальцы сами выстраивают его. Вам остается следить или за нижней, или за верхней нотой в аккорде. Такая легкость чтения с листа приходит с годами. Многие выпускники музыкальных школ так и не овладевают ею. Опыт работы показал, что можно всех без исключения научить легко читать с листа. Нужно с первого урока учить ребенка видеть нотный текст вперед, анализировать его, то есть „видеть графически“. Попробуем объяснить, что мы вкладываем в слова „графически видеть“. Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту — нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота; научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи (можно провести аналогию с изучением иностранного языка: им свободно владеет тот, кто, видя предмет, сразу называет его, а не проговаривает „про себя“ русское название)» [24, с.25−26].

Этого можно достигнуть, если с первых уроков знакомить учеников с записью нот сразу на десяти линейках и первой дополнительной, связующей, на которой пишется «до» первой октавы. Научить графическому восприятию нотной записи помогут следующие упражнения.

Упражнение 1. «Бусы». Запишите ноты от «до» вверх подряд. Ребенок играет, смотря на запись. Аналогично записываются и играются ноты вниз от «до». Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепите понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющаяся нота». На уроке вместе с ребенком записать несколько «бус» на всех десяти линейках (он советует, куда вести ноты: вверх, вниз или постоять на месте; затем играет их). Написать 4—6 подобных примеров, потом можно дать задание написать и сыграть дома свои примеры, затем перейти к несложным мелодиям.

После того как ребенок освоил клавиатуру и легко играет все ноты подряд с названием клавиш, следует играть номера и петь их с названием нот, отталкиваясь от знания клавиатуры:

Первый раз ребенок играет и поет, произнося ритм, второй раз играет и пропеваст название нот.

На следующем уроке записать уже два ряда нот:

первый ряд — ноты на линейках, второй — ноты между линеек, при этом необходимо объяснить, что они играются через клавишу. Сначала ноты по записи, но без названий, потом ребенок должен запомнить их названия по клавиатуре (в любых октавах, так как запись пока не важна).

  • 1-й ряд до ми соль си ре фа ля до и т. д.
  • 2-й ряд ре фа ля до ми соль си ре и т. д.

Смирнова советует давать в качестве домашних заданий как можно больше пьес для чтения с листа, так как задачей является сыграть нотный текст, а не заучить песенки наизусть.

Чуть позже можно приступайте к знакомству с пьесами и песенками на двух строчках в скрипичном и басовом ключах.

Постепенно следует усложнять задания (например, предложить ученику посочинять: к «бусам» прибавить ритмическую запись), а также использовать отрывки из различных пьес, этюдов, любой материал, который может послужить упражнением для закрепления «графического» восприятия нот, поможет научить анализировать нотный текст с этой позиции.

Новый теоретический материал следует объяснять постепенно, по мере необходимости.

После того как ребенок хорошо усвоил игру мелодических линий («одинарные бусы»), усложните задачу.

Упражнение 2. «Двойные бусы» (запишите параллельные терции, кварты, квинты, сексты). Терции и кварты играются одной рукой, квинты и сексты для начала можно играть двумя руками, затем одной, готовя руку для игры трезвучий.

Все внимание ребенка необходимо направлять на нотную запись, рука должна играть «вслепую», чтобы свою руку ребенок видел как бы «рассеянным» зрением.

Перед началом выполнения любых упражнений необходимо проверять, удобно ли стоит рука ребенка, а также следить, чтобы при игре ученик смотрел только в ноты (следите за постановкой и движением его руки, при необходимости — поправьте своими руками, не отвлекая его замечанием).

Следующими упражнениями являются:

Упражнение 3. «Бусы» из трех нот.

Тройные бусы впоследствии дадут свободу в чтении аккордов с листа. Задача — проследить, как меняется аккорд, какая нота, остается, какая движется, проследить голосоведение, выделить мелодическую линию в аккордах. Если у ребенка маленькая рука, то играть надо двумя руками.

Упражнение 4. Двойные «бусы» на двух строчках.

Выполнение этих упражнения способствуют подготовке рук ребенка к игре более сложных упражнений.

Упражнение 5. Двойные «бусы «Тройные бусы», или «Снеговики» .

Пальцы у ученика уже достаточно окрепли и поэтому могут играть аккорды, трезвучия.

Таким образом, одновременно с работой над постановкой рук дети знакомятся с элементами гармонии, развивают гармонический слух и уже через несколько уроков могут играть свои любимые песенки с довольно разнообразной фактурой аккомпанемента.

В работе над техникой чтения с листа Смирнова Т. И. предлагает:

Для закрепления «графического» восприятия нотной записи усложняйте задачи, например, в следующем порядке:

Исполнение детьми огромного количества песенок, попевок, пьес с установкой: проиграть 1—2 раза с анализом движения мелодии.

  • 2. Параллельно с самостоятельной работой необходимо задавать более сложные номера приблизительно 4—5 номеров, но с объяснением на уроке, так как появляются дополнительные линейки, лиги, знаки альтерации, сложные тональности, изложение в 4 руки.
  • 3. Включение в работу песни с буквенными обозначениями аккордов.

Играют их дети довольно легко, так как музыка знакома и любима Произведения, записанные на двух строчках, проигрывать на уроке один раз двумя руками. Если ученик не справляется сразу, то преподаватель играет партию одной рукой, ученик — второй, но с установкой — следить за двумя строчками.

  • 5. Затем приступить к работе над пьесами, переложенными для игры в одной позиции.
  • 6. Постепенное наращивание количества пьес до 10—12.

«В течение двух месяцев практически ни один номер не будет готов в том привычном виде, в котором пьеса сдается на отметку.

Но и задачи ставились совершенно иные, главная из которых — развить навык чтения с листа. К концу определенного нами срока все произведения будут готовы разом, распустятся, как тюльпаны, посаженные в один день. Вам останется конкретизировать музыкальный образ и более тщательно поработать над звуком и техническими приемами, позволяющими утончить, разнообразить нюансировку, динамику пьесы"[24,с.35].

И главный результат проделанной работы будет состоять в том, что все пройденные пьесы ребенок сможет играть с листа сразу двумя руками, не считая вслух, практически без ошибок и достаточно образно, показывая в крупных чертах динамику пьесы.

«Со второго года обучения необходимо постепенно переключайте внимание ребенка с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения. Теперь он должен успевать читать штрихи, нюансировку, не только проставленную в нотах, но и позволяющую показать развитие фразы, предложения и т. д., то есть дать свою интерпретацию произведения. Материал подобрать несложный, пьесы должны быть немного проще, то есть ученики второго года обучения готовят самостоятельно пьесы из программы второго полугодия 1 класса, ученики 3 класса играют пьесы из сборников для 2 класса и так далее.

Пьесы следует подбирать среднего темпа, иначе учащиеся не успевают подготовиться. Ведь условие домашнего задания — проиграть пьесу 1—2 раза в день, не более" [24,с.35].

Таким образом, обучение графическому восприятию нотной записи и развитие внутренней пульсации открывает внутренние возможности в освоении техники чтения нотного текста с листа, другими словами способствует формированию и развитию навыков чтения с листа, столь необходимых для развития музыкальных способностей в целом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой