Методика обучения иностранных студентов толерантным формам речевого общения: На примере рече-поведенческих тактик согласие и несогласие
![Диссертация: Методика обучения иностранных студентов толерантным формам речевого общения: На примере рече-поведенческих тактик согласие и несогласие](https://westud.ru/work/3400930/cover.png)
Диссертация
Последние десятилетия 20-го века, ознаменовавшиеся для России, как и для стран Запада и Востока, острыми межэтническими конфликтами, кризисами в сфере экономики, привели к актуализации категории толерантность, которая в настоящее время является предметом внимания таких наук, как философия, политология, психология, социология, конфликтология. Не составляет исключение и лингвокультурология, где… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. РОЛЬ И МЕСТО РЕЧЕ-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТАКТИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ТОЛЕРАНТНОМУ ОБЩЕНИЮ
- 1. 1. Речевая коммуникация и речевые акты
- 1. 1. 1. Соотношение терминов «коммуникация» и «общение»
- 1. 1. 2. Теория речевых актов как основа создания рече-поведенческих тактик
- 1. 2. Исследование рече-поведенческих тактик в современной лингвистике
- 1. 2. 1. Рече-поведенческие тактики как элемент коммуникативного поведения
- 1. 3. Толерантность и толерантное общение
- 1. 3. 1. Понятие толерантности. Толерантность как коммуникативная категория
- 1. 3. 2. Толерантность и русский менталитет
- 1. 3. 3. Толерантные формы русского коммуникативного поведения
- 1. 4. Использование теории рече-поведенческих тактик в методике обучения РКИ
- 1. 4. 1. Рече-поведенческие тактики в аспекте лингвокультурологии
- 1. 4. 2. Рече-поведенческие тактики как основа ролевого репертуара личности
- 1. 1. Речевая коммуникация и речевые акты
- 2. 1. Выражение согласия в современном русском языке
- 2. 2. Выражение несогласия/отказа в современном русском языке
- 2. 3. Типы речевых актов согласия и несогласия/отказа
- 2. 4. Классификация рече-поведенческих тактик согласие и несогласие
- 2. 4. 1. Анализ РП-тактик согласие и несогласие
- 2. 4. 1. 1. Высказывания со значением согласия и несогласия/отказа по материалам газет, художественной литературы 20-го века
- 2. 4. 1. 2. Высказывания со значением согласия и несогласия/отказа по материалам художественных фильмов, телесериалов- устной речи
- 2. 4. 2. Принципы построения учебной классификации РП-тактик согласие и несогласие для изучения в иностранной аудитории
- 2. 4. 3. Социолингвистический анализ высказываний со значением согласия и несогласия/отказа
- 2. 4. 1. Анализ РП-тактик согласие и несогласие
- 3. 1. Целесообразность включения рече-поведенческих тактик согласие и несогласие в процесс обучения РКИ
- 3. 1. 1. Высказывания со значением согласия и несогласия в Государственных образовательных стандартах по РКИ
- 3. 1. 2. Высказывания со значением согласия и несогласия в учебниках по РКИ и работа с ними
- 3. 2. Принципы создания системы обучения иностранных учащихся тактикам согласие и несогласие
- 3. 2. 1. Принципы, методы и приёмы обучения
- 3. 2. 1. 1. Принципы обучения
- 3. 2. 1. 2. Методы обучения
- 3. 2. 1. 3. Приёмы обучения
- 3. 2. 1. 4. Типы упражнений
- 3. 2. 1. Принципы, методы и приёмы обучения
- 3. 3. 1. Отбор источников для изучения тактик согласие и несогласие на занятиях по РКИ
- 3. 3. 2. Этапы опытно-экспериментального обучения
Список литературы
- Научные и учебно-методические исследования
- Агрессия. Сб. статей по материалам научно-практ.конф-ии: «Агрессия: биологический, психологический и философский аспекты». — СПб, 2004.
- Алхазишвили А.А. Психологическая основа создания естественных речевых ситуаций в учебной обстановке // Иностранные языки в высшей школе. Вып.4.-М., 1974. С.86−92.
- Андреева Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-воМГУ, 1987.-301 с.
- Артемьева О.А. Активизация познавательной деятельности студентов вуза при обучении иностранному языку на основе учебных ролевых игр. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 192 с.
- Арутюнов А.Р., Чеботарёв П. Б. Справочник «Интенции диалогического общения и их стандартные реализации» (Проект «Банки методических данных»: каталог коммуникативных единиц, интенции) // Русский язык за рубежом, 1993, № 5−6. С.75−82.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. — 896 с.
- Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты). АДД. М., 1997. — 41 с.
- Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973. — 15 с.
- П.Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. — М.: Новое знание, 2003.-368 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М. Просвещение, 1965. 227 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с.
- М.Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань: РВШ МВД1. РФ, 1994.- 89 с.
- Бурвикова Н.Д., Костомаров В. Г. Единицы лингвокультурного пространства (в аспекте проблемы толерантности) // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С.426−440
- Бурвикова Н.Д., Костомаров В. Г. Традиции и новации в методике преподавания русского языка как иностранного: к проблеме толерантности // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации.
- Коллект.монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.- 595 с. С.493−499.
- Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — М.: Цитадель, 2001.-460 с.
- Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. -М.: Прогресс, 1985.-500 с. С.251−276.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. — М.: ИПО «Лев Толстой», 1999. 85 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Дом бытия языка. В рамках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы.-М.: ИПО «Лев Толстой», 2000.-124 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
- Верещагин Е.М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики призыва к откровенности: Ещё одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход // Вопросы языкознания, 1992, № 6. С.82−93.
- Галушко Т.Г. Диалог культур как методологическая основа межкультурной коммуникации П Мир языка и межкультурная коммуникация. 4.1. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. 208 с. С. 56 — 59.
- Гойхман О .Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003.-272 с.
- Гольдин В.Е. Толерантность как принцип культуры речи // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С.525−537
- Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУГ. -М.: Прогресс, 1985. 500 с. С.276−303.
- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности. Психолингвистические основы искусственного интеллекта. Таллин: Валгус, 1987.-196 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. I уровень. Общее владение. М.- СПб.: Златоуст, 1999.-88 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. II уровень. Общее владение. М- СПб.: Златоуст, 1999. — 112 с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. III уровень. Общее владение. М.- СПб.: Златоуст, 1999. — 112 с.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Bbin.XVI. М.: Прогресс, 1985.-500 с. С.217−238.
- Грамматика русского языка. Под ред.В. В. Виноградова. Т.Н.- М.: Русский язык, 1960.-702 с.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
- Губогло М.Н. Представление о толерантности и толерантность представлений // Мир русского слова, 2002, № 5. С.28−36.
- Гудков А.Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ. М.: Русский язык, 2000. — 120 с.
- Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.:Прогресс, 1985.- 451с.
- Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.: Айрис-пресс, 2001.-317 с.
- Давыдов Г. Д. Искусство спорить и острить (составлено по сочинениям А. Шопенгауэра, и проф.З.Фрейда) // Русская риторика. Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1996. 559 с. С.347−375.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. -М.: Прогресс, 1989. 310с.
- Демьянков В.З. Ошибки продуцирования и понимания (интерпретирующий подход) // Речевые приёмы и ошибки: типология, деривация и функционирование. Сб.научн.тр. М.: Ин-т языкозн-я, 1989. 133 с.
- Дымарский М.Я. Принцип толерантности и некоторые виды коммуникативных неудач // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.-595 с. С.74−87.
- Дьяченко В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. — 4.1. Новокузнецк: ИПК, 1996. — 260 с.
- Еемерен Франц X. ван, Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб.: Васильевский остров, 1992. — 208 с.
- Емельянов Б.В. Русский менталитет: возможности толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. — Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. 550 с. С.48−57
- Ермакова О.П. Толерантность и некоторые особенности русского менталитета в зеркале языка // Там же. С. 125−134.
- Ермакова О.П. Толерантность и проблемы коммуникации // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 595 с. С.60−74.
- Залевская А.А. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкозн-я, 1996. -С. 23−29.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. Учебное пособие. М.: Флинта-Наука, 2004. — 240 с.
- Интенсивные формы обучения иностранным языкам. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. — 95 с.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — Омск: Изд-во ОмГУ, 1999. 285 с.
- Капитонова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Русский язык, 1987.- 230 с.
- Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Л.: Лениздат, 1991.-708 с.
- Кириллова Н.Н. Тактика речевого поведения, передаваемая фразеологизмом // Русистика и современность: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV Межд. научно-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г. СПб.: Сударыня, 2002. — 470 с. С.362−365.
- Козер Л.А. Завершение конфликта // Психология конфликта. Хрестоматия. -СПб. и др.: Питер, 2001.-441 с. С.48−57.
- Колесо в В. В. Жизнь происходит от слова.- СПб, 1999.
- Колесов В.В. Язык и ментальность // Русистика и современность. Мат-лы VII межд. научно-практ.конф-ии 17−18 сент. 2004 г. Т.1. — СПб.: Сударыня, 2004. 432 с.
- Коммуникативное поведение. Выпуск 17 «Вежливость как коммуникативная категория». -Воронеж:Изд-во Воронеж. ун-та 2003.- 172 с.63: Кон И. С. Люди и роли // Новый мир, 1970, № 12. С. 168−191.
- Кони А.Ф. Приёмы и задачи обвинения // Русская риторика. Хрестоматия. — М. Просвещение, 1996. 559 с. С. 427−438.
- Конфликтология. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. — 512 с.
- Костомаров В.Г. Роль русского языка в диалоге культур // Русский язык за рубежом. № 5−6, 1994. С.9−12.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Единицы лингвокультурного пространства //Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.6. — СПб.: Сударыня, 2003. 504 с.С.13−18.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Русский язык в иноязычной среде (Функционирование. Состояние. Изучение. Преподавание.).- М.: Б.и., 1991. -47 с.
- Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. Курс лекций. М.: Гнозис: Кучково поле, 2001. — 269 с.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 186 с.
- Крысин Л.П. Толерантность как социолингвистическая категория // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — 595 с. С.27−33.
- Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М.: Языки русской культуры. 1996, с. 386.
- Крысин Л.П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С.458−463.
- Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — 595 с.
- Купина Н.А., Михайлова О. А. Лингвистические проблемы толерантности // Мир русского слова, № 5, 2002.| С. 22−28.
- Ларина Т.В. Вежливость в межкультурном общении // Русский язык за рубежом, 2003, № 1. С.106−108.
- Ларина Т.В. Вежливость как предмет научного исследования // Коммуникативное поведение. Выпуск 17 «Вежливость как коммуникативная категория». Воронеж: Изд-во Воронеж.гос.ун-та, 2003. — 172 с. С.10−22.
- Левитов Н.Д. Теория ролей в психологии // Вопросы психологии, 1969, № 6. С.150−159.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1974. 368 с. С.5−21.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы сознательности учения // Избранные психологические произведения. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лингвистические и методические аспекты оптимизации обучения русскому языку в вузе. Мат-лы и доклады сообщений X межд. научно-практ.конф-ии. СПб.: Изд-во Ун-та технол. и дизайна, 2005.
- Лысакова И.П. О методике лингвокультурологического описания поликультурного общения // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.7. СПб.: Сударыня, 2004а. — 342с. С. 131 135.
- Лысакова И.П. Рече-поведенческие тактики: лингвокультурологическое содержание и место в преподавании РКИ // Русистика и современность.
- Мат-лы VII межд.научн.-практ.конф-ии 17−18 сент. 2004 г. Т.1. СПб.: Сударыня, 432 с. С.279−286.
- Лысакова И.П. Теоретические основы современной методики преподавания русского языка как иностранного // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.З. СПб.: Сударыня, 1998. — 304 с. С.5−11.
- Майданова Л.М. Агрессивность и речевая агрессия // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997.- 117 с.С.9−21.
- Малькова В.К. «Сказанное слово не бывает неуслышанным». О языке толерантности в современных СМИ //Мир русского слова, 2002, № 5. С.13−20.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Academia, 2001. — 208 с.
- Махаров Е.М. Универсальность толерантности // Толерантность=То1егапсе.. Мат-лы регион.научн.-практ.конф-ии «Толерантность как способвыживания народов в условиях Севера 28−29 апреля 1994 г. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994.- 185 с. С.8−15.
- Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Киев: Выща школа, 1988.-342 с.
- Методика обучения русскому языку как иностранному. Курс лекций. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 219 с.
- Методы исследования в лингвистике и методике преподавания русского языка. Учебно-методическое пособие.- Иркутск: Изд-во Ирк.гос.пед.ун-та, 2001.-58 с.
- Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей. М.: Флинта: Наука, 2001. — 312 с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. М.: Аспект-пресс, 2000. — 205 с.
- Мир русского слова. 2002, № 5.
- Митрофанова О.Д. Языковой барьер препятствие в диалоге культур // Русский язык за рубежом, 1994, № 5−6. С.24−28.
- Михайлова О.А. Толерантность в речевой коммуникации: когнитивные, прагматические и этические основания // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. -595 с.С. 15−27.
- Михайлова О.А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. -Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003.- 550 с. С.99−111.
- Московкин JI.B. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. Пособие для студентов и аспирантов. — СПб: Корифей, 2002. 48 с.
- Московкин JI.B. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). — СПб.: СМИО Пресс, 1999.- 160 с.
- Назаров Б. Скромное обаяние толерантности // Мир русского слова, 2002,. № 5. С.39−40.
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977.-352 с.
- Нестерова Т.В. Стратегии и тактики обращений-антропонимов в семейной сфере (на материале художественных тестов) // От слова к делу. Сб.докладов. X Конгресс МАПРЯЛ (СПб 2003). — М.: ГосИРЯ им. А. И. Пушкина, 2003. — 448 с.С. 259−272.
- Николина Н.А. Национально-культурные традиции русского речевого поведения в зеркале автобиографической прозы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С.440−458.
- Никонов В.М. Лингвокультурологические проблемы коннотации и ее составляющих в свете традиционных и новых лингвистических парадигм: теоретические и прикладные аспекты // Русистика и современность:
- Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV Межд. научно-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г. СПб.: Сударыня, 2002. -470 с.С.180−186.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М.: Изд-во МГлингв. ун-та, 2003. — 256 с.
- Ольхова Л.Н. Как сказать «нет». Выражение отрицания в русском языке. СПб.: Златоуст, 2001. — 88 с.
- Орлова Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Социология социального партнёрства. Саранск: НИИ регионологии, 1999.155 с.С.395−417.
- Остин Дж. Слово как действие. Лекция VI // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. -М., 1986. С.22−129.
- Остин Дж. Слово как действие. Лекция VII // Теория речевых актов. Начальный этап. Хрестоматия. Уфа: БашГУ, 2001. — 190 с.С.11−44.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика // Русская риторика. Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1996. 559 с.С. 377−380.
- Пассов Е.И. Диалог культур: философский, социальный и образовательный аспекты // Русский язык в центре Европы. Вып. 4. Банска Бистрица: Изд-во Ассоц-ии русистов Словакии, 2001. — 153 с. С. 6 — 16.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991.-222 с.
- Педагогика. М.: Педаг. изд-во России, 2002. — 604 с.
- Перцев А.В. Современный миропорядок и философия толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. — Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. 550 с. С.25−48
- Петруничева Н.С. Средства выражения субъективной модальности // Коммуникативно-прагматические аспекты лингвистики при обучении иностранным языкам. Сб.научн.тр. Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 1988.—119 с.
- Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. — М.: Память, 1993.-96 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуман.изд.центр «ВЛАДОС», 1996. — 630 с.
- Пороговый уровень. Русский язык. Т.1. Повседневное общение. — Совет Европы Пресс, 1996. — 266 с.
- Потапова М. Лингводидактические функции ролевой игры как средства обучения коммуникативному поведению. Jyvaskyla: Universitet Juvaskyla, 2001а.-204 с.
- Потапова М.М. Ролевая игра как приём активизации обучения русскому языку как иностранному студентов гуманитарных факультетов. АКД. — СПб.: Сударыня, 20 016. 24 с.
- Принципы обучения в современной педагогической теории и практике.
- Межвуз.сб.научн.трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 111 с.
- Пшеничникова И.И. К теоретическим основаниям межкультурной коммуникации: зарубежный и отечественный опыт // Русистика и современность: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV Межд. научно-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г. — СПб.:
- Сударыня, 2002. 470 с. С. 302−311.
- Роббек О.В. Проблема толерантности в экзистенциализме // Толерантность=То1егапсе. Мат-лы регион.научн.-практ.конф-ии
- Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера 28−29 апреля 1994 г. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. — 185 с.С.78−80.
- Родионов Т.П. Толерантность как социоприродное явление // Там же. С.77−78.
- Родионова О.М. Толерантность в менталитете сотрудничества // Социология социального партнёрства. Саранск: НИИ регионологии, 1999. -155 с. С.107−112.
- Русистика и современность: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV Межд. научно-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г.- СПб.: Сударыня, 2002. 470 с.
- Русистика и современность. Мат-лы VII межд. научно-практ.конф-ии 1718 сентября 2004. Т.1.- СПб.: Сударыня, 2005. 432 с.
- Русская риторика. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1996. — 559 с.
- Русский язык вчера, сегодня, завтра. Мат-лы росс. конф-ии, посвящ.40-летию кафедры русского языка Воронежского ун-та и 75-летию со дня рождения И. П. Распопова.- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. 184 с.
- Русский язык за рубежом. 1994, № 5−6.
- Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. -М.: Владос, 2004.-270 с.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.6.- СПб.: Сударыня, 2003. 504 с.
- Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.7.- СПб.: Сударыня, 2004. 342 с.
- Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. -99 с.
- Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 161 с.
- Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 3. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2002. — 180 с.
- Савинова О.Н. Роль средств массовой информации в формировании толерантности общества // Мир русского слова, 2002, № 5. С.20−22.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. — 238 с.
- Сахарный J1.B. Введение в психолингвистику. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. -180 с.
- Свиридова Т.М. Реплики со значением согласия // Русский язык вчера, сегодня, завтра. Мат-лы росс. конф-ии, посвящ.40-летию кафедры русского языка Воронежского ун-та и 75-летию со дня рождения И. П. Распопова.-Воронеж, 2000. 184 с. С. 134−135.
- Сергеич П. Искусство речи на суде // Русская риторика. Хрестоматия. — М.: Просвещение, 1996. 559 с.С. 382−427.
- Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Теория речевых актов. Начальный этап. Хрестоматия. Уфа: Баш ГУ, 2001.- 190 с. С. 144−160.
- Серль Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII.-М., 1986. С. 151−170.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981.-248 с.
- Скалкин В.Л. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. Сост.А. А. Леонтьев. — М.: Русскийязык, 1991. -356 с.С.173−180.
- Смит М. Как научиться говорить «нет» и чувствовать себя при этом комфортно. СПб.: Изд-во ИК «Комплект», 1996. — 314 с.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. — 327 с.
- Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения. М.: Русский язык, 1979. — 140 с.
- Соссюр Ф.де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
- Степанов В.Н., Месечко А. В. Коммуникативная провокационная стратегия обличения в публичной речи // Мир русского слова. № 5, 2002.1. С.81−86.
- Степанов В.Н. Провокативный дискурс массовой коммуникации. АДД. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 38 с.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М.: Ин-т языкозн-я, 1996. 226 с.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение как предмет изучения и обучения // Русистика и современность: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV межд.научн.-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г. СПб.: Сударыня, 2002. — 470 с. С.298−302.
- Стернин И.А. Национальное коммуникативное сознание как предмет исследования // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. 6. СПб.: Сударыня, 20 036. — 504 с. С. 150−170.
- Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S.279−282.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003с.- 272 с.
- Стернин И.А. Проблемы описание вежливости как коммуникативной категории // Коммуникативное поведение. Выпуск 17 «Вежливость каккоммуникативная категория». Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2003д. — 172 с.С.22−35.
- Стернин И.А. Проблемы формирования категории толерантности в русском коммуникативном сознании // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 20 046. 595 с. С.130−150.
- Стернин И.А. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003е. — 550 с. С. ЗЗ 1−345
- Стернин И.А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж: Истоки, 2001. — 110 с.
- Стросон Л.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Теория речевых актов. Начальный этап. Хрестоматия. Уфа: Баш ГУ, 2001. — 190 с. С.45−67.
- Сурайкина Л.А. «Соглашение» как форма социального в образовании // Социология социального партнёрства. Саранск: НИИ регионологии, 1999. — 155 с.С.112−119.
- Сухих С.А. Речевые интеракции и стратегии // Языковое общение и его компоненты. Межвуз.сб.научн.тр. Калинин: КГУ, 1986. — 150 с. С.71−85.
- Тарасов Е.Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуникации // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с. С.255−273.
- Теория речевых актов. Начальный этап. Хрестоматия. Уфа: Баш ГУ, 2001.- 190 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.-261 с.
- Толерантность=То1егапсе. Мат-лы регион.научн.-практ.конф-ии «Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера 28−29 апреля 1994 г. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. — 185 с.
- Филатова Е.А. Побуждение и императив. Способы выражения побуждения по-русски. Материалы к спецсеминару. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 22 с.
- Филимонова Т.А. К вопросу о формировании социокультурной компетенции иностранных студентов // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып.6. СПб.: Сударыня, 2003. — 504 с. С.291−296.
- Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. -Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с.
- Фишер Р., Ури У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1992.- 157 с.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц обучения. -М.: Ин-т русск.яз., 1998.-291 с.
- Формановская Н.И. Прагматика побуждения и логика языка // Русский язык за рубежом, 1994, № 5−6. С.34−41.
- Формановская Н.И. Ритуалы вежливости и толерантность // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003.- 550 с. С.345−362.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранному языку.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1993.- 122 с.
- Харченкова Л.И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. СПб.: Сударыня, 1994. — 143 с.
- Харьковский З.С., Чуракова Р. Г. Методы и приемы обучения. Вып.2.- М.: Знание, 1975.-47 с.
- Холл Э. Как понять иностранца без слов. М.: АО «Вече» и др., 1995. -429 с.
- Хомяков М.Б. Толерантность^ и её границы: размышления по поводу современной англо-американской теории // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С. 11−25.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Вища школа, 1985. 159 с.
- Чабыев И.П. Экология психической сферы и терпимость личности // Толерантность=То1егапсе. Мат-лы регион.научн.-практ.конф-ии «Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера 28−29 апреля 1994 г. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. — 185 с.С.80−82.
- Чудинов А.П. Практическая риторика. Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.
- Шаклеин В.М. Лингвокультурный факт и лингвокультурное содержание языка // Русистика и современность: Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. Мат-лы IV Межд. научно-практ.конф-ии 28−29 июня 2001 г. СПб.: Сударыня, 2002. — 470 с. С. 35−37.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М.: Наука, 1976. — 76 с.
- Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Книга сервис», 2002. — 304 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
- Шилихина К.М. Коммуникативная интолерантность в русском общении // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации.
- Коллект.монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 595 с. С.265−273.
- Шкатова Л.А. Речеповеденческие стратегии и тактики в конфликтных ситуациях // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Изд-во Екат. ун-та, 2003. — 550 с. С.397−410.
- Шкатова Л.А. Технологии управления конфликтной коммуникацией: лингвистические основания // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Коллект.монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — 595 с. С.548−557.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как . иностранному. М.: Русский язык, 1984. — 126 с.
- Щукин А.Н. К проблеме содержания обучения русскому языку как иностранному // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ (Санкт-Петербург, 30 июня 5 июля 2003 г.) — СПб.: Политехника, 2003. — С. 281 — 289.
- Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сб. статей. -М., 1975. С.193−230.
- Austin G. How to things with words. L, 1962.
- Leech G.N. Principles of Pragmatics. L.- N. Y., 1983.1. Учебники и учебные пособия
- Акишина А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. (Пособие для иностранцев). М.: Русский язык, 1978. — 183 с.
- Акишина А.А., Формановская Н. И. Спросите, попросите.: (для иностранцев, изучающих русский язык). М.: Русский язык, 1989. — 284 с.
- Аверьянова Г. Н., Колоярцева Н. П. и др. Темп 3. Интенсивный курс русского языка. Книга для учащегося. М.: Русский язык, 1983. — 238 с.
- Байкова JI.C., Эслон П. А. Пособие по обучению речевому общению (для филологов-русистов национального педвуза). -Таллин:Валгус, 1985. 286 с.
- Бетехтина Е., Зайнульдинов А. Интенсивный курс русского языка. Пособие по разговору. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. — 64 с.
- Власова Н.С., Рафаева И. И. Пособие по разговорной речи (для краткосрочных курсов и семинаров). -М: Русский язык, 1989. 136 с.
- Володина Г. И. А как сказать об этом? Специфические обороты разговорной речи. -М.: Рус.яз. Курсы, 2003.-264 с.
- Володина Г. И., Глушкова М. М., Клочкова К. Б., Кузьмич И. П., Лариохина Н. М. Справочник тренировочных упражнений по развитию речи. М.: Русский язык, 1988. — 148 с.
- Вятютнев М.Н., Вохмина Л. Л., Плужникова С. Н. Русский язык. Учебник для зарубежных школ. М.: Русский язык, 1989. — 176 с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Разговорная практика на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1989. — 211 с. 11 .Горизонт-2. Учебник русского языка (Вятютнев М.Н., Смирнова Н. И., Черниченко А. Ф. М.: Русский язык, 1989. — 264 с.
- Дерибас Л.А. Русский язык на курсах и кружках. Продвинутый этап обучения. Изд.З. -М.: Русский язык, 1987. -251 с.
- Корчикова С.Л. Пособие по развитию речи для иностранных студентов нефилологических вузов. — М.: Русский язык, 1987. 111 с.
- Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). СПб: Златоуст, 1994. 176 с.
- Марченко Е., Савельева 3. Практический курс РКИ. Для изучающих русски» язык в 12 классе латвийской школы. Рига, 1999.
- Мир русских / Zita D. Dabars, George W. Morris, Tatiana V.Stramnova. N-Y. Kendallhunt publishing company, 1997. — 484 c.
- Перспектива. Основная часть. Вып.1. СПб: Златоуст, 1994. — 56 с.
- Попова Т., Юрков Е. Поговорим? Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап. СПб: Златоуст, 1999. — 160 с.
- Пособие по русскому языку для иностранных студентов-филологов. 1 и 2 годы обучения. М.: Русский язык, 1984. — 197 с.
- Рамсина Т.А., Полидва М. А. Коммуникативные упражнения. М.: Русский язык, 1989. — 179 с.
- Рассудова О.П., Степанова JI.B. Интенсивный курс русского языка. Книга для учащегося. Темп. М.: Русский язык, 1979. — 248 с.
- Русский язык в Санкт-Петербурге. Интенсивный курс русского языка. 4.1. — СПб: Образование, 1994. 116 с.
- Скороходов Л., Хорохордина О. Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. 4.2. — СПб: Златоуст, 2004. 232 с.
- Только по-русски ! Учебные задания и материалы. Л., 1990.
- Труфанова В.Я. Путь к общению. Интенсивный курс речевой адаптации. -М.: Русский язык. Курсы, 2003. 144 с.
- Focus on Russian. An interactive approach to communication. Second edition. -N-Y, Toronto, Singapore: John Wiley & Sons, Inc., 1999. 370 c.
- Let’s talk about life. An Integrated Approach to Russian Conversation. NY: John Wiley & Sons, 1996. — 275 c.1.I. Словари
- Азимов Э.Г., Щукин A.H. Словарь методических терминов (теория практика преподавания языков). СПб.: 1999. — 452 с.
- Англо-русский словарь. М.: Русский язык, 1991. — 608 с.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1993.- 371 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.- 2-е изд. М.: Изд-во Акад. наук, 1975.-717 с.
- Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1999. — 896 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд, испр.- М.: Русский язык, 2003. 896 с.
- Рогожникова Р.П. Словарь сочетаний, эквивалентных слову. — М.: Русский язык, 1983.- 144 с.
- Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. Изд.2-е, испр. и доп. — М.: Академич. Проект, 2001. 990 с.
- Т.1. Повести, 1979. 464 е.- Т.2. Повести и рассказы, 1980. — 447 е.- Т.З.
- Повести, пьеса из блокнота, 1981. 464 с.
- Арбатова М. Последнее письмо к А. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 128с.
- Арбузов А. Драмы («Таня», «Годы странствий», «Двенадцатый час»,
- Иркутская история» и др.). М.: Изд-во «Искусство», 1969. — 680.
- Бушков А. Охота на пиранью: Роман. М. ЮЛМА-ПРЕСС, 1998. — 632 с.
- Бушков А. След пираньи: Роман. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. — 544 с.
- Володин А. Портрет с дождем. Пьесы. Л.: Л.О.изд-ва «Советский писатель». — 240 с.
- Донцова Д. Маникюр для покойника: Роман. М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс 2001.-352 с.
- Донцова Д. Покер с акулой: Роман. М.:Эксмо-пресс, 2001. — 340 с.
- Ерофеев В.В. Русская красавица: Роман. Рассказы. — М.: Изд. Дом «Подкова», 496 с.
- Ю.Полонский Г. Репетитор. Пьесы. М.: Изд-во «Советский писатель», 1984. — 318 с.
- Улицкая JI. Сонечка. Повести.Рассказы. — М.:Изд-во Эксмо, 2003. — 416 с.