Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя»
Диссертация
Изменения, происходящие в сфере образования, потребовали пересмотра образовательной политики. На первое место вышли проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества. Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой его качества, является проблема преподавателей, их квалификация. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, трудоёмкостью… Читать ещё >
Содержание
- Стр
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- 1. 1. Различные подходы к определению качества в образовании. 11 1.2.0сновные положения системы всеобщего управления качеством (TQM) и образование
- 1. 3. Опыт оценки качества деятельности образовательных учреждений за рубежом
- 1. 4. 0. пыт разработки систем качества на основе ИСО в России
- 1. 5. Выводы
- ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
- 2. 1. Место показателя «удовлетворённость потребителя» в системе управления качеством
- 2. 2. Основные черты модели оценки качества учебного процесса деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»
- 2. 3. Методическое обеспечение реализации модели
- 2. 4. Процедура учета мнения потребителей образовательных услуг
- 2. 5. Математическая обработка результатов
- 2. 6. Форма представления результатов
- 2. 7. Выводы к главе
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
- 3. 1. Анализ результатов анкетирования студентов по выборке в целом
- 3. 2. Представление результатов анкетирования по отдельному преподавателю
- 3. 3. Мнение одних и тех же студентов о качестве учебного процесса, организуемого различными преподавателями
- 3. 4. 0. соотнесении результатов анкетирования студентов с само-^ оценкой преподавателей, организующих учебный процесс у этих студентов
- 3. 5. Изменения в используемых материалах при учете показателя «удовлетворенность потребителя»
- 3. 6. Выводы
Список литературы
- Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 6, С.61−64.
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. М.-1996.-191с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. Киев, Рад. Школа., 1982. -198с.
- Байденко В. И. Об одном подходе к стандартизации оценки качества образования // Телекоммуникации и информатизация образования. № 1 (8), 2000. С. 58 — 65.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов -СПб: Питер, 2001. 304с.
- Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. — Челябинск, Южно Урал. кн. изд-во, 1991.- 144с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
- Ю.Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-128с.
- П.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.-207с.
- Вестерхейден Ф., Райн JL Обеспечение качества и институциональная аккредитация в системах высшего образования стран Центральной и Восточноой Европы. Высшее образование в Европе. 1995, № 1−2, С.158−174.
- Вроейстийн А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. — М.:Изд-во МНЭПУ, 2000. 180с.
- Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О.П. Глуд-кин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: под ред. О.П. Глуд-кина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600с.
- Государственный стандарт Рос. Федерации, ГОСТ ИСО 9000−2001.
- Громкова М.Т. Если вы преподаватель. Позиция Модели —1. Технологии. М., 1998.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М.: 1993 165с.
- Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) СПб., «Виктория плюс», 2002.-256с.
- Диас Р. Международный подход к качеству в высшем образовании: роль ЮНЕСКО. Высшее образование в Европе. № 1−2, С.111−126.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.-189с.22.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-159с.
- Змеев С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. -М.:Флинта: Наука, 1999. 152с.
- Ильин Г. Л. Личностно ориентированная педагогическая психология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-24с.
- Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах// Стандарты и качество. 2000. — № 5. — С.82−85.
- Качество образования: Достижения, проблемы: Материалы IV Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А.С. Востри-кова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2001.-С.52−246.
- Качество образования: Концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А.С. Востри-кова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2000.-С.14−146.
- Качество образования: Системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А. С. Вострикова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2003. Том 1,2,3.
- Келс Г. Р. Процесс самооценки/ пер с анг. В сокр. О.Бухиной. М.:Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.- 152с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997.-223с.
- Клеев С.А. Педагогическая технология учителя: Методические рекомендации к аттестации на высшую категорию.-Новосибирск, 1998. 76с.
- Концепция управления качеством образования. Пермь, 1997.-С.14.
- Кочетов А.И., Соловьев В. П. и др. Руководство для участников конкурса 2000 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». — М.: Изд-во Мин. образования РФ, 2000.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования/Исслед.центр проблем качества подгот.специалистов.-М., 2001.-144с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Спб.: СПб акмеологическая академия, 1995.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. шк., 1989. 191с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л., 1961.-98с.
- Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб: Образование и культура, 1996.-304с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996 — 308с.
- Матрос Д. Ш., Полев Д. М., МельниковаН.Н. Упрвление качеством образования на основе новых информационны технологий и образовательного мониторинга. Изд-е 2-е, исправл. И доп. -М.:Педагогическое общество России. 2001.-128с.
- Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США.- М., 1992−48с-(проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ./НИИВО-вып2)
- Международный стандарт ИСО 9000−4:1991 Общее руководство качеством и элементы системы качества часть2: Руководящие указания по услугам. М., 1996. — 43с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/ Под ред. А. П. Егоршина. Н, Новгород: НИМБ, 2001. -624с.
- Никитин Э.Н., Пальянов М. П., Синенко В. Я. Повышение квалификации работников образования: состояние, проблемы, перспективы. Томск, ТОИПКРО, 1999. — 236с.
- Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально- программный подход/ Под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199с.
- Орлов О.С. Как составить образовательную программу. Научно -методические основы конструирования образовательных программ: Пособие. — Новгород: НРЦРО, 1997. 55с.
- Основы педагогического мастерства (под ред. И.А.Зазюна). — М., 1989
- Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. докт. Дисс. -Спб., 1998, — С. 17.
- Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе./под ред. А. И. Субетто. Изд.2-е-Спб., М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-239с.
- Покровский Н. Обыкновенная история (Откровения профессо-ра)//Вестник высшей школы. 2002. — № 2. — С.27 — 41.
- Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Р.Ф. об образовании. М., 1995. С. 20.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб, СПбГТУ, 1996.-140с.
- Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования/ Пер. с анг. A.JI. Раскина. М., РИА «Стандарты и качество», 2002. — 128с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -255с.
- Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования// Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
- Селезнева Н.А., Жуковская З. Д., Кузьмина Н. В. Системы обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине (анализ, проектирование, реализация) М.: .: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. -235с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Уч. пособие — М., Роспедагенство, 1995. 256с.
- Синенко В.Я. Критерии профессионализма учителя//Сибирский учитель, № 2(3), 1999. С.4−8.
- Синенко В. Я Многоаспектность качества образования//Сибирский учитель, № 2(19), 2002.-С.5−10.
- Системы качества в образовании: Сборник переводов с английского. Выпуск1.Ч.1. Под общей редакцией Ю. П. Адлера — М.: МИСИС. 2000.-144с.
- Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., Рос. пед. агентство, 2000.-102с.
- Скок Г. Б., Афанасьев Ю. А. Управление качеством дистанционного обучения// Сборник докладов «Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество."-М.: Изд-во РУДН, 2001.
- Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. Отв. редактор Ю.А. Кудрявцев/ Новосиб электротехн. ин-т Новосибирск, 1992. -115с.
- Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. М.: Рос. пед. агентство, 2003.-94с.
- Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Управление качеством деятельности преподавателя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-25с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во «Магистр», 1997.
- Словарь справочник «Внутришкольное управление"/ Под ред. Моисеева A.M. -М., 1998.
- Талызина Н.Ф. методика составления обучающих программ: Учеб. пособие. М.: Изд — во МГУ, 1980. — 46с.
- Татур Ю. Г. Образовательная система России. Высшая школа. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. С. 51 — 61.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.
- Управление качеством. Часть1: Семь простых методов: Учебное пособие для вузов/ Адлер Ю. П., Полховская Т. М., Шпер В. Л., Не-стеренко Г. А. М.:МИСИС. 2001.- 138с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита — Пресс, 1998. — 256с.
- Фомичева И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации. Тюмень. — Изд — во Тюмен. гос. ун — та, 1997 — 255с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Высшая школа. 1988
- Чванова М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие. Тамбов, Москва: Изд — во ТГУ им. Державина Г. Р., 1997. — 123с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.-431с.
- Чернышёв А.А. Опыт разработки политики в области качества образования // Качество образования: Концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2000.- С.100−101.
- Шадриков В.Д. и др. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России, 2001. № 1.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.-Педагогическое общество России, 1999−320с.
- Эверт Н.А. Педагогическое мастерство. Диагностика мастерства работников образования. Красноярск, 1995. 162с.
- Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2000. — 349с.
- Ball С.(1985) What the hell is guality? // С. Ball Fitness for Purpose. Guildford: SRHE.
- Harvey L. and Green D.(1993) Defining Quality// Assessment and Evaluation in Higher Education. Vol. 18.1.9−34.
- McClain С. I., Kruger D. W. and Taylor T.(1989) Northeast Missouri State Universitys Value Added Assessment Program: A Model for Educational Accountability// M. Kogan (ed) Evaluating Higher Education. London: Jessica Kingsley Pubishers