ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° подросткового кризиса

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Если кризис нСзависимости — это Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΊ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ старых Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Ρ‚ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ зависимости — Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ Π½Π°Π·Π°Π΄, ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΉ своСй ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΉ систСмС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, которая Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅, чувство увСрСнности, защищСнности. И Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ — Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ самоопрСдСлСния (хотя, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, нСосознанного ΠΈΠ»ΠΈ нСдостаточно осознанного). Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС это — «Π― ΡƒΠΆΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° подросткового кризиса (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Для понимания подросткового возраста, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ этот возраст относится ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ критичСским ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°ΠΌ возрастных кризисов. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ возникновСния, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ подросткового кризиса психологами ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΡ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ.

МногиС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) бСскризисного протСкания этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°. ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ случаС рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ взрослых, общСства Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌ, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ со ΡΡ‚оящими ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π΅ΠΉ Π½Π° Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастном этапС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ (Π Π΅ΠΌΡˆΠΌΠΈΠ΄Ρ‚Π₯., 1994). ВСсомым Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ Π² ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ «Π±Π΅ΡΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Ρ…» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ исслСдования часто ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ спокойном ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ подростками этого этапа развития (Эльконин Π”. Π‘., 1989; КлСС М., 1990; Π Π°Ρ‚Ρ‚Π΅Ρ€ М., 1987, ΠΈ Π΄Ρ€.).

Другая Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ протСкания, содСрТаниС ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ подросткового кризиса ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ процСссС возрастного развития. ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ сСбя взрослым, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π·Π°Π²ΠΎΠ΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ для формирования личности подростка.

Π›. Π‘. Выготский ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π° Π²ΡΡΠΊΠΈΠΌ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ симптомом кризиса «ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ содСрТаниС, состоящСС ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅» (Π‘ΠΎΠ±Ρ€. соч., Ρ‚. 4, с. 253). Π˜ΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ взрослых ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ проявлСний кризиса ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ создания условий для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… потрСбностСй, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π΅Π·Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΎΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ†ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Ρ‹, ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ «ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚» Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ свои силы Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ этих Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ усилиями Ρ€Π°Π·Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ, Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ИмСнно Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· это столкновСниС подросток ΡƒΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ сСбя, свои возмоТности, удовлСтворяСт ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ случаях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° этого Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° отрочСство ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π³Π»Π°Π΄ΠΊΠΎ ΠΈ Π±Π΅ΡΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π½ΠΎ, это ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ особСнно Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ кризис 17−18 Π»Π΅Ρ‚. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ «Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°», которая проявится ΠΈ Π² ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌ возрастС.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ смысл подросткового кризиса Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π½Π΅Π³ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· отстаиваниС своСй взрослости, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, происходящСС Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ бСзопасных условиях ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, подросток удовлСтворяСт потрСбности Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ чувство увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ, Π½ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ способы повСдСния, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ трудностями.

ΠŸΡ€ΠΈ этом Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ кризисныС симптомы ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ ΠΏΠΎΡΡ‚оянно, Π° ΡΠΏΠΈΠ·ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ, хотя ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ достаточно часто. Π˜Π½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ кризисных симптомов Ρƒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… подростков сущСствСнно различаСтся.

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ подросткового возраста — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²ΡΠ΅ критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития — ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ„Π°Π·Ρ‹:

  • 1) Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, — Ρ„Π°Π·Ρƒ Π»ΠΎΠΌΠΊΠΈ старых ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ, стСрСотипов, распада ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ структур;
  • 2) ΠΊΡƒΠ»ΡŒΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ кризиса, Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС — это, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, 13 Π»Π΅Ρ‚, хотя Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹;
  • 3) ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ„Π°Π·Ρƒ, Ρ‚. Π΅. ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ формирования Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… структур, построСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.

Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Π΅ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ пСрвая ΠΈ ΠΎΡ‚части вторая Ρ„Π°Π·Ρ‹, ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½-, Π½ΠΎ ΠΈΡ… Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ, говоря ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½ΠΎΠΉ симптоматикС.

Π’ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ описаны Π΄Π²Π° основных ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ протСкания возрастных кризисов. НаиболСС распространСнный — кризис нСзависимости. Π•Π³ΠΎ симптомы — ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, упрямство, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌ, своСволиС, обСсцСниваниС взрослых, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΈΡ… Ρ‚рСбованиям, Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΠ²ΡˆΠΈΠΌΡΡ, протСст-Π±ΡƒΠ½Ρ‚, Ρ€Π΅Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚вСнности. ЕстСствСнно, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС этот «Π±ΡƒΠΊΠ΅Ρ‚ симптомов» выраТаСтся Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ особСнностями. И Π΅ΡΠ»ΠΈ для Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…Π»Π΅Ρ‚Π½Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π΅Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚вСнности выраТаСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π²Π΄Ρ€ΡƒΠ³ пСрСстаСт Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ‚ΠΎ Π΄Π»Ρ подростка — это Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚Ρ€ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠ»Π΅, Π½Π΅ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Ρƒ, Π° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ — «Π½Π΅ Π»Π΅Π·Ρ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ Π² Π΄ΡƒΡˆΡƒ». ΠžΡΡ‚Ρ€ΠΎ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Π΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ собствСнного Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π° — Π²ΠΎΡ‚ Ρ‚Π° Π³Π»Π°Π²Π½Π°Ρ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π΅Ρ€Π΅Π³Π°Π΅Ρ‚ подросток, Ρ€Π΅Π²Π½ΠΈΠ²ΠΎ защищая Π΅Π΅ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ….

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ кризиса зависимости ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹: Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅, Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, рСгрСсс ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€Ρ‹ΠΌ интСрСсам, вкусам, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ повСдСния.

Если кризис нСзависимости — это Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΊ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‹ старых Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Ρ‚ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ зависимости — Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ Π½Π°Π·Π°Π΄, ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΉ своСй ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΉ систСмС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, которая Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅, чувство увСрСнности, защищСнности. И Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ — Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ самоопрСдСлСния (хотя, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, нСосознанного ΠΈΠ»ΠΈ нСдостаточно осознанного). Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС это — «Π― ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ», Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ: «Π― Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈ Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠΌ». Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния развития Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятным оказываСтся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ симптомы кризиса Π² Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ прСимущСствСнно Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями ΠΈ ΠΏΡ€Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями — Π±Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄Π΅Π΄ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ΅ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ.

Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π² ΡΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ… кризиса присутствуСт ΠΈ Ρ‚Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ тСндСнция, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, какая ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚. ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ присутствиС ΠΈ ΡΡ‚рСмлСния ΠΊ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈ ΡΡ‚рСмлСния ΠΊ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ связано с Π΄Π²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ школьника. Π’ ΡΠΈΠ»Ρƒ нСдостаточной психологичСской ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ зрСлости подросток, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡ взрослым ΠΈ ΠΎΡ‚стаивая ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ свои Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ взгляды, добиваясь Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°Π², ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΡΡΡŒ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ Π΄ΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΆΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹, ΠΆΠ΄Π΅Ρ‚ (ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎ, нСосознанно), Ρ‡Ρ‚ΠΎ взрослыС обСспСчат ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этой Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Ρ‹, оградят Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ ΡΠ»ΠΈΡˆΠΊΠΎΠΌ рискованных шагов. Π’ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ-Π»ΠΈΠ±Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, «Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π΅» ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ часто наталкиваСтся Π½Π° Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ подростка, Π° Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ТСсткий (Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ) Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π² ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π²ΡΠΏΡ‹ΡˆΠΊΡƒ нСгодования, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡƒΡΠΏΠΎΠΊΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡŽ.

ΠžΡ‚ «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…» характСристик возрастного кризиса слСдуСт ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ проявлСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Π΅Π³ΠΎ патологичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° психонСврологов ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ². Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ характСристики ΠΎΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…опатологичСских, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ (Ρ‚Π°Π±Π». 2).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ симптомов подросткового кризиса (кризис нСзависимости)

Норма.

ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹.

Π‘Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π² ΡƒΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ интСнсивности.

Π“ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅, заострСнноС проявлСниС стрСмлСния ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ, отстаивания Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π².

ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΠ΅ взрослым связано со ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ свою ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ.

ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΠ΅ носит Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π±ΠΎΠ»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Π΄ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π΄ΠΎ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ симптомов кризиса зависит ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ достаточно Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎ приспосабливаСтся ΠΊ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ кризиса ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π΅Π· ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ связи с ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌΠΈ ситуации.

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ большой Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния.

Один ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ симптом кризиса проявляСтся ΠΊΠ°ΠΊ клишС ΠΏΠΎ ΡΠ°ΠΌΡ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ свойства стСрСотипа, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ устойчивы, Ρ€ΠΈΠ³ΠΈΠ΄Π½Ρ‹.

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ кризиса Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ врСмя ΠΎΡ‚ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… «Π²ΡΠΏΡ‹ΡˆΠ΅ΠΊ».

Π‘ΠΈΠΌΠΏΡ‚ΠΎΠΌΡ‹ кризиса Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ постоянно.

ΠžΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ (ΠΏΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Снсивности, частотС, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ проявлСния), ΠΊΠ°ΠΊ Ρƒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° одноклассников ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… свСрстников подростка.

ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Ρ€Π΅Π·Ρ‡Π΅, интСнсивнСС, Π² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ…, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° одноклассников ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… свСрстников подростка.

Нс Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ адаптированности повСдСния.

ВыраТСнная ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ дСзадаптация.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ для практичСского психолога ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠΌΠΈ кризиса ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ:

  • ? ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ подросткам ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ с Π½ΠΈΠΌΠΈ происходит ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ конструктивных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ прСодолСния кризиса;
  • ? созданиС условий для ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ кризиса: Ρ€Π°Π·ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ родитСлям ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ школьником ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°, Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Π½Π΅ΠΌ возмоТностСй ΠΈ ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ;
  • ? своСврСмСнная диагностика ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΡ…, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ «ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ° нСзависимости» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ «ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ° зависимости» ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ психологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ;
  • ? диффСрСнциация «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…» проявлСний, ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ кризисС, ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… отклонСниях Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… спСциалистов.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ‚Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ… бСспокойства, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠΌ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ психолога. НС ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π½ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ трудности, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ° Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΡƒ ΡΠ²ΠΎΠ΅Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ