Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Негативной особенностью являлась некоторая формализация методики приобщения к изобразительному искусству, ограничившая задачи эстетического развития заданиями дизайнерской направленности. 4. Изученные методы формирования проектной культуры интегрированы в систему художественного образования современных учащихся, в основе которой концепция «приобщения учащихся к искусству как культуре духовной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретические предпосылки становления системы обучения дизайну как дисциплины, формирующей проектную культуру учащихся
    • 1. 1. Теоретические основания проектной культуры
    • 1. 2. Дизайн в профессиональном художественном образовании ведущих стран мира
    • 1. 3. Формирование проектной культуры учащихся в системе общего образования
  • Глава II. Роль графического дизайна в формировании проектной культуры учащихся
    • 2. 1. Методика исследования формирования проектной культуры учащихся методом графического дизайна
    • 2. 2. Модель формирования проектной культуры учащихся в системе общего образования Чехословакии 1920 — 1930-х гг
    • 2. 3. Перспективные направления развития проектной культуры детей и подростков в России

Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей новых технологий для его личностного развития и самореализации. Высший уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры».

Ученые Королевского колледжа искусств в 1980;е гг. (А. Кросс, Б. Арчер и др.) ввели понятие проектной культуры как комплексного фактора, включающего навыки, знания и опыт, накопленные человечеством в изобретательской, преобразовательной и исполнительной деятельности (147, С. 49). Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Дизайн является одним из условий и средством для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры.

Проектная культура определяется ведущим специалистом в этом вопросе О. И. Генисаретским, «как пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного замышления и вкуса» (34, С. 8).

Труды основоположников педагогики искусства 1920;30-х гг. (A.B. Бакушинский и его коллеги) дают основание считать, что формирование проектной культуры обусловлено развитием пространственного мышления учащихся. Исследование лабораторией истории художественного образования Института художественного образования Российской академии образования коллекции произведений изобразительного творчества детей и подростков за прошедшее столетие показало, что проблема формирования проектной культуры ставилась в общеобразовательной школе Великобритании, России, США, Франции, Чехословакии и ряда других стран еще в 1920;30-е гг. Наиболее систематическое представление об этом направлении художественного образования дает репрезентативная коллекция, поступившая в 1930;е гг. из учебных заведений Чехословакии.

В опыте отечественной школы, начиная с 1970;х гг., проблема развития пространственного мышления учащихся ставилась при разработке разделов по художественному конструированию и декоративно-прикладной деятельности, изучению искусства окружающей среды, архитектуры в программах для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство» (Б.П. Юсов, Е. А. Розенблюм, В.Н. Ветров) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М. Неменский, М. С. Чернявская и др.). Уроки художественного конструирования фактически рассматривались как этап освоения дизайна.

В научных трудах Л. Г. Савенковой рубежа ХХ-ХХ1 вв. акцент сделан на «проблеме предметно-пространственной деятельности как факторе художественно-творческого развития школьников» (133, С. 38). Специальное исследование Т. В. Селивановой (136) 2003 года было посвящено проблеме формирования проектного мышления учителя изобразительного искусства. В исследовании Ю. А. Фильчаковой (147) 2003 года выявлены условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе.

В результате становления дизайна, как части художественного образования, определилась цель приобщения к дизайну — формирование проектной культуры. В процессе исторического развития образования в области дизайна определили его качественные различия на уровнях общего, среднего специального и высшего профессионального образования.

На уровне высшего профессионального образования обучение дизайну протекает в процессе деятельности проектирования. В рамках российской общеобразовательной школы проектная деятельность в полном объеме (от графического замысла к реализации в материале) является трудно выполнимой, поэтому на этой ступени образования основным доступным методом является графическое воплощение замысла.

Проблема исследования. При достаточно полной разработке составляющих проектной культуры, способах развития пространственных представлений, возможностях применения методов дизайна, ученые не останавливались на проблеме ее формирования у учащихся общеобразовательной школы посредством сочетания двух методов: традиционного графического изображения на листе и компьютерных технологий. Компьютерные технологии, значительно облегчая работу при моделировании, требуют от учащегося овладения программным инструментарием для создания творческой работы. При этом логика работы и понятие информационного пространства значительно отличается от работы непосредственно графическими материалами и пространства листа, что часто становится непреодолимым барьером при визуализации проекта на экране компьютера. Сохранение ценности рукотворной работы позволяет в дальнейшем, после ознакомления с основными технологическими приемами, повысить качество работ, создаваемых с помощью графических компьютерных программ.

Выявленная проблема обусловила выбор темы данного исследования: «Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством». Исследование проводилось в соответствии с плановыми работами лаборатории истории художественного образования в рамках комплексной программы «Образование как институт культуры».

Объект исследования.

Графический дизайн на уроках изобразительного искусства в системе художественного образования школьников.

Предмет исследования.

Процесс формирования проектной культуры учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Цель исследования.

Теоретически и методически обосновать перспективы применения ретроспективных методов и инновационных технологий на занятиях изобразительным искусством, направленных на развитие проектной культуры учащихся.

Задачи исследования:

1. Определить исторические предпосылки становления дизайна' в художественном образовании ведущих стран мира и выявить теоретические основы художественного образования в области дизайна.

2. На основе сравнительного анализа программно-методических материалов и подлинных учебных рисунков разных стран 1920;30-х гг. реконструировать модель формирования проектной культуры учащихся общеобразовательных школ Чехословакии, где приоритетным направлением являлся дизайн.

3. Раскрыть роль графического дизайна в формировании проектной культуры современных учащихся.

4. Разработать и апробировать систему заданий по формированию проектной культуры учащихся в контексте государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ России на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования.

Совершенствование практики современного образования во многом обусловлено степенью освоения исторического опыта. Изучение систем развития проектного мышления и пространственных представлений учащихся на уроках изобразительного искусства в школах России и Чехословакии периода 1920;30-х гг. дает основание предполагать, что обогащение дизайн-образования в современной школе историческими методами графического дизайна такими, как формирование культуры творческой личности, культуры художественного изобретения, эстетически преобразующего среду, позволит сделать процесс формирования проектной культуры учащихся развивающим и творческим.

Условиями, позволяющими внедрить исторический' опыт в современную практику, являются: сочетание современных информационных технологий с традиционными графическими методами обучениятипы учебно-развивающих заданий должны соответствовать возрастным периодам взросления ребенказадачам нравственноэстетического воспитанияf.

— содержание заданий должно отражать жанровое и видовое многообразие современного дизайна.

Методологические основы исследования: методология дизайна и дизайн-образования (В.Р. Аронов, О. И. Генисаретский, B.JI. Глазычев, К. Джонсон, Г. Земпер, K.M. Кантор, Е. А. Розенблюм, В. Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедов) — педагогические теории художественно-творческого развития личности (A.B. Бакушинский, Г. Б. Лабунская, B.C. Щербаков, Б. П. Юсов, Л. Г. Савенкова, Т.В. Селиванова) — теории визуального восприятия и формообразования в искусстве (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, В. И. Жуковский, В. П. Зинченко, В. В. Кандинский, Б. В. Раушенбах, С.Х. Раппопорт).

Методы исследования:

Аналитический обзор историко-теоретических трудов отечественных и зарубежных философов, историков, психологов, художников;

Анализ современных программ и пособий по предметам художественного цикла, а также чехословацкой общей и специальной школы в 1920;1930;х годах;

Сопоставительное изучение директивных, программно-методических документов с подлинными результатами художественного творчества учащихся Чехословакии 1920;1930;х гг. из коллекции детского рисунка Института художественного образования РАО;

Сравнительный художественно-педагогический анализ подлинных произведений учащихся 1920;30-х гг. и рубежа XX — XXI вв.;

Эксперимент в естественных условиях преподавания изобразительного' искусства в учебных заведениях разного типа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Конкретизировано содержание компонентов проектной культуры учащихся общеобразовательных школ. Когнитивный компонент включает знания о возможностях проектной деятельности, о ее месте в современной действительности и сознательное применение выразительных средств проектированияэмоционально-ценностный компонент — способность выразить эстетическое отношение к среде, готовность к преобразовательной деятельноститворческий компонент — творческие качества и. способности личности, проявляющиеся в процессе проектирования среды в изменяющихся условиях.

В научный оборот введена историческая коллекция ученических работ из Чехословакии 1920;30-х гг. (1267 ед. хр.), систематизированная в соответствии с типами учебных заведений, описанная в соответствии с музейно-педагогическими требованиями научной каталогизации, создан электронный вариант визуальной модели развития проектной культуры учащихся общеобразовательных учебных заведений.

Научно обосновано значение занятий, развивающих проектную культуру учащихся, суть которых состоит в сочетании традиционных графических техник и компьютерного проектирования, в контексте современной системы художественно-творческого развития, соответствующей стандартам образовательной области «Искусство».

Выявлены методологические позиции, на которых основана реконструированная модель формирования проектной культуры учащихся общеобразовательных учреждений Чехословакии 1920;30-х гг., родственные концепции Единой Трудовой школы России 1920;х гг.: формирование культуры творческой личности, культуры художественного изобретения, эстетически преобразующего среду.

Практическая значимость исследования:

Разработана и апробирована система заданий по формированию проектной культуры учащихся в контексте государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ России на уроках и внеклассных занятиях. Система соответствует учебным задачам, сформулированным в утвержденных программах и стандартах образовательной области «Искусство». Определено место графического дизайна, сочетающего традиционные техники изображения замысла с его проектированием средствами компьютерных технологий, в формировании проектной культуры современных учащихся.

Разработанная система может быть использована при обучении студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность исследования обусловлена всесторонним анализом проблемы при определении теоретико-методологических позицийкомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследованияэкспериментальной проверкой выявленных заданий, способствующих формированию проектной культуры учащихся.

Этапы исследования. Первый этап — поисково-теоретический (2003 -2005 гг.) был направлен на изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, накопление и анализ первичных экспериментальных данных, определение исходных параметров работы.

Второй этап — аналитический (2005 — 2007 гг.) заключался в построении теоретической модели развития проектной культуры учащихся Чехословакии 1920;30-х гг., в разработке заданий, сочетающих исторические методы с новыми технологиями, опытно-экспериментальной проверке полученной модели, фиксации и анализе полученных данных.

Третий этап — обобщающий (2007 — 2008 гг.) — оценка данных экспериментальной работы, уточнение теоретической модели, анализ, систематизация, интерпретация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и завершение письменного оформления диссертации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в школах г. Нижнего Тагила и г. Москвыв сообщении на Международной научной сессии «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания», Москва — 2007 г.- в выступлениях на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАОпутем публикаций научных статей, отражающих основные вопросы исследуемой проблемы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Государственные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы № 19, № 33, № 37 (г. Нижний Тагил), Негосударственное образовательное учреждение детский сад — школа «Аспекты образования» (г. Москва), коллекция детского рисунка и литературный архив Института художественного образования РАО.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дана педагогическая интерпретация понятия проектной культуры, как пространства для творчества, включающего формирование познавательных способностей учащихся, эмоционально-ценностного отношения к среде, творческих качеств личности, проявляющихся в изобретательской, преобразовательной и исполнительской деятельности.

2. На основе сравнительного анализа программно-методических материалов и подлинных учебных рисунков 1920;30-х гг. из России,' Великобритании, США, Японии и других стран реконструирована модель развития проектной культуры учащихся школ Чехословакии в возрасте от 5-ти до 14-ти лет, в наибольшей степени отражающая мировую тенденцию того времени к политехнизации художественного образования.

3. Выявлены положительные и негативные стороны системы формирования проектной культуры учащихся Чехословакии.

Положительные особенности:

— Система отражала уровень художественной культуры и дизайнерского образования в Европе 1920;30-х гг., представляя его начальный, пропедевтический уровень.

— Целостность системы, дающая возможность педагогу для вариативной интерпретации примерного содержания образования при сохранении основных принципов.

— Методика формирования проектной культуры, открывающая возможности учащемуся для проявления творческой индивидуальности.

— Отношение к процессу и результату проектной деятельности как художественному произведению.

— Отражение в учебной деятельности всех видов дизайна, имевших место в культуре 1920;30-х гг.

— Соответствие заданий психологическим особенностям, возрастным возможностям и интересам учащихся.

Негативной особенностью являлась некоторая формализация методики приобщения к изобразительному искусству, ограничившая задачи эстетического развития заданиями дизайнерской направленности. 4. Изученные методы формирования проектной культуры интегрированы в систему художественного образования современных учащихся, в основе которой концепция «приобщения учащихся к искусству как культуре духовной». Разработанная в процессе исследования система заданий, построенная на взаимодействии традиционных методов с инновационными технологиями, направлена на развитие творческих задатков учащихся в области изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности и их интеграции в процессе создания проектов культурологического содержания.

Структура исследования: Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Заключение

.

1. В результате исследования проектная культура определена как пространство для творчества, формирующеесяв процессе изобретательской и исполнительской деятельности учащегося, направленной на преобразование средыв соответствии с его эстетическими представлениями ижизненными потребностями.

Изучение исторического опыта в области формирования проектной культуры учащихся позволило выявить период 1920;30-х гг., как время становления «методапроектов». Изучение коллекции детских рисунков Института художественного образования РАО показало, что это направление художественного образованиянаиболее полно представлено работами учащихся Чехословакии 1920;30-х гг.

2. Реконструирована' модель формированияпроектной культуры учащихся Чехословакии в возрасте 5 — 14' лет на основе выявленных методологических принципов эстетического воспитания 1920;30-х гг.:

— Соответствие образования социальному заказу и современной художественной культуре (1920;30-х гг.);

— Приоритет дизайна в художественном образовании;

— Соответствие содержания и методов, образования научному пониманию психологических особенностей и возможностей каждой возрастной категории учащихся;

— Методика формирования проектной культуры, открывающая возможности учащемуся для проявления творческой индивидуальности.

— Отношение к процессу и результату проектной деятельности как художественному произведению.

— Преемственность всех уровней дизайнерского образования (от младшей школы до высшей) при определяющем значении высшей ступени.

3. Результаты эксперимента показали, что графический дизайн обеспечивает осознанное поступательное формирование проектной культуры учащихся как пространства для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря «способностям понимания, замышления и вкуса». Сочетание традиционных графических средств с новыми технологиями открывает оптимальный путь для организации творческого процесса работы над проектом — от замысла до его исполнения в электронной форме.

4. Разработанная система заданий, построенная на взаимодействии традиционных методов с новыми технологиями, позволяет оптимизировать процесс формирования проектной культуры учащихся, обеспечив освоение изобразительной плоскости листа и листа на мониторе компьютера. Построенные на концепции «приобщения учащихся к искусству как культуре духовной», задания направлены на развитие творческих задатков учащихся в области изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности и их интеграции в процессе обобщающих проектов культурологического содержания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.JI. Из истории Полиграфа // Труды ВНИИТЭ, Вып. 34. — М.: ВНИИТЭ, 1992. С. 11 — 27.
  2. H.JI. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920 1926 гг.) // Труды ВНИИТЭ, Вып. 21. — М.: ВНИИТЭ, 1979. — С. 44 — 62.
  3. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  4. .Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. JL: Изд-во ЛГУ, 1959. — 200 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 486 с.
  6. Антология чешской и словацкой философии. М.: Мысль, 1982. — 407 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Просвещение, 1974. -392 с.
  8. В.Р. Традиции дизайнерского образования Британии // Труды ВНИИТЭ, Вып. 50. М.: ВНИИТЭ, 1986. — С. 13 — 29.
  9. A.B. Исследования и статьи. — М.: Советский художник, 1981.-352 е.: ил.
  10. Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01.)-М., 1982−17 с.
  11. A.A., Гвоздев Е. М. История дизайна: Лекции.- СПб.: Образование, 1993.- 76 с.
  12. З.Г. Функция. Форма. Качество. М.: Мир, 1969. — 168 с.
  13. A.A. Европейский модерн: Венская архитектурная школа. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1991. — 209 с.
  14. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  15. Л.И. Проблемы формирования личности М.: Институт практической психологии, 1995. — 348 с.
  16. Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века. — Киев: Мыстецтво, 1986. — 132 с.
  17. У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. — 225 с.
  18. Т.Ю. Проект как базовая категория дизайна // Архитектон., 2007, № 17 http://archvuz.ni/magazine/Numbers/2007l/templatearticle?ar =DESIGN/ desl.
  19. Быстрова Т. Ю Феномен* вещи в дизайне: философско-культурологический анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук (09.00.13). Екатеринбург, 2003.-36 с.
  20. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук. Сб. ВНИИТЭ. М.: ВНИИТЭ, 1990 — 87 е.: ил.
  21. .Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985. — 288 с.
  22. М. Прага и сецессия. — Прага: Врае, 1998. — 184 с.
  23. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. Сборник научных трудов. / Ред. Б. П. Юсов. М.: Издательство НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1981.-159 с.
  24. Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 1. — 424 с.
  25. В.С. Щербаков и его ученики. К 100-летию художника-педагога: Научный каталог выставки / Редактор-составитель H.H. Фомина. — М.: Искусство и образование, 2005. 100 с.
  26. JI.C. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  27. JI. Искусство Чехословакии. — Прага: Орбис, 1985. — 59 с. 31 .Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М., 1995. — 479 с.
  28. О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения (17.00.06). -М., 1990.-36 с.
  29. Генисаретский О. И: Навигатор: Методологические расширения и продолжения. -М.: Путь, 2002. 528 с.
  30. О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (17.00.06). — М., 1988. —22 с.
  31. О.И. Упражнения в сути дела. М.: Русский мир, 1993. — 277 с.
  32. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-461 с.
  33. Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — 455 е.: ил.
  34. В. О дизайне. — М.: Искусство, 1970. 190 е.: ил.
  35. В.Л. Образы пространства // Творческий процесс и зрительное восприятие.-Л., 1978.-С. 159−174.
  36. В.Л. Проектная картина дизайна // Теоретические и методологические. исследования в дизайне: избранные материалы школьной культурной политики — М.: Издательство Школьной культурной политики, 2004. — С. 195−220.
  37. Ю.В. Художественное образование учащихся начальных и средних школ в Англии (1920−1930-е гг): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01.) М., 1997−18 с.
  38. Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979. — 368 с.
  39. В. Границы архитектуры. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  40. Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. — М.: Просвещение, 2007. — С. 33−55.
  41. Н.В. Внешкольное художественное образование в СССР // История художественного образования в России XX века: Монография. — М.: Издательский дом РАО, 2003. С. 87−110.
  42. Н.В. Методическое пособие для учителей изобразительного искусства для проведения уроков, кружков, факультативных занятий. 8 класс. Архитектура и монументальные виды искусства. — М.: НИИХВ. -60 с.
  43. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований. — М.: Искусство, 1970. 334 с.
  44. Дизайн в системе культуры. Тезисы конференций, совещаний / Ред. С.О. Хан-Магомедов. -М.: ВНИИТЭ, 1982. 71 с.
  45. О.И. Развитие школьного образования в Чехии на современном этапе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01). М., 2003. — 26 с.
  46. Н.И. Педагогика Баухауза: Монография. — М.: Институт художественного образования РАО, 2007. — 228 с.
  47. JI.A. О японском дизайне и его создателях // Техническая эстетика, 1968, № 4, С. 23−28.
  48. В.И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность. Визуальное мышление в изобразительном искусстве. — Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. — 284 с.
  49. Изобразительное искусство. Экспериментальная программа для 1 — 10 классов общеобразовательной средней школы СССР. Материалы к проведению эксперимента / Ред. Б. П. Юсов. Выпуск П. М., 1972
  50. Изобразительное искусство и художественный труд: 1−4-е кл.: Кн. для учителя / Б. М. Неменский и др. М.: Просвещение, 1991.-191 е.: ил.
  51. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы: С краткими методическими рекомендациями / Б. М. Неменский и др. М.: Просвещение, 2005. — 141 с.
  52. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа средней общеобразовательной школы / Научный руководитель Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  53. A.B. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. — М.: Советский художник, 1985. — 334 с.
  54. История художественного образования в России XX века: Монография / Составление и научное редактирование H.H. Фомина. М.: Педагогика, 2002.-473 е.: ил.
  55. История художественного образования-в России: проблема культуры XX века: Монография / Составление и научное редактирование H.H. Фомина. М*.: Издательский дом РАО, 2003. — 412 е.: ил.
  56. История Чехословакии: в 3 т. Т. 3. М.: АН СССР, Институт славяноведения, 1983. — 645 с.
  57. Е.П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: Диссертация, на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.02). М., 2005. — 307 с.
  58. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 414 с.
  59. М.С. Марксистско-ленинская эстетика. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984. 613 с.
  60. В. Точка и линия на плоскости. — СПб: Азбука-классика, 2005.-240 с.
  61. K.M. Правда о дизайне: дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия, 1955−1985: история и теория — М.: АНИР, 1996.-284 с.
  62. K.M. Проектность мира, культуры, истории // Декоративное искусство. 2001. № 1.
  63. K.M. Тысячеглазый Аргус: Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм. М.: Советский художник, 1990. — 195 с.
  64. И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного пространства школы средствами искусства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.08). — М., 2007.-48 с.
  65. Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Издательство Сытина, 1914. — 214 с.
  66. И.Ж. Художественное образование в Латвии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01).- М., 1995.- 17 с. г
  67. Книговедение. Энциклопедический-словарь / Ред. кол.: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 664 с.
  68. Композиционные средства-и приемы художественной выразительности в дизайне. Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ, Вып. 33 / Редкол.: С. О. Хан-Магомедов (отв. ред.) и др. М.: ВНИИТЭ, 1982. — 101 е.: ил.
  69. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Техническая эстетика: Тр. ВНИИТЭ, Вып. 23 / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов (отв. ред.) и др. М: ВНИИТЭ, 1980. — 141 е.: ил.
  70. Т.А. Из опыта педагогов 1910—1920-х гг. (от гимназии к Единою трудовой школе) // История художественного образования в России: проблема культуры XX века: Монография. М.: Издательский дом РАО, 2003.-С. 57−67.
  71. В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.02). Москва, 1994. — 371 с.
  72. Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.02). — М., 2006.-48 с.
  73. Краткая история Карлова университета. Прага.: Карлов университет, 1965.-329 с.
  74. Краткая история Чехословакии с древнейших времен до наших дней / Отв. Ред. А.Х. Клеванский- АН СССР, Институт славяноведения и балканистики. М.: Наука, 1988. — 574 е.: ил.
  75. П.А. Психология восприятия и искусство плаката. — М.: Плакат, 1987.-207 с.
  76. Кузьмин М. Н. Школа и образование в Словакии и Закарпаткой Украине в
  77. XIX начале XX века // Славяно-германские культурные связи и отношения. — М.: Наука, 1969. — С. 88 — 116.
  78. М.Н. Школа и образование в Чехословакии (конец ХУЛ 30-е гг.
  79. XX в.).-М.: Наука, 1971.-261 с.
  80. А.Н. Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992. — 323 с.
  81. Ленинградская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХГГУ им. В .И. Мухиной / В .Г. Бандорин и др.- М.: ВНИИТЭ, 1990. 100 е.: ил.
  82. Т.Г. Россия и Европа. — СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного института, 2000. 446 с.
  83. Масарик Т.Г.: философия социология — политика / Сост.: М. Петрисек, Н.П. Нарбут- Пер. Л. С. Азарх, М. А. Едемская. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003, — 663 с.
  84. Мелик-Пашаев A.A. и Новлянская З. Н. (ред.), Адаскина A.A., Кудина Г. Н., Чубук Н. Ф. Психологические основы художественного развития. — М.: МГППУ, 2006. 160 с.
  85. Г. П. Культура зарубежных славянских народов. — М.: Интерпракс, 1994. 188 с.
  86. Е.А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе Y XIV вв. — М.: Янус-К, 1998. — 254 с.
  87. Место дизайна в современной культуре / Г. Дубинин, А. Круклис, Я. Анцитис и др. // Техническая эстетика, 1989, № 7. С. 7−12.
  88. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. Методические материалы / Отв. ред. Л. А. Кузьмичев. — М.: ВНИИТЭ, 1987.-172 с.
  89. Московская школа дизайна: Опыт подготовки специалистов в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском) / Е. С. Аверина и др. М.: ВНИИТЭ, 1991. — 180 е.: ил. '
  90. Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Советский художник, 1972. — 384 с.
  91. A.C. Эпоха просвещения в Чешских землях. М., 1977.278 с.
  92. .М. Мудрость красоты. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. — 253 е.: ил.
  93. .М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 253 е.: ил.
  94. .М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями: 1−9 классы / 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007. 141 с.
  95. А.Н. Российское образование в новой эпохе: парадоксы. М.: Эквес, 2000. — 272 с.
  96. В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования. Монография. М.-Ижевск: НИЦ «регулярная и хаотическая динамика», 2005. — 220 с.
  97. О. Карлов университет 1348−1948. — Прага: Орбис, 1948. — 117 с.
  98. Основные термины дизайна: краткий справочник-словарь / ВНИИТЭ, Координационный центр СЭВ по проблеме «Разработки научных основ эргономических нормативов и требований», принимали участие Д. А. Азрикан и др. М.: ВНИИТЭ, 1988. — 87 с.
  99. Педагогика народов мира: история и современность / автор международного проекта Салимова К. при участии Нана Додде. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 568 с.
  100. Педагогический институт им. Коменского. Прага. Педагогическая психология в странах социализма. — Прага: Орбис, 1971. 72 с.
  101. JI.B. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент // Труды ВНИИТЭ, Вып. 50, 1986. С. 82 — 99.
  102. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов / Отв. Ред. В. Е. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  103. Н.О. Графический дизайн в системе эстетического7воспитания и художественного образования школьников среднего истаршего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства:
  104. Автореферат диссертации! иа соискание ученой" степени кандидата. педагогических наук (13.00.02). — М., 1995 — 21 с.
  105. Проблемы стилевого единства, предметного мира Техническая! эстетика, Труды ВНИИТЭ, Выш 241 / Редкол!: C. Oi Хан-Магомедов (отв- ред.) и др.- Предисл. С. О. Хан-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1980. — 126 е.: ил. ¦
  106. Пространство в формировании структуры и образа предметной среды Техническая- эстетика: Труды ВНИИТЭ, Вып. 40 / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов (отв. ред.) и др. М: ВНИИТЭ, 1983. — 72 е.: ил.
  107. Разработка терминологического аппарата дизайна / Г. Л. Демосфенова -Mi: ВНИИТЭ, 1982. 119 с: ил.
  108. С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. — М.: Знание, 1987.-63 с.
  109. РаппопортС.Х. Эстетика.-М.: Р. Валент, 2000.-208 с.
  110. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — СПб.: Азбука-Классика- 2001. — 312 е.: ил. 124., Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  111. Резонов П И. Чехословакия в 1918—1938 гг.-М., 1951.- 118 с.
  112. Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже.— М.: Искусство, 1974. — 175 с.
  113. Российская общеобразовательная школа: Проблемы и перспективы. Сборник статей / Под ред. В. А. Полякова, Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Дика. — М.: ИОСО РАО, 1997. 160 с.
  114. Э. Типографика. М.: Книга, 1982. — 286 с.129: Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика. — Ижевск: Удмуртский университет, 1992. — 310 с.
  115. И.В. Российская эмиграция (1917−1939): сравнительно-типологическое исследование. — Тверь: Золотая буква, 2002. — 429 с.
  116. Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура. 1−11 кл. Интегрированные программы. — М.: Просвещение, 1995. — 76 с.
  117. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. — М.: ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. 288 с.
  118. Л.Г. Педагогические условия интегрированного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.01). М., 2001. — 48 с,
  119. Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. — М.: Искусство, 1989.-293 с.
  120. И. Чехословакия. — РгаЬа: Орбис, 1969. — 265с.
  121. Т.В. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.08). М., 2003 — 23с.
  122. С.И. Стиль в графическом дизайне, 60−80-е гг. М.: ВНИИТЭ, 1991.- 116 е.: ил.
  123. Страницы истории отечественного дизайна.- М.: ВНИИТЭ, 1989. 171 е.: ил. .
  124. Теоретические и методологические исследования в дизайне: избранные материалы школьной культурной политики / Сост. О. И. Тенисаретский, Е. М. Бигунова. — М.: Издательство Школьной культурной политики, 2004. 371 е.: ил.
  125. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. Труды ВНИИТЭ, Вып. 28- / Редкол.: С. О: Хан-Магомедов (отв. ред.) • и др.- Вступит, статья С.О. Хан-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1981. — 113 е.: ил.
  126. Туманов И: Н- Рисунок, как генетическая основа взаимодействия и синтеза двухмерных и трехмерных искусств.- Волгоград: Перемена, 2000.-281с.
  127. Уральская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитеюурном институте / М: А. Бобковская и др. М.: ВНИИТЭ, 1989. — 115 е.: ил.
  128. А.Г. Традиционализм и современность в японской дизайнерской школе // Труды ВНИИТЭ, Вып 50. М.: ВНИИТЭ, 1986. -С. 44 — 62.
  129. Ю.А. Условия развития проектной культуры на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: Автореферат диссертации на. соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01). Рязань, 2003. — 21с.
  130. П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. М.: Искусство, 1982. — 416 с.
  131. H.H. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. Ижевск: ERGO, 2007. — 164 е.: ил.
  132. H.H. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (13.00.021). М., 2002. — 467 с.
  133. Функция вещи как предмет исследования" в дизайне. Техническая эстетика: Труды ВНИИТЭ, Вып. 39 / Редкол.: М. В. Федоров (отв. ред.) и др. -М.: ВНИИТЭ, 1982. 82 с.
  134. A.B. Дизайнерское образование в системе классического университета. М.: ВНИИТЭ, 1992. — 72 с.
  135. Харьковская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров* в<
  136. Харьковском художественно-промышленном институте / А. П. Бляхер и др. М.: ВНИИТЭ, 1992. — 116 е.: ил.
  137. JI.M., Щипанов A.C. Дизайн. — М.: Просвещение, 1985. — 240 с.
  138. О. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1966.-200 с.
  139. Цвет в дизайне и колористическое образование: Докл. семинара, сент. 1989 г. / Под ред. Т. А. Печковой. М.: ВНИИТЭ, 1990. — 94 с.
  140. Фр. Педагогическое значение детских рисунков. — СПб.: Синодальная типография, 1911. 43 с.
  141. К. Беседы с Т.Г. Масариком / перевод с чешского В. А. Мартьяновой. М.: Издательство «МИК», 2000. — 280 с.
  142. E.B. Исследование языка графического дизайна: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (17.00.06).-М., 1975.-18 с.
  143. Е.В. Язык графического дизайна. Материалы и методики художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1975. — 138 с.
  144. М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития детских художественных работ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (13.00.01). М., 1974. — 22 с.
  145. Чехословакия. Географический очерк. Краткий очерк истории. Государственное устройство и управление. Прага: Орбис, 1953. — 87с.
  146. Чехословацкая республика. Основные законы Чешско-Словацкой республики. Прага, 1920.
  147. Чехословацкое изобразительное искусство XIX XX веков. — Прага: Орбис, 1953.-88 с.
  148. В.М., Дижур A.JI. Проектная культура и дети // Техническая эстетика, 1991, № 5. С. 11−12.
  149. В.П. Трагедия изгнания. Судьба венской школы искусства. — М.: «Галарт», 2005. 159 с.
  150. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1986. — 208 с.
  151. Эксперимент в дизайне / A.B. Ефимов и др. М.: ВНИИТЭ, 1987. — 67 е.: ил.
  152. Эстетическое воспитание и экология культуры: Сборник статей / Отв. Ред. О. И. Генисаретский, A.A. Мелик-Пашаев. М.: Советский художник, 1988.-432 с.
  153. .П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. — 253 с.
  154. Cach J. Otokar Kadner. Pedagogika skolstvi a jejich dejiny. Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1981.
  155. Calek F. Odpovednost za dnesni vnitrni reformy skolske // Casopis Cs. Obce ucitelske IV. 1923−24
  156. Capek M. Narodni skolstvi v CSR. Praha. 1930.
  157. Casopis Ceskoslovenske obce ucitelske. Praha. 1921.
  158. Casopis Ceskoslovenske obce ucitelske. Praha. 1929.
  159. Chlup O. Ceska k socialisticke skole. Vybor z dila. Praha. Stat pedagogicke nakl., 1965.-345 s.
  160. Deynij Slovenska. D. II. Bratislava, 1968, s. 290.
  161. Digitalni knihovna. NS RCS 1920−1925. Poslanecka snemovna -stenoprotokoly. 158. Schuze (obsah, prilohy). 27 28 cervna 1922.
  162. Digitalni knihovna. NS RCS 1920−1925. Poslanecka snemovna tisky. Preklad 4100. Navrh poslancu dra Schollicha, Pittingera, dra. W. Feierfeila, inz. Junga, dra Kafky a druhu na vydani zakona o obcanskych skolach
  163. Elektonika knihovna. NS RCS 1929−1935. Senat stenoprotokoly. 282. Schuze (obsah, prilohy). Thursday December 13th, 1934.
  164. Kondachan J.S. metodika vycovani kresleni. — Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1954. -211 s.
  165. T.G. (1850−1937.). Spisy T. G. Masaryka / Ridi red. rada: Jaroslav Opat (predseda) et al. Praha: Ust. T. G. Masaryka, Cesta democracie,: 1: Projevy — clanky — rozhovory, 1918−1920. — 2003. — 439 s.
  166. Matej J. a kol. Dejiny ceskej a slovenskej pedagogiky. Bratislava, 1976.
  167. Navrhy na reformu stredni skoly. Praha 1919.
  168. Navrh ucebnich osnov pro stredni skoly. Praha 1933.
  169. Navrh zakona na reformu stredni skoly. Praha 1925.
  170. Navrh zakona o vzdelani ucitelstva skol narodnich. Praha 1925.
  171. Patochka J. Umelecky obraz nazorny / Pamatnik 251ete cinnosti Ustredniho nakladatelstvi ucitelstva ceskoslovenskeho v Praze. — Praha, 1926, s 119 126.
  172. Pivovarnik J. Metodicke otazky vytvarnej vychovy na osemrocnej strednej skole. Bratislava: Slovenske Pedagogicke Nakladatelstvo, 1958. — 214 s.
  173. Sbornik vitvarne vychove. Usporadala Bozena Vejryhova-Solarova. — Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1956. — 151 s.
  174. Strad E., Uzdil J., Svec O. Skolni obraz, jeho vyznam a uziti. Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1954. — 189 s.
  175. Vesela Z. Vyvoj ceske skoly a ucitelskeho vzdelani. — Brno: Masarykova universiteta, 1992. — 145 s.
  176. Vrana S. Zaklady novy skoly. Vysledky prace ceskich pokusnych skol. Brno, 1946.
  177. Tvoryva skola. Casopis pro kkesleni a technicko-estetickou vyhovu. Zlin. 1929, 1931−32.
  178. Zakony skolske a narizeni, jez se tykaji skolstvi ve state Ceskoslovenskem. Praha, 1919−1929.
  179. Zouhar J. Demokracie je diskuse.: ces. filosofie, 1918−1938. Olomouc: Olomouc Nakl., 2005. — 197 s.
  180. Uzdil J. Mezi umenim a vychovou. Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1988. — 462 s.
  181. Uzdil J. Vytvarny projev a vyhova. Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1974. -315 s.
Заполнить форму текущей работой