Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо!» — своеобразная форма осознанной необходимости. Рефлексия… Читать ещё >

Технология игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность игровой деятельности

В широком смысле игра является многогранным, исторически сложившимся социальным явлением, в котором проявляется социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается настоящий социальный опыт взаимоотношений людей.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • — свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • — творческий, импровизационный, активный характер деятельности;
  • — эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п.;
  • — наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития1.

Сущность феномена игровой деятельности, как эффективной педагогической технологии показал С. И. Гессен. Он рассматривает ее как произвольную деятельность, в которой настоящее не жертвуется будущему. В игре каждый момент имеет «самодовлеющую ценность». Игра «протекает из момента в момент», в ней последовательность действий, образов, эмоций удовлетворяется сама по себе. Игра ребенка может беспрестанно менять свой ход в зависимости от внешних впечатлений, может без конца начинаться сызнова, произвольно прерываться, не терпя от этого никакого ущерба[1][2].

Именно такая трактовка игровой деятельности позволяет понять, почему дети с удовольствием включаются в игру, чувствуют себя в большей безопасности, что им наиболее эффективно исследовать, «пробовать» различные роли, переводя их в символический мир игры.

Внутренняя референтность в игре обеспечивается эмпатией и рефлексией.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субективный мир.

Рефлексия — осмысление своих собственных действий. Состязательность и соперничество являются «внутренней» пружиной" мотивации действий детей в игре и направлены на выигрыш — игровой результат, который вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка.

Мотивация ребенка в игровой деятельности развивается на нескольких уровнях.

На первом уровне мотивация связана с получением удовольствия от игры, которая выражается словами «хочу играть», представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо!» — своеобразная форма осознанной необходимости.

Третий уровень связан с процессом выполнения игровой задачи. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил, дабы не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных — составить новую комбинацию. Преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже некоторое открытие себя, своих возможностей, и это выражается как «Я могу»[3].

При разработке игровой технологии учет уровневой мотивации детей в игре обеспечивает сопровождение игровых действий ребенка высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором его активности.

  • [1] Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
  • [2] Гессен С. И. Основы педагогики.

    Введение

    в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.

  • [3] Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: кн. для учителей / О. С. Газман, 3. Б. Баянкина, В. М. Григорьев[и др.]; под ред. О. С. Газмана. М.: Просвещение, 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой