Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на конференциях и семинарах: II, III, IV, VI Международных научно-методических конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Нижний Новгород, ВГИПА, 2000;2005) — на III, IV Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Состояние проблемы адаптации в педагогической науке
    • 1. 2. Социально-педагогические факторы, влияющие на процесс адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Особенности адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности
    • 2. 3. Моделирование процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогических кадров, соответствующих запросам современной жизни — первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющихся социальных институтов общества становится все более актуальной. В современном психолого-педагогическом и методическом знании имеется множество концепций и моделей становления профессионального образа будущих специалистов, среди которых проблема адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности выдвигается на первый план.

Как показал анализ литературы, отсутствие единой теории в отечественной педагогике и' психологии объясняет неоднозначность определения сущности адаптационного процесса в общем и адаптации к профессионально-педагогической деятельности в частности.

Рассмотрение адаптации как определенной стадии педагогического образования предполагает междисциплинарный уровень с учетом философского, исторического, социального, психологического, педагогического, профессионального и других аспектов.

Являясь одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления, адаптация рассматривается как форма поведения человека, адекватная личностным качествам. В психологических концепциях адаптация личности, с одной (0 стороны, выступает как процесс активного приспособления, привыкания группы или отдельной личности к определенным, константным, внешним условиям (М.И. Дьяченко, С. Г. Кабеле, Л.Ф. Железняк), с другой стороны, сущность адаптации понимается как активное взаимодействие человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (А.Г. Егоров, М. Р. Карабейников, С. С. Муцинов, В. П. Петров, Н. Ф. Феденко и др.)

Мы разделяем такую точку зрения, которая определяет социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Это позволяет представить всю сложность адаптации будущих специалистов к выбранной профессии, правильно построить процесс их подготовки к профессионально-педагогической деятельности.

Адаптации к профессиональной деятельности особенно пристальное внимание уделяется в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Е. А. Ковалева, Н. В. Кузьминой, Е. В. Ткаченко [64,66,80,91,92].

Данное направление нашло отражение в общетеоретических исследованиях проблемы. Изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных профессиональных сферах (Г.М. Андреева, А. Г. Асмолов, Л. П. Буева, JI.C. Выготский, В. И. Загвязинский, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) [9,35,57,127,153]- механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.) — психологические аспекты процесса адаптации (В.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, И. С. Якиманская и др.) [95,102,103]- особенности социально-педагогической адаптации (А.С. Белкин, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.) [97,112]- основы профессионального самоопределения, профессиональной направленности и компетентности (В.П. Беспалько, К. Я. Вазина, Л. А. Йовайша, Т. Г. Калугина, А. И. Кочнев, Л. В. Кузнецова, К. М. Левитан, В. А. Сластенин и др.) [27,28,94,158].

В последнее время увеличилось количество исследований, посвященных социально-педагогической и профессиональной адаптации. В педагогической науке адаптация рассматривается как целостный процесс, включающий биологическую, физиологическую и социально-психологическую адаптацию, как процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит не только адаптация к успешному функционированию в данной среде, но и активное освоение предметного пространства. В аспекте профессиональной педагогики опубликованы работы С. И. Архангельского, Ю. М. Забродина, Н. П. Капустина, B.C. Леднева, Г. А. Мелекесова, В. А. Русалова, В. В. Серикова, И. А. Сыромицкой, П. И. Третьякова, Т. Н. Шамовой, В. Д. Шадрикова и др. [154,172,173].

Развитие адаптивной образовательной системы раскрыто в теоретических подходах исследователей Н. Н. Бояринцева, С. Н. Митина, П. И. Третьякова.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе и в практике профессиональной подготовки специалистов нет единого подхода к решению проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности, что позволяет выделить противоречия между:

— насущной потребностью современного общества в качественной подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной адаптации и отсутствием единого подхода к этой проблеме в педагогической науке и практикесложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых подходов, способствующих формированию адаптивности, профессиональной мобильности и способов адаптации в современном социумеуровнем развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность адаптации в различных системах и степенью освоения данного направления профессиональным образованием.

Необходимость разрешения данных противоречий определила актуальность обращения к проблеме формирования адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике и психологии, а также необходимость и предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, послужили причиной определения темы исследования:

Адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования".

Цель исследования: научно обосновать, разработать, экспериментально проверить процесс профессиональной адаптации, способствующий успешной адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности.

Объект исследования: адаптация студентов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: процесс адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности может быть более успешной, если: адаптация к профессионально-педагогической деятельности спроектирована на основе междисциплинарного, многоуровневого, системного, интегративного, личностно-ориентированного подходов в единый процесс, обеспечивающий эффективность «вхождения» молодых специалистов в профессионально-педагогическую деятельность;

— адаптация обеспечит синтез профессионально-ценностной ориентации, профессионального самоопределения, целостности профессиональной деятельности, психолого-педагогической готовности к профессионально-педагогической деятельности;

— научно обоснованы и разработаны принципы и функции процесса адаптации как подсистемы целостной системы многоуровневого профессионально-педагогического образования;

— разработаны психолого-педагогические условия адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в период допрофессионального, профессионального, постпрофессионального обучения и профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике и на этой основе определить сущность адаптации студентов вуза к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования;

2. Разработать принципы и функции адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности;

3. Разработать структуру процесса профессиональной адаптации;

4. Разработать психолого-педагогические условия реализации процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности;

5. Экспериментально проверить эффективность процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Методологической основой исследования являются социально-ориентированные, личностно-деятельностные, гуманистические, профессиологические подходы к проблеме, в частности:

— системный подход (В.Т. Афанасьев, И. Д. Блауберг, В. П. Беспалько, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), который позволяет изучать проблему адаптации на основе многообразия факторов и условий, способствующих развитию интереса к профессиональной деятельности как целостному процессу, представляющему собой комплекс взаимосвязанных элементов;

— личностно-деятельностный подход (К.Я. Вазина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина и др.) [28,34,35,153,166,181], так как деятельность играет ведущую роль в развитии личности, направленной на самосовершенствование.

— личностно-ориентированный подход (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. Л. Лаудис, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков, И. С. Якиманская и др.) [34,35,127,139,153,158,163]. Данный подход признает индивидуальность и самоценность личности, обеспечивает развитие личности через организацию ее деятельности;

— аксиологический подход, который позволяет выявить ценности профессионального образования для личности, что послужило основой для практического решения проблемы профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессиональной рефлексиитеоретические аспекты аксиологического подхода рассмотрены в работах В. Г. Алексеевой, Н. П. Аникеевой, Т. К. Акаян, A.M. Булынина, З. И. Васильевой, С. Г. Вершловского, И. Ф. Исаева, А. В. Кирьяковой, О. В. Лешер, Е. Н. Шиянова, Т. Н. Щукиной и др. [49,178,181].

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и практических методов:

Теоретический анализ, обобщение и систематизация материалов философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы, теоретическое моделирование процесса адаптации к профессиональной деятельности, анкетирование, тестирование, самооценка, прямое и косвенное наблюдение за деятельностью студентов, педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки результатов.

Опытно-экспериментальной базой являются Волжская государственная инженерно-педагогическая академия и средние общеобразовательные школы № 15, 126, 105 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

В эксперименте приняли участие 115 учащихся общеобразовательных школ № 15, 126, 105 Автозаводского района Нижнего Новгорода и 280 студентов и выпускников вузов, 30 преподавателей.

Исследование проводилось в период с 1997 г. по 2005 г.

Этапы исследования. На первом этапе (1997;1999 гг.) изучалось состояние проблемы адаптации, условия формирования интереса студентов к профессионально-педагогической деятельности в педагогической науке и практике. Был проведен анализ философской, социологической, правовой и психолого-педагогической литературы по теме исследования. Определена сущность и структура процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности. На этом этапе определялись методологические предпосылки исследованияформировались цели, задачи, гипотеза научного поиска, этапы, методика и программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1999;2003 гг.) определялась и уточнялась структура процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, разрабатывались психолого-педагогические условия адаптации. Были выделены этапы адаптации, выявлялись взаимосвязи между компонентами системы адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности. На данном этапе проверялась достаточность психолого-педагогических условий, эффективность процесса адаптации на разных уровнях подготовки к профессионально-педагогической деятельности. Проводились исследования, подтверждающие динамику уровня адаптированности учащихся с допрофессиональной адаптации до адаптации специалиста в условиях профессиональной деятельности.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) завершался формирующий эксперимент, проводился качественный и количественный анализ и синтез полученных результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертационного исследования. Внедрялись новые учебные программы, разрабатывались методические рекомендации для внедрения результатов исследования в практику учебных заведений.

Научная новизна исследования:

— определена сущность адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности как совокупного процесса, обеспечивающего успешное вхождение человека в профессиональное поле деятельности через взаимодействие социальной, психологической, педагогической, трудовой, производственной составляющих адаптации в периоды допрофессионального, профессионального, постпрофессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности;

— разработана структура процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, включающая в себя следующие этапы: профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональную готовность, профессиональную деятельность.

— разработаны психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— теоретико-экспериментальном исследовании проблемы адаптации будущих педагогов профессионального обучения;

— уточнении понятий «социальная адаптация», «психологическая адаптация», «трудовая адаптация», «производственная адаптация», «профессиональная адаптация», «адаптация студентов к профессионально-педагогической деятельности»;

— определении принципов и функций адаптации к профессионально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработан. комплекс диагностических методик, обеспечивающих непрерывный процесс исследования уровня готовности студентов на каждом этапе адаптации к профессионально-педагогической деятельности;

— разработан комплекс психолого-педагогических, профессионально-педагогических ситуаций, тренингов, заданий с целью формирования профессиональных качеств личности, способствующих успешному вхождению в профессиональную среду;

— организован студенческий клуб «Профессионал», обеспечивающий профессионально-педагогическое сопровождение студентов от начального уровня адаптации (профессиональной ориентации) до этапов профессиональной деятельности;

— разработан комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Психология профессионального образования», методическое пособие «Психолого-диагностическое сопровождение учебного курса «Психология профессионального образования»;

— доказано, что совокупность положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяет существенно усилить профессиональную ориентацию, повысить уровень профессиональной подготовки и профессиональной готовности к педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сущность адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования заключается в интегративном образовании социальных, психологических, трудовых, педагогических, производственных характеристик процесса формирования профессионально-педагогической деятельности в периоды допрофессионального, профессионального, постпрофессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающих успешное вхождение человека в профессиональную деятельность.

2. Процесс адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности представляет собой последовательную преемственность следующих этапов: профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, профессионального обучения, профессиональной готовности, непосредственно профессионально-педагогической деятельности.

3. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию процесса адаптации студентов (формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, личностно-профессиональных качествактивизация личностной позиции студента, совокупность методов, средств, обеспечивающих адаптацию на каждом этапе подготовки к профессиональной деятельности, психологическая коррекция и социальная поддержкадиагностическое исследование уровня адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, ориентация каждого этапа адаптации на формирование целостной модели профессиональной деятельности).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением современной методологии системного, комплексного, интегративного подходов с использованием философских, социологических, педагогических, психологических, профессиологических источников, рациональным их сочетанием, репрезентативностью экспериментальных данных, реальной возможностью воспроизведения эксперимента в условиях вузов и системы повышения квалификации, созданием системы психолого-педагогических условий адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на всех этапах обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики и Ученого совета Волжской государственной инженерно-педагогической академии.

Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на конференциях и семинарах: II, III, IV, VI Международных научно-методических конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Нижний Новгород, ВГИПА, 2000;2005) — на III, IV Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития • образования и производства» (г. Нижний Новгород, ВГИПА, 2002;2004) — на международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее и высшее)» (Пенза, ПГПУ, 2002) — на I, II Межвузовской научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуровневого образования» (г. Нижний Новгород, ВГИПА, 2003;2004), на межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации» (г. Воронеж, ВГУ, 2003).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе

1. Определена сущность понятия «адаптация к профессионально-педагогической деятельности» как интегративный многоуровневый процесс, обеспечивающий успешное вхождение человека в профессиональное поле деятельности через социальную, психологическую, учебную, трудовую, производственную деятельности в периоды допрофессионального, профессионального, постпрофессионального образования и самостоятельной профессиональной деятельности.

2. Структура процесса адаптации к профессионально-педагогической деятельности, включающая: профессиональную ориентацию, профессиональное самоопределение, профессиональное обучение, профессиональную готовность и профессиональную деятельность.

3. Профессиональная ориентация решает комплекс экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у учащихся профессиональной направленности, установлению соответствия между требованиями, предъявляемыми профессией к индивидуально-психологическим особенностям личности, определению возможных областей деятельности, что позволяет обеспечить более осознанный выбор профессии и более высокие показатели учебной деятельности будущих студентов.

4. Психолого-педагогическими условиями формирования адаптации студентов в системе многоуровневого образования являются: активизация учебно-профессиональной деятельности студентовформирование профессионально важных качеств студентов в системе учебно-профессиональной деятельности вузадиагностика личностных новообразований, способствующих адаптации студентов к профессиональной деятельностиформирование коммуникативных, организаторских умений, навыков бесконфликтного поведенияпроектирование развития индивидуальных личностных особенностей учащихсяформирование положительной мотивации к обучениюсоздание студенческого клуба «Профессионал" — использование совокупности форм и методов профессионального образования (лекции, семинары, практические занятия, построенные в диалоговом режиме, тренинги личностно-профессионального роста, деловые игрыформы внеаудиторного обучения: экскурсии, посещение музеев, встречи с выпускниками вуза прошлых лет, учебно-производственные практики).

5. Определены функции адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности:

— социальная, обеспечивающая взаимосвязь социальной среды и студентов и сокращение срока адаптации выпускников в профессиональной деятельности;

— интегративная, обеспечивающая интегративное построение содержания многоуровневого образования, форм и методов обучения;

— системная, основным назначением которой является создание целостности системы профессионально-педагогической деятельности и профессионально-педагогического обучения;

— технологическая, определяющая возможность создания и применения технологических процедур оперативного осуществления профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, профессионального обучения, определения уровня профессиональной готовности к профессионально-педагогической деятельности и вхождение в профессиональную среду;

— адаптационная, обеспечивающая управление и синтез всех функций рассматриваемого процесса;

— прогностическая, способствующая проектированию индивидуальных траекторий развития личности студентов;

— управленческая, заключающаяся в реализации управления и коррекции непрерывного последовательного процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование состояния проблемы адаптации в современных условиях развития профессионального образования позволило выявить основные противоречия, сложившиеся между новыми социально-экономическими и образовательными задачами подготовки специалистов и существующим состоянием системы подготовкиуровнем развития теории и практики, обеспечивающих успешность адаптации в различных социальных системах и степенью освоенности данного направления профессиональным образованием.

В современных условиях развития общества и образования изменились направления решения проблемы адаптации, в частности к профессионально-педагогической деятельности, в связи со специфическими особенностями профессионально-педагогической деятельности, стандартизацией и технологизацией педагогических процессовусилением функций адаптационных процессов.

Фундаментальной основой адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования являются основные тенденции развития профессионального образования, междисциплинарный, личностно-деятельностный, системный, профессиологический подходы.

Определена сущность адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, заключающаяся в интегративном образовании социальных, психологических, трудовых, педагогических, производственных характеристик процесса формирования профессионально-педагогической деятельности в периоды допрофессионального, профессионального, постпрофессионального обучения и самостоятельной профессиональной деятельности, обеспечивающих успешное вхождение человека в профессиональную деятельность.

Стратегической позицией исследования явилась разработка процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, состоящего из следующих этапов: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение,. профессиональное обучение, профессиональная готовность, профессиональная деятельность.

Определены психолого-педагогические условия реализации процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования: (формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, личностно-профессиональных качествактивизация личностной позиции студента, совокупность методов, средств, обеспечивающих адаптацию на каждом этапе подготовки к профессиональной деятельности, психологическая коррекция и социальная поддержкадиагностическое исследование уровня адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности, ориентация каждого этапа адаптации на формирование целостной модели профессиональной деятельности).

Выявлены принципы (непрерывности, системности, прогностичности, интегративности) и функции (социальная, информативная, системная, технологическая, адаптационная, прогностическая, управленческая) процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Результаты экспериментального исследования доказали эффективность разработанной структуры процесса адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях многоуровневого образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990. 141с.
  2. Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 240 с.
  3. К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. М., 1973. — 283 с.
  4. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача М., 1992. — 196 с.
  5. Л.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общественного образования:. Дис.. д.п.н. в форме научного доклада. Екатеринбург, 1997. — 58 с.
  6. Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994. — 192 с.
  7. М.М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: МГПИ, 1989. — 240 с.
  8. С.Ф., Безрукова B.C., Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Основные концептуальные положения инженерно-педагогического образования / Науч. ред. Е. В. Ткаченко. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990.-415 с.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.- 157 с.
  10. Ю.К. Проблема сближения педагогической теории и практики: опыт модернизации методов исследования // Перспективы: вопросы образования. Орган ЮНЕСКО. 1988. — № 1. — С. 13−17.
  11. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Ин-т профтеобразования РАО. СПб., 1996. — 90 с.
  12. Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. -М.: «Академия», 1999. 176 с.
  13. В.П. Формирование гуманистической направленности студентабудущего учителя как социально-педагогическая проблема / Дисс.д.п.н. СПб., 1995.-427 с.
  14. А.П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях / В сб.: «Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах учебных заведений». СПб., 1995. — С. 6−28.
  15. JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. Екатеринбург, 2003. -110с.
  16. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. — 135 с.
  17. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования: проблемы формирования личности профессионала. Сборник научных трудов М., Институт психологии АН СССР, 1991. — С. 14−15.
  18. В.А. Адаптация студентов младших курсов в вузе // вестник.- Челябинск: ЧГАКИ. 2003. — № 8. — С. 32−38.
  19. Большая советская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1976. — Т. 24.- 608 с.
  20. Большой толковый социологический словарь. М.: Вече ACT, 1999. -Т.1.-600 с.
  21. Большой Энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Российской Энциклопедии», 1997. — 608 с.
  22. С.К., Фельдштейн Д. И. Психолог-практик в нашем современном обществе: пути и условия его формирования. Концепция Московского психолого-социального института // Мир психологии. -1997.-№ 3(12).-С. 19−27
  23. Н.В. Педагогика. М., 2000. — 183 с.
  24. Е.М. Способности и профориентация учащихся. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — 93 с.
  25. В.И., Катаков А. Б. Адаптация студентов младших курсов вуза. М.: НИИВШ, 1975. — 36 с.
  26. К.Я. Непрерывное профессиональное саморазвитие педагогического коллектива. — Н. Новгород, 1993. 24 с.
  27. К.Я. Саморазвитие человека и профессиональная деятельность. -Н.Новгород, 1993.-57 с.
  28. К.Я. Саморазвитие. человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. Челябинск: ГУ ПТО, 1997.-242 с.
  29. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. — М.: «Академия», 2000. — 208 с.
  30. М.А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 153 с.
  31. Н.П. Дидактические условия обеспечения многоуровневой профессиональной подготовки учащихся учебных центров: Дисс.. к.п.н.-М., 1998.- 156 с.
  32. И.А., Митина А. Н. Проблема целей обучения в современной педагогике. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 78 с.
  33. .З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993.-№ 2.-С. 37−40.
  34. JI.C. Детская психология. М., 1984. — Т.4. — 235 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  36. О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
  37. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  38. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. М., 1994. — № 3. — С.28−34.
  39. М.Р. Психология личностного самоопределения. Автореферат на соиск. уч. степ. докт. псих.наук. М., 1996. — 38 с.
  40. B.C. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990.- 136 с.
  41. А.А. Вузовская учебная книга. М., 2000. — 241 с.
  42. Т.М. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
  43. В.И. Толковый словарь русского языка — М., 1952. — 700 с.
  44. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М., 1993. 153 с.
  45. Диагностика успешности учителя. Сб. науч. материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ / Составитель Т. В. Морозова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 160 с.
  46. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы в’школе. СПб., 1995. — 93 с.
  47. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979. — 224 с.
  48. В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000. 129 с.
  49. М.Е., Жернов И. В., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. Магнитогорск: МГПИ, 2000. — 362 с.
  50. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: РИПО, 1976. — 176 с.
  51. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза). Минск: Изд-во БГУ, 1978.-320 с.
  52. .С. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М., 1989.53
Заполнить форму текущей работой