Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. Исторический опыт предупреждения педагогической запущенности учащихся в дореволюционной России
    • 2. Зарубежный опыт предупреждения педагогической запущенности учащейся молодежи
    • 3. Современные проблемы педагогической запущенности и правонарушений подростков
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. Роль социальной политики и педагогической практики ло предупреждению педагогической запущенности.,
    • 2. Содержание учебно-восотпгательного процесса и профилактика педагогической запущенности
    • 3. Профессиональное мастерство педагога — ведущий фактор профилактики педагогической запущенности школьников
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях обновления системы образования, в принятой в январе 2000 года национальной доктрине образования, где формируется государственная политика в области образования и воспитания XXI века, проблеме воспитания в целом отводится скромное место, а вопросам предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений вообще не уделяется внимание.

Известно, что проблема трудновоспитуемости и педагогической запущенности ставилась на всем протяжении истории педагогики. В работах Н. К. Крупской, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. П. Кащенко, Н. В. Мясищева, наряду с бытовавшими ранее понятиями «безнадзорность», «отклонения в поведении» впервые используются понятия «трудные дети», «трудновоспитуемость», «педагогическая запущенность» /179, 54, 90, 153, 240/.

Проблема предупреждения трудновоспитуемости и педагогической запущенности нашла отражение в педагогическом наследии А. С. Макаренко, А. В Луначарского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского /212, 208, 332, 312/. Ее решение основывается на реализации двух задачформирования у личности принципов и норм нравственности, морали и устранения отрицательных свойств характера. Однако решение этих двух основных задач будет более эффективным, если проанализированы причины, порождающие проблемы в воспитании учащейся молодежи, выявлены приоритеты тех ценностей, которые должны воспитываться в раннем детстве. При этом, указанные приоритеты целесообразно использовать как основу всего воспитательного процесса с соответствующим комплексом эффективных мер, формирующих основы морали, нравственности, положительные свойства характера. На возможность возникновения начальных форм трудновоспитуемости и педагогической запущенности и необходимость своевременной профилактики указывали в своих исследованиях М. А. Алемаскин, Б. Н. Алмазов, А. С. Белкин, Э. Г. Костяшкин, А. И. Кочетов, И. А. Невский, В.А.Поварницына/5, 6, 8, 46, 170, 172,173, 242, 243/.

Специальные исследования преодоления трудновоспитуемости и недисциплинированности учащихся были проведены Ф. Т. Бондарем, А. М. Карабаевой, И. В. Козубовской, Л. С. Славиной, В. Г. Сенько, И. П. Трушиной. Одни из них включили в эти группы трудновоспитуемых детей с аномалиями в физическом и психическом развитии, другиегруппы педагогически запущенных детей и подростков, понимая под педагогической запущенностью отставание в учебной деятельности /81, 82, 83, 84/.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении молодых людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Причем проблема педагогической запущенности, которая вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научнопрактический интерес исследователей. Попытки объяснения природы возникновения педагогической запущенности подчас затруднены тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах, во многих теоретических концепциях они получают весьма противоречивые толкования, затрудняя поиск наиболее эффективных путей ее преодоления.

Вопросы своевременной профилактики педагогической запущенности, так или иначе, связаны со многими работами, посвященными перевоспитанию трудных, педагогически запущенных детей и подростков. В них подчеркивается, что основными причинами педагогической запущенности являются недостатки семейного воспитания и ошибки в организации школьной жизниотмечается связь между преступлениями, правонарушениями и педагогической запущенностью (Ю.В.Гербеев, Е. А. Горшкова, Г. П. Медведев, Г. М. Миньковский, О. А. Свиридов и др.) /82, 221, 305/.

В ряде исследований по смежным проблемам (О.С.Богданова, Л. Ю. Гордин, И. А. Каиров, В. М. Коротов, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, Ю. П. Сокольников, Н.В.Ялпаева) /56, 99, 217,143/ содержатся ссылки на наличие отклонений в поведении и общении детей, вызванных педагогическими причинами. В этих работах рассматривается важная для понимания сущности педагогической запущенности проблема соотношения подготовленности к обучению, организованности и дисциплинированности детей, прослеживается зависимость между социальным статусом и поведением ребенка.

Однако большинство ученых исследует именно вопросы перевоспитания, недостаточность проработки проблем воспитания, его содержания, форм, методов средств — всего комплекса механизмов построения системы воздействия на личность молодого человека. Важно, на наш взгляд, исследовать, прежде всего, проблему своевременности воспитания в соответствии с условиями семьи, государства, общества.

Важным для нашей работы стало также изучение научных трудов фундаментальных и прикладных наук, где проведен глубокий анализ результатов развития подростков при различных педагогических воздействияхнравственного (Л.И.Божович, Б. С. Братусь, О. В. Лившин, М. В. Сергеев, С. Г. Якобсон и др.) — социально-нормативного.

Л.С.Выготского, П. Б. Ганнушкин, Н. Я. Иванов, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина и др.) — устойчивых личностных качеств (Б.Г.Ананьев, Д. И. Фельдштейн, Т. Г. Хамаганова и др.) /59, 66, 67, 304, 338, 339, 88, 89, 90,198, 198,199, 254, 204/.

Целесообразно отметить, что наибольшее число исследований, посвященных изучению педагогической запущенности детей относится к начальному периоду обучения. Проблемы этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Александровская Э.М., Божович Л. И., Венгер А. Л., Гуткина Н. И., Давыдов В В., Дубровина И. В., Коробейников И. А., Кудрявцев Н. В., Лусканова Н. Г., Лубовский В. И.,-В.Е, Каган, В. Криффитс, С. Садовски, С. Невен и др.) /59, 74, 184,145/. Исследователи к причинам педагогической запущенности относят, прежде всего, затруднения в учебе, нарушение школьных норм поведения. Для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь это связано со сложностью овладения новым ведущим типом деятельности — учебной. При этом недостаточно исследованы вопросы зависимости возникающих у детей совокупности психолого-социальных и бытовых проблем перехода их в «трудные», что в настоящее время осложняется отсутствием соответствующих государственных программ, ориентированных на систему воспитания детей с момента рождения до 18-летнего возраста.

Известно, что при сходстве внешних проявлений педагогической запущенности учащихся, выражающихся обычно в проблемах обучения, поведения, межличностных отношений и пр., наиболее актуальными становятся задачи определения механизмов взаимодействия личности и школьного сообщества на социально-психологическом уровне (осознания себя в качественно иной роли в окружающем мире). На передний план выступают факторы эмоционально-волевых нарушений, нарушения поведенческих проявлений (С.А.Беличева, И. П. Башкатов, И. С. Бердышев, И. В. Дубровина и др.)./38, 35, 40,118/.

Существует ряд исследовательских работ в отечественной и зарубежной педагогике, психологии и дефектологии, изучающих процессы школьной педагогической запущенности, имеющих нарушения эмоциональных расстройств социального характера, различных форм аномалий развития. Важно при этом, на наш взгляд, проанализировать весь период подростково-юношеского развития личности (с момента рождения) с выделением специфически-проблемных групп профилактики педагогической запущенности учащихся.

Подростково-юношеский период развития личности представляется нам как одна из наиболее важных и во многом специфических проблем как в научном, так и в практическом отношении. Психолого-педагогический анализ дает представление о том, что в большинстве случаев подростку в юношеском возрасте трудно быть «наедине с самим собой», переживать неуспех в социальном окружении, испытывать сложности в интериоризации социальных норм и ценностей, осознавать проблемы жизненных перспектив.

Анализ работ, посвященных предупреждению педагогической запущенности, знакомство с деятельностью педагогов и психологов школ, лицеев, гимназий, изучение семей учащихся, где имеются педагогически запущенные дети, показывает, что этой области педагогической теории и практики уделяется недостаточное внимание.

В то же время педагоги и родители сталкиваются в работе с этими детьми с большими трудностями, обусловленными незнанием признаков и особенностей проявления педагогической запущенности на различных возрастных этапах школьного обучения, недопониманием ее неблагоприятных последствий для учащихся, как в учебном процессе, так и поведении. При этом педагогический процесс скорректирован в соответствии с социально-экономическим и политическим уровнем развития государства.

На наш взгляд, есть основания рассматривать предупреждение педагогической запущенности как возможность для личности найти в пространстве обучения и воспитания свое место, понимание со стороны взрослых и ровесников, сохранить свою индивидуальность, получить возможности для самореализации с учетом потребности обновляющейся России.

Анализ свидетельствует о том, что педагоги общеобразовательных учебных заведений нуждаются в наличии государственной политики по профилактике педагогической запущенности учащихся, что предопределило исходные параметры и тему нашей работы.

В целом, в основе проблемы исследования в настоящее время существует противоречие между объективной необходимостью предупреждения педагогической запущенности учащейся молодежи и недостаточной разработанностью этой проблемы в отечественной педагогической науке. Иерархически соподчиненным видится противоречие между отсутствием целостного рассмотрения системы государственной политики и необходимостью поиска эффективных решений.

Постановка проблемы в данном ракурсе требует новых подходов и анализа целеполагания, содержания, методов, организационных форм и условий предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений.

Разрешение противоречий, направленных на определение социально-педагогических условий предупреждения педагогической запущенности учащихся на основе анализа историко-педагогических и организационнго-педагогических аспектов выступают в качестве цели данного исследования.

Объект исследования: процесс предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования — социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся (тенденции, условия, методы и средства).

Гипотеза исследования. В условиях современной системы образования и воспитания предупреждение проявлений педагогической запущенности есть комплексный процесс, который будет проходить наиболее успешно, если он будет включать:

— хорошо организованную учебно-воспитательную работу педагогов в педагогических системах, включающую совокупность специальных мер, предпринимаемых педагогами и родителями по своевременному обнаружению причин педагогической запущенности и их устранению;

— применение методов психолого-педагогической диагностики в деятельности педагога;

— учет уровня и типа, конкретных условий, имеющих отрицательное воздействие на учащегося;

— личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать особенности каждого учащегося и направленный на. формирование развития личности:

— обеспечение функционирования системы ответственных зависимостей в коллективе, включающей в себя каждого учащегося и обеспечивающей социально ценную связь его с обществом;

— единство требований со стороны педагогов школы, родителей, педагогов дополнительного образования с учетом определенных индивидуально-устойчивых характеристик социально-нормативного (нравственно опосредованного) поведения;

— планирование и осуществление мер индивидуального подхода в предупреждении педагогической запущенности.

Мы предполагаем, что именно эта совокупность общих и частных условий, связанных между собой является необходимой для предупреждения (а может, и преодоления) педагогической запущенности подростков.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы решались следующие задачи исследования:

• Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы и научных исследований по проблеме педагогической запущенности как социально-педагогического явления.

• Обобщить современные проблемы педагогической запущенности и правонарушений подростков.

• Выявить типичные отклонения в поведении учащихся современного общеобразовательного учреждения, являющиеся результатом педагогической запущенности, проанализировать причины асоциального поведения учащихся.

• Проанализировать возможности содержания и организации учебно-воспитательного процесса (сочетания различных форм учебной и внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения, учреждений дополнительного образования) в профилактике педагогической запущенности.

• Теоретически обосновать и экспериментально проверить пути и социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся в практике работы современных общеобразовательных учреждений.

Методология исследования базируется на концептуальных положениях философии, социологии, педагогики, психологии, системно-целостном и личностно-деятельностном подходах, идеях о противоречивом единстве научного познания, основу которого составляет диалектическая интеграция и дифференциация знаний о влиянии этих процессов на развитие теоретических основ обучения. Методологическую основу исследования также составляют: системно-структурный, аксиологический, социально-психологический подходы в изучении и анализе педагогических явлений, основы теории педагогических систем, теория самоорганизации и развития сложных систем, положения теории управления, концепция непрерывного образования.

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, различных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались также методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, анкетирования и интервьюирования, изучения результатов и статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были общеобразовательные учреждения Центрального, Южного и Юго-Восточного округов г. Москвы, где проверялись и внедрялись предложенные нами подходы к предупреждению педагогической запущенности учащихся.

Исследование провод илось в четыре этапа.

На первом этапе (1989;1992 гг.) была определена область исследования, его проблема (в первичном виде), изучалась философская и психолого-педагогическая литература, опыт предупреждения педагогической запущенности в дореволюционной России и за рубежом, определялись исходные теоретические позиции.

В ходе работы на этом этапе использовались наблюдения за учащимися школ Ростовской области.

На втором этапе (1993;1996 гг.) было продолжено изучение психолого-педагогической литературы, передового опыта в школах г. Москвы, на этом этапе были уточнены проблема и предмет исследования, сформулирована общая гипотеза исследования, началась разработка экспериментальных материалов.

При разработке экспериментальных материалов мы стремились к тому, чтобы опытная работа представляла собой естественную органическую часть учебно-воспитательного процесса, который организуют педагоги в группах общеобразовательного учреждения, но в то же время имела определенные особенности:

— значительную часть работы педагоги должны были строить с учетом разработанных в ходе исследования методических рекомендаций;

— опытно-экспериментальная работа, в отличие от обычной деятельности педагога, должна была сопровождаться определением уровня воспитательной работы.

Помимо срезового метода изучения учащихся использовались беседы с учащимися, повседневные наблюдения за ними по специально разработанной программе (в школе, дополнительном учреждении, дома). В то же время использовалась анкета среза уровня педагогической запущенности учащихся по классам.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) была продолжена опытно-экспериментальная работа общеобразовательных школах, подготовка публикаций.

К концу третьего этапа в результате проведенного эксперимента нам удалось на более широком материале проверить, уточнить, обогатить гипотезу исследования. Полученные на этом этапе экспериментальные данные показали, что выдвинутая вначале гипотеза не противоречит фактам, полученным входе опытной работы.

Четвертый этап проходил с конца 1998 по 2000 год. В это время была организована широкая апробация основных выводов исследования в базовых общеобразовательных учреждениях г. Москвы. Одновременно осуществлялось техническое и литературное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что теоретически обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений (единство требований со стороны педагогов школы, учреждений дополнительного образования и родителей с учетом определенных индивидуально-устойчивых характеристик социально-нормативного поведения, применение методов психолого-педагогической диагностики в деятельности педагогаучет уровня и типа, конкретных условий, имеющих отрицательное воздействие на учащегосяличностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать особенности каждого ученика и направленный на формирование развития личности и т. д.).

В диссертации доказано, что лишь реализация сочетания общих, частных и специфических условий целостного воспитательного процесса, непосредственно влияющих на предупреждение и преодоление педагогической запущенности позволяет обеспечить эффективность исследуемого процесса.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по предупреждению педагогической запущенности подростков, позволяющих педагогам общеобразовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, родителям целенаправленно и в комплексе решать проблему ее профилактики и преодоления, а, следовательно, в целом, эффективно обеспечивать нравственное развитие учащихся. Разработанные методические материалы могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образования и в практической работе педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов обусловлена использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных целям, задачам и логике проведения исследования, тщательным всесторонним анализом полученных данных в ходе исследования, его достаточной продолжительностью (с 1992 по 2000 гг.). исследованием было охвачено на разных этапах более 800 учащихся, 80 педагогов, 232 родителей (и лиц их заменяющих).

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты были обсуждены и одобрены на коллегиях и совещаниях Центрального, Юго-Восточного, Южного учебных округов г. Москвы по вопросам предупреждения педагогической запущенности и правонарушений среди подростков, заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования МО РФ.

Практические рекомендации, разработанные и обоснованные в диссертации, используются в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования указанных учебных округов.

На защиту выносятся следующие положения:

• Принципы воспитания можно трактовать как основные требования к эффективному построению в системе предупреждения педагогической запущенности учащихся, которая определяет выбор оптимальной структуры воспитательного процесса, содержание воспитательной работы, наиболее эффективные методы, приемы и средства деятельности педагога в организации учебно-воспитательного процесса.

• Проблема предупреждения педагогической запущенности учащихся разрабатывалась в русле нескольких направлений современной педагогической практики, в основе которых лежали различные представления о личности, о месте человека в обществе, о возможностях его развития и совершенствования, о смысле педагогического процесса, его направленности, и в конечном результате, — всех социально-педагогических условий, В соответствии с ними в рамках конкретного направления определялись сущность предупреждения педагогической запущенности учащихся, его цели и содержание.

Характеристика уровней и типов педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений, определение основных принципов развития творческих сил ребенка, устранение авторитарного начала в воспитании, предоставлении свободы педагогического процесса, косвенное воздействие на ребенка с учетом его возрастных особенностей с учетом гуманности эволюционного принщша развития.

Социально-педагогические условия предупреждения педагогической запущенности учащихся основываются на соответствующей теоретической базе реализации педагогического воздействия в соответствии с общественно-государственными требованиями, морально и нравственными ценностями, связи с жизнью с научностью постановки дела воспитания.

Профессиональное мастерство педагога как ведущий фактор гарантии профилактики педагогической запущенности учащихся является исходным положением о совершенстве учебно-воспитательного процесса, основанного на любви к детям, внимании к их задаткам и особенностям, уважении личности ребенка, спасении личности через преодоление изменчивых, преходящих форм бытия, а также с учетом интересов семьи и общества в целом.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, организационно-педагогические основы предупреждения педагогической запущенности учащихся непосредственно связаны и определяются уровнем социальной политики государства по отношению к системе образования в целом и к исследуемой проблеме в частности.

Педагогическая практика сегодня не в полной мере целенаправленно ориентирована на решение весьма значимой и важной социально-педагогической проблемы педагогической запущенности учащихся, что объясняется, прежде всего, недостаточным профессиональным мастерством учителя, а точнее, — его неподготовленностью. Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра привычных установок в работе с родителями, требуя от него глубокого знания индивидуальных особенностей развития личности каждого ребенка.

Содержание учебно-воспитательного процесса как через учебную литературу для учащихся, так и через методические пособия для учителя слабо ориентировано на решение исследуемой нами проблемы. Это обстоятельство убеждает в необходимости корректировки учебно-методических комплектов с целью устранения указанных недостатков как через систему повышения квалификации работников образования, так и через подготовку изданий необходимой литературы для учителей и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение целесообразно отметить, что проведенное нами исследование позволило более конкретно теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь социально-педагогических условий с решением вопросов предупреждения педагогической запущенности учащихся современных общеобразовательных учреждений. Данная взаимосвязь базируется на единстве требований учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования и, естественно, родителей с учетом индивидуально-устойчивых характеристик социально-нормативного поведения учащихся. При этом данная работа наиболее эффективна в условиях применения методов психолого-педагогической диагностики, а также учета уровня и типа конкретных социальных факторов, имеющих отрицательное воздействие на учащегося. Личностно-ориентированный подход является ведущим принципом, позволяющим, с учетом особенностей конкретного ученика, осуществлять наиболее результативную профилактическую работу.

В качестве социально-педагогических условий предупреждения педагогической запущенности учащихся нами выделены:

— четкая организация учебно-воспитательной работы, которая включает совокупность специальных мер, предпринимаемых педагогами и родителями по своевременному обнаружению причин педагогической запущенности и их устранению.

Тесное заинтересованное взаимодействие педагога и родителей создает предпосылки для организации педагогического руководства со стороны педагога восстановлением воспитательных возможностей семьи (взаимное доверие между детьми и родителями, усиление ответственности родителей за воспитание детей). Педагог в данном случае выступает координатором в организации учебно-педагогического процесса.

— владение и эффективное применение педагогом методов психолого-педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе.

Реализация данного условия осуществлялась при помощи развития базисных, характерологических, личностных, самооценочных, специфических и критериальных качеств личности подростка. При проведении экспериментальной работы система интегральных качеств личности подростка выступала как программа воспитания, обеспечивающая предупреждение педагогической запущенности. При этом нами учитывались возрастные особенности подросткового возраста. Основное внимание уделялось выработке у подростка умения согласовать личное и общественное в своей повседневной деятельности.

— учет уровня и типа, конкретных условий, имеющих отрицательное воздействие на подростка;

— реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, направленного на формирование развития личности подростка;

— обеспечение функционирования системы ответственных зависимостей в коллективе, включающей в себя каждого учащегося и социально ценную связь его с обществом. Особо наглядно реализация этого условия прослеживалась на занятиях в системе дополнительного образования. Подростки, получая возможность реализовать свои способности, свое Я, занимались «от души» и не боялись получить плохую отметку за допускаемые ошибки, быть осмеянными сверстниками. На занятиях в системе дополнительного образования плодотворно решалась проблема досуга;

— единство требований со стороны педагогов школы, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования и родителей с учетом индивидуально-устойчивых характеристик социально-нормативного поведения;

— планирование и осуществление мер индивидуального подхода в предупреждении педагогической запущенности.

Работа была построена на тактике проектирования положительных качеств личности и организации опыта ее правильного поведения, для чего использовалась педагогическая диагностика — выявление воспитательных возможностей семьи и школьного коллектива (ученического), причин педагогической запущенности, условий, которые ее порождаютуровня и типа педагогической запущенности, положительных качеств, на которые можно опереться в перевоспитании, создания ситуации успеха «здесь и сейчас».

Выявленные в ходе исследования условия эффективности предупреждения педагогической запущенности подростков, как видно из характеристики, не только неразрывно связаны, но и находятся во взаимопроникновении и, как результат, могут успешно реализовываться лишь в единстве как определенная система. Несоблюдение хотя бы одного из них на практике вызывало в опытной работе затруднения в реализации других и приводило к снижению результатов предупреждения педагогической запущенности подростков.

Проведенный в диссертации теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы и научных исследований по вопросам педагогической запущенности учащихся как социально-педагогического явления позволил обобщить современные проблемы исследуемого процесса. Важно отметить как одну из основных причин остаточных социально-педагогических условий предупреждения педагогической запущенности учащихся отсутствие государственной программы как на федеральном, так и регионально-национальных уровнях.

При этом причины отклонения в поведении учащихся базируются в основном не только на отсутствии соответствующих условий в семье, но и на отсутствии последовательной индивидуально-ориентированной работы в педагогических коллективах общеобразовательных школ. Констатация и реакция на фактические события доминируют над определением, выявлением причинно-следственных связей с учетом особенностей конкретного ученика, его становления и развития, начиная с первых дней жизни.

Анализ организации и содержания учебно-воспитательного процесса, наблюдения за учащимися, беседа с их родителями, анкетирование педагогов и воспитателей позволили нам сделать соответствующие выводы об отсутствии в большинстве современных общеобразовательных учебных заведений четких программ и планов, объединяющих учебную и внеучебную деятельность учителей, педагогов учреждений дополнительного образования, соответствующих муниципальных служб по предупреждению педагогической запущенности учащихся.

В целом теоретическое обоснование и экспериментальная работа позволяет отметить, что устранение указанных недостатков и других нерешенных вопросов непосредственно связано с отработкой основных форм, методов и средств в современных социально-педагогических условиях предупреждения педагогической запущенности учащихся. Это связано, прежде всего, с отработкой комплексной системы, которая определяет выбор оптимальной структуры учебно-воспитательного процесса и внеучебной работы педагога, родителей и соответствующих специалистов на основе медико-физиологических, психолого-педагогических характеристик личности учащегося, условий его быта и социальной среды.

Проведенное исследование убедительно доказало, что «профессиональное мастерство педагога в современных условиях является одним из ведущих факторов гарантии профилактики педагогической запущенности учащихся. Особенностью работы педагогических коллективов общеобразовательных школ сегодня является тот факт, что рядом с ними в большинстве случаев функционируют соответствующие заинтересованные службы психологической реабилитации, различные профильно-ориентированные учреждения и непосредственно психологи школ. Данная работа, как показало наше исследование, затрудняется в связи с отсутствием общественно-государственных требований к уровню, содержанию данной работы, соответствующих научных практико-ориентированных разработок и целевых комплексных программ на уровне Министерства образования России, региональных, муниципальных органов управления и внутришкольного микро-социума, что, естественно, оказывает соответствующее влияние на формирование благоприятных для * учащихся социально-педагогических условий предупреждения педагогической запущенности учащихся в сложной современной экономической и политической ситуации обновляющейся России,.

Целесообразно в заключение подчеркнуть, что исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех вопросов, связанных с изучением проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников.

Так, например, требует дальнейшей разработки проблема взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и семьи, а также вопросы взаимодействия урочной и внеурочной деятельности, усиления воспитательной функции урока по предупреждению педагогической запущенности учащихся. Эти и другие вопросы, очевидно, будут основой последующих самостоятельных научных поисков ученых, педагогов-практиков, организаторов-управленцев системы образования страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Криминология и социальная профилактика. — М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985.- 311 с.
  3. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. Л., 1978. — 18 с.
  4. Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи //Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1979. — С. 140−152.
  5. М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.-42 с.
  6. М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. «Советская педагогика», 1966, № 10. С. 16−17.
  7. М.А. Брак-то педагогический. «Воспитание школьников», 1967, № 4.- С. 7.
  8. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986. — 150 с.
  9. Ш. А. Здравствуйте, дети. М, — Просвещение, 1983. — 208 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии. //Советская педагогика, 1964, № 8.- С. 17−19.
  11. П.Ананьев Б. Г. Проблемы педагогической антропологии. //Советская педагогика, 1973, № 5.- С.8−9.
  12. .Г. О психологических эффектах социализации //Человек и общество.-Л., 1971. -С.145−167.
  13. З.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  14. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания /У Избран.психол.труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. С.11−129.
  15. П.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -416 с.
  16. В.П. Проблемы социализации 'личности //Социальные исследования. М.: Наука, 1970. — С. 18−20.
  17. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981. 206 с.
  18. Ю.М. и др. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987. — 207 с.
  19. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве- Психол. Механизмы насильственного преступного поведения. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.-78 с.
  20. Актуальные проблемы методики преподавания психологии в пединституте и в школе: Тезисы докл. Научно-практич. Конференции. -М.: МГПИ: Изд-во «Прометей», 1990. 200 с.
  21. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — 254 с.
  22. С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок несовершеннолетних. Дисс. докт. псих.наук. Ереван: АГПИ, 1987.-384 с.
  23. И. А. Основы возрастной периодизации //Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С.5−67.
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  25. З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М., 1970. -125 с.
  26. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. Mr, 1981. — 24 с.
  27. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогогика, 1980. — 80 с.
  28. В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев, 1986.-321 с.
  29. К.В. Чтобы ребенок успешно учился. М.: Педагогика, 1988. -310 с.
  30. Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина, 1968. — 468 с.
  31. Ф.В., Рожнов В. Е. О современном подходе к проблемам несознаваемой психической деятельности (бессознательного) //Вопросы философии, 1975, № 4. С. 13.
  32. И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков //Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних /Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. С. 15−26.
  33. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. — 380 с.
  34. Байярд Роберт Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. (Пер. с английского А. Б. Орлова. М.: Просвещение, 1991. — 200 с.
  35. С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 1982. — 94 с.
  36. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральск.книжное изд-во, 1984. — 129 с.
  37. С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков //Психологический журнал, 1984. Т.5. -№ 6. — С.48−54,
  38. С. А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе //Советская педагогика. 1985. — № 8. — С.60−63.
  39. С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //Психологический журнал. 1987. — № 6. — С.37−40.
  40. С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. докт. дисс. М., 1989. — 41 с.
  41. С.А. Основы превентивной психологии //Программа гуманитарного образования в России. М.: Социальное здоровье России, 1994. 199 с.
  42. С.А. Специализированные подростковые клубы как форма предупреждения отклонений в поведении. М., 1997. С. 15−36.
  43. А.С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1981. — 128 с.
  44. А.С. Знаете ли вы своего ребенка? М., 1986, С.111−113.
  45. Белозерова Л, И. Психологическая изоляция подростков в коллективе. М., 1998. -С.41−43.
  46. Бестужев-Л ада И. В. История моих родителей: разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. — 326 с.
  47. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М: Педагогика, 1988, — С. 45.
  48. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.- 175 с.
  49. В.М. Внушение и воспитание. СПб., Психоневрологический ин-т, 1912, — 175 с.
  50. К., Шебек М. Я твой учитель, ты — мой ученик. М., 1991. — 143с.
  51. П. П. Очерки научной психологии. М., «Работник просвещения, 1921. С. 13.
  52. П.П. О так называемой моральной деффективности. «На путях новой школы», 1923, № 2.- С. 76.
  53. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 206 с. 5 7. Бодал ев А. А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  54. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. — 200 с.
  55. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  56. Д.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. М., 1913. — 685 с.
  57. А.В. Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних как объект комплексного криминологического исследования: Автореф. дисс. канд. наук. -М.: Академия МВД СССР, 1988. 22 с.
  58. Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. -М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985. 103 с.
  59. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних /Под ред. И. П. Лановенко. Киев: Наукова думка, 1981.- 257 с.
  60. В.Г. Концепция общественного воспитания учащихся по месту жительства //Бюллетень ВНИК «Школа-микрорайон». № 1. — М.: Воениздат, 1989. — 27 с.
  61. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей //Изучение мотивации детей и подростков. М.:Педагогика, 1972. — С.239−250.
  62. Братусь Б С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  63. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 144 с.
  64. У. Два мира два детства: Дети в США и СССР /Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1976. — 167 с.
  65. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.-207 с.
  66. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 144 с.
  67. А.В. Потребность в общении. //Советская педагогика, 1967, № 9.- С. 15.
  68. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником на уроке //Вопросы психологии. 1986. -№ 3. -С.31−33,
  69. В.А. Социальные извращения поведения. В кн. «Социально-неполноценное поведение». М., «Соцэкгиз», 1930. С.32−41.
  70. Возрастная и педагогическая психология /В.В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. -М.:Просвещение, 1979. — 288 с.
  71. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967, — 360 с.
  72. Воспитателю о работе с семьей (Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989, — 217 с.
  73. Волкова Е, М. Трудные дети или трудные родители? М: Профиздат, 1992, — 39 с.
  74. А.В. Детские организации как фактор социализации ребенка. Материалы междунар. научн.-практ.конференции «Государство и дети». М., 1995. С.91−95.
  75. А.В., Гаврилов С. Т. Опыт работы по нравственному закаливанию детей с отклоняющимся поведением: к истории вопроса. Сб.науч.тр. Воронежской высшей школы МВД России. Вып. 5. -Воронеж, 1997. -G.25−31.
  76. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. /Под ред. И. А. Невского и др. М., Изд-во Центрального совета Педагогического общества РСФСР, 1968, — 89 с.
  77. Вопросы нравственного воспитания школьников. Сб. статей, Тамбов, 1968. С. 12−30.
  78. Вопросы психологии личности школьника. Сб., ред. Божович Л. И. М., 1962.-222 с.
  79. Вопросы семейной педагогики. Брянск: БГПИ, 1993. 161 с.
  80. .З. Дети и взрослые: диалектика дистанции. Материалы межд. научно-практ.конф. «Государство и дети». М., 1995. С.96−100.
  81. .З. Семь парадоксов воспитания. М., 1996. — 265 с.
  82. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Педагогика, 1982. — 504 с.
  83. Л.С. Педология подростка //Собр. Соч.: В 6 т. -М.Ледагогика, 1984. Т.4. — С.7−244.
  84. Л.С. Трудное детство. Собр.соч. в 6 т. Т.5. С. 137−198.
  85. С.Т. О причинах и условиях противоправных действий несовершеннолетних: социальная адаптация учащихся. Материалы междунар.симпозиума. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995. -С.67−71.
  86. Т.П. Социальная децентрация и развитие высших форм эмпатии /Психология общения. Обзорная информация. Вып. Ш М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — С.30−39.
  87. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопросы психологии. 1966. — № 4.- С.128−135.
  88. К.А. О человеке. М, 1938. С. 210.
  89. М.И. Социальные факторы преступности. М., 1905. — 203 с.
  90. А.А. Неоломброзианство и кризис современной буржуазной криминологии. «Советское государство и право», 1965, № 11.- С. 11−13.
  91. А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965.- 364 с.
  92. Н.К. Очерки по истории советской педагогики. К., 1970. 350 с.
  93. Л., Коротов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. Лекции по педагогике. М., «Просвещение», 1967. 278 с.
  94. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.-93 с.
  95. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению //Психические состояния, — Л: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1981.- С.91−94.
  96. JI. А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие. Свердловск: СИПИ, 1987. 80 с.
  97. Я.И. Стадии социализации индивида //Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. — Вып.9. — С.44−51.
  98. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
  99. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  100. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы. Автореф. докт.дисс. М., 1984. 40 с.
  101. Е.М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. канд. дисс. -М., 1978.-21 с.
  102. В.Я. Быт семьи и здоровье детей. М. «Знание», 1960. 111 с.
  103. Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1992. -104 с.
  104. Дети улиц // Юридический вестник. 1997. № 12. С. 10.
  105. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  106. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.-720 с.
  107. Диалоги о воспитании /Под ред. В. Н. Столетова. М., 1979.- 386 с.
  108. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности подростков. «Советская педагогика», 1965.
  109. Д.А. Маленькие преступники. М., 1984. — 24 с.
  110. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М: Политиздат, 1982. — 304 с.
  111. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.: Знание, 1975.-64 с.
  112. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии //Личность преступника как объект психологического исследования. М, 1979.-С. 100−110.
  113. В.А. Улица подросток — воспитатель. — М.: Просвещение, 1991.-С.121.
  114. В.Д. Деятельность государственных органов и общественных организаций по улучшению условий проведения досуга и ивдивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними по месту жительства. М., 1985. -С.42−59.
  115. В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. -М., 1981.-94 с.
  116. В.Д., Гуськов Н. М., Савинков Е. Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних: Методическое пособие. М., 1986. 118 с.
  117. П.М., Ершов А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. С.: Флинта, 1998. 332 с.
  118. Ю.М. Эффективность делового общения. М.:3нание, 1988. -64 с.
  119. Г. И., Савинкова Е. Н. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1996. — 44 с.
  120. Л.В., Певзнер В. Ф., Шмидт В. Ф. Трудные дети в школьной работе. М.-Л., Учпедгиз, 1933, — 312 с.
  121. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии. 1990, — № 4. — С.83−90.
  122. А.С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. М.: Профиздат, 1990. — 224 с.
  123. B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.: Просвещение, 1996. 191 с.
  124. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  125. E.JI., Семина Л. И. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. М., 1997. 169 с.
  126. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  127. Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 1982−267 с.
  128. Л.М. Психологические особенности трудных учащихся профтехучилищ. М., «Высшая школа», 1966.- 330 с.
  129. Л.М. Трудные люди. Л., «Знание», 1963. ~ 35 с.
  130. И.И. Когда уходит детство. М.: Молодая гвардия, 1990.241 с.
  131. К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Среднеуральское кн. изд-во, 1973. — 160 с.
  132. Ф.И. Психология трудового воспитания. Мн.: изд-во «Университетское», 1988, — 212 с.
  133. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М: Педагогика, 1972. — 351 с,
  134. Н.И. Организация детской среды. М., «Работник просвещения», 1929.-213 с.
  135. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.89−95.
  136. А.Д. Десять лет работы по борьбе с детской безнадзорностью. М., «Московский рабочий», 1929. 298 с.
  137. И.С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. Средне-Волжское кн. Изд-во, Саратов, 1962. — 212 с.
  138. И. О педагогике // Хрестоматия по истории педагогики. Сост. И.Свадковски. Т.1.М., 1935.С.585−595.
  139. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979. 96 с.
  140. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 104 105.
  141. О. Проблема подросткового возраста: психолого-педагогическое исследование //Классный руководитель. М., 1997. -С.42−44,
  142. P.M. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. — 230 с.
  143. В.П. Педагогическая коррекция. М., (репринт.) 1992. 421 с.
  144. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия: Автореф.канд.дисс. М., 1980. — 26 с.
  145. .Ф. Об индивидуальном подходе к трудным ученикам. «Советская педагогика», 1963, № 12. С. 19−23.
  146. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. — 362 с.
  147. Кло Макс. Мозговой центр преступности. «Неделя», 1967, № 44. -С.5.
  148. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Педагогика, 1982. 176 с.
  149. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  150. Я.Л. Осознание человеком своих личных взаимоотношений с другими членами группы. «Вопросы психологии», 1967, № 3. С.20−25.
  151. Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984. — 240 с.
  152. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
  153. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  154. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.-176 с.
  155. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». Отв. ред. проф.В. И. Шкатулла. М., 1998. 78 с.
  156. В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд.дисс. М., 1974. — 23 с.
  157. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд.дисс. М., 1983. — 24 с.
  158. Концепция воспитания учащейся молодежи /Бодалев А.А., Малькова З. А., Новикова Л. Н., Караковский В. А. //Педагогика. 1992. — №№ 3−4. -С. 15−22.
  159. Э.Г. Некоторые вопросы работы с трудными подростками в школе. «Советская педагогика», 1968, № 9. С. 16.
  160. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. -120 с.
  161. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск, 1981. 313 с.
  162. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  163. А.П. Трудный возраст. М., «Просвещение», 1966.- 178 с.
  164. Краткий психологический словарь /Состав. Л.А.Карпенко- Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  165. Криминальная мотивация /Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.-303 с.
  166. Криминология. Под редакцией В. Н. Бурлакова. СПб., 1998. С. 96.
  167. Н.К. Сочинения в И т. М., Изд-во АПН РСФСР, 19 571 960.
  168. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., «Просвещение», 1965. 235 с.
  169. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — 286 с.
  170. В.Н. Категории причинности в советской криминологии. //Советское государство и право. М., 1965, № 11.- С.3−9.
  171. В.Н. К вопросу об изучении причин преступности // Советское государство и право. 1964. № 5. С. 12.
  172. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.: Форум, 1998. — 214 с.
  173. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 173 с.
  174. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984, — 148 с.
  175. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд.дисс. JL, 1981.-25 с.
  176. С.И. Взаимосвязь нравственного сознания и преступного поведения несовершеннолетних: Автореф. канд.дисс. М., 1984. 22 с.
  177. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган-Челябинск, 1995. — 80 с.
  178. В.Ф. Охрана детства в СССР. М.-Л.:Гоучебиздат, 1932. -208 с.
  179. Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений' несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспекты). Автореф.дис. докт.юрид.наук. М., 1991. — 40 с.
  180. А.Ф. Классификация личностей. 3-е изд. Л.:Госиздат, 1924.-290 с.
  181. Н.Д. Проблемы компенсации в психологии. Сб. «Способность и интересы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. 15 с.
  182. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. 106 с.
  183. Леви В. Л, Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1983. — 109 с.
  184. В.П. Моральные нормы регуляторы поведения личности //Советская педагогика. — 1976. — № 3. — С.96−107.
  185. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
  186. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  187. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.- Педагогика, 1991. — 349 с.
  188. П.Ф. Школьные типы. СПб., 1910. — 158 с.
  189. А.А. Драматическая педагогика. М.: Педагогика, 1990. -256 с.
  190. Д.С. Заметки о русском //Новый мир. 1980. — № 3. — С.11−12.
  191. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  192. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Редактор-составитель В. С. Мухина. М., 1991. — 397 с.
  193. Ч. Преступление /Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1900. — 299 с.
  194. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.- Наука, 1984. — 444 с.
  195. А.В. Воспитание нового человека. Л., 1923. (Репринт. 1996.).-180 с.
  196. А.Н. Эмоциолнальные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  197. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М.: Наркомюст, 1929, — 188 с.
  198. Н.Г. Природа установки антиобщественного поведения подростка: Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1979. — 19 с.
  199. А.С. Воспитание в труде. Соч. Т.4. М.: 1951. 1608 с.
  200. А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. -М.: Правда, 1989. 343 с.
  201. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 444 с.
  202. И.Д. Предпреступное поведение несовершеннолетних и его профилактика органами внутренних дел в условиях крупного города: Автореф. дис. канд.юрид.наук. М., 1989. — 35 с.
  203. Манова-Томова ' B.C., Пирьев Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте. София: Медицина и физкультура, 1981. — 310 с.
  204. А.С. К вопросу о процессе нравственного воспитания. //Советская педагогика, 1967, № 7. С.24−25.
  205. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 287 с.
  206. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. Л.: Лениздат, 1982. — 152 с.
  207. Г. П. Об особенностях педагогически запущенных детей. //Советская педагогика, 1966, № 10. С.20−21.
  208. Г. А. Трудная книга: Судьба, письма, размышления. -М.: Политиздат, 1964. 563 с.
  209. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 320 с.
  210. П. От дрессировки к воспитанию. М.: Школа и жизнь, 1917.- С.16−18.
  211. B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума //Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1970.- С.57−61.
  212. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой, М.: Наука, 1975. — 295 с.
  213. Методические рекомендации по диагностике эгоцентризма у подростков и старших школьников для студентов-практикантов педагогических институтов /Сост. Т. И. Пашукова. Кировоград, 1987. -16 с.
  214. Методические рекомендации по диагностике эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников для учителей и студентов пединститутов /Состав. Т. И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1990.-20 с.
  215. Механизмы преступного поведения /Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1981.-248 с.
  216. Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы //Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. -С. 15−32.
  217. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М.- Педагогическое общество России, 1999. 286 с.
  218. Е.Н. Неформальное молодежное движение: динамика развития //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.74−78.
  219. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981.- 175 с.
  220. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.:Педагогика, 1984. 212 с,
  221. Мудрость родительской любви /Сост. А. И. Сухомлинская, М.: Молодая гвардия, 1988, 421 с.
  222. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1987. -286 с.
  223. Н.К. Типы неуспевающих школьников. //Советская педагогика, 1965, № 7. С. 5−8.
  224. И.Ф., Юров Ю. В. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1982. — С. 102−106.
  225. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 224 с.
  226. Натанзон Э.1П. Трудный школьник и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1987. 96 с.
  227. И.А. О трудных школьниках. //Советская педагогика, 1969, № 5. С.5−10.
  228. И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. -М.:Просвещение, 1981. 128 с.
  229. Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2-х кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение, Владос, 1994. — 496 с. 245. «Нива», 1910, № 49. С. 7.
  230. Л. Мотиви на поведение и социални структури. София: Наука и изкуство, 1974. — 179 с. (на болг.яз.).
  231. А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. Пермь: ПГПИ, 1988. — 78 с.
  232. А. Стиль взаимоотношения педагога с учащимися. //Воспитание школьников, 1967, № 4. С. 13−14.
  233. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект).М.: МО РФ, 2000. 27 с.
  234. О нравственном воспитании школьника. Сб. статей. Л., Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1968, — 200 с.
  235. Основы обучения и воспитания аморальных детей. /Под ред. Дьячкова А. И. М.: Просвещение, 1965. 312 с.
  236. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся /Под ред. И. Ф. Мягкова. Воронеж: ВГПИ, 1982. — 163 с.
  237. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-191 с.
  238. Общая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов /А.В.Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  239. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 304 с.
  240. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений /И.А.Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. Й. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  241. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет /Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. /Педагогическая наука -реформе школы/. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  242. А.Н. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПБ, 1900.-1569 с.
  243. С., Кузнецова Н. О причинах и условиях преступности // Вестник МГУ. Серия X. Право. Вып. 4.1965. 178 с.
  244. Ошеров М. С, Специализированные клубы подростков по месту жительства эффективная форма предупреждения правонарушений /Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978. — С.88−96.
  245. .Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. И доп. Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
  246. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: Причины и возможности коррекции. М.: Институт практической психологии, 1998. 160 с.
  247. Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста //Новые исследования впсихологии и возрастной физиологии. № 2 /6/. — М.: Педагогика, 1991. — С.45−48.
  248. М.С. Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними. М., 1941.-232 с.
  249. М.С., Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.-(2-е изд.).-215 с.
  250. Педагогическая энциклопедия. В 3 т. М., 1929. 620 е., 690 е., 701 с.
  251. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения. — М., Мысль, 1972. — 198 с.
  252. Д. Так называемые трудные дета. //Народное образование, 1966, № 4, — С.11−14.
  253. Л.В., Саблина Л. С. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними наркоманами. М., 1990. 113 с.
  254. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1981. 694 с.
  255. Преступность несовершеннолетних в России. Статистический сборник (1993−1997 гг.). М&bdquo- 1998. — 31 с.
  256. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореф, дисс. докт.пед.наук. М., 1999. 36 с.
  257. И.П. О половом воспитании детей и подростков. Минск: Нар. асвета, 1990,-188 с.
  258. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.-.Политиздат, 1982. 255 с.
  259. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  260. . Психология интеллекта /Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — С.55−231.
  261. Л.В. Нервные дети и их воспитание. М., Медгиз, 1959. 199
  262. Психология. Словарь. /Состав. JI.А.Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.:Политиздат, — 1990. — 494 с.
  263. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 178 с.
  264. Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних /Отв. Ред. В. И. Ларионов. М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  265. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т.Т.1. /Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997. — 364 е.- т.2. — 405 с.
  266. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии /Отв. ред. и вступит, статья Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  267. .Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1915. С.70−71.
  268. В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994. С. 123.
  269. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  270. Н.К., Щедрина А. К. Правовые формы общественного воспитания несовершеннолетних. М., 1980. — 96 с.•300. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога.. М., 1999. 287 с.
  271. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. 99 с.
  272. Социальная педагогика, социальная работа: Социально-юридический словарь / Под ред. Г. В. Мухамедзяновой. М., 1995. — 97 с.
  273. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 112 с.
  274. Психология. Словарь. /Состав. Л. А. Карпенко. Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.-Политиздат, — 1990. — 494 с.
  275. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 178 с.
  276. Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних /Отв. Ред. В. И. Ларионов. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  277. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т.Т.1. /Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997. — 364 е.- т.2. — 405 с.
  278. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии /Отв. ред. и вступит, статья Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  279. .Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1915. С.70−71.
  280. В.Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Иркутск, 1994. С. -123.
  281. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  282. Н.К., Щедрина А. К. Правовые формы общественного воспитания несовершеннолетних. М., 1980. — 96 с.
  283. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. М., 1999. 287 с.
  284. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. 99 с.
  285. Социальная педагогика, социальная работа: Социально-юридический словарь / Под ред. Г. В. Мухамедзяновой. М., 1995. — 97 с.
  286. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 112 с.
  287. Социальная адаптация учащихся /Под ред. М. И. Рожкова. -Ярославль: ЯГПУ, 1995.- 132 с.
  288. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер /С.А.Беличева, В. М. Фокин. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. — 77 с.
  289. Социология преступности /Пер. с англ. А. С. Никифорова, А. М. Яковлева. М.: Прогресс, 1966. — 366 с.
  290. Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Тезисы сообщений на научно-практическом семинаре. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. 124 с.
  291. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстращмх. М., 1999. 166 с.
  292. Н.А. Криминология и проблема личности преступника. М., 1979. С.39−48.
  293. В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. Киев: Радяньска школа, 1979. 2118 с.
  294. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 1998. 93 с.
  295. А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. -Минск: Народна асвета, 1986. 72 с.
  296. Г. Преступник и преступление. М., 1907. — С.37−39.
  297. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докл. научн. конференции. Краснодар, Куб. ун-т, 1975. — С. 101−103.
  298. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 400 с.
  299. С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (Социологический портрет совеременного детства). М.: Юнпресс, 1995.-50 с.
  300. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1983.
  301. С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М. .Педагогика, 1980. 1109 с.
  302. Л.Л. Педагогическая этика. М., 1998. 221 с.
  303. Н.И. Техника педагогического общения /Под общ.ред. Гинзбурга М. Р. Москва-Воронеж, 1998. 127 с.
  304. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.7−20.
  305. Ядов В.А.О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.:Наука, 1975. С.90−105.
  306. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М: Знание, 1976. -96 с.
  307. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.- Педагогика, 1984. — 143 с.
  308. A.M. Теория криминологии и социальная практика, -М.:Наука, 1985.-247 с.
  309. Н.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 125 с.
  310. Deutsh М. The resolution of conflict. new Haven, 1973- Sale University Press, 1973. — 282 p.
  311. Fromm E. The Sane Socitty. London, 1959. — 280 p.346. lanotti R.I. The nature and measurement of empathy in children // The counsuling psychologist. 1975. v.5. — N2. — P. l 19 — 124.
  312. Piaget J. et Inelder B. La pcuchologia de i^nfant. Paris, 1966. — 576 p.
  313. The Personal and Guidance Journal, 1981, N.6, p.370.
  314. Smedskind J. Piagetian Psychology in practice //British Journal of educational Psychology. -1978. v.77. — Part. I.
  315. Szustrowa T. Test of Egocentric Association // Polish Psychological Bulletin. 1979. — v.7. — N4. — P.263−276.
  316. H. Пьянство, дисциплина демонов. Лондон: «ТЭС», 1993, № 4, с. 52.
Заполнить форму текущей работой