Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами определены и апробированы содержание, формы и методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5—7 лет. Схема работы включает в себя «Работу по полоролевому воспитанию детей в ДОУ», «Работу по полоролевому воспитанию детей в семье», «Совместную работу по полоролевому воспитанию детей». Работа осуществлялась в направлениях: «Расширение и уточнение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого — педагогические аспекты полоролевого воспитания детей 5−7 лет в условиях семьи и дошкольного учреждения
    • 1. 1. Понятие полоролевого воспитания в психолого — педагогической литературе
    • 1. 2. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в истории семейного воспитания
    • 1. 3. Особенности полоролевого воспитания в дошкольном учреждении
    • 1. 4. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5 — 7 лет на современном этапе
  • Глава 2. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5−7 лет
    • 2. 1. -Изучение уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5—7 лет
    • 2. 2. Содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Организация работы дошкольного учреждения и семьи по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 4. Определение эффективности экспериментального исследования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена значимостью особенностей развития девочек и мальчиков дошкольного возраста, как представителей определенного пола, необходимостью осуществления дифференцированного подхода к детям. Выявление особенностей полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста и определение, роли в этом процессе дошкольного образовательного учреждения и семьи является актуальной научной проблемой, требующей своего решения.

Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования представляют труды античных мыслителей (Аристотель, Пифагор, Платон), а так же философов более позднего периода (К. Маркс, Ф. Энгельс, JI. JI. Куприянчик, Ю. Эвола и др.).

Исследования показали, что именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания полоролевой дифференциации и идентификации, становления полоролевого поведения и формирования маскулиных и феминных качеств (Е. Д. Еремеева, В. Е. Каган, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Э. К. Суслова, Н. Е. Татаринцева, А. Г. Хрипкова и др.).

Под полоролевым воспитанием понимается социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. (Н.Е. Татаринцева).

Различные аспекты полоролевого воспитания рассматриваются в работах многих ученых: полоролевая социализация детей (JI.B. Градусова, JI.B. Коломийченко, Т. А. Репина и др.), воспитание нравственно-этических черт характера мальчиков и девочек (JI. А. Арутюнова, А. М. Виноградова, Т. А.

Маркова, В. С. Мухина и др.), развитие художественно-творческих способностей (Т.С. Комарова, Т. В. Малова и др.) и одаренности мальчиков и девочек (О.М. Дьяченко, А. И. Савенков и др.), полоролевая дифференциация в физическом воспитании (А.Н. Багина, Э. Я. Степаненкова и др.), преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по вопросам полоролевого воспитания (Г.Ф. Кумарина, О.А. Соломенникова).

Установлено, что между различными влияниями и средами, на фоне t которых осуществляется полоролевое развитие детей дошкольного возраста, не существует жестких границ — все они, так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом. Наиболее близким окружением в дошкольном детстве для ребенка является семья и-дошкольное учреждение, которые обладают огромным воспитательным потенциалом. Однако на сегодняшний день прослеживается противоречие i между наличием этого потенциала и его невостребованностью в. действующих образовательных структурах, отсутствие ориентации на полноценное использование его возможностей в. социальном воспитании детей как представителей мужского и женского пола. Основы полоролевого-поведения закладываются в дошкольном возрасте. Однако сегодня более трети поступающих в школу детей имеют несформированные типы полоролевого поведения. Преодоление этого противоречия возможно при взаимодействии образовательного учреждения и семьи, как основных и активных субъектов социума, в котором формируется личность.

Аспекты взаимодействия образовательного учреждения и семьи освещались в работах JT.B. Байбородовой, Л. Г. Богославец, Н. Ф. Виноградовой, С. В. Глебовой, Н. В. Гурова, О. И. Давыдовой, Р. П. Дешеулиной, Т. Н. Дороновой, Е. С. Евдокимовой, А. Е. Жичкиной, JT.B. Загик, А. А. Майер, Т. А. Марковой, Е. В. Соловьевой, О. В. Солодянкиной и других.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла, А свое отражение в ряде нормативно — правовых документов, в т. ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В обозначенных документах подчеркивается, что современный педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как консультант родителей. Наблюдается противоречие между необходимостью решения проблемы полоролевого воспитания детей в практике дошкольного образования и недостаточной теоретической разработанностью ее аспектов в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Исходя из выше изложенного, мы считаем данную проблему актуальной и требующей изучения.

Цель настоящего исследования: сформировать полоролевые представления у детей 5 — 7 лет в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. v.

Объект исследования — воспитание детей 5 — 7 лет в дошкольном учреждении.

Предмет исследованияполоролевое воспитание детей 5 — 7 лет в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Гипотезой исследования являются следующие предположения: полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

• Определены критерии и показатели оценки уровней сформированности полоролевых представлений у детей;

• разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей будут способствовать повышению эффективности всей воспитательно-образовательной работы с детьми;

• разработанная программа дополнительного профессионального образования по вопросам полоролевого воспитания детей дошкольного о возраста будет способствовать повышению профессиональных знаний педагогов и эффективному использованию их в работе.

Для проверки гипотез и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста в философской, психолого-педагогической литературе и на этой основе конкретизировать понятие «полоролевое воспитание детей».

2. Охарактеризовать основные показатели, критерии и уровни сформированности полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать и опытно — экспериментальным путем проверить содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

4. Разработать программу дополнительного профессионального образования педагогов по курсу «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Методологической основой исследования явились:

• Основополагающие философские теории (Аристотель, Пифагор, Платон) и общедидактические педагогические принципы (Я.А. Каменский, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский, В. И. Беляев, Г. Ф. Кумарина, М. И. Мухин, и.

ДР-),.

• Психолого-педагогические исследования о сущности понятия полоролевого воспитания (П.П. Блонский, Д. В. Колесов, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, АГ. Хрипкова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, А. А. Чекалина, А. И. Белкин, Л. Э. Семенова и др.), о половой идентификации и дифференциации, обеспечивающих усвоение полоролевых стереотипов (JI.C. Выготский, В. Е. Каган, И. С. Кон, 3. Фрейд, Н. В. Плисенко, Т. В. Антонова, и др.).

• Исторические и социологические исследования о ценности семьи и выполняемых в ней социально — половых ролей мужчины и женщины (И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лесгафт, К. Маркс, Н. И. Костомаров, И. И. Шангина, И. Ф. Дементьева, В. С. Мухина, М. А. Радзилова, Л. Я. Олиференко, Н. Е. Щуркова, и др.).

• Исследования по вопросам полоролевого воспитания в дошкольном учреждении (Л.В. Градусова, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комарова, Т. А. Репина, ЭЛ. Степаненкова, Э. К. Суслова, Н. Е. Татаринцева и др.),.

• Исследования по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи (А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, Н. Ф. Виноградова, Т. Н. Доронова, Н. В. Гуров, Р. П. Дешеулина, О. Б. Отвечалина, О. Л. Зверева, С. В. Глебов, О. И. Давыдов, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Н. В. Микляева, Н. М. Метенова и др.).

Поставленные задачи, сложность и своеобразие объекта исследования определили выбор методов и способов работы: теоретический анализ проблемы полоролевого воспитания детей и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, метод педагогического эксперимента, наблюдения, интервьюирование, беседы, анкетирование.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с 2005 по 2009 год и включало несколько этапов.

В данном исследовании участвовали: педагоги дошкольных учреждений Московской области (г.г. Электрогорск, Пущино, Мытищи,.

Красногорск и другие)-176 человекродители воспитанников дошкольных учреждений — 86 человек и 167 детей старшего дошкольного возраста.

Всего в исследовании приняли участие 429 испытуемых.

Опытно—экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольных учреждений Московской области (Прогимназии № 1, МДОУ.

35, МДОУ № 41, МДОУ № 39 города Электрогорска).

1 этап (2005;2006г г.) — теоретико-поисковый: изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, анализ программ, методик обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, определение методологического аппарата, изучение состояния и опыта работы по изучаемому вопросу в дошкольных учреждениях Московской области, разработка методики диагностики, содержания, форм и методов полоролевого поведения детей 5 — 7 лет, проведение констатирующего этапа исследования.

2 этап (2006;2007г г.) — опытно-экспериментальный: экспериментальная проверка содержания, форм и методов полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяющих более успешно осуществлять полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

3 этап (2007—2009г г.) — обобщающий (аналитический) — анализ и обобщение данных, определение эффективности проделанной экспериментальной работы, формулирование основных выводов.

Научная новизна исследования состоит, в том что,.

• Обоснована необходимость полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

• Разработаны и охарактеризованы критерии, показатели и уровни сформированности полоролевых представлений детей 5−7 лет.

• Разработано содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

• Разработана программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: • Проведен генезис основополагающих идей теории и практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста;

• Конкретизирована сущность понятия «полоролевое воспитание», рассматриваемое нами как процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, проходящий в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

• Подтверждены теоретические положения о том, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, а так же установка общих позиций в полоролевом воспитании детей являются эффективным средством формирования полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в следующем,.

• Разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяют существенно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

• Разработаны диагностические материалы для выявления уровня сформированности полоролевых представлений у детей дошкольного возраста.

• Разработанная программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» позволяет повысить профессиональный уровень педагогов дошкольных учреждений.

Материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, родителями детей дошкольного возраста, а так же применяться в системе дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разносторонностью экспериментального исследования, адекватностью целям, задачам и логике анализа, репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения эксперимента, количественным и качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в следующих формах: непосредственное применение в работе дошкольных учреждений, основные теоретические положения и результаты экспериментальных исследований были доложены и обсуждались на, а заседании кафедры дошкольного образования ГОУ Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 2005 — 2008), на заседаниях методического объединения (г. Электрогорск, 2006 — 2008), на лекционных, практических и семинарских занятиях в рамках курсов повышения квалификации со слушателями ГОУ Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 2007 — 2008).

На защиту выносятся следующие положения:

1) На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы автором уточнено определение понятия «полоролевое к воспитание», под которым следует понимать процесс овладения детьми' полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого-поведения, проходящий в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

2) Основными критериями оценки уровня сформированности полоролевых представлений детей 5−7 лет являются: наличие у детей знаний, о существовании двух полов — мужского и женскогознания и понимания внутрисемейных и социальных половых ролейсмысла родственных отношенийсоотнесение себя с определенным полом и понимание того, что он не меняетсяосуществление в играх и повседневной деятельности ребенка осмысленного поведения, свойственного представителям его пола.

3) Разработанное содержание, формы и методы полоролевого воспитания детей старшего, дошкольного возраста, в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, позволяет вести.

10 целенаправленную работу по полоролевому воспитанию детей. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства, наличия взаимодействия между педагогами и родителями и наличии общих позиций в воспитании детей.

4) Программа дополнительного профессионального образования педагогов учебного курса «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста» способствующая повышению профессиональных знаний педагогов и эффективному использованию их в работе с детьми.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 246 источников, в том числе на иностранном языке и приложений.

Заключение

.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили верность исходной гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы:

1). Многоаспектный анализ понятий (философских, биологических, психологических и педагогических) и сравнительный анализ различных подходов подвели нас к определениям:

Пол как биологическую категорию, описывающую анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин, (в соответствии с определением И.С. Кона).

Половое воспитание рассматривается как, комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни, с биологической точки зрения.

А полоролевое воспитание дошкольника, рассматривается нами как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме, (в соответствии с определением Н.Е. Татаринцевой).

Кроме этого, в своей работе мы опираемся и на другие определения и материалы:

Полоролевая социализация — неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая, включает в себя три компонента:

• развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола,.

• возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций,.

• развитие форм поведения, соответствующих полу.

Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая роль рассматривается нами как модель поведения, определяемая системой предписаний и ожиданий, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признали представителем мужского или женского пола.

Далее, изучив особенности семейного воспитания в истории и на современном этапе, мы установили, что семья, как объект исследования, привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в ее рамках свой предмет для изучения. Исследованиями о ценности семейного воспитания проводились ранее и продолжаются сегодня.

По нашему мнению, элементы народной педагогики, основанные на обычаях и традициях русской крестьянской семьи, обладают огромным воспитательным потенциалом и могут быть использованы сегодня в I с полоролевом воспитании детей дошкольного возраста.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не только воспитание будущего члена общества, но прежде всего свободное развитие личности каждого.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

1. родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2. это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3. помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4. знание педагогами и родителями воспитательных возможностей.

169 коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В своей работе мы руководствовались выше приведенными принципами совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения.

Главная тенденция в работе с родителями на современном этапе — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Мы полностью разделяем мнение ведущих специалистов дошкольного воспитания о том, что дошкольное учреждение должно совершенствовать формы работы с семьями воспитанников.

Использование сотрудниками дошкольных учреждений разнообразных форм работы с семьями воспитанников, будет способствовать решению задач взаимодействия"ДОУ и семьи, в целом, и полоролевого воспитания, в частности.

2). Для изучения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5 — 7 лет, и в соответствии со второй задачей исследования нами на основании изученных трудов ученых и содержания комплексных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, были разработаны критерии и определены уровни сформированности полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Характеристика уровней сформированности полоролевых представлений у детей 5−7 лет", включает характеристику высокого уровня, среднего уровня и уровня ниже среднего. В данной характеристике представлены показатели сформированности полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с учетом их половой принадлежности.

Определение уровня сформированности полоролевых представлений осуществлялось с помощью разработанной нами «Методики определения уровня сформированности полоролевых представлений у детей 5−7 лет», которая включает в себя десять вопросов по полоролевым представлениям детей старшего дошкольного возраста. За каждый ответ ребенок получал от.

О" до «3» баллов. Определение уровня сформированности полоролевых представлений ребенка осуществлялось по количеству набранных им баллов.

Проведенное исследование выявило, что детей, с высоким уровнем сформированности полоролевых представлений менее двух третей. При этом девочки имеют более высокий уровень сформированности полоролевых представлений, чем мальчики. Соответственно, детей имеющих средний уровень и уровень ниже среднего более трети среди диагностируемых. Наибольшее затруднение у детей, как у мальчиков, так и у девочек вызывают вопросы, связанные с полоролевыми отношениями внутри семьи.

3). Для проведения экспериментальной части исследования и в соответствии с третьей задачей, мы разработали содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения с детьми 5 — 7 лет по вопросам полоролевого воспитания, которое включает в себя следующие моменты:

• Грамотная организация и проведение режимных процессов,.

• Организация игровой деятельности с учетом полоролевых интересов детей,.

• Организация и проведение занятий, как предусмотренных комплексной программой воспитания и обучения в дошкольном учреждении, так и специально разработанных для развития полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста.

• Организация и проведение праздников («День защитника Отечества»,.

Международный женский день 8 Марта", дни рождения детей и др.) и развлечений (инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, проведение познавательно — тематических вечеров таких как «Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка» и др., конкурсы «А ну — ка девочки!», «А ну.

— ка мальчики!" и др.), как предусмотренных комплексной программой i/i воспитания и обучения в дошкольном учреждении, так и специально разработанных для развития полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста.

Из представленного выше видно, что полоролевое воспитание осуществляется как часть целостного педагогического процесса дошкольного учреждения, с учетом возрастных особенностей детей.

4). Нами определены и апробированы содержание, формы и методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5—7 лет. Схема работы включает в себя «Работу по полоролевому воспитанию детей в ДОУ», «Работу по полоролевому воспитанию детей в семье», «Совместную работу по полоролевому воспитанию детей». Работа осуществлялась в направлениях: «Расширение и уточнение знаний и представлений по плоролевому воспитанию детей», «Организация предметно-развивающей среды», «Расширение и закрепление знаний и представлений детей о полоролевом поведении», «Поддержка и развитие семейных традиций», «Обмен информацией о полоролевом воспитании и развитии детей».

Апробация содержания, форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5−7 лет проходила в дошкольных учреждениях города Электрогорска, Московской области с 2006 по 2008 год.

Проведенный нами анализ полученных результатов, позволяет говорить о том, что: все педагоги (100%) оценили проведенную работу по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5 — 7 лет как актуальную и своевременную. Предложенная нами программа работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5−7 лет получила положительную оценку педагогов (100%). Они отмечают, что в результате проводимой работы у детей повысился уровень сформированности полоролевых представлений, сюжеты их игр стали разнообразнее и сложнее, стало меньше конфликтных ситуаций в общении детей. Между родителями и педагогами возникли доверительные отношения, которые в дальнейшем позволят еще продуктивнее решать вопросы воспитания детей старшего дошкольного возраста вообще и вопросы полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста в частности. Педагоги считают, что работу по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5—7 лет необходимо продолжать.

Родители экспериментальной группы имеют более четкие и систематизированные представления о полоролевом воспитании детей дошкольного возраста, чем родители контрольной группы на том же этапе исследования.

В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой, большее количество детей имеет высокий уровень сформированности полоролевых представлений. Самые высокие показатели сформированности полоролевых представлений отмечены в группе «Девочки» экспериментальной группы (92.3%).

Сравнительный анализ результатов, констатирующего и контрольного экспериментов, свидетельствует о том, что у детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности полоролевых представлений, как у мальчиков, так и у девочек, чего не произошло в контрольной группе. Следовательно, определенные и апробированные нами в дошкольных учреждениях города Электрогорска, Московской области содержание, формы и методы работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи по вопросам полоролевого воспитания детей 5−7 лет являются эффективными и позволяют повысить уровень сформированности полоролевых представлений детей 5−7 лет.

5). По итогам проведенного исследования и с целью повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений по вопросам полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, и в соответствии с четвертой задачей исследования, нами разработана программа.

173 дополнительной подготовки педагогов по курсу «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста». Программа рассчитана на 72 учебных часа. В содержании программы раскрываются теоретические и практические вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, из приведенных выше результатов можно сделать вывод о том, что поставленные нами задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась и цель работы достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференциация и межличностныеотношения в детской группе. //Вопросы психологии. 1987. — № 5.-С.70−78.
  2. В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. — С.95−101.
  3. Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины./Алешина Ю.Е., Волович А. С. // Вопросы психологи. 1991. — № 4. С.74−82.
  4. Ш. А. В школу с шести лет. / Ш. А. Амонашвили М., 1986,-С. 125.
  5. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпритации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−143.
  6. Н.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1967.- 19с.
  7. Т., Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. / Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. // Дошкольное воспитание. 1998., — № 6. — С. 66 — 70.
  8. Т. А. Тендерные аспекты детско родительских отношений. Учебное пособие. / Т. А. Араканцева. — М.: МПСИ, 2006. — 61с.
  9. Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002., — № 9. — С. 52 — 58.
  10. JI.A. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988.-22с.
  11. М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная структура / отв. ред. М. С. Мацковский., М.: ИСИ АН СССР, 1987. — С. 53 — 70.
  12. А.Н. Формирование моделей полоролевого поведения детей 46 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., — 2007. — 21с.
  13. JI. В. Взаимодействие школы и семьи. Учебно-методическое пособие. / Байбородова JI. В.— Ярославль. Академия развития, Академия холдинг., 2003. — 224 с.
  14. С.Ю., Легенда о тендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. / Барсукова С. Ю., Радаев В. В. // Мир России. 2000,. — № 4.- С. 65 — 102.
  15. А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола). / Белкин А. И. М.: Медицина, 1987, — С. 778
  16. В.И. Методологические подходы в разработке принципов социальной педагогики // Материалы 4-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики МГСУ (28 марта 2001) / под ред. JI.B. Мардахаева. М., 2001. — С.22−29
  17. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Моск. Патриархии, 1988. — 1376 с.
  18. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2 / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. -400с.
  19. П.П. Мои воспоминания / Подгот. текста в печати Н. И. Блонской. Науч. ред. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1971. — 176 с.
  20. Большая медицинская энциклопедия: в 30-ти томах / АМН СССР.- под.ред. Петровского Б. В. 2-е изд., М.: — Советская энциклопедия, — 1962. -Т. 20.-С.171.
  21. Л.Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996. — № 6. — С. 163 — 170.
  22. М.В. Интерпретация маскулинности фемининности внешнего облика женщины. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д., — 2000. — 24с.
  23. М.В. Маскулинность и фемининность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин.// Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. Минск: Март 2000, — 2000. — С. 18−21.
  24. А.Я., Российская семья в эпоху перемен: Социально — психологическая динамика // Школьная библиотека — 2008. № 2. — С. 10 — 13. -Конференция «Психолог и общество: диалог о взаимодействии.
  25. Введение в педагогическую культуру. Учеб. пособие/под ред Е. В. Бондаревской.-Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. пед. ин-та, 1995.-С. 30 52.
  26. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003., — С. 40 — 43
  27. Вопросы статистики. — 1995. — № 12, с. 61
  28. О.А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. -2000. № 4. — С. 9—20.
  29. О.А. Теоретико-методологические основы тендерных исследований // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН-МФФ, 2001. -С. 13−106.
  30. О.А. Формирование тендерного подхода в социальных науках// Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Академия. 2002. — С. 8—-33.
  31. Воспитатели и родители: из опыта работы. / сост. JI. В. Загик, В. М. Иванова. — М.: Просвещение, 1985.— 96 с.
  32. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя дет. сада/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989 —192с.
  33. Выготский JL С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 55—63.
  34. О.А. Ролевой конфликт работающей женщины. Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 24с.
  35. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 65—70.
  36. Н. Индивидуальное консультирование // Как создать кризисный центр для женщин. М.: Пресс-Соло, 1995. — С. 55—61.
  37. Е. Тендерные политики в национальном дискурсе //Тендерные исследования. 1999. — № 2, — С.24−36.
  38. Е.С. Штрихи к портрету женщин-менеджеров / Е. С. Гвоздева, В. И. Герчиков. // Социологические исследования.-2000.- № 11. С. 36—44.
  39. В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация — следствие асинхронной эволюции) // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. — Т. 43. Вып. 3. — С. 543—550.
  40. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 171—189.
  41. С.В. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / С. В Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель». — 2005 — 111с.
  42. П.П. Диагностика и коррекция ролевых конфликтов // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 44—51.
  43. П.П. Измерение локуса ролевого конфликта // Психологическая диагностика. 2004. — № 3. — С. 88—95.
  44. П.П. Ресурсы женственности и мужественности // Журнал практического психолога. 2003. — № 6. — С. 51—55.
  45. JI. В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — М., — 1990. — 23с.
  46. Н. Как мы работаем с родителями. / Григорьева Н., Козлова JI. // Дошкольное воспитание. 1998. — № 9. — С. 23 — 31.
  47. Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5 — 7 лет в процессе игры драматизации. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2004. — 22с.
  48. И.А. В тендерной стратегии повышения рождаемости экономика не самое главное //Справочник педиатра. / под ред. А. А. Баранова. 2008. — № 2. — С.40 — 44.
  49. Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. 2000. — № 11. — С. 34—45.
  50. Т.А. Социология пола и тендерных отношений // Социология в России. / под ред. Ядова В. М.: ИС РАН. 1998. — С. 173—195.
  51. Н.В. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. / Н. В. Гуров М.: ТЦСфера. — 2006. — 320стр
  52. М. Что такое феминизм и почему мы его боимся? // Журнал «Гуфтугу» 2001.- № 1, —С. 12−14.
  53. О. И. Формы работы с семьей внутри детского сада. / Давыдова О. И., Богославец JI. Г., Майер А. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. Приложение «Работа с родителями в ДОУ» М.: ТЦСфера. 2005. — 144с.
  54. Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41 — 49.
  55. Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 41 — 49.
  56. И.Ф., Развод и дети. / И. Ф. Дементьева — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания., 2000. 48 с. — (Семья и воспитание).
  57. И.Ф., Российская семья: проблемы воспитания. Руководство для педагогов. / И. Ф. Дементьева М.: Гос. НИИ семьи и воспитания., 2000.-С. 6. — (Семья и воспитание).
  58. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / авт.- сост. Глебова С. В. — Воронеж., 2005 — 111 с.
  59. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина (и др.)./ под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович.- Изд. 3-е, перер. СПб.: Детство — Пресс., -2006 — 244 с. •
  60. Ф.Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. СПб.: Питер., — 2001.- С. 144−161.
  61. X. О национальной философии в связи с исследованием истории философской мысли // Известия Академии наук РТ. Серия: философия и правоведение. 2002. — № 1−2. — С.З.
  62. А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра. / Донцов А. И., Стефаненко Т. Г. // Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс., — 2002. — С. 76—95.
  63. Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 60 — 68.
  64. Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей ивоспитателей «Из детства в отрочество» // Дошкольное воспитание. -2000.-№ 3.-С. 87−91.
  65. Дошкольная педагогика (конспект лекций). / автор-составитель В. А. Титов. М.: Приор-издат., — 2002. — 192 с.
  66. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. — М.: Линка-Пресс., — 2001. — С. 25 -26.
  67. О.В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире// Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1. — С. 141 — 147.
  68. Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника./ Е. С. Евдокимова М.: ТЦ Сфера., — 2005. — 96с.
  69. Ю.В. Отцовство как структурно-динамический феномен на рубеже веков./ Ю. В. Евсеенкова, А. Г. Портнова // Философия образования. 2004. -№ 11.- Вып. 3. — С. 56−64.
  70. О.П., Антропологические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.: лекция / О. П. Егорова. М.: Просвещение., 2005. — С.23−46.
  71. С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. / Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. № 3. — С. 100−115.
  72. В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. /Еремеева В.Д., Хризман Т. П. СПб: Алетейя. — 2000. — 167 с.
  73. Т. Экономическая теория и феминизм // Теория и история феминизма/под ред. И. А. Жеребкиной. ХЦГИ. Ф-Пресс., 1996.-С.181−223.
  74. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщины в современных условиях (профессионально-личностный аспект). Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1998. — 30с.
  75. Закон Об образовании Российской Федерации. М.: ООО Астрель: ООО ACT. — 2003. — 78 с. — (Образование в документах и комментариях).
  76. П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии. 1982. — № 1, — С. 21 — 30.
  77. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для образовательных учреждений, /отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Центр «Школьная книга». — 2002. — с. 120
  78. О.Л. Работа детского сада и молодой семьи. / О. Л. Зверева -М.: Просвещение., 1990. 146с.
  79. Е. Советский этакратический тендерный порядок. / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Социальная история. Женская и тендерная история. Ежегодник. / под ред. Пушкаревой Н. — М.: РОСПЭН., 2003. — С.436−463.
  80. О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Академия. — 2002. — С. 473−489.
  81. В. В. Оптимизация профессиональной деятельности в социальной работе (на примере помощи семье). Учебное пособие. / Зритнев В. В., Зритнева Е. И.- науч. ред. А. А. Деркач. Ставрополь: НОУ СКСИ. — 2004. — 75 с.
  82. Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России. Монография. / Зритнева Е. И. Ставрополь: СКИПКРО. — 2005. — 232 с.
  83. Е. И. Воспитание будущего семьянина в современных социокультурных условиях. // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог: Изд-во ТРТУ., 2006. — № 1(56). — 240 с.
  84. Е. И. О проблеме воспитания семьянина в высшей школе //Высшее образование в России. 2005. — № 12. — С. 129−132.
  85. Е. И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика. Монография. / Зритнева Е. И. — Ставрополь: СКИПКРО. 2005. — 208с.
  86. М.Н. Фольклоротерапия. Учебное пособие. / М. Н. Зыкова — М.: Издательство Московского психолого-социального института.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК». 2004. — 160с.
  87. Е. Тендерная проблематика в психологии // Введение в тендерные исследования. Часть I. Учебное пособие. / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя., 2001. — С. 312−345.
  88. О. И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. — В. Новгород., 2006. 22с.
  89. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова. -3-е изд. М.: Просвещение. — 2004. — 143с.
  90. И.А. Путь духовного обновления. / И. А. Ильин — Мюнхен. 1962. М.: Библиополис, 2008. — 448 стр.
  91. Д. Н. Половое воспитание детей. Медико -психологические аспекты. / Исаев Д. Н., Каган В. Е. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Д.: Медицина. — 1988.- 160 с.
  92. Истоки: базисная программа развития ребенка дошкольника./ Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова / научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова. М.: Карапуз. — 1997. — 288с.
  93. История педагогики в России / сост. С. Ф. Егоров. М.: Академия., 1999.-495 с.
  94. В.Е. Воспитателю о сексологии. / В. Е. Каган — М.: Педагогика., 1991. — 256с.
  95. В.Е. Половая идентичность и развитие личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. — № 4. — С. 25−33.
  96. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 45—54.
  97. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 32—38.
  98. Р. Социальные проблемы тендера в посткоммунистическом мире в контексте глобализации./ Кадыржанов Р., Кокишева В. // Проблемы тендера в контексте трансформации казахстанского общества. — Алматы., 2001. — С.117−120.
  99. И., Гегель Г.В.Ф., Шеллинг Ф.В. И. Немецкая классическая философия. Том 1. М.: Эксмо, 2000. — 784с.
  100. П.Ф. История русской педагогики.//Педагогика 1993. — № 2 -С. 74.
  101. В.Н. Социокультурные аспекты тендерного конфликта (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина на пути к устойчивому развитию / под ред. Е. Н. Никоноровой. М.: РЭФИА. — 1997. -С. 66−79.
  102. Р.А. Проектирование предметно развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида Пособие для логопедов и воспитателей. / Кирьянова Р. А. — СП б: КАРО., 2007.-С. 1- 19.
  103. Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе. Методическое пособие. / Кирьянова Р. А. -СП б. КАРО.-2003.-224с.
  104. И. С. Тендерная автобиография как метод изучения механизмов тендерной социализации // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер.-2003.—С. 131—142.
  105. И. С. Тендерная проблематика в работах российских психологов // Тендерные проблемы в общественных науках / Семашко И. М. (ред.). М.: ИЭА РАН. 2001. — С. 72−87.
  106. Т.А. Насилие как основа культуры патриархатного типа. Тендерный подход к проблеме // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Академия., 2002. — С. 121−146.
  107. К. Феминизм и его счастливый или несчастный «брак» с различными теоретическими течениями 20-го века // Тендерные исследования. 1998. — № 1. — С. 46—54.
  108. Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. /Н. В. Клюева Ярославль: Академия развития, Академия холдинг., — 2002. — 160 с.
  109. Когнитивная подготовка студентов к работе по проблеме полоролевой социализации дошкольников // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст. М.: МПГУ. — 1998. — С. 52−53.
  110. Г. М. Словарь по педагогике./ Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. М.: ИКЦ «МарТ»., 2005. — 448с.
  111. А. В. Работа ДОУ с семьей. / Козлова А. В., Дешеулина Р. П. -М.: Сфера., 2004. 112 с.
  112. С.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова М.: Академия. — 2000. -416 с.
  113. В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. перераб., дополн. / В. Е. Колесов — М.: Педагогика. — 1988. — С.9 — 25
  114. Д., Динамика и особенности полоролевойсоциализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. / Коломейченко
  115. Л., Прозументик О. // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1(19) — С. 12 — 26.185
  116. JI.B. Блочно — тематический план реализации «Программы полового воспитания детей дошкольного возраста». / Коломийченко Л. В., Югова Л. И. // Детский сад от, А до Я 2006. — № 1 — С. 90- 107.
  117. Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1 — С. 54 — 90.
  118. Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас. // Вопросы психологии. 1985. — № 3. -С. 165—171.
  119. Я.С. Мальчики и девочки. // Знание-сила. 1971. — № 2. -С. 765.
  120. Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. -Изд. 3-е, испр. и доп. / Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. -М.: Педагогическое общество России., 2005. 128с. С. 18 — 21.
  121. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. -2005.-№ 9.-С. 3−16
  122. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы к симпозиуму. М., 1975. — С. 763—776.
  123. Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Академия., 2002.-С. 188−242.
  124. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. I. Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.- - СПб.: Алетейя., 2001. — С. 562−606.
  125. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981.-№ 2. -С.32−39
  126. Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин., 2000. — С. 251—279.
  127. В.Ф. Особенности межполушарных взаимодействий при запечатлении информации. / В. Ф. Коновалов, Н. А. Отмахова // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 96−102.
  128. Н.А. История педагогики. / Константинов Н. А. М.: Просвещение. — 1982. — 447с.
  129. Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия., 2000. — С. 389 — 399.
  130. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. / Н. И. Костомаров М.: Просвещение., 1996. — С.4−171.
  131. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Книга ля воспитателей детского сада и родителей /Е.Е. Кравцова М.: Просвещение., 1996. — 160с.
  132. Н.К. Народное образование и демократия. — Пед. соч. в 10 -ти т. / Н. К. Крупская. М. — Л.: АПН РСФСР. — 1957. — Т.1. — С.249 — 350.
  133. С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 26—36.
  134. Е.А. Истоки женственности в педагогике // Детский сад от, А до Я.-2006.-№ 1 С. 114- 121.
  135. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1992. 20 с.
  136. Н. Тендерный подход в свете идей личностно -ориентированного школьного образования. // Коррекционно -развивающее образование. — 2008. — № 3 — С. З — 10.
  137. Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений./ Т. А. Куликова М.: Академия., 1999. — 232 с.
  138. Кун М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / Кун М., Макпартленд Т. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской., М.- 1984.-С. 180−187.
  139. JI.JI. Психология любви. /JI.JI. Куприянчик Донецк: Сталкер, 1998.-416 с.
  140. Н. Личные отношения супругов по русскому обычному праву // Юридический вестник. 1883. — № 6−7. — С. 358—414.
  141. Н.К. К вопросу о формировании психического пола ребенка. // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1 — С. 26- 31.
  142. А. Родители являются первыми педагогами своих детей. / Леонтьева А., Лушпарь Т. // Дошкольное воспитание. 2001. -№ 8.-С. 57−59.
  143. П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Избранные педагогические сочинения / Лесгафт П. Ф.-М.,-1951.-С.215−216.
  144. Лин Г. Б. Фен-шуй для начинающих / Лин Генри Б. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-320 с
  145. О. Глобализация и тендер. Взгляд с восточной стороны // Тендерные исследования. 1999. — № 3. — С. 319.
  146. Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев., 2005. С. 54 — 58
  147. О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 73−79.
  148. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка. Дисс. канд. психол. наук. Л. 1988. — С. 32−60.
  149. Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 10. — С. 54 — 59.
  150. А.С. Общие условия семейного воспитания. Педагогические соч.: в 8 т.- / Макаренко А. С. Т 4. — М.: 1984.-Т. 4.-С. 6062.- -С. 80−86.
  151. С. А. Основное назначение, функции, специализация социального педагога школы в работе с семьей / С. А. Макаренко // Клас. рук. 1997.-N 1.-С. 48−51.
  152. С.А. Семейный социальный педагог в контактах семьи и школы // Социальная педагогика. 2004. — № 2. — С.91−92.
  153. Малкина- Пых И. Г. Тендерная терапия. / Малкина- Пых И. Г. М.: Эксмо., 2006 г. — 928с.
  154. А.Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: автореф. дис канд. пед наук. — JI., 1977. 21с.
  155. Е.Б. Тендерная проблематика в экономической теории // Введение в тендерные исследования. Ч. I: учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. / Е. Б. Мезенцева / Харьков: ХЦГИ.- СПб.: Алетейя,.-2001. -С. 238−276.
  156. Е.Б. Тендерная экономика: теоретические подходы // Тендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. М. М. Малышевой. М.: Академия., 2002. — С. 310—331.
  157. Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. /Н.М. Метенова М.: Скрипторий, 2003., 2008. — 104с.
  158. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Мид М. -М.: Просвещение, 1988. С. 202—254.
  159. Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Метод. пособие для воспитателей ДОУ/ Микляева Н.В.- М.: Просвещение, 2006- 200 с.
  160. И. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле // Социология. Серия 11. 1999. — № 4. — С. 102—114.
  161. О. В. Женское тендерное поведение в социальном и кросс-культурном аспектах // Общественные науки и современность. -1999. № З.-С. 179−191.
  162. Д.А. Русские женщины нового времени: биографические очерки из русской истории // М. 1995. — № 6.- С. 6 — 15.
  163. А. В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия., 2003. — 200 с.
  164. Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / авт. Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина. С-Пб.: Искусство — СПБ. — 2005. — 668 с.
  165. Р.Ж. Формы взаимодействия матери с младенцем // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 16—25.
  166. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. / В. С. Мухина —М.: Просвещение. 1997. — С. 54 — 78.
  167. А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях. Дисс. канд. пед. наук. — М., 2001. С. 12 — 64.
  168. Нормативно правовая база дошкольного образования. Сборник документов. — М.: Воспитание дошкольника., 2008. — 384с.
  169. О нежных нравах и добром воспитании / отв. ред. Т. С. Буторина. -Архангельск., 2001. 896 с.
  170. Об утверждении Плана основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи. Распоряжение Правительства (от 12.10.07. № 1405 р) // Вестник Образования России. — 2008. — № 4 (февраль). — С. 58 — 65.
  171. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа./ А. А. Леонтьев. М.: Баласс. РАО., 2004. — 528с.
  172. Общение детей в детском саду и семье/под ред. Т. А. Репиной, Р. Б.190
  173. Стеркиной.- М.: Педагогика., 1990.—152 с.
  174. В. Японский ребенок дома и в школе. // Воспитание школьников. 1989. — № 4. — С. 95.
  175. Оздоровление детей в условиях детского сада / под ред. JI.B. Кочетковой. М.: ТЦ Сфера., 2005. — 112с.
  176. JI. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. / JI. Я. Олиференко М: Академия, 2002−256с.
  177. JI. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. Кн. для воспитателя дет. сада. / JI. Ф. Островская — М.: Просвещение., 1987.- 144 с.
  178. JI. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. — № 8. — С. 8 — 13.
  179. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России., 2004. 608 с.
  180. Педагогика: семья школа — общество. Монография / Е. М. Галишникова, А. Н. Ксенофонтова, Е. И. Зритнева- под ред. О. И. Кирикова. Кн. 5. — Воронеж: Воронежский госпедуниверситет. — 2005. — 303 с.
  181. И.Г. Лебединая песня. Избранные педагогические сочинения: в 2 -х т. Т 2 / И. Г. Песталоцци — М. 1981.- Т. 2- С. 217−218
  182. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999.-528 с.
  183. Н.В. Генезис половой идентефикации в дошкольном возрасте. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985 22с.
  184. Подготовка студентов к воспитанию дошкольников в процессе полоролевой социализации // Технологии педагогической подготовкиучителя: инновационный поиск: тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена., 1997. — С. 166−168.
  185. JL. Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взраслеющих мальчиков и девочек. / пер. с англ. Э. Касимова, / Понтон JL.- М.: Из-во Института Психотерапии., 2001. 272с.
  186. JI.B. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США // Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ- СПб.: Алетейя. — 2001. — С. 635—663.
  187. JI. В. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ., 1999. — С. 119−130.
  188. JI.B. Отношение к социальным ролям женщин: кросс-культурное исследование // Тендерные аспекты социальной трансформации. Вып. 15. — М. — 1996. — С. 161—173.
  189. А.И. Женские исследования в России // Тендерные аспекты социальной трансформации. Вып. 15. -М., 1996. — С. 180−183.
  190. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. -3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика Синтез., 2005. — 208с.
  191. М.А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. Автор, дис. канд. пед.наук. Волгоград., 1999. — 22с.
  192. Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 4. -С. 34−49.
  193. Т. А. Особенности формирования начал мужественности и женственности у дошкольников. // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1(19) -С. 128−133
  194. Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 34 — 49.
  195. Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. /Репина Т.А. М. МПСИ., 2004. — 288с.
  196. Т.А. Проблема полоролевой социализации дошкольников. // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1(19) — С. 6 — 12.
  197. П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников. -1998.-№ 5.-С. 23−27.
  198. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2.- М. 1999. -С. 166
  199. С.К. Социальная установка личности // Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. A.JI. Журавлев. М.: ПЕР СЭ., 2002. — С. 87−94.
  200. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия., 2000. — 160 с.
  201. А.И., Одаренные дети в детском саду и школе. / А. И. Савенков. М.: Академия — 2000. — 232 с.
  202. Савенков А^И., Одаренный ребенок дома и в школе / Савенков А.И.-М.: У- Фактория- 2004. 272 с.
  203. Семейный быт народов СССР / отв. ред. Т. А. Жданко. — М.: Наука., 1990.-520с.
  204. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 34—47.
  205. О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/О.А. Соломенникова.-М.:Айрис-пресс., 2006.-192с.
  206. О.А., Роль семьи в тендерной социализации детей дошкольного возраста. / Соломенникова О. А., Баранникова Н. А. // Детский сад от, А до Я. -2006. -№ 1. С 122- 127.
  207. Соотношение биологического и социального в человеке./ под ред. Банщикова В. М., Ломова Б. Ф. М. — 1975. — С. 665
  208. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. -2-е изд. испр. и доп. / О. В. Солодянкина М.: АРКТИ. — 2005. — 80с.
  209. Э.Я., Теория и методикафизического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высшей педагогических учебных заведений. / Э. Я. Степаненкова. М.: Академия. — 2001. — 368 с.
  210. Л.В. Половое воспитание девочек младшего школьного возраста. Учебное пособие./ Строгонова Л. В. — М.: Педагогическое общество России. 2005. — 64с.
  211. С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. — № 7. — С. 208.
  212. Э. К., Половое воспитание детей дошкольного возраста. Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания.//Детский сад от, А до Я. 2004. — № 5 -С. 146−157.
  213. В.А. Рождение гражданина. / Сухомлинский В. А. М.: Молодая гвардия. — 1971. — 336с.
  214. Н.Е. Использование народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников//Детский сад от, А до Я.-2006. № 1.-С. 107−111.
  215. Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно практическое пособие. / Н. Е. Татариниева — М.: Центр педагогического образования., 2007. — 144с.
  216. Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. / Н. Е. Татариниева М.: Центр педагогического образования., 2007. — 96с.
  217. И.В. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности // Детский сад от, А до Я. 2006. — № 1.-С. 134- 141.
  218. Т.В. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного — обучения. Автор, дис. канд. пед. наук.- Якутск., 2005 20с.
  219. К.Д. Собр. соч.: в 9 т. / К. Д. Ушинский Т. 8. — М.: Учпедгиз., 1960.-С.489.
  220. Э., Бегство от свободы./ Э. Фромм М.: Просвещение., 1990. -456 с.
  221. Т. В., Педагогика развития в контексте современной этологии дошкольного детства // Педагогика развития. Возрастная динамика и ступени образования. Красноярск, — 1997. — С. 101 — 118.
  222. Т.В. Педагогика дошкольного детства за рубежом: современные парадигмы // Педагогика развития. Проблемы современного детства и задачи школы. Красноярск. — 1996. — С. 110 -123.
  223. Н.В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Серия 6. Вып. 2.- 1998. — № 13. — С. 74−82.
  224. Н.В. Россиянки и явление трэффика. / Ходырева Н. В., ЦветковаМ.Г. / Социологические исследования.- 2000.-№ 11.-С. 141—144.
  225. А.Г. Девочка подросток — девушка. Пособие для учителей. / Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. — М.: Просвещение, 1981. — С. 128.
  226. JI. Теории личности (Основные положения, исследования, применение). / Хьелл Д., Зиглер Д. СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  227. Ю. Воспитание родителей: концепции, направления иперспективы. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. Пер. с фин./ Ю. Хямяляйнен М.: Просвещение.- 1993.— 112с.
  228. А.А. Тендерная психология. Учебное пособие. / А. А. Чекалина М.: Ось. — 89., 2006. — 256с.
  229. А. А. Что такое тендер? // Детский сад от, А до Я 2006. — № 1 -С. 31−54.
  230. И.И. Русские дети и их игры. / Шангина И. И. СПб.: Искусство — СПБ. — 2000. — 653 с.
  231. С.Т. Педагогические сочинения в 4 тт. М.: Просвещение, 1961- 1965 с.
  232. Н. Е. Прикладная педагогика в воспитании. Учебное пособие. / Н. Е. Щуркова. СПб: Питер., 2005. — 366 с.
  233. Ю. Метафизика пола./ Ю. Эвола М.: Беловодье, 1996. — 382 с.
  234. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Ф. Энгельс М.: Прогресс, 1991. — 112 с.
  235. Н.С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы. // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.: Наука., 1993. — С. 226−241.
  236. Е.В. Социально-психологический анализ тендерных ролей. / Е. В. Юркова, И. С. Клецина // Практикум по тендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер., 2003. С. 207−228.
  237. Т.Н. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 45—57.
  238. Bern S. L. Gendtr schema theory. A coqnitive account of sex // Psychological Review. 1981. — № 88. — p. 354 — 369.
  239. Benedek T. Climacterium: a developmental phase // Psychoanal. Quart. -1950.-v. 19.-p. 1−27.
  240. Hird M. J. Adolescent dating violence. An empirical study // Intervention. -1995.-v. 100: p. 60−69.
  241. Levinson D. A conception of abult development // American psychologist. 1986.-№ 41.-p.-3−13.
Заполнить форму текущей работой