Развитие речи городских детей — дошкольников не владеющих родным языком: На прим.
башкир. яз
Диссертация
Работа по формированию и развитию речи городских детей-дошкольников на генетически родном, а функционально неродном языке может осуществляться более эффективно, если: определение содержания обучения речи и выработка системы презентации языкового материала будут ориентированы на учет особенностей двух контактирующих (русского и башкирского) языков и опору на родной (русский) языкиспользовать такие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА БАШКИРСКОМ ЯЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО ДЕТСКОГО САДА
- 1. 1. Психологические особенности овладения речью на втором языке детьми дошкольного возраста
- 1. 2. отражение в научно-методической литературе проблемы развития родной речи детей в дошкольных учреждениях
- Выводы
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РОДНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКИХ САДАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
- 2. 1. состояние обучения и уровень владения башкирским языком в городских дошкольных учреждениях
- 2. 2. Анализ действующих программ, учебно-методических пособий по развитию речи на башкирском языке в детском саду
- 2. 3. типы ошибок в башкирской речи дошкольников и причины их возникновения
- Выводы
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РОДНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БАШКИР В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОГО ДЕТСКОГО САДА
- 3. 1. Этапы и содержание обучения родной речи в городском детском саду
- 3. 2. Методика воспитания звуковой культуры речи в младшей, средней, старшей группах
- 3. 3. Методика словарной работы
- 3. 4. Методика формирования грамматического строя речи
- 3. 5. Методика развития связной речи
- 3. 6. Экспериментальное обучение и его результаты
- Выводы
Список литературы
- Азизов А. А. Роль сопоставительного изучения русского и национальных языков в процессе обучения русскому языку учащихся национальных школ // Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР. М., 1976. — С. 57 — 68.
- Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НШ дошкольного воспитания / Редкол.: Н. И. Поддъяков (отв. ред.). М.: АПН СССР, 1985. — 84 с.
- Алексеева М.М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. -М., 1983. — С. 27 43.
- Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
- Асадуллин А.Ш. Вопросы развития русской речи в национальных детских садах // Дошкольное воспитание 1980. — № 8. — С. 17 — 20.
- Асадуллин А.Ш. Обучение аудированию в национальном детском саду // Дошкольное воспитание. 1982. — № 2 — С. 17 — 19.
- Асадуллин А.Ш. Обучение русскому языку в разновозрастной группе национального детского сада // Дошкольное воспитание. 1983. — № 10.-С. 10−12.
- Аскарина Н.М. Методические приемы развития речи у детей раннего возраста // Психологические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков: Тез. докл. совещ. М., 1987. -С. 29−30.
- М.Бенедиктов Б. А., Бенедиктов С. Б. Психологические вопросы интерференции в процессе усвоения второго языка // Проблемы интерференции при обучении языкам: Тез. докл. первого республ. симпозиума 17−18 июня, 1968 г.-Каунас, 1968.-С. 5−11.
- Богатырева А.Н. О понимании и употреблении слов детьми дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Челябинск, 1967. -С.29 — 36.
- А.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1991. 206 с.
- ХЬ.Богуш A.M. Методика обучения детей русскому языку в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие: Для учащихся пед. училищ и студентов пед. ин-в. Киев: Вища школа, 1990. — 220 с.
- Хв.Богуш A.M. Обучение правильной речи в детском саду. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- И.Богуш A.M. Обучение русскому языку в детском саду. Киев: Рад. школа, 1983. — 143 с.
- Богуш A.M. Формирование оценочно контрольных действий у дошкольников в процессе обучения родному и русскому языкам: Авто-реф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1985. — 52 с.
- Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 70 с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969. — 105 с.
- Ветер JI.A. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979. -№ 5.-С. 36−38.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. И. Мерзлякова и др. М.: «Русский язык», 1985.- 116 с.
- Виноградова Т.М. Взаимосвязь обучения русскому и родному языкам в национальном детском саду : Дис.. канд. пед. наук.- М., 1 967 215 с.
- Возрастные особенности психического развития детей: Сб. науч. тр./ Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.: АПН СССР, 1982. -164 с.
- Вопросы порождения речи и обучение языку: Сб. ст. / Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1967. 150 с.
- Выготский JI.C. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980. -С. 67−72.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т-М., 1982.-Т. 2.-С. 5−361.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи // Собр. соч.- Т. 3. -М., 1982.-С. 164- 177.
- Габова Р. И. Пересказ как один из приемов обучения детей родному языку // Дошкольное воспитание. 1954. — № 7. — С. 16 — 24.
- Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку : Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 20 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышленияи учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления советской психологии. М.: Наука, 1966.
- Гафаров И. Р. Русский язык в национальных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1982. — № 2. — С. 20 — 23.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-282 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. — 471 с.
- Голъберг A.M.О развивающем эффекте обучения младших школьников лексике родного языка // Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г. С. Костюка. -Казань, 1970. -С. 227 232.
- Городеева О.И. Некоторые закономерности влияния родного языка в процессе становления двуязычия: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1965. — 18 с.
- Дошкольная педагогика I Под ред. Е. А. Флериной. М.: Учпедгиз, 1946. — 352 с.
- Дошкольная педагогика: Пособие: Для студентов заочников 1 3-х курсов. — М., 1992. — 112 с. 43,Дошкольная педагогика: Учеб. пособие: Для учащихся пед. училищ / Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.-415 с.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.94 с.4Ь.Дъяченко О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1990. — 31 с.
- Жинкин И. И. Развитие речи у детей // Советская педагогика. -1954.-№ 6.-С. 79−94.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1958.-370 с.
- Л$.Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи: Сб. материалов // В защиту живого слова М.: Просвещение, 1966. — 271 с.
- Жинкин Н.И. Психологические проблемы основ развития речи // В защиту нового слова. М., 1966. — С. 5 — 25.
- Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей детского сада / Под ред. О. С. Ушаковой. 1993. — 271 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Зимняя И.А. Психологические основы формирования двуязычия // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С. 27 — 29.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Просвещение, 1989.-219 с.
- Кадырова Ф.Р. Игра в обучении детей русскому языку в национальном детском саду: Пособие: Для воспитателей национ. дет. садов. -Ташкент: Укутувчи, 1992. 93 с.
- Кадырова Ф.Р. Использование игр в обучении дошкольников русскому языку. Ташкент, 1987. — 36 с.
- ЪЪ.Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 324 с.
- Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. 1983. — № 5. — С. 34 — 36.
- Коваличева А.Ф. Детское словесное творчество // Дошкольное воспитание. 1941. — № 3. — С. 25 — 35.61 .Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.— М.: Педагогика, 1982.- Т. 1 656 с.
- Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР М., 1948. — Вып. 6.-С. 145- 176.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию-М'.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Лагутина О. Развитие творчества в играх драматизациях // Дошкольное воспитание — 1982. -№ 11.-С. 19−20.
- Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи // Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку. М., 1977. — С. 20 — 36.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.160 с.
- Леушина A.M. Развитие речи // Дошкольная педагогика / Под ред. Ш. И. Ганелина. М.-Л., 1946. — С. 219 — 255.7{.Логинова В. И. Роль системы знаний в обучении детей рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1981. — № 10. — С. 10−12.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1979.-320 с.
- Лысых К.А. Обучение правильной речи // Дошкольное воспитание.-1962.-№ 1.С. 35−39.
- А.Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975.-176с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка 2-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 363 с. 1 в. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 7 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. Т. 5. — 407 с.
- Максаков А.И., Туманова Г. А. Учите, играя. М., 1983. — 142 с.
- Максаков А. К, Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1984. -С. 49−89.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- S0.Михайлов М. М. Когда и как обучать второму языку // Дошкольное воспитание 1990. — № 1. — С. 18−21.81 .Мухина B.C. Психология дошкольника / Под ред. JI.A. Венгера. -М.: Просвещение, 1975. 239 с.
- Негневицкая Е.И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений на втором языке: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1986. 23 с.
- Негневицкая Е.И. Система игр для обучения дошкольников русскому языку как иностранному. Будапешт, 1986. — 64 с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1981.109 с.
- Обучение родному и русскому языкам детей-шестилеток: Сб. ст. Душанбе, 1982. — 102 с.
- Яб.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лысиной. — М.: Педагогика, 1985. 208 с.
- Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1967. — 18 с.
- Павлова JJ.H. Основные дидактические принципы и условия проведения игр занятий // Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 1986. — С. 108 — 112.
- Пассов Е.И. Некоторые аспектные проблемы переноса речевых навыков и обучение иноязычной речи // Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. -М.: Изд-воМГУ, 1972.-С. 78−81.
- Протасова Е.Ю. К проблеме развития значения в детской речи // Психологические исследования развития речи и обучения второму языку: Сб. науч. тр. М., 1980. — С. 33 — 42.
- Протасова Е.Ю. Развитие семантического высказывания в детской речи (Психолингвистический анализ): Дис.. канд. филол. наук-М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1987. 220 с.
- Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку. М., 1980. — 138 с.
- Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: Сб. ст. / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 235 с.
- Психология и методика обучения второму языку: Механизмы переноса речевых навыков и умений / Под ред. М. Н. Ватютнева, Г. Г. Го-родиловой, Н. Д. Зарубиной, И. А. Зимней, В. Т. Костомарова, А. А. Леонтьева. -М.: МГУ, 1971, — 115 с.
- Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 137 с.
- Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — С. 4 — 25.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 т.- Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
- Сахипова З.Г. Речевое общение в многоязычной семье Уфа: «Китап», 1998.- 101 с.
- Сахипова З.Г., Жуйков С. Ф., Азнабаева Ф. Ф. Развивающее обучение на уроках русского языка.- Уфа: «Китап», 1997 165 с.
- Слама-Казаку Т. Методика психолингвистического подхода в контрольных исследованиях // Психолингвистика. М., 1984. — С. 283 -306.
- Смирнова Е.О. Значение речи // Дошкольное воспитание — 1988.-№ 5.-С. 44−50.
- Соловьева О.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду: Для дошкольных пед — 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1966. — 176 с.
- Соловьева О.И. Усвоение детьми родного языка. М.: Учпедгиз, 1961.-24 с.
- Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Новые исследования в психологии. 1973. — № 2. — С. 34 — 36.
- Сохин Ф.А. Психолого педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1984. -С. 22−27.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. М., 1989. — № 3. — С. 39—43.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. М., 1988. -С. 37−45.
- Сохин Ф.А., Негневицкая Е. И. Обучение русскому языку в национальном детском саду: Психолого-педагогические проблемы // Дошкольное воспитание. 1984. — № 3 — С. 30 — 36.
- Старжинская Н. Дошкольное детство: Усвоение родного и второго языков // Дошкольное воспитание. 1991. — № 10 — С. 49 — 52.
- Струнина Е.И., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. 1981.- № 2. — С. 43 — 46.
- Тикеев Д.С. Изучение синтаксического строя башкирского языка- Уфа: «Китап», 1996 127 с.
- Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду / МП СССР, ин-т дошкольного воспитания АПН СССР / Под ред. Ф. А. Сохина, Е. И. Негневицкой. М.: Просвещение, 1982. — 79 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981.159 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. — 206 с.
- Ушакова О.С. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. 1992. — № 3 — 4. — С. 4 — 10.
- Ушакова О. С. Развитие речи детей на занятиях // Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. — С. 38 — 43.
- Ушакова О С. Развитие речи дошкольника М.: Изд-во АПН СССР, 1990. — 138 с.
- Ушакова О С. Развитие связной речи // Психолого педагогические вопросы развития речи в детском саду. — М., 1987. — С. 22 — 39.
- Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. 1974. -№ 1. — С. 123−130.
- Ушакова Т.Н. Речь человека в общении М.: Наука, 1989.191с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968. — 558 с.
- Ушинский К. Д. О наглядном обучении // Избранные педагогические сочинения Т.2. — М., 1954 — С. 50.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.- 158 с.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1977.- 232 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения-М.: Просвещение, 1989. -235 с.
- Шахнарович A.M. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников М.: Ин-т национ. проблем образования МО РФ, 1993.-184 с.
- Шварев В. Родная речь в детских садах Севера // Дошкольное воспитание. 1990. — № 1. — С. 19 — 21.
- Экба Н.Б. Взаимовлияние русской и родной речи нерусских учащихся: Лингвистический и педагогические аспекты // Взаимодействие родного и русского языков в учебно-воспитательном процессе- М., 1993.-С. 10−22.
- Экба Н.Б. О языке обучения и развитии двуязычия учащихся // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 12. — С. 3- 7.
- Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М.:' Просвещение, 1955. — 16 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.-304 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 1966. — 96 с.
- Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития дошкольников // Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Ушаковой.- М., 1990. С. 127 — 136.
- Ядешко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти. М.: Просвещение, 1966. — 96 с.
- Якубинская JI.JI. О диалогической речи // Русская речь: Сб. ст. / Под ред. Л. В. Щербы. Ч. II. — С. 96 — 194.
- Яуковская Г. В. Кукла в ролевой игре // Дошкольное воспитание. 1985. — № 5.- С. 49 — 51.