В данной работе мы рассмотрели проблемы нравственно-религиозного воспитания по работам Л. Н. Толстого. В первой главе раскрыли сущность понятий «нравственность» и «религия», определили задачи нравственно-религиозного воспитания. Мы сделали вывод, что нравственное и религиозное воспитание взаимосвязаны между собой, так как они основаны на гуманистических ценностях. Проанализировали проблемы нравственно — духовного воспитания личности. Задачи религиозного воспитания состоят в формировании духовно-нравственных качеств личности и общества в целом. Они заключаются в сообщении детям известного круга религиозных сведений и в усвоении детьми правил нравственного поведения.
Главными условиями успеха в духовном воспитании Л. Н. Толстой считал любовь воспитателя к ребенку (совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям) и его способность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Воспитание в таком понимании предполагает свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «вовнутрь себя». Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем — самостоятельно) способов нравственной, достойной, подлинно человеческой жизни. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к миру и собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
В таком понимании воспитание детей становится «одним из самых важных людских дел в жизни».
Во второй главе мы рассмотрели философско-педагогические взгляды Толстого на роль религии и нравственности в воспитании, основные положения нравственно-религиозного учения Толстого, влияние его идей на образование и воспитание в настоящие время.
Толстой стоял у истоков формирования утверждающегося в настоящее время взгляда, что духовные образования личности — это фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира, но не был понят современниками.
До сих пор религиозно-духовные искания писателя продолжают вос-приниматься неоднозначно. Это сказывается на уровне научного осмысления его художественного и педагогического творчества, оценке вклада в развитие педагогической и психологической науки.
По мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования.
Религиозные идеи Л. Н. Толстого не столь актуальна, так как на современном этапе школа и религия обособлены друг от друга, но гуманистические и нравственные положения оказали большое влияние на образование.
Таким образом, можно отметить, что практическая значимость нашей работы состоит в возможности использования её материалов в нравственном воспитании подрастающего поколения.