Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления
Диссертация
На втором этапе (2002;2005 гг.) проектировалась модель формирования лидерских качеств студентов, вовлеченных в деятельность органов студенческого самоуправления, обосновывались педагогические условия её эффективной реализациипроводился отбор приоритетных лидерских качеств студентовапробировались инновационные формы деятельности органов студенческого самоуправления по формированию лидерских… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Состояние разработанности проблемы организации студенческого самоуправления в философской и психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Студенческое самоуправление в отечественном и зарубежном опыте
- 1. 3. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов студенческого самоуправления
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
- 2. 1. Обеспечение деятельности студентов в различных формах самоуправления
- 2. 2. Инновационные технологии деятельности органов студенческого самоуправления, ориентированные на формирование лидерских качеств студентов вуза
- 2. 3. Педагогический мониторинг сформированности лидерских качеств студентов вуза, вовлеченных в деятельность органов студенческого самоуправления
- 2. 4. Результаты эксперимента
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1977. — 224 с.
- Адлер, Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю. П. Адлер, В. В. Липкина // Стандарты и качество.-2000.-№ 10.
- Актуальные проблемы современного образования: Научное издание / под ред. М. И. Махмутова. Казань: Центр инновационных технологий, 2001, — 390 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1 / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. -232 с.
- Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев.-Казань:Центр инновационных технологий, 2004.-468с.
- Андреев, В.И. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 252с.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: В 2 т. Т 1 / В. И. Андреев. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1996. — 568 с.
- Андреева, И.А. Антология по истории и теории социальной педагогики / И. А. Андреева. -М.:Академия, 2000.-176с.
- Аникеева, Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе/ Н. П. Аникеева. М.:Просвещение, 1983. — 96с.
- Ю.Аркин, Е. А. Об изучении детского коллектива / Е. А. Аркин. М.: «Новая Москва», 1927.-57с.
- П.Архангельская, Н. Б. Воспитательная система негосударственного вуза: теория и практика становления: дис.. канд. пед. наук/ Н. Б. Архангельская. Н. Новгород, 2001. — 173с.
- Афанасьев, В.Г. Человек и управление обществом / В. Г. Афанасьев.-М., 1997.-264с.
- Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования /В. И. Байденко, Джерри вам Зантворт. М., 2003.-158 с.
- Барабанова, С.В. Студенческое самоуправление как правовое явление / С.В. Барабанова//Право и образование. 2005. — № 2. — С.137−144.
- Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. — 141 с.
- Белозерцев, Е.П. Самоуправление в условиях педагогического института / Е. П. Белозерцев // Советская педагогика. 1989. — № 3. — С.99−103.
- Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. — Екатеринбург: Литур, 2000. 320с.
- Блонский, П.П. Второй триместр в новой школе I ступени / П. П. Блонский // Педагогические курсы на дому. 1924. -№ 10. — С. 1 — 24.
- Бодалев, П.Л. Личность и общение: избранные труды / П. Л. Бодалев.-М. :Педагогика, 1983 .-272с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 1997. -№ 4.-С. 11−17.
- В помощь председателю студенческого совета факультета / авт.-сост. З. Н. Калинина, Т. А. Образцова, М. А. Поздяева. Тула: изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003.-38 с.
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3/39.- С. 129−142.
- Вершинин, В. Личностно-ориентированное воспитание воспитание, ориентированное личностью? Из опыта средней общеобразовательной школы № 50 г. Ульяновска / В. Вершинин // Народное образование. -2005.-№ 7.-С. 149−155.
- Винтин, И.А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении / И. А. Винтин. Саранск: изд-во Мордовского университета, 2006. — 416 с.
- Волович, Л. А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова.- Казань: ССОРАО, 1997.-103 с.
- Волохов, А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций: дис.. канд.пед.наук/ А. В. Волохов. Казань, 1992. — 159с.
- Воспитание студента как конкурентоспособного лидера: коллективная монография / науч. ред. В. И. Андреев. Казань: изд-во Казанского университета, 2005. 151 с.
- Воспитательная работа в современном педвузе: Методическое пособие / под ред. З. Г. Нигматова. Казань: Казанский госпедуниверситет, 1999. -92 с.
- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемамвоспитания / под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2003. — 384 с.
- Вульфов, Б.З. Педагогика и комсомольцы-школьники: творческий союз / Б. З. Вульфов, С. Б. Хозе.-М.:Просвещение, 1987.-206с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1 / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 487 с.
- Газман, О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образования / О. С. Газман.-М.:Просвещение, 1996.-96с.
- Галушкина, М. Задать тренды / М. Галушкина // Эксперт. 2006. — № 12 (496). — с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М., 1998. — 608 с.
- Гильмеева, Р.Х. Профессиональная компетентность педагога: монография / Р. Х. Гильмеева.-Казань: изд-во «Матбугат йорты», 1998.-420с.
- Гликман, И. Актуальные проблемы воспитания будущих учителей/ И. Гликман // Вестник высшей школы. 1999. — № 8. — С.32−35.
- Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности / В. Г. Горб // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С.33−37.
- Гордин, Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности / из опыта работы школ г. Таганрога / Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика, 1984. — 112с.
- Грищенко, Ж.М. Студенческое самоуправление: состояние, проблемы, перспективы/Ж.М. Грищенко. Минск, 1988. — 62с.
- Гунявина, Н.Л. К вопросу о мониторинге реализации ГОС СПО / Н.Л. Гунявина// Среднее профессиональное образование.-2000.-№ 12.-С.2−5.
- Ершов, А.Н. Актуальные проблемы самоуправления молодежи/ А. Н. Ершов. -Казань, Татар.кн.изд-во, 1993.-145 с.
- Зайцева, Е.М. Лидерство в ученическом коллективе / Методические рекомендации студентам-практикантам по изучению и развитию общественной активности личности школьника / Е. М. Зайцева. -Кострома, 1978.-20с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА, М., 2000.-52с.
- Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности /И.А. Зимняя // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / под общ. ред.И. А. Зимней.- М., 2003.-154 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня.-2003.-№ 5.-С.34−42.
- Ибрагимов, Г. И. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя колледжа / Г. И. Ибрагимов, П. Ф. Анисимов, И. П. Татаринова. Смоленск: СПЭК, 2004.-174с.
- Иванов, В.Д. Творческая атмосфера школьной комсомольской организации /В.Д Иванов //Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» М.: Знание — 1983. -№ 12 — 80с.
- Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов/ И. П. Иванов. М., 1984.
- Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
- Идентификация молодежной политики // Молодежная политика: информационный бюллетень / Государственный комитет по делам молодежи. М., -1997. -№ 138−140.
- Изосимов, Н.И. Ученическое самоуправление в средней школе как средство воспитания общественной активности учащихся: автореф. дис.. канд.пед.наук/ Н. И. Изосимов. Ленинград, 1964. — 17с.
- Ильинский, И. Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления / И. Ильинский // «А.М.» 2004. — № 7. — с.
- Камалетдинова, А.Я. Самоуправление как средство повышения успеваемости студентов: дис.. канд.пед.наук/ А. Я Камалетдинова.-Челябинск, 1994.-236с.
- Капустин, Н.П. Школьное самоуправление как фактор формирования активной жизненной позиции учащихся / Н. П. Капустин // Советская педагогика. 1980. — № 8. — С. 65−68.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание.Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. H.JI. Селивановой/ А. В. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
- Кирпичник, А.Г. Летние объединения старшеклассников /А.Г. Кирпичник, В. П. Ижицкий.-М.:Знание, 1984.-80с.
- Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А. А. Кирсанов.- Казань: Изд-во КГУ, 1982.-224 с.
- Клименко, О.Е. О лидерах и лидерстве / О. Е. Клименко // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2007.-№ 2(32).-С.9−10.
- Ковалев, С.М. Воспитание и самовоспитание / С. М. Ковалев.- М.:Мысль, 1986.-284 с.
- Ковалева, А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы / А. И. Ковалева.-М.:Институт молодежи, 1996.-253с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон.-М.-1967.-383с.
- V Конгресс студентов Республики Татарстан: Информационный сборник / под. ред. М. М. Бариева.-Казань, 2007.-215с.
- Конникова, Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьников / Т. Е. Конникова.-М., 1970.-124с.
- Коллективные творческие дела Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря «Рабочая смена»: методические рекомендации.-Анапа, 1990.- 40 с.
- Комсомол и высшая школа: документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола. М.: Мол. гвардия, 1968. — 271 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−40.
- Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В. М. Коротов. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 208с.
- Краевский, В.В. Методология педагогических исследований / В. В. Краевский.-Самара.: СамГИ, 1994.-С. 100−144.
- Краткий словарь иностранных слов.- М., 1952.- 438 с.
- Краткий словарь по социологии / сост. П. Д. Павленок.-М.:Кафедра, 2000.-197с.
- Крещенко, И.Н. Студенческое самоуправление в процессе становления личности будущего учителя: дис.. канд.пед.наук / И. Н. Крещенко. -М., 1991.-208с.
- Крупская, Н.К. Детское самоуправление в школе: пед. соч. в 6 т. Т.4/ Н. К. Крупская. М.: Просвещение, 1965. — С.344−353.
- Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 416 с.
- Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг.- Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т.Т.1 /А.Н. Леонтьев / под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1983.- 391 с.
- Лисовский, В.Т. Молодежь и современность / В. Т. Лисовский. Л.: Знание, 1975. -200 с.
- Лифшиц, А.Л. Деловые игры в управлении / А. Л. Лифшиц.-Л.:Ланиздат, 1989.-172с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / Б. Т. Лихачев.-М.: Прометей, 1992.- 528 с.
- Луков, В.А. Социальное проектирование / В. А. Луков, М: Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1997,
- Луков, В.А. Теоретические и методологические основы изучения молодежного и детского движения // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований / В. А. Луков. М.: Логос, 2002.
- Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. — 334с.
- Макаренко, А.С. Проблемы школьного воспитания. Лекция 3-я: «Педагогика индивидуального действия». в кн.: Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 161−180.
- Макарова, Н. Студенческие корпорации первых российских университетов /Н. Макарова//Высшее образование в России. -1999.-№ 4.
- Малькова, З.Л. Школа и педагогика за рубежом / З. Л. Малькова.-М.:Просвещение, 1983.-192с.
- Манфред Ке дэ Ври. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Ке дэ Ври.-М.: изд-во Альпина Паблишер, 2003.
- Мартынова, М.О. Университетское управление //М.О. Мартынова.-2003.-№ 5−6 (28).-С. 129−133.
- Масленникова, В.Ш. Воспитательная деятельность в учебном заведении системы среднего профессионального образования: Методическое пособие / В. Ш. Масленникова, Л. П. Шигапова, Л. П. Рудакова. Казань: ИСПО РАО, 2005. — 76 с.
- Масленникова, В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений/ В. Ш. Масленникова.-Казань: ИСПО РАО, 2002.- 36с.
- Масленникова, В.Ш. Современная идеология организации и развития студенческого самоуправления в ССУЗ: Модели и практика: Методическое пособие для работников системы СПО/ В.Ш.
- Масленникова, Т.М. Трегубова, Г.А. Шайхутдинова. Казань: ИСПО РАО, 2003.-60с.
- Материалы II Всероссийского студенческого форума.-Томск, 2004.-28 с.
- Методика оценки уровня волевого самоконтроля (ВСК). Ярославль: УИН МЮ РФ по Ярославской области, 2002.-12с.
- Методология политического действия. Конспект лекций / под ред. A.M. Долгорукова.- М., Московский институт управления, 2005. 47с.
- Молодежная политика и культурные инициативы: Сборник материалов по итогам работы семинара в городе Апатиты Мурманской области/ сост. Н. Копелянская. М.: изд-во «Рудомино», 2004. — 112с.
- Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности: мат-лы XIV Всеросс. науч. конф. /под науч. ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.-324 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А. В. Мудрик.- М.: Академия, 1999.- 184с.
- Мухаметзянова, Г. В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе/ Г. В. Мухаметзянова//Казанский педагогический журнал. 2000.-№ 2-С. 8−14.
- Мухаметзянова, Г. В. Воспитательная система негосударственного вуза: из опыта работы Академии социального образования (КСЮИ)/ Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. -2005. -№ 5 (42). С. 3−11.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Информационный центр ИССО РАО, 1996. — 328 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Избранные педагогические труды: в Зт. Т1 / Г. В. Мухаметзянова. — Казань: Магариф, 2005. —416 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Избранные педагогические труды: в 3 т. ТЗ /Г.В. Мухаметзянова. — Казань: Магариф, 2005. -415 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно методического обеспечения / Г. В .Мухаметзянова — Казань: Магариф, 2005. — 319 с.
- Немов, Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов // Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в Зкн. КН. З -М. :Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512с.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ, 2000.- 229 с.
- Новиков, A.M. Построение системы непрерывного образования / А. М Новиков.-М.: Изд. Центр АШ, 2000.-221с.
- Новиков, A.M. Принципы демократизации профессионального образования / A.M. Новиков// Педагогика. 2000. — № 1. — С.20−27.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития / A.M. Новиков.- М., 2000.-213 с.
- О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 15−52−468//15−01−21 / Бюллетень Министерства образования РФ -2002.-№ 12.-е.
- Олейникова, О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза: монография / О. Н. Олейникова. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2003. — 252с.
- Организация студенческого самоуправления в вузе: теоретические основы и опыт функционирования / сост.: Г. Н. Григорьев, B.C. Григорьев. Чебоксары: Чуваш.гос.педуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2002.-79с.
- Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании / А. А. Орлов //Педагогика.-1996.-№ 3.-С.21−23.
- Осипов, П.Н. От воспитания к самовоспитанию / П. Н. Осипов // Казанский педагогический журнал. 2003. — № 1. — С.
- Осипов, П. Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социально-психологический аспект) / П. Н. Осипов. Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 196 с.
- Паладьев, C.JI. Педагогический коллектив и самоуправление школьников / C. JI, Паладьев, JI.B. Байбородова, JI.H. Дмитриева.-Ярославль, 1986.-89с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.-255с.
- Петруня, Ю.Е. Студент и управление институтом / Ю. Е. Петруня // Вестник высшей школы. 1988. — № 11. — С.73−76.
- Петухов, В.В. Повышение роли самоуправления в учебных заведениях: новые подходы / В. В. Петухов // Советская педагогика. 1987. — № 10. -С.3−8.
- Пинкевич, А.П. Введение в педагогику/ А. П. Пинкевич. М.: Работник просвещения, 1925.-132 с.
- Пистрак, М.М. Школа-коммуна наркомпроса/ М. М. Пистрак. М., 1924.-88 с.
- Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000 — 2001 годы / Министерство образования РФ. М., 2002. — 303 с.
- Пономарев, А.В. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентноспособного специалиста: монография / А. В. Пономарев, А. В. Бердников. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.-273с.
- Попова, Т.А. Подготовка учащихся к управленческой деятельности в работе комсомольских организаций школ, ПТУ, предприятий: автореф. дис.. канд.пед.наук/ Т. А. Попова. Казань, 1989. — 16с.
- Поташник, М.М. Демократизация управления школой / М. М. Поташник. М., 1990. — С. 8−21.
- Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество /М.М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский дом «Бахрах», 1998.-С.581−583.
- Примерная программа воспитания социально-активной личности студента. / Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. НИИ ВО, в 2 ч.-М.: 2003.- 190с.
- Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: кн. для учителя / Н. И Приходько М.: Просвещение, 1991.- 126с.
- Программа «Лидер» / М. И. Рожков и др.-М., 1992.-76с.
- Программа мониторинга состояния воспитательной деятельности в вузах России / НИИ ВО. М.: 2003. — 51с.
- Психология. Словарь/ под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М., 1990.
- Пути и методы преобразования социальной действительности: методология, теория и практика деятельности молодежных объединений / под. ред. М. Д. Мартыновой. Саранск: Издательство Мордовского Университета, 2004.-176с.
- Резолюция Всероссийской конференции «Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов». -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005
- Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в Российской Федерации от 15.05.2003 г. № 15−52−383/15−01−21.
- Рожков, М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах / М. И. Рожков. Казань: Татарское кн. изд-во, 1987. — 119с.
- Рожков, М.И. Теория и практика развития ученического самоуправления в профессиональной школе: дис.. док.пед.наук / М. И. Рожков. Казань: 1989.-354 с.
- Рожков М.И. Воспитательная работа в среднем профессиональном учебном заведении / М. И. Рожков, А. В. Волохов. Казань: ИСПО РАО, 2001.-96с.
- Российское студенчество на рубеже веков. Материалы Всероссийского студенческого форума / под ред. Ю. В. Коврижных, Г. В. Куприяновой. М.: Логос, 2001. — 200 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. / СЛ. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Руководство и лидерство (опыт социально-педагогического исследвания): сборник научных трудов / под. ред. Б. Д. Парыгина.-Л., 1973.-143с.
- Селевко, Г. К.Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование, 2002. — 176с.
- Селиванова, О.Г. Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Г. Селиванова. Киров, 1999.- 18 с.
- Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей / И. Г. Сенин.-НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», Ярославль, 1991.- 19 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков М.: Логос, 1999.-272с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Словарь иностранных слов.- СПб.: Дуэт, 1994. 752 с.
- Соломатин, С.Я. Из опыта студенческого самоуправления / С. Я. Соломатин // Вестник высшей школы, 1987. № 1. — С.81−83.
- Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 155 с.
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006. № 1760-р.
- Студент на пороге XXI века: монография /отв. ред. Н. И. Рейнвальд. -М.:УДН, 1990.- 152 с.
- Студенческое движение в России: мат-лы Всеросс. науч.-прак. конф. / науч. ред. В. К. Криворученко.-М.:Институт молодежи, 1995.-80с.
- Студенческое самоуправление: материалы круглого стола // Студенчество. Диалоги о воспитании.-2002.-№ 4-С.7−15.
- Субетто, А.И. Системологические основы образовательных систем / А. И. Субетто. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. ч.2. — 321 с.
- Судденкова, Н.В. Формирование профессиональной компетентности специалиста правовой сферы в ССУЗ: автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. В. Судденкова. Казань, 2007. — 22с.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1975. 240с.
- Таланчук, Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе / Н.М. Таланчук— Казань: Дом печати, 1998.- 135с.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004.-№ 3.-С. 21−26.
- Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ / Г. В. Мухаметвянова и др.-Казань: ИСПО РАО, 1999−144с.
- Тимерманис, И.Е. Политические аспекты студенческого самоуправления (На материалах петерб. вузов): автореф. дис.. канд. социол. наук / И. Е. Тимерманис. С.-петерб. гос. ун-т. -СПб., 1998.-18 с.
- Тихомиров, Ю.А. Управление делами общества / Ю. А. Тихомиров.-М.:Мысль, 1984.-222с.
- Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Д. Шведова. М.: РАН, 1996.216 с.
- Трегубова, Т.М. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития ученического самоуправления: дис.. канд.пед.наук / Т. М. Трегубова. Казань, 1990. — 184с.
- Трегубова, Т.М. Педагогическая диагностика процесса социального становления студентов ССУЗ. Методические рекомендации / Т. М. Трегубова, В. М. Токар, А. В. Гут. Казань, 1999. — 76с.
- Университет. Традиции. Культура. (Программа воспитания в Казанском государственном университете): Научно-методическое пособие / под ред.М. В. Николаева. Казань, 2000. — 57 с.
- Уманский, Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л. И. Уманский // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — 184с.
- Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Уманский.— М.: Просвещение, 1980. 160с.
- Уманский, Л.И. Психология работы комсорга / Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин. -М.: «Молодая гвардия», 1972.-160 с.
- Уманский, А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: дис.. канд.пед.наук / А. Л. Уманский. Казань, 1992.-с.
- Усов, А.А. Студенческие организации как субъект педагогической деятельности в процессе подготовки будущего учителя: автореф. дис.. канд.пед.наук / А. А. Усов. Самара, 2000. — 17с.
- Федеральный закон «06 общественных объединениях» от 19.05.1995 г.
- Федеральный Закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА — 2000.-576с.
- Хозе, С.Е. Взрослеть в делах (Проблемы школьного самоуправления) / С. Е. Хозе М.: Знание, 1980. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 12)
- Чапаева, Е.Ф. Процедура проектирования и реализации модели профессиональной подготовки менеджеров среднего звена: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ф. Чапаева.-Казань, 2007. 18 с.
- Чепелев, П.Н. Образовательный мониторинг: формируется понятие / П. Н. Чепелев // Стандарты и мониторинг.-2000.-№ 5.-С.47−51.
- Чернышов, А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: автореф. дисс. докт.психол.наук/ А. С. Чернышов. М., 1980 — 18с.
- Чукина, Л.В. Как стать лидером?: Спецкурс по лидерству/ Л. В. Чукина, С. Д. Каратаев. М., 2005. — 31с.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004.- № 8. — С. 27−31.
- Шакуров, Р.Х. Психология управленческой деятельности в ССУЗ / Р. Х. Шакуров, Б. С. Алишев. Казань: ИССО РАО, 1997. — 124с.
- Шакуров, Р.Х. Социально — психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -208 с.
- Шарафеева, А.Ф. Развитие студенческой инициативы в современном вузе: Методическое пособие /А.Ф. Шарафеева, Н. Г. Шафигуллина. -Казань: РЙЦ «Школа», 2005. 72с.
- Шафигуллина, Н.Г. Развитие форм организации студенческого самоуправления в педагогическом вузе: автореф. дис.. канд.пед.наук / Н. Г. Шафигуллина. Казань, 2005. — 19с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. T.l. Т2 -М.: Педагогика, 1980.-Т. 1−304 е., Т.2−416 с.
- Шигапова, Л.П. Студенческое самоуправление в КСЮИ: сборник документов и материалов / Л. П. Шигапова — Казань: КСЮИ, 2004 74 с.
- Шигапова, Л.П. Традиции как фактор воспитания будущего профессионала в вузе / Л. П. Шигапова // Воспитательные стратегии итехнологии в современном вузе: реалии и перспективы. Казань: Институт экономики, управления и права, 2005. — С. 200 — 209.
- Шигапова, Л.П. Президентский марафон (о студенческом самоуправлении в негосударственном вузе) / Л. П. Шигапова // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2006. — № 3 (27). — С. 20−21.
- Шигапова, Л.П. Модель формирования лидерских качеств студентов вуза: из опыта работы АСО (КСЮИ) / Л. П. Шигапова // Казанский педагогический журнал. 2008. — № 2 (56) — С. 83−92.
- Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
- Эймонтова, Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России капиталистической / Р. Г. Эймонтова М., 1985.
- Энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Энциклопедия, 1998. С. 1065.
- Юсупов, В.З. Социально-педагогическое проектирование как педагогическая проблема: автореф. дисс.. д-ра.пед.наук/В.3. Юсупов. — М., 1998.-42 с.
- Якурнова, Л.С. Требования рынка труда к современному работнику / Л. С. Якурнова, И. Ямов // Актуальные проблемы социологии и менеджмента: сборник научных работ. Вып. 8. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 136 с.
- Bensimon Е.М. Redesigning Collegiate Leadership. Teams and Teamwork in Higher Education / E.M. Bensimon, A. Neuman. The Johns Hopkins University Press, 1993. — 182p.
- Birnbaum R. How colleges work. The Cybernetics of Academic Organization and Leadership/ R. Birnbaum. Jossey-Bass Inc., Publishers 350 Sansome Street San Francisco, California, 1988. — 253p.
- Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow. N.Y., 1954.
- Raven J. On the Components of Competence and development in Education / J. Raven // Teachers College Record, 1977.- Vol. 78.- p. 457−475
- Архангельский государственный технический университет// www.agtu.ru/studentt.html
- Европейские университеты // http://lyutichee.narod.ru/otv.html
- Институт Гэллапа (США) «формула успеха» // http://achievers.ni/categorv/formula-uspexa/page/2
- Исторические организации // http:/www.hrono.ru/organ.html- http :/www. wwwp. front.ru/nsger.htm.
- Кесслер, Я. Становление образования, юриспруденции и институтов церкви в XIV—XVI вв.еках как продукт капиталистических отношений / Я. Кеслер //http://www.newchrono.ru/frame 1/Publ/Univers.htm
- Принципы и история скаутизма // http://yascout.myrunet.com.
- Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (РЭА) http://student.rea.ru/
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСО (КСЮИ)
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ Группа №, факультета КСЮИ1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
- Кочичество студентов, из них Юношей — Девушек
- Национальный состав: Татар — Русских — других
- Место жительства: Казань -РТ -РФ -СНГ — Иностранные государства
- Проживают: В общежитии — На квартире
- Семья: Многодетные (3 и более детей) — Неполные (1 родитель) — Родители-пенсионеры — Родители-инвалиды
- Социально-незащищенные группы: Сироты — Студенты-инвалиды — Беженцы — Участники боевых действий — Семейные студенты, Из них имеют детей7. Группа «Риска»
- Досуговая деятельность Кружки — Клубы по интересам — Спортивные секции — Работающие студенты
- Заполняется к 20 сентября каждого учебного года. Информация представляется проректору по воспитательной работе.
- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ АКТИВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
- Актив академической группы ежегодно формируется в первые две недели сентября на общем собрании группы. При выборе актива академической группы учитываются рекомендации куратора, психолога, а также личная инициатива студента.
- ДЕКЛАРАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «МЫ."1. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ
- У каждого поколения свое видение действительности, своя историческая миссия.
- Поколение молодых во все времена была катализатором ключевых событий мировой истории.
- С точки зрения возраста, опыт молодежи невелик, в исторической перспективеон огромен!
- Молодежь устала быть плохой!
- Мы осознаем свою историческую миссию в судьбе страны.
- Мы не хотим быть виновниками возможной трагедии России!
- Мы хотим стать виновниками торжества России!1. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
- Как преемники предыдущих поколений молодежи мы берем на себя ответственность за прошлое, настоящее, будущее. Это наше право, наш осознанный выбор!
- Наше суверенное право — самим определять свое будущее. Самим решать, как нам жить!
- Из всех майданов «МЫ.», молодежь Татарстана, признаем только один —майдан Сабантуя!
- Опираясь на политический опыт Татарстана, МЫ МОЖЕМ и должны поставить надеэюный заслон грязным, купленным политическим технологиям и экспорту революций в Россию.
- Терроризм, фашизм, экстремизм, вот главные враги общества.
- Безразличие, отсутствие интереса к окружающему миру, иждивенческая позиция к Э1сизни, стране — вот главные враги Человека!
- МЫ. Граждане, а не статисты!1. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
- Молодежь, которая всегда вершшш историю, продолжает свой путь! Молодежное общественное движение Республики Татарстан «МЫ.» своей деятельностью готово это доказать.
- За то, в какой стране будут жить наши дети, отвечаем МЫ.
- За то, в какой стране МЫ. будем стареть — отвечать нашим детям!
- В противовес известному лозунгу «Ничего не вилсу, ничего не слышу, ничего никому не скажу!», Мы. заявляем:
- МЫ. видим будущее Росси! МЫ. слышим голос прошлого! МЫ. говорим и действуем! МЫ МОЖЕМ!
- Создание условий для адаптации первокурсников к учебно-воспитательному процессу академии.
- Вовлечение максимального количества студентов к занятиям в общественных, научных, профессиональных, спортивных, творческих организациях и объединениях академии.
- Формирование банка данных об интересах, увлечениях, способностях студентов.
- Сбор и анализ предложений студентов о создании в академии новых творческих объединений и коллективов.
- Активное участие студентов в мероприятиях академии (конкурсах, смотрах, фестивалях, конференциях, спортивных мероприятиях, акциях и т. д.)
- Сотрудничество с выпускниками вуза.
- Выявление потенциальных лидеров.
- Назначение тьюторов из числа студентов-старшекурсников в группы 1 курса (по принципу свободного выбора)
- Реализация проекта 1 этан «Накануне.»
- Оформление павильонов каждого студенческого объединения: «плакаты-стенгазеты- ® лозунги-• фотовитрина о работе объединения-• документы и материалы объединения-• аудио-видеоматериалы и др.
- Запись студентов в кружки, клубы, студии, секции, общества.
- Iэтап «Консультаиионный пункт»
- Работа студентов-консультантов от каждого объединения:• информация о работе объединения-• комментарии к документам и материалам-• ответы на вопросы участников «Ярмарки».
- Встреча студентов с руководством академии:• ректором-• проректорами- «деканами-в заместителями деканов по BP.
- Консультации специалистов, преподавателей-руководителей кружков клубов.4. Работа студенческих СМИ.1. этап «Результат»
- Конкурс на лучшую рекламу студенческого объединения.
- Видео- и фотосъемка «Ярмарки». 3. Анализ работы «Ярмарки».
- Изучение Студенческой почты:• спрос и предложение-• наши плюсы и минусы-• справка для администрации колледжа и академии.
- Оформление альбома и Летописи по материалам «Ярмарки».
- Подготовка «Парада талантов» первокурсников.
- Подведение итогов «Ярмарки» на Старостате АСО (КСЮИ).
- Подготовка материалов для газеты «У КСЮшИ» и журнала «Студенческий формат"1. ПРОГРАММА
- ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ Академии социального образования (КСЮИ)
- Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы быть.1. Джорж Элиот1. Введение
- Концептуальные основания Программы формирования лидерских качеств у студентов АСО (КСЮИ).
- Основная концептуальная идея Программы заключается в том, чтобы деятельность по воспитанию молодого поколения стала важнейшим фактором формирования и продвижения образа успешного россиянина.
- Приоритетные направления реализации Программы:
- Вовлечение студентов в деятельность органов студенческого самоуправления в различных сферах студенческой жизни-
- Взаимодействие участников лидерских программ, молодежных инициатив, проектов развития студенческого самоуправления на межвузовском уровне-
- Перспективы продолжения Программы:
- Программа призвана дать студентам вузов новый опыт.
- Предполагается публикация опыта и продвижение его в качестве модельного в другие вузы и ссузы.
- Мероприятия по реализации Программы формирования лидерских качеств у студентов АСО (КСЮИ)
- Наименование мероприятий Сроки Исполнители
- Организационно-методическая работ
- Разработка и утверждение Программы формирования лидерских качеств у студентов АСО (КСЮИ) ноябрь 2005 г. Шигапова Л.П.
- Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность Управления по воспитательной работе и органов студенческого самоуправления академии в течение учебного года Шигапова Л. П. Акатьев СВ. Лыков М.Н.
- Подготовка и выпуск сборника научно-методических материалов по проблемам студенческого самоуправления в негосударственном вузе январь 2006 г. Шигапова Л. П. Шигапов А.Р. Акатьев А.Р.
- Выступление на Ученом Совете АСО (КСЮИ) о ходе реализации Программы март 2006 г. Шигапова Л. П. Губайдуллин Э.Ф.
- Формирование фирменного стиля, обновление атрибутики и сувенирной продукции вуза весь период Гильмеева Р. Х. Кафедра PR
- Проведение круглого стола: «Качества и ключевые компетенции лидера» февраль 2007 г. Управление по BP
- Выдвижение студентов для работы в академии, для поступления аспирантуру постоянно Управление по BP
- Проведение мастер-класса «Ломая стереотипы» (по формированию креативного мышления студентов и кураторов групп) октябрь-февраль Шигапов А.Р.
- Разработка рекомендаций, памяток, по лидерству, по организации коллективных творческих дел, методике самоактивизации в течение года Управления по BP
- Создание базы практик для студентов в органах местного самоуправления, общественных организациях и т. п. постоянно Галеев И. Ш. Зав. кафедрами
- Разработка системы стимулирования общественно-значимой деятельности студентов 2005 г. Ректорат
- П. Педагогическое руководство деятельностью органов студенческого самоуправления
- Формирование и обновление органов студенческого самоуправления в группах и на факультетах Ежегодно, сентябрь Зам. деканов, Старостат, Кураторы
- Разработка рекомендаций по организации деятельности выборного студенческого актива I семестр Управление по BP
- Проведение кураторских часов в группах «Успешным быть модно» февраль Кураторы Студсовет
- Реализация Программы «Первокурсник КСЮИ», направленной на адаптацию студентов первокурсников к условиям вуза В течение года Управление по BP Зам. деканы, Студсовет
- Организация Школы управления (учеба студенческого актива академии) ежеквартально Управление по BP
- Организация участия студентов академии в работе Межвузовской школы «Лидер», Совете молодежи Московского района ежемесячно Студсовет
- Проведение выборов Президента Студсовета Ноябрь 2006 г. Управление BP Оргкомитет
- Выдвижение студентов на присуждение именных стипендий В течение года Ректорат
- Проведение конкурсов, фестивалей, смотров В течение года Студсовет
- Стимулирование участия студентов в позитивных молодежных организациях и движениях РТ: «Мы.», «Я Казанец» постоянно Студсовет
- Повышение электоральной культуры студентов. Участие в выборах в органы власти В период выборов Ректорат Студсовет
- Развитие системы тьюторства -шефства старшекурсников над первокурсниками постоянно Студсовет Студклуб
- Знакомство с опытом работы студенческих организаций вузов постоянно Управление по BP Студсовет
- I. Психолого-педагогическое сопровождение Программы
- Изучение контингента студентов академии (знакомство с личными делами, характеристиками, первичное анкетирование) сентябрь Зам. деканов Кураторы
- Подбор рекомендаций и методик по выявлению у студентов лидерских качеств (для кураторов групп) I семестр Психологическая служба
- Проведение со студенческим активом тренингов, «веревочных курсов», деловых игр, мастер-класса «Ломая стереотипы» В течение года Кафедра педагогики и психологии Студсовет
- Разработка рекомендаций, памяток для студентов по развитию лидерских качеств В течение года Кафедра педагогики и психологии
- Проведение консультаций для кураторов групп постоянно Управление по BP
- Разработка методик изучения способностей студентов, их интересов, возможностей, склонностей с целью обеспечения личностно-ориентированного воспитания студентов постоянно Кафедра пед. психологии, Научные лаборатории ИПППО РАО
- Проведение целевых тренингов со студентами по общению, самоанализу, самоконтролю, самосовершенствованию февраль Кафедра общей психологии
- Организация целевых практикумов для преподавателей и студентов-лидеров 2 раза в учебный год Управление по BP
- ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ АСО (КСЮИ) ТЕМАТИКА СПЕЦКУРСА «Я ЛИДЕР» Тематика спецкурса «Я — лидер»
- Спецкурс адаптирован к условиям АСО (КСЮИ), направлен на выявление скрытых резервов, выработку качеств лидера, оратора, организатора.
- Тема Количество часов Форма занятия
- Лидер и лидерство 2 Лекция
- Лидер и последователи 2 Лекция диалог
- Типы лидеров 2 Круглый стол
- Становление лидера 4 Лекция, практикум
- Навыки эффективного лидера Динамизм — Коммуникабельность — Восприимчивость — Надежность — Аналитический интеллект — Эмоциональный потенциал 6 Практикум, «Веревочные курсы», Тренинг, Консультации1. Всего: 24ч.
- ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ АСО (КСЮИ) МАСТЕР КЛАСС «ЛОМАЯ СТЕРЕОТИПЫ"1. Краткое содержание:1. Введение.
- Мастер-класс направлен на внедрение активных форм и методик работы со студентами, использование деловых, ролевых, инновационных, организационно-деятельностных игр.1. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
- Цель исследования: выявить сформированность лидерских качеств студентов, вовлеченных в деятельность органов ССУ, и их соответствие императивам общества.1. Инструкция испытуемому:
- Пожалуйста, расскажите немного о себе.1. Сколько вам лет?2. Ваш пол
- На каком факультете Вы учитесь?4. На каком курсе?
- Я знаю, чего хочу добиться.
- Я ценю деловых, решительных и творческих людей.
- Я знаю, как преодолевать трудности.
- У меня хватает энергии довести начатое дело до конца.
- Принимая решение всегда рассматриваю различные варианты, нахожу оригинальное решение.
- Я быстро осваиваю новые виды деятельности.
- Я всегда или часто являюсь инициатором нововведений.8. Я способен идти на риск.
- Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.10. Я способен сопереживать.
- Я умею правильно подобрать людей для организации какого либо дела.
- В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании».
- Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми.
- Мои идеи охотно воспринимаются окружающими.
- Я занимаюсь самообразованием и саморазвитием.
- Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
- Я стремлюсь и мне удается избегать конфликтов.
- В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
- Я считаю, что работу нужно делать качественно или не делать вообще.20. Я нацелен на результат.1. Благодарим за участие!