Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике
Диссертация
Проблема исследования является актуальной в связи с социальным заказом общества на воспитание личности, обладающей способностью к самообучению и саморазвитиювостребованностью педагогами конкретных методов, приемов и средств формирования саморегуляции учебной деятельности школьников и отсутствием целостной концепции этого формирования. Состояние отечественной системы образования в настоящее время… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ!
- 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ
- 1. 1. Анализ сущности, содержания и структуры саморегуляции
- 1. 2. Самооценка как основа саморегуляции
- 1. 2. 1. Личностная самооценка
- 1. 2. 2. Самооценка учебной деятельности
- 1. 3. Самоконтроль- обязательное условие развития саморегуляции
- 1. 4. Рефлексия в обучении как средство развития саморегуляции
- 1. 5. Коррекция учебной деятельности
- 1. 6. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся в исследованиях по методике математики
- Выводы по главе 1
- 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ АЛГЕБРЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Принципы организации процесса обучения, направленного на формирование саморегуляции учебной деятельности школьников
- 2. 2. Формирование самооценки учащихся при обучении алгебре
- 2. 2. 1. Средства, приемы и методы формирования самооценки учащихся
- 2. 2. 2. Общая схема «уроков самооценки»
- 2. 3. Приемы, средства и методы развития самоконтроля
- 2. 4. Использование метода «Найди ошибки!» для формирования действий контроля и оценки
- 2. 5. Требования к содержанию обучения, ориентированному на формирование и развитие саморегуляции учебной деятельности школьников
- 2. 6. Методика формирования структурных компонентов саморегуляции учебной деятельности при решении математических задач
- 2. 7. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках алгебры
- 2. 7. 1. Самостоятельная работа учащихся при изучении теорем
- 2. 7. 2. Возможности математического диктанта для формирования самоконтроля, самооценки и рефлексии учащихся
- 2. 7. 3. Устная самостоятельная работа (соревнование)
- 2. 7. 4. Обобщающая самостоятельная работа в группах
Список литературы
- Азиев Н.К. Индивидуальные задачи для устранения ошибок // Математика в школе. 1993 .-№ 5. — С.9−10.
- Айзенберг М.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником // Математика в школе. 1982. — № 6. — С. 18−21.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.-96с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
- Баженова И.И. Развитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике: Автореф. дис.кан.пед наук. М., 2000. — 21с.
- Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971. -462с.
- Барабан М.А. О проведении уроков «Анализ контрольной работы» // Математика в школе. 1988. — № 3. — С.24−25.
- Баранова И.В., Ляпин С. Е. Задачи на доказательство по алгебре. Пособие для учителя. Л.: Госуд. учебно-педагог. из-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. — 160с.
- Бекаревич А.Н. Уравнения в школьном курсе математики. — Минск: «Нар.асвета», 1968.— 152с.
- Бескин Н.М. О задачах методики математики // Математика в школе. 1989. — № 5. — С.64−75.
- Беспалько В.П. Критерии для оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения. В кн.: Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения (Доклады научной конференции). М.: МГУ, 1967. — С.3−23.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Ин-тута профессионального образования МО России, 1995. — 336с.
- Божович Л.И., Благонадежина Л. В. Вопросы психологии воспитания. В кн.: Вопросы детской и педагогической психологии на 18 Международном конгрессе психологов. М., 1969. — С.150.
- Бороздина JI.B. Исследование уровней притязаний. М.: МГУ, 1985.-102 с.
- Валиев С. Индивидуальные задания по устранению ошибок // Математика в школе. 1989. — № 5. — С.42−45.
- Варданян А.У., Варданян А. Г. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся. — Уфа: Башк. пед институт, 1985.-С. 12−23.
- Векслер С.И. Найти и преодолеть ошибку // Математика в школе. — 1989. № 5. — С.40−42
- Внеклассная работа по математике в 4−5 классах / Под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1974.- 191с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 288с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003. — 240с.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Леонтьев А. Н. (Ред.) и др. Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во Моск. ун-та. — С.220−228.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480с.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Из-во МГУ, 1974.- 99с.
- Гельфман Э.Г., Демидова JI.H., Жилина Е. И., Лобаненко Н. Б., Ма-лова И.Е. Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические указания, книга для учителя. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998.-211с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977.- 136с.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 175с.
- Груденов Я.И. Психолого- педагогические методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
- Груденов Я.И., Середа A.M., Середа В. И. Психология подсказывает методике // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 33−34.
- Гузеев В.В. Как задавать вопросы // Математика в школе. 1993. -№ 5. — С. 56−57.
- Гузеев В.В. Гуманитарная составляющая обучения математике // Математика в школе. 1989. — № 6. — С.32−35.
- Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. — № 1. — С.3−9.
- Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999.- 158с.
- Гузеев В.В. Как сделать эффективным урок-семинар. М: Международный тренинговый центр НПК «Пултон», 1994. -24с.
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике.- М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.-432с.
- Гусев В.А., Мордкович А. Г. Справочник по математике. 3-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1995. — 448с.
- Гусев В.А., Орлов А. И., Розенталь A.JI. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1977. -287с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск: ПЕЛЕНГ, 1995. 144с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-544с.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
- Далингер В.А. Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в курсе алгебры и начал анализа // Математика в школе. 1998. — № 6. — С. 13−18.
- Декопольцева З.П. Как ликвидировать пробелы в знаниях // Математика в школе. 1989. — № 4. — С.35−38.
- Дорофеев Г. В. Оценка решений стандартных задач в старшей школе // Математика в школе. 1999. — № 2. — С. 2−6.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 2−5.
- Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. -№ 4. -С. 15−18.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.- 128с.
- Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе дея-тельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 223с.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.-98с.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.22−24.
- Захарова А.В., Шакенова Л. Х. Учебное сотрудничество как фактор формирования самооценки школьника // Новые исследования в психологии. 1990. — № 2. — С.37−41.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
- Зайкин М.Н., Колосова В. А. Провоцирующие задачи // Математика в школе. 1997. — № 6. — С.32−36.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240с. — (Зарубежная школа и педагогика).
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — АПН СССР, Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1968.- 287с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979.
- Каплунович И.Я., Верзилова Н. И. Учет индивидуальных особенностей мышления при обучении учащихся решению математических задач // Психологическая наука и образование. № 4. — 2003. — С. 75−79.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 216с.
- Канин Е.С., Нагибин Ф. Ф. Заключительный этап решения учебных задач // Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей / Сост. О. А. Боковнев. М.: Просвещение, 1982. С. 131−138.
- Клековкин Г. А. Геометрия. 5 класс: Учебное пособие. — М.: ТИД
- Русское слово», 2001. — 320с.
- Клековкин Г. А. Геометрия. 6 класс: Учебное пособие. М.: ТИД «Русское слово», 2004. — 288с.
- Клековкин Г. А. Учебник математики: от монолога к диалогу / Актуальные проблемы обучения математике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Изд-во ОГУ, 2002. — С. 126−131.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96с.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995.-№ 1. — С.5−12.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-192с.
- Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. -2004. -№ 2. С. 128−135.
- Конопкин О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — С. 18−26.
- Конопкин О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С.42−52.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Первое сентября. -2002. -№ 38. С. 6.
- Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. 1990. — № 1. — С.2−13.
- Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. —239с.
- Краевский В.В., Высоцкая С. И., Шубинский B.C. Умения и навыки как компонент общего среднего образования // Сов педагогика. 1981. — № 10. -С.51−55.
- Краевский В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. — С. 129−179.
- Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. — М.: Просвещение, 1990. — 416с.
- Круглова Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками // Прикладная психология. 2002. — № 6. — С.19−26.
- Круглова Н.Ф., Панов В. И. Регуляторно-когнитивная структура учебной деятельности и школьная неуспешность // Прикладная психология. — 2001. № 5. — С.40−50.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе (методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 118с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М.: Просвещение, 1968.-431с.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 121с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М.: Педагогика, 1985.- 196с.
- Кумарина Г. Ф. Обучение в коррекционных классах. М., 1991.
- Куриленко JT.B. Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы. Самара: Изд-во СФ МГПУ, 2000. — 168с.
- Левитас Г. Г. О дидактических требованиях к уроку математики // Математика в школе. 1983. -№ 3. — С.21−24.
- Левитас Г. Г. Современный урок математики — методы преподавания: Метод, пособие для преподавателей ПТУ. М.: Высш. шк., 1989. — 88с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-448с.
- Леонтьев А.Н. Педагогика здравого смысла // «Школа-2000»: Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / Под. ред А. Н. Леонтьева. Вып.1. М.:Баллас- С-инфо, 1997. — С.9−23.
- Леонтьев А.Н. Всесторонне и глубоко изучать ребёнка // Советская педагогика. 1956. — № 8.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С.95−108.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: 1975. — 64с.
- Линьков Г. И. Внеклассная работа по математике. М.: Учпедгиз, 1954.-63с.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника. Психолог, наука, М., 1974.-35с.
- Лисичкин В.Т. О самостоятельности учащихся // Математика. -1993. -№ 31−32. -С. 1−5.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Педагогика, 1989. — 218с.
- Мазаник А.А. Устные упражнения в курсе математики средней школы. — Минск: Изд-во «Народная асвета», 1966. — 126с.
- Мамигонова Т.А. Дидактические основы и технологии интенсивного обучения. Самара, 1993. — 215с.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2002. — 175с.
- ЮЗ.Манвелов С. Г. Развитие самостоятельности учащихся через формирование навыков самоконтроля // Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике / Сост. Ю. Д. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1988. С.12−15.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1985. -С.21−28.
- Маркс К. Капитал. Т.1. —. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
- Менчинская Н.А. Проблемы обучения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1975.
- Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 170с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. Я. Блох, Е. С. Канин и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985.
- Милаш И. Организация контрольно-оценочной деятельности // Математика в школе. 1989. — № 6. — С.25−28.
- Минковский B.JI. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся VI класса. — М.: Просвещение, 1966. 118с.
- Ш. Миронова Г. В. О проведении уроков «Анализ контрольной работы"// Математика в школе. 1989. — № 4. — С.65−66.
- Моденов П.С. Сборник задач по математике с анализом ошибок, допущенных поступавшими в высшие учебные заведения. — М.: Советская наука, 1952.-383с.
- Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. -152с.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10−11кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. — М.: Мнемозина, 2001. — 335с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: в двух частях. 4.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002. — 223с.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 кл.: в двух частях. 4.1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 5-е изд. — М.: Мнемозина, 2003. — 192с.
- Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 9 кл.: в двух частях. 4.2: Задачник для общеобразоват. учреждений. 5-е изд. — М.: Мнемозина, 2003. — 143с.
- Мордкович А.Г. Курс алгебры в общеобразовательной школе // Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сент.». 1997. -№ 44. — С. 1−3.
- Мордкович А.Г., Тульчинская Е. Е. Тестовые задания по алгебре для 8 класса // Математика в школе. 1997. — № 2. — С. 15−19.
- Мордкович А.Г.и др. Алгебра и начала анализа. 10−11кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2000. — 315с.
- Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 134−140.
- Оганесян Д.О. О выработке самоконтроля в процессе труда: Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов. М., 1963, вып.2. — 219с.
- Окунев А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988.- 128с.
- Ольбинский И.Б. Развитие задачи // Математика в школе. 1998. -№ 2. — С.15−16.128,Осницкий А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Знание, 1986. 158с.
- Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Психол. ин-т Рос. акад. образования. -М., 2001, — 47с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.-5−19.
- Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. Д. Дубровиной, Б. С. Круглова. Научно-исследоват. институт общей и педагогической психологии. Академия педагогич. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
- Петровский В.А. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 496с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-509с.
- Поливанова К. Н. Психологические предпосылки формированиядействия контроля в учебной деятельности // Новые исследования в психологии.-1983.-№ 1.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1977. — 86с.
- Пойа Д. Как решать задачу. Львов: Журнал «Квантор», 1991. — 215с.
- Проблемы реформы математического образования (статьи) // Математика в школе. 1989. -№ 5. — С.3−16.
- Психологические основы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1976. — 368с.
- Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич -Мн.: Современное слово, 2001. 928с.
- Развивающее обучение: основы, проблемы, опыт (научно- практический сборник). Сост. Милютина О. В. Самара, 2001. — 134с.
- МЗ.Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. — Томск: Пеленг, 1997. 288с.
- Романко В. Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии. 1985. -№ 1.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1987.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.:1. Знание, 1983.- 160с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. — М.: Просвещение, 1982. 143с.
- Русаков Б.А. НОТ школьника. Из опыта работы школы. М.: Просвещение, 1976.- 127с.
- Рыжик В.И. 30 000 уроков математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 288с.
- Саранцев Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Кн.: для учителя. — М.: Просвещение, 2000. — 173с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. — М.: Просвещение, 1995.-240с.
- Саранцев Г. И. Цели обучения математике в средней школе в современных условиях // Математика в школе. 1999. — № 6. — С.36−41.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С.69−75.
- Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления / Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. С.27−61.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С.154−182.
- Сивашинский И.Х. Задачи по математике для внеклассных занятий (9−10 классы). М.: Просвещение, 1968. — 311с.
- Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики: Пособие для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1986. 104с.
- Софронова Н.В. Значение вопроса на уроках математики // Математика в школе. 1992. — № 6. — С.12−13.
- Соколова Г. И. Подросток: отметка и оценка / Осмысление (научно-практический сборник). — Самара, 1997. С.62−70.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С.31−40.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-344с.
- Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся // Математика в школе. 1995. — № 5. — С.32−36.
- Управление развитием инновационных процессов в школе. Научные редакторы: Т. Н. Шамова, П. И. Третьяков практико-ориентированная монография. М.: Прометей, 1995. — 217с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-512с.
- Философско-психологические проблемы развития образования /. Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128с.
- Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников // Математика в школе. 1993.-№ 2.-С.17−21.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
- Фридман Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 192с.
- Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя // Народное образование. -1991. -№ 1. С.70−73.
- Хазанкин Р.Г. Развивать творческие способности школьников! // Математика в школе. 1989. — № 2. — С. 10−13.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та.- Москва: Изд-во «Барс». 1997. — 392с.
- Худобин А.И. и др. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1970. — 448с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр BJTA-ДОС, 2000. — 320с. (Педагогическая мастерская).
- Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266с.
- Цукерман Г. А., Елизарова И. Е. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. — 1993. № 2. — С.35−43.
- Цукерман Г. А. Кооперация со сверстниками как необходимое условие развивающего обучения. Сообщение II. Обоснование гипотезы // Новые исследования в области психологии. — № 2. С.31−33.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.-153с.
- Шарыгин И.Ф. и др. Информационно-поисковая система по учебным задачам // Математика в школе. 1993. — № 2. — С.33−39.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин. А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5−6 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1995.-80с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1979. — 136с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры.-М.: Педагогика, 1987.- 160с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288с.
- Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии / Подред. Т. А. Ратановой и Б. Б. Косова. М. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 608с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования: Статьи и лекции.-М., 1993.- 154с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-555с.
- Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 15−19.
- Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики (учебно-методическое пособие). М., 1996. — 107с.
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала «Директор школы». — № 7. 2000. — 169с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.28−37.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. — 1994. № 2. — С.64−77.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
- Якуба Э.Г. О вооружении учащихся навыками учебного труда в процессе обучения математике: из опыта работы кабинета математики областного ИУУ // Математика в школе. 1981. -№ 5. — С. 12 — 14.