Условия развития профессионализма личности учителя начальной школы в инновационной деятельности
Диссертация
Проблема изменения позиции учителя, сориентированного на общечеловеческие ценности и демократический стиль деятельности, требует перестройки содержания, форм и методов преподавания учителя начальных классов. В этом плане представляют определенный интерес психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, B.JI. Бенина, А. А. Бодалева, В… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Влияние внешних условий на деятельность учителя начальной школы
- 1. 1. Понятие «Условия развития» профессионализма учителя
- 1. 2. Статус учителя начальной школы как ведущего условия
- 1. 3. Профессионализм учителя начальной школы и оценка деятельности как внешнее условие
- 1. 4. Организационно- педагогические условия
- Глава 2. Влияние внутренних условий на развитие профессионализма педагогической деятельности учителя начальной школы
- 2. 1. Коммуникативные условия развития профессионализма учителя начальной школы
- 2. 2. Личностные условия развития профессионализма учителя
- 2. 3. Критерии оценки профессионально-педагогических качеств личности учителя в инновационном процессе
- 2. 4. Инновационные условия развития профессионализма учителя начальной школы
- 2. 5. Принципы инновационной деятельности учителя начальной школы
- Глава 3. Исследование условий развития профессионализма учителя начальных классов
- 3. 1. Исследование внешних условий
- 3. 2. Исследование внутренних условий
- 3. 3. Динамика роста профессионализма
- Заключение 162 Библиография
- Приложения
Список литературы
- Абрамян Г. В. Дидактические условия использования средств в совершенствовании профессиональной деятельности педагога: дис. канд. пед. наук. — СПб., 1994.- с. 61,88.
- Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать.-М.:Просвещение, 1985.-е. 418.
- Агалакова Е.А. Деятельность заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук- Омск, 1977. с. 6.
- Алексеева М.И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Владимир, 1998. с. 13.
- Альбуханова-Славская К. А. Стратегия в жизни.- М.:"Мысль", 1991. с. 40.
- Амонашвили. Ш. А. В школу-с шести лет. // Педагогический поиск. -М.:Педагогика, 1988. с. 39.
- Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. JI., 1941.- с. 61.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии, 1968.- N6.- с. 2−34.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Ю.Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды: Т.1 М., 1980.- с. 166−167.
- Ангеловски К. Учителя и инновации.- М., 1991.-е. 37,41.
- Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Соц.- полит, журнал, 1998.- N2.- с. 81.
- З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития.-Казань, 1996.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности мышления. / ИН ОАН СССР. Всесоюзный методичекий центр- М.: Экономика, 1991.- с. 416.
- Аркин И. Путь к ученику.// Нар. обр., 1980.- N2.-с. 58.
- Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности от диагностики отбора к диагностике развития. //Вопр. психологии, 1992 .-N 1−2.- с. 6−13.
- Асмолов А. Мосюченко В. Образованное человечество не даст себе погибнуть. // Знание-сила, 1996.- N1.- с. 17.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М., 1977.
- Батищев Г. С. Педагогическое экспериментирование. // Сов. педагогика, 1990. -N1. с. 94−97.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций.- М., 1998.
- Березина Т.Г. Что вместо внутришкольного контроля?//Народное образование -1993.- N1.
- Белова Г. Н. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных умений у младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Калининград, 1998. с. 12,16.
- Бенин В.JI. Теоретико-методические основы формирования развития педагогической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1996.-с.12.
- Берштейн А. Школьный блюз. Москва.: «Акрон», 1997. — с. 163.
- Берштейн А. Этюды о воспитании //Знание-сила, 1997. N6. — с. 105.
- Богомолова Н. Н. Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг-предпосылка развития общения учителя с учащимися.- СПб., 1996.- с. 23.
- Богословский В.Р. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя. // Психология учителя, — Д., 1976. -с. 100.
- Бодалев А. А. Педагогическая наука в условиях перестройки школы и общества. // Советская педагогика, 1988.- N3.- с. 7.
- Бодалев А.А. Личность и общение. // Проблемы психологии личности.-М., 1982.- с. 56−61.
- Божович Л.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников. /Л.И.Божович. Г. Н. Морозова, Л. С. Славина. // Известия АПН РСФСР, 1951.- N 36.
- Бораз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников: Автореф. канд. пед. наук, — Челябинск, 1998.- с. 6.
- Борисова Л.Г. Социальные качества профессиональной группы. / на примере российского учительства.- Новосибирск, 1993.
- Бороноев. А.О. Пути реализации социологии и социологического образования.- СПб., 1994.
- Бочкина Н.В. О качественных и количественных оценках новаций учебных заведений: мат. Всероссийской конференции «Измерения в педагогике." — СПб., 1994.
- Браже Т. Г. Современная аттестация и тенденции.//Сов. педагогика, 1995.-N3.-C. 69−73.
- Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: Автореф. канд. пед.наук. М., 1998. -с.13.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание у учащихся в учебной деятельности: Дисс. докт. пед. наук. Л., 1973.- с. 78.
- Васильева З.И. Нравственное формирование личности школьника. Л., 1981.
- Вершловский С.Г., Литвинова Н. П. Новые тенденции общественной потребности в педагогических кадрах: Межвузовский сб. науч. трудов.-Л., 1983.-с. 45.
- Вершловский С.Г. Социально профессиональные ориентации учителя как регулятор активности: Сб. науч. трудов АПН. — М., 1987. — с. 74.
- Вершловский С.Г. Развитие социально-профессиональной активности учителя на разных этапах деятельности. М., 1990. — с. 34.
- Учитель: крупным планом./ Под. ред. С. Г. Вершловского 2-е изд. РИО.-СПб., 1994.- с. 5.
- Веселкова О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Автореф. канд. пед. наук.-Омск, 2000.- с.17−19.
- Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы образования.// Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб.: Псков, 1996. — N8. — с.З.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. — с. 56.
- Виноградова Н.В. Три кита начальной школы. // Народное образование, 1995. N6. — с.21.
- Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: МГУ, 1992. — с. 38.
- Воробьев И.В. К вопросу о воспроизводстве учительских кадров:
- Межвузовский сб. науч. трудов. JL, 1983. — с.30.
- Воронцова В.Р. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.
- Волков Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993.- с. 158.
- Воскресенская М.А. Я становлюсь учительницей.- JL: Лениздат, 1987.-е. 13.
- Вялых В.А. Философия и технология образовательного процесса системного типа. Оренбург, 1995.
- Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.- М., 1967.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А. В // Вопросы психологии, 1963.-N5.- с. 61−72.
- Гендин A.M. и др. Сравнительный анализ текучести кадров. / A.M. Гендин, М. И. Сергеев, А. Н. Филатов: Межвузовский сб. научных трудов. -Красноярск, 1988.
- Гершунский Б.С. Философия образования 21 века.- М.:"Совершенство», 1998.-е. 146. о
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — с.6.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост.П. В. Алексеев. М.:"Школа-пресс". — 1995.
- Глушенко. М.А. Развитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Таганрог, 1998.- с. 13,18.
- Гилязова О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе.- М., 1997.
- Голенко С.Н. Формирование нравственных ценностных ориентаций будущего учителя начальных классов.: Сб. научных статей. Минск, 1991.
- Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя //Вопр. психологии личности. / Под ред.Е. И. Игнатьева.- М.:Учпедгиз, I960.- с. 79.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. //Вопросы психологии, 1975.-N1.- с. 100- 111.
- Гоноболин Ф.И. Книга об учителе.- М., 1965.-е. 74.
- Гончаров И.Ф.и др. Непререкаемое веление сокровенной России -воспитание нового русского человека. / И. Ф. Гончаров Т.И. Гончарова, В. Н. Скворцов. СПб., 1995.- с. 26.
- Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе. // Воспитание школьников, 1993,-N5. с. 12.
- Гончаров И. Ф. Духовное сердце грядущей России. // Народное образование, 1994. N 4 — с. 22.
- Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая. //Народное образование, 1993.- N 6.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия. // Психологический журнал, т. 18, N 6, с.73−83.
- Грабарь М.И. Исследование факторов, влияющих на результаты педагогических экспериментов.// Сов. пед. 1987.- N2.
- Гришина Н.П. Развитие профессиональной компетентности методистов ИПК в процессе практической деятельности.- СПб., 1997.
- Гримак.Л. П. Общение с собой.- М.: Политиздат, 1991.-е. 79−107.
- Гмурман.А. Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы.-М., 1981.-е. 56.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа.- Ставрополь, 1993.- с. 10.
- Гуманизация образования императив 21 века.: Вып.1. Набережные Челны, 1996.- с. 30.
- Гуманизация образования 21 века.: Вып.2.- Набережные Челны, 1996.-е. 30.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности ^ школьников. //Вопр.психологии, 1981.- N 6.- с. 13−26.
- Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении. // Вопр. психологии. 1968.- N9 с. 54.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.- М., I960.- с. 54.
- Дахин А.Д. О разноуровневом обучении в школе. // Педагогика, 1993. -N2, — с. 410−415.
- Джангулашвили Э.Н. Нот руководителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук Тбилиси, 1986.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы.- СПб., 1995.
- Димура И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной устойчивости молодого учителя: Дис. канд. пед. наук.-Л., 1990.-е. 92.
- Днепров Э. Почему очередной этап реформы превратился в политическую авантюру? / «ПС» 1998.- N 35 (31.03.98) с. 4.
- Дормидонова Т.И. Диагностика обученности учащихся как фактор развития образовательной системы: Автореф. канд. пед. наук СПб., 1998.-с. 20.
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.-Красноярск, 1984.
- Дьяченко В.К. Новое прокладывает тропинку. // УГ, 1987. 19 мая.
- Дэвид Маерс. Социальная психология.- Москва Харьков — Минск, 1998.-с. 345.
- Егоров Ю. Н. Кормачев В.В. О личностных свойствах, обуславливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей. // Психологический журнал, 1990.- Т. 11. N1 с. 136.
- Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе.- СПб., 1992. с. 59.
- Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения педагогическим мастерством. // Психология учителя.- М., 1989.-е. 17−18.
- Ершова А. П. Букатов В.М. Режиссура урока. М., 1990.- с. 101−118.
- Есаулова М.Б. Формирование готовности студентов педагогического училища к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1993.- с. 46−78.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. -с.62.
- Загвязинский В.И. О творческой индивидуальности педагога: Сб. научн. трудов. / Отв. ред. В. И. Загвязинский Тюмень: — Тюменский Гос. ун-т, 1990.- с. 5−11.
- Задоя Т.Г. Подготовка студентов педвуза к руководству психологической адаптацией шестилетних детей в условиях к школе: Дис. канд. пед. наук СПб., 1993.- с.128−134.
- Заир-Бек Е. С. Принципы процесса обучения педагогическому проектированию: Дис. докт. пед. наук СПб., РГПУ, 1996.- с .99.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды.- М.:"Педагогика", 1990.-c.48, 115−117.
- Засорин О.Н. Учить детей некому и негде. // Смена, 1995.- N9 (14.01.95.) -с.З.
- Збаровский B.C. Збаровская Н. В. Технология развивающего обучения. СПб., 1997.-с. 15.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М. Политиздат, 1986.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург. 1998.- с. 116.
- Зинченко В.И. Образование, мышление, культура. // Новое педагогическое мышление.- М., 1991.
- Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.- с. 214−215.
- Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационной и традиционной школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1997. — с. 4.
- Иванов В.И. Опережающие задания как способ управления самостоятельной деятельностью курсантов военных учебных заведений: Автореф. канд. пед. наук Саратов, 2000.- с. 16.
- Иванова Е.В. Размышления о любимой профессии. // Народное образование, 1994.- N1 с. 124.
- Иванов Ю. Ю. Сорокина Т.В. Педагогическое мастерство.- М., 1993. -с.30.
- Иванова С. В Педагогические условия гуманизации прцесса обучения: Автореф. канд. пед. наук. М., 1998.- с. 9.
- Ижбулатова Э.А. Педагогические условия изучения и использования передового опыта /на примере начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Уфа, 1998.- с. 4.
- Изосимова О. А. Формирование учителя как индивидуальности: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996. — с. 48.
- Ильенков Э.В. Что такое личность?//С чего начинается личность?-М.: «Прогресс», 1979.
- Ингенкамп К.Х. Педагогическая диагностика.- М.:Педагогика, 1991. -с. 75.
- Каган М.С. О духовном. // Вопр. философии, 1985. N 9.
- Казанская В.Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения: Учебное пособие /ЛОГУ СПб., 1996, — с. 27.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: «Просвещение». 1987. с. 77.
- Канарская О.В. Инновационное обучение.- СПб., 1997.- с. 67.
- Карпушин И.И. и др. Эстетика педагогической деятельности. Теоретический курс авторизованного изложения. / И. И. Карпушин, Е. С. Легова. Н. Ф. Евдокимова М., 1994.- с. 80.
- Кипиании Г. Г. Формирование социальных установок в условиях различной мотивации.: Автореф. дисс. канд. псих, наук М., 1985.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.- с. 13,82.
- Климов Е.А. Подражать или проектировать. Человек и профессия.-Л.: Лениздат, N4. с. 21−32.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.-с. 105−108.
- Ковина Т.Е. и др. Коммуникативная культура и ее экспертиза. /Т.Е. Ковина, А. К. Колеченко, И. Н. Агафонова. СПб., 1996.
- Коган М.С. О духовном.//Вопр.философии, 1983. N2,-с. 101.
- Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск, 1985.
- Колягин Ю.М. Размышления, факты, мнения.//Начальная школа, 1998. N4-с. 21.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.- с. 224.
- Кириллова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система.- СПб.: «Образование», 1996.- с. 102−106.
- Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М.:Просвещение, 1989.
- Кондратьева О.В. Установки и педагогическое взаимодействие. // Осознание бессознательного в процессе воспитания и обучения: Учебное пособие.- Нижний Новгород, 1996.- с. 51−61.
- Концепция повышения педагогических кадров школы./Под общей ред. акад. РАО В. Г. Онушкина, чл. кор. РАО Ю. Н. Кулюткина, ректора СПбГУПМ В. Г. Воронцовой — СПб: ИОВ РАО, 1996. — с. 124.
- Комаров В.Н. Путь к тайне. М.: Педагогика, 1990.
- Коростелева A.M. Формирование общепедагогических умений как условие повышения квалификации учителей трудового обучения: Дис. канд. пед. наук- Л.: НИИ ООВ АПН СССР 1989. с. 173.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. — с. 28.
- Косалс.Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов.-Новосибирск, 1989.
- Кругликов Г. И. Основы профессионального творчества. // Народное образование, 1995. N 5.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.- с. 35.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.-Л.: ЛГУ, 1968.-с. 3−29.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.:"Высшая школа", 1990.
- Кузьмина Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.- СПб: Рыбинск., 1993. с. 3−29.
- Кузнецов В. Личность директора школы. // Народное образование. 1993.-N 10-с. 21,23.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика., 1977.
- Курганов С. Формирование диалогических понятий у младших школьников. // Вопр. психологии, 1990.- N 4 с. 52.
- Курганов С. Школа диалога культур. // Нар. обр., 1991.- N2 с. 55.
- Кутеев Е.С. Играйте и вы станете профессионалом. // Народное образование, 1995.-N2.
- Кэнфилд Дж. Что такое воодушевляющее образование.// «ПС» 1998 .-N2(10.01.98).-с. 4.
- Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Дис. докт. пед. наук СПб., 1992. — с. 338.
- Левитан К.М. Личность педагога. Становление и развитие.- Саратов, 1991.-с. 26.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.:Учпедгиз, 1958.-с. 19.
- Левицкий М.Т., Горюнова Т. Е. Социологическая повесть в цыфрах. // УГ, 1996.-N31.-с. 3.
- Левчук З.С. Подготовка будущего учителя к профессионально-педагогическому творчеству: Сб. научных статей.- Минск, 1991.- с. 70.
- Леоньтьев А.Н. Обучение как проблема психологии. // Вопр. психологии. 1957.- N 1 с. 3−17.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. //Вопр. философии.- 1996. N 11 с. 15−26.
- Лернер И .Я. Познавательные задачи. М., 1970.- с. 16.
- Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.:" Педагогика", 1989. — с. 54.
- Лишин О.Н. Воспитание личности в условиях социального кризиса. // Народное образование, 1993. N5 — с. 67.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. с. 68.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — с. 59.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М.: Просвещение, 1981. с. 141,148.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.-М., 1992.
- Макаренко А. С. Избранные произведения. М., 1976. — с. 89.
- Макаренко А.С. Из подготовительных материалов к «педагогической поэме «: длительность педагогического коллектива.- М., 1957.- Т.1. с. 117.
- Максименко Н.В. Творческая деятельность будущего учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. канд. пед. наук. М., 1998.
- Манкуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Автореф. канд. пед. наук.- Улан-Удэ, 1998.- с. 11.
- Маргун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л.: Наука, 1983. с. 54−74.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.- с. 35.
- Маркс К. Наемный труд и капитал. // Маркс К., Энгельс Ф: Собр.соч.Т.6.-2-е изд.
- Маслова Н.Ф. Проблема времени в педагогическом процессе: Автореф. докт. пед. наук. Л., 1981. — с.З.
- Матина Г. О. Влияние профессиональных установок на эффективность деятельности учителя. //Юбилейные Герценовские чтения, посвященные 200 летию университета. ФНКС: Традиции и современность, 12−14 мая 1997 г. — Тезисы выступлений.- Якутск, 1998.
- Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской школы.-М.:3нание, 1986. с. 51−52.
- Мера всех вещей. // Уч. газета, 1990. N5. — с. 3.
- Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: Тезисы докладов. Межвузовской научно практической конференции 24−28 мая 1994.- Новосибирск, 1994.- с. 8.
- Мехедов В. В. Скворцов В.Н. Теоретические основы управления школой.- СПб., 1998.- с. 100,111.
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. 1990.- N 3.- с. 61.
- Митина Г. В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально- воспитательной работе.: Автореф. канд. пед. наук. Биробиджан, 2000.- с. 9,13.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения.- СПб., 1993.- с. 2.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. П. Кулюткина. Г. С. Сухобской.-М.: Педагогика, 1981. с. 16.
- Мотивация познавательной деятельности: Сб. науч. трудов / Под. ред. Ю. Р. Кулюткина. Г. С. Сухобской.-Л.:НИИ ООВ, 1972. с. 117.
- Мочалова О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: Автореф. канд. пед. наук.- Казань, 1997. с. 14.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.:Просвещение, 1986. с. 46.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.-с. 33.
- Мягченков С.К. О педагогике духовности.//Воспитание школьников, 1995. N5.
- Назарова Л. П. Чепуренко Г. П. Выпускник общеобразовательной школы Ленинградской области / Педагогические проблемы национальной образовательной системы // 2 Царскосельские чтения: Т.2.: с. 61−63. -СПб., 1998.
- Назарова Л.П. «Я беспредельно верю в человека». // Педагогика.-1998.-N7.- с. 123−124. рец. на Щукина Г. И. Труды и дни. Отв. ред. А. П. Тряпицина редакторы-составители М. А. Верб, И. Г. Шапошникова. СПб., 1997.
- Невский И.А. Трудный успех.- М.: Просвещение, 1981.
- Никитина Л. Высшая социальная ценность.//Народное образование 1994.-N5 с. 9.
- Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Дис. канд. пед. наук.- М., 1986.
- Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. М.: «Экономика», 1990. — с. 3.
- Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников, 1997, — N2.
- Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. канд. пед. наук -Алматы: АГУ им. Абая, 1993. с. 51.
- Образование 21 века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. // Материалы международной научно-практической конференции: СПб., 1998.
- Овсянников А.И. Инновации в школе: характер и результаты. // Народное образование, 1993. N 6 — с. 25.
- Одержимые педагогическим творчеством.- Сыктывкар, 1994. с. 10.
- Орлов Ю.М., Творогова В. И. Стимулирование побуждения к учению. -М., 1988.
- Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы.- М., 1995. с. 22.
- Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы.-М., 1996. с. 20.
- Основы профессионального самосовершенствования педагога. / Сост.В. К. Кириллова, И. А. Николаев, Ф. В. Андреев.- Чебоксары, 1993. с. 5.
- Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зюзина / М., 1989.
- Основы человековедения.кн. 1.: Учебно-научное пособие / Под ред. В. Л. Обухова СПб., 1996. — с. 39.
- Панова И.Е. Педагогические условия самообразования родителей одаренных детей.: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- с. 15.
- Пасечник Л.В. Организационно-педагогические услловия становления гувернерской системы образования в современной России.: Автореф. канд. пед. наук., — Ярославль, 2000.- с. 22.
- Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы. // Психологический журнал, 1994.-Т.15: N3 с. 95.
- Педагогические инновации и технологии. / Мат. второй областной конференции Белгород, 1994. — с. 9.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. А. П. Тряпициной СПб.: Образование, 1995.- с. 171.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.-М., 1997.- с. 83.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М.: Смысл., 1993. с. 56.
- Перре-Клермон А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.- с. 27.
- Перспективы развития системы непрерывного образования/Под. ред. Б. С. Гершунского М.: Педагогика, 1990.
- Петровский А.В. Развитие личности с позиций социальной психологии. // Вопр. психологии, — 1984.- N4.- с. 21.
- Петровская J1.A. Спиваковская А. С. Воспитание как обучение -диалог. / /Вопр. психологии, 1983.- N2.-C. 9.
- Пилюгина С. Автопортрет столичного учителя. // «УГ» 1997.- N 17 с. 15.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М., 1984.- с. 154.
- Платонов К.К. Профессиография: ее значение и методика работы.// Соц. труд, 1971.- N 4.- с. 74−79.
- Поваренков Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование инфррмационной основы деятельности в процессе профессионального обучения. // Псих, журнал, 1990.-T.il: N2-с. 15.
- Полетаева Н.М. Валеологическая модель ученика. // Образование 21 века. Проблемы, прогнозы, модели, проекты: СПб., 1998.
- Полнер Е.Д. Современный урок, его методическое обеспечение.- СПб., 2000 с.4−6.
- Полонский В.М. Актуальность педагогических исследований // Советская педагогика, 1987 N6.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М.: 1993. с. 57−58.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающего учителя.- М.: «Педагогика», 1983.
- Полякова A. J1. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурного направления образования.: Автореф. дис. канд. пед. наук Волгоград, 1998. — с. 8.
- Поташник М.М. К проблемам критериев оценки-самооценки /работы учителя: Сб. научных трудов.- М., 1986. с. 67.
- Поташник М.М. Отношения с коллегами. // Народное образование, 1989, — N3 с. 53.
- Поцукова Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. — с. 4−5.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. — с. 271.
- Принципы организации социальных систем теории и практики. / Под ред. М. И. Сетрова Киев, 1988.
- Психология.- М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Психология развития личности. / Под. ред. А. В. Петровского: «Педагогика «, 1987.
- Пути совершенствования общеобразовательной школы./Материалы 9 областных педагогических чтений Саратовского университета Саратов, 1992.-с. 14.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. -Самара, 1996.
- Развитие педагогического мастерства в современных условиях. / Сост. О. В. Кузьмичев, В. В. Попович.- СПб., 1997.- с. 6.
- Реан А. А. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
- Реан J1.A. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.
- Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. -Л.: ЛГПИ, 1989.-с.7.
- Рзаева Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 1997.- с. 4.
- Робер М-А. Тильман Ф. Психология индивида и группы.: Пер. с фр.-М.: «Прогресс», 1988.
- Ромашова С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: МГУ, 1996.
- Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочуствие учителей. // Социос. 1996.- N6 с. 65.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М., 1969. -с. 180.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности.- М.: «Мысль», 1984. с. 24.
- Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания.- М.: Педагогика, 1981.-е. 13.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: Изд- во МГУ, 1981.- с. 25.
- Румынина Г. И. Воспитание нравственной позиции младшего подростка: Дисс. канд. пед. наук Красноярск, 1982.- с. 89.
- Рыбакова Л. Н. Трудности учительской профессии. // Педагогика, 1993. -N7. с.59−65.
- Рыкун P.O. Социально-психологические предпосылки в условиях общения//В кн.: Вопросы методологии науки.-Томск, 1971.
- Самоделкин.В. К. Рациональная организация труда зам. директора средней общеобразовательной школы по учебно-воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1970.- с. 17.
- Самопознание путь профессионального становления учителя.-Самара, 1994. — с. 143.
- Саногенное мышление.-М., 1993.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. 1998.
- Сергеева В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей -воспитателей детей дошкольного младшего школьного возраста в педагогических колледжах: Автореф. канд. пед. наук.- М., 1997. с. 11.
- Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.-М., 1983.-с. 142.
- Скворцов В.Н. Управленческие знания и умения общеобразовательной школы. / Метод, рекомендации Л., 1991.
- Скворцов В.Н. Эффективность образования. Модель Лобанова-Скворцова: философско-экономический подход. Педагогические чтения. Философия, педагогика образования // Межузовская конференция. Тезисы докладов.- СПб., 1997.
- Скворцова Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проективной деятельности в современной школе: Автореф. канд. пед. наук Омск, 2000.-с. 9.
- Скоморохова М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Автореф. канд. пед. наук Иркутск, 1997.-с. 8.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
- Сластенин В.А., Соломатина Т. Б. Учитель в современной социокультуре. М., 1992. — с. 115.
- Смелзер.Н. Социология.- М.: Феникс, 1994. с. 653.
- Смирнова Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика: Автореф. дисс. докт. пед. наук СПб., 1993.- с. 12, 26−27.
- Смирнова Е.Э. Становление специалиста.- Л., 1989.
- Смирнова Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексных исследований.- Л., 1984.
- Совайленко В.К. Инновации развала. //Начальная школа 1998.-N4-с. 99.
- Современная Социология в 2 т.: Т.1.-М., 1962.- с. 246.
- Солдатенков А.Д. Теория и практика духовного, нравственного воспитания школьников: Автореф. канд. пед. наук Москва, 1998.
- Современные подходы и принципы педагогического проектирования: Сб. научных трудов.- М., 1992. с. 3.
- Соловейчик С.Л. «Агу» и «Бука» Педагогические размышления. // Новый мир. 1985, N3.
- Социальная психология. / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина -М., 1975. с. 161.
- Социально-профессиональная ориентация молодежи.-Тарту, 1983.
- Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителя.: Сб. научных трудов. М., 1988. — с. 36.
- Спасская Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно-экспериментальной работы школы.: Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1996. с. 6.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М., 1997, — c. l 1.
- Спичак С.С. Индивидуальный стиль деятельности учителя. // Народное образование. 1993.- N2
- Стародубцева Т.В. Каждый ребенок- личность. // УГ. 1998, N 36−37. с. 9.
- Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом в школе. М., 1972.-с. 7. f
- Ступанов А.А. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе: Автореф. канд. пед. наук СПб., 1996.- с. 14.
- Сухобская Г. С. Горбунова J1.J1. Развитие исследовательской направленности учителя в процессе повышения его квалификации.- Л., 1990,-с.6.
- Сухобская Г. С. Божко Н.М. Психологические проблемы непрерывного образования взрослых. / Под. ред. В. Г. Онушкина Л.: НИИ НОВ, 1991 -с. 56.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности.: Л., 1988.-с. 69.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. «Радянська школа», 1973.-с. 87.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.
- М.:Педагогика, 1989. с. 124.
- Тарасов С.В. Педагог в инновационном образовательном процессе: Материалы международной научно-практической конференции.: СПб. (19−20 мая 1998 г.) с. 144.
- Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 1997.- с. 7.
- Терновая И.П. Формирование культуры педагогического общения в свете социокультурных изменений.: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Таганрог, 1998.- с. 13.
- Титаренко. А.И. Нравственные процессы развития личности. М., 1982.
- Толстой Л.Н. собр. соч. в 22 т. Т.21м., 1985.- с. 84.
- Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность как условие профессионализма учителя в общении. // Профессионализм общения: Тезисы докл. на респ. научно-практ. конф. Удгу, — 1993. с. 40.
- Тумалев В.В. Учительство в ситуации социально-политическихперемен: ч.З. Инновационный потенциал современного учительства.-СПб., 1995.-с. 20−25.
- Трубайчук Л.В. Теоретические основы развития становления личности младшего школьника в образовательном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук Челябинск, 2000.- с. 9−12.
- Учитель в изменяющемся мире. // Штрихи к портрету Нижегородского учителя.- Нижний Новгород., 1994.- с. 5.
- Учитель и общество //Итоги анкетного опроса Саранск, 1997.
- Учителю о педагогической технике.- М., 1987.
- Федотова Е.Л. Педагогическое воздействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Автореф. докт. пед. наук Хабаровск, 1997.- с. 20.
- Филатова С.Г. Обучать, развивая личность.- Екатеринбург: Диамант, 1995.- с. 321.
- Филонов Б. Воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.
- Фокеева С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук,-Тюмень, 1997.
- Фрумин И.Д. Феномены инновационной школы. // Народное образование, 1995. N7 — с. 13.
- Хмара С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук Хабаровск, 1996.- с. 5.
- Хомерики О.Г. Системное управление инновационными процессами в образовательной школе: Автореф. дис канд. пед. наук.- М., 1996.- с. 20.
- Холкин И.И. Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету физической культуры: Автореф. канд. пед. наук Екатеринбург, 1998.- с. 10.
- Хорошавин С.А. Педагогическая теория и педагогический информационный шум: Мат. второй обл. н-пр. конф.Т.-1.Белгород, 1994.-с. 32.
- Хроменков. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989.- с. 23.
- Чегодаев. Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы подготовки педагогических кадров: Дис. канд. пед, наук.- СПб., 1991.
- Чегодаев Н.М. Теоретические и организационные педагогические основы инновационных процессов в системе послевузовского образования педагогических кадров: Дисс. докт. пед. наук.- СПб., 1997.
- Чепуренко Г. П. К вопросу о сути философии образования. // В кн.: Педагогические чтения: философия, педагогика образования. Межвузовская конференция.(28−29апр.1997) СПб., ЛОГУ, 1997. с. 117 118.
- Чепуренко Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров.: Дис. канд. пед. наук СПб., 1993.-с. 56,60.
- Чхартишвили М.Н. Потребности престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте. // В кн: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности М.:Наука, 1988. — с. 185.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности М., 1994, — с. 68.
- Шаймардинов Р.Х. Теория и технология инновационного развития профессиональной личности учителя в вузе.: Автореф. докт. пед. наук.-М., 1998.
- Шакуров Р. Психологическая перестройка трудного учителя. // Народное образование, 1993 N7,8.- с. 38.
- Шараева О.Г. Воспитание нравственной позиции младших подростков: Дисс. канд. пед. наук.- JL, 1966. с. 94.
- Швагер В.В. Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем обучении: Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-н/Дону, 1998.- с. 7−12.
- Шеина Л.П. Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования: Автореф. канд. пед. наук Уфа, 2000.- с. 13.
- Шилова О.Н. Педагогическая технология как инновация системы образования.- СПб., 1998. с. 143.
- Щеголева А.А. Педагогические условия развития у ребенка ценностного взаимоотношения: Автореф. канд. пед. наук.- Хабаровск, 2000, — с. 10.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя.-Л., 1967.
- Шуркова Н.И. Способность влиять на детей. //Народное образование 1994.-N1 с. 127.324. 2 Царкосельские чтения. / Научно-теоретическая конференция с международным участием (27−28 апр.1998.) СПб., 1998.
- Экспериментальная программа школы диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993.
- Элиасберг Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Дис. докт. пед. наук.- СПб., 1998.- с. 357.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства. //Вопросы психологии, 1992.-N3.
- Ядов В.А. Социально-психологический портрет инженера М., 1977.-с. 54.
- Rokeach М. Long-term value change initiated komputer feedback//Rokeach1. M.
- Understanding human values individual and sokietal N.Y.: Free Press, 1979, pp.210.225.
- Анализ продуктивности деятельности (самоанализ).
- Потенциальная возможность быть учителем требует длительной и последовательной работы по повышению квалификации.
- Учитель работает на достаточном потенциале по внутреннему побуждению с хорошими результатами.
- Потенциальные возможности высоки, это позволяет ему работать на высоком уровне.
- Потенциальная возможность быть сносным учителем невелика, огромные усилия дают возможность работать на уровне профессионального учителя.
- Результаты анкетирования учителей начальной школы г. Кировска.50 чел.)