Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия развития профессионализма личности учителя начальной школы в инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема изменения позиции учителя, сориентированного на общечеловеческие ценности и демократический стиль деятельности, требует перестройки содержания, форм и методов преподавания учителя начальных классов. В этом плане представляют определенный интерес психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, B.JI. Бенина, А. А. Бодалева, В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние внешних условий на деятельность учителя начальной школы
    • 1. 1. Понятие «Условия развития» профессионализма учителя
    • 1. 2. Статус учителя начальной школы как ведущего условия
    • 1. 3. Профессионализм учителя начальной школы и оценка деятельности как внешнее условие
    • 1. 4. Организационно- педагогические условия
  • Глава 2. Влияние внутренних условий на развитие профессионализма педагогической деятельности учителя начальной школы
    • 2. 1. Коммуникативные условия развития профессионализма учителя начальной школы
    • 2. 2. Личностные условия развития профессионализма учителя
    • 2. 3. Критерии оценки профессионально-педагогических качеств личности учителя в инновационном процессе
    • 2. 4. Инновационные условия развития профессионализма учителя начальной школы
    • 2. 5. Принципы инновационной деятельности учителя начальной школы
  • Глава 3. Исследование условий развития профессионализма учителя начальных классов
    • 3. 1. Исследование внешних условий
    • 3. 2. Исследование внутренних условий
    • 3. 3. Динамика роста профессионализма
  • Заключение 162 Библиография
  • Приложения

Условия развития профессионализма личности учителя начальной школы в инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью создания обновленной системы образования, в которой акцент в деятельности школы будет отдан профессионализму личности учителя. Изменение личности учителя начальной школы стало социальной необходимостью общества, отвечает внутренним потребностям самого учителя в самореализации и самоусовершенствовании. Личностный рост учителя начальной школы — ключевой фигуры в жизни каждого ученика протекает в период обострения противоречий:

— между растущими потребностями в качественном образовании и недостаточным вниманием к системе образования со стороны государства;

— между декларативным провозглашением прав общества и затяжным системным кризисом во всех областях общественной жизни;

— между демографическим спадом населения и снижением роста образовательных учреждений с одной стороны, бурным ростом инновационных школ различных направлений, типов деятельности в муниципальной школе.

Позитивные устойчивые результаты, качество обучения, воспитания и развития детей могут обеспечить лишь новые технологии педагогического труда — гарантированный устойчивый ресурс в этом процессе — личность учителя начальной школы.

Работы исследователей выявили наличие закономерностей в условиях, влияющих на личность учителя начальной школы, установили взаимосвязи в деятельности учителя, позволяющие ему устойчиво функционировать и строить учебный процесс с позитивными результатами. Все это позволяет сделать шаг вперед на пути совершенствования личностных качеств учителя начальной школы.

Теоретические подходы комплексного изучения педагогических явлений исследованы рядом ученых Ю. К. Бабанского, Г. С. Сухобской,.

Г. Ю.Суходольского, С. В. Тарасова. В исследованиях С. Г. Вершловского раскрываются технологии самоанализа профессиональной предметной деятельности. Теории личности и деятельности изучали Б. Г. Ананьев, В. П. Безухов, З. И. Васильева, Н. В. Кузьмина, Н. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев,.

A.В. Мудрик, Л. П. Назарова. Подготовка и развитие учителя в целом даны в публикациях З. И. Васильевой, А. К. Марковой, Г. П. Чепуренко и др. Изучение самооценки, взаимооценки, групповой оценки профессионально-предметных и организаторских умений отмечали Ф. Г. Зиятдинова, О. А. Изосимова, К. Х. Инкенкамп, Г. Г. Кипиании, А. Л. Полякова,.

B.Н.Скворцов.

Продолжают развиваться различные научные направления, исследующие педагогическую деятельность, качественную сторону развития личности учителя, его творческого потенциала. С позиций структурно-системного подхода данную проблему глубоко исследовали отечественные ученые (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. Г. Борисова, Н. Г. Буркова, И. Ф. Гончаров, И. В. Золотухин, Ю. Ю. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, К. М. Левитан, А. К. Маркова, Г. К. Нургалиева). Мы опираемся на фундаментальные исследования, раскрывающие природу педагогического знания (В.Д.Шадриков), целостность образовательного процесса (И.Я. Лернер, Г. Д.Кириллова). Разрешение множества проблем и противоречий зависит от реальной, а не декларируемой работы учителя начальной школы, основанной на основах гуманистической педагогике.

В исследованиях педагогов (Ф.И. Гоноболин, С. В. Иванова, Н. В. Кузьмина и др.), анализе массовой практики отмечаются недостатки в работе учительских кадров, включающие:

— оторванность знаний от практики преподавания;

— отсутствие ориентации на личность ребенка;

— господство репродуктивных форм обучения;

— отсутствие вариативного самостоятельного поиска решения проблемы учителя в процессе общения;

— формальный характер осуществления гуманного подхода к ребенкунизкий уровень педагогического взаимодействия.

Проблема изменения позиции учителя, сориентированного на общечеловеческие ценности и демократический стиль деятельности, требует перестройки содержания, форм и методов преподавания учителя начальных классов. В этом плане представляют определенный интерес психолого-педагогические основы формирования профессиональных умений, разработанные в трудах Ю. К. Бабанского, B.JI. Бенина, А. А. Бодалева, В. П. Бездухова, а так же В. И. Загвязинского, Э. А. Ижбулатовой, А. Е. Кондратенковой, Н. В. Кузьминой, JI.A. Регуш, И. П. Терновой.

Проблемы готовности к профессиональной деятельности изучали М. И. Дьяченко, Е.С. Заир-Бек, Г. П. Чепуренко, Н. М. Чегодаев. Развитие прогностических, исследовательских, коммуникативных и других умений рассматривались в работах В. И. Загвязинского, Г. С. Сухобской, JI.A. Регушсовершенствование учителя с учетом гуманизации в школе и изменение характера межличностных отношений освещали Л. Ф. Спирин, С. С. Спичак, Г. С. Сухобская, С. В. Тарасов, С. С. Татарченкова. Психолого-педагогические разработки, направленные на новое построение учебного процесса, представлены в творчестве отечественных и зарубежных авторов (К.Ангеловски, С. Г. Вершловский, Б. С. Гершунский, А. Е. Гмурман, Т. Г. Задоя, Ю. Н. Иванов, Л. Я. Косалс, Ю. П. Львова, О. Н. Шилова и др.). Однако, в указанных исследованиях уделено недостаточно внимания разработке условий развития профессионализма личности учителя начальной школы, его особенностей с учетом динамического влияния среды, гуманистических ценностей. Нечетко раскрыты объективные, управленческие, ситуативные, организационные, дидактические, методические условия, дающие стабильность в получении результатов деятельности учителя начальной школы. Поиск закономерностей в педагогическом процессе, личностных отличий и особенностей современного учителя начальной школы, его становление и развитие как личности и профессионала требуют более детальной проработки проблемы.

Цель исследования — формирование профессионально-личностного роста учителя начальной школы в инновационной деятельности.

Объект исследования — профессиональная деятельность учителя в начальной школе.

Предмет исследования — выявление условий развития профессионализма учителя начальной школы в процессе практической инновационной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что рост профессионализма личности педагога достигается, если: определены условия развития профессионализма учителя начальной школы, ориентированные на инновационную деятельность с акцентом на личностный подход, как приоритетное направление, характеризующее развитие рефлексии потребность и готовность совершенствовать педагогическое мастерство, стремление к самореализациивыявляются взаимодействия внешних и внутренних условий в инновационной деятельности, выражающиеся в изменении социальной среды, уровне педагогической культуры, коммуникативных связей, личностных потребностей и установок в формировании педагогического мастерства учителяразработаны критерии профессионализма и постоянно осуществляется диагностика педагогической деятельности учителя в инновационной средеразработана модель управленческой педагогической деятельности, способствующая овладению инновациями учителями школы.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и научно-практические взгляды на проблему становления профессионализма учителя начальной школы.

2. Опытно-экспериментальным путем определить основные условия развития профессионализма учителя начальной школы в инновационном процессе.

3. Выявить критерии оценки профессионально-педагогических качеств учителя начальной школы.

4. Разработать модель управленческой деятельности, направленной на формирование профессиональных качеств педагога.

В качестве методологической основы исследования нами избраны философские и общенаучные положения теории познанияцелостный подход к познавательной деятельности человекаведущие положения психолого-педагогической науки об объективном развитии личности, гуманизации и индивидуализации обучения, развития творческого поиска, самостоятельности и целеустремленностипринципы системного, личностного и деятельностного подходов к формированию личности. Методы исследования: изучение и анализ философской, социально-психологической, психолого-педагогической, методической литературы;

— анализ результатов опыта опытно-экспериментальной работы;

— анализ документов по аттестации учителей;

— применение статистических методов экспериментальных данных;

— опрос педагогов с помощью интервью, наблюдения, беседы, анкетирования;

— комплексная оценка профессиональной компетентности учителя начальной школы.

База исследования. Кировские средние школы № 1, № 2, Кировская экономическая гимназия, ДОУ «Березка», Центр образования п. Синявино, Отрадненские средние школы № 1, № 3, ДЮСШ, отделение Олимпийского резерва г. Кировска.

Ведущие положения исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции педагогических кадров Ленинградской области в 1992 г., на заседаниях кафедры педагогики ЛГОУ им. А. С. Пушкина в 1998 г. Внедрение результатов исследования осуществлялось на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в ЛОИРО в 1994, 1995, 1996 гг.

Этапы исследования.

1 этап (1990 -1996 гг.) — поисковый. Накопление эмпирических данных по проблеме, изучение опыта, выявление проблем и противоречий, существующих в практической работе школы.

2 этап (1996;1997 гг.) — аналитический. Изучение литературы по теме исследования, апробация системы условий, обеспечивающих стабильность и высокую результативность деятельности учителя начальной школы. Разработка программы эксперимента.

3 этап (1997;2001 гг.) — экспериментальный. Обобщение и оформление результатов исследования: использован личный опыт автора в качестве учителя начальной школы, заместителя директора по учебно-методической работе, практического психолога на протяжении 30 лет.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем: на основе научно-теоретических, организационно-педагогических и практических исследований определены внешние и внутренние условия развития профессионализма в инновационной деятельности с акцентом на личностный подход и стремление к самореализацииопределена взаимосвязь внешних и внутренних условий инновационной педагогической деятельности, обеспечивающих координацию общественных и личностных целей, личностных и профессиональных мотивов, коллективных и индивидуальных достиженийвыявлена система критериев и уровней, определяющих уровень профессионализма учителя начальной школы на современном этапе и способы его диагностикиразработана модель управленческой деятельности (педагогическая аттестация, прогноз, проектирование, внешняя и внутренняя оценка, самооценка), включающая творчество, взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов деятельности учителя, ориентированных на профессиональную самореализацию и самосовершенствование.

Практическая значимость. Разработаны критерии анализа профессионализма в инновационной деятельности учителя. Обоснованы технологические подходы в экспертной оценке профессионализма. Создана система управленческих приемов, формирующих профессионализм педагога.

Разработанные критерии оценки могут использоваться для курсов повышения квалификации. Изученные инновационные условия помогут инициаторам преобразований следовать определенному алгоритму, включающему глубокий анализ существующих противоречий, тормозящих совершенствование личности учителя начальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснованность внешних и внутренних условий развития профессионализма способствует росту и развитию личности учителя начальной школы в инновационной деятельности, стремлению к самореализации.

2. Взаимосвязь внешних и внутренних условий инновационной педагогической деятельности обеспечивает скоординированность личностных и профессиональных целей, уровень педагогической культуры, коммуникативных связей, личностных потребностей и установок, педагогического мастерства учителя.

3. Эффективность профессионального развития учителя начальной школы обусловлена системой критериев, всесторонностью оценки деятельности, использование диагностики повышает качество профессионализма.

4. Непрерывность инновационного процесса обеспечивается моделью управленческой деятельности, направленной на самоусовершенствование, личностную готовность к профессиональной самореализации, позитивное отношение к инновационной деятельности.

Выводы к главе 3.

1. При совпадении внешних и внутренних условий деятельности учителя происходит дальнейшее совершенствование его личностных качеств, возрастает потребность в самореализации.

2. Становление профессиональной личности учителя начальной школы протекает с непрерывным развитием через одновременный системный сдвиг личностной структуры, где все компоненты взаимодействуют, возрастает потребность в деятельности, возможность творчества, возможность самовыражения.

3. Гуманизация в инновационных условиях эффективно влияет на установление гуманных отношений учителя и учащихся, как основы благоприятной атмосферы развития личности учащегося.

4. Самосовершенствование личности протекает эффективно при условии личностно-центрированного образования, овладения учителем приемами эмпатийного восприятия учащихся, возрастает самовыражение учителя на уроке, создание творческой среды.

5. Общение педагога является степенью личностного принятия социально-значимых ценностей и ориентацию на совместную деятельность, вследствие чего происходит рост комфортного обучения, снижение ситуативной тревожности, возрастает уровень диалогового общения, сохраняется устойчивость положительного эмоционального фона на уроках, плотность педагогического общения.

6. Характер преодоления трудностей в профессиональной деятельности осуществляется через педагогическую направленность, высокое чувство ответственности за результаты труда, подготовленность к труду, стремление овладеть мастерством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплекс условий, влияющих на развитие профессионализма учителя начальной школы многогранен и сложен. Активизация внешних условий ведет к успешности в самовоспитании педагога, что оказывает активное воздействие на профессиональный рост. Исследование проблемы условий развития личности учителя начальной школы позволяют сделать следующие выводы:

В заключении приводятся основные результаты, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту:

1. На основании изученной литературы и опытно-экспериментального исследования определены внешние (профессионализм, оценка деятельности, организационно-педагогические) и внутренние (коммуникативные, личностные, инновационные) условия, способствующие развитию профессионализма.

2. В исследовании выявлено взаимодействие внешних и внутренних условий инновационной деятельности, обеспечивающее рост уровня профессиональной культуры, коммуникативных связей, личностных потребностей и установок в формировании педагогического мастерства учителей.

3. В исследовании выявлены критерии профессионально-педагогических качеств учителя: направленность педагогической деятельности, творчество, педагогическое мастерство, рефлексия, альтруизм.

4. Разработанная модель управленческой деятельности (профессиональная аттестация, прогноз, проектирование, внешняя оценка, самооценка деятельности), ориентированная на высокие результаты, обеспечивающая творчество профессиональной личности в инновационной деятельности.

Исследование условий развития профессионализма учителя требует дальнейшей детализации.

Таким образом, исследования подтверждают исходную гипотезу о совершенствовании профессионализма при совпадении внешних и внутренних инновационных условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Дидактические условия использования средств в совершенствовании профессиональной деятельности педагога: дис. канд. пед. наук. — СПб., 1994.- с. 61,88.
  2. . Ю.П. Искусство воспитывать.-М.:Просвещение, 1985.-е. 418.
  3. Е.А. Деятельность заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах: Автореф. дисс. канд. пед. наук- Омск, 1977. с. 6.
  4. М.И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Владимир, 1998. с. 13.
  5. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия в жизни.- М.:"Мысль", 1991. с. 40.
  6. . Ш. А. В школу-с шести лет. // Педагогический поиск. -М.:Педагогика, 1988. с. 39.
  7. .Г. Воспитание характера школьника. JI., 1941.- с. 61.
  8. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. // Вопросы психологии, 1968.- N6.- с. 2−34.
  9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды: Т.1 М., 1980.- с. 166−167.
  11. К. Учителя и инновации.- М., 1991.-е. 37,41.
  12. С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. // Соц.- полит, журнал, 1998.- N2.- с. 81.
  13. З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития.-Казань, 1996.
  14. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности мышления. / ИН ОАН СССР. Всесоюзный методичекий центр- М.: Экономика, 1991.- с. 416.
  15. И. Путь к ученику.// Нар. обр., 1980.- N2.-с. 58.
  16. А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности от диагностики отбора к диагностике развития. //Вопр. психологии, 1992 .-N 1−2.- с. 6−13.
  17. А. Мосюченко В. Образованное человечество не даст себе погибнуть. // Знание-сила, 1996.- N1.- с. 17.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М., 1977.
  19. Г. С. Педагогическое экспериментирование. // Сов. педагогика, 1990. -N1. с. 94−97.
  20. В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций.- М., 1998.
  21. Т.Г. Что вместо внутришкольного контроля?//Народное образование -1993.- N1.
  22. Г. Н. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных умений у младших школьников: Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Калининград, 1998. с. 12,16.
  23. В.JI. Теоретико-методические основы формирования развития педагогической культуры: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 1996.-с.12.
  24. А. Школьный блюз. Москва.: «Акрон», 1997. — с. 163.
  25. Берштейн А. Этюды о воспитании //Знание-сила, 1997. N6. — с. 105.
  26. Н. Н. Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг-предпосылка развития общения учителя с учащимися.- СПб., 1996.- с. 23.
  27. В.Р. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя. // Психология учителя, — Д., 1976. -с. 100.
  28. Бодалев А. А. Педагогическая наука в условиях перестройки школы и общества. // Советская педагогика, 1988.- N3.- с. 7.
  29. А.А. Личность и общение. // Проблемы психологии личности.-М., 1982.- с. 56−61.
  30. Л.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников. /Л.И.Божович. Г. Н. Морозова, Л. С. Славина. // Известия АПН РСФСР, 1951.- N 36.
  31. Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников: Автореф. канд. пед. наук, — Челябинск, 1998.- с. 6.
  32. Л.Г. Социальные качества профессиональной группы. / на примере российского учительства.- Новосибирск, 1993.
  33. . А.О. Пути реализации социологии и социологического образования.- СПб., 1994.
  34. Н.В. О качественных и количественных оценках новаций учебных заведений: мат. Всероссийской конференции «Измерения в педагогике." — СПб., 1994.
  35. Браже Т. Г. Современная аттестация и тенденции.//Сов. педагогика, 1995.-N3.-C. 69−73.
  36. Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя: Автореф. канд. пед.наук. М., 1998. -с.13.
  37. З.И. Нравственное воспитание у учащихся в учебной деятельности: Дисс. докт. пед. наук. Л., 1973.- с. 78.
  38. З.И. Нравственное формирование личности школьника. Л., 1981.
  39. С.Г., Литвинова Н. П. Новые тенденции общественной потребности в педагогических кадрах: Межвузовский сб. науч. трудов.-Л., 1983.-с. 45.
  40. С.Г. Социально профессиональные ориентации учителя как регулятор активности: Сб. науч. трудов АПН. — М., 1987. — с. 74.
  41. С.Г. Развитие социально-профессиональной активности учителя на разных этапах деятельности. М., 1990. — с. 34.
  42. Учитель: крупным планом./ Под. ред. С. Г. Вершловского 2-е изд. РИО.-СПб., 1994.- с. 5.
  43. О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Автореф. канд. пед. наук.-Омск, 2000.- с.17−19.
  44. С.Г. Социально-педагогические проблемы развития системы образования.// Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб.: Псков, 1996. — N8. — с.З.
  45. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. — с. 56.
  46. Н.В. Три кита начальной школы. // Народное образование, 1995. N6. — с.21.
  47. Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: МГУ, 1992. — с. 38.
  48. И.В. К вопросу о воспроизводстве учительских кадров:
  49. сб. науч. трудов. JL, 1983. — с.30.
  50. В.Р. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1996.
  51. Г. Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993.- с. 158.
  52. М.А. Я становлюсь учительницей.- JL: Лениздат, 1987.-е. 13.
  53. В.А. Философия и технология образовательного процесса системного типа. Оренбург, 1995.
  54. П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.- М., 1967.
  55. П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А. В // Вопросы психологии, 1963.-N5.- с. 61−72.
  56. A.M. и др. Сравнительный анализ текучести кадров. / A.M. Гендин, М. И. Сергеев, А. Н. Филатов: Межвузовский сб. научных трудов. -Красноярск, 1988.
  57. .С. Философия образования 21 века.- М.:"Совершенство», 1998.-е. 146. о
  58. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — с.6.
  59. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост.П. В. Алексеев. М.:"Школа-пресс". — 1995.
  60. . М.А. Развитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Таганрог, 1998.- с. 13,18.
  61. О.Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе.- М., 1997.
  62. С.Н. Формирование нравственных ценностных ориентаций будущего учителя начальных классов.: Сб. научных статей. Минск, 1991.
  63. Ф.Н. О педагогических способностях учителя //Вопр. психологии личности. / Под ред.Е. И. Игнатьева.- М.:Учпедгиз, I960.- с. 79.
  64. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. //Вопросы психологии, 1975.-N1.- с. 100- 111.
  65. Ф.И. Книга об учителе.- М., 1965.-е. 74.
  66. Гончаров И.Ф.и др. Непререкаемое веление сокровенной России -воспитание нового русского человека. / И. Ф. Гончаров Т.И. Гончарова, В. Н. Скворцов. СПб., 1995.- с. 26.
  67. И.Ф. Какой быть российской школе. // Воспитание школьников, 1993,-N5. с. 12.
  68. Гончаров И. Ф. Духовное сердце грядущей России. // Народное образование, 1994. N 4 — с. 22.
  69. И.Ф. Школа отживающая и восходящая. //Народное образование, 1993.- N 6.
  70. В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия. // Психологический журнал, т. 18, N 6, с.73−83.
  71. М.И. Исследование факторов, влияющих на результаты педагогических экспериментов.// Сов. пед. 1987.- N2.
  72. Н.П. Развитие профессиональной компетентности методистов ИПК в процессе практической деятельности.- СПб., 1997.
  73. Гримак.Л. П. Общение с собой.- М.: Политиздат, 1991.-е. 79−107.
  74. Гмурман.А. Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы.-М., 1981.-е. 56.
  75. Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа.- Ставрополь, 1993.- с. 10.
  76. Гуманизация образования императив 21 века.: Вып.1. Набережные Челны, 1996.- с. 30.
  77. Гуманизация образования 21 века.: Вып.2.- Набережные Челны, 1996.-е. 30.
  78. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности ^ школьников. //Вопр.психологии, 1981.- N 6.- с. 13−26.
  79. В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении. // Вопр. психологии. 1968.- N9 с. 54.
  80. М.А. Процесс обучения в советской школе.- М., I960.- с. 54.
  81. А.Д. О разноуровневом обучении в школе. // Педагогика, 1993. -N2, — с. 410−415.
  82. Э.Н. Нот руководителя начальных классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук Тбилиси, 1986.
  83. Диагностика как фактор развития образовательной системы.- СПб., 1995.
  84. И.Н. Социально-педагогические условия формирования профессиональной устойчивости молодого учителя: Дис. канд. пед. наук.-Л., 1990.-е. 92.
  85. Э. Почему очередной этап реформы превратился в политическую авантюру? / «ПС» 1998.- N 35 (31.03.98) с. 4.
  86. Т.И. Диагностика обученности учащихся как фактор развития образовательной системы: Автореф. канд. пед. наук СПб., 1998.-с. 20.
  87. В.К. Общие формы организации процесса обучения.-Красноярск, 1984.
  88. В.К. Новое прокладывает тропинку. // УГ, 1987. 19 мая.
  89. Дэвид Маерс. Социальная психология.- Москва Харьков — Минск, 1998.-с. 345.
  90. Ю. Н. Кормачев В.В. О личностных свойствах, обуславливающих успешность деятельности и психологическую совместимость руководителей. // Психологический журнал, 1990.- Т. 11. N1 с. 136.
  91. В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе.- СПб., 1992. с. 59.
  92. А.А. Особенности установок учителя на разных этапах овладения педагогическим мастерством. // Психология учителя.- М., 1989.-е. 17−18.
  93. А. П. Букатов В.М. Режиссура урока. М., 1990.- с. 101−118.
  94. М.Б. Формирование готовности студентов педагогического училища к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1993.- с. 46−78.
  95. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. -с.62.
  96. В.И. О творческой индивидуальности педагога: Сб. научн. трудов. / Отв. ред. В. И. Загвязинский Тюмень: — Тюменский Гос. ун-т, 1990.- с. 5−11.
  97. Т.Г. Подготовка студентов педвуза к руководству психологической адаптацией шестилетних детей в условиях к школе: Дис. канд. пед. наук СПб., 1993.- с.128−134.
  98. Заир-Бек Е. С. Принципы процесса обучения педагогическому проектированию: Дис. докт. пед. наук СПб., РГПУ, 1996.- с .99.
  99. JI.B. Избранные педагогические труды.- М.:"Педагогика", 1990.-c.48, 115−117.
  100. О.Н. Учить детей некому и негде. // Смена, 1995.- N9 (14.01.95.) -с.З.
  101. B.C. Збаровская Н. В. Технология развивающего обучения. СПб., 1997.-с. 15.
  102. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.-М. Политиздат, 1986.
  103. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург. 1998.- с. 116.
  104. В.И. Образование, мышление, культура. // Новое педагогическое мышление.- М., 1991.
  105. Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. М., 1992.- с. 214−215.
  106. И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационной и традиционной школ: Автореф. дисс. канд. пед. наук Казань, 1997. — с. 4.
  107. В.И. Опережающие задания как способ управления самостоятельной деятельностью курсантов военных учебных заведений: Автореф. канд. пед. наук Саратов, 2000.- с. 16.
  108. Е.В. Размышления о любимой профессии. // Народное образование, 1994.- N1 с. 124.
  109. Ю. Ю. Сорокина Т.В. Педагогическое мастерство.- М., 1993. -с.30.
  110. Иванова С. В Педагогические условия гуманизации прцесса обучения: Автореф. канд. пед. наук. М., 1998.- с. 9.
  111. Э.А. Педагогические условия изучения и использования передового опыта /на примере начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Уфа, 1998.- с. 4.
  112. Изосимова О. А. Формирование учителя как индивидуальности: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1996. — с. 48.
  113. Э.В. Что такое личность?//С чего начинается личность?-М.: «Прогресс», 1979.
  114. К.Х. Педагогическая диагностика.- М.:Педагогика, 1991. -с. 75.
  115. М.С. О духовном. // Вопр. философии, 1985. N 9.
  116. В.Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения: Учебное пособие /ЛОГУ СПб., 1996, — с. 27.
  117. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.-М.: «Просвещение». 1987. с. 77.
  118. О.В. Инновационное обучение.- СПб., 1997.- с. 67.
  119. И.И. и др. Эстетика педагогической деятельности. Теоретический курс авторизованного изложения. / И. И. Карпушин, Е. С. Легова. Н. Ф. Евдокимова М., 1994.- с. 80.
  120. Г. Г. Формирование социальных установок в условиях различной мотивации.: Автореф. дисс. канд. псих, наук М., 1985.
  121. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.- с. 13,82.
  122. Е.А. Подражать или проектировать. Человек и профессия.-Л.: Лениздат, N4. с. 21−32.
  123. А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.-с. 105−108.
  124. Т.Е. и др. Коммуникативная культура и ее экспертиза. /Т.Е. Ковина, А. К. Колеченко, И. Н. Агафонова. СПб., 1996.
  125. М.С. О духовном.//Вопр.философии, 1983. N2,-с. 101.
  126. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск, 1985.
  127. Ю.М. Размышления, факты, мнения.//Начальная школа, 1998. N4-с. 21.
  128. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.-М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.- с. 224.
  129. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система.- СПб.: «Образование», 1996.- с. 102−106.
  130. А.Е. Труд и талант учителя. М.:Просвещение, 1989.
  131. О.В. Установки и педагогическое взаимодействие. // Осознание бессознательного в процессе воспитания и обучения: Учебное пособие.- Нижний Новгород, 1996.- с. 51−61.
  132. Концепция повышения педагогических кадров школы./Под общей ред. акад. РАО В. Г. Онушкина, чл. кор. РАО Ю. Н. Кулюткина, ректора СПбГУПМ В. Г. Воронцовой — СПб: ИОВ РАО, 1996. — с. 124.
  133. В.Н. Путь к тайне. М.: Педагогика, 1990.
  134. A.M. Формирование общепедагогических умений как условие повышения квалификации учителей трудового обучения: Дис. канд. пед. наук- Л.: НИИ ООВ АПН СССР 1989. с. 173.
  135. Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1990. — с. 28.
  136. Косалс.Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов.-Новосибирск, 1989.
  137. Г. И. Основы профессионального творчества. // Народное образование, 1995. N 5.
  138. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.- с. 35.
  139. Н.В. Формирование педагогических способностей.-Л.: ЛГУ, 1968.-с. 3−29.
  140. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.:"Высшая школа", 1990.
  141. Н. В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.- СПб: Рыбинск., 1993. с. 3−29.
  142. В. Личность директора школы. // Народное образование. 1993.-N 10-с. 21,23.
  143. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М.: Педагогика., 1977.
  144. С. Формирование диалогических понятий у младших школьников. // Вопр. психологии, 1990.- N 4 с. 52.
  145. С. Школа диалога культур. // Нар. обр., 1991.- N2 с. 55.
  146. Е.С. Играйте и вы станете профессионалом. // Народное образование, 1995.-N2.
  147. Дж. Что такое воодушевляющее образование.// «ПС» 1998 .-N2(10.01.98).-с. 4.
  148. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Дис. докт. пед. наук СПб., 1992. — с. 338.
  149. К.М. Личность педагога. Становление и развитие.- Саратов, 1991.-с. 26.
  150. Н.Д. Детская и педагогическая психология.- М.:Учпедгиз, 1958.-с. 19.
  151. М.Т., Горюнова Т. Е. Социологическая повесть в цыфрах. // УГ, 1996.-N31.-с. 3.
  152. З.С. Подготовка будущего учителя к профессионально-педагогическому творчеству: Сб. научных статей.- Минск, 1991.- с. 70.
  153. А.Н. Обучение как проблема психологии. // Вопр. психологии. 1957.- N 1 с. 3−17.
  154. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  155. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. //Вопр. философии.- 1996. N 11 с. 15−26.
  156. И .Я. Познавательные задачи. М., 1970.- с. 16.
  157. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.:" Педагогика", 1989. — с. 54.
  158. О.Н. Воспитание личности в условиях социального кризиса. // Народное образование, 1993. N5 — с. 67.
  159. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984. с. 68.
  160. С.Н. Когда легко учиться. // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — с. 59.
  161. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М.: Просвещение, 1981. с. 141,148.
  162. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.-М., 1992.
  163. Макаренко А. С. Избранные произведения. М., 1976. — с. 89.
  164. А.С. Из подготовительных материалов к «педагогической поэме «: длительность педагогического коллектива.- М., 1957.- Т.1. с. 117.
  165. Н.В. Творческая деятельность будущего учителя начальных классов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. канд. пед. наук. М., 1998.
  166. А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Автореф. канд. пед. наук.- Улан-Удэ, 1998.- с. 11.
  167. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л.: Наука, 1983. с. 54−74.
  168. А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.- с. 35.
  169. К. Наемный труд и капитал. // Маркс К., Энгельс Ф: Собр.соч.Т.6.-2-е изд.
  170. Н.Ф. Проблема времени в педагогическом процессе: Автореф. докт. пед. наук. Л., 1981. — с.З.
  171. Г. О. Влияние профессиональных установок на эффективность деятельности учителя. //Юбилейные Герценовские чтения, посвященные 200 летию университета. ФНКС: Традиции и современность, 12−14 мая 1997 г. — Тезисы выступлений.- Якутск, 1998.
  172. Е.М. Проблема человека в истории философской школы.-М.:3нание, 1986. с. 51−52.
  173. Мера всех вещей. // Уч. газета, 1990. N5. — с. 3.
  174. Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: Тезисы докладов. Межвузовской научно практической конференции 24−28 мая 1994.- Новосибирск, 1994.- с. 8.
  175. В. В. Скворцов В.Н. Теоретические основы управления школой.- СПб., 1998.- с. 100,111.
  176. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя. // Вопросы психологии. 1990.- N 3.- с. 61.
  177. Г. В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально- воспитательной работе.: Автореф. канд. пед. наук. Биробиджан, 2000.- с. 9,13.
  178. Г. И. Профессионализм общения.- СПб., 1993.- с. 2.
  179. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / Под ред. Ю. П. Кулюткина. Г. С. Сухобской.-М.: Педагогика, 1981. с. 16.
  180. Мотивация познавательной деятельности: Сб. науч. трудов / Под. ред. Ю. Р. Кулюткина. Г. С. Сухобской.-Л.:НИИ ООВ, 1972. с. 117.
  181. О.Б. Система личностно-ориентированного обучения одаренных детей: Автореф. канд. пед. наук.- Казань, 1997. с. 14.
  182. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение.- М.:Просвещение, 1986. с. 46.
  183. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.-с. 33.
  184. С.К. О педагогике духовности.//Воспитание школьников, 1995. N5.
  185. Л. П. Чепуренко Г. П. Выпускник общеобразовательной школы Ленинградской области / Педагогические проблемы национальной образовательной системы // 2 Царскосельские чтения: Т.2.: с. 61−63. -СПб., 1998.
  186. Л.П. «Я беспредельно верю в человека». // Педагогика.-1998.-N7.- с. 123−124. рец. на Щукина Г. И. Труды и дни. Отв. ред. А. П. Тряпицина редакторы-составители М. А. Верб, И. Г. Шапошникова. СПб., 1997.
  187. И.А. Трудный успех.- М.: Просвещение, 1981.
  188. Л. Высшая социальная ценность.//Народное образование 1994.-N5 с. 9.
  189. А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Дис. канд. пед. наук.- М., 1986.
  190. Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. М.: «Экономика», 1990. — с. 3.
  191. Новая школа России: какой ей быть? // Воспитание школьников, 1997, — N2.
  192. Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. канд. пед. наук -Алматы: АГУ им. Абая, 1993. с. 51.
  193. Образование 21 века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. // Материалы международной научно-практической конференции: СПб., 1998.
  194. А.И. Инновации в школе: характер и результаты. // Народное образование, 1993. N 6 — с. 25.
  195. Одержимые педагогическим творчеством.- Сыктывкар, 1994. с. 10.
  196. Ю.М., Творогова В. И. Стимулирование побуждения к учению. -М., 1988.
  197. В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы.- М., 1995. с. 22.
  198. В.И. Процесс обучения: средства и методы.-М., 1996. с. 20.
  199. Основы профессионального самосовершенствования педагога. / Сост.В. К. Кириллова, И. А. Николаев, Ф. В. Андреев.- Чебоксары, 1993. с. 5.
  200. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зюзина / М., 1989.
  201. Основы человековедения.кн. 1.: Учебно-научное пособие / Под ред. В. Л. Обухова СПб., 1996. — с. 39.
  202. И.Е. Педагогические условия самообразования родителей одаренных детей.: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 2000.- с. 15.
  203. Л.В. Организационно-педагогические услловия становления гувернерской системы образования в современной России.: Автореф. канд. пед. наук., — Ярославль, 2000.- с. 22.
  204. А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы. // Психологический журнал, 1994.-Т.15: N3 с. 95.
  205. Педагогические инновации и технологии. / Мат. второй областной конференции Белгород, 1994. — с. 9.
  206. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. А. П. Тряпициной СПб.: Образование, 1995.- с. 171.
  207. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого.-М., 1997.- с. 83.
  208. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М.: Смысл., 1993. с. 56.
  209. Перре-Клермон А-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.: Педагогика, 1991.- с. 27.
  210. Перспективы развития системы непрерывного образования/Под. ред. Б. С. Гершунского М.: Педагогика, 1990.
  211. А.В. Развитие личности с позиций социальной психологии. // Вопр. психологии, — 1984.- N4.- с. 21.
  212. Петровская J1.A. Спиваковская А. С. Воспитание как обучение -диалог. / /Вопр. психологии, 1983.- N2.-C. 9.
  213. С. Автопортрет столичного учителя. // «УГ» 1997.- N 17 с. 15.
  214. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М., 1984.- с. 154.
  215. К.К. Профессиография: ее значение и методика работы.// Соц. труд, 1971.- N 4.- с. 74−79.
  216. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование инфррмационной основы деятельности в процессе профессионального обучения. // Псих, журнал, 1990.-T.il: N2-с. 15.
  217. Н.М. Валеологическая модель ученика. // Образование 21 века. Проблемы, прогнозы, модели, проекты: СПб., 1998.
  218. Е.Д. Современный урок, его методическое обеспечение.- СПб., 2000 с.4−6.
  219. В.М. Актуальность педагогических исследований // Советская педагогика, 1987 N6.
  220. С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М.: 1993. с. 57−58.
  221. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающего учителя.- М.: «Педагогика», 1983.
  222. Полякова A. J1. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурного направления образования.: Автореф. дис. канд. пед. наук Волгоград, 1998. — с. 8.
  223. М.М. К проблемам критериев оценки-самооценки /работы учителя: Сб. научных трудов.- М., 1986. с. 67.
  224. М.М. Отношения с коллегами. // Народное образование, 1989, — N3 с. 53.
  225. Т.А. Влияние традиций на инновационные процессы в сфере образования в России: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. — с. 4−5.
  226. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989. — с. 271.
  227. Принципы организации социальных систем теории и практики. / Под ред. М. И. Сетрова Киев, 1988.
  228. Психология.- М.: Физкультура и спорт, 1987.
  229. Психология развития личности. / Под. ред. А. В. Петровского: «Педагогика «, 1987.
  230. Пути совершенствования общеобразовательной школы./Материалы 9 областных педагогических чтений Саратовского университета Саратов, 1992.-с. 14.
  231. Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. -Самара, 1996.
  232. Развитие педагогического мастерства в современных условиях. / Сост. О. В. Кузьмичев, В. В. Попович.- СПб., 1997.- с. 6.
  233. А. А. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  234. Реан J1.A. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.
  235. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. -Л.: ЛГПИ, 1989.-с.7.
  236. Г. Н. Формирование гуманности как социально-ценного качества личности в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 1997.- с. 4.
  237. Робер М-А. Тильман Ф. Психология индивида и группы.: Пер. с фр.-М.: «Прогресс», 1988.
  238. С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: МГУ, 1996.
  239. Л.Я. Профессиональное и социальное самочуствие учителей. // Социос. 1996.- N6 с. 65.
  240. С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М., 1969. -с. 180.
  241. Л.И. Самовоспитание личности.- М.: «Мысль», 1984. с. 24.
  242. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания.- М.: Педагогика, 1981.-е. 13.
  243. Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: Изд- во МГУ, 1981.- с. 25.
  244. Г. И. Воспитание нравственной позиции младшего подростка: Дисс. канд. пед. наук Красноярск, 1982.- с. 89.
  245. Рыбакова Л. Н. Трудности учительской профессии. // Педагогика, 1993. -N7. с.59−65.
  246. P.O. Социально-психологические предпосылки в условиях общения//В кн.: Вопросы методологии науки.-Томск, 1971.
  247. Самоделкин.В. К. Рациональная организация труда зам. директора средней общеобразовательной школы по учебно-воспитательной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1970.- с. 17.
  248. Самопознание путь профессионального становления учителя.-Самара, 1994. — с. 143.
  249. Саногенное мышление.-М., 1993.
  250. Г. К. Современные образовательные технологии. // Народное образование. 1998.
  251. В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей -воспитателей детей дошкольного младшего школьного возраста в педагогических колледжах: Автореф. канд. пед. наук.- М., 1997. с. 11.
  252. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.-М., 1983.-с. 142.
  253. В.Н. Управленческие знания и умения общеобразовательной школы. / Метод, рекомендации Л., 1991.
  254. В.Н. Эффективность образования. Модель Лобанова-Скворцова: философско-экономический подход. Педагогические чтения. Философия, педагогика образования // Межузовская конференция. Тезисы докладов.- СПб., 1997.
  255. Г. И. Освоение педагогом рефлексивно-проективной деятельности в современной школе: Автореф. канд. пед. наук Омск, 2000.-с. 9.
  256. М.И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: Автореф. канд. пед. наук Иркутск, 1997.-с. 8.
  257. Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.
  258. В.А., Соломатина Т. Б. Учитель в современной социокультуре. М., 1992. — с. 115.
  259. Смелзер.Н. Социология.- М.: Феникс, 1994. с. 653.
  260. Е.Э. Профессиональная деятельность: структура, функции, динамика: Автореф. дисс. докт. пед. наук СПб., 1993.- с. 12, 26−27.
  261. Е.Э. Становление специалиста.- Л., 1989.
  262. Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексных исследований.- Л., 1984.
  263. В.К. Инновации развала. //Начальная школа 1998.-N4-с. 99.
  264. Современная Социология в 2 т.: Т.1.-М., 1962.- с. 246.
  265. А.Д. Теория и практика духовного, нравственного воспитания школьников: Автореф. канд. пед. наук Москва, 1998.
  266. Современные подходы и принципы педагогического проектирования: Сб. научных трудов.- М., 1992. с. 3.
  267. С.Л. «Агу» и «Бука» Педагогические размышления. // Новый мир. 1985, N3.
  268. Социальная психология. / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина -М., 1975. с. 161.
  269. Социально-профессиональная ориентация молодежи.-Тарту, 1983.
  270. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителя.: Сб. научных трудов. М., 1988. — с. 36.
  271. Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно-экспериментальной работы школы.: Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1996. с. 6.
  272. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.- М., 1997, — c. l 1.
  273. С.С. Индивидуальный стиль деятельности учителя. // Народное образование. 1993.- N2
  274. Т.В. Каждый ребенок- личность. // УГ. 1998, N 36−37. с. 9.
  275. В.П. Руководство учебным процессом в школе. М., 1972.-с. 7. f
  276. А.А. Коммуникативная деятельность учителя в учебном процессе: Автореф. канд. пед. наук СПб., 1996.- с. 14.
  277. Г. С. Горбунова J1.J1. Развитие исследовательской направленности учителя в процессе повышения его квалификации.- Л., 1990,-с.6.
  278. Г. С. Божко Н.М. Психологические проблемы непрерывного образования взрослых. / Под. ред. В. Г. Онушкина Л.: НИИ НОВ, 1991 -с. 56.
  279. Г. В. Основы психологической теории деятельности.: Л., 1988.-с. 69.
  280. В.А. Сердце отдаю детям. Киев. «Радянська школа», 1973.-с. 87.
  281. В.А. Как воспитать настоящего человека.
  282. М.:Педагогика, 1989. с. 124.
  283. С.В. Педагог в инновационном образовательном процессе: Материалы международной научно-практической конференции.: СПб. (19−20 мая 1998 г.) с. 144.
  284. С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 1997.- с. 7.
  285. И.П. Формирование культуры педагогического общения в свете социокультурных изменений.: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Таганрог, 1998.- с. 13.
  286. . А.И. Нравственные процессы развития личности. М., 1982.
  287. Л.Н. собр. соч. в 22 т. Т.21м., 1985.- с. 84.
  288. Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность как условие профессионализма учителя в общении. // Профессионализм общения: Тезисы докл. на респ. научно-практ. конф. Удгу, — 1993. с. 40.
  289. В.В. Учительство в ситуации социально-политическихперемен: ч.З. Инновационный потенциал современного учительства.-СПб., 1995.-с. 20−25.
  290. Л.В. Теоретические основы развития становления личности младшего школьника в образовательном процессе: Автореф. дисс. канд. пед. наук Челябинск, 2000.- с. 9−12.
  291. Учитель в изменяющемся мире. // Штрихи к портрету Нижегородского учителя.- Нижний Новгород., 1994.- с. 5.
  292. Учитель и общество //Итоги анкетного опроса Саранск, 1997.
  293. Учителю о педагогической технике.- М., 1987.
  294. Е.Л. Педагогическое воздействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Автореф. докт. пед. наук Хабаровск, 1997.- с. 20.
  295. С.Г. Обучать, развивая личность.- Екатеринбург: Диамант, 1995.- с. 321.
  296. . Воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 1985.
  297. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук,-Тюмень, 1997.
  298. И.Д. Феномены инновационной школы. // Народное образование, 1995. N7 — с. 13.
  299. С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук Хабаровск, 1996.- с. 5.
  300. О.Г. Системное управление инновационными процессами в образовательной школе: Автореф. дис канд. пед. наук.- М., 1996.- с. 20.
  301. И.И. Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету физической культуры: Автореф. канд. пед. наук Екатеринбург, 1998.- с. 10.
  302. С.А. Педагогическая теория и педагогический информационный шум: Мат. второй обл. н-пр. конф.Т.-1.Белгород, 1994.-с. 32.
  303. . Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989.- с. 23.
  304. . Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы подготовки педагогических кадров: Дис. канд. пед, наук.- СПб., 1991.
  305. Н.М. Теоретические и организационные педагогические основы инновационных процессов в системе послевузовского образования педагогических кадров: Дисс. докт. пед. наук.- СПб., 1997.
  306. Г. П. К вопросу о сути философии образования. // В кн.: Педагогические чтения: философия, педагогика образования. Межвузовская конференция.(28−29апр.1997) СПб., ЛОГУ, 1997. с. 117 118.
  307. Г. П. Дидактические основы использования новых информационных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров.: Дис. канд. пед. наук СПб., 1993.-с. 56,60.
  308. М.Н. Потребности престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте. // В кн: Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  309. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности М.:Наука, 1988. — с. 185.
  310. В.Д. Деятельность и способности М., 1994, — с. 68.
  311. Р.Х. Теория и технология инновационного развития профессиональной личности учителя в вузе.: Автореф. докт. пед. наук.-М., 1998.
  312. Р. Психологическая перестройка трудного учителя. // Народное образование, 1993 N7,8.- с. 38.
  313. О.Г. Воспитание нравственной позиции младших подростков: Дисс. канд. пед. наук.- JL, 1966. с. 94.
  314. В.В. Диагностическая деятельность учителя начальной школы в личностно-развивающем обучении: Дисс. канд. пед. наук.- Ростов-н/Дону, 1998.- с. 7−12.
  315. Л.П. Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования: Автореф. канд. пед. наук Уфа, 2000.- с. 13.
  316. О.Н. Педагогическая технология как инновация системы образования.- СПб., 1998. с. 143.
  317. А.А. Педагогические условия развития у ребенка ценностного взаимоотношения: Автореф. канд. пед. наук.- Хабаровск, 2000, — с. 10.
  318. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя.-Л., 1967.
  319. Н.И. Способность влиять на детей. //Народное образование 1994.-N1 с. 127.324. 2 Царкосельские чтения. / Научно-теоретическая конференция с международным участием (27−28 апр.1998.) СПб., 1998.
  320. Экспериментальная программа школы диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993.
  321. Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Дис. докт. пед. наук.- СПб., 1998.- с. 357.
  322. .Д. Кризис детства. //Вопросы психологии, 1992.-N3.
  323. В.А. Социально-психологический портрет инженера М., 1977.-с. 54.
  324. Rokeach М. Long-term value change initiated komputer feedback//Rokeach1. M.
  325. Understanding human values individual and sokietal N.Y.: Free Press, 1979, pp.210.225.
  326. Анализ продуктивности деятельности (самоанализ).
  327. Потенциальная возможность быть учителем требует длительной и последовательной работы по повышению квалификации.
  328. Учитель работает на достаточном потенциале по внутреннему побуждению с хорошими результатами.
  329. Потенциальные возможности высоки, это позволяет ему работать на высоком уровне.
  330. Потенциальная возможность быть сносным учителем невелика, огромные усилия дают возможность работать на уровне профессионального учителя.
  331. Результаты анкетирования учителей начальной школы г. Кировска.50 чел.)
Заполнить форму текущей работой