Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села на примере Назаровского района Красноярского края

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных сдерживающих факторов развития сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную моель городской школы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Школа в социально-культурной сфере села
    • 1. 1. Особенности социально-культурной среды современного российского села
    • 1. 2. Школа как образовательный институт
    • 1. 3. Особенности организации и функционирования сельских школ России
  • Глава 2. Анализ места школы в социально-культурной системе села (на примере Назаровского района Красноярского края)
    • 2. 1. Социальная ситуация развития сельского школьника
    • 2. 2. Особенности социально-образовательной системы Назаровского района Красноярского края
    • 2. 3. Характеристика системы образования в районе
    • 2. 4. Участие сельского социума в развитии образования на селе
    • 2. 5. Сельская школа как социальный культуросберегающий центр села
  • Выводы
  • Литература
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

Взаимодействие школы и социально-культурной сферы села на примере Назаровского района Красноярского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов соцализации, и одновременно ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

Особой территорией России является Сибирь, имеющая свои природно-географические, социально-экономические, культурные особенности, влияющие на развитие образования. В настоящее время Сибирь становится регионом приоритетного социально-экономического развития (в связи с важностью занимаемого геополитического положения между Европой и Азией).

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2010 года.

Важное место в социальной системе села, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Сельская школа в образовательном пространстве России составляет 70,4% от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучается 28,8% учащихся и работает 41% педагогических кадров страны.

Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры и дополнительного образования и т. д. Для построения эффективной образовательной системы необходимо понимать и учитывать влияние социальной среды, знать условия жизни и развития ребенка, всего поколения молодежи, отражая эти особенности среды в нормативно-правовой базе регионов, и даже районов России.

Одним из основных сдерживающих факторов развития сельского образования сегодня является ограниченность ресурсов на селе: финансовых, материально-технических, педагогических. В связи с введением достаточно жестких образовательных стандартов сельская школа в содержании своей деятельности в значительной степени утратила свою специфику и стала ориентироваться на образовательную моель городской школы. Такая ориентация отрицательно влияет на развитие сельской школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника.

Таким образом, в развитии современного образования на селе наблюдаются противоречия между:

1. Зависимостью работы сельской школы и качества образования от региональных факторов, в частности от экономического положения региона и нечетом этого фактора при построении образовательных программ;

2. Объективной ролью школы как социально-культурного центра села и отсутствием нормативно-правового, экономического и субъективного на уровне педагогического коллектива и органов управления — признания этой роли;

3. Образовательными интересами сельских школьников и возможностью их полноценного удовлетворения в условиях сельской школы;

4. Вынужденной изолированностью сельских школьников и усиленной потребностью в социальных связях для успешной социализации в современном мире.

Целью данной дипломной работы является изучение места школы в социально-культурной сфере села, выявление возможностей и функций необразовательных учреждений в развития образования на селе (на примере Назаровского района Красноярского края).

Задачи:

1. Теоретический анализ положения сельской школы в России;

2. Построение теоретической модели взаимодействия школы и социально-культурной сферы села;

3. Проведение социологического исследования, направленного на изучение места школы в социально-культурной сфере села, на выявление возможностей и функции сельской школы в развитии образования на селе на примере сельских школ Красноярского края;

4. Описание реальной ситуации взаимодействия сельских школ с различными структурами сельской сферы.

Объект: социально-культурная сфера села.

Предмет: роль и место школы в социально-культурной сфере села.

Гипотезы дипломной работы:

1. Школа в сельском социуме выполняет не только образовательные, но и социально-культурные функции;

2. Успех модернизации сельских школ зависит от того, насколько школа учитывает и использует возможности сельского социума;

3. Количество выпускников, оставшихся жить на селе зависит от сотрудничества школы и различных структур сельской сферы, и от экномического состояния села.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утв. Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002.
  2. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Утв. пост. Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379.// Вестник образования, февраль, 4, 2000.
  3. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 г.// Официальные документы в образовании, 18, 2000.
  4. , Ж. Вклад в будущее: приоритеты в образовании / Ж. Аллак М., Педагогика-Пресс, 1993.- 163 с.
  5. , А. Укрепим сельскую школу возродим деревню. — Интервью с директором Федеральной авторской школы с. Коткозеро Олонецкого района респ. Карелия / Перемены, 2003. № 4. с. 9 16.
  6. Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа: Сб. научн. статей / Под ред. Л. И. Новиковой, Л. В. Алиевой. — М., Изд-во СОПиР РФ, 2000. 72 с.
  7. , А.В. Воспитательное пространство сельского района как поле диалога субъектов воспитания / Воспитательное пространство сельской школы как объект педагогического анализа. (Сб. научн. статей.) / Под ред. Бочарова В. Г., Борисенков В. П. и др. М.: АСоПиР, 2000.
  8. Гин, А. Семь противоречий нового образования // Народное образование, 2004, № 8.
  9. , В.Н. Социальная педагогика в действии. Опыт работы школ № 26 г. Ставрополя. Методическое пособие для учителя / В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкина, Н. Ф. Шинкаренко. Ставрополь, 1994.
  10. , М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов / М. П. Гурьянова. Минск: Амалфея, 2002. 448 с.
  11. , М.П. Итоги модернизации сельской школы: 2005: Монография / М. П. Гурьянова. М.: ИСПС РАО, 2005. 68 с.
  12. , М.П. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод. рекомендации / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. М.: ИПСР РАО, 2003. 191 с.
  13. , М.П. Кадры сельской школы России: Монография / М. П. Гурьянова, Т. В. Пальчикова. М.: ИПСР РАО, 2003. 176 с.
  14. Инновационное содержание образования. — М.: Эврика, 2003.- 144с.
  15. , Ю. Психолого-педагогическая культура сельской школы / Народное образование, 1999. № 7−8.
  16. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 544 с.
  17. , Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. Мю, 1995.
  18. Климов, Е. А. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.) Цит. по: Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.- 365 с.
  19. , Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — М., 1993, № 1.
  20. , А.М. Содержание образования: конфликт парадигм / Авторская школа. М., изд. «Эврика», 2003.
  21. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1999.- 350с.
  22. , А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе: монография / А. К. Лукина. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. 240 с.
  23. , А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие / А. К. Лукина. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 278 с.
  24. , А.К. Региональная модель профильного обучения школьников: Красноярский вариант: Монография / А. К. Лукина. М.: ИСПР РАО, 2005. 80 с.
  25. , Л.С. Социально-педагогическая поддержка сельской семьи / Л. С. Лукьяненко, И. О. Барковская. М., 2006. с.
  26. , Н.Д. Социально-географические аспекты реструктуризации сети школ в сельской местности / Н. Д. Лухманов, В. Н. Аванесова, И. В. Канцебовская. М.: НПФ «Аделиз», 2001.
  27. , Ю.П. Сельская библиотека: Проблемы развития и перспективы: Научно методическое пособие / Ю. П. Мелентьева. М.: Либерия, 2003. 96 с.
  28. Место школы в системе образования страны/ www.5ballov.ru /yandex/ 2005.
  29. , А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 184 с.
  30. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности /www.innovbusiness.ru /yandex/ 2007.
  31. Опыт реструктуризации сети сельских школ в Московской области/ www.ipk.admin.tstu.ru/newscod/ rambler/ 2007.
  32. , Н.А. Житница Красноярья. Назаровский район / Н. А. Плечникова. Красноярск, 2004.
  33. , Г. В. Сельская школа: Труд и личность: Метод. пособие / Г. В. Пичугина. М.: ИСПС, 2004. 246 с.
  34. Село и школа. Москва: Эврика, 2005 год, 416 с.
  35. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 540 с.
  36. Современная сельская школа в условиях реализации Национальных проектов. — М., 2006.
  37. , Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю. А. Стрельцов. М:, 1991. с.
  38. Школа культурный центр. Новые ценности образования, 3 (18) 2004.
  39. , И.Д. Тайны школы / И. Д. Фрумин. Красноярск, 1999.
  40. , И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. М., 1993, № 1.
  41. , С.С. Народное просвещение на селе: уроки земства / С. С. Хижняков. М.: ИСПС РАО, 2005. 112 с.
  42. , В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. М., 2000, № 2.
  43. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М., 2001.
Заполнить форму текущей работой