Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление процессами ресурсного обеспечения и сопровождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках управления психолого-педагогическим сопровождением руководитель общеобразовательной организации определяет функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления его деятельности и их конкретное содержание; формы предоставления результатов и их основные «адресаты»; формы и сроки отчетности и др., утверждает план его на учебный год, обращая внимание на то, чтобы план был… Читать ещё >

Управление процессами ресурсного обеспечения и сопровождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ресурс — ressource (франц.) — вспомогательное средство (словарь Фасмера Макса); 1) запасы, источники чего-нибудь; 2) средство, к которому обращаются в необходимом случае (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка); доход, источник, фонд, возможность, средство, резерв (в словаре синонимов).

Процессы ресурсного обеспечения (рис. 4.2.3) включают психологопедагогическое и тъюторское сопровождение и все виды обеспечения, включенные в требования федеральных государственных образовательных стандартов (финансово-экономическое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое) к условиям реализации основной общеобразовательной программы (см. п. 1.3).

Содержание процессов ресурсного обеспечения реализации основных общеобразовательных программ.

Рис. 4.2.3. Содержание процессов ресурсного обеспечения реализации основных общеобразовательных программ.

Понятие «сопровождение» в современной педагогике и психологии все рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его использование продиктовано необходимостью интеграции процессов обеспечения, поддержки, защиты, помощи и самостоятельности субъекта в принятии решений. В словаре русского языка С. И. Ожегова «сопровождение» трактуется следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кемнибудь». В масштабе управления общеобразовательной организацией мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение, методическое сопровождение и тъюторское сопровождение. Управление методическим сопровождением будет подробно рассмотрено в п. 6.3.

Раскроем управление психолого-педагогическим сопровождением и тъюторским сопровождением реализации общеобразовательных программ.

В психологии «сопровождение» — это системная комплексная технология социально-психологической помощи личности, как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса (Г. Л. Бардиер, М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Ю. В. Слюсарев, Л. М. Шипицина, И. С. Якиманская и др.).

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья детей. Понятие «психологическое здоровье», введенное И. В. Дубровиной, означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание данного понятия подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой (222).

Статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что психолого-педагогическая… помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации… педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

По Закону психолого-педагогическая… помощь включает в себя:

  • 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся…

М. Р. Битянова (23) определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения.

Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи».

М. Р. Битянова выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в общеобразовательной организации:

  • — систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе обучения;
  • — создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения;

— создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.

Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие: психологическое просвещение; профилактика; пропедевтика; диагностика; консультирование; коррекция; экспертиза (там же).

В рамках управления психолого-педагогическим сопровождением руководитель общеобразовательной организации определяет функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления его деятельности и их конкретное содержание; формы предоставления результатов и их основные «адресаты»; формы и сроки отчетности и др., утверждает план его на учебный год, обращая внимание на то, чтобы план был согласован с план работы общеобразовательной организации, был частью этого плана: необходимо внести дни проведения диагностических исследований во внутришкольный контроль, в методическую работу — сроки проведения психолого-педагогических консилиумов в определенных параллелях классов, методических семинаров с классными руководителями и учителями-предметниками, учесть диагностическое участие педагога-психолога в мониторинговых исследованиях, в сопровождении инновационной деятельности педагогических работников.

В управлении процессами психолого-педагогического сопровождения обучающихся при реализации основной общеобразовательной программы направления внутришкольного контроля связаны с анализом условий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. Объектами внутришкольного контроля для администрации общеобразовательной организации выступают:

  • — изучение эффективности диагностических процедур, которые направлены на выявление особенностей статуса школьника и проводятся на этапе знакомства с ребенком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года);
  • — анализ системы консультирования педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательного учреждения;
  • — контроль эффективности работы по профилактике, коррекционной работе, осуществляемой в течение всего учебного времени (включая сохранение и укрепление психологического здоровья;
  • — мониторинг возможностей и способностей обучающихся; психолого-педагогическую поддержку участников олимпиадного движения;
  • — развитие экологической культуры;
  • — выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями) и пр. (149).

При реализации основной общеобразовательной программы в общеобразовательной организации создается система тъюторского сопровождения обучающихся. В связи с изменением приоритетных ценностей общего образования: переориентация на развитие интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах возникла необходимость в развитии познавательной активности, самостоятельности обучающихся, отслеживании динамики развития их познавательных интересов. Это обусловило построение педагогической технологии сопровождения, позволяющей не только выявлять познавательные интересы детей, но и сопровождать развитие этих интересов, использовать их в процессе обучения. Такой педагогической технологией стало тъюторское сопровождение (304).

Тъюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося (98).

Тьютор — это особый педагог, который работает с обучающимся, осуществляя индивидуализацию, и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь, тъюторская компетентность — это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы, т. е. исполнять роль тьютора (128).

В младшем школьном возрасте главная задача тьюторского сопровождения заключается в выявлении познавательного интереса ребенка, фиксация этого познавательного интереса, широком использовании образовательного потенциала учебной деятельности как ведущей для данного возраста.

В среднем школьном возраст педагог-тьютор занят «окультуриванием» познавательного интереса через освоение обучающимся технологий проектной, исследовательской деятельности и рефлексивных техник.

Для старшего школьного возраст (ранняя юность) важным для тьютора являются выявление профессиональных интересов, формирование культуры и реализации индивидуальной образовательной программы.

Наконец в поздней юности обучающегося (11-й класс) тьютор создает условия для профессионального и жизненного самоопределения подопечного (304, с. 102—108.).

Основными компонентами тьюторского сопровождения, характеризующими его сущность и специфичность, являются:

  • — сопровождение формирования и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы;
  • — создание условий для формирования самостоятельности (умения автономно работать с любой возникающей ситуацией, в том числе и проблемной);
  • — создание условий для удовлетворения потребности в самоактуализации, реализации себя через творчество;
  • — средства и формы реализации тьюторского сопровождения (в каких формах педагогической образовательной деятельности тьюторское сопровождение может быть реализовано, каковы условия тьюторского сопровождения);
  • — образовательный результат и критерии оценки качества тьюторского сопровождения (276).

В педагогической деятельности по сопровождению обучающегося тьютор использует методы практикоориентированной деятельности; методы проблемного обучения; проектные методы; психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование); методы активного обучения, методы анализа самоанализа; методы самостоятельной работы обучающегося.

Педагогические работники-тьюторы участвуют в проектировании и сопровождении индивидуальной образовательной программы, в организации групповых образовательных событий и сотрудничества субъектов образовательного процесса — педагогических работников и обучающихся, в проектировании образовательной среды и пространства.

Они проводят консультации (индивидуальные, групповые), индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги (70).

Тьютор, с одной стороны, осуществляет помощи обучающемуся в осознанном выборе индивидуального образовательного маршрута, а с другой — обсуждает с ним и педагогами-предметниками проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у ребят, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения.

Технологии тьюторского сопровождения, а также включают в себя:

  • — создание банка информационных ресурсов подготовки и реализации работы различной направленности;
  • — доведение информации по вопросам сопровождения до учителей-предметников и родителей;
  • — составление индивидуальных договоров с родителями учащихся;
  • — реализацию индивидуальных договоров с родителями;
  • — мониторинг результатов тьюторского сопровождения и некоторые другие обязанности.

Педагогом-тьютором должен быть педагог-профессионал высокого класса, с такими личностными и деятельностными характеристиками, как:

— аналитико-рефлексивные способности — умение структурировать проблемы саморазвития; помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном решении проблем и принятии им ответственности за результаты работы; анализировать индивидуальные особенности ребенка и возможности преодоления его неуспешности;

владение рефлексивными методиками и приемами психологической работы;

  • — коммуникативные способности: ясно выражать свои мысли и уметь слушать других; общаться с обучающимися на позициях диалога, уважения, эмпатии, толерантности и терпимости; спокойно разрешать конфликты; уметь строить взаимодействие в малых группах; содействовать сотрудничеству; использовать технологии межличностного общения;
  • — организаторские способности: участвовать в реализации запланированной деятельности; видеть перспективу индивидуальной и коллективной деятельности; видеть и поддерживать интересы отдельных обучающихся и групп; находить наилучшие способы деятельности и доводить дело до результата;
  • — прогностические способности: определять возможные точки интеллектуального развития и роста; предвидеть результаты образовательных ситуаций; уметь выстраивать динамику развития; прогнозировать перспективы деятельности обучающегося.

Специализация труда педагогов-тьюторов может проходить по следующим основаниям:

  • — педагог-тьютор закрепляется за определенной группой учащихся;
  • — педагог-тьютор несет ответственность за решение определенного перечня взаимосвязанных задач.

В первом случае специализация труда педагога-тьютора будет широкой, а во втором — узкой (98).

Управление тьюторским сопровождением в общеобразовательной организации заключается, во-первых, в организации изучения педагогическими работниками существующих нормативных актов различного уровня, касающихся тьюторского сопровождения, во-вторых, в разработке локальных нормативных актов по этой проблеме, в-третьих, по возможности, введения в штатное расписание общеобразовательной организации должностей тьюторов. В этом случае важен подбор педагогов на должность тьютора.

Если такой возможности нет, то задачей руководителя общеобразовательной организации должна стать задача мотивации педагогических работников на реализацию роли тьюторов в учебно-воспитательном процессе, безусловно, при их стимулировании (в том числе материальном).

Затем управленческой задачей станет обучение тьюторов на различного рода семинарах, курсах повышения квалификации педагогических работников, изучение педагогическими работниками позитивных практик тьюторского сопровождения.

Внутришкольный контроль тьюторского сопровождения проводится по следующим направлениям: эффективность применения тьютором адекватных технологий проектирования иреализации индивидуальных образовательных маршрутов; эффективность взаимодействия тьютора с участниками учебно-воспитательного процесса; отношения тьютора с обучающимся и его родителями; компетенции тьютора в современном образовательном процессе, владение его логикой и т. д.

Финансово-экономическое обеспечение. Под руководством директора общеобразовательной организации разрабатываются локальных акты, регламентирующих установление заработной платы ее работников, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ, издается приказ об утверждении соответствующих локальных актов.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательная организация рассматривается вопрос о введении следующих оснований премирования:

  • — участие в разработке образовательной программы;
  • — проведение открытых уроков с деятельностным подходом по формированию универсальных учебных действий обучающихся;
  • — участие в исследовательской, инновационной, опытно-экспериментальной, методической работе по введению стандарта нового поколения;
  • — создание условий для заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования;
  • — разработка предложений по реализации плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
  • — организация системы мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов;
  • — внесение предложений по повышению качества образования в учреждении и пр.

Заключаются дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.

Разрабатывается модель привлечения дополнительных финансовых и материальных средств для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательной организации (314).

Кадровое обеспечение. Приводятся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательной организации.

Директор осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, неся при этом ответственность за уровень их квалификации; устанавливает структуру штатного расписания; распределяет должностных обязанности; решает проблемы укомплектованности всех ступеней общего образования в общеобразовательной организации педагогическими кадрами; обеспечивает наличие в школе педагогапсихолога, логопеда-дефектолога; анализирует уровни образования и квалификации учителей.

При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами помимо штатного расписания анализируются направления повышения профессионального уровня педагогов. В общеобразовательной организации составляется план-график и в соответствии с ним осуществляется повышение квалификации педагогических работников, особенно, по проблемам введения федеральных государственных образовательных стандартов. В течение учебного года проводится коррекция плана так, чтобы его содержание учитывало изменения в деятельности учителей (например, прохождение курсов, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия, курсов по содержанию и методике применения новых форм оценивания результатов образования и т. п.).

Информационное обеспечение. Определяется список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в общеобразовательных организациях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

Разрабатывается план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации основных общеобразовательных программ (план научно-методических семинаров, план внутришкольного повышения квалификации).

Организовано изучение общественного мнения (родителей как законных представителей обучающихся) по вопросам реализации образовательных программ.

Разрабатываются локальные акты в общеобразовательной организации, регламентирующих организацию и проведение ее публичного отчета с включением раздела, содержащего информацию о ходе реализации основных общеобразовательных программ.

Широко используются информационные ресурсы общеобразовательной организации (сайт, интернет-страничка и т. д.) для обеспечения постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основных общеобразовательных программ.

Обеспечивается доступ всех участников образовательного процесса к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Во внутришкольном контроле проверяется использование ЭОР в процессе обучения и во внеурочной деятельности.

Обеспечивается контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (там же).

Материально-техническое обеспечение. Разрабатываются локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры общеобразовательной организации с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.) (132).

Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений осуществляется в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, реализуемыми в пределах собственных финансовых средств.

Обеспечиваются федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений по вопросам: комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений; учебнометодического обеспечения учебного процесса; материально-технического оснащения учебного процесса; информационного обеспечения учебного процесса.

В образовательной организации создаются необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся в ней и ее работников.

Устанавливается предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований стандартов; вычисляется величина затрат на обеспечение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

При анализе материально-технических ресурсов общеобразовательной организации используются Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ, включающие:

  • — систему гигиенических требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ;
  • — систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений) (314).

Обеспечивается выполнение требований СанПиНа к гигиеническим условиям реализации основных общеобразовательных программ.

Управление процессами ресурсного обеспечения направлено, с одной стороны, повышение эффективности использования уже имеющихся условий, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах (кадровых, финансовых, информационно-методических, материально-технических и пр.) при реализации основных общеобразовательных программ, и, с другой, — на создание и использование возможностей обогащения социокультурной образовательной среды общеобразовательной организации посредством внедрения в основные процессы новых ее элементов (особенно, связанных с информатизацией обучения, воспитания и развития, наращиванием материально-технической базы, нахождением новых источников внебюджетного финансирования, созданием информационно-библиотечного центра, повышением квалификации как можно большего числа педагогических работников).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой