Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура успешности обучения студентов младших курсов включает мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты: мотивационно-ценностный компонент: наличие устойчивой мотивации к, выполнению будущей профессиональной деятельности в инфоноосфере, профессиональной автономности, личностной заинтересованности в использовании информационных и коммуникационных технологий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «Успешность обучения студентов младших курсов»
    • 1. 2. Место и роль информатики в формировании успешности обучения студентов младших курсов
    • 1. 3. Педагогические' условия, обеспечивающие формирование успешности обучения студентов младших курсов
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию успешности обучения студентов младших курсов
    • 2. 2. Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование успешности обучения студентов младших курсов
    • 2. 3. Анализ динамики успешности обучения студентов младших курсов
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первое десятилетие XXI века в результате развития постиндустриальной цивилизации изменился характер человеческого жизнеобеспечения, включая цели и деятельность разных учреждений, в частности, высшей школы. Одновременно с процессом тотальной информатизации, Россия переживает период коренных перемен в сфере экономических отношений, охватывающих все аспекты общественной жизни. Названные перемены, происходящие в обществе, создают предпосылки для повышения эффективности деятельности вузов, стимулируют поиск внутренних ресурсов, повышающих качество подготовки специалиста экономического профиля.

Формирование фундаментальных знаний в области информатики, приобретение навыков грамотного использования средств вычислительной техники, освоение современных программных продуктов, применяемых в сферах экономики, финансов, бизнеса и управления, — способствуют становлению современного специалиста, востребованного на рынке труда. В связи с этим, актуальным является организация образовательного процесса, учитывающая специфику профессионального становления студента как специалиста в условиях информационного общества. Реализация этого направления в сфере вузовского-образования тесно связана с успешностью обучения студентов младших курсов.

Рассматривая проблему успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, следует отметить её многоаспектность, обусловливающую необходимость обращения к различным направлениям научного знания, позволяющим выявить и учитывать в образовательном процессе: особенности адаптации студентов к учебной деятельности в экономическом вузеособенности организации образовательного процессафакторы, влияющие на формирование успешности обучения студентов экономических специальностейособенности социально-психологического развития и становления личности студента в условиях информационного обществаи др.

Отдельные аспекты успешности обучения и условия её формирования представлены в работах А. С. Белкина, А. И. Кочетова, Т. А. Матис, С. Д. Смирнова и др. Исследователи подчёркивают положительное влияние успеха на становление личности обучающегося.

При изучении концептуальных основ педагогики успеха, в центре нашего внимания оказались идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Значимыми в области нашего исследования являются работы Р.Ф. Аб-деева, К. К. Колина и других ученых, раскрывающие потенциальные возможности непрерывного образования, рефлексии личности по отношению к себе и к индивидуальной сфере в усвоении информационно-энергетической картины мираконцепции и технологии личностного подхода в образовании (Н.А. Алексеев, Г. Л. Ильин, Н. К. Сергеев, И. С. Якиманская и др.). Однако педагогические условия, обеспечивающие формирование успешности обучения студентов младших курсов при изучении информатики, требуют дополнительного исследования.

Анализ теоретических исследований и педагогической практики свидетельствует о том, что накопленный педагогический опыт по формированию успешности обучения студентов младших курсов высших учебных заведений до недавнего времени был востребован лишь в решении локальных проблем вузовского образования и не имел достаточного научно-педагогического обоснования.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречий между:

— объективной возрастающей потребностью современного информационного общества в специалистах с высоким уровнем профессиональной компетентности, готовых к постоянному профессиональному росту, и реальным уровнем их подготовки;

— необходимостью повышения результативности формирования успешности обучения студентов младших курсов высших учебных заведений и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов данной проблемы;

— имеющимися потенциальными возможностями формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в процессе изучения информатики и отсутствием научно обоснованных педагогических условий, необходимых для реализации этих возможностей.

Подготовка специалиста экономического профиля «компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» (Федеральный проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» на период до 2020 г.) зависит от уровня освоения основ информатики.

Изложенное выше позволяет ввести в исследование ограничение: работа выполнена в образовательном процессе вуза при изучении информатики и учитывает специфику экономических профессий, учебных планов подготовки студентов экономических специальностей.

Обозначенные противоречия и введенное ограничение обусловливают актуальность проблемы, заключающейся в поиске ответа на вопрос: «Каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование успешности обучения студентов младших курсов при изучении информатики?».

Актуальность проблемы, ее значимость определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов».

Цель исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих формирование успешности обучения студентов младших курсов в процессе изучения информатики.

Объект исследования — формирование успешности обучения студентов младших курсов высших учебных заведений.

Предмет исследования — педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики.

Гипотеза исследования: успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики будет сформирована при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— обеспечение преемственности вузовского курса «Информатика» и школьного курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)»: тематического и хронологического согласования учебных программ, выделение главных «сквозных» образовательных линий в системе «школа-вуз» («Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления») — развитие студентов как субъектов продуктивной учебно-профессиональной деятельности на основе решения прикладных общепрофессиональных задач;

— применение активных и интерактивных форм и методов, способствующих динамике отношения студентов к процессу и результату обучения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой решались задачи:

1. Выявить содержательную структуру успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей и уровни ее развития.

2. Раскрыть сущность, структуру и содержание процесса формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики.

3. Определить и экспериментально проверить результативность педагогических условий, обеспечивающих формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики.

Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход к организации образовательного процесса вуза (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, Ф. Ф. Королёв, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Г. Н. Сериков и др.) — концепция информационного общества (Р.Ф. Абдеев, И. Масуда, К. К. Колин и др.) — теория личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Р. Х. Шаймарданов, И. С. Якиманская и др.) — теория успешности профессионального образования (А.С. Белкин, Б. С. Гершунский, А. И. Кочетов, B.C. Леднёв, В. А. Сластёнин и др.) — теория адаптации студентов / к новой образовательной среде (А.Г. Маклаков, Г. П. Медведев, В. А. Якунин и ДР-).

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, моделирование и др.) — эмпирические (педагогическое наблюдение, устные опросы, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент) — математические (методы математической статистики, параметрический метод t — распределения Стьюдента, шкалирование).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился экономический факультет Сургутского института мировой экономики и бизнеса «Плане' та» (СИМЭБ «Планета»). Часть исследовательской работы по апробированию разработанных педагогических условий осуществлялась на факультетах экономики и управления Сургутского государственного университета и факультете управления Сургутского государственного педагогического университета. Всего на различных этапах в экспериментальной работе приняло участие около 300 студентов.

Исследование осуществлялось с 2005 по 2010 годы и проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) определялись объект, предмет, цель, ' задачи исследованияформулировалась научная гипотезаосуществлялось комплексное изучение сущности и научных предпосылок успешности обучения студентов младших курсоввыявлялись и обосновывались структура, факторы успешности обучения студентоввыявлялись педагогические условия, обеспечивающие формирование успешности обучения студентов младших курсовразрабатывался диагностический инструментарий оценки уровня успешности обучения студентов младших курсов.

Второй этап (2006 — 2008 гг.) включал планирование и проведение экспериментальной работы: определение экспериментальных и контрольных объектов, констатацию исходного состояния предмета, создание педагогических условий, оценку контрольных срезов, оценивание результативности процесса формирования успешности обучения.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) проводились анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: целостно представлен процесс формирования успешности обучения студентов младших курсов при изучении информатики как методологический ориентир для разработки моделей, методик, технологий формирования успешности обучения студентов младших курсов различных специальностей при изучении других дисциплинопределена теоретико-методологическая основа формирования успешности обучения студентов младших курсов при изучении информатики на основе синтеза системного и личностно-деятельностного подходов, обеспечивающего целостность образовательного процесса, усиливающего ориентацию на потребности современного рынка трудана основе выделенных подходов спроектирована модель формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики, отражающая единство целевого, содержательного и результативного блоковвыявлен, обоснован и верифицирован комплекс педагогических условий, включающий обеспечение преемственности вузовского курса «Информатика» и школьного курса «Информатика и ИКТ»: тематического и хронологического согласования учебных программ, выделение главных «сквозных» образовательных линий в системе «школа-вуз» («Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления») — развитие студентов как субъектов продуктивной учебно-профессиональной деятельности на основе решения прикладных общепрофессиональных задачприменение активных и интерактивных форм и методов, способствующих динамике отношения студентов к процессу и результату обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в: систематизации взглядов ученых в трактовке понятий «успех», «успешность обучения" — уточнении понятий «успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики», «формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей», что позволило выделить их взаимосвязь и обеспечить дальнейшее теоретическое обоснование;

— выявлении и детализации компонентов успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики (мотивационно-ценностного, когнитивного и операционно-деятельностного), раскрывающих динамичный, структурно-уровневый характер данного понятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработка и внедрение научно-методического обеспечения, включающего методические рекомендации «Использование табличного процессора MS EXCEL для решения финансово-экономических задач», специализирован/ ный курс «Основы информационной культуры», а также индивидуальный маршрут обучения дисциплине, обогащают изучение курса информатики в экономическом вузеразработанный в ходе исследования диагностический инструментарий может быть использован: для определения уровней сформированное&tradeуспешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, для аттестации и самооценки студентов, проектирования индивидуального образовательного маршрутаразработанное в ходе исследования содержательно-методическое обеспечение может быть использовано при проведении специализированных курсов, организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентовматериалы диссертационного исследования могут быть применены в процессе подготовки специалистов экономической области при проведении практических занятий, для самостоятельной работы студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешность обучения студентов младших курсов характеризуется динамикой отношения студентов к самому процессу обучения и удовлетворенности от него и проявляется 1) в достижении результатов обучения — профессионально ориентированных знаний и умений взаимодействия с информационной средой в экономической области предметной деятельности, 2) в динамике мо-тивационных оснований учебной деятельности, в переходе от состояния «боязнь неуспеха», к состоянию «стремление к успеху».

2. Структура успешности обучения студентов младших курсов включает мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты: мотивационно-ценностный компонент: наличие устойчивой мотивации к, выполнению будущей профессиональной деятельности в инфоноосфере, профессиональной автономности, личностной заинтересованности в использовании информационных и коммуникационных технологий в учебно-профессиональной деятельностикогнитивный компонент: наличие теоретических знаний по дисциплине «Информатика», знание методов получения информации и ее передачи, способов совершенствования профессиональных знаний и умений, интегративных связей с другими дисциплинамиоперационно-деятельностный компонент: владение информационными и коммуникационными технологиями, умение самостоятельно осваивать необходимые в экономической деятельности программные продукты, реализация потенциальных возможностей и способностей личности на основе компьютерной грамотности.

3. Педагогические условия, обеспечивающие результативность формирования успешности обучения студентов младших курсов при изучении информатики, выступают как необходимые и достаточные. К ним относятся: обеспечение преемственности вузовского курса «Информатика» и школьного курса «Информатика и ИКТ»: тематического и хронологического согласования учебных программ, выделение главных «сквозных» образовательных линий в системе «школа-вуз» («Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления») — развитие студентов, как субъектов продуктивной учебно-профессиональной деятельности, на основе решения прикладных общепрофессиональных задачприменение активных и интерактивных форм и методов, способствующих динамике отношения студентов к процессу и результату обучения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены выполнением исследования на единой методологической основе, в соответствии с системным подходом к личностно ориентированному образованиюадекватностью избранных теоретико-методологических основ и методов исследования поставленным целям и задачамвоспроизводимостью результатоврепрезентативностью экспериментальных данныхсоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовиспользованием методов математической статистики для обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе экспериментальной работы на экономическом факультете Сургутского института мировой экономики и бизнеса «Планета», на факультете управления Сургутского государственного педагогического университета, на факультетах экономики и управления Сургутского государственного университета, а также посредством публикаций и выступлений на конференциях: международный симпозиум «Надежность и качество», г. Пенза, (2006г., 2008 г.) — XXIII, XXIV межведомственная научно-техническая конференция «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем», г. Серпухов (2004г., 2005 г.), Всероссийская конференция студентов и молодых учёных «Современные концепции менеджмента», г. Гатчина, (2007г.), научно-практическая конференция «Перспективы образования в условиях северных городов», г. Ня-гань, (2007г.), I Конгресс «Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы», г. Сургут (2004г.) — в журналах «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» г. Челябинск (2009г., 2010 г.), «Педагогическое образование и наука» г. Москва (2009г.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (204 наименования) и приложений. Текст работы иллюстрирован таблицами, гистограммами, рисунками.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.

1. Успешность обучения студентов младших курсов характеризуется динамикой отношения студентов к самому процессу обучения и удовлетворенности от него и проявляется 1) в достижении результатов обучения — профессионально ориентированных знаний и умений взаимодействия с информационной средой в экономической области предметной деятельности, 2) в динамике мотивационных оснований учебной деятельности, в переходе от состояния «боязнь неуспеха», к состоянию «стремление к успеху».

2. Структура успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей включает мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется устойчивой мотивацией к выполнению будущей профессиональной деятельности в инфоноо-сфере, профессиональной автономностью, профессионально-личностной заинтересованностью в использовании информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности.

Когнитивный компонент, кроме наличия теоретических знаний по дисциплине, включает в себя знания: способов получения информации и ее передачи, путей совершенствования профессиональных знаний и умений, интегративных связей с другими дисциплинами.

Операционно-деятельностный компонент выражает степень владения информационными и коммуникационными технологиями, умение самостоятельно осваивать необходимые в экономической деятельности программные продукты, реализацию потенциальных возможностей и способностей личности на основе компьютерной грамотности и использования информационных технологий.

3. Дисциплина «Информатика» играет важную роль в формировании успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, так как в настоящее время это — одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющая область практической деятельности экономиста.

4. Проведённый в данном разделе теоретический анализ проблемы исследования позволил нам сформулировать гипотезу диссертационной работы о том, что процесс формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей будет более эффективным, если соблюдены специально создаваемые в процессе обучения педагогические условия, которые способствуют не только овладению прочными знаниями современной науки, но и, прежде всего, воспитанию ума, развитию личности, её подготовке к активной познавательной самостоятельности, к профессиональной деятельности, адаптации к новой социальной среде и которые требуют опытно-экспериментальной проверки.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ.

МЛАДШИХ КУРСОВ.

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию успешности обучения студентов младших курсов.

Одна из важных проблем опытно-экспериментальной работы со студентами младших курсов экономических специальностей по формированию успешности обучения — осуществление поэтапного образовательного процесса на основании структурной модели, описанной в первой главе исследования. В соответствии с темой, гипотезой и задачами данного исследования, а также в целях исключения случайности выводов о результативности педагогических условий, способствующих формированию успешности обучения студентов младших курсов, нами разработан проект опытно-экспериментальной работы. Несмотря на элемент новизны в подходах к разработке содержания проекта, он не претендует на универсальность и всеобщность. Созданный, как один из возможных вариантов формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, проект предполагает плюрализм научных мнений, оценок, подходов. В основу проекта положены системный и лич-ностно-деятельностный подходы.

Цель опытно-экспериментальной работы: практическое подтверждение гипотезы о том, что формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей возможно при соблюдении педагогических условий:

1) обеспечение преемственности вузовского курса «Информатика» и школьного курса «Информатика и ИКТ»: тематического и хронологического согласования учебных программ, выделение главных «сквозных» образовательных линий в системе «школа-вуз» («Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления»);

2) развитие студентов как субъектов продуктивной учебно-профессиональной деятельности на основе решения прикладных общепрофессиональных задач;

3) применение активных и интерактивных форм и методов, способствующих динамике отношения студентов к процессу и результату обучения.

Для реализации цели опытно-экспериментальной работы были определены основные задачи:

1. Выявить исходный уровень успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в начале опытно-экспериментальной работы.

2. Проверить опытно-экспериментальным путём степень влияния педагогических условий на формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при обучении информатике.

3. Провести мониторинг успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в ходе опытно-экспериментальной работы.

4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы о внедрении результатов опытно-экспериментальной работы.

При определении содержания данного проекта авторы опирались на следующие источники:

1. Классические психолого-педагогические исследования решения проблемы успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в классическом наследии.

2. Анализ сложившейся психолого-педагогической теории и практики, именуемой авторами как методико-технологический процесс.

3. Психолого-дидактические, экспериментальные исследования (А.С. Белкин, Н. О. Вербицкая, И. Б. Георгиевский, Е. В. Данильчук, В.И. Загвязин-ский, З. И. Калмыкова, Н. К. Сергеев и др.).

4. Творческий педагогический опыт.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2005 по 2010 годы в естественных условиях на базе Сургутского института мировой экономики и бизнеса «Планета». В качестве опытной группы нами определён курс (год поступления 2006) в количестве 50 студентов путём специального подбора по примерно равным исходным характеристикам: возраст, пол, мотивация учения, успеваемость по аттестату, результаты сдачи ЕГЭ, программа обучения дисциплине. Часть опытно-экспериментальной работы проводилась на факультете управления Сургутского государственного педагогического университета, на факультете экономики Сургутского государственного университета. Общее количество принявших участие в исследовании студентов I и II курсов, обучающихся по специальностям: «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» — около 300, а также 14 преподавателей.

На курсе были выделены экспериментальная и контрольная группы. В студенческих группах были апробированы два методических подхода к преподаванию дисциплины «Информатика», рабочие программы которых были составлены в полном соответствии с программными требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент организации». Одним из важных факторов, повлиявших на выбор данной дисциплины, было то, что в течение ряда лет студенты называли дисциплину «Информатика» наиболее сложной, требующей больших временных затрат, что подтверждалось результатами сдачи зачётных сессий. Занятия в контрольных группах проводились с использованием традиционной системы обучения. В экспериментальных группах велась работа по организации образовательного процесса, направленного на формирование успешности обучения студентов посредством педагогических условий.

На основе ранее проведённых исследований, для реализации проекта опытно-экспериментальной работы по формированию успешности обучения студентов младших курсов нами были выделены четыре этапа: подготовительный, констатирующий, формирующий, контрольный. Все этапы характеризовались своими определёнными целями, задачами, содержанием и процессуальными характеристиками, которые были соотнесены с сущностью, содержанием, особенностями процесса формирования успешности обучения.

1 этап. Подготовительный.

Целью первого этапа являлись подготовка к опытно-экспериментальной работе и формирование предварительной готовности студентов первого курса и преподавателей к участию в эксперименте.

Задачи этого этапа: сформировать предварительную готовность к участию в экспериментеразработать диагностический инструментарий (тесты, анкеты и др.) — разработать критериально-диагностическую матрицу оценки уровня успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей.

В главе I нами установлены компоненты успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты. Выявленный компонентный состав определил выбор критериев, ставших исходными для изучения его уровневых проявлений.

Весьма показательной в этом отношении является концепция, развиваемая В. П. Беспалько [17], в которой автор высказывает мнение о том, что критерий качества усвоения знаний (умений) и критерий эффективности обучениявеличины однопорядковые и даже одинаковые. При этом принимается основное положение о том, что в результате обучения обучающийся усваивает некоторые комплексы знаний, умений, навыков, из чего делается заключение о необходимости по возможности точнее описать и измерить усвоение как внешне контролируемый факт дидактического процесса, как само содержание дидактического процесса и как познавательную деятельность ученика, направленную на овладение некоторой информацией. Проблема определения эффективности обучения, таким образом, сводится к тому, чтобы найти способы измерения качества усвоения знаний, умений, навыков. Основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий, исследователь предлагает классификацию видов познавательной деятельности учащихся, которые затем обозначает по степени сложности как уровни усвоения. Каждому из них приписывается определенный уровень знаний: первый уровень — знания знакомства, второй уровень — знания репродукции, третий уровень — знания, умения или навыки, четвертый уровень — знания трансформации. Далее В. П. Беспалько полагает, что переход к количественному измерению процесса усвоения не составляет трудности, так как есть основание для шкалы оценок. Он выделяет следующие этапы определения эффективности обучения:

• определение уровней деятельности обучающихся;

• нахождение критерия усвоения для каждого уровняустановление факторов, влияющих на формирование данного уровня;

• демонстрация взаимосвязи найденных факторов для достижения уровня наивысшей эффективности.

Выбор критериев исследователи (A.M. Новиков, Л. И. Филиппов и др.) рассматривают на основе принципов, которые можно представить в виде следующей системы: объективность (позволяет оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок разными людьми), адекватность (оценивать то, что экспериментатор хочет оценить), нейтральность по отношению к исследуемым явлениямсравнимость (позволяет сравнивать исследуемые явления или процессы), содержание существенно важных показателей исследуемого процесса или явления, устойчивость на определенном отрезке времени.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал отсутствие единства в оценке показателей успешности обучения. Наиболее часто в качестве таковых используют:

— коэффициент усвоения знаний, умений и навыков (Ка), который определяется отношением числа правильно выполненных заданий к общему числу существующих операций;

— время выполнения заданий (тестовых форм) (Тф);

— темп усвоения знаний, умений (Ту);

— показатель изменения результативности (Тр);

— рейтинг (суммарный балл, полученный студентом за тот или иной временный промежуток, то или иное выполнение заданий).

По нашему мнению, критерии и показатели успешности обучения должны отражать её структурные компоненты.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется устойчивой мотивацией к выполнению будущей профессиональной деятельности в инфоноосфере, профессиональной автономностью, профессионально-личностной заинтересованностью в использовании информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности и включает ценности современного общества. Поэтому критерием, замеряющим наличие данных характеристик при изучении информатики, является мотивационно-ценностный, имеющий свои показатели.

Когнитивный компонент кроме наличия теоретических знаний по дисциплине, включает в себя знания способов получения информации и ее передачи, путей совершенствования профессиональных знаний и умений, интегративных связей с другими дисциплинами, наличие которых у студентов замеряет когнитивный критерий, также имеющий свои показатели.

Операционно-деятельностный компонент выражает степень владения информационными и коммуникационными технологиями, умение самостоятельно осваивать необходимые в экономической деятельности программные продукты, реализацию потенциальных возможностей и способностей личности на основе компьютерной грамотности и информационных технологий, наличие которых замеряет операционно-деятельностный критерий, также имеющий свои показатели.

Таким образом, все компоненты успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей представлены в совокупности введённых критериев. Мы считаем, что введённых критериев достаточно для экспериментальной проверки сформированного уровня успешности обучения.

Для определения меры сформированности каждого компонента нами разработана критериально-диагностическая матрица оценки уровня успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, представляющая собой конструкцию, включающую: структурные компоненты успешности обучения, критерии, совокупность показателей к ним, диагностический ин струментарий, включающий модифицированные методики (таблица 2).

В педагогике общеобразовательной школы Б. Г. Ананьев [5] выделяет три уровня успешности обучения и их динамическое преобразование. Первый уровень — это сильная группа, которая характеризуется высокой успешностью по всем предметам или по известной группе предметов и высоким качеством самостоятельной работы, организованностью и т. д. Второй уровень — учащиеся, выполняющие учебные задания удовлетворительно и не проявляющие никаких особых качеств в отношении способа работы, интересов, одарённости и т. д. Эту группу удовлетворительной оценки Б. Г. Ананьев называет средней группой.

Третий уровень связан с систематическим невыполнением заданий, отставанием по значительной группе предметов (школьных) — это слабая группа. Описанные уровни учебной успешности могут быть характерны не только для-учащихся школьного возраста, но и для студентов.

Однако такая градация далеко не окончательна. Если Б. Г. Ананьев при выделении уровней успешности берёт за основу оценку знаний и отношение учащихся к учёбе, их организованность, прилежание и т. д., то Н.А. Довгалев-ская [56] выделяет уровни успешности на основе определённого распределения оценок успеваемости, баллов. К. В. Кузьмина [94] выделяет по результатам про дуктивности учебной деятельности следующие пять уровней: репродуктивный (минимальный) — адаптивный (низкий) — локально моделирующий (средний) — системно моделирующий знания, умения и навыки по всему курсу (высокий) — системно моделирующий деятельность, поведение (высший). Отдельные исследователи провели распределение студентов по уровневым группам учебной успешности на основании как количественных показателей, так и качественных характеристик, полученных в результате оценки компетентными лицами различных сторон учебной деятельности студентов [121]. Следует учитывать, что.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Современный компьютер: устройство, выбор, модернизация. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  2. О. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 432 с.
  3. А. Компьютер для менеджера: самоучитель. — СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  4. Гук М. Аппаратные средства PC: Энциклопедия. — СПб.: Питер, 2000.- 816 с.
  5. Информатика: учебник. Под ред. Н. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 2000. 768 с.
  6. В. Сборка, настройка, апгрейд современного компьютера. — М.: Десс- Инфорком-Пресс, 2000. 288 с.
  7. Новейший самоучитель работы на компьютере. Под ред. Симоновича С. — М.: Десс- Инфорком-Пресс, 2000. 656 с.
  8. ПРИЁМ ПО АНАЛИЗУ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА. Обучение студентов экспериментальной группы по освоению этого приёма было организовано следующим образом. Весь процесс его освоения состоял из трёх последовательных этапов.
  9. Осуществите I этап построения модели — сформулируйте цель моделирования, проанализируйте моделируемый объект (5 мин.).
  10. Ориентируйтесь на оптимальный выбор представления моделируемого объекта, обоснуйте свой выбор.
  11. Обоснуйте выбор программной среды для реализации моделируемого объекта.
  12. Обоснуйте выбор представления полученной модели.
  13. Осуществите IV заключительный этап построения модели — анализ результатов моделирования (5−10 мин.). (На этом этапе подводились итоги, где преподаватель разъяснял возникшие у студентов вопросы, обсуждал с ними ответы).
  14. Третий этап — реализация построенной компьютерной модели средствами выбранной программной среды в практической деятельности. На этом этапе студентами реализовывались полученные знания, умения, навыки.
  15. Благодаря такой организации выполнения заданий по построению компьютерных моделей в аспекте оптимального выбора программной среды студенты в процессе учебной деятельности получали творческое удовлетворение, веру в свои силы и предстоящий успех.
  16. ПРИЁМ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАВИГАЦИОННЫХ СХЕМ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ГИПЕРТЕКСТОВЫХ СИСТЕМАХ
  17. Загрузите из Интернета (http://www.sura.ru/dikov/Mvbooks/stuff.htm) документ «Вирусный словарь». Разместите его на веб-странице. Создайте в начале html-документа гипертекстовое оглавление на основные разделы документа. Подготовьте информацию для группы.
  18. Компания «ДиалогНаука»: www.dials.ru2. «Лаборатория Касперского»: www.kaspersky.ru3. http://wvw.phis.org.ru/informatika
  19. Реализация рассмотренных педагогических условий в процессе обучения студентов младших курсов экономических специальностей способствовала формированию успешности обучения.
  20. Анализ динамики успешности обучения студентов младшихкурсов1. этап. Контрольный.
  21. Цель этого этапа определение сложившегося уровня успешности обугчения и оценка результативности использования педагогических условий, обеспечивающих формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей.
  22. Задачи этапа: обработать полученные опытно-экспериментальным путём данные, провести сравнительный анализ данных по сформированной успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей, обобщить полученные результаты.
  23. Протокол самооценки успешности обучения (данные в процентах) представлен в Таблице 11.
  24. Протокол самооценки успешности обучения (в %)
  25. Характери- Этапы Группы Уровни успешности обучениястики само- ОЭР Оптималь- Допусти- Критичеоценки ный мый скии
  26. Констатирую- Экспериментальная 56,1 42,9 1,0
  27. Шкала- щий Контрольная 25,3 40,2 34,5линия" Экспериментальная 85,8 14,2
  28. Контрольный Контрольная 65,6 25,1 9,3
  29. Ответы на Констатирую- Экспериментальная 54,2 45,8вопросы" щий Контрольная 23,5 38,1 38,4
  30. Экспериментальная 74,6 25,4
  31. Контрольный Контрольная 45,6 36,0 18,4
  32. Констатирую- Экспериментальная 55 41,1 3,9
  33. Средний по- щий Контрольная 24,3 49,0 26,7казатель" Экспериментальная 80,5 19,5
  34. Контрольный Контрольная 55,0 35,7 9,3
  35. Результаты исследования изменения успешности обучения представлены в таблице 12 и на гистограмме 1.
Заполнить форму текущей работой