Развитие пространственного мышления у студентов педагогического вуза при формировании понятий в курсе геометрии
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы на математическом факультете УрГПУ со студентами 1 — 3 курсов. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методических и научно-методических семинарах кафедры геометрии и кафедры методики преподавания математики УрГПУ (2003, 2004 гг.) — на Всероссийской научно-методической конференции… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
- 1. 1. Пространственное мышление и уровни его развития
- 1. 2. Принцип наглядности и его реализация в процессе развития пространственного мышления
- 1. 3. Компьютерная графика как средство развития пространственного мышления в процессе формирования геометрических понятий
- 1. 4. Фузионистский подход в обучении геометрии как эффективный путь развития пространственного мышления
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
- 2. 1. Дидактическая модель процесса формирования геометрических понятий у студентов педагогического вуза
- 2. 2. Комплексное использование средств наглядности при введении геометрических понятий
2.2.1. Использование компьютерных средств наглядности для создания конкретно-чувственных образов, анализа свойств и отношений изучаемых предметов и явлений с целью выявления признаков понятий 82 2.2.2. Выделение класса обобщаемых предметов (формирование знаний об объеме понятия)
2.2.3. Синтезирование признаков понятия (формирование основного содержания понятия в форме определения)
2.3. Комплексное использование средств наглядности при формировании полного содержания и объема понятия
2.4. Использование компьютерных средств наглядности на этапе включения понятия в систему
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
3.1. Констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента
3.2. Методика проведения и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента
Список литературы
- Арнхейм Р. Визуальное мышление //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. -М.: Просвещение, 1981.-352 с.
- Атанасян JI.C., Базылев В. Т. Геометрия. М.: Просвещение, 1986.41.-336 с.
- Атанасян JI.C., Базылев В. Т. Геометрия. М.: Просвещение, 1987.42.-352 с.
- Базылев В. Т. Дуничев К.И. Геометрия. М.: Просвещение, 1974. — 4.1. -351 с.
- Базылев В. Т. Дуничев К.И. Геометрия. М.: Просвещение, 1975. — 4.2. -367 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Наука, 1978.-231с.
- Баранова Е.И. Методика реализации компьютерного обучения геометрии в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1997.-19 с.
- Берулава Г. А. Критериальная диагностика сформированности научных понятий // Вест. 4еляб. гос. пед. ун та. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. — 4елябинск: Факел, — 1997. — С. 69 — 75.
- Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур— М.: Наука, 1971.-80 с.
- Ю.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М.: Издательство Моск. психолого-социал. ин-та- Воронеж: МОДЕК, 2002. — 352с.
- П.Богоявленский Д. Н., Мечинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347с.
- Бом Д. Роль инвариантов в восприятии: Хрестоматия М.: Просвещение, 1975.-280с.
- Брейтигам Э.М. Формирование математических понятий высокого уровня абстракции // Педагогика. 1998. — № 7. — С.45 — 49.
- Бронштейн Е.М., Гареева JI.P., Закирова Г. Ф. Пакет обучающих программ по школьной стереометрии /Уфим. ГАТУ. Башкир. ГУ // [email protected].
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.:Прогресс, 1977. — 412с.
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами приложений на С + +.- СПб.: Бином, 1998. 558с.
- Ваграменко Я.А., Грачев Б. Н., Пронина JI.M. Информационная электронная среда для народного образования // Педагогика.-1994.-№ 36.-С. 28−31.
- Венгер A.JI. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 3055.
- Владимирцева C.B. Формирование геометрических понятий как систем взаимосвязанных суждений: Дис.канд. пед. наук. -М., 1991. 125с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР- Под. ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Войшвилло Е.К. Понятие. М.: Наука, 1969. — 286с.
- Вол ков H.H. Восприятие предмета и рисунка / Акад. пед. наук РСФСР. Ин т психологии. — М.: АПН РСФСР, 1950. — 507с.
- Вопросы формирования и развития пространственных представлений и пространственного воображения у учащихся / Под ред. Н. Ф. Четверухина. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-178 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1991.-480 с. (15)
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965. -121с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
- Гальперин П.Я. Управление деятельностью в плане восприятия // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.:МГУ, 1975.-С.140- 154.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопр. психологии. 1957. — № 1. — С.28 — 44.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. 208 с.
- Гейн А.Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественного цикла: Автореф. дис. доктора пед. наук.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М., Прогресс, 1988.-461с.
- Gibson J.J. What is a form? // Psychological Review. 1951. — v.58. — p. 403−412.
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия М.: Наука, 1 981 344 с.
- Глейзер Г. Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии// Преподавание геометрии в 910 классах/Сост.: З. А. Скопец, Р. А. Хабиб. -М.: Просвещение, 1980. С.253−269.
- Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271с.: ил.
- Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. -М.: Педагогика, 1987.-158 с.
- Гурова JI.JI. Процессы понимания в развитии мышления // Вопр. философии. 1986. — № 2. — С. 126−137.
- Гусев В.А. Методика обучения геометрии. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004.-368 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.424 с.(31)
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика- 1995. -№ 1 С. 29−39.(30)
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.(29)
- Давыдов В.В., Зинченко В. П. Принципы развития в психологии // Вопр. философии. 1980. — № 12. — С. 47 — 69.
- Далингер В.А. Компьютерно-ориентированное преподавание геометрии в средней школе. Психолого-педагогический аспект проблемы: Метод, рек. для студентов физ.-мат. фак. Омск: Изд-во ОмГПИ, 1989. — 4.1. -76 с.
- Далингер В.А. Компьютерно-ориентированное преподавание геометрии в средней школе. Психолого-педагогический аспект проблемы: Метод, рек. для студентов физ.-мат. фак. Омск: Изд-во ОмГПИ, 1989. — 4.2. — 89 с.
- Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии. -Омск: Изд-во ОГПИ, 2001.-33 с.
- Далингер В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992.-96с.
- Далингер В. А. Стереометрические задачи на построение: Учеб.пособие. СПб.: Тесса, 2000. — 122 с.
- Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального» диапазона // Психол. журн. 1998. — № 2 — С. 61 — 70.
- Дружинин В.Н. Когнитивная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 478с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. — 368 е.: ил.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учеб. 2-е изд., испр. — М.: Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 2003. — 336с.
- Ершов А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994. — 416с.
- Ефимов Н.В. Высшая геометрия. -М.: Физматгиз, 1961. 575 с.
- Извозчиков В.А. Кибернетика. Педагогика. Эдукология. Инфоноо-сферная эдукология. Новые информационные технологии обучения: Учебное пособие СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена.
- Исследования развития познавательной деятельности / Под. ред. Дж. Брунера и др.- Пер. с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. — 391с.: ил.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 128с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с.
- Каплунович И.Я. О психологических различиях мышления двумерными и трёхмерными образами // Вопр. психологии 2003. — № 3 — С. 66 — 77.
- Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников // Вопр. психологии. 1981. -№ 5. — С.155 — 161.
- Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления при решении математических задач // Вопр. психологии. 1978. — № 3 — С. 75 -84.
- Келер В. Адаме Л. Восприятие и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. — С. 40 — 45.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2 т.: Пер. с нем. / Под ред. В. Г. Болтянского. -2-е изд. М.: Наука. -Т.2. Геометрия — 1987. — 416 с.
- Костицин В.Н. Вернуть в педвузы курс начертательной геометрии //Математика в школе. -1997. -№ 5. -С. 83 88.
- Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наук. Думка, 1966.-288 с.
- Лапчик М.П., Рагулина М. И. Компьютерная графика как средство визуализации математических вычислений // Информационные технологии в образовании: Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ. — Вып. 2. — 1999.-С. 16−21.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1976. 572с.
- Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМА ПРЕСС: Образование, 2004. — 734с.
- Лернер Г. И. Зависимость динамики движения глаз от способа формирования действия по опознанию // Материалы IV всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.28 — 36.
- Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: МГУ, 1980. — 136с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
- Липатникова И.Г. Конструирование устных упражнений в системе развивающего обучения математике в начальной и средней школе/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 143с.
- Литвиненко В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
- Лицин Л.Н. Вопросы развития пространственного воображения. -Харьков, 1963. 159с.
- Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981.-224с.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 185−191.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. — 225с.
- Майер В.Р. Методическая система подготовки учителя математики на основе НИТ. Дис. д-ра пед.наук.-Красноярск, 2001. -448 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. — 582с.
- Мамалыга Р.Ф. Метод координат на плоскости. Индивидуальные задания по геометрии: Метод, разраб. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. -23 с.
- Мамалыга Р.Ф. О развитии пространственного мышления у студентов педагогического вуза // Математика и информатика: наука и образование: Меж-вуз. сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — С.77−82.
- Мамалыга Р.Ф. Преобразования пространства:. Метод, разраб. / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 75 с.
- Мамалыга Р.Ф., Смирнов Б. В. Компьютерные технологии в развитии пространственного мышления //Геометрия «в целом». Преподавание геометрии в вузе и школе: Материалы Всерос. науч.-метод. конф./ НовГУ им. Я. Мудрого. -Великий Новгород, 2004 С. 188−191.
- Мамалыга Р.Ф., Унегова Т. А. Использование системы таблиц для преподавания геометрии в вузе: Тез. докл. науч.-метод. конф. преподавателей мат. кафедр. Киров: КГП., 1990 — С. 104−105.
- Марюков М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дис. д-ра пед. наук. -Брянск, 1998.-426 с.
- Маслова Г. Г. Развитие пространственных представлений у учащихся при решении задач по геометрии в восьмилетней школе //Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся / Под ред. Н.Ф. Четверухи-на. М.: Просвещение, 1964. — С. 20 — 28.
- Мистюк В.В. Некоторые особенности восприятия и понимания школьниками проекционных рисунков // Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 36 — 43.
- Мухин Ю.Н. Геометрические преобразования: Метод, разраб. / Урал, гос. пед. ун-т. 2-е изд., доп. Екатеринбург, 1996. — 32с.
- Наглядно конструктивное изучение школьной стереометрии // Сост. Г. П. Сенников. — Горький: ГГПИ, — 1990, — Ч. 1, Ч. 2. — 88с.
- Назаревский Г. А. О развитии пространственного представления на уроках геометрии // Математика в школе 1951. — № 5 — С. 37 — 55- 1953. — № 3 -С.24−33.
- Немов P.C. Психология.: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995.-Кн. 1.- 576 е., Кн. 2. — 496 е., Кн.З. — 512 с.
- Ниворожкина Л.И., Морозова З. А. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов: Рук. для решения задач. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 320с. — (Учебники «Феникса»)
- Никитин В.В., Рупасов К.А Определения математических понятий в курсе средней школы: Пособие для учителей. 2-е изд.- М.:Учпедгиз, 1963. -149с.
- Одинцова О.П. Совершенствование геометрической подготовки учителя математики средствами курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование»: Автореф. дис.канд. пед. наук Омск, 1997. — 18с.
- Орлов В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2000. -42 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659с.
- Подходова Н.С. Формирование пространственных представлений младших школьников при изучении геометрического материала: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1992.-20 с.
- Поляков А.Н. Развитие пространственного воображения учащихся при изучении стереометрии/ Ученые записки. Юбилейный сборник (к 25 лет. ин-та). — Ростов н/Д: Ростовское книжное изд — во, 1955. — С. 331 — 338.
- Ш. Потоцкий В. В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1975. — 208с.
- Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ АПН РСФСР. О во психологов- Под. ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 200с.
- Психологический словарь справочник / М. И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. — Минск: Харвест- М.: ACT, 2001. — 576с. — (Библиотека практической психологии)
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования.-М.: Школа-Пресс, 1994 -205 с.
- Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие-Минск: Выш. шк., 1990−267 е.: ил.
- Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.431 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1 988 286 с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-239с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2003.-350 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: МГУ, 1985.-232с.
- Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 108с.
- Тонких Г. Д. Формирование планиметрических понятий учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации: Дис.канд. пед. наук. Чита, 2002. — 160 с.
- Тихомирова Ю.Е. Условия использования компьютерного сопровождения для развития обобщенных пространственных представлений при изучении геометрии.: Автореф.дис. канд. пед.наук.-СПб., 2004. -22 с.
- Ткачева М.В. Вращающиеся кубики. Альбом заданий для развития пространственного мышления учащихся. -М.: Педагогика, 2003.-108 с.
- Управляемое формирование психических процессов под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1977. — 245с.
- Усова A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
- Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Учебно-наглядные пособия по математике. Сб. ст. сост. по материалам Программно метод, упр. М — ва просвещения РСФСР (БРИЗа и УМСа). Вып. IV. / Ред. и сост. A.M. Пышкало. — М.: Просвещение, 1972. — 288с.
- Учебные стандарты школ России: Гос. Общеобразоват. стандарты нач. общего, осн. общего и сред, (полн.) общ. образования / Под ред. B.C. Лед-нева, и др. М.: Сфера: Прометей. Кн. 2: Математика: Естеств. — науч. дисциплины, — 1998. — 380с.
- Федосеева З.Р. Формирование пространственных представлений учащихся посредством пропедевтики стереометрических знаний в процессе обучения планиметрии: Дис.канд. пед. наук. -М., 1998.-189 с.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001.640 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю о пед. психологии. -М.: Просвещение, 1983.-187 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002.-215с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 е.: ил.
- Цукарь А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления: Дис. д-ра пед. наук-Новосибирск, 1999.-419 с.
- Чалов А.Н. Методика обучения решению задач на построение в курсе стереометрии. Ростов н/Д: Изд — во Рост. пед. ин-та, 1969. — 128с.
- Черняева А.Р. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников: Дис.канд. пед. наук. Омск, 2004.-142 с.
- Четверухин Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с чтением чертежей // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1964. — С. 52 -60.
- Четверухин Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционном чертеже. -2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1952. 128с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: (Психол. основы развивающего обучения). М.: Столетие, 1994. — 192с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.- 160 с.
- Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении / Свердл. пед. ин т. — Свердловск, 1990. -96с.
- Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т.1. — С.140 — 142.
- Шулешко Е.Е. О становлении восприятия формы объемных тел // Вопр. психологии. 1969. — № 5. — С.102 -140.
- Элементарная математика, математическое образование, геометрия и информатика № 7. Сб. ст. / Под ред. П. И. Соверткова СПб.: Мифрил, 2002. -96 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эрдниев П. М. Эрдниев Б.П. Укрупненные дидактические единицы в обучении математике. М.: Просвещение, 1986. — 251с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, — 197с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
- Вернер А.Л. Геометрия: Учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.: Просвещение, 2001. -192с.
- Вернер А.Л. Геометрия: Учеб. пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений / А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.: Просвещение, 2001. -202 с.
- Гусев В.А. Геометрия 6: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, 41.-1995 271 е., Ч.2.-1995−267 с.
- Гусев В.А. Геометрия 7: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, Ч.3.-1996 — 271 е., Ч.4.-1996−267 с.
- Гусев В.А. Геометрия 8: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, Ч.5.-1997.- 271 е., Ч.6.-1997−267 с.
- Гусев В.А. Геометрия 9: Эксперимент, учеб. 2 ч. — М.: Авангард, Ч.7.-1998 — 271 е., Ч.8.-2001−267 с.
- Гусев В.А. Геометрия 10−11: Эксперимент, учеб. М.: Авангард, 1999.-Ч. 9.-111с.
- Геометрия: Учеб. пособие: В 2ч. / В. А Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева, Н. Б. Лобаненко Томск: Изд- во Томск, ун-та. 4.1.-2003 — 160 е., 42.-2004−142 с.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 7−9 кл: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. 5-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 368 с.