Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие пространственного мышления у студентов педагогического вуза при формировании понятий в курсе геометрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы на математическом факультете УрГПУ со студентами 1 — 3 курсов. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методических и научно-методических семинарах кафедры геометрии и кафедры методики преподавания математики УрГПУ (2003, 2004 гг.) — на Всероссийской научно-методической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 1. 1. Пространственное мышление и уровни его развития
    • 1. 2. Принцип наглядности и его реализация в процессе развития пространственного мышления
    • 1. 3. Компьютерная графика как средство развития пространственного мышления в процессе формирования геометрических понятий
    • 1. 4. Фузионистский подход в обучении геометрии как эффективный путь развития пространственного мышления
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Дидактическая модель процесса формирования геометрических понятий у студентов педагогического вуза
    • 2. 2. Комплексное использование средств наглядности при введении геометрических понятий

    2.2.1. Использование компьютерных средств наглядности для создания конкретно-чувственных образов, анализа свойств и отношений изучаемых предметов и явлений с целью выявления признаков понятий 82 2.2.2. Выделение класса обобщаемых предметов (формирование знаний об объеме понятия)

    2.2.3. Синтезирование признаков понятия (формирование основного содержания понятия в форме определения)

    2.3. Комплексное использование средств наглядности при формировании полного содержания и объема понятия

    2.4. Использование компьютерных средств наглядности на этапе включения понятия в систему

    ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

    3.1. Констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента

    3.2. Методика проведения и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента

Развитие пространственного мышления у студентов педагогического вуза при формировании понятий в курсе геометрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве приоритетной для системы высшего образования ставится задача повышения качества подготовки специалиста. При ее решении особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителя нового типа, который должен быть сформирован как развитая, творческая личность и подготовлен к деятельности, обеспечивающей не только обучение школьников, но и их интеллектуальное развитие.

Важной составляющей интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности любого вида предметной деятельности выпускника современной школы. В частности, высокий уровень пространственного мышления является необходимым условием для решения профессиональных задач в таких становящихся массовыми специальностях, как визажист, дизайнер, конструктор, модельер и т. п.

Среди школьных дисциплин математического цикла геометрия обладает наибольшим потенциалом для развития пространственного мышления, тем не менее, как показывают результаты исследований В. А. Гусева, В. И. Далингера, В. В. Орлова, В. А. Панчищиной, Н. С. Подходовой и др., он реализуется не в полной мере. Это объясняется, прежде всего, тем, что при подготовке учителей математики не ставится задача формирования у них умения развития этого компонента мышления у учащихся. Необходимым условием для решения этой задачи является наличие высокого уровня сформированности пространственного мышления у будущих учителей математики. Но и этому вопросу не уделяется достаточно внимания в процессе обучения в вузе. Такой вывод позволяет сделать анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и существующего методического обеспечения учебного процесса в вузе, которые также не ориентированы на решение вышеуказанной задачи. В частности, аналитическое изложение теории в учебниках для вузов не позволяет полностью реализовать возможности курса геометрии в развитии пространственного мышления будущих учителей математики. Педагогические программные средства по геометрии немногочисленны, и большинство из них направлено в основном на развитие логической составляющей мышления. Кроме того, при компьютерной визуализации учебного материала геометрические изображения зачастую лишь переносятся с бумажных носителей на электронные, при этом не учитываются результаты психолого-педагогических исследований и не реализуются в полной мере возможности компьютерных технологий.

В фундаментальных работах в области педагогики, теории и методики обучения математике Г. Д. Глейзера, В. А. Далингера, Ю. М. Колягина, Г. И. Саранцева, А. Д. Семушина, И. Ф. Шарыгина, а так же в работах отечественных и зарубежных психологов — П. В. Зинченко, И. Я. Каплуновича, Г. И. Лернера, Б. Ф. Ломова, Ж. Пиаже, СЛ. Рубинштейна, Ф. Н. Шемякина, И. С. Якиманской проблеме развития пространственного мышления уделялось большое внимание. Однако, несмотря на значительные теоретические результаты, полученные психологами и дидактами, методическая проблема, связанная с развитием пространственного мышления как у школьников, так и у студентов не нашла своего решения. Кроме того, компьютерные технологии, развитие которых представило дополнительные возможности для практических решений этой проблемы, так же не оказали существенного влияния на методику формирования пространственного мышления.

Среди диссертационных исследований в области теории и методики обучения математике развитию пространственного мышления посвящены работы Ю. В. Тихомировой и А. Р. Черняевой. В них рассматривались вопросы формирования пространственного мышления у учащихся общеобразовательной школы. Развитие пространственного мышления у будущих учителей математики в процессе изучения вузовского курса геометрии до настоящего времени не являлось предметом диссертационных исследований. Между тем, именно формирование геометрических понятий представляет большие возможности для развития пространственного мышления будущих учителей математики.

Анализ литературы, результатов диссертационных исследований, компьютерных средств наглядности, изучение опыта работы преподавателей педагогических вузов позволили нам сделать вывод о наличии сложившихся противоречий:

• между значимостью и необходимостью развития пространственного мышления у будущих учителей математики и недостаточной разработанностью соответствующего методического обеспечения;

• между возрастающими возможностями компьютерных средств наглядности и отсутствием эффективных методик их использования в процессе обучения.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает актуальность данного диссертационного исследования, а также определяет его проблему: Какой должна быть методика формирования геометрических понятий в педагогическом вузе, чтобы у будущих учителей математики пространственное мышление было сформировано на высоком уровне?

Объект исследования — процесс обучения геометрии студентов математических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования — развитие пространственного мышления будущих учителей математики в процессе формирования геометрических понятий при изучении вузовского курса геометрии.

Цель исследования — разработка и научное обоснование методики формирования геометрических понятий вузовского курса геометрии, реализация которой обеспечит высокий уровень развития пространственного мышления будущих учителей математики.

Гипотеза исследования: если методика формирования понятий курса геометрии в педагогическом вузе будет основываться на комплексном использовании средств наглядности на каждом этапе процесса формирования геометрического понятия (на этапах введения, формирования полного содержания и объема понятия, включения понятия в систему теоретических знаний), то ее реализация обеспечит высокий уровень развития пространственного мышления и усвоения геометрических понятий у будущих учителей математики.

В качестве критериев эффективности предложенной методики были приняты:

• уровни развития пространственного мышления (первый, второй, третий), выделенные И. С. Якиманской;

• уровни усвоения понятий (1−5 уровни), определенные A.B. Усовой.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, математической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, определить состояние проблемы исследования и обосновать ее значимость.

2. Определить пути и методы использования средств наглядности для решения проблемы развития пространственного мышления у будущих учителей математики.

3. Разработать дидактическую модель формирования геометрических понятий, реализация которой создаст условия для обеспечения высокого уровня усвоения геометрических понятий и развития пространственного мышления.

4. Предложить и обосновать принципы комплексного использования средств наглядностиопределить дидактические и организационные условия их применения.

5. Разработать методику формирования геометрических понятий в педагогическом вузе, основанную на дидактической модели и комплексном использовании средств наглядности.

6. Разработать учебно-методический комплекс по формированию понятий темы «Преобразования пространства», использование которого в процессе обучения обеспечит повышение уровня развития пространственного мышления у будущих учителей математики и эффективное усвоение геометрических понятий.

7. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной методики.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• результаты теоретических исследований в области психологии и методики развития пространственного мышления (Г.Д. Глейзер, Дж. Гибсон, В. А. Далингер, П. Я. Каплунович, А. Н. Леонтьев, А. Д. Семушин, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

• результаты теоретических исследований в области теории и методики обучения (В.А. Гусев, Г. А. Саранцев, A.B. Усова, Т.Н. Шамало);

• результаты теоретических исследований в области компьютерных технологий (А.Г. Гейн, А. П. Ершов, В. А. Извозчиков, М. П. Лапчик, В. М Монахов, И. В. Роберт и др.);

• теория и методы математической статистики в педагогических и психологических исследованиях (Дж. Гласс, Е. В. Сидоренко, Б.Е. Стариченко).

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

• теоретический анализ философской, математической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, работ по истории математики, информатике, материалов Internet по проблеме исследования;

• анализ программ по математике для общеобразовательных школ, государственных стандартов общего среднего и высшего образования, учебных пособий и дидактических материалов по геометрии;

• конструирование содержания курса геометрии;

• моделирование деятельности субъектов обучения при формировании геометрических понятий;

• наблюдение и обобщение опыта работы учителей школ и преподавателей вузов;

• наблюдение за ходом учебного процесса в педагогическом вузе;

• проведение педагогических измерений (анкетирования, тестирования учителей, школьников, студентов и преподавателей);

• педагогический эксперимент по проверке эффективности предлагаемой методики;

• статистическая обработка и анализ результатов педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования. В отличие от диссертационных работ Ю. Е. Тихомировой и А. Р. Черняевой, в которых решались вопросы развития пространственного мышления при обучении геометрии в школе, в представленном исследовании ставится и решается проблема развития пространственного мышления в процессе формирования геометрических понятий у будущих учителей математики:

• разработана методика формирования геометрических понятий в педагогическом вузе, направленная на развитие пространственного мышления;

• обосновано, что для развития пространственного мышления будущих учителей математики необходимо целенаправленное комплексное применение средств наглядности;

• показано, что изображения геометрических объектов, полученные с помощью компьютерной графики, должны явиться основой для создания дидактического комплекса средств наглядности, применяемого в процессе формирования геометрических понятий при изучении вузовского курса геометрии.

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

1. Разработана модель процесса формирования геометрических понятий, включающая этапы введения, формирования полного содержания и объема понятия, включения понятия в систему теоретических знаний.

2. Обосновано введение принципов отбора содержания учебного материала курса геометрии (использование идеи фузионизма, сочетания геометрического и аналитического методов), реализация которых позволит обеспечить условия для создания методики формирования геометрических понятий, направленной на эффективное развитие пространственного мышления студентов.

3. Определены принципы комплексного использования средств наглядности развития пространственного мышления (преемственность, вариативность, обратимость).

4. Выделены типы геометрических задач, направленных на развитие пространственного мышления, в соответствии с тем, на каком этапе работы с задачей требуется осуществить преобразование пространственных образов: при работе с данными, в процессе решения или при исследовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические разработки доведены до уровня конкретных методических рекомендаций:

• разработан учебно-методический комплекс «Преобразования пространства», направленный на развитие пространственного мышления, который включает в себя обучающую программу, методические рекомендации по решению задач, индивидуальные задания для студентов;

• разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические программные средства по отдельным разделам курса геометрии («Сфера», «Правильные многогранники», «Теорема Эйлера», «Поверхности второго порядка» и др.).

• разработано педагогическое программное средство для самодиагностики уровня развития пространственного мышления.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждена:

• анализом психолого-педагогической, методической литературы, учебного процесса и учебных программ по геометрии;

• обобщением педагогического опыта преподавателей геометрии в педагогических вузах;

• выбором взаимодополняющих методов педагогических исследований, соответствующих поставленным задачамстатистической обработкой данных опытно-экспериментальной работы, подтвердившей на качественном и количественном уровнях достоверность выдвинутой гипотезы;

• результатами обсуждения на семинарах кафедры методики преподавания математики, кафедры геометрии УрГПУ и региональных конференциях преподавателей педагогических ВУЗов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы на математическом факультете УрГПУ со студентами 1 — 3 курсов. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методических и научно-методических семинарах кафедры геометрии и кафедры методики преподавания математики УрГПУ (2003, 2004 гг.) — на Всероссийской научно-методической конференции «Геометрия „в целом“. Преподавание геометрии в вузе и школе» (г. Великий Новгород, 2004 г.) — на III Всероссийской научной конференции «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России» (г. Киров, 2004 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» (г. Шадринск, 2004 г.) — на X Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 2003 г.) — на XI Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 2004 г).

Внедрение результатов исследования в учебный процесс педагогических вузов осуществлялся с 2000 г. по 2004 г.

По теме исследования имеется 10 публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость поиска новых эффективных средств формирования геометрических понятий и развития пространственного мышления будущих учителей математики обусловлена изменением требований к их профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

2. При создании средств наглядности для их комплексного использования в процессе формирования геометрических понятий должны учитываться психологические закономерности пространственного мышления, основные положения теории изображений, графические возможности современных компьютерных технологий и соблюдаться принципы преемственности, вариативности и обратимости.

3. Использование идеи фузионизма и сочетания геометрического и аналитического методов при отборе и конструировании содержания курса геометрии в педагогическом вузе создает условия для разработки методики формирования геометрических понятий, направленной на развитие пространственного мышления будущих учителей математики.

4. Методика формирования геометрических понятий должна основываться на предлагаемой нами дидактической модели, при создании которой были учтены основные положения диалектики, логики, гносеологии и методические принципы обучения математике. Модель может быть представлена в виде трех взаимосвязанных этапов (этап введения, этап формирования полного содержания и объема понятия, этап включения понятия в систему теоретических знаний), которые включают в себя десять элементов, раскрывающих содержание и функции каждого из этапов.

5. Основой для создания дидактического комплекса средств наглядности, применяемого в процессе формирования геометрических понятий курса геометрии в вузе, должны явиться изображения геометрических объектов, полученные с применением интерактивной компьютерной графики.

6. Реализация методики формирования геометрических понятий, основанной на применении предложенной нами дидактической модели и комплексном использовании средств наглядности, позволяет осуществить эффективное развитие пространственного мышления будущих учителей математики и повысить уровень усвоения понятий.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (150 источников), приложения. В тексте содержится 17 рисунков и 11 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Основываясь на построенной дидактической модели формирования геометрических понятий вузовского курса геометрии можно определить следующие перспективы использования компьютерных технологий:

1. Формирование геометрических понятий будет значительно успешней, если оно будет сопровождаться образами, созданными с помощью компьютера. Выявлены роль и функции компьютерной наглядности (формирование образов, оперирование образами) на каждом из этапов формирования понятий.

2. При формировании геометрических понятий с использованием средств наглядности созданной с помощью компьютера изложение материала можно сделать более геометричным, что является дополнительным ресурсом для развития пространственного мышления.

3. Использование педагогических программных средств в обучении геометрии позволяет, как показал эксперимент, экономить аудиторное учебное время и рационально организовать самостоятельную работу студентов.

ГЛАВА 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.

ЭКСПЕРИМЕНТА.

В ходе педагогического эксперимента нами проводилось построение и экспериментальная проверка эффективности разработанной методики развития пространственного мышления при формировании понятий вузовского курса геометрии.

При проведении педагогического эксперимента нам пришлось встретиться со значительными трудностями:

1. Реализация созданной методики требует современного программного оснащения кабинета информатики, которым в настоящее время располагают не все вузы.

2. Исходя из поставленных задач, требуется создание оборудованного в соответствии с требованиями сегодняшнего времени кабинета геометрии обеспечивающего стыковку потребностей методики преподавания с возможностями информационных технологий.

3. Достижение поставленной в эксперименте цели может произойти не только благодаря используемой методике, изменения развития пространственного мышления могут являться итогом воздействия многих факторов.

Выбор экспериментальных вузов определялся согласием администрации вузов и желанием педагогов участвовать в эксперименте, а также наличием в компьютерных классах необходимого современного технического и программного обеспечения. В числе экспериментальных вузов были вузы: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (НГСПА), Уральская горногеологическая академия (УГГА), Ишимский педагогический институт (ИПИ) и Уральская государственная сельскохозяйственная академия (УрГСХА).

Общая продолжительность эксперимента 4 года (2000 — 2004гг.). Эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, поисковый и формирующий). Каждый этап характеризовался своими задачами, используемыми методами, способами проверки их эффективности и результатами (таблицы 3, 4, 5).

Педагогический эксперимент.

I этап: Констатирующий эксперимент.

Задачи этапа (содержание исследования) Используемые методы Способы проверки эффективности методов исследования Результаты эксперимента.

Определение уровня развития пространственного мышления у школьников и студентов. Выяснение актуальности, необходимости и возможности традиционных и информационных средств (компьютерных технологий) для развития пространственного мышления студентов. Определение возможностей и условий использования информационных технологий в учебном процессе. Теоретический анализ: библиографических источниковосновных аспектов проблемы с точки зрения ее разработанности в базисных науках. Изучение и обобщение опыта работы преподавателей геометрии. Изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих образование в области геометрии. Наблюдение. Беседа. Анкетирование респондентов (преподаватели, учителя, студенты). Тестирование. Анализ уровней пространственного мышления. Обеспечение репрезентативности выборки. Формирующий эксперимент. Максимально полное изучение доступной литературы по пробле-ме (монографии, статьи, тезисы, диссертации). Выявлена возможность и целесообразность развития пространственного мышления студентов. Обоснована актуальность, необходимость и возможность применения компьютерных технологий для развития пространственного мышления при формировании геометрических понятий.

II этап: Поисковый эксперимент.

Задачи этапа (содержание исследования) Используемые методы Способы проверки эффективности методов исследования Результаты эксперимента.

Разработка модели формирования геометрических понятий. Анализ наглядности в электронных учебниках. Разработка средств наглядности по отдельным темам. Разработка методики диагностики пространственного мышления на материале темы «Преобразование пространства». Изучение результатов деятельности студентов. Диагностические задания: Проведение контрольных работ, тестов. Беседа. Анкетирование. Использование комплекса методов для получения достоверных результатов. Использование нормативных вариантов проверочных работ. Проверка эффективности предлагаемой методики. Сравнение результатов тестирования. Предложена модель формирования геометрических понятий. Разработаны методические рекомендации по теме «Преобразование пространства». Составлены компьютерные программы по отдельным темам: Сфера. Правильные многогранники Теорема Эйлера. Поверхности второго порядка.

III этап: Формирующий эксперимент.

Задачи этапа (содержание исследования) Используемые методы Способы проверки эффективности методов исследования Результаты эксперимента.

Уточнить критерии эффективности предлагаемой методики. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития пространственного мышления при формировании геометрических понятий. Изучение продуктов деятельности студентов. Наблюдение Беседа. Анкетирование. Тестирование. Методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента. Использование методов статистики, метода независимых характеристик, использование различных подходов и методов к оценке результатов. Уточнены критерии эффективности предлагаемой методики.

3.1. Констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента.

Для обеспечения результативности создаваемой методики необходимо владеть информацией о реальном состоянии проблемы в практике высших учебных заведений и школы. Поэтому нам было необходимо получить предварительные конкретные данные о процессе обучения геометрии в школе и в вузе для установления целесообразности разработки и реализации на практике разработанной нами методики развития пространственного мышления. Педагогический эксперимент проводился с 2000 в соответствии с целями и задачами исследования года и проходил в три этапа: констатирующий (2000;2001г.г.), поисковый (2001;2002г.г.) и формирующий (2002;2004г.г.). Констатирующий этап эксперимента проводился с 2000 г по 2001 г. в вузах: УрГПУ, УГГА и Ур-ГСХА, школах № 208, № 112 и компьютерных клубах г. Екатеринбурга.

Объем выборочной совокупности студентов составлял 633 человека, школьников — 70. На этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование студентов старших курсов математических факультетов и учителей математики с небольшим стажем работы в школе (до трех лет). Анкетированием было охвачено 80 человек. (Приложение 1, анкета 1). Результаты этого опроса отражены в таблице 12 (Приложение 1, табл. 12). Как показывают результаты анализа анкет, только 2% опрошенных могут определить понятие «пространственное мышление». На вопрос нужно ли его развивать, утвердительно ответили все. Из числа опрошенных 10% назвали в качестве источника информации о пространственном мышлении журнал «Математика в школе», 5% лекции, остальные затруднились в ответе на вопрос.

На этапе констатирующего эксперимента мы также ставили цель (Приложение 2 анкета 2) выяснить, как часто учителя используют в своей работе компьютерные средства обучения (КСО), осведомленность учителей о существующих КСО по геометрии и отношение учителей к применению КСО по геометрии. В исследовании принимали участие 37 учителей, его результаты отражены в таблице № 13 (Приложение 2, табл.13). В результате этого анкетирования нами была выявлена следующая закономерность: чем больше стаж учителя, тем реже он использует КСО в своей работепричину этого он видит в отсутствии учебно-методического обеспечения. Из анкет следует также тот факт, что наиболее часто учителя используют компьютер в процессе обучения учащихся геометрии (стереометрии). На вопрос: «Где берете используемую компьютерную наглядность? «они отвечают, что источником используемых компьютерных программ преимущественно является школа, но также отмечены следующие ответы: у коллег, у родителей, где придется.

Все учителя, не зависимо от стажа, используют в преподавании средства наглядности (плакаты и материальные модели). Учителя, стаж работы которых не превышает трех лет, чаще используют компьютерные программы. Более целесообразное использование средств наглядности наблюдается при объяснении нового материала (67%) и как средство развития пространственного мышления (62%). 64% опрошенных учителей сами изготавливают плакаты и физические модели. Были и такие ответы: изготавливают учащиеся, коллеги.

На этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ учебников по геометрии (Приложение 3, табл. 14). В большинстве учебников отмечается однообразие изображений геометрических тел. Сводная таблица имеющихся изображений геометрических тел в школьных учебниках представлена в таблице 6 (табл. 6).

Геометрические фигуры Всего различных видов изображения в школьном учебнике. Геометрия 10−11 /Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. 2002 И. Ф. Шарыгин., Геометрия 10−11 кл., 2002 А. П. Киселев., Геометрия Стереометрия: учебник для 10−11 классов, 1999 А. Д. Александров и др., Геометрия: учебник для учащихся 11 классов, 2000 Геометрия 9−10 В. М. Клопский, З. А. Скопец, М. И. Ягодовский, 1980 куб 4 2 4 2 2 2 параллелепипед 4 1 4 3 2 3 призма 6 4 4 4 5 5 пирамида 7 3 4 4 5 6.

С целью диагностики пространственного мышления нами было проведено тестирование студентов первого, второго и четвертого курсов различных специальностей: математиков, филологов УрГПУ, геофизиков УГГА, инженеров — механизаторов УрГСХА. Мы воспользовались тестом пространственного мышления (ТПМ) (авторы — И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Н.Х. Кадаяс).

По каждой специальности тестировалось по 150 студентов (50 с первого курса 50 — со второго и 50 — с четвертого). Средний балл подсчитывался по каждой группе испытуемых. Максимальный показатель составлял 30 баллов. Только один студент (студент 4 курса математического факультета) получил наивысший балл.

Результаты тестирования представлены на рис. 8. геофизики инженеры с/х.

-—• — математики '—И"" филологи.

1 2 3 4 ^Р™

Рис. 8. Средние показатели выполнения студентами заданий ТПМ.

Из графика видно, что прирост уровня пространственного мышления у студентов разных факультетов отличается. Он особенно значителен у студентов-математиков за первые два года обучения на факультете. Это, на наш взгляд, объясняется структурой курса геометрии: на первом курсе изучаются квадрики на плоскости и в пространстве, на втором курсе — разделы конструктивной геометрии и методов изображения, где на занятиях используются различные средства наглядности (материальные модели, графические таблицы видеоизображения).

Дадим краткую характеристику теста. Он включает 5 разделов (субтесI тов), задания которых требуют от испытуемых в процессе создания образа:

• работы с величиной объектов (субтест 1),.

• их формой (субтест 2),.

• оперирования образами, приводящего к мысленному видоизменению положения объекта (субтест 3),.

• его структуры (субтест 4),.

• к одновременному изменению пространственного положения и структуры образа (субтест 5).

Таким образом, задания субтестов 1-го и 2-го были направлены на выявление процесса создания образа, а задания субтестов 3-го, 4-го, и 5-го — на фиксацию типов оперирования образом. Третий субтест фиксирует первый тип баллы.

22 21 20 19 18 17 f ««•А.

V.

—1—1—1—1—1—,—1— оперирования образом (мысленное видоизменение положения объекта), четвертый субтест — второй тип (видоизменение его структуры), пятый субтест — третий тип (одновременное мысленное изменение положения и структуры). Внутри указанных субтестов задания различаются по материалу (черчение, геометрия, рисование). Данный тест имеет 15 видов заданий, каждый из которых представлен двумя вариантами, различающимися уровнем сложности. За каждое правильно выполненное задание начисляется один балл, следовательно, максимальное количество баллов — 30. Некоторые образцы заданий приведены ниже. ч ^.

I г и.

Рис. 9. Задание из 2-го субтеста. На графическом изображении дана модель, сделанная из проволоки. Найдите чертеж в трех видах, соответствующих данному изображению.

Рис. 10. Задание из 3-го субтеста. Из четырех изображений выберите то, которое соответствует заданному объекту, если смотреть со стороны, указанной стрелкой. г.

4 * ф.

Рис. П. Задание из 5-го субтеста. Дана развёртка поверхности. Какой из четырех объектов, наглядно представленных на рисунках, можно сделать из данной развёртки?

Нами проведён анализ работ с заданиями на определение величины фигуры, формы, позволяющими определить типы оперирования образами у студентов первого, второго и четвертого курсов математического факультета УрГПУ. Для этого вычислялся средний показатель по субтесту, результаты приведены на рис. 12, Максимальный суммарный балл по субтесту равняется шести.

6 л.

Рис. 12. Динамика развития пространственного мышления у студентов математического факультета.

Из рис. 12 видно, что в работе с заданиями на определение формы, позволяющими определить второй тип оперирования образами наблюдается положительная динамика. Мыслительные операции первого и третьего типа на третьем и четвертом году обучения студентов математического факультета педагогического университета не получают должного развития.

Было проведено тестирование школьников увлекающихся компьютерными играми и равнодушных к ним. Проанализировав тесты, мы установили следующую закономерность: разница в развитии пространственного мышления к старшим классам становится менее существенной. Результаты тестирования представлены в таблице 15 (Приложение 3).

Кроме названных выше прогностических методов на этапе констатирующего эксперимента нами проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, который позволил определить закономерности развития пространственного мышления, психологические, дидактические особенности работы с компьютерными средствами для развития пространственного мышления. На этом этапе мы также провели анализ существующих КСО по школьной и вузовской геометрии. Обращает на себя внимание следующий факт, что электронные учебники по школьной стереометрии имеют те же недостатки (отсутствие вариативности, неправильное изображение полюсов у сферы, неверное изображение конуса, неполнота отдельных изображений) что и основные учебники геометрии шестидесятых-семидесятых годов.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента помогли нам определить основные направления поискового эксперимента:

1) описать модель формирования геометрических понятий;

2) создать КСО, направленное на формирование пространственного мышления студентов в процессе формирования геометрических понятий;

3) разработать методику применения созданного КСО;

4) проанализировать структуру геометрических курсов для выяснения их роли в развитии пространственного мышления.

На поисковом этапе эксперимента, который был осуществлен в 20 012 003 гг., мы ставили перед собой следующие задачи:

• выявить возможности традиционных и компьютерных технологий для формирования пространственного мышления,.

• определить возможные пути и средства развития пространственного мышления в процессе формирования геометрических понятий,.

• рассмотреть различные варианты структурных изменений отдельных разделов курса геометрии, таких как, например, «Преобразования пространства», «Векторная алгебра» и др.

Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как экспериментальное обучение, наблюдение, изучение результатов учебной деятельности. Обучение в экспериментальных группах отличалось введением компьютерных средств обучения, которые использовались на различных этапах формирования геометрических понятий. Был создан компьютерный тест для контроля развития пространственного мышления на материале геометрии по теме «Преобразования пространства».

В процессе поискового эксперимента нами была выдвинута гипотеза диссертационного исследования. Целю данного этапа являлось выяснение роли компьютерных средств при развитии пространственного мышления на каждом этапе формирования геометрических понятий вузовского курса геометрии и разработка методики их применения. Кроме этого, на этом этапе решались вопросы организации занятий по геометрии в компьютерном классе, оснащения компьютеров необходимыми программными средствами (Си++, OpenGL). На этом этапе были созданы компьютерные программы по отдельным темам вузовской геометрии.

В рамках поискового эксперимента нами были проведены исследования зависимости времени решения задач по созданию визуального образа от вида наглядности, используемой при обучении. Произвольным случайным образом студенты первого и второго курсов были разбиты на три группы. В первой группе перед тем как спросить, как будет выглядеть образ геометрического тела после преобразований, проводили занятия, на которых проделывали все преобразования с материальными моделями, т. е., например, треугольник перегибали по биссектрисе затем отогнутую часть отрезали и передвигали на определенный заданный вектор и т. д. В конце этих преобразований нужно было зарисовать полученный образ. Во второй группе перед контрольной работой проводились занятия, но уже без действий с материальными моделями (можно было зарисовывать промежуточные действия). В третьей группе тренировка проходила с использованием компьютера. Скорость обучения во второй и третьей группе практически не отличалась и была значительно выше, чем в первой группе. Результаты этих исследований приведены в таблице № 16. По этим данным вычерчены графики, которые представлены в таблице № 17. Это подтверждало вывод психологов о том, что кинестетика не играет ведущей роли при создании образов и оперировании с ними во взрослом возрасте.

3.2. Методика проведения и анализ результатов формирующего этапа педагогического эксперимента.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования и проверки эффективности предлагаемой методики был проведен третий этап педагогического эксперимента — формирующий (2003 — 2004 гг.). Он проводился на базе математического факультета Уральского государственного педагогического университета, Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, Ишимского педагогического института с целью опытной проверки гипотезы. Формирующий этап предполагал обучение геометрии студентов 1-Н курсов математического факультета с использованием предложенной нами методики. Целью этого этапа была проверка эффективности разработанной на поисковом этапе эксперимента методики формировании геометрических понятий курса геометрии в педагогическом вузе.

Результаты экспериментальной работы анализировались по следующим основным направлениям:

— оценка уровня развития пространственного мышления;

— оценка уровня усвоения геометрических понятий.

Перед проведением эксперимента и после него проводились контрольные срезы, как в экспериментальных, так и в контрольных группах.

1) Для того чтобы оценить, повысился ли уровень развития пространственного мышления студентов благодаря их обучению посредством разработанной методики, необходимо сравнить его с уровнем развития пространственного мышления студентов занимающихся по традиционной методике.

Для этого в контрольных и экспериментальных группах мы провели контрольный срез в виде теста уровня развития пространственного мышления разработанного И. С. Якиманская, В. Г. Зархин, Н. Х. Кадаяс.

Общее число студентов, учувствовавших в эксперименте — 384 человека. В экспериментальной группе обучалось 198 студентов, в контрольной — 186.

Как было показано на этапе констатирующего эксперимента, до начала обучения студентов по экспериментальной методике в группах был примерно одинаковый уровень развития пространственного мышления.

По критерию правильности результаты выполнения заданий субтестов отражены в таблице 7 (табл.7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе проведенного исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза, были решены поставленные задачи, что позволяет сформулировать следующие выводы:

1 Анализ философской, психологической, методической литературы и обобщение педагогического опыта свидетельствуют о том, что проблема развития пространственного мышления у студентов в настоящее время является актуальной.

2. Разработана модель процесса формирования геометрических понятий, содержащая этапы введения, формирования полного содержания и объема понятия, включения понятия в систему теоретических знаний.

3 Определены принципы комплексного использования средств наглядности для развития пространственного мышления (преемственность, вариативность, обратимость).

4. Обосновано введение принципов отбора содержания учебного материала курса геометрии, его структурирования и изложения (использование идеи фузионизма, сочетания геометрического и аналитического методов), реализация которых позволит обеспечить развитие пространственного мышления студентов в процессе формирования геометрических понятий.

5. Определены дидактические требования к созданию комплекса задач, направленных на развитие пространственного мышления студентов: обязательное наличие задач, предполагающих возможность выбора расположения заданных фигурзадач с избыточными или недостаточными для ее решения даннымизадач, при решении которых используются объекты различной размерностизадач, исследование которых приводит к объектам разной размерности.

6. На основе идеи фузионизма разработан учебно-методический комплекс по разделу «Преобразования пространства», направленный на развитие пространственного мышления, который включает в себя обучающую программу, методические рекомендации по решению задач, индивидуальные задания для студентов.

7. Разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические программные средства по отдельным разделам курса геометрии («Сфера», «Правильные многогранники», «Теорема Эйлера», «Методы изображений» и др.).

8. Разработано педагогическое программное средство для самодиагностики уровня развития пространственного мышления.

9. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики развития пространственного мышления при формировании геометрических понятий вузовского курса геометрии.

10. Дальнейшее решение проблемы разработки эффективной методики развития пространственного мышления при формировании геометрических понятий вузовского курса геометрии может заключаться в совершенствовании учебно-методического обеспечения и разработке новых компьютерных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Визуальное мышление //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. -М.: Просвещение, 1981.-352 с.
  2. JI.C., Базылев В. Т. Геометрия. М.: Просвещение, 1986.41.-336 с.
  3. JI.C., Базылев В. Т. Геометрия. М.: Просвещение, 1987.42.-352 с.
  4. В. Т. Дуничев К.И. Геометрия. М.: Просвещение, 1974. — 4.1. -351 с.
  5. В. Т. Дуничев К.И. Геометрия. М.: Просвещение, 1975. — 4.2. -367 с.
  6. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Наука, 1978.-231с.
  7. Е.И. Методика реализации компьютерного обучения геометрии в школе: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1997.-19 с.
  8. Г. А. Критериальная диагностика сформированности научных понятий // Вест. 4еляб. гос. пед. ун та. Сер. 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания. — 4елябинск: Факел, — 1997. — С. 69 — 75.
  9. Н.М. Изображение пространственных фигур— М.: Наука, 1971.-80 с.
  10. Ю.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М.: Издательство Моск. психолого-социал. ин-та- Воронеж: МОДЕК, 2002. — 352с.
  11. П.Богоявленский Д. Н., Мечинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347с.
  12. Бом Д. Роль инвариантов в восприятии: Хрестоматия М.: Просвещение, 1975.-280с.
  13. Э.М. Формирование математических понятий высокого уровня абстракции // Педагогика. 1998. — № 7. — С.45 — 49.
  14. Е.М., Гареева JI.P., Закирова Г. Ф. Пакет обучающих программ по школьной стереометрии /Уфим. ГАТУ. Башкир. ГУ // [email protected].
  15. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.:Прогресс, 1977. — 412с.
  16. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами приложений на С + +.- СПб.: Бином, 1998. 558с.
  17. Я.А., Грачев Б. Н., Пронина JI.M. Информационная электронная среда для народного образования // Педагогика.-1994.-№ 36.-С. 28−31.
  18. A.JI. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 3055.
  19. C.B. Формирование геометрических понятий как систем взаимосвязанных суждений: Дис.канд. пед. наук. -М., 1991. 125с.
  20. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР- Под. ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  21. Е.К. Понятие. М.: Наука, 1969. — 286с.
  22. Вол ков H.H. Восприятие предмета и рисунка / Акад. пед. наук РСФСР. Ин т психологии. — М.: АПН РСФСР, 1950. — 507с.
  23. Вопросы формирования и развития пространственных представлений и пространственного воображения у учащихся / Под ред. Н. Ф. Четверухина. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.-178 с.
  24. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1991.-480 с. (15)
  25. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Просвещение, 1965. -121с.
  26. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  27. П.Я. Управление деятельностью в плане восприятия // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.:МГУ, 1975.-С.140- 154.
  28. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопр. психологии. 1957. — № 1. — С.28 — 44.
  29. Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. 208 с.
  30. А.Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественного цикла: Автореф. дис. доктора пед. наук.
  31. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию М., Прогресс, 1988.-461с.
  32. Gibson J.J. What is a form? // Psychological Review. 1951. — v.58. — p. 403−412.
  33. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия М.: Наука, 1 981 344 с.
  34. Г. Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии// Преподавание геометрии в 910 классах/Сост.: З. А. Скопец, Р. А. Хабиб. -М.: Просвещение, 1980. С.253−269.
  35. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  36. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  37. P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271с.: ил.
  38. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. -М.: Педагогика, 1987.-158 с.
  39. JI.JI. Процессы понимания в развитии мышления // Вопр. философии. 1986. — № 2. — С. 126−137.
  40. В.А. Методика обучения геометрии. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004.-368 с.
  41. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.424 с.(31)
  42. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика- 1995. -№ 1 С. 29−39.(30)
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.(29)
  44. В.В., Зинченко В. П. Принципы развития в психологии // Вопр. философии. 1980. — № 12. — С. 47 — 69.
  45. В.А. Компьютерно-ориентированное преподавание геометрии в средней школе. Психолого-педагогический аспект проблемы: Метод, рек. для студентов физ.-мат. фак. Омск: Изд-во ОмГПИ, 1989. — 4.1. -76 с.
  46. В.А. Компьютерно-ориентированное преподавание геометрии в средней школе. Психолого-педагогический аспект проблемы: Метод, рек. для студентов физ.-мат. фак. Омск: Изд-во ОмГПИ, 1989. — 4.2. — 89 с.
  47. В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии. -Омск: Изд-во ОГПИ, 2001.-33 с.
  48. В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992.-96с.
  49. В. А. Стереометрические задачи на построение: Учеб.пособие. СПб.: Тесса, 2000. — 122 с.
  50. В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального» диапазона // Психол. журн. 1998. — № 2 — С. 61 — 70.
  51. В.Н. Когнитивная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 478с.
  52. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. — 368 е.: ил.
  53. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учеб. 2-е изд., испр. — М.: Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 2003. — 336с.
  54. А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994. — 416с.
  55. Н.В. Высшая геометрия. -М.: Физматгиз, 1961. 575 с.
  56. В.А. Кибернетика. Педагогика. Эдукология. Инфоноо-сферная эдукология. Новые информационные технологии обучения: Учебное пособие СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена.
  57. Исследования развития познавательной деятельности / Под. ред. Дж. Брунера и др.- Пер. с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971. — 391с.: ил.
  58. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 128с.
  59. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с.
  60. И.Я. О психологических различиях мышления двумерными и трёхмерными образами // Вопр. психологии 2003. — № 3 — С. 66 — 77.
  61. И.Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников // Вопр. психологии. 1981. -№ 5. — С.155 — 161.
  62. И.Я. Развитие структуры пространственного мышления при решении математических задач // Вопр. психологии. 1978. — № 3 — С. 75 -84.
  63. В. Адаме Л. Восприятие и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1976. — С. 40 — 45.
  64. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2 т.: Пер. с нем. / Под ред. В. Г. Болтянского. -2-е изд. М.: Наука. -Т.2. Геометрия — 1987. — 416 с.
  65. В.Н. Вернуть в педвузы курс начертательной геометрии //Математика в школе. -1997. -№ 5. -С. 83 88.
  66. П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наук. Думка, 1966.-288 с.
  67. М.П., Рагулина М. И. Компьютерная графика как средство визуализации математических вычислений // Информационные технологии в образовании: Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ. — Вып. 2. — 1999.-С. 16−21.
  68. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1976. 572с.
  69. В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМА ПРЕСС: Образование, 2004. — 734с.
  70. Г. И. Зависимость динамики движения глаз от способа формирования действия по опознанию // Материалы IV всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.28 — 36.
  71. Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: МГУ, 1980. — 136с.
  72. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  73. И.Г. Конструирование устных упражнений в системе развивающего обучения математике в начальной и средней школе/Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 143с.
  74. В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  75. Л.Н. Вопросы развития пространственного воображения. -Харьков, 1963. 159с.
  76. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: МГУ, 1981.-224с.
  77. .Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 185−191.
  78. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: АПН РСФСР, 1959. — 225с.
  79. В.Р. Методическая система подготовки учителя математики на основе НИТ. Дис. д-ра пед.наук.-Красноярск, 2001. -448 с.
  80. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. — 582с.
  81. Р.Ф. Метод координат на плоскости. Индивидуальные задания по геометрии: Метод, разраб. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. -23 с.
  82. Р.Ф. О развитии пространственного мышления у студентов педагогического вуза // Математика и информатика: наука и образование: Меж-вуз. сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — С.77−82.
  83. Р.Ф. Преобразования пространства:. Метод, разраб. / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 75 с.
  84. Р.Ф., Смирнов Б. В. Компьютерные технологии в развитии пространственного мышления //Геометрия «в целом». Преподавание геометрии в вузе и школе: Материалы Всерос. науч.-метод. конф./ НовГУ им. Я. Мудрого. -Великий Новгород, 2004 С. 188−191.
  85. Р.Ф., Унегова Т. А. Использование системы таблиц для преподавания геометрии в вузе: Тез. докл. науч.-метод. конф. преподавателей мат. кафедр. Киров: КГП., 1990 — С. 104−105.
  86. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дис. д-ра пед. наук. -Брянск, 1998.-426 с.
  87. Г. Г. Развитие пространственных представлений у учащихся при решении задач по геометрии в восьмилетней школе //Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся / Под ред. Н.Ф. Четверухи-на. М.: Просвещение, 1964. — С. 20 — 28.
  88. В.В. Некоторые особенности восприятия и понимания школьниками проекционных рисунков // Материалы совещания по психологии. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 36 — 43.
  89. Ю.Н. Геометрические преобразования: Метод, разраб. / Урал, гос. пед. ун-т. 2-е изд., доп. Екатеринбург, 1996. — 32с.
  90. Наглядно конструктивное изучение школьной стереометрии // Сост. Г. П. Сенников. — Горький: ГГПИ, — 1990, — Ч. 1, Ч. 2. — 88с.
  91. Г. А. О развитии пространственного представления на уроках геометрии // Математика в школе 1951. — № 5 — С. 37 — 55- 1953. — № 3 -С.24−33.
  92. P.C. Психология.: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995.-Кн. 1.- 576 е., Кн. 2. — 496 е., Кн.З. — 512 с.
  93. Л.И., Морозова З. А. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов: Рук. для решения задач. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 320с. — (Учебники «Феникса»)
  94. В.В., Рупасов К.А Определения математических понятий в курсе средней школы: Пособие для учителей. 2-е изд.- М.:Учпедгиз, 1963. -149с.
  95. О.П. Совершенствование геометрической подготовки учителя математики средствами курса «Компьютерная графика и геометрическое моделирование»: Автореф. дис.канд. пед. наук Омск, 1997. — 18с.
  96. В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно ориентированного обучения. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2000. -42 с.
  97. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  98. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659с.
  99. Н.С. Формирование пространственных представлений младших школьников при изучении геометрического материала: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб, 1992.-20 с.
  100. А.Н. Развитие пространственного воображения учащихся при изучении стереометрии/ Ученые записки. Юбилейный сборник (к 25 лет. ин-та). — Ростов н/Д: Ростовское книжное изд — во, 1955. — С. 331 — 338.
  101. Ш. Потоцкий В. В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте: (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1975. — 208с.
  102. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ АПН РСФСР. О во психологов- Под. ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 200с.
  103. Психологический словарь справочник / М. И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. — Минск: Харвест- М.: ACT, 2001. — 576с. — (Библиотека практической психологии)
  104. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования.-М.: Школа-Пресс, 1994 -205 с.
  105. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие-Минск: Выш. шк., 1990−267 е.: ил.
  106. C.JT. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.431 с.
  107. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1 988 286 с.
  108. Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-239с.
  109. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2003.-350 с.
  110. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М.: МГУ, 1985.-232с.
  111. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 108с.
  112. Г. Д. Формирование планиметрических понятий учащихся посредством организации их рефлексивной деятельности в условиях уровневой дифференциации: Дис.канд. пед. наук. Чита, 2002. — 160 с.
  113. Ю.Е. Условия использования компьютерного сопровождения для развития обобщенных пространственных представлений при изучении геометрии.: Автореф.дис. канд. пед.наук.-СПб., 2004. -22 с.
  114. М.В. Вращающиеся кубики. Альбом заданий для развития пространственного мышления учащихся. -М.: Педагогика, 2003.-108 с.
  115. Управляемое формирование психических процессов под ред. П. Я. Гальперина. М.: МГУ, 1977. — 245с.
  116. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  117. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  118. Учебно-наглядные пособия по математике. Сб. ст. сост. по материалам Программно метод, упр. М — ва просвещения РСФСР (БРИЗа и УМСа). Вып. IV. / Ред. и сост. A.M. Пышкало. — М.: Просвещение, 1972. — 288с.
  119. Учебные стандарты школ России: Гос. Общеобразоват. стандарты нач. общего, осн. общего и сред, (полн.) общ. образования / Под ред. B.C. Лед-нева, и др. М.: Сфера: Прометей. Кн. 2: Математика: Естеств. — науч. дисциплины, — 1998. — 380с.
  120. З.Р. Формирование пространственных представлений учащихся посредством пропедевтики стереометрических знаний в процессе обучения планиметрии: Дис.канд. пед. наук. -М., 1998.-189 с.
  121. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001.640 с.
  122. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю о пед. психологии. -М.: Просвещение, 1983.-187 с.
  123. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002.-215с.
  124. М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 е.: ил.
  125. А.Я. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием образного мышления: Дис. д-ра пед. наук-Новосибирск, 1999.-419 с.
  126. А.Н. Методика обучения решению задач на построение в курсе стереометрии. Ростов н/Д: Изд — во Рост. пед. ин-та, 1969. — 128с.
  127. А.Р. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования пространственного мышления учащихся при обучении построению сечений многогранников: Дис.канд. пед. наук. Омск, 2004.-142 с.
  128. Н.Ф. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с чтением чертежей // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 1964. — С. 52 -60.
  129. Н.Ф. Стереометрические задачи на проекционном чертеже. -2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1952. 128с.
  130. Н.И. Умственное развитие и обучение: (Психол. основы развивающего обучения). М.: Столетие, 1994. — 192с.
  131. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.- 160 с.
  132. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении / Свердл. пед. ин т. — Свердловск, 1990. -96с.
  133. Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. — Т.1. — С.140 — 142.
  134. Е.Е. О становлении восприятия формы объемных тел // Вопр. психологии. 1969. — № 5. — С.102 -140.
  135. Элементарная математика, математическое образование, геометрия и информатика № 7. Сб. ст. / Под ред. П. И. Соверткова СПб.: Мифрил, 2002. -96 с.
  136. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  137. П. М. Эрдниев Б.П. Укрупненные дидактические единицы в обучении математике. М.: Просвещение, 1986. — 251с.
  138. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, — 197с.
  139. И.С. Развитие пространственного мышления школьников / НИИ общ. и пед. психологии. АПН СССР. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  140. А.Л. Геометрия: Учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.: Просвещение, 2001. -192с.
  141. А.Л. Геометрия: Учеб. пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений / А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. М.: Просвещение, 2001. -202 с.
  142. В.А. Геометрия 6: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, 41.-1995 271 е., Ч.2.-1995−267 с.
  143. В.А. Геометрия 7: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, Ч.3.-1996 — 271 е., Ч.4.-1996−267 с.
  144. В.А. Геометрия 8: Эксперимент, учеб. 2 ч.- М.: Авангард, Ч.5.-1997.- 271 е., Ч.6.-1997−267 с.
  145. В.А. Геометрия 9: Эксперимент, учеб. 2 ч. — М.: Авангард, Ч.7.-1998 — 271 е., Ч.8.-2001−267 с.
  146. В.А. Геометрия 10−11: Эксперимент, учеб. М.: Авангард, 1999.-Ч. 9.-111с.
  147. Геометрия: Учеб. пособие: В 2ч. / В. А Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева, Н. Б. Лобаненко Томск: Изд- во Томск, ун-та. 4.1.-2003 — 160 е., 42.-2004−142 с.
  148. И.Ф. Геометрия 7−9 кл: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. 5-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 368 с.
Заполнить форму текущей работой