Формирование опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей
Диссертация
Конкретно-научный уровень включает: теории развития/ личности как процесса ее вхождения в различные социальные группы (Б.М. Бим-Бад, И. С. Кон, A.B. Петровский) — гуманистические исследования^специфики'формирования опыта социального взаимодействия (В.И. Андреев, Л. Iii Буев, A.A. Бодалев, С. Г. Вершловский, М'.А. Галагузова, Л. К. Гейхман, Б. С. Гершунский, B.C. Мухина) — социально-педагогические… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- 1. 1. Опыт социального взаимодействия подростка как психолого-педагогический феномен
- 1. 2. Возможности учреждения дополнительного образования детей в формировании опыта социального взаимодействия подростка
- 1. 3. Структурно-функциональная модель формирования опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
- 2. 1. Логика и задачи исследования
- 2. 2. Система формирования опыта социального взаимодействия подростка в учреждении дополнительного образования детей
- 2. 3. Динамика сформированности опыта социального взаимодействия подростка
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аберкромби, Н. Социологический словарь: пер. с англ. /Н. Абер-кромби, С. Хилл, Б.С. Тернер- под ред. Ерофеева С. А. — М.: Экономика, 2000.- 438 с.
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для студ. /Г.С. Абрамова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 704 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. — 314 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев.-Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
- Андреева, А.Д. Отношение к школе и учению /А.Д. Андреева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Изд-во Пресса, 1987. — С. 123−140.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания /Г.М. Андреева. -М.: Просвещение, 1997. -247 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 416 с.
- Ю.Андреева, Г. М. Современная социальная психология на Западе: теоретические ориентации /Г.М. Андреева, Н. П. Богомолов, Л. А. Петровский. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 270 с.
- И.Андрейченко, А. Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования: автореф. дис.канд. пед. наук
- A.F. Андрейченко. — Казань, 1996. -27 с.
- Асмолов, А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров /А.Г. Асмолов. — М.- Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 286 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 368 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабошина, Е.Б. Культурологическая модель гуманистической образовательной среды /Е.Б. Бабошина//Школа. 2002. — № 6. — С. 22 — 26:
- Байбородова, Л-В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе /Л.В. Байбородова. Ярославль: ЯГПУ, 1991.
- Бакулевская, G.C. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач: автог реф. дис. канд. пед. наук /С^С- Бакулевский. Волгоград, 2001. — 25 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект /Г.А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с-
- Басов, A.H. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.Н. Басов.-Кострома, 1999.-26 с.
- Батенин, С.С. Человек и его истоки /С.С. Батенин. Л., Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1998. — 235 с.
- Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка /Е.П. Белинская, T.F. Стефаненко. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2000. — 208 с. — (Библиотека школьного психолога).
- Бетти, Э- Риэрдон. Толерантность дорога к миру /Риэрдон Бетти Э.- М.: Бон фи, 2001 -304 с.
- Битянова, A.M. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения /A.M. Битянова //Директор школы. 1997. — № 3. -С. 4- 12.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Изд-во Наука.- 1999.-248 с.
- Божович, Е.Л. Психологические особенности развития личности подростков /Е.Л. Божович. М.: Знание, 1997. — 80 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование/Л.И. Божович.-М: Просвещение, 1995.-115 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. -М.: Просвещение 1999. 352 с.
- Бодалев, A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как центральная формула здоровья, самопознания и творческого самоутверждения человека) / A.A. Бодал ев, В. Т. Ганжин, A.A. Деркач // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 89−108.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. — 2003. № 10. — С. 8 — 14.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: Мультимедиа-энциклопедия. М.: Изд-во Наука.- 2000. — 498 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
- Борисова, Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т.Ф. Борисова. М., 1999.-25 с.
- Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография /Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во Перемена.- 2001. 181 с.
- Борытко, Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: монография /Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во Перемена.-2001. — 214 с.
- Борытко, Н.М. Пространство воспитания: Образ бытия: монография /Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во Перемена.- 2000. — 224 с.
- Борытко, Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: авто-реф. дис. д-ра. пед. наук /Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. — 46 с.
- Борытко, Н.М., Мацкайлова O.A. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография /Н.М. Борытко, O.A. Мацкайлова. Волгоград: Изд-во Перемена.-2002. — 131 с.
- Брушлинский, A.B. Проблема субъекта в психологической науке /A.B. Брушлинский //Психологический журнал. 1991.-№ 6. — С.6−10.
- Вебер, М. Избранные произведения: пер. с нем. /М. Вебер- сост. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 803 с.
- Вехова, А.П., Кузибецкий, А.Н. Жизненное самоопределение старшеклассников: Педагогические условия развития: Монография /А.П. Вехова, А.Н. Кузибецкий- Науч. ред. В. В. Сериков. Волгоград: Изд-во ВГИГЖРО- 2003.- 151 с.
- Вол охов, A.B. Вариативно программный подход в социализации личности ребенка в деятельности детских организаций: автореф. дис. канд. пед. наук /A.B. Волохов. — Казань, 1992. — 28 с.
- Воронкова, И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании /И.В. Воронкова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всерос. конф. /под. ред. О.С. Газ-мана. М.: Изд-во Инноватор, 1996. — С. 49−54.
- Вульфов, Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности /Б.З. Вульфов // Теория и практика социальной работы. М.: Изд-во РАО.- 1999.-Т. 1.-189 с.
- Вульфов, Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учеб. пособие /Б.З. Вульфов, В. Д. Иванов. — М.: Изд-во РАО, 1997.-288 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология /JI.C. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
- Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры /JI.C. Выготский. — М.: Изд-во Наука.- 1996. 510 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Изд-во Педагогика.- 1998.
- Газман, О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) /О.С. Газман // Вестник образования. 1991. — № 8. — С. 2 — 40.
- Галагузова, М.Д. Социальная педагогика: Курс лекций /М.Д. Гала-гузова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
- Генике, Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. /Е.А. Генике, Е. А Трифонова. М.: Бонфи, 2002. — Т. 1. — 239 с.
- Гранкина, P.M. Проблема социализации старшеклассников в отечественной педагогике и школе 60 80 годов XX века: автореф. дис.. канд. пед. наук /P.M. Гранкина. — Пятигорск, 2000. — 26 с.
- Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций /О.С. Гребенюк. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та.- 1995. 94 с.
- Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров. М.: Пед. об-во России, 2002. — 192 с.
- Даниленко, В.И. Современный политологический словарь /В.И. Да-ниленко. М.: NOTABENE, 2000. — 1024 с.
- Данилова, Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук /Г.В. Данилова. СПб., 1997.-25 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище /Ж. Делор. -UNESCO, 1996.-195 с.
- Домбровский, Э.А. Проблемы социализации человека: автореф. дис.. .канд. философ, наук /Э.А. Домбровский. — М., 1992. — 32 с.
- Дубинин, Н.П. Социальное и биологическое в развитии человека /Н.П. Дубинин //Соотношение биологического и социального. — Пермь, 1981. -216 с.
- Дубинин, Н.П. Философия и мировоззрение: проблемы современной науки /Н.П. Дубинин. М.: Наука, 1981. — С. 96 -114.
- Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник /М.И. Дьяченко, JI.A. Кадыбович. Минск: Харвест- М'.: ACT, 2001. — 576 с. — (Библиотека практической психологии).
- Дюркгейм, Э. Социология /Э.Дюркгейм. — М.: Канон, 1996. 349 с.
- Ениколопов, С.Н. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод, пособие /С.Н. Ениколопов, JI. B .Ерофеева, И. Соковня и др.- под ред. И. Соковни. М.: Просвещение, 2002. — 158 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.-С. 36−47.
- Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность /И.А. Зимняя //Социальная работа. Вып. № 2. /Отв. ред. И. А. Зимняя. -М., 1992.-С. 46−55.
- Ильин, B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования. /B.C. Ильин //Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, Изд-во ВГИПКРО.-1996. — 147 с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс) /B.C. Ильин. М.: Изд-во Наука.- 1984. — 144 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И.Ф. Исаев. М. г МГЛУ, 1993.-206 с.
- Калугина, Е.В. Педагогика дополнительного образования: курс лекций: в 2 кн. /Е.В. Калугина. Оренбург, Изд-во Детство.-2001. — 255 с.
- Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.А. Караковский. -М.: Изд-во Академия.- 1993. 80 с.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем /В.А. Караковский, Л. И. Новикова, H.JI. Селиванова- под ред. H.JI. Селивановой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 256 с.
- Кодатенко, О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.М. Кодатенко. Саратов, 1998. -25 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высшихи средних педагогических учебных заведений /Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
- Колесникова, И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: автореф. дис.. д-ра пед. наук /И.А. Колесникова. Л., 1991. — 24 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности /И.С. Кон. — М.: Просвещение.- 1989.-292 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника /И.С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с. — (Библиотека классного руководителя).
- Корепанова, М. В: Теория и практика становления и развития образа Я дошкольников: монография /М.В. Корепанова. -Волгоград: Перемена, 2000.-171 с.
- Корепанова, М.В. Формирование образа Я ребенка в системе дошкольного образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук /М.В. Корепанова. -Волгоград, 2001. 40 с.
- Корнев, С.М. Педагогические условия и средства поддержки социализации личности в комплексном центре образования: автореф. дис.. канд. пед. наук /С.М. Корнев. Тюмень, 2000. — 27 с.
- Котова, И.Б. Философские основания современной педагогики /И.Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д: Ростов, пед. ун-т, 1994. — 63 с.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: анализ с позиций практики /В.В. Краевский //Сов. педагогика. 1988. — № 7. — С. 23 — 29.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя /В.В. Краевский. — Самара: Сам ГПИ, 1994. — 164 с.
- Кривцова, C.B. и др. Подростки на перекрестке эпох /C.B. Кривцова и др. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
- Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие /Н.Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
- Кузнечикова, К.Т. Общение чувства — судьба: учеб. пособие /К.Т.
- Кузнечикова. Волгоград: Перемена, 1998. — 172 с.• 93. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: учеб. пособие /И.Ю. Кулагина. -М.: Изд-во УРАО, 1997.- 157 с.
- Куницина, В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницина, Н.В. Ка-заринова, В. М. Поголыпа. — СПб.: Питер, 2001. 260 с.
- Легенький, Г. И. Цель и способы воспитания /Г.И. Легенький. М.: Педагогика, 1990. — 136 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. -М.: Просвещение.-1985. 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. /А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности /Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993. — 43 с.
- Лешер, Ю.В. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: автореф. дисканд.пед.наук.- Оренбург, 2000.- 21с.
- Лисовский, В.Т. О чем спорят старшеклассники /В.Т. Лисовский. -М.: Изд-во Просвещение.-1990.-189 с.
- Лузина, Л.В. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук /Л.В. Лузина. СПб., 1998. — 86 с.
- Макаренко, A.C. Воспитание гражданина /A.C. Макаренко- сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с. — (Библиотека учителя. Педагогические раздумья).
- Макаренко, А. С. Цель воспитания /A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5. — 556 с.
- Маклаков, А.Г. Педагогика: учебник для высш. учеб. заведений /А.Г. Маклаков. М.: Просвещение, 2003. — 592 с.
- Малахов, В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру /В.А.Малахов. М.: Изд-во Знание.- 1986. — 64 с.
- Малащенко, А.И. Школа центр активной воспитательной работы в микрорайоне /А.И. Малащенко. — Ростов н/Д: РГПИ, 1987. — 23 с.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе, кн. для учителя-воспитателя /Л.И. Маленкова. М.: Пед. об-во России- Ноосфера, 1999. -300 с.
- Мальковская, Т.Н. Социальная активность школьников /Т.Н. Мальковская. Л.: Знание, 1998. — 36 с.
- Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в моделировании /Ю.С. Мануйлов //Моделирование воспитательных систем: теория и практика: сб. науч. ст. /под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. -144 с.
- Маслова, И.А. Малые формы организации досуговых мероприятий /И.А. Маслова //Внешкольник. Оренбург, 2004. -№ 1. — С. 33 — 38.
- Маслова, И.А. Организация-летнего отдыха детей и подростков / И. А. Маслова //Внешкольник. Оренбург, 2004. — № 1. — С. 29 — 32.
- Маслова, И.А. Особенности социализации подростков в воспитательном пространстве учреждений дополнительного образования детей /И.А. Маслова //Вестник Поморского ун-та. 2006. — № 7. — С. 94 — 98.
- Маслова, И.А. Педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве учреждений дополнительного образования детей /И.А. Маслова //Образование и саморазвитие. 2007. — № 2. — С. 86 -93.
- Маслова, И.А. Социально-педагогическое обоснование организации отдыха детей в каникулы /И.А. Маслова //Внешкольник Оренбуржья. -2005.-№ 3.-С. 20−23.
- Маслова, И.А. Формирование личностно-ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей в период летних каникул /И.А. Маслова //Педагогические науки. 2006. — № 4. -С. 118−120.
- Маслоу, А. Самоактуализация /А. Маслоу //Психология личности: тесты. М.: Изд-во Знание: — 1982. — С. 108 — 117.
- Моделирование педагогических ситуаций г проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Момов, В. Человек. Мораль. Воспитание. (Теоретико-методологические проблемы) /В. Момов- пер. с болг. Н. В. Андреевой. М: Прогресс, 1975. -166 с.
- Мудрик, A.B. Введение в социальную-педагогику: учеб. пособие /A.B. Мудрик. Пенза: ИПК и ПРО, 1994. Ч 1. — 171 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и «смутное время» /A.B. Мудрик. -М.: Изд-во Академия.- 1991. 40 с:
- Мудрик, A.B. Социализация человека: учеб. пособие /A.B. Мудрик. М.: Изд-во Академия.- 2004.- 179 с.
- Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов /A.B. Мудрик- под. ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Академия, 2000. — 200 с.
- Мясоедова, Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.А. Мясоедова. Астрахань, 1997. — 28 с.
- Немов, P.C. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. /P.C. Немов. М.: Просвещение- Владос, 1994. — Кн.1. Общие основы психологии. — 576 е.- Кн. 2. Психология образования. — 496 с.
- Новиков, A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя /A.M. Новиков. М.: ИПК и ПРНООМ, 1996. — 106 с.
- Новикова, Л.И. Воспитательное пространство: опыт и размышления /Л.И. Новикова, И. В. Кулешова //Методология, теория и практика воспитательных систем: Поиск продолжается. М.: Изд-во Знание.- 1996.-С. 46−54.
- Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» /сост., ред. A.B. Хуторской. М.: Изд-во Просвещение.- 2002. — 167 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В. Ов-чарова. М.: Изд-во Сфера, 2001. — 480 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и словосочетаний /С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. — 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. — 924 с. i
- Опыт интегративного подхода к организации жизненного пространства вокруг ребенка «группы риска»: науч.-метод, пособие /под ред: H.A. Рыбаковой. Псков: ПГПИ, 2000. — 200 с.
- Основы разработки педагогических технологий и инноваций. -М.: ВЛАДОС.- 1998. 132 с.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории /Б.Д. Парыгин. М: Мысль, 1971.-220с.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука /Б.Д. Парыгин. -Л.: Лениздат, 1967. 261 с.
- Першуткин, Б. О новых подходах к понятию «воспитание» /Б.О. Першуткин //Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. 2 — 6.
- Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. /A.B. Петровский. М.: Политиздат.- 1982. — 255 с.
- Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности /В.А.
- Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении /Л.А. Петровская. -М.: Изд-во Знание.-1998.- 217 с.
- Попова, В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности будущего учителя: науч.-метод. пособие /В.И. Попова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1988. — 43 с.
- Примерное содержание воспитания школьников: рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы /под. ред. И. С. Марьенко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
- Прихожан, A.M. Отрочество /А.М.Прихожан //Практическая психология образования: учебник для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений /под. ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. — М.: Изд-во Сфера.- 1998. — С. 283 -351.
- Прихожан, A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников /A.M. Прихожан. М.: Изд-во Знание.- 1980.-253 с.
- Пространство и время //Философская энциклопедия /гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. Энциклопедия, 1967. — С. 392 — 397.
- Прудченков, JI.C. Социально-психологический тренинг в школе /Л.С. Прудченков. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 640 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
- Пташко, Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т.Г. Пташко. Челябинск, 2000. — 27 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ./Д. Равен.- М.: Когито-центр, 2002. 395 с.
- Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография /Л.П. Разбегаева. Волгоград: Перемена, 2001. — 289 с.
- Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /под ред. H.JI. Селивановой. М.: Пед. об-во России, 2001.-284 с.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты /Д.Я. Райгородский. М.: БАХРАХ, 1998. — 672 с.
- Реан, A.A. Социальная педагогическая психология /A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер Ком., 1999. — 416 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /Е.И.Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
- Рожков, М. И. Организация воспитательного-процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /М.И. Рожков, Л. В. Байбородова. -М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
- Ромек, В.Г. Поведенческая психотерапия: учеб. пособие для студ. вузов /В.Г. Ромек. М.: Академия^ 2002.-179 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Просвещение.- 1993.
- Рототаева, H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: автореф. дисс.. канд. психол. наук /H.A. Рототаева. М., 2002.- 29 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998.-720 с.
- Рубинштейн, СЛ.- Проблема способностей и вопросы психологической теории /СЛ. Рубинштейн //Вопр. психологии. 1960. — № 3.-С.29−37.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир /СЛ. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблемы психологии. — Спб.: Изд-во Питер.-1989.-С. 348 —374.
- Рындак, В.Г. Мётодологические основы образования: учеб. пособие /В.Г. Рындак Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2000. — 192 с.
- Сальцева, C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждении дополнительного образования детей: монография /C.B. Сальцева. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996.
- Саранов, A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: монография /A.M. Саранов. Волгоград: Перемена, 2000. — 259 с.
- Свиридова, A.C. Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе: автореф. дис.. канд. соц. наук /A.C. Свиридова.-М., 1999.-21 с.
- Селевко, Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем /Т.К. Селевко //Шк. технологии. 1996. — № 6. — С. 3 — 42.
- Селевко, Г. К. Современные педагогические технологии: учеб. пособие /Т.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
- Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: опыт исследования /В.Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
- Сергеев, Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук, в виде науч. докл. /Н.К. Сергеев. Волгоград, 1998. — 80 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование новое направление развития педагогической теории и практики /В.В. .Сериков //Личностные обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001. — 350 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В.Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сидоркин, A.M. Методология системного подхода в педагогике /A.M. Сидоркин //Обзоры по информационному обеспечению педагогических программ и основным направлениям развития педагогической науки и практики.- М.: Изд-во Знание.- 1989. Вып. З (33).-С34−37.
- Сластенин, В.А. Гуманистическая концепция педагогического образования /В.А. Сластенин, E.H. Шилков // Совр. высш. шк. 1991. — № 4. -С. 83 — 84.
- Слободчиков, В.И. Психология человека /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Академия.- 1995.-383 с.
- Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. /Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. 688 с.
- Смирнова, М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся: автореф дис.. канд. пед. наук/М.А.Смирнова. Самара, 1999. — 24 с.
- Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с: ил.
- Современный мужской педагогический лицей: Теория и практика воспитания и обучения. М.: ВЛАДОС, 2000. — 208 с: ил. — (Педагогическая мастерская).
- Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под общ. ред. М. А. Ганагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-416 с.
- Социально-экономическое образование в гимназии: цели, инновационный, поиск, опыт /под ред. В. Е. Ефремова, А. Н. Кузибецкого. Волгоград: ОПТИМ, 1996. — 76 с.
- Степанов, E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /E.H. Степанов, Л. М. Лузина. М.: Сфера, 2002. — 160 с.
- Столярчук, Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: монография /Л.И. Столярчук. Волгоград: Перемена, 1999.-275 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 672 с.
- Сухомлинский, В.А. Методики воспитания коллектива /В.А. Су-хомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Теория прогнозирования и принятия решения /под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая шк., 1977. — 351 с.
- Тимощенко, Л.Н. Воспитание старшеклассниц: кн. для учителя /Л.Н. Тимощенко. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
- Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс /Ж.Т. Тощенко. М.: Прометей, 1994. — 384 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии /К.Д. Ушинский //Педагогические сочинения: в 6 т. /сост. С. Ф. Егоров. М.: Педегогика 1990. — Т. 5. — 528 с.
- Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста /Д.И. Фельдштейн //Хрестоматия по возрастной психологии /сост. Л.М.Семенюк- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — С. 163 — 176.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте /Д.И. Фельдштейн //Вопр. психологии. 1988. — № 6. — С. 27 — 28.
- Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка /Д.И. Фельдштейн. М.1: Изд-во Знание, 1978. — 48 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности /Д.И. Фельдштейн. М.: Ин — т практ. психологии- Воронеж: МО ДЕК, 1996. — 512 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /Д.И. Фельдштейн. М.: Флинта.-1989.- 208 с.
- Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства/Д.И. Фельдштейн. М.: Флинта, 1997. — 160 с.
- Философский словарь /под. ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1975. — 495 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
- Фрейд, 3. Психология бессознательного. М.: Изд-во МГУ, 1989.448с.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
- Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования /И.И. Фришман. М.: Академия.- 2001. — 160 с.
- Фрумин, И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования /И.Д. Фрумин. Красноярск: Изд-во Наука.- 1998.-274с.
- Хайруллина, Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы: автореф. дис.. д-ра соц. наук /Ю.Р. Хайруллина. — Саратов.- 1998. — 43 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Педагогика, 1981.-491 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002., Центр «Эйдос» / A.B. Хуторской. Режим доступа: http: //www.eidos.ru/news/compet.htm.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент лично-стно ориентированной парадигмы образования /A.B.Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2.-С. 37−45.
- Чудина, Е.Е. Дидактические условия становления профессионально личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.Е. Чудина. — Волгоград, 2002. — 30 с.
- Шарден, П.Т. Феномен человека /П.Т. Шарден. М.: Изд-во Знание.- 1987.-240 с.
- Шевандрин, Н.И. Социальная психология образования /Н.И. Ше-вандрин. М: ВЛАДОС.- 1995.- 544 с.
- Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников /М.И. Шилова. М.: Педагогика.- 1990. — 144 с. — (Библиотека учителя и воспитателя).
- Шиянов, Е.Л. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности /Е.Л. Шиянов, К. Б. Котова. Ростов н/Д.- 1995. — 314 с.
- Школа социального успеха: Опыт разработки и реализации образовательного проекта /под ред. Л. И. Клочкова, H.A. Рототаева. М.: МГУП.-2002. — 172 с.
- Шургина, С.А. Формирование готовности детей к школе в условиях воспитательно-образовательного пространства малого города: автореф. дис.. канд. пед. наук /С.А. Шургина. М., 1997. — 23 с.
- Щетинская, А.И. Педагогика дополнительного образования детей: Приоритет духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие /А.И Щетинская. Казань, 2003. — 328 с.
- Щетинская, А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: монография /А.И. Щетинская. М.: Изд-во Детство.- 2004. — 85 с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры /Н.Е. Щуркова. М.: Новая школа.- 1997. — 78 с.
- Щуркова, Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /Н.Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. — М.: Новая школа.-1994.- 112 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя /Г.И. Щукина. М.: Просвещение.- 1986. — 144 с. 216.- Эльконищ Д. Б. Введение в психологию развития /Д.Б. Эльконин. -М.: Тривола.- 1994. 167 с.
- Эльконин- Д. Б. Избранные психологические труды /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, — 1989.-560 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6 -20.
- Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон. СПб., 1996.-589 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.- под ред. A.B. Толстых. М.: Пргресс.- 1996. — 249 с.
- Эфендиев, А.Г. Основы социологии: Курс лекций. Ч. 2. /А.Г. Эфендиев. 2-е изд., испр. — М.: Знание, 1994. — 160 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г.Юдин. М.: Мысль.- 1978. — 391 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь.-2000.-96 с.
- Якиманская, И.С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: учеб. пособие /И.С. Якиманская. — Оренбург: Изд-во ОГПУ.-1998.-72 с.
- Якиманская, И.С. Психология- личностно-ориентированного образования /И.С. Якиманская. М.: Сентябрь.- 2000. — 96 с.
- Якобсон, П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности /П.М. Якобсон // Психологический журнал. 1982. -№ 4.-С. 142- 147.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека /П.М. Якобсон. М.: Просвещение.-1969. — 317 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. М.: Смысл.- 2001'. — 365 с.
- Aboud, F. Е. The development of ethnic self-identification and attitudes /F.E. Aboud //Children's ethnic socialization: Pluralism and development. -Newbury Park, 1987. P. 32 — 55.
- Albert, R.D. The intercultural sensitizer or culture assimilator: A cognitive approach /R.D. Albert //Handbook of intercultural training. N.Y., 1983. -Vol. 2.-P. 186−217.
- Argeil, M. and others. The Psychology of Interpersonal Behavior /М. Argeil, A. Goldstein and others. Penguin Books. 1974.
- Bananji, M.R. The Self in Social Context /M.R. Bananji, D.A. Prentice //Annual Review of Psychology. 1994. — Vol. 45. — P. 297 — 332.
- Parsons, T. The Social System /Т. Parsons. Glencoe, 1951.
- Parsons, T., Bales R. Family: Socialization and Interaction Process /Т. Parsons, R. Bales. L., 1956.
- Parsons, T. Explorations in General Theory in Social Science: V.2. /Т. Parsons, C.J. Loubser. N.Y., 1976.186