Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленная модель является локальным опытом и предполагает вариативно и творчески подходить к использованию ее в практике. Культурологический аспект исследования позволил рассмотреть наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса, причем этот процесс связан с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей, в том числе в сфере искусства и музыкального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Методологический и культурологический подходы в решении проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной культуры младших школьников
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУСТВА
    • 2. 1. Региональный аспект проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников
    • 2. 2. Компоненты и структура концепции формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки
    • 2. 3. Экспериментальная методика формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях регионального образовательного учреждения

Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Содержание музыкального образования в последние годы существенно совершенствовалось: вводятся в уроки музыки новые пласты музыкальной культуры — фольклор, духовная (церковная) музыка, популярная музыка, новые произведения различных форм и жанров. Этот поиск нового содержания объективен, поскольку способствует созданию у детей представлений о многогранности музыкального искусства.

При разработке концепции формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального искусства младший школьный возраст наиболее ответственный, основной этап онтогенетического развития человека. Особое значение придается проблеме формирования личности благодаря освоению индивидом общечеловеческих ценностей. В конечном счете, судьба общества зависит от того, какой культурный опыт унаследован в детстве, какие аспекты становятся приоритетными. Есть основания утверждать, что музыкальная культура играет существенную роль в преемственности поколений.

Предпринятый анализ педагогических исследований в области формирования музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста свидетельствует о сложности и неоднозначности, динамичности этого процесса на современном уровне образования. Как показывает изучение методического опыта — совершенствование содержания образования остается не адаптированным к практической деятельности, поскольку превалируют информативно-теоретические методы обучения.

Ученые и практики еще до конца не определились в существе вопроса музыкальной педагогики — что является приоритетным: принципы художественной дидактики, принципы педагогического искусства или принципы художественной педагогики. При определении образовательной концепции представляется важным не терминологическое оформление художественно-педагогического процесса по формированию музыкальной культуры школьников. Основополагающим является квинтэссенция художественной дидактики, основанной на принципах целиком и полностью вытекающих из природы музыкального искусства как концентрированного выражения методологической и методической мысли.

Особая роль в этом процессе принадлежит учителю музыки, который должен быть интересен не только сам себе, своим коллегам, но, прежде всего, детям. Как правило, ребенок младшего школьного возраста, получая необходимые знания, не понимает смысла своей деятельности. Следовательно, без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на развитие ребенка — усилия большинства учителей остаются не востребованными. Особенно сложной представляется эта проблема в рамках отдельного региона, обладающего своей самобытной и неповторимой культурой и требующей адекватной проблеме педагогической технологии. Опыт постижения мира передается не только способом научного знания, а всей системой универсалий культуры. Определенной тенденцией познавательного процесса современная философия образования считает интеграцию всех способов познания действительности. Именно поэтому формирование музыкальной культуры школьников играет существенную роль в процессе обучения и воспитания детей.

Традиционное музыкальное искусство Кубани и современное композиторское творчество, сложившиеся под влиянием исторических процессов, обладают большим образовательным и воспитательным эффектом. Недооценка значимости региональной музыкальной культуры как проблемы образования и воспитания дорого обходится народам, ибо разрушение традиций приводит к нарушению социально-регулятивной функции культуры и утрате преемственности — главного условия ее существования и ведущего фактора формирования человека-гражданина своего отечества.

В настоящий момент отмечаются противоречия между имеющимися исследованиями в области музыкальной культуры региона и отсутствием оптимально адаптированных методик, нацеленных на разные уровни обучения и воспитания детей и подростков. На Кубани накоплен богатый духовный потенциал. В настоящий момент в крае действуют тысячи библиотек, активно функционируют многочисленные учреждения искусства и культуры, интенсивно развиваются национально-региональные творческие коллективы, выстроена целостная многоуровневая система образовательных учреждений. Их деятельность направлена на интенсивное исследование и внедрение традиционных и современных видов искусства.

Использование в массовом музыкальном образовании новых педагогических технологий, проблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром по своему значению является на современном этапе одной из ключевых.

Учитывая, что музыкальная культура это часть всей духовной культуры, отметим следующее важнейшее положение: становление ребенка, школьника как творца и художника невозможно без развития способностей, таких как умение адекватно воспринимать, эмоционально реагировать и чувствовать, понимать и давать верную оценку музыкальным явлениям современности.

Структура понятия «музыкальная культура» достаточно разнообразна, в ней можно отметить множество компонентов, которые имеют по значимости содержательное наполнение. Компонентами музыкальной культуры детей являются обобщенные, выражающие наиболее существенные содержательные аспекты в музыке. Педагогическая деятельность по формированию музыкальной культуры младшего школьника становится целенаправленной деятельностью музыкально-эстетического, художественного образования на основе освоения предшествующего интонационно-слухового опыта. Кроме того, компоненты данной системы не являются абстрактными и независимыми элементами: они составляют общее основание и единый генезис музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса его формирования.

Отмеченные нами противоречия, где с одной стороны в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт музыкального обучения и воспитания, внедрены новые оптимальные технологии, а с другой — отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национально-региональных традиций, и послужили основанием для разработки и внедрения методики формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства.

Детальный анализ соответствующей психолого-педагогической литературы, опыт формирования музыкальной культуры школьников в других регионах, позволили сделать вывод, что несмотря на многочисленные разработки различных аспектов формирования музыкальной культуры школьников пока еще:

— отсутствует достаточно эффективная система формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства;

— не разработаны интегрированные компоненты музыкальной культуры, которые могут быть сформированы у школьников в процессе музыкального образования;

— технология формирования музыкальной культуры школьников на материале регионального искусства требует осмысления и конкретизации, что должно стать основанием для внедрения эффективной методики обучения детей.

Степень научной разработанности проблемы. Представляют несомненную ценность для теории и методики формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, И. Гилфорда, В. Н. Дружинина, В.А.Кан-Калика, М. С. Красильниковой, Е. Д. Критской, В. А. Крутецкого, А. Маслоу, Я. А. Пономарева, К. Роджерса, Б. М. Теплова, Ф. Торранса Л. В. Школяр, Д. Б. Элькони, и др. Развитию музыкальной эмоциональности посвящен ряд диссертаций (Г.Б.Бакланова, М. М. Берлянчик, С. Х. Шоломович, Е. Ю. Аронова и др.), авторы которых разрабатывали отдельные аспекты эмоциональной отзывчивости, рассматривали теоретические проблемы музыкальных эмоций.

Проблемы воспитания детей и подростков, особенно эстетического, средствами искусства исследуются в работах Д. Б. Богоявленской, А. В. Усовой, Н. И. Киященко, М. С. Кагана, Б. П. Юсова, М. А. Вейт, К. В. Гавриловец и др.

Одним из современных методов научного исследования педагогических процессов является системный подход к анализу педагогических явлений, который был использован в данном исследовании. Его разработкой занимались Ф. Ф. Королев, Т. А. Ильина, С. И. Архангельский, Н. Ф. Талызина, Н. В. Кузьмина, В. П. Беспалько и др.

Ценными для нас были научные концепции: интонационная теория Б. В. Асафьева, теория двойственности музыкальной формы.

В.В.Медушевского, труды по философии и психологии искусства Л. С. Выготского, М. С. Кагана, В. И. Петрушина, С. Х. Раппопорта,.

A.Н.Сохора, и др.- творческо-психологическое наследие выдающихся педагогов-музыкантов К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга и др., системы Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Б. П. Юсова. Учтен богатейший опыт учителей-практиков, развивающих прогрессивные идеи в преподавании музыки в школе.

В последние годы появляется ряд диссертационных исследований, которые определяют основные тенденции развития современной педагогики: О. В. Ощепкова, Т. И. Петракова, С. М. Редлих, В. П. Русанова, Г. П. Скамницкой, Л. Б. Соколова, и др.

В настоящий момент возрастает актуальность проблемы изучения народной музыки в образовательных учреждениях. На это указывают многочисленные педагогические исследования, публикации, где эти вопросы рассматриваются авторами в различных аспектах: с точки зрения энопедагогики — Д. И. Иванов, выстраивания региональной системы образования — на примере Западной Сибири — П. В. Ленин, КубаниН.Р.Туравец, Республики Саха (Якутия) И. С. Портягин, введения регионального компонента в стандарты общего среднего образования.

B.В.Судаков, в систему подготовки профессионально-педагогических работников — Ф. Т. Хаматнуров и др. Изучались предложенные авторами оригинальные методики исследования музыкального сочинения в системе образования и особенно на стадии формирования музыкальной культуры у школьников.

Отмечена актуальность разработки данной проблемы в различных регионах России и республиках СНГ, что нашло отражение в диссертационных исследованиях, посвященных проблеме музыкального образования средствами народного искусства (П.Халилов, Ю. Юзбашян, Х. Нурманов и др.).

Существенное влияние на предлагаемую методику обучения младших школьников оказало изучение традиционного искусства Кубани дореволюционными исследователями-краеведами, учителями станичных школ, музыкантами Е. Передельским, П. Кирилловым, П. Короленко, В. Васильчиковым, М. Бибиком, А. Бигдайем, А. Кошиц, Г. Концевичем. Данный подход позволил исследовать взаимосвязь и преемственность в музыкальном образовании младших школьников Кубани.

Мы учитывали данные активно развивающейся музыкальной науки Кубани. Существенное влияние на разработку концепции формирования музыкальной культуры младших школьников оказали исследования в области фольклора Кубани (В.Г.Захарченко, Н. И. Бондарь,.

А.М.Айзенштадт, Н. К. Пархоменко, С.А.Жиганова), проблемы современного творчества и образования (Н.Р.Туравец, В. Д. Пономарев, А.Н.Соколова), многолетние изыскания в области музыкального краеведения (труды А. А. Слепова, И.А.Петрусенко).

В исследовании учитывалось, что в работах Н.А.Римского-Корсакова, Б. В. Асафьева, Б. Л. Яворского, З. Кодаи, К. Орфа, Б. М. Теплова, Л. А. Баренбойма и др. заложены представления о целостности музыкально-педагогического процесса, о значении личности в воспитании и обучении. Изучались предложенные авторами оригинальные методики исследования музыкальных сочинений в системе образования.

Вместе с тем, следует отметить тот факт, что в рассматриваемых трудах авторы, раскрывая потенциал музыкального искусства как части общей культуры школьников, не достаточно уделяют внимания национально-региональным особенностям данного процесса. Проблема формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства ранее не ставилась, хотя достаточный опыт отечественной и зарубежной дидактики, методики позволяют решить данную задачу.

Объект исследования — педагогический процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства.

Предмет исследования — педагогические условия успешного формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования — определение теоретических основ и разработка методики формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние музыкальной культуры школьников, знания в области отечественного, зарубежного и регионального искусства.

2. Вскрыть причины, тормозящие внедрение музыкального материала регионального искусства в программы, методическую деятельность школ на Кубани.

3. Выявить социально-педагогические условия, определяющие формирование музыкальной культуры младших школьников (на примере Кубани).

4. Сформулировать принципиальные подходы в обосновании концепции формирования музыкальной культуры у школьников с учетом регионального искусства.

5. Раскрыть структуру и сущность основных компонентов содержания музыкального образования по формированию музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального искусства. 6. Внедрить методику по формированию музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусстваГипотезой нашего исследования является предположение о том, что процесс формирования музыкальной культуры младших школьников на основе регионального искусства, станет в определенной степени управляемым, если будет удовлетворять:

— преемственности систем музыкального образования и воспитания, сложившиеся в нашей стране и регионе;

— ориентации на личностно-ориентированное обучение детей с максимальной реализацией их саморазвития и творческого потенциала и на образовательную модель на основе интонационно-стилевого принципа,.

— разработки концепции, в основе которой целостный подход формирования музыкальной культуры младших школьников. Методологической основой данного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых о диалектической взаимосвязи процессов, сущности и явлений, о ведущей роли творческой деятельности в формировании музыкальной культуры как основы духовного развития личности (труды Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, С.И.Гессена). Философским вопросам музыки в контексте заявленной проблемы посвящены работы по музыкальной эстетике М. С. Когана, В. В. Стасова, Г. Орлова. Учитывались основные положения по музыкальной психологии В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Я. Н. Пономарева, Л. П. Новицкой, В. Д. Остроменского, В. И. Петрушинадля исследования влияние и воздействия на человека музыки использовались труды Аристотеля, Сократа, Гиппократа, Паре, Пифагора, А. Веркмейстера,.

A.В.Волошина.

Диалектический метод познания заключается в создании и применении универсального подхода к предмету исследования на основе синтеза различных научных знаний: философии, педагогических и психологических теорий, определяющих основную систему формирования музыкальной культуры детей.

Мы базировались на разработанной отечественными психологами и педагогами теории деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев,.

B.В.Давыдов), на концепциях отечественных дидактов о различных путях и принципах совершенствования учебного процесса (Ю.К.Бабанский, А. К. Марков, Н. Н. Нечаев, А.А.Вербицкий).

Системный подход предполагает структурное изучение сложного объекта, анализ всех компонентов, их взаимосвязи, выявление с общенаучных и частнонаучных позиций содержания, компонентов, форм управления процессом формирования музыкальной культуры детей.

Диссертационная работа опирается на сложившиеся философские, культурологические, социологические, педагогические, музыковедческие концепции зарубежных и отечественных исследователей в том или ином ракурсе рассматривающих роль музыки в системе культуры и образования.

Теоретическую основу составили положения, выдвинутые ведущими учеными в области педагогики и психологии: Б. Г. Ананьевым, Ю. К. Бабанским, А. А. Вербицким, П. Я. Гольпериным, И. С. Коном, М. Н. Скаткиным, В. А. Сластениным. При решении задач исследования были использованы работы педагогов-исследователей, рассматривавших различные аспекты профессиональной деятельности. Это труды Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Б. В. Асафьева, Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского,.

Е.И.Максимова, В. И. Петрушина, Г. М. Ципина, П. А. Черватюка,.

Л.В.Шаминой, В. Н. Шацкой, исследования музыковедов В. П. Бобровского Е.Б.Долинской, В. В. Задерацкого, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, А. С. Соколова, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана, и др., по историографии и регионализации музыкального образования (Б.В.Асафьев, Н. Р. Туравец, Л.А.Тарасова).

Рассматривая социальную природу традиционного искусства, мы основывались на исследованиях В. Гусева, В. Гошовского, Г. Головинского, И. Земцовского, которые отмечали не только художественную ценность образцов народного искусства, но и их познавательную, эстетическую и бытовую функции.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, аналогия) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, анкетирование, тесты, срезы, анализ учебных планов, программ, учебно-методических пособий), опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

Базой исследования были общеобразовательная школа № 34 города Краснодара, школа искусств Красноармейского района Краснодарского края, муниципальная школа-лицей № 90.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2001 гг.

На первом этапе (1995;1998гг.) изучались философские, психолого-педагогические, культурологические, музыковедческие, этнопедагогические работы по проблеме исследования. Осуществлялась опытная работа и наблюдение за подготовкой школьников младших классов в области музыкальной культуры. Намечались цель, задачи, гипотеза исследования, определялись содержательные аспекты методики.

На втором этапе (1998 — 2000 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция, осуществлялись эмпирические исследования. В нем участвовало более 100 школьников и 5 преподавателей. Проводилась опытная и экспериментальная работа.

На третьем этапе (2000 — 2001 гг.) проводился педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий и контрольный. В нем участвовало 78 учеников первого, второго и третьего классов. На этом этапе осуществлялось обобщение результатов и оформление диссертации. Экспериментальная часть работы заключалась в том, чтобы на примере практической деятельности со школьниками младших классов (возраст от 7 до 9 лет) исследовать те новообразования в духовном мире ребенка, которые развивались благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания мировой, отечественной и региональной музыки и которые позволили выяснить насколько музыкальная культура детей связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества.

Новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обосновании прйоритета развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах с учетом регионального искусствав осуществлении анализа состояния формирования музыкальной культуры детей в образовательных учреждениях на современном этаперазработке концепции с входящими компонентами и их структурным содержанием на основе интонационно-стилевого подходав разработке критериев, показателей и уровней музыкальной культуры младших школьниковв теоретическом обосновании и экспериментальной апробации методики формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки в общеобразовательных школах с учетом регионального искусства.

Практическая значимость исследования:

— разработаны теоретические основы и методика по формированию музыкальной культуры младшего школьника с учетом регионального искусства;

— разработана диагностика по определению уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста:

— предложенная методика внедрена в практику обучения и может представлять определенный практический интерес и использоваться в педагогическом процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Достоверность полученных научных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается системным подходом к изучению объекта исследования, организацией педагогического эксперимента в соответствии с целями обучения и задачами исследования, использованием надежных статистических методик обработки данных и качественной интерпретацией результатов. Достоверность результатов подтверждена педагогическим экспериментом.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Учитывая современные тенденции музыкального образования в стране и регионе, исторически сложившийся самобытный духовный потенциал Кубани, построение концепции формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального искусства создает научную основу для его глубокого изучения, сохранения и передачи.

Введение

его основ в процесс образования в различных регионах нашей страны способствует выявлению и рассмотрению специфически присущих процессу типологических характеристик, раскрывающих сильные и слабые стороны в развитии образования на местах, что, в конечном счете, содействует обогащению отечественного музыкального образования.

2) Формирование музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства на основе представленной концепции с включением важнейших компонентов, которые не являются абстрактными и независимыми элементами, а создают реальные возможности обучаемости детей. Компоненты с входящими в них элементами составляют общее основание и единый генезис музыкального искусства, музыкальной культуры школьника и самого процесса его формирования.

3) Формирование музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства зависит от организации и содержания образовательного процесса с использованием интенсивных научно обоснованных методов, диагностических и методических приемов, с учетом возрастных и личностных особенностей детей.

4) Разработанная методика формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального музыкального искусства позволяет раскрыть основные тенденции развития содержания музыкального образования на Кубани. Наряду с главенствующими в музыкальной педагогике приоритетами, разработан ряд принципов и идей, направленных на модификацию содержания музыкального образования с учетом современных достижений музыкознания и педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры истории, теории музыки и композиции, педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств, на конференциях, в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная в исследовании концепция формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства связана с решением важней теоретической и практикой проблемы в области музыкальной педагогики — формирования ЧЕЛОВЕКА, способного эмоционально воспринимать мир музыкального искусства как саму жизнь.

Для решения поставленной задачи мы конкретно исследовали методологическую и культурологическую специфику познания исторического процесса, адаптации регионального музыкального искусства в систему музыкального образования, обусловленные природно-географическими, культурно-бытовыми, региональными, педагогическими, психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

Научно-методической основой формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста с учетом регионального искусства стала разработанная в исследовании модель, экспериментально адаптированная на базе ряда учебных заведений Краснодарского края. Предусмотренные в данной модели системные связи между компонентами обеспечивают ее целостность, которая выражается в единстве содержательной и процессуальной сторон обучаемости школьников, каждый из элементов которого направлен на формирование музыкальной культуры детей, к познанию и творческому восприятию музыкально-педагогической деятельности.

Представленная модель является локальным опытом и предполагает вариативно и творчески подходить к использованию ее в практике. Культурологический аспект исследования позволил рассмотреть наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса, причем этот процесс связан с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей, в том числе в сфере искусства и музыкального образования: только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять проявления культуры. Использование понятия «культура» применительно к деятельности музыканта-педагога определяет его высокий качественный уровень, совершенство самых разных видов человеческой деятельности, творческого развития личности. Музыку и ее социальное функционирование мы рассматривали как систему, в которую входят: музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществевсе виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению музыкальных ценностейвсе субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех.

На основе траидности музыкальной культуры, которую мы рассматриваем как объективный процесс, связанный с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей, рассмотрены компоненты формирования музыкальной культуры школьников мотивационный, содержательный и процессуальный. Каждый из названных компонентов отражает качества развития личности ребенка и определяет возможности эффективного решения многообразных, прежде всего процессуальных проблем в области музыкальной педагогики.

Рассмотрение теоретико-методологических основ концепции формирования музыкальной культуры младших школьников потребовали общенаучного уровня обоснования концепции. Руководствуясь этим, мы обращались к знаниям различного характера в научных и художественных областях, близким исследуемой проблеме: философии, культурологии, истории, социологии, педагогике, психологии, музыкознанию, фольклористике и пр.

Одним из важнейших выводов исследования стало то, что наряду с одновременно проходящим процессом восприятия формы и содержания у детей младшего школьного возраста, когда сознание по чувственным законам формирует представление об эмоциональном строе, содержании музыкального произведения, идет процесс анализа формы, выявление связей между ее отдельными деталями, осознание содержательной направленности отдельных элементов и всей формы в целом. В этой связи большое внимание уделено процессам восприятия музыкального произведения и изучению эмоциональной реакции детей на произведения музыкального искусства.

Исходя из этого, реализовались цель, задачи исследования и были сформулированы основные выводы. К числу решенных проблем отнесем следующее:

1. Проанализировано современное состояние музыкальной культуры школьников, знания в области отечественного, зарубежного и регионального искусствавскрыты причины, тормозящие внедрение музыкального материала регионального искусства в программы, методическую деятельность школ на Кубанивыявлены социально-педагогические условия, определяющие формирование музыкальной культуры младших школьников (на примере Кубани). Обращение к проблемам анализа музыкального произведения позволило направить предпринятый обзор педагогических отечественных теорий, определения основополагающих положений, таких как: отбор учебно-музыкального материала в качестве репертуара для обучения музыке, оптимального учета аспектов интонационно-слухового развитиядидактического анализа или художественно-педагогического анализа музыкальных сочинений, рассматриваемых в новом контексте. Представлен детальный обзор имеющейся литературы, связанной с проблемами регионального музыкального искусства и образования. С данной точки зрения рассматриваются многочисленные фольклорные источники жанров вокальной и инструментальной музыки, для которых присуща большая историческая достоверность, представляющая историческую, музыковедческую и дидактическую ценность, даются практические рекомендации по введению материала в систему образования.

2.Разработана концепция и принципиальные подходы в обосновании основных положений формирования музыкальной культуры младших школьников с учетом регионального искусствараскрыты структура и сущность основных положений методики. Были рассмотрены три основные компонента концепции: 1) исходный уровень эстетического, эмоционального восприятия музыки, то есть опыт ребенка по общению с музыкальным искусством (осведомленность о музыке, ассоциации, развитие эмоциональной отзывчивости) — 2) музыкальная грамотностьосвоение мировой интонационно-стилевой природы музыкальной культуры (внедрение в педагогический репертуар музыкальных сочинений фольклора, духовной музыки (церковной), композиторских произведений и жанров массовой музыкальной культуры) и субкультуры (региональной музыкальной культуры), функциональных знаний о музыкальной культуре с точки зрения историко-стилевых характеристикосвоение тезауруса, формирование навыков восприятия, понимания объективного содержания, заложенного в содержании музыкального произведения) — формирование знаний, умений и навыков в виде конусной пирамиды с учетом педагогической иерархии «от простого к сложному" — 3) формирование творческих навыков школьников. Сформулированы основные положения методики, которые заключены в формировании способности эмоционально воспринимать музыку как искусство, рожденное жизньюумению на интонационно-стилевой основе на слух определить характер музыки, стилевую принадлежность (желательно и автора), анализировать содержание сочинений, ощущения внутренней связи между характером музыки и ее исполнением. Акценты данной методики связаны не с механическим освоением суммы знаний, а с духовным постижением музыкального искусства, с воспитанием качеств его осознанного восприятия. Особое внимание уделено этнокультурному образованию. Наиболее ярко этнокультурное содержание социальной среды проявляется в народном музыкальном творчестве. Важно, что в фольклоре особым образом сохраняются глубинные пласты этнического сознания человека. Большое внимание уделено современному региональному композиторскому творчеству и исполнительству как составным частям целостной музыкальной культуры. Обоснованы реальные, не только дидактические, но и психологически оправданные возможности включения в учебные программы новых знаний. Предложены методы работы с музыкальными произведениями современности, обоснованы критерии отбора учебного материала.

3. Разработана и внедрена методика формирования музыкальной культуры младших школьников в систему общеобразовательных школ с учетом регионального музыкального искусства. Рассмотрены принципы интеграции музыкальных знаний, которые в значительной степени определяют специфику системности и последовательности, прочности знаний, развития мышления и формирование мировоззрения обучаемых, эффективности использования учебного времени, усиления познавательного интереса, возможности самостоятельного пополнения знаний. В исследовании мы предлагаем комплекс методов, имея в виду процессуальную природу этого явления. Применение того или иного метода, даже самого эффективного и прогрессивного, обусловлено решением конкретной задачи в данном конкретном случае — свободного владения методом интонационного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений.

Требуют решения проблемы, связанные:

— с подготовкой и переподготовкой кадров в системе музыкального образования, ориентированные на решение задач совершенствования содержания обучения и воспитания, изыскания новых форм и методов обучения детей;

— выстраивания многоуровневой системы музыкального общего образования детей начиная с дошкольного возраста, все возрастные категории школы, включая систему дополнительного образования и воспитания;

— совершенствования учебно-методического обеспечения многоуровневой системы общего музыкального образования, активизации издательской деятельности учебно-методических комплексов с включением учебников, нотных хрестоматий, фоноальбомов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983.- 111с.
  2. Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Уч. пособие для преподавателей спецкурса вуза. М., 1990. — 188 с.
  3. Э. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дисс.докт.пед.наук: 13.00.02.- М., 1992. 428 с.
  4. А. Самообразование: История, теория и современные проблемы. М., 1986.- 128 с.
  5. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. докт пед.наук. 13.00.02. -М., 1988.- 324 с.
  6. Ш. Основание педагогики сотрудничества //Новое педагогич. мышление /Под ред. А. В. Петровского.- М., 1989.- С. 144 177.
  7. . Задачи психологии искусства//Художественное творчество: Вопросы комплексного изучение. Л., 1982. — С.234−245.
  8. О. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. — М., 1991. —416 с.
  9. О. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы //Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1978.- С.8−32.
  10. Ю.Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемымузыкального мышления.М., 1974. С. 266.
  11. М. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления. М., 1974.-С.90−128.
  12. М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник. М., 1987. -Вып.6. с.5−4- 9.
  13. З.Аристотель. Поэтика (об искусстве поэзии).М., 1957. 179 с.
  14. А. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., / Народная академия культуры. — 1993. -352с.
  15. JI. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дисс.док. пед. наук. -13.00.02. М., 1986.- 442 с.
  16. Л. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов. М., 1990. — 21 с.
  17. . Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. JL, 1973. — 144 с.
  18. . Исторический год //Советская музыка. 1933. — N3.-С.107.
  19. . Музыкальная форма как процесс. JI., 1971. Кн.1 и 2.-376 с.
  20. . Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. — С. 120.
  21. А. Психология личности: Учебник. М., 1990. — 367 с.
  22. Н. Профессиональное мастерство и духовность //Духовные ценности и молодое поколение /Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. -М., МГУКД998. 83с.
  23. Ю. Основные условия оптимального выбора методов обучения И Общедидактические проблемы методов обучения. М., 1977. -С.49−57.
  24. Ю. Педагогика. М., 1988. — 479 с.
  25. Л. Путь к музицированию.-2-е изд., Л., 1979. 352 с.
  26. А. Песни Кубанских казаков. Т.1. Краснодар, 1992. -442. Т.2. Краснодар, 1995. 503 с.
  27. И. Целостность и системность //Системные исследования. М., 1977.-С.3−23.
  28. И., Садовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.-С.43−67.
  29. Д. Интеллектуальная активность как средство активизации слухового внимания. М., 1969. — 17 с.
  30. И. Плясовые припевки Кубани / Запись и подготовка текста к печати И. Н. Бойко. Краснодар, 1993.-288 с.
  31. Большой энциклопедический словарь. T. l М., 1991.-С.801.
  32. Н. Кубанское казачество: этнос (народ) или?. //Кубанские казачьи ведомости. 1991. — N4. — С.3−16.
  33. Н. Традиции духовной культуры кубанского казачества (конец XIX первая половина XX вв.^/"Традиционная культура и дети" .Краснодар, 1994.- С.5−39.
  34. Н. Роль этнических процессов в формировании фольклора Кубани //Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения. М., 1983. С. 14.
  35. Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани //Материалы научно-практическая конференция «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы.-Краснодар, 1991. С.7−25.
  36. Н. Массовая музыкально-просветительная работа в первые годы после Октября // Советская музыка. 1947. — № 6. — С.48−50.
  37. Е.Г. О приобщении детей к народному искусству и художественным ремеслам Кубани. Краснодар, 1991.- С. 109−111.
  38. Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. М., 1978.Вып.З. С.168−190.
  39. Т. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки //Музыка в школе. 1990. — № 3 — С. 10−16.
  40. Н. Музыкальное развитие ребенка.-М., 1968.-415 с.
  41. Взаимосвязь и преемственность в преподавании учебных дисциплин //Методические рекомендации для преподавателей вузов культуры. Ленингр, ин-т культуры,-1981. 126 е.-
  42. Н. Креативная психопедагогика. Минск, 1995. — С.26.
  43. ВолковИ. Учим творчеству. М., 1988. — 96 с.
  44. Л. Мышление и речь//Собр. соч. Т.2.М., 1981. 21с.
  45. Л. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 320.
  46. П. Введение в психологию.-М., 1976.- 150с.
  47. Гегель. Феноменология духа // Сочинения. В т.4.-М., 1959. С.21−25.
  48. . Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
  49. . Философско-методологические основы стратегии развития образования в России М., 1993.- С.5−24
  50. Ф. Книга об учителе. М., 1965.- 260с.
  51. Ю. Родиноведение основа становления гражданина //Народное образование. — 1988. — № 9. — С.62−63
  52. И. Свет культуры в мире информации //Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995. — № 1. — С.6−8.
  53. И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 1994,-С.3−75.
  54. И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар. 1997. — 179 с.
  55. А. Музыкальная психология М., 1993. 190 с.
  56. В. У истоков народной музыки славян. М., 1971. С. 13.
  57. Г. Стилевая направленность в русской музыке 50−70 гг.: Автореф. дис.док. искусствоведения. 17.00.02. М., 1985. — 21 с.
  58. Н. Беседы о музыке на уроке //Музыкальное воспитание в школе. М., 1975. Вып. 10. — С. 183−193.
  59. Н. О слушании музыки в школе 1 ступени //Вопросы музыки в школе. М., 1976. — С.114.
  60. Н. Школьники слушают музыку. М., 1969. — С.23.
  61. П.С. Культурология: Учеб. пособие. М., 1996. — С. 10.
  62. В. Эстетика фольклора. Л., 1967. С. 71.
  63. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.-342с.
  64. В. Развивающее обучение. М., 1989.
  65. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на -Дону, 1979.-С.85,88.
  66. Л. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской //Музыкальное воспитание в школе. М., Вып. 10. С. 46−71.
  67. Дидактика начальных классов /под ред. Н. Г. Казанского, Г. С. Назарова. М., 1978. — С.26−56.
  68. Г. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков. Дисс. канд.пед.наук.: 13.00.02. Л., 1970.- 198 с.
  69. В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972. Вып.1. С.99−174.
  70. Днепров Э, Методологические проблемы педагогики// Сов.педагогика. 1986.- № 2.-С.96.
  71. . Эмоция как ценность.М., 1978.-32 с.
  72. И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. .канд.пед.наук. 13.00.01. Л., 1970. — 18 с. 73 .Екатерино дар-Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: Материалы к Летописи. Краснодар, 1993. 800с.
  73. М. Культура в системе общества/Юбразование в мире. М., 1994.-С. 3−14.
  74. А.П. Образование в регионе: новая философия жизни. /Учит.газета.-1994. С. 47.
  75. С. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни /Традиционная культура и дети: Краснодар, 1994.-С. 108−142.
  76. В. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 70 с.
  77. В. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы// Соц.- пол.журнал.1993.- С.3−11.
  78. П. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 181 с.
  79. Н. К проблеме дидактики анализа музыкальных произведений: Дисс.канд. пед. Наук: 13.00.02.- М., 1992.- С. 132.
  80. К. Эмоции человека. М., 1980. — 439 с.
  81. С. Диалог о культуре.-Л., 1987.-205с.
  82. Т. Педагогика. -М.: Просвещение, 1984. С.3−4
  83. Исторический очерк. 1917. Краснодар. 1993.- 130с.
  84. Д. Воспитание ума им сердца: книга для учителя. Изд.2-е, исправленное и дополненное.-М., 1984. 206 с. 93 .Кабалевский Д. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе //Музыкальное воспитание в современном мире.-М., 1981, — С. 28.
  85. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Советская музыка. 1976. — № 1. — С.29.
  86. М.С. Человеческая деятельность- Опыт системного анализа. — М., 1974.-С.221.
  87. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. -М., 1988.-315 с
  88. М. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL, 1989. С. 22.
  89. Кан-Калик В. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф.дисс.докт.пед.наук:13.00.01. Л. Д985. — 42 с.
  90. Кан-Калик В. Никандров Н. Педагогическое творчество. М. Д990.- 144 с.
  91. Каратыгин В. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе.-Петроград, 1919.С. 16−29.
  92. Н. Фольклорно-краеведческая работа как фактор эстетического воспитания старшеклассников в сельской школе /На материале устной народной поэзии Дона: Дисс.кан.пед.наук: 13.00.02.- М., 1976.- 171 с.
  93. В.Ж., Ковальзон М. Я. Общественные науки и практика //Вопросы философии. 1990.№ 12.-С.49.
  94. В.О. Соч. В 9-ти т. Т.6.-М.Д989.-С.36.
  95. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.- 177 с.
  96. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия.-М.Д994.- С. 126.
  97. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» //От Люлли до наших дней. М. Д967. -С.36.
  98. Концепция программы «Государственная поддержка сохранения и развития театрального искусства российской провинции'7/Ориентиры культур. политики: Информ.вып.-М.Д994.- № 3. С.7−30.
  99. JI. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе //Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки./ НИИВО, М., 1993.-С.234−244.
  100. В.В., Полонский В. М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований.-М., 1987.- С. 11−41.
  101. М. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М., 1991.-С.18.
  102. М. «Культурные гнезда» на дереве российской жизни: В провинции не забыты вековые традиции//Библиотека.-1995. № 1. — С. 61−64.
  103. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.-М., 1991.- С.7−16.
  104. А. Проблемы развития психики. М., 1981.- 584.
  105. И. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.- 186с.
  106. А. Основной вопрос философии музыки //Сов. музыка. 1990.- № 11. С.64−74.
  107. А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып.6. С.351−399.
  108. А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995, — С.655
  109. Ю. Структура художественного текста.М., 1970 С. 16.
  110. Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. Вып.5. — Тарту, 1971.1. С.167−176.
  111. В. Инновационное обучение и наука. М., 1992.-С.43.
  112. A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников (на материале Дагестанской АССР): Дисс. канд. пед. Наук: 13.00.02.- КазаньД986. 18 с.
  113. Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., Музыка, 1967. — 725 с.
  114. Мазель JI.0 двух важных принципах художественного воздействия //Сов. музыка. 1964.- № 3. — 28−43.
  115. В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей /ред. сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. -С. 54−90
  116. Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Киев, 1977.-19 с.
  117. Ю. Синдром провинции или широкая известность в узком кругу:(0 культурном состоянии российской провинции)//Культура.-1993.-С.5.
  118. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.- 205 с.
  119. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1980. — С.3−47.
  120. М. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1972.-205 с.
  121. В. Углублять концепцию музыкального обучения //Проблемы музыкального обучения и воспитания. -М., 1984.- С. 32.
  122. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Восприятие музыки. М., 1980.- С. 185.
  123. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Дисс. доктор, искусств: 17.00.02.- М., 1984. С. 235.
  124. Межпредметные связи в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974.-С.6−14.-
  125. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса //МГПИ им. В. И. Ленина. 1981.- Вып.2.- С. 65.
  126. С.Р. Методологические вопросы историко-научного исследования// Проблемы истории и методологии. М., 1974.-С.27.
  127. М. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. М.- Л., 1965. — С. 17−18.
  128. В. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1971.-С.167.
  129. Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. 1991. — № 10.
  130. Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. — 488 с.
  131. Назайкин^ский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 378 с.
  132. Е. Понятия и термины теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С.151−177.
  133. Е.В. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня // Сов. музыка, 1989. № 8. — С.48−54
  134. Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации /Отв.ред. Н. Г. Михайлова.-М., 1990.- 190с.
  135. О. Исследования по психологии художественного творчества. -М., 1972. 152 с.
  136. А. Социально-психологические аспекты воспитания культуры межнационального общения молодежи //Панорама культурной жизни.Вып.1. -М., 1993. -С.26−39.
  137. А. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.-215 с.
  138. Е. Интонационная теория Асафьева и учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М., 1984. — 302 с.
  139. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.- с. 22.
  140. Н.К. Русские песни казаков Дона и Кубани. Краснодар, 1998.-243 с.
  141. Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.-161с.
  142. Педагогика досуга. Метод. рекомендации. Краснодар, 1996. 15 с.
  143. В. Основы содержания музыкального образования //Советская педагогика. 1989. № 7.
  144. Г. Общее и особенное в методологии научного познания //Общее и особенное в методологии социальных исследований. Сб.статей. Л., 1986. — С.3−16.
  145. В. Музыкальная культура Кубани и ее особая роль в эстетическом воспитании личности//Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тезисы докл. Краснодар, 1994.- Ч.2.-С.376−378.
  146. В.Д. Региональный компонент программы по музыке для средней школы Краснодарского края: Проект программы. Краснодар. 1995.-23 с.
  147. Н. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт.пед.наук: 13.00.01. Казань, 1993.-С.22−79.
  148. Принципы народности в практике обучения и воспитания средствами искусства //Формирование эстетического отношения к искусству: Международная конференция в г. Херсоне.-Т.2.-М., 1991-С. 122−126.
  149. Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального многопрофильного вуза культуры и искусства: Метод. Рекомендации: Краснодар.1991. 102с.
  150. Программы регионального (кубанского) компонента содержания общего среднего образования.Вып.2. Краснодар, 1994.- 139 с.
  151. Вл. Метод анализа современной музыки //Музыкальная культура народов. Традиции и современность (материалы УП Международного музыкального конгресса).- М., 1973.- С.210−217.
  152. Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сборник трудов. М., 1070.- 200 с.
  153. Л. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования / Автореф. Дис. .д-ра пед.наук. М., 1991. — 35 с.
  154. Ю. Теоретическое музыкознание: Учеб. пособие. М., 1983.- 79 с.
  155. А. Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.- Л., 1983.- 18с.
  156. Н. Философия гуманитарного образования. М., 1993.-С. 12.
  157. Е. Об анализе содержания музыкального произведения //Критика и музыкознание.М.-Л., 1987.-Вып.3.-С.69−96.
  158. М. Межэтнические отношения в крае:(История и современность)//Международная жизнь.-1994.- № 7−8. С.141−144.
  159. И. Избранные произведения. АПН СССР.- 1952.- Т.1. -772 с.
  160. В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. 192 с.
  161. М. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.- С.3−51.
  162. В. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9.
  163. В. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993. С.17−28.
  164. В., Подымова Л. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.- 221 с.
  165. В., Тамарин В. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 10.
  166. М. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.- 87 с.
  167. В. «Культурная паспортизация» в контексте государственной культурной политики:(о региональной культурной политике)//Встреча.-1994.- № 11. С.13−15.
  168. Современная дидактика: Теория практика./Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева.- М., 1994.
  169. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. М., 1994.Т. 1, ч. 1. — С. 10.
  170. А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992. — 225 с.
  171. А. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе //Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных культур. Ташкент, 1982.-С.114−134.
  172. А. Вопросы социологии и эстетики музыки.Л., 1981.-Вып.2.- 294 с.
  173. А. Музыкальная культура общества. В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.1.Л., 1980. — С.62.
  174. А. Национальное и современное в советской музыке. М., 1973, вып.1. -С.19.
  175. М. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процесса художественного творчества. Л., 1980. С. 127 138.
  176. М. О методологии анализа музыкальных произведений (к проблеме соотношения типического и индивидуального) //Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. — С.31−71.
  177. Г. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. К., 1986. — 119 с.
  178. К. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. — 176 с.
  179. Л.А. Теория и практика музыкального краеведения системе современного музыкального образования: Автор, дисс.. доктора пед. Наук: 13.00.02.- М., 1997.- 52 с.
  180. Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. Автореф.дис. .д-ра филос. наук. — М., 1992. -38с.
  181. Теоретические основы процесса обучения в современной школе./Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М., 1989. С. 32.
  182. . Избранные труды. Т.1. М., 1986. 323 с.
  183. . Психологические вопросы музыкального восприятия //Вопросы художествен, восприятия. М., 1947.- № 14. — С.11.
  184. ТитовС. Екатеринодарское отделение ИРМО//Музыкал. академия. 1995.- № 1. — С. 198−200.
  185. Н. Симфоническая увертюра в творчестве композиторов Кубани //Кубань: проблемы культуры и информатизации, 1996. № 3. -С.25−28.
  186. Н. Стилевой синтез музыкального искусства Кубани //Кубань: проблемы культуры и информатизации.-1995.- № 1. С.30−32.
  187. Н. Всматриваясь в прошлое. О стилевых поисках в музыкальном искусстве Кубани //Юго-Полис.- 1994. № 3.- С.56−60.
  188. Н. Курс «Музыкальная культура Кубани: профессиональное композиторское творчество» в системе образования //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.320−323.
  189. Н. Музыкальная культура Кубани / Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, 1997.-95 с.
  190. Н. Сравнительно-сопоставительный аспект анализа музыкальных произведений при изучении народной музыки в школе. Материалы Пятых Виноградов, чтений «Дети и народные традиции» -Челябинск, 1991.-С.262−264.
  191. Н. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика. -Краснодар, 1998. 179 с.
  192. К. Собрание сочинений: в 10 т. М.:АПН РСФСР, 1948.-Т.2. — С.358.
  193. Философия образования для XXI века /Под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова.-М., 1992.- С.22−43.
  194. В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа // Музыкальное искусство и наука. М., 1973.-Вып.2. С.99−134-
  195. В. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.- 160 с.
  196. Н. Краеведение наука о Родине.//Философия и социологическая мысль.-1989.- № 1. — С. 116−120
  197. В. Музыка как вид искусства.М., 1994.-258 с.
  198. В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. Вып.4. С.4−22.
  199. В. Типы новаторства в музыкальном языке русских и советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. — С. 158−204.
  200. Целевая комплексная программа «Система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования различных групп населения’У/Начальная школа. Ч. 2.- Краснодар, 1989. 118 с.
  201. . Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока. Дисс.канд.пед.наук: 13.00.02.-М., 1988.- С. 86.
  202. В. О некоторых особых видах целостного анализа //Музыкально-теоретические очерки и эподы.-М., 1970.-Вып.1.-С.54.
  203. Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М., 1988.- 384 с.
  204. Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1996. — 108 с.
  205. Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке //Проблемы музыкальной науки.Вып.5.М., 1983. 17 с.
  206. Шамина JL Школа русского народного пения. Учебник. М., 1997, Всероссийское музыкальное общество. 112 с.
  207. В.Н. Музыка в школе //Художественное воспитание средствами музыкального искусства.-М., 1950.-С.28.
  208. С. Педагогические сочинения. М., 1965. -Т.4.-С.328.
  209. А. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. 1988. Апрель июль. С.22−24.
  210. В. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. 1994. — № 2.- С. 12.
  211. А. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности: Дисс. .д-ра пед наук. К., 1984.-369 с.
  212. Н. и др. Новые технологи воспитательного процесса. М, 1993.-203 с.
  213. В. Объяснение и понимание в научном познании//Вопросы философии.-1980. -N9.-C.53.
  214. В. Ислам музыкальная культура и современное образование в России. — М., 1997. — 150 с.
Заполнить форму текущей работой