Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства
Диссертация
Представленная модель является локальным опытом и предполагает вариативно и творчески подходить к использованию ее в практике. Культурологический аспект исследования позволил рассмотреть наиболее общие закономерности развития культуры как творческого процесса, причем этот процесс связан с созданием, развитием и сохранением общечеловеческих ценностей, в том числе в сфере искусства и музыкального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. 1. Методологический и культурологический подходы в решении проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты формирования музыкальной культуры младших школьников
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСКУСТВА
- 2. 1. Региональный аспект проблемы формирования музыкальной культуры младших школьников
- 2. 2. Компоненты и структура концепции формирования музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки
- 2. 3. Экспериментальная методика формирования музыкальной культуры младших школьников в условиях регионального образовательного учреждения
Список литературы
- Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983.- 111с.
- Абдуллин Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Уч. пособие для преподавателей спецкурса вуза. М., 1990. — 188 с.
- Абдуллин Э. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дисс.докт.пед.наук: 13.00.02.- М., 1992. 428 с.
- Айзенберг А. Самообразование: История, теория и современные проблемы. М., 1986.- 128 с.
- Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. докт пед.наук. 13.00.02. -М., 1988.- 324 с.
- Амонашвили Ш. Основание педагогики сотрудничества //Новое педагогич. мышление /Под ред. А. В. Петровского.- М., 1989.- С. 144 177.
- Ананьев Б. Задачи психологии искусства//Художественное творчество: Вопросы комплексного изучение. Л., 1982. — С.234−245.
- Анисимов О. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. — М., 1991. —416 с.
- Апраксина О. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы //Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1978.- С.8−32.
- Ю.Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений //Проблемымузыкального мышления.М., 1974. С. 266.
- Арановский М. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления. М., 1974.-С.90−128.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке //Музыкальный современник. М., 1987. -Вып.6. с.5−4- 9.
- З.Аристотель. Поэтика (об искусстве поэзии).М., 1957. 179 с.
- Арнольдов А. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., / Народная академия культуры. — 1993. -352с.
- Арчажникова JI. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дисс.док. пед. наук. -13.00.02. М., 1986.- 442 с.
- Арчажникова Л. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов. М., 1990. — 21 с.
- Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. JL, 1973. — 144 с.
- Асафьев Б. Исторический год //Советская музыка. 1933. — N3.-С.107.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. JI., 1971. Кн.1 и 2.-376 с.
- Асафьев Б. Анализ понятия «художественного» в отношении к преподаванию музыки в трудовой школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. — С. 120.
- Асмолов А. Психология личности: Учебник. М., 1990. — 367 с.
- Бакланова Н. Профессиональное мастерство и духовность //Духовные ценности и молодое поколение /Тезисы научно-практической конференции молодых ученых. -М., МГУКД998. 83с.
- Бабанский Ю. Основные условия оптимального выбора методов обучения И Общедидактические проблемы методов обучения. М., 1977. -С.49−57.
- Бабанский Ю. Педагогика. М., 1988. — 479 с.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию.-2-е изд., Л., 1979. 352 с.
- Бигдай А. Песни Кубанских казаков. Т.1. Краснодар, 1992. -442. Т.2. Краснодар, 1995. 503 с.
- Блауберг И. Целостность и системность //Системные исследования. М., 1977.-С.3−23.
- Блауберг И., Садовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке //Проблемы методологии системного исследования. М., 1970.-С.43−67.
- Богоявленская Д. Интеллектуальная активность как средство активизации слухового внимания. М., 1969. — 17 с.
- Бойко И. Плясовые припевки Кубани / Запись и подготовка текста к печати И. Н. Бойко. Краснодар, 1993.-288 с.
- Большой энциклопедический словарь. T. l М., 1991.-С.801.
- Бондарь Н. Кубанское казачество: этнос (народ) или?. //Кубанские казачьи ведомости. 1991. — N4. — С.3−16.
- Бондарь Н. Традиции духовной культуры кубанского казачества (конец XIX первая половина XX вв.^/"Традиционная культура и дети" .Краснодар, 1994.- С.5−39.
- Бондарь Н. Роль этнических процессов в формировании фольклора Кубани //Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения. М., 1983. С. 14.
- Бондарь Н.И. Этнокультурная ситуация на Кубани //Материалы научно-практическая конференция «Традиционные национальные культуры Кубани: состав, состояние, проблемы.-Краснодар, 1991. С.7−25.
- Брюсова Н. Массовая музыкально-просветительная работа в первые годы после Октября // Советская музыка. 1947. — № 6. — С.48−50.
- Вакуленко Е.Г. О приобщении детей к народному искусству и художественным ремеслам Кубани. Краснодар, 1991.- С. 109−111.
- Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. М., 1978.Вып.З. С.168−190.
- Вендрова Т. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки //Музыка в школе. 1990. — № 3 — С. 10−16.
- Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка.-М., 1968.-415 с.
- Взаимосвязь и преемственность в преподавании учебных дисциплин //Методические рекомендации для преподавателей вузов культуры. Ленингр, ин-т культуры,-1981. 126 е.-
- Вишнякова Н. Креативная психопедагогика. Минск, 1995. — С.26.
- ВолковИ. Учим творчеству. М., 1988. — 96 с.
- Выготский Л. Мышление и речь//Собр. соч. Т.2.М., 1981. 21с.
- Выготский Л. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 320.
- Гальперин П. Введение в психологию.-М., 1976.- 150с.
- Гегель. Феноменология духа // Сочинения. В т.4.-М., 1959. С.21−25.
- Гершунский Б. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
- Гершунский Б. Философско-методологические основы стратегии развития образования в России М., 1993.- С.5−24
- Гоноблин Ф. Книга об учителе. М., 1965.- 260с.
- Горбулов Ю. Родиноведение основа становления гражданина //Народное образование. — 1988. — № 9. — С.62−63
- Горлова И. Свет культуры в мире информации //Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1995. — № 1. — С.6−8.
- Горлова И., Манаенков А., Лях В. Культура кубанских станиц. 1994,-С.3−75.
- Горлова И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар. 1997. — 179 с.
- Готсдинер А. Музыкальная психология М., 1993. 190 с.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971. С. 13.
- Григорьева Г. Стилевая направленность в русской музыке 50−70 гг.: Автореф. дис.док. искусствоведения. 17.00.02. М., 1985. — 21 с.
- Гродзенская Н. Беседы о музыке на уроке //Музыкальное воспитание в школе. М., 1975. Вып. 10. — С. 183−193.
- Гродзенская Н. О слушании музыки в школе 1 ступени //Вопросы музыки в школе. М., 1976. — С.114.
- Гродзенская Н. Школьники слушают музыку. М., 1969. — С.23.
- Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М., 1996. — С. 10.
- Гусев В. Эстетика фольклора. Л., 1967. С. 71.
- Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. М., 1973.-342с.
- Давыдов В. Развивающее обучение. М., 1989.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на -Дону, 1979.-С.85,88.
- Данилевская Л. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской //Музыкальное воспитание в школе. М., Вып. 10. С. 46−71.
- Дидактика начальных классов /под ред. Н. Г. Казанского, Г. С. Назарова. М., 1978. — С.26−56.
- Дидыч Г. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков. Дисс. канд.пед.наук.: 13.00.02. Л., 1970.- 198 с.
- Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1972. Вып.1. С.99−174.
- Днепров Э, Методологические проблемы педагогики// Сов.педагогика. 1986.- № 2.-С.96.
- Додонов Б. Эмоция как ценность.М., 1978.-32 с.
- Дьяченко И. Оптимизация управления учебным познанием: Автореф. дис. .канд.пед.наук. 13.00.01. Л., 1970. — 18 с. 73 .Екатерино дар-Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях: Материалы к Летописи. Краснодар, 1993. 800с.
- Ешич М. Культура в системе общества/Юбразование в мире. М., 1994.-С. 3−14.
- Жабин А.П. Образование в регионе: новая философия жизни. /Учит.газета.-1994. С. 47.
- Жиганова С. Песенная традиция Кубани и дети. Колыбельные песни /Традиционная культура и дети: Краснодар, 1994.-С. 108−142.
- Журавлев В. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 70 с.
- Иванов В. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы// Соц.- пол.журнал.1993.- С.3−11.
- Иванов П. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966. 181 с.
- Иванова Н. К проблеме дидактики анализа музыкальных произведений: Дисс.канд. пед. Наук: 13.00.02.- М., 1992.- С. 132.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980. — 439 с.
- Иконникова С. Диалог о культуре.-Л., 1987.-205с.
- Ильин Т. Педагогика. -М.: Просвещение, 1984. С.3−4
- Исторический очерк. 1917. Краснодар. 1993.- 130с.
- Кабалевский Д. Воспитание ума им сердца: книга для учителя. Изд.2-е, исправленное и дополненное.-М., 1984. 206 с. 93 .Кабалевский Д. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе //Музыкальное воспитание в современном мире.-М., 1981, — С. 28.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Советская музыка. 1976. — № 1. — С.29.
- Каган М.С. Человеческая деятельность- Опыт системного анализа. — М., 1974.-С.221.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. -М., 1988.-315 с
- Казакина М. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL, 1989. С. 22.
- Кан-Калик В. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф.дисс.докт.пед.наук:13.00.01. Л. Д985. — 42 с.
- Кан-Калик В. Никандров Н. Педагогическое творчество. М. Д990.- 144 с.
- Каратыгин В. О слушании музыки // Музыка в единой трудовой школе.-Петроград, 1919.С. 16−29.
- Касимов Н. Фольклорно-краеведческая работа как фактор эстетического воспитания старшеклассников в сельской школе /На материале устной народной поэзии Дона: Дисс.кан.пед.наук: 13.00.02.- М., 1976.- 171 с.
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Общественные науки и практика //Вопросы философии. 1990.№ 12.-С.49.
- Ключевский В.О. Соч. В 9-ти т. Т.6.-М.Д989.-С.36.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.- 177 с.
- Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия.-М.Д994.- С. 126.
- Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» //От Люлли до наших дней. М. Д967. -С.36.
- Концепция программы «Государственная поддержка сохранения и развития театрального искусства российской провинции'7/Ориентиры культур. политики: Информ.вып.-М.Д994.- № 3. С.7−30.
- Коханович JI. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе //Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки./ НИИВО, М., 1993.-С.234−244.
- Краевский В.В., Полонский В. М. Критерии оценки качества и эффективности педагогических исследований.-М., 1987.- С. 11−41.
- Кроз М. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М., 1991.-С.18.
- Кушнаренко М. «Культурные гнезда» на дереве российской жизни: В провинции не забыты вековые традиции//Библиотека.-1995. № 1. — С. 61−64.
- Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы.-М., 1991.- С.7−16.
- Леонтьев А. Проблемы развития психики. М., 1981.- 584.
- Лернер И. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.- 186с.
- Лосев А. Основной вопрос философии музыки //Сов. музыка. 1990.- № 11. С.64−74.
- Лосев А. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып.6. С.351−399.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995, — С.655
- Лотман Ю. Структура художественного текста.М., 1970 С. 16.
- Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Труды по знаковым системам. Вып.5. — Тарту, 1971.1. С.167−176.
- Ляудис В. Инновационное обучение и наука. М., 1992.-С.43.
- Магомедов A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников (на материале Дагестанской АССР): Дисс. канд. пед. Наук: 13.00.02.- КазаньД986. 18 с.
- Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., Музыка, 1967. — 725 с.
- Мазель JI.0 двух важных принципах художественного воздействия //Сов. музыка. 1964.- № 3. — 28−43.
- Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей /ред. сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. -С. 54−90
- Мамот Л. Дидактические условия формирования у учащихся готовности к творческой деятельности: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01.-Киев, 1977.-19 с.
- Матафонова Ю. Синдром провинции или широкая известность в узком кругу:(0 культурном состоянии российской провинции)//Культура.-1993.-С.5.
- Матюшкин А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.- 205 с.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М., 1980. — С.3−47.
- Махмутов М. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1972.-205 с.
- Медушевский В. Углублять концепцию музыкального обучения //Проблемы музыкального обучения и воспитания. -М., 1984.- С. 32.
- Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки //Восприятие музыки. М., 1980.- С. 185.
- Медушевский В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Дисс. доктор, искусств: 17.00.02.- М., 1984. С. 235.
- Межпредметные связи в учебном процессе. М.: Просвещение, 1974.-С.6−14.-
- Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса //МГПИ им. В. И. Ленина. 1981.- Вып.2.- С. 65.
- Микулинский С.Р. Методологические вопросы историко-научного исследования// Проблемы истории и методологии. М., 1974.-С.27.
- Михайлов М. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. М.- Л., 1965. — С. 17−18.
- Морозов В. Биофизические основы вокальной речи. Л., 1971.-С.167.
- Морозов Е., Пидкасистый П. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. 1991. — № 10.
- Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978. — 488 с.
- Назайкин^ский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982. 378 с.
- Назайкинский Е. Понятия и термины теории музыки // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С.151−177.
- Назайкинский Е.В. Музыкальная наука: Какой ей быть сегодня // Сов. музыка, 1989. № 8. — С.48−54
- Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации /Отв.ред. Н. Г. Михайлова.-М., 1990.- 190с.
- Никифорова О. Исследования по психологии художественного творчества. -М., 1972. 152 с.
- Некрасова А. Социально-психологические аспекты воспитания культуры межнационального общения молодежи //Панорама культурной жизни.Вып.1. -М., 1993. -С.26−39.
- Орлов А. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.-215 с.
- Орлова Е. Интонационная теория Асафьева и учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М., 1984. — 302 с.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975.- с. 22.
- Пархоменко Н.К. Русские песни казаков Дона и Кубани. Краснодар, 1998.-243 с.
- Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.-161с.
- Педагогика досуга. Метод. рекомендации. Краснодар, 1996. 15 с.
- Петрушин В. Основы содержания музыкального образования //Советская педагогика. 1989. № 7.
- Подкорытов Г. Общее и особенное в методологии научного познания //Общее и особенное в методологии социальных исследований. Сб.статей. Л., 1986. — С.3−16.
- Пономарев В. Музыкальная культура Кубани и ее особая роль в эстетическом воспитании личности//Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тезисы докл. Краснодар, 1994.- Ч.2.-С.376−378.
- Пономарев В.Д. Региональный компонент программы по музыке для средней школы Краснодарского края: Проект программы. Краснодар. 1995.-23 с.
- Посталюк Н. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт.пед.наук: 13.00.01. Казань, 1993.-С.22−79.
- Принципы народности в практике обучения и воспитания средствами искусства //Формирование эстетического отношения к искусству: Международная конференция в г. Херсоне.-Т.2.-М., 1991-С. 122−126.
- Проблемы создания новой модели подготовки кадров в условиях регионального многопрофильного вуза культуры и искусства: Метод. Рекомендации: Краснодар.1991. 102с.
- Программы регионального (кубанского) компонента содержания общего среднего образования.Вып.2. Краснодар, 1994.- 139 с.
- Протопопов Вл. Метод анализа современной музыки //Музыкальная культура народов. Традиции и современность (материалы УП Международного музыкального конгресса).- М., 1973.- С.210−217.
- Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: Сборник трудов. М., 1070.- 200 с.
- Рапацкая Л. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования / Автореф. Дис. .д-ра пед.наук. М., 1991. — 35 с.
- Pare Ю. Теоретическое музыкознание: Учеб. пособие. М., 1983.- 79 с.
- Реан А. Психолого-педагогический анализ проблемы выбора методов обучения в высшей школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.- Л., 1983.- 18с.
- Розов Н. Философия гуманитарного образования. М., 1993.-С. 12.
- Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения //Критика и музыкознание.М.-Л., 1987.-Вып.3.-С.69−96.
- Савва М. Межэтнические отношения в крае:(История и современность)//Международная жизнь.-1994.- № 7−8. С.141−144.
- Сеченов И. Избранные произведения. АПН СССР.- 1952.- Т.1. -772 с.
- Симонов В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. 192 с.
- Скаткин М. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.- С.3−51.
- Сластенин В. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9.
- Сластенин В. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993. С.17−28.
- Сластенин В., Подымова Л. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.- 221 с.
- Сластенин В., Тамарин В. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 10.
- Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.- 87 с.
- Смирнов В. «Культурная паспортизация» в контексте государственной культурной политики:(о региональной культурной политике)//Встреча.-1994.- № 11. С.13−15.
- Современная дидактика: Теория практика./Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева.- М., 1994.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки. М., 1994.Т. 1, ч. 1. — С. 10.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992. — 225 с.
- Соколов А. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе //Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных культур. Ташкент, 1982.-С.114−134.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки.Л., 1981.-Вып.2.- 294 с.
- Сохор А. Музыкальная культура общества. В кн.: Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.1.Л., 1980. — С.62.
- Сохор А. Национальное и современное в советской музыке. М., 1973, вып.1. -С.19.
- Тараканов М. Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процесса художественного творчества. Л., 1980. С. 127 138.
- Тараканов М. О методологии анализа музыкальных произведений (к проблеме соотношения типического и индивидуального) //Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. — С.31−71.
- Тарасов Г. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. К., 1986. — 119 с.
- Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988. — 176 с.
- Тарасова Л.А. Теория и практика музыкального краеведения системе современного музыкального образования: Автор, дисс.. доктора пед. Наук: 13.00.02.- М., 1997.- 52 с.
- Тельчарова Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа. Автореф.дис. .д-ра филос. наук. — М., 1992. -38с.
- Теоретические основы процесса обучения в современной школе./Под ред.В. В. Краевского, И. Я. Лернера.-М., 1989. С. 32.
- Теплов Б. Избранные труды. Т.1. М., 1986. 323 с.
- Теплов Б. Психологические вопросы музыкального восприятия //Вопросы художествен, восприятия. М., 1947.- № 14. — С.11.
- ТитовС. Екатеринодарское отделение ИРМО//Музыкал. академия. 1995.- № 1. — С. 198−200.
- Туравец Н. Симфоническая увертюра в творчестве композиторов Кубани //Кубань: проблемы культуры и информатизации, 1996. № 3. -С.25−28.
- Туравец Н. Стилевой синтез музыкального искусства Кубани //Кубань: проблемы культуры и информатизации.-1995.- № 1. С.30−32.
- Туравец Н. Всматриваясь в прошлое. О стилевых поисках в музыкальном искусстве Кубани //Юго-Полис.- 1994. № 3.- С.56−60.
- Туравец Н. Курс «Музыкальная культура Кубани: профессиональное композиторское творчество» в системе образования //Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.320−323.
- Туравец Н. Музыкальная культура Кубани / Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Краснодар, 1997.-95 с.
- Туравец Н. Сравнительно-сопоставительный аспект анализа музыкальных произведений при изучении народной музыки в школе. Материалы Пятых Виноградов, чтений «Дети и народные традиции» -Челябинск, 1991.-С.262−264.
- Туравец Н. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика. -Краснодар, 1998. 179 с.
- Ушинский К. Собрание сочинений: в 10 т. М.:АПН РСФСР, 1948.-Т.2. — С.358.
- Философия образования для XXI века /Под ред. Н. Н. Пахомова, Ю. Б. Тупталова.-М., 1992.- С.22−43.
- Фомин В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа // Музыкальное искусство и наука. М., 1973.-Вып.2. С.99−134-
- Харькин В. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992.- 160 с.
- Ходаковский Н. Краеведение наука о Родине.//Философия и социологическая мысль.-1989.- № 1. — С. 116−120
- Холопова В. Музыка как вид искусства.М., 1994.-258 с.
- Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. Вып.4. С.4−22.
- Холопова В. Типы новаторства в музыкальном языке русских и советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. — С. 158−204.
- Целевая комплексная программа «Система непрерывного художественно-эстетического воспитания и образования различных групп населения’У/Начальная школа. Ч. 2.- Краснодар, 1989. 118 с.
- Целковников Б. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока. Дисс.канд.пед.наук: 13.00.02.-М., 1988.- С. 86.
- Цуккерман В. О некоторых особых видах целостного анализа //Музыкально-теоретические очерки и эподы.-М., 1970.-Вып.1.-С.54.
- Цыпин Г. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М., 1988.- 384 с.
- Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1996. — 108 с.
- Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке //Проблемы музыкальной науки.Вып.5.М., 1983. 17 с.
- Шамина JL Школа русского народного пения. Учебник. М., 1997, Всероссийское музыкальное общество. 112 с.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе //Художественное воспитание средствами музыкального искусства.-М., 1950.-С.28.
- Шацкий С. Педагогические сочинения. М., 1965. -Т.4.-С.328.
- Шнитке А. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. 1988. Апрель июль. С.22−24.
- Шукшунов В. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. 1994. — № 2.- С. 12.
- Щербо А. Формирование у младших школьников способностей к художественно-эстетической деятельности: Дисс. .д-ра пед наук. К., 1984.-369 с.
- Щукова Н. и др. Новые технологи воспитательного процесса. М, 1993.-203 с.
- Юдин В. Объяснение и понимание в научном познании//Вопросы философии.-1980. -N9.-C.53.
- Юнусова В. Ислам музыкальная культура и современное образование в России. — М., 1997. — 150 с.