Проектирование содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов
![Диссертация: Проектирование содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов](https://westud.ru/work/2511779/cover.png)
Диссертация
Опираясь на исследования психологов, было установлено, что уча-шиеся-«гуманитарии» отличаются: интуитивным, образным, внелогическим мышлением, «художественным» типом восприятия информации, склонностями к изучению определенного круга предметов (литературы, обшествоз-нания, истории, музыки, изобразительного искусства, иностранного языка, философии и др.), широтой ассоциативного ряда… Читать ещё >
Содержание
- В ВИДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность понятия «проектирование» с позиций процессуального и деятельного подхода
- 1. 2. Проектирование как элемент профессиональной деятельности учителя
- 1. 3. Содержание учебного предмета как объект проектирования
- Выводы первой главы
- ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКА" ДЛЯ ГУМАНИТАНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
- 2. 1. Анализ действующих учебников по информатике на соответствие обязательному минимуму содержания образования
- 2. 2. Особенности и условия проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов
- 2. 3. Интеграция как ведущее условие проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов
- 2. 4. Реализация основных принципов интеграции в ходе педагогического эксперимента
- Выводы второй главы
Список литературы
- Абрамов А. Как создать новое содержание образования? // Народное образование, 1997. — № 7−8. — С. 11−16.
- Азимов М. Язык науки / пер. с анг. М.: Мир, 1985. — 280 с.
- Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования. С-Пб. 1997.
- Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. — С. 20−23.
- Алексеев Н. Г. Проектирование // Новые ценности образования: тезаурус. М., 1994. — С.76−78.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 кн.: Кн. 1. Казань, 1996. 568 е.- Кн. 2. Казань, 1998. 320 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и культура мышления.-М., 1991.-416 с.
- Арнаутов В. В. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационная образовательная система: Методический аспект: Монография. Волгоград, 2000.
- Арсентьев Д. 3., Минаков С. Т. Актуальность и условия гуманитарно-ориентированного образования // Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы. Орел, 1995. — С.4−7.
- Арчер Л. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М: Наука, 1965. — 279 с.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
- Барсукова Т. В. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования (на примере 6−7 классов): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
- Бганцева И. В. Возможности предметов филолог ического цикла в формировании оптимистического мироощущения // Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике. — Волгоград: Колледж, 2000.-С. 182−185.
- Безрукова B.C. Образовательные технологии: ориентиры для выбора // Директор школы, 1999. № 8. — С.25−27.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для вузов. — Екатеринбург, 1996.
- Белов В. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы // Учитель, 2000. № 6. — С.46−53.
- Берулава М. Н. Состояние и перспективы организации образования // Педагогика, 1996. № 1. — С. 9−11.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989. — 192 с.
- Бешенков С.А. Дидактические основы дифференцированного обучения информатике. М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991. — 31 с.
- Богданова Р. У. Проектирование образовательных программ / Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. -С-Пб, 1995.
- Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М., 1999.
- Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. — 181 с.
- Ьратченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.
- Букер П. Моделирование объекта проектирования / пер. с анг. М: Наука, 1964.- 123 с.
- Васекин С. В. Технологическая процедура оптимизации при проектировании учебного процесса по математике: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.-23 с.
- Васильев Ю. В. Способ установления межпредметных связей в учебном процессе // Педагогическое управление в школе. — М., 1990. С. 71 -79.
- Векслер О. И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критичности мышления //Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Тезисы докладов. М., 1970. — С.231−233.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. — М., 1967.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.
- Вудсон Т. Проектирование как итерационный процесс / пер. с анг. М: Наука, 1966.
- Ганущенко H.H. О преподавании социально-гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе // Преподавание истории в школе, 2000. -№ 9. С.5−8.
- Гаспаржак А. Г. Педагогические основы обновления содержания образования в современных социально-экономических условиях (на материале гимназий): Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1995. — 37
- Елспарский В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок. М. 1978
- Гастева С. А. Методика преподавания математики в восьмилетней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Казань, 1980.
- Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 432 с.
- Головнев В. Образ целостной природы (к реализации программы межпредметных связей в обучении) // Народное образование, 1991. № 2. — С.39−41.
- Голыжбина 3. С. О межпредметных связях // Специалист, 1997. № 7. --С.21−22.
- Гоноболин Ф. Н. Книга об учителе. М., — 1965.
- Горелик И.Ф. Классы разного уровня развития // Начальная школа. 1997. № 12.-С.23−25.
- Грановская Р. М., Крижановская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов, СПб, 1994. — 146 с.
- Гребенюк О. С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996. -197 с.
- Гриценко Л. И. Основные идеи интегративного личностно-развиваюшего обучения // Учебный год, 2001. № 4. — С.13−25.
- Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования.-М., 1996.-545 с.
- Гуманистический потенциал естественнонаучного образования / Под ред. И. Ю. Алексашиной. С-Пб, 1996
- Гурьев А. И., Петров А. В. О соотношении понятий «интеграция» и «межредметные связи» // Наука и школа, 2002. № 2. — С.56−58.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
- Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1998. -191 с.
- Данильчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. Волгоград, 1996.
- Данилкж А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998. -№ 2. С.8−12.
- Данилюк А. Я. Учебный предмет как интегративная система // Педагогика, 1997. № 4. — С.24−28.
- Девяткина Г. В. Проектирование учебно-технических игр//Школьные технологи и, 1998. № 4. — С. 121 -124.
- Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятия и виды // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000. — № 4. — С.34−40.
- Дж. Ван Гиг Прикладная общая теория систем. М., 1981
- Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование: Современные методы проектного анализа. М., 1976.
- Джонс Дж. Методы проектирования. — М.: Прогресс, 1990
- Дидактическая концепция содержания образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под ред. И. Я. Лернер, И. К. Журавлева. М., 1993. — С. 162−209.
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.: Мир, 1981
- Доманова С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону. 1995.-38 с.
- Егоров Ю. Л. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века //Школа, 1995. -№ 5.-С.4−13.
- Журавлев И. К. Дидактические основы построения учебного процесса общеобразовательной школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М. 1990.-58 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие для студентов. С-Пб: Просвещение, 1995. — 234 с.
- Зарецкая И. И., Травников И. Интегрированные уроки в системе гуманитарного образования // Школа, 1999. — № 2. С.24−26.
- Зверева Н. М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика, 1993.-№ 1.-С.9−12.
- Зеленцова А. В. Роль учителя в проектировании содержания личносгно-ориентированного образования. — М.: Просвещение-Гегерлт, 1998
- Зеленцова A.B. Личностный опыт в содержании образования // Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии: Сб. науч. тр. Вып. № 1. Волгоград: РИО, 1996. — С.74−77.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997
- Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.-М.: Тривола, 1994.-304 с.
- Зорина Л. Я. Единство естественнонаучной и гуманитарной культур в условиях дифференцированного обучения // Школа, 1996. № 6. — С.38−42.
- Зорина Л. Я. Отражение идей самопознания в содержании образования // Педагогика, 1996. № 4.
- Игнатова В. А., Голубцова В. И. Анализ содержания естественнонаучного образования школьников в разных системах обучения // Психологическая наука и образование, 2000. № 4. — С.34−37.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М., 1993. -101 с.
- Ильин Г. Л. Теоретические основы проективного образования: Авто-реф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1995. — 38 с.
- Ильина Т. А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. -496 с.
- Иляева Л. М. Дидактические условия обучения учащихся 5−7 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «технология»: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Брянск, 1996. — 18 с.
- Ильясов И. И. Структура и процесс учения. М: МГУ, 1986.
- Иитегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов. М. 1983.
- Исследования художественных интересов школьников / Под ред. Е. В. Квятковского, Ю. У-Фохта-Бабушкина. — М., 1992.
- Истоки интегративной педагогики // Школьная духовность, 2001. № 2. — С.55−60.
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991
- Коложвари И., Сеченикова Л. Интегративный курс, как его разработать // Народное образование, 1999. № 1 -2. — С.219−223.
- Казаренко В. И. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников // Педагогика, 1993. -№ 3. С.25−29.
- Калинин А. С. Проблемная ценностно-значимая ситуация как единица процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию // Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике. Волгоград: Колледж, 2000. — С. 170−174.
- Католиков А. Опыт интегрированных уроков в школе-интернате. -Сыктывкар, 1997.
- Киричек П. Интегративные формы образования // Высшее образование в России, 1997. -№ 1.-С. 154−156.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996, — 121 с.
- Колесина К. Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1995. — 24 с.
- Колесникова И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб, 1994.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дисс. .док. пед. наук.-JI., 1999.-37 с.
- Коростылева Н. Я. Интеграция и гуманитаризация в концепции современной школы // Завуч, 1999. № 3. — С. 91−95.
- Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. -Минск: Наука и техника, 1989. 188 с.
- Кошмина И. Принцип диалога гуманитарных предметов // Искусство в школе, 1997. -№ 2. -С.27−33.
- ЮО.Краевский В. В. Теоретический подход к построению теории содержания общего образования // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1979. С.34−38.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
- Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. — М.: Просвещение, 1965
- Крылова Н. Б. Проектирование как создание культурно значимой ситуации в образовании // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. -M., 1994.-С.32−34.
- Крюкова Е. А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учебное пособие. Волгоград: Перемена, 1998. — 106 с.
- Крюкова Е. А. Теоретические основы проектирования личностно-развивающих педагогических средств: Дисс.. докт. пед. наук. Волгоград, 2000. — 340с.10(>.Ксендзова Г. Перспективные школьные технологии. М., 2000
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. — Л., 1967
- Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Учпедгиз, 1960.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М., 1980.
- П.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Знание, 1966.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
- Любичева В.Ф. Технология проектирования учебного процесса по методике преподавания математики в педуниверситете: Монография. Новокузнецк, 2000. — 189 с.
- Макаренко A.C. Проектировать лучшее в человеке. Мн.: Университетское, 1989. —416 с.
- Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
- Малков Л. П. О двух подходах к построению экономических моделей//Системные исследования: Методические проблемы: Ежегодник. -М., 1986.
- Маранцман В.Г. Психолого-педагогические особенности обучения учащихся гуманитарным дисциплинам: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1996.- 16 с.12(>.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.-308 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. 1977.
- Машбиц Е. И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности // Вопросы психологии, 1979. -№ 6. С. 30−33.
- Монахов В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии, 2000. № 3. — С.57−71.
- Монахов В. М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. — 152 с.
- Монахов В. М., Шабанов Т. Н., Смыковская Т. К. Методическая система инновационной школы: функционирование, развитие. Волгоград, 2000.-147 с.
- Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 1997. № 5. — С.52−55.
- Падлер Г. Создание идеальных моделей объектов при проектировании/ пер. с анг. — М, 1968.
- Никишина И. В. Проектирование инновационного образовательного процесса // Учебный год, 2001. № 1. — С.47−49.13().Николов Л. Структура человеческой деятельности. М., 1984. — 87с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.1380 концепции структуры и содержания общего среднего образования И Образование в документах, 2000. -№ 9. —С. 14−16.
- Обновление образования в России // Управление школой, 2000. № II.-С. 12−13.
- Образование в поисках человеческих смыслов/Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995.14 .Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык. 1987. — 795 с. 142.0конь В. Основы проблемного обучения (пер. с польск.). М., 1968.
- Орлов В. А., Лебедева В. П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. С.20−23.
- Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение / М.: Сентябрь, 2002. 160с.
- Палтышев Н. Педагогическая гармония // Школа, 1996. № 6. — С.2−13.14(>. Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова. М., 1987.
- Педагогическое наследие: в 5 т. — М.: Учпедгиз, 1959. Т. 1. — С. 132 184.
- Г1ейдж Дж. Воображение и методы проектирования / пер. с анг. М, 1966.
- Перминова Jl. М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1995. -38 с.
- Петракова Т. И. Базовое содержание образования и ценности православной культуры // Учебный год, 2001. —№ 2. С.15−19.151 .Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996. -235с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды (пер. с франц.) М., 1969.
- Г1одкорытов Г. А. От гуманитарного знания к гуманитарному сознанию. Гуманитарное знание: сущность и функции. С-Пб, 1991.
- Потапов A.C. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. — М., 1999. -21 с.
- Проектирование систем внутришкольного управления: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. А. М. Моисеева. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 384 с.
- Радионов В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — С-Пб, 1996. -31с.
- Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград, 2001. — 289 с.
- Разумовский В. Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика, 1998. № 7. — С.4−9.
- Раппопорт А. Г. Границы проектирования // Вопросы методологии, 1991. -№ 1. С. 19−37.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дисс.. докт. пед. наук. — М., 1994. 339 с.
- Ровкин Д.В. Дидактические основы конструирования интегративного содержания учебного процесса: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л. 1992.- 18с.
- Ромишевский А. Д. Проектирование систем обучения (пер. с англ.). -Лондон, Нью-Йорк, 1981.
- Роньшина Т.И. Интегративное планирование обучения и воспитания//Специалист, 1998.-№ 1. — С.13−17.
- Рощина Н. Приобщение к истинной духовности // Учитель, 1999. — № 1. -С.46−48.
- Рубинштейн М. М. Трудовая школа в свете истории и современности. -Л., 1925.-162 с. 171 .Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973.
- Рубцов В. В. Опыт интеграции науки и образования в современных условиях // Известия Российской академии образования, 2001. № 2. — С.24−28.
- Рубцов В. В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен.-М., 1997.-С.31−47.
- Сагатовский В. Н. Ценностные основания гуманитарной 'экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск. 1992. — С. 12−14.
- Сазонов Б. В. К определению понятия «проектирование» // Методология исследований проектной деятельности.-М., 1973.-С.12−16.
- Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962.
- Саранов А. М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград, 2000. — 259 с.
- Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. — 295 с. 18!.Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика, 2002. -№ 1.-С. 11−14.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Скаткин М. Н. Наука и учебный предмет// Советская педагогика, 1945. -№ 3.
- Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего образования.--М.: Знание, 1981.-96 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.-М., 1998.18(>.Сластенин В. Л. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976.
- Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
- Смыковская Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: Монография. — Волгоград, 2000. -250 с.18^.Сноу Ч. Две культуры.-М., 1973.-29 с.
- Совершенствование содержания образования в школе/Под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. — 1985.
- Соловьева А. В. Потенциал школьных гуманитарных дисциплин в формировании отношения к труду как нравственной ценности // Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике. Волгоград: Колледж, 2000.-С. 178−180.
- Способности и интересы I Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. -М.: АПН РСФСР, 1962.
- Сокомото Т. Проектирование процесса обучения (пер. с япон.) // Вопросы психологии, 1993. -№ 2. С.12−15.
- Столяр A.A., Черкасов P.C. Методика преподавания математики. -М.: Просвещение, 1983.
- Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1996. — 102 с.
- Суслова Г. П. Модель культурной школы II Школьные технологии, 2002. -№ 5. С. 136−146.
- Теория содержания общего образования и пути ее построения. М.: НИИОП, 1978.-108 с.
- Урсул А. Д. Философия, методология и интеграция науки // Материалистическая диалектика — методология естественных, общественных и технических наук. М., 1983.-С.114−137.
- Федорец Г. Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении // Народное образование, 1988. -№ 2. С.70−72.
- Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1986. 590 с.
- Шадриков В.Д. Познавательные процессы и особенности в обучении. -М., Просвещение, 1990.-96 с. 213.1Памова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001.-384 с.
- Шахматова Т. С. Педагогическое проектирование воспитательно-образовательного процесса многопрофильной гимназии. — Новокузнецк: ИПК, 1999.-151 с.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т., т.2. М. 1980.- 155с.
- Шепель В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманита-рология. М., 1992.217.111ипицына J1.K. Интеграция: социализация и образование // Народное образование, 2000. -№ 2. С. 13−15.
- Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. М., — 1999. — 202с.21().Шиянов E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 1995.
- Школьник В.Г. Гуманизация естественнонаучного взгляда школьников в учебном процессе // Целостный учебно-воспитательный процесс. Волгоград.- 1992. — С.73−76.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Дисс.. докт. пед. наук.-Екатеренбург
- Штейнберг В. Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов. Уфа: БИПКРО, 1996.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды.-М.: Мир, 1986.
- Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М., 1994
- Энгельгарт В. А. Интегратизм — путь от простого к сложному // Вопросы философии, 1970.-№ 11.-С.46−49.22(>.Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии, 1999. № 3. -С. 64- 77.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. 22Н. Ямпольский B.C. Концепция глобального образования // Народное образование, 1997. № 6. — С.6−9.
- Ясвин В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование, 2000. № 2. — С. 34−35.Ятайкина А. А. Об интегративном подходе в обучении // Школьные технологии, 2001. -№ 6. — С.11−14.
- Rogers Е. Duffusion of innovations. Free Press. 1983, № 4.
- Barrow R. An Introduction to the Philosophy of Education. Lnd., 1982. -207 p.
- Основное содержание и результаты исследования представлены в следующих публикациях:
- Проектирование учителем содержания предмета «Информатика» для гуманитарных классов. Пособие для учителей.- М.: РИЦ «Альфа», 2003, — 60 с.
- Применение современных телеинформатических техник в логистике// Компьютер — современное орудие работы учителя. Поморская педагогическая Академия, слуцк.-2003.- С.61−67.
- Информационная технология и изменяющейся действительности// Компьютер — современное орудие работы учителя. Поморская педагог ическая Академия, слуцк.-2003.- С.127−136
- Применение математического анализа в экономических науках// Методика преподавания математики. Вопросы технологии, 2003.- № 2.- С. 83−93.
- Требования к программным средствам учебного назначения// современные вопросы методики обучения информатике. Волгоград.-2003.- С.11−14. (соавтор.)
- Формирование пользовательских умений при изучении курса информатики/7 современные вопросы методики обучения информатике. Волгоград.-2003.- С.23−26. (соавтор.)
- Технологизация и информатизация образовательного процесса: методология. дидактика, технологии// Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики.-Тольятти-2003, — С. 85−92
- Дидактический практикум как инновационная форма профессионального становления будущего специалиста на базе профессионально значимых кур-сон высшей школы// Проблемы информационного образования и культуры.-Тольятти -2003.- С. 87−95 (соавтор.)