Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Сравнительный анализ общения дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в ролевой игре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе общения складываются такие отношения, при которых дети обмениваются информацией и переживаниями. В процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы общения со сверстниками, у них складываются способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые качества личности. При этом важное значение имеет то, как организованы воспитателем… Читать ещё >

Введение. Сравнительный анализ общения дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в ролевой игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общение с другими людьми зарождаются и наиболее активно развиваются в детском возрасте. Первый опыт таких отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности. Оттого, как сложатся отношения ребенка в группе детского сада первой в жизни группе сверстников, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

В ходе общения складываются такие отношения, при которых дети обмениваются информацией и переживаниями. В процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы общения со сверстниками, у них складываются способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые качества личности. При этом важное значение имеет то, как организованы воспитателем режим всей жизни в детском саду и различные виды их деятельности, прежде всего игровой. Именно в процессе игровой деятельности формируются первые умения положительного общения.

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме общения детей друг с другом (З.М. Богуславская, Г. А. Волкова, В. К. Воробьева, О. П. Гаврилушкина, Ю. Ф. Гаркуша, М.И. Лисина, Е. М. Мастюкова, Н. Я. Михайленко, А. Г. Рузская, О. С. Рудик, Е. О. Смирнова, У. В. Ульенкова, Т. Б. Филичева Г. В. Чиркина, и др. [5, 9, 10, 12, 13, 25, 27, 29, 36, 41, 45, 50, 56, 59]). Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. По данным Е. Н. Смирновой [28], уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в общении со сверстником. На протяжении дошкольного возраста эта потребность возрастает, и к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый.

Именно в процессе общения со сверстниками ребенок приобретает важные качества: доброту, сочувствие, доверие, готовность к сотрудничеству, умение отстаивать свое мнение, конструктивно решать конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт общения со сверстниками, начинает правильно оценивать себя и других, определять самооценку, различать добро и зло, формируется его социальная компетентность.

Т.А. Репина [37] рассматривает отношения детей, дошкольного возраста в группе детского сада как многообразную и относительно устойчивую систему эмоциональных отношений, которые находят свое выражение: 1) в общении и совместной деятельности детей; 2) во взаимооценках членов группы; 3) в их переживаниях, носящих избирательный характер.

С учетом особенностей проявления отношений между детьми ученой были выделены их три основных вида: собственно-личностные отношения, оценочные и «деловые».

К собственно-личностным были отнесены отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и деловые.

Оценочные отношения характеризуются как осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентаций, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок.

Под «деловыми» отношениями имелись в виду такие, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей. Как известно, в социально-педагогических исследованиях наряду с личными отношениями выделяются отношения официальные, или деловые, связанные с выполнением человеком определенных общественных функций [30].

Большое значение в деловых отношениях детей имеет сюжетно-ролевая игра, поскольку ребенок пока не занят общественно значимой деятельностью. В игре он проживает многие социальные роли. А поэтому именно в ней между детьми наиболее ярко проявляется и формируются общение.

Исследования в области специальной и коррекционной педагогики, направленные на изучение общих и специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, показали, что для всех категорий «проблемных» дошкольников является характерным недоразвитие всех видов деятельности, прежде всего игры. Недоразвитие игровых способностей выражается, прежде всего, в бедности социального содержания, доминировании предметного плана, неустойчивости ролевого поведения, бедности и отсутствии продуктивного общения, несформированности кооперативных умений, снижении игрового программирования, произвольности, планирования и т. д.

Ролевая игра в этом случае не приобретает статус ведущей деятельности и её влияние на развитие ребенка чрезвычайно мало, а порой и ничтожно (О.П. Гаврилушкина, О. В. Гударева, Е. С. Слепович, Л. И. Солнцева, А. С. Спиваковская, и др. [12, 17, 44, 46, 48]). Вместе с тем известно, что именно в игре создаются условия непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано.

Объект исследования: общение старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и без речевой патологии в сюжетно-ролевой игре.

Предмет исследования: сюжетно — ролевая игра как средство развития речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить специфику общения в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня и сравнить с детьми, имеющими с нормальное речевое развитие.

Гипотеза исследования: если при построении работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовать сюжетно-ролевые игры, то процесс развития речевой деятельности таких детей протекает успешнее.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:

  • 1 .Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2 .Эмпирическое изучение взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ОНР III уровня в сюжетно-ролевой игре.
  • 3 .Сравнить уровни общения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и без речевой патологии в сюжетно-ролевой игре.
  • 4. раскрыть теоретико-методологические основы развития речи детей подготовительной группы посредством игровой деятельности.

В ходе выполнения работы нами были намечены этапы проведения исследования:

Первый этап — была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, определена и сформулирована проблема, цели и задачи исследования, что позволило составить план выполнения работы и реализовать его. Анализировался опыт работы в дошкольном учреждении.

Второй этаппроведен констатирующий эксперимент, что позволило определить группу детей для экспериментальной работы. Была спланирована и проведена коррекционная работа с использованием сюжетно-ролевых игр в процессе занятий, индивидуальная работа с детьми, в работе с воспитателями и родителями.

Третий этап — обобщающий, подводились итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования, даны рекомендации для воспитателей по использованию сюжетно — ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретический метод — изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы.

Эмпирические методы — прямое косвенное и включенное наблюдение; опрос (анкетирование, беседа с детьми, их родителями, педагогами, сюжетно — ролевая игра, эксперимент);

  • -метод диагностики;
  • -метод эксперимента;
  • -метод обработки результатов экспериментального исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

База эксперимента и его апробация проходила на базе ГБОУ ШИ № 108 г. Москва.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой