Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста
Диссертация
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, социологии, эстетики, искусствоведения, педагогики и психологии об эстетических ценностях и роли искусства в формировании ценностных ориентации личностио содержании эстетических идеалов мужчины и женщины в произведениях искусства разных эпох, о ценности семьи… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. 1. Культурологический аспект полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
- 1. 2. Отражение мужского и женского образов в произведениях изобразительного искусства
- 1. 3. Эстетическое восприятие художественного образа изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
- ЭСТЕТИЗАЦИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
- 2. 1. Анализ состояния практики полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (констатирующий эксперимент)
- 2. 2. Обоснование экспериментальной программы эстетизации полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
- 2. 3. Формирование эстетического отношения к образам мужчины и женщины у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства (формирующий эксперимент)
- 2. 4. Динамика сформированное&trade- полоролевой эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста под влиянием художественных образов изобразительного искусства (контрольный эксперимент)
Список литературы
- Абраменкова В, В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ- Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Александрова Н С. Детское эстетическое отношение к дымковской игрушке. Киров, ВГПУ, 1997. 67 с.
- Александрова Т А. Дочки-матери. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Алешина Ю. Е. Волович A.C. Проблемы усвоения ролей женщины и мужчины // Вопросы психологии, 1991, — № 4. — С. 74−82.
- Амонашвили Ш. А. Главное достоинство женщины // Семья и школа, -1986, — № 2.- С. 26.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 486 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Андреев Л.А. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. 193 с.
- Ю.Антонов А. Три модели будущего //Семья и школа, 1998, — № 1. — С. 28.
- Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становлении ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1992.-23 с.
- Аркин Е.А. Что должны знать родители по половому воспитанию // Родителям о воспитании. М: Просвещение,!957. — С. 283−309.
- З.Арутюнова Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 189с.
- Архиреева T.B. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. Автореф. канд. псих. наук. -1990." 19 с.
- Бадмаева C.B. Профессионально этическая подготовка учителя к формированию полоролевого поведения школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1997.- 193 с.
- Баку шине кий A.B. О задачах и методах художественного воспитания // Искусство в трудовой школе. М.: Новая Москва, 1926, С. 3 -12.
- Башинекая И.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры, графики. СПб.: Знание, 1992. 193 с.
- Белик А.П. Эстетика и современность. — М.: Политиздат, 1963. с. 184.
- Белкин А.И. Формирование личности при смене пола.// Психология личности. Тексты М.: Медицина, 1982. — С. 48.
- Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1965. — 301 с.
- Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988. -301с.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1994. — 1236 с.
- Благонадежина JIJB. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие. // Вопросы психологии, 1968, — № 4, — С. 96 104.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970. 135 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бойко В.В. Если ты мать и жена. М.: Советская Россия, 1991. — 160с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
- Буров А.И. Эмоции, чувства, отношения. //Вопросы психологии, 1966. -№ 1- С. 141−151.
- Бучилло Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание, 1989 — 64 с.
- Быстрой A.B. Русская мать. М.: Советская Россия, 1979. — 190 с.
- Ваислов В.В. Содержание и форма в искусстве. —М.: Искусство, 1956. — 370 с.
- Великая Отечественная война в произведениях советских художников. -М.: Советский художник, 1979. 188 с.
- Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения /Сост. С. Ф. Карп. М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
- Вершинина H.A. Формирование у детей 5−6 лет понимания композиции произведений живописи. Автореферат дис.. канд. пед. наук. — JL, 1990. -19с.
- Ветлугина H.A. Воспитание эстетического отношения ребенк к окружающему // Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — С. 193−200.
- Видоф М. Нет места лучше для полового воспитания, чем родной дом: Письма родителям. Иркутск, 1990. 114 с.
- Вишнева Г. М. Казакова Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм // Дошкольное воспитание, 1984, — № 6 — С. 46−50.
- Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Л.:1971. — С. 281 — 298.
- Ворошнина Л. В. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (с элементами регионального компонента) Пермь, ПГПУ, 1997, — 179 с.
- Ворошихина Л.Н. и др. Русская живопись XVIII века. — М.: Искусство, 1989. 201 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.
- Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. С. 8 -19.
- Гастев A.A. Леонардо да Винчи. М.: Молодая гвардия, 1984. — 210 с.
- Героини войны. Очерки о женщинах героях Советского Союза. -М.:Политиздат, 1963. — 198 с.
- Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. — 519 с.
- Грабаровская Л.В. Педагогические условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Ростов — на -Дону, 1996, — 190 с.
- Градусова Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков дошкольного возраста в сюжетно ролевых играх героической тематики: Автореф. диссерт. канд. пед. наук. — М., 1990. — 17 с.
- Графова Л.В. О женственности, рыцарстве и, конечно, о любви //Воспитание школьников, 1970. — № 3. — с.31−36.
- Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1999. 169 с.
- Гризова И.И. Художественный образ как система. Одесса, 1980, — 28 с.
- Громов Е.С. Проблемы эстетического воспитания и современность. М.: Советский художник, 1963. — С. 61.
- Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности. М.: Просвещение, 1983. С. 14, 46.
- Дажина В.Д. Рафаель и его время // Искусство, — 1983, № 7. — С. 21.
- Даниель С.М. Искусство видеть. Ярославль, Искусство, 1990. — 220 с.
- Денисова Т.Л. Педагогические условия формирования художественного образа в рисунках детей шестого года жизни: Дис. .канд. пед. наук. -Самара, 1997.-140 с.
- Дик И. Растёт в доме мужчина. М.: Знание, 1967. — 91с.
- Дмитриева H.A. Художественный образ как форма отражения действительности. М.: Искусство, 1954. — 63 с.
- Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. М.: Знание, 1982 — 96с.
- Добрынина Н. Постигая художественный образ //Дошкольное воспитание, -1997,-№ 3,-С. 92−95.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160С.
- Запорожец, А В. Восприятие и действие. -М., 1967 с.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия роли родителей //Вопросы психологии, 1982. — № 1. — С. 59−69.
- Захарова Л.Н. Растут в семье мама и папа. М.: Московский рабочий, 1978, — 160с.
- Зеньковский В В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 374с.
- Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя» //Общественные науки и современность, 1995, — № 3 — С. 161 -173.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. — 160с.
- Каган М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. 210 с.
- Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: МГ ПИ, 1985. 71 с.
- Казакова Р. Г. Белякова Л.Г. Детская одаренность. М.: Mill У, 1998.- 93 с.
- Казин А. Л. Художественный образ и реальность. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. — 120 с.
- Канатуш В.Я. Библейские женщины. Кобрин: ХБМ «Еммануил», 1995. -304 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
- Киященко Н.М. Эстетический опыт человека. М.: Просвещение, 1988.-216с.
- Колесов Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. — М.: Педагогика, 1978. 224с.
- Ковалёв C.B. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 160 с.
- Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. — № 3. С.165−171.
- Колпинский Ю.Д. Образ человека в искусстве Возрождения. М.: Искусство, 1968.-250 с.
- Колясникова М. В. Психологическое строение пола как характеристика личности старших дошкольников: Дис.. канд. псих. наук. М., 1999. -152 с.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995.- 160с.
- Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творче-сто. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Кон И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981,-№ 2. — С.47- 48.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336 с.
- Конухова E.H. Формирование представлений о художественном образе у младших школьников в художественном музее: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.- 116 с.
- Костин В.И. Что такое художественный образ. М.: Советский художник, 1961.-62 с.
- Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях. — М.: Республика, 1992. — 301 с.
- Краткий словарь по эстетике / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -223 с.
- Крассовский A.C. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. -Минск, 1990. -21с.
- Крюковский Н. И. Логика красоты. Мн.: Наука и техника, 1965. — С.29 -36 — 39.
- Кукулите Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дис.. канд. псих. наук. М., 1993, — 160 с.
- Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. 304 с.
- Курочкина H.A. Детям о книжной графике. СПб.: Акцидент, 1997.-190 с.
- Кудрявцева Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992.-187 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало XX века). М.: Изд. Дом «Форум», 1998. 584 с.
- Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 185 с.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. — 208 с.
- Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 135 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Дис.. докт. пед. наук, Т. 1. Вологда, 1968. — 240 с.
- Лосева М.В. О половом воспитании детей и подростков. М.: Педагогика, 1989. — 90 с.
- Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Дис.. канд. псих. наук. Л., 1987. — 165 с.
- Макаренко A.C. Половое воспитание. Собр.соч. в 7 т. Т. IV. М.: АПН, 1957. -406 -416 с.
- Марксистко-ленинская эстетика / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. — 544 с.
- Маркуша A.M. Мужчинам до 16 лет. Ижевск, Удмуртия, 1992 — 342 с.
- Марьясис Е.Д., И В. Гребенников. Семья и воспитание дошкольников. М.: Знание, 1987. 48 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. К проблеме общего и социального в художественной одаренности человека //Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. — С. 307, 320.
- Мелик Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис.. докт. псих. наук. — М., 1994. — 380 с.
- Мордовцев Д.А. Русские женщины нового времени: Биографические очерки из русской истории // Москва, 1995, — № 6. — С.181 — 188.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1995. — 269 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255 с.
- Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии, 1991, — № 3, — С.9−16.
- Образ современника. Советский живописный портрет 1917−1976 гг. -М.: Советский художник, 1978. 204с.
- Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. — 105 с.
- Органов О.Н. Специфика эстетического восприятия.-М.: Просвещение, 1975.-224с.
- Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1993. — 239с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Пименова Л.В. К постановке проблемы социализации ребенка дошкольного возраста //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду Пермь: ПГПИ, 1993.- С. 4951.
- Пименова Jl. В. Концептуальные основы полового воспитания дошкольников //Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Тезисы научно-практической конференции. Пермь: ПГПУ, 1996. -С. 83−85.
- Плетнева Г. В. Человек и окружающий его мир в современной советской живописи. М.: Знание, 1980. 180 с.
- Пписенко Н.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: Дис.. канд. псих. наук. М., 1984. — 173 с.
- Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов 100 ответов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
- Поддьяков H.H. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 106 с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы // Вечное слово, 2001, — № 3. — С. 2 — 8.
- Прозументик О.В. Становление полового самосознания в старшем дошкольном возрасте: Дис.. канд. псих. наук. М., 1999. — 161 с.
- Психология. Словарь /Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ веках: этапы истории //Этнографическое обозрение,-1994,-№ 5. СЗ-15.
- Радзивилова М.А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 23 с.
- Радянская И. Художественный образ // Философская энциклопедия. -М.: Сов. Энциклопедия: в 5 т. Т. 5. — С. 452−455.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. — 80 с.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте /Под ред. A.B. Запорожца. -М.: Просвещение, 1966. 174 с.
- Разумный В.А. Художественный образ форма отражения действительности: Автореф. дис. .фил. наук. -М.: 1952. — 18 с.
- Раскин Н.Е. Проблема мальчиков и девочек в воспитании. -М.: 1929. -60с.
- Рвачев В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1969. 290 с.
- Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкол а, 1998. — 558 с.
- Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987, — № 2. — С. 158−165.
- Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998, -№ 6, — С.3−5.
- Рубинштейн М.М. Вопрос о совместном обучении в свете современной педагогики. -М., 1912.- 43с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рюриков H.A. По закону Тезея // Новый мир, 1986, -№ 7, — С. 186.
- Сакулина Н.П., Ветлутина H.A., Езикеева В. А. Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду М.:Просвещение, 1957. — 151 с.
- Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс /Сост. Э. К. Суслова. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994. -80 с.
- Скатерщиков В.А. Художественный образ в искусстве. М.: Знание, 1961.-28 с.
- Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1982.-64 с.
- Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
- Столович Л.Н. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961 .-113с.
- Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.-271 с.
- Столярчук Jl.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. докт. пед. наук. М., 1998. — 399 с.
- Суворов H. Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М.: Знание, 1984. — 64 с.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. — 96 с.
- Татаринова Л.Г. Половая социализация ребенка в семье и школе. Экспериментальные программы. СПб., 1992. — 48 с.
- Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полороле-вого поведения детей младшего дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 163 с.
- Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в условиях детского сада: Дис.. канд. пед. наук, — СПб., 1999. 188с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 11. -С.7−26.
- Тростянская Т. Ознакомление дошкольников со скульптурой // Дошкольное воспитание, 1986. — № 3. — С. 18−20.
- Тюхтин B.C. О природе образа.- М.: Высшая школа, 1963. 122 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961 — 335 с.
- Фрейд 3. Табу девственности. Очерки по психологии сексуальности. -М.: Прометей, 1990. 32с.
- Фугелова Т.А. Полоролевое самосознание учителя как условие успешности его воспитательной деятельности: Авто реф. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.-22 с.
- Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания. //Дошкольное воспитание, 1993. — № 11. — С. 79 — 81.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1978. -143 с.
- Ханхасаева И.Л. Растет дочка, растет сын. М.: Педагогика, 1991. -238 с.
- Хрипкова А. Г, Колесов A.B. Мужчины и женщины. // Семья и школа, -1979.-№ 8.-С.
- Чумичева P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста (шестой год жизни): Дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 223 с.
- Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. — 126 с.
- Энциклопедия живописи. М.: ACT, 1997. 799 с.
- Элиягу Ки- Тов. Ты и твой дом. Киев, Шамшир, 1985. — 84с.
- Юлдашев А.Г. Эстетическое чувство и произведения искусства. М.: Мысль, 1969.-183 с.
- Юрциня А.К. Социальный образ жизни и развития женщины // Научный комсомолец. 1978. — № 5. — С.57.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-327 с.
- Яковлев Е.Г. Эстетика.-М.: Гардарики, 1999. 464 с.
- Ястребова H.A. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Просвещение, 1976. 295 с.
- Яхонт О.В. Советская скульптура: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 224 с.
- Katz P.A. The development of Female Identity. Sex Roles, v.5, No.2. 1979. -155−179 p.
- Lukacs G. Beitrage zur Geschichte der Aesthetik. Berlin, Aufbau-Verl. 1964.-438 p.