Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста
Диссертация
Овладение учащимися коммуникативно-речевыми умениями, так необходимыми для эффективной реализации процесса речетворчества, способствует формированию коммуникативного ядра личности (228,8). Становление языковой личности обеспечивается формированием языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, которые являются структурными компонентами содержания обучения (250,69). Если лингвистическая… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА
- 1. 1. Из истории учений о тексте
- 1. 2. Лингвометодические основы изучения текста
- 1. 3. Психолого-дидактические основы формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА
- 2. 1. Характеристика современного уровня сформированное&trade- коммуникативно-речевых умений младших школьников (по данным констатирующего эксперимента)
- 2. 2. Принципы и критерии отбора дидактического материала как основы методической системы формирования коммуникативно-речевых умений
- 2. 3. Методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников
- 2. 4. Система упражнений как средство формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников при изучении текста
- 2. 5. Анализ эффективности предложенной методической системы (по данным контрольного эксперимента)
- ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Список литературы
- Абрамов Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков// Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.3−10.
- Адаева О.Б. Методика изучения синтаксиса в 5 классе на основе семантического подхода. Автореферат дис.канд. пед. наук: 13.00.02 -М., 1997. -16с.
- Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания / Рос. АН, Ин-т лингв, исслед. СПб.: Наука, Санкт-Петербург, изд. фирма, 1994. -151, (2)с.,(1)л.портр.
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. -М.: Педагогика, 1986. -160с.
- Акишина A.A. Структура целого текста. Вып.1. М., 1979.-88с., 1л.ил.
- Алексеев П.М. Квантитативная типология текста. Учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1988. — 76с.
- Антонова Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров// Проблемы развития речи в школе и в ВУЗе: Межвуз. сб. науч. тр./Новосиб. гос .пед. ин-т- Редкол.: И. Н. Зайдман (отв.ред.) и др. Новосибирск, 1993. -С.30−36.
- Апатова Л.И. Текст как система ориентиров в процессе понимания иноязычной речи на слух // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.21−28.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования (Учебн. пособие для фак. и ин-тов иностр.яз.)-Л.: «Просвещение», Ленингр. отд.-ние, 1973. -303с.
- Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младшего школьника: Учеб. пособие к спецсеминару для студентов-заочников факультета педагогики и методики начального образования Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.-92с.
- Архипова E.B. Развитие речи: Эксперим. учеб. пособие: 3 класс. -М.: Открытый мир, 1995. -64с.: ил. (Учеб. сер. «Шаг за шагом"-Русский язык)
- Аспекты общей и частной лингвистической теории текста / (Редкол.: H.A. Слюсарева (отв.ред.) и др.) М.: Наука, 1982. — 192с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 608с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. -213,(2)
- Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1987. -152с.
- Бабайцева В.В., Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская словесность, 1997, № 3.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Эксперим. учеб. для IV-VIII кл./ Под ред. В. В. Бабайцевой -М.: Просвещение, 1982. -240с.
- Баранов М.Т. Лексика пересказов // Особенности языка ученических изложений. / Авт. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1965. — С.60−96.
- Баринова Е.А. Сжатое и выборочное изложение // Русский язык в школе, 1967, № 2. С.29−32.
- Бархударов Л.С. Текст как единица языка и перевода // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. М.:МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.40−42.
- Барышников A.A. Классификация текстов в русском языке на основе семантического анализа текстонимов. Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.02.01/ Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы -М., 1988.- 15с.
- Белобрыкина O.A. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998. — 240с.
- Беляев И.А. Соотношение понятий «способности» и «умения» в контексте образовательного процесса // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования: Тезисы докладов. -Ульяновск: Ульяновский гос.пед.ун-т, 1997. С. 51.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М.: Изд-во МГУ, 1988.-121(2)с.
- Бессмертная Н.В. К вопросу о типологии текста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. науч. статей Киев: «Вища школа», 1978. -С.48−55.
- Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека -Калинин: Калинин.гос.ун-т, 1975. -106с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН, 1959. -347с.
- Брандес О.П. О зависимости синтактико-стилистического оформления информационного типа текстов от их композиционной организации // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам.Сб.науч.статей. -Киев: «Вища школа», 1978. -С.55−60.
- Бухбиндер В.А. О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики теста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. научных статей. Киев: «Вища школа», 1978. — С.30−38с.
- Быкова В.Г., Терентьева A.B. Методические рекомендации по повышению эффективности работы с изложением. Смоленск, 1997.
- Вазбуцкая К.Г. О характере структуры статического описания // Стилистика художественной речи. Вып.1 Л.: ЛГПУ им. А. И. Герцена, 1973. — С.74−83.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 128с., ил.
- Величко A.B. Текст и обучение коммуникации // Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного. Тез. Междунар. научно-практической конференции. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — С.58.
- Вербицкая М.В., Волошина О. И. Русский язык: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. М.: Дрофа, 1997. — 224с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. / Григорьева В. Г., Зимняя И. Ф., Мерзлякова В. А. и др. М.: Русский язык, 1985. -116с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: АН СССР, 1963. -255с.
- Виттмерс Э. Целеустановка как способ организации содержания в текстах-рассуждениях // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев: «Вища школа», 1978.-С.180−186.
- Волков A.M. Деятельность: структура и регуляция: Психологический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1987. -215(1)с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.-220(2)с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.-159(1)с.
- Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста // Лингвистика текста: Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.61−66.
- Гальперин И.Р. О понятии «текст»// Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть1. — М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974.-С.67−72.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981. 139с.
- Гаспаров Б.Н. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. -М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. -С.73−77.
- Гез М. И. Система упражнений и последовательность развития умений и навыков// Иностранные языки в школе, 1969, № 6.
- Гиндин С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ. Дис.канд. филол. наук. -М., 1972.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 1998.-332с.
- Гнедовский М.Б. Текст, коммуникация и речевая деятельность учащихся //Актуальные проблемы развития речи учащихся/НИИ школ: Под ред. А. П. Еремеевой. М.: Просвещение, 1980. -С. 19−20.
- Гольденберг Г. Понятие темы, мотива, сюжета// Родной язык в школе. Научный педагогический сборник. Книга 2, — М., 1927.
- Грузинская И.А. Методика преподавания английского языка в средней школе/ Изд. 5-е, подгот. к печати доц. Н. И. Скородумовой. М.: Учпедгиз, 1947. — 222с.
- Давыдов B.B. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанное на содержательном обобщении.- Томск, 1992. 111с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/Рос. Акад. образования. Психол. ин-т, Междунар. Ассоц. «Развивающее обучение». М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Сб. работ. /Сост. В. В. Петрова: Пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989.-310с.
- Демидова Н.И. К анализу грамматических ошибок в детской речи // Вопросы методики русского языка: Сборник научных работ. -Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1998. -Вып.З. С. 17−18.
- Демидова Н.И. О работе учителя над грамматической правильностью речи младших школьников //Вопросы методики русского языка: Сборник научных работ. -Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1998. -Вып.З. С. 13−16.
- Демидова Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. Рязань, Ряз. пед. ин-т, 1992. — 107с. с рис.
- Добиаш A.B. Об элементарно-синтаксическом анализе языка в средней школе (применительно к греческому языку) Киев: тип. П. Барского, 1899. -47с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания/ Под ред. В. В. Давыдова. М.'Педагогика, 1982. — 176с.
- Доблаев Л.П. Формирование приемов понимания текста // Текст и познавательная деятельность. Вып.1. Саратов, 1974.-С.50−122.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Л., 1990.
- Дымарская -Бабаян И.Н. О связности текста Ереван, 1987.
- Дымарская -Бабаян И. Н. Сложное синтаксическое целое как единица сверхфразового уровня (Лекция). Ереван: Изд-во Ерев. ун-та, 1984.-54с.
- Ембулаева Т.Е. Обучение учащихся приемам осмысления учебных лингвистических тестов. Дис.канд. пед. наук:13.00.02. М., 1993. -251с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370с.:ил.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159с.
- Жумадилова Г. А. Речевое развитие учащихся при воспри-ятии и продуцировании текста. Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. СПб, 1994.
- Залевская А. Понимание текста: психолингвистический подход. Уч. пособие/ Калин, гос. ун-т -Калинин, 1988.-95с.
- Занков Л.В., Кузнецова Н. В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.-151с.с ил.
- Зарубина И.Д. Текст: Лингвистический и методический аспекты. -М.: Русск. яз., 1981.
- Звоницкая A.C. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьника: Психология речи// Уч. записки, том XXXV / Отв. ред. проф. С. Л. Рубинштейн. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1941.
- Зубов A.B. Вероятностно-алгоритмическая модель порождения текста (семантико-синтаксический аспект) Автореф. д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 1985.
- Зубов A.B. Проблемы порождения текста: Уч. пособие по одноименному спецкурсу (для студентов 4-го курса) /Мин. гос. пед. ин-т иностр.яз. Минск, 1987.
- Иванов М.И. Строение абзаца и его пунктуация// Русский язык в школе, 1950, № 3. С. 16−20.
- Ивченко П.Ф. Учимся редактировать. // Русский язык в школе. -1995, № 6. -С.40−42.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом, 1990, № 4.
- Ипполитова И.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. -М.: Наука, 1992. 125с.
- Исмаилова Ж.А. Семантическое взаимодействие видо-временных форм глагола с типами текста.(На материале повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Дис.канд.филол.наук: 10.02.01. Л., 1990.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974.-328с.
- Калинина В.В. Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальных классах: (Учеб. пособие) Рига: Латв. ун-т, 1985. — 43с.
- Калужская И .Я. Умения учащихся 4−10 классов составлять план // Анализ и пути совершенствования речи детей. Межвуз сб. науч. тр./Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина: (Редкол.: Т. А. Ладыженская (отв. ред.) и др.) М.: МГПИ, 1985.- С.65−73.
- Каменская О.Л. Текст и коммуникация. Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 151с.
- Капинос В.И. О соотношении репродуктивных и продуктивных методов в работе по развитию речи учащихся // Русский язык в школе, 1979, №>6.-С.16−20.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности// Русский язык в школе, 1978, № 4. С.58−66.
- Капинос В.И. Речеведческие понятия и их специфика и функция в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе, 1988, № 1. -С.29−38.
- Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: (5−7 кл.: Пособие для учителя / В. И. Капинос, Н. И. Сергеева, М. С. Соловейчик. -2-е изд.- М.: Линка Пресс, 1994. -192с.:ил.
- Капинос В.И. и др.Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5−9 кл.: Кн. для учителя/ В. И. Капинос, H.H. Сергеева, М. С. Соловейчик, 2-е издание. М.: Линка-Пресс, 1994. -192с
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения.// Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С.3−8.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -259с.
- Кацнельсон С.Д. Речемыслительные процессы// Вопросы психологии, 1984, № 4.-С.3−12.
- Кирпичникова Н.В. О способах объединения предложений в связной речи// Русский язык в школе, 1960, № 5. С.34−38.
- Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ. Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. М., 1995.-221с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. A.A. Бо-далев. М.: Наука, 1988. — 191с.
- Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учеб пособие для студентов филол. спец. ун-тов/А.Н.Кожин, О. О. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
- Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь: Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1966. — 213с. со схем.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная дискретность языка //Лингвистика текста. Отв. ред. д-р филол. наук, проф. И. И. Чернышева. Сб. научных трудов. Вып. 103. М.:МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. — С. 15−21.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения// Иностранные языки в школе, 1985, № 1. С. 10−14.
- Коротаева Е.В. Хочу, хочу, умею! Обучение, погружение в общение. -М.:КСП: Ин-т психологии, 1997. -222(1)с.:ил.
- Котляр Т.Р. О некоторых особенностях построения текста// Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1.-М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. С. 143−146.
- Кривоносое А.Т. «Лингвистика текста» и исследование взаимоотношения языка и мышления// Вопросы языкознания, 1986, № 6. -С.23−37.
- Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Уч. пособие к спецкурсу /Оринб. гос. пед. ин-т. каф.педагогики.- Ориенбург, 1995. 99с.
- Кудрявцева Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типологии, принципы, оценки: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02-М., 1985.
- Купина H.A. Модель целостного лингвистического анализа художественного текста// Структура и семантика текста. Межвуз. сб. научных трудов (Редкол.: д-р филол. наук И. Я. Чернухина (отв. ред.) и др.). Воронеж, 1988. -С.5−13.
- Купина H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмы-слового анализа. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. -160с.
- Ладыженская Т.А. Методы обучения связной речи// Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку: Сб. науч. тр. /Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М.: МГПИ, 1979. — С. 20−37.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи. М.: Педагогика, 1974. — 256с.
- Ладыженская Т.А. Система упражнений по развитию связной речи// Совершенствование методов обучения русскому языку (Сб. статей) Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — С.43−47.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: 2 класс / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И Сорокина, Н. В. Ладыженская М.: Компания «С-инфо»: Фирма «Баллас», 1994. -191с.: ил.
- Лапынина Н.И. Межфразовые скрепы, формирующиеся ан базестандартизованных предикативных единиц. Автореф. дис.канд.филол. наук: 10.02.01.- Воронеж, 1996.-19с.
- Леонович E.H. В мире языка и речи. Пособие для детей мл. шк. возраста/ Под общ. ред. М. Р. Львова М.: Дидакт, 1994.-71с.
- Леонтьев A.A. Исследование грамматики // Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев М.: «Наука», 1974. -С.161−187.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста// Лингвистика текста. МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Сб. научный трудов. Вып. 103. М.: МГПИИЯ, 1974. — С.62−63.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев. М., 1974. -С.21−28.
- Леонтьев A.A., Рябова Т. В. Фазовая структура речевого акта и природа планов// Планы и модели будущего в речи (материалы к обсуждению) / Под ред. A.A. Леонтьева Тбилиси, 1970. — С.27−32.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности// Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. д-р филол. наук A.A. Леонтьев. М., 1974. -С.5−20.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Новосибирск, 1987. — 89с.
- Лосева Л.М. Как строится текст. Пособие для учителей/ Под ред. Г. Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. -96с.
- Лосева Л.М. Основные функциональные типы ССЦ // Русский язык в школе, 1977, № 1. -С.90−94.
- Лунева В.П. К изучению синтаксиса связной речи в школе // Русский язык в школе, 1970, № 5. С.68−71.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся// Русский язык в школе, 1985, № 4. С.42−47.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. — 176с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: РОСТ СКРИН, 1997. -256с.
- Львов M.Р. Тенденции развития речи учащихся. Пособие для студентов пед ин-та / М-во просвещения РСФСР Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. Вып.1. М., 1978. -79с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. -М.: Дидакт, 1993. -183с.:ил.
- Люблинская A.A. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971. -425с.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации по программе «Речь» 1 класс. Пенза, 1991. 115с.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации по программе «Речь» 2 класс. Пенза, 1993. 111с.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации по программе «Речь» 3 класс. Пенза, 1993. 93с.
- Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации по программе «Речь» 4 класс. Пенза, 1994. 96с.
- Мамушин В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся: Уч. пособие по методике русского языка /М-во высш. и сред. спец. образование РСФСР. Иванов, гос. ун-т. -Иваново, 1974.-139с.
- Манза В.А. Текст как функционально-коммуникативное единство // Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного: Тез. Междунар. научно-методической конференции. М., 1996
- Мартыненко Л.В. Обучение сочинениям на лингвистическую тему в условиях поисковой деятельности на уроках русского языка. Автореф. дис.. канд. пед наук: 13.00.02. М. 1994. -16с.
- Маслов Б.А. Механизмы связи предложений в тексте // Лингвистика текста. Отв. ред. д-р филол. наук, проф. И. И. Чернышева. Вып. 103. -М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976. С.71−75.
- Маслов Б.А. Проблемы лингвистического анализа связного текста: Надфразовый уровень. -Таллин, 1975.
- Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Учебное пособие к спецкурсу. -Л.:РГПУ, 1991. -59с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников. Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -218с.
- Методика преподавания русского языка в начальных классах. / (Оморокова М.И.) Книга авторизованного изложения/Моск. экспер. гуманит. ун-т. М.: МЭГУ, 1992. — 146с.
- Мещеряков В.Н., Охомуш Е. А. Типология учебных текстов: Методические указания к изучению в школе. Днепропетровск: ДГУ, 1980. -69с.
- Мороховский А.Н. Текст в диахроническом аспекте // Текст как важнейшая единица коммуникации (в диахронии и синхронии. Сб. науч. трудов / Ред. коллегия: Н. В. Бессмертная (отв. редактор) и др. -Киев: КГПИИЯ, 1984. -С. 5−11.
- Москальская О.И. Грамматика текста: Пособие по грамматике нем.яз. для ин-тов и фак. иностр. яз. -М.: Высш. школа, 1981.-183с.
- Мурзин Л.Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. — 172с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высший пед. учебн. заведений. В Зкн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1995. -312с.
- Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи: Описание, повествование рассуждение. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.-260с.
- Никитина Е.И. Русская речь. Уч. пособие по развитию связной речи для 5−7 классов. М., 1995. -263с.
- Никитина Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966.-213с.
- Николаева В.П. Структурно-композиционные особенности начальных и конечных абзацев// Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974.-С.206−209.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста и проблемы общей лингвистики // ИАНСЛЯ, 1977, № 4
- Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике: (Сб. статей. Переводы)/ Сост., общ. ред. Т. М. Николаева. Вып.8- М.: Прогресс, 1978. -С.5−39.
- Никольский В.А. Предложение и контекст // Русский язык в школе, 1948, № 6. -С.27−30.
- Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.-215с.
- Новицкая И.М. О двух типах структур связного текста// Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. Вып.2. М., 1971. — С.61−67.
- Общая психология. Курс лекций/ Состав. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 448с.
- Ожегов С.И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азъ Ltd, 1992. -960с.
- Ольшанский И.Г. Текст как единство элементов и отношений// Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть 1. -М.:МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1974. С.209−214.
- Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение / Моск. ун-т потреб. кооп. М.: Б.И., 1995. — 45с.
- Откупщикова М.И. Синтаксис связного текста (структурная лингвистическая модель). Автореф. д-ра филол. наук: 10.02.01. Л., 1987.-16с.
- Панфилов А.К. Лекция по стилистике русского языка/ М-во просвещения РСФСР, Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина М.:МГПИ, 1972.-105с.
- Пахнова Т.М. Знание о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков // Лингвистические знания основа умений и навыков / Состав. Т. А. Злобина. — М.: Просвещение, 1985. — С. 102−124.
- Пахнова Т.М. Анализ текста на уроках русского языка как средство развития речи // Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей / НИИ школ: Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980. -С.45−51.
- Печке X. Решение коммуникативных задач и понятие «тема»// Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. науч. статей -Киев: «Вища школа», 1978.-С.186−193.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1938. — 452с. со схем.
- Пидкасистый Г. И. Учение как специфический вид деятельности// Формирование умений и навыков в области познавательной деятельности в процессе изучения основ наук. Тезисы материалов Всесоюзной научной конференции. Часть1. Славянск, 1974.-С.5−6.
- Пленкин H.A. Умение создавать текст // Русский язык в школе, 1981, № 5. С.13−16.
- Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1984.-191с.
- Полосухина В.Н. Развитие связной речи детей шестилетнего возраста в условиях школьного обучения. Автореф. дис. канд пед. наук: 13.00.02 -М., 1985.-16с.
- Полушина J1.H. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1995.-136с.
- Попов Ю.В., Трегубович Т. П. Текст: структура и семантика. -Минск: Вышэйш.шк., 1984.-189с.
- Поспелов Н.С. Проблема сложного синтаксического целого в русском языке. Ученые записки МГУ. Вып. 137, кн.2.- М., 1948. С.31−41.
- Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры// Доклады и сообщения Ин-та русского языка. Вып.2. -М.: АНСССР, 1948. С. 43−68.
- Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Изд.2-е.- Харьков: Харьков, унив. тип., 1869.
- Почепцов Г. Г. Дискурсивные и композитные уровни лингвистического анализа текста// Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Сб. науч. статей. -Киев: «Вища школа», 1978.-С.6−17.
- Приступа Г. Н. Развитие речи учащихся: (Метод, пособие для сред. ПТУ). -М.: Высш.шк., 1985. -63с.
- Приступа Г. Н. Современный урок. Учебн. пособие/ Рязан. гос.пед. ин-т им. С. А. Есенина. Рязань: Рязан. ГПИ, 1989. -110(2)с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. Часть первая. Принципы и методы обучения. Пособие для студентов педвузов и университетов. Рязань, 1993. — 76с.
- Приступа Г. Н. Теория и практика урока русского языка. Часть вторая. Пособие для студентов педвузов и университетов. Рязань, 1993, — 96с.
- Приступа Г. Н., Демидова Н. И., Архипова Е. В., Ераткина В. В. Учимся говорить правильно: учебные материалы для студентов-практикантов. Экспериментальное издание. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. 141с.
- Программа «Введение в русскую словесность», 1 класс, авт. Л. Ф. Климанова при участии Л. Я. Желтовской, А. Ю. Купаловой //Начальная школа, 1995, № 8. С.25−31.
- Программа «Введение в русскую словесность» для четырехлетней начальной школы (2−4 классы), сост. Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова при участии Л. Ф. Климановой, Л. Д. Бокаревой, О. В. Прониной //Начальная школа, 1995, № 10. С. 9−26.
- Программа нового курса «Речь и культура общения для четырехлетней начальной школы"/ Состав. Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская. Объяснительная записка // Начальная школа, 1990, № 8. -С.21−23.
- Психолингвистика: Методическая разработка к курсу «Введение в языкознание». Тернополь, 1989.
- Распопов И.П. Актуальное членение предложения. (На материале простого повествования преимущественно в монологической речи). -Уфа:, 1961. 163с.
- Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979.-176с.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 кл. четырехлет. нач. школы. -4-е изд.- М.: Просвещение, 1999.-191с.:ил.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 кл. четырехлет. нач. школы. 4-е изд.- М.: Дрофа, 1999.-256с.:ил.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 кл. четырехлет. нач. школы. 3-е изд.- М.: Дрофа, 1998. -256с.:ил.
- Реферовская Е.А. Лингвистическое исследование структуры текста / Отв. ред. A.B. Десницкая.-Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.-215с.
- Речевые секреты: Кн. для учителя нач. классов/ Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина и др. Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1994. 160с.
- Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая, Г. Н. Владимирская. М.: Просвещение, 1995. — 351с.
- Ризель Э.Г. К вопросу об иерархии стилистических систем и основных текстологических единиц// Иностранные языки в школе, 1975, № 6.
- Рождественский Н.С. Проблемы содержания начального обучения русскому языку// Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. — С.5−31.
- Романова Т.В. Конструирование текста с опорой на этапные предложения как средство совершенствования речевых навыков учащихся. Дис.канд.пед.наук: 13.00.02. Горький, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 485с.
- Руденко Л.П. О результатах речевой деятельности // Психологические аспекты обучения и воспитания. Алма-Ата, 1998. — С.69−72.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения, учебное пособие/ Под ред. М. С. Соловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. — 383с.
- Сахарный J1.B. Введение в психолингвистику: Курс лекций. Л.: ЛГУ, 1989.-180,(1)с.
- Сахарный Л.В. Человек и текст: две грамматики // Человек- текст -культура/ Г. В. Битенская, Н. Е. Богуславская, И. А. Гиниатуллин и др.: Департамент Образовния Администрации Свердл. обл. Ин-т развития регион, образования. -Екатеринбург, 1994.-С.7−59.
- Сидоренков В.А. Умение текстовосприятия на уроке русского языка // Русский язык в школе, 1997, № 2. С.8−14.
- Словарная работа в 1 классе. / Сост. Г. Н. Приступа, Н. И. Демидова,
- B.В. Ераткина, Л. Г. Насонова. -Рязань, 1984. 72с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. -1600с.
- Сокольницкая Т.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении глагола на текстовой основе. Дис.канд.пед.наук: 13.00.02 СПб., 1994.-198с.:ил.
- Солганик Г. Я. Об одном типе связи между самостоятельными предложениями// Русский язык в школе, 1965, № 3. С.59−63.
- Солганик Г. Я. От слова к тексту: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1993. 189с.
- Соловейчик М.С. О функционально-стилистической направленности изучения языка в школе // Исследования по развитию связной речи учащихся. Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Педагогика, 1974.1. C.127−132.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сб. мет. задач. Часть 1. Методика развития младших школьников. -М., 1994. -80с.
- Соссюр Ф. Де. Курс общей лингвистики. Пер. со 2 фран. изд. A.M. Сухотина. Под ред. Р. И. Шор. -М.:Соцэкгиз, 1933.-272с.:ил.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Из бесед И. И. Срезневского. СПб.: тип. Акад. наук., 1889.-183с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. В.2т. -Т.2/ Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: «Искусство», 1954.-421 с.:6 л. ил., порт.
- Степанов A.A. Психология деятельности // Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. -М.: Просвещение, 1981. -С.138−140.
- Стриженко A.A. Текст как особая форма коммуникации // Лингвистика текста. Вып. 103.- М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976. -С.151−161.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности/ ЛГУ им. A.A. Жданова -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.-166с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
- Текст как объект комплексного анализа в вузе. (Сб. ст.) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена- /Редкол.: И. В. Арнольд (отв. ред.), В.К. Тарасова). Л.:ЛГПИ, 1984. 160с.
- Текст как явление культуры / Г. А. Антипов, O.A. Донских, А. Н. Марковина, Ю.А. Сорокин- Отв. ред. А. Н. Кочергин, К. А. Тимофеев: АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. -194,(2)с.
- Тимошенко З.В. Персональность/имперсональность текста как сти-леобразующий фактор // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев: «Вища школа», 1978. С.76−82.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика): (Учеб. пособие для пед ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.») М.: «Просвещение», 1986. -126(1)с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. -78(2)с.:ил.
- Фигуровкий И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. -М.: Учпедгиз, 1961.
- Филиппов К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи. Уч. пособие. Л.: ЛГУ, 1989.-96,(1)с.
- Филонова М.А., Крутский А. И., Нестеренко В. А. Дискретный подход к усвоению знаний // Психодидактика. Сб. избр. Материалов первой Веер, научно-практ. конф. Барнаул, 1997.-С.60−63.
- Фоломкина С.К. Функции текста в обучении иностранному языку // Лингвистика текста. Сборник научных трудов. ми Вып.217. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1983.- С. 125−134.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальной школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1981. -159с.
- Фомичева Г. А. Система работы над словосочетаниями и предложениями в 1−3 классах // Преемственность и перспективность в обучениирусскому языку: Сб. статей из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. A.M. Матвеева. -М.: Просвещение, 1982. -С.76−90.
- Формирование у школьников умений работать с учебным текстом. Методические рекомендации/ М-во просвещения УССР Респ. Учеб. метод. каб.:/Сост. Б.Н. Порус- P.M. Шамелашвили) Киев: РУМК МП УССР, 1987.
- Хазов П.В. Лексико-смысловые единства в строении текста (на материале газетной хроники). Автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 -М., 1984.-16с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Уч. пособие. -3-е изд., перер. и доп. -М.: Юристъ, 1997. 512с.
- Хэррис З.С. Метод в структурной лингвистики //. История языкознания 19−20вв. в очерках и извлечениях./ Под ред. В. А. Звегинцева. Часть 2. М.: Государств. Учебно-педагогич. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1960.-С.153−171.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждения. Учеб. пособие.- СПб., 1997.-192с.
- Цепцов В.А. К проблеме психологического исследования риторической функции текста // Современные модели психологии речи и психолингвистики: Сб. науч. тр./ АН СССР, Ин-т психологии: (Редкол.: Т. Н. Ушакова и др.) М.: ИП АН, 1990. -С.90−104.
- Чернухина И.Я. К вопросу о единицах текста (на материале научных и публицистических русских текстов)// Лингвистика текста. Сб. науч. тр. Вып. 103. М.: МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976. — С.242−255.
- Чижова Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе. -1995,№ 3. -С.9−16.
- Чижова Т.И. Научные основы методики обучения стилистике в средней общеобразовательной школе: Автореф.дис.д-ра пед. наук: 13.00.02 -Л., 1983. -37с.
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. -176с.
- Чижова Т.И. Развитие стилистических умений и навыков в процессе работы над сочинениями разных жанров// Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей. Под ред. А. П. Еремеевой. М., 1980.-С.105−110.
- Шатова Е.Г. Методика формирования у учащихся обобщенных знаний при обучении орфографии. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1990. -328с.
- Шелехова С.П. Структурная организация диалектического повтора // Служебные слова и синтаксические связи. Межвуз. тематический сборник/ (Дальневост. гос. ун-т- Редкол.: А. Ф. Прияткина (Отв. ред.) и др.). Владивосток: ДВГУ, 1985.- С. 167−172.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. (К постановке проблемы)/ АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: «Наука», 1977.- 168с.
- Шур Г. С., Мальченко A.A. О связях и отношениях в языкознании и об одном средстве текстуальной связи в современном английском языке //Лингвистика текста. Сб. научных трудов. Вып. 103. -М.:МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1976. С. 273−289.
- Щеголева Г. С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. Дис.. канд. пед. наук:13.00.02 Л., 1984.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1947.-96с.
- Эргешова Б.Д. Лингвостатический анализ авторских ключевых слов в естественнонаучном тексте. (На материале рус. и англ. текстов.) Ав-тореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.01 М., 1995.
- Якимович А.И. Об уровнях и критериях речевого развития языковой личности // Разноуровневое речевое развитие языковой личности. Материалы Межвуз. семинара. СПб.: Образование, 1995.-С.81−82.
- Ястер И.В. Критерии качества и методы оценки уровня сформированное&trade- педагогических умений // Психологический анализ учебной деятельности. Сб. научных трудов. М., 1991. — С. 14−15.