Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены отличительные признаки педагогической культуры неполной семьи, которые позволяют охарактеризовать ее дефицитарность. Выбраны и обоснованы восемнадцать критериальных показателей социализации, которые характеризуют ее с когнитивной, социально-психологической, коммуникативной, семейных отношений и Я-образ областей. Для каждого критериального показателя разработаны уровни: повышенный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей
    • 1. 1. Проблема социализации детей в неполных семьях
    • 1. 2. Специфика педагогической культуры неполной семьи
    • 1. 3. Моделирование персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей
    • 2. 1. Исследование среды социализации, особенностей воспитания и социализации младших школьников из неполных семей
    • 2. 2. Комплексная программа «Воспитание семьянина» как средство социализации младших школьников из неполных семей
    • 2. 3. Результаты исследования и их обсуждение
  • Выводы к главе 2

Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из существенных изменений, происшедших с 50 -х годов ХХв. в структуре российских семей стало распространение неполных семей (А.И.Антонов, И. С. Кон, В.А. Ядов) [4, 78, 183]. Изменились ценностные ориентации российской семьи, ее социально-психологические установки на рождаемость и семейное воспитание. Ослабла преемственность поколений, практически разрушилась «домашняя школа», снизилась педагогическая культура молодых супругов. В результате роста числа разводов в обществе утвердились взгляды на легкость расторжения брака. Материнство стало лишь одной из социальных идентичностей, а участие отца в воспитании детей зачастую — символическим. Из-за невозможности наблюдать гармоничные отношения между родителями и присваивать положительный семейный опыт у детей, воспитывающихся в неполных семьях, стали складываться искаженное представление о семье, семейных ролях и о самих себе — как будущих семьянинах (И.В. Бестужев-Лада, Т. А. Куликова, Г. Фигдор и др.) [17, 83, 161]. Возникла необходимость в оказании семье педагогической поддержки и развитии ее педагогической культуры (А.И. Антонов, B.JI. Бенин A.B. Мудрик, Я. Г. Николаева, Э. В. Соколов, Э. Ю. Эйдемиллер и др.) [4, 14, 104, 111, 142, 180].

Отсутствие одного из родителей как члена семьи и воспитателя отрицательно сказывается на формировании личности детей, особенно младших школьников, переживающих кризис возрастного развития. В современных диссертационных исследованиях выделены следующие проблемы младших школьников из неполных семей: нарушение социальной адаптации к повседневной жизни и социальной среде, формирование дефектов характера и нравственного развития, неразвитость альтруистических и гуманистических качеств, отсутствие положительного опыта сотрудничества, пассивность, искажение социальной идентичности, несформированность ценностного отношения к семье, увеличение риска асоциального поведения, безнадзорность и др. (O.A. Вотинова, Е. Григорьева, Т. А. Гурко, И. Ф. Дементьева, С. А. Иванова, И. С. Клецина, А. Б. Синельников и др.) [35, 44, 47, 50, 61, 73, 137]. В последние десятилетия возникла тенденция привлечения педагогов к участию в семейных спорах о воспитании, так как из-за конфликтности отношений отдельно проживающие родители стали искать встреч со своими детьми в образовательных учреждениях. В результате педагоги вынуждены выступать в несвойственной для себя роли консультантов и медиаторов и оказывать педагогическую поддержку школьникам и родителям.

Педагогическая поддержка школьников из неполных семей, как актуальная проблема педагогики, исследована крайне мало и усугубляется недостаточностью теоретических и практических разработок психолого-педагогического регулирования жизнедеятельности неполных семей. Вследствие этого учебно-воспитательный процесс не предусматривает оказания специфической педагогической поддержки младшим школьникам из неполных семей и их родителям, а педагогам недостает профессиональной подготовки в этой области (А.О. Кравцов, Л. Г. Лунякова, A.B. Нагибина и др.) [87, 95, 108]. Значимость решения вопросов укрепления института семьи, культивирования семейных ценностей, формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детейто есть воспитание будущего семьянина — является не только государственной задачей, но и одной из основных проблем системы образования. Возник парадокс: с одной стороны неполная семья не считается альтернативой полной семье, а с другой — она не считается и отклоняющейся моделью семьи. В связи с этим в отечественной педагогике сложились противоречия между:

— высокой значимостью семьи для общества и девальвацией ценности института семьи у будущих семьянинов;

— социальным равноправием полных и неполных семей и разными результатами социализации младших школьников в этих семьях;

— распространенностью идей педагогической поддержки и недостаточной разработанностью педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей.

Проблема исследования связана с отсутствием эффективных средств содействия социализации младших школьников из неполных семей, в связи с чем, тема настоящего исследования «Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей» является актуальной и перспективной.

Цель исследования: обоснование, разработка и апробация модели персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей.

Объект исследования: педагогические условия социализации младших школьников из неполных семей.

Предмет исследования: персонифицированная педагогическая поддержка как комплексное средство содействия социализации младших школьников из неполных семей.

Гипотеза исследования: персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных семей в образовательных учреждениях будет успешной, если: определены дефицитарные признаки неполных семей, затрудняющие процесс социализации младших школьников, преодоление которых требует педагогической поддержкиопределены принципы и педагогические условия, содействующие социализации младших школьников из неполных семейпедагогическая поддержка рассматривается и реализуется как комплексное средство, направленное на повышение педагогической культуры неполных семей, вовлечение младших школьников и их родителей в компенсирующую внеурочную работу и учитывающую индивидуальные особенности неполных семей, младших школьников и их родителейразработана модель персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей и программа ее реализацииведущей функцией является содействие социализации, адекватность которой определяется критериальными показателями характеризующими успешность и мотивацию учения, коммуникативность, влияние семьи, эмоционально-ценностное отношение к людям, к себе, будущему и способность искать и принимать решения и их реализовывать. Задачи исследования:

1. Исследовать актуальное состояние неполных семей как социальную среду развития младших школьников и выделить ее дефицитарные признаки.

2. Изучить особенности социализации младших школьников из неполных семей и обосновать необходимость разработки персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей и их родителей, учитывающей особенности педагогической культуры неполных семей и особенности развития воспитывающихся в них младших школьников;

3. Осуществить поиск критериальных показателей и разработку уровней социализации младших школьников из неполных семей, учитывающих их личностные особенности и социальную среду развития;

4. Разработать модель персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей, экспериментально проверить эффективность модели.

Научная новизна исследования: выявлены дифицитарные признаки неполной семьи как результат неблагоприятного психолого-педагогического влияния на процесс воспитания в неполной семье, затрудняющего социализацию младших школьниковопределены педагогическая значимость применения народной культуры, как средства содействующего социализации младших школьников из неполных семей;

— доказана необходимость комплексного характера персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей как средства содействующего социализации школьников и повышения педагогической культуры родителей, учитывающего индивидуальные особенности неполной семьи, ребенка и его родителей;

— доказано, что ведущей функцией персонифицированной педагогической поддержки младших школьников из неполных семей является социализация и определены ее критериальные показатели (типологические группы: когнитивная, социально-психологическая, коммуникативная, семейных отношений, я-образ) и уровни (хороший, достаточный, пониженный, низкий, кризисный уровни;

— разработана модель персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей.

Теоретическая значимость исследования: определены особенности воспитания в неполных семьях, влияющие на социализацию младших школьников, и установлены закономерные связи между дефицитарными признаками неполных семей и затруднениями социализации младших школьниковосуществлен вклад в теоретическую концепцию психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса — персонифицированной педагогической поддержки как комплексного средства, содействующего социализации младших школьников из неполных семей.

Практическая значимость исследования:

— модифицирована тактика «помощь-взаимодействие-содействие», позволяющая педагогу осуществлять персонифицированную педагогическую поддержку социализации младших школьников из неполных семей и консультирование их родителей;

— разработана комплексная внеурочная программа «Воспитание семьянина», содействующая социализации младших школьников из неполных семей;

— разработаны рекомендации педагогам, позволяющие им осуществлять персонифицированную педагогическую поддержку социализации младших школьников из неполных семей в учебно-воспитательном процессе так, что они ее не замечаютустановлена группа критериальных показателей социализации, наличие которых у младших школьников из неполных семей служит основанием для оказания им персонифицированной педагогической поддержки.

Методологическую основу исследования составили:

— социологические и психолого-педагогические исследования самоценности детства и его значения в становлении личности (Б.Г. Ананьев, JT.C. Выготский, Я. Корчак, Т. А. Куликова, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, C. J1. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Г. Фигдор, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, К. Юнг и др.);

— концепции воспитания и социализации (А. Бандура, У. Бронфенбреннер, Н. Ф. Голованова, Ж. П. Пиаже, С. А. Расчетина, Б. А. Титов и др.);

— тендерные аспекты жизнедеятельности неполных семей (Б. Бёрейсон, O.A. Вотинова, И. С. Кон, И. С. Клецина, Е. В. Кузнецова, Л. Г. Лунякова, Л. И. Савинов, А. Б. Синельников, Е. Л. Тихомирова, Е. И. Холостова и др.);

— культурно-антропологический подход к осмыслению традиций и преемственности в жизни общества, институтов семьи и образования (В.Л. Бенин, И. Е. Видт, Г. Н. Волков, Л. Н. Гумилев, Д. С. Лихачев, A.B. Моторин, К. В. Романов, Г. Ф. Карпова, Г. К. Селевко, и др.);

— концепции педагогической поддержки школьников в образовании и психолого-педагогические основы домашнего воспитания (В.П. Бердеханова, О. С. Газман, А. К. Колеченко, Н. В. Кузьмина, H.H. Михайлова, Л. М. Перминова, Е. И. Рогов, E.H. Степанов и др.).

— технологии моделирования и взаимодействия семьи и школы, (E.H. Барышников, И. А. Колесникова, Г. К. Селевко, A.B. Сластенин, E.H. Степанов, М. Н. Недвецкая, H.A. Шарай, Н. Е. Щуркова и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— положения о семье как ведущем институте первичной социализации личности, опирающемся на механизмы наследования, преемственности и традиции народной педагогики (A.B. Мудрик, О. С. Нестерова, A.B. Нагибина, Я. Г. Николаева, Л. М. Перминова, Д. И. Фельдштейн, Г. Фигдор,.

Э.Ю. Эйдемиллер, и др.) и теории социологии и психологии семьи (А.И. Антонов, С. И. Голод, А. Г. Харчев, А. Г. Ширин и др.);

— теория гуманизации образования и образовательной среды (С.Г. Вершловский, О. С. Газман, И. А. Колесникова, Т. В. Кульневич, Б. Ф. Ломов, В. А. Мудрик, Л. И. Новикова, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепции непрерывного образования взрослых и становления педагога (М.В. Александрова, А. Л. Гавриков, И. В. Крупина, Т. А. Куликова, Л. Н. Лесохина, Е. П. Тонконогая, P.M. Шерайзина, В. А. Ядов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, диагностические методики (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, моделирование, опрос, беседа, тестирование и др.), сравнительно-сопоставительный анализ, корреляционный анализ в программе Statistika.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Неполная семья как социальная среда развития младших школьников является фактором, затрудняющим их социализацию и искажающим представление об институте семьи и себе самих как будущих семьянинах.

2. Педагогическая культура неполной семьи есть интегративная характеристика семейного образа жизни, проявляющаяся в частичной утрате младшими школьниками семейной истории, трудностями в раскрытии их некоторых природных способностей, снижении объема продуктивного воспитательного влияния отдельно проживающего родителя и потребности родителей в педагогическом консультировании.

3. Педагогическими условиями социализации младших школьников из неполных семей являются: высокая квалификация педагогов, владение средствами персонифицированной педагогической поддержки, поддерживающая позиция, сензитивность, чувство меры, соблюдение педагогического такта и этики при обращении к ценностям семьи.

4. Персонифицированная педагогическая поддержка — это комплексное средство многонаправленного действия, охватывающее субъектов неполной семьи и отдельно проживающего родителя, содействующее социализации младших школьников из неполных семей и учитывающее их особенности.

Достоверность и обоснованность выносимых на защиту положений и выводов обусловлена проведением работы в контролируемых условиях, использованием теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборок, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений, возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов.

Результаты исследования опубликованы в статьях, в научно-методических и теоретических сборниках (13 публикаций) и докладывались на заседании городского круглого стола «Молодая семья и ценности материнства в современном мире» в СПб АГ1ПО 19.11.2009 г., региональной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования» 18−19 февраля 2010 г. СПбАППО, международном семинаре «Семья в изменяющемся мире. Вызовы современности и новые формы социальной работы» 25.11.2010, проводимого информационным бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге. Обсуждались на заседаниях кафедры профессионального педагогического образования и социального управления Института непрерывного педагогического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого».

База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербурге: Центре психолого-медико-социального сопровождения Кировского района, Государственном бюджетном учреждении социальной помощи семье и детям «Региональный центр «Семья», Государственных бюджетных образовательных учреждениях № 355, № 405.

Этапы исследования.

Первый этап (2005;2007 годы) — подготовительный — изучение и анализ психолого-педагогической, философской, социологической и др. литературыразработка программы исследования, выбор научных методов, позволяющих изучить объект исследования, осмыслить логику исследования. Разработка модели персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей и начало апробации.

Второй этап (2007;2010 годы) — теоретико-экспериментальныйразработка опытно-экспериментальной программы исследованияисследование особенностей педагогической культуры семьи, сензитивности педагогов и готовности к осуществлению педагогической поддержки младших школьников из неполных семейпроведение эксперимента, разработка и внедрение в практику рекомендаций по персонифицированной поддержке младших школьников из неполных семей, завершение апробации и доработка внеурочной программы «Воспитание семьянина».

Третий этап (2011;2013 годы) — обобщающий — систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение и корректировка основных теоретических положений, доработка компонентного состава модели персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей и оформление материалов диссертационного исследования.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы к главе 2.

Проведенное исследование позволило:

1. Уточнить, что дефицитарными признаками педагогической культуры неполной семьи являются: разрыв или отсутствие брачных отношений, отсутствие полноценного общения детей с отдельно проживающим родителем, ослабление или разрыв привязанности с отдельно проживающим родителем (перераспределение в пользу воспитывающего родителя), переоценка воспитывающими родителями возможностей и способностей детей (повышенная требовательность к успешности детей), искажение идентичности детей (гендерность в воспитании по типу воспитывающего родителя), недостаточная психолого-педагогическая осведомленность одиноких родителей и нарушения в воспитании (гипери гипопротекция, потворствование, игнорирование, недостаточность требований-обязанностей и требований-запретов, строгость или минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания, предпочтение в ребенке детских качеств, воспитательная неуверенность, проекция собственных нежелательных качеств, вытеснение конфликта в сферу воспитания, предпочтение женских или мужских качеств).

2. Установить, что современные родители младших школьников, в большей степени, занимают дистанцированную позицию во взаимодействии с образовательным учреждением. Наиболее активными из них являются те родители, которые уже имели опыт воспитания старших детей, испытали трудности в воспитании и в связи с этим ищут помощи, чтобы избежать новых трудностей и ошибок.

3. Установить, что неготовность педагогов к оказанию персонифицированной педагогической поддержки младшим школьникам из неполных семей и консультированию их родителей проявляется в их недостаточной сензитивности к индивидуальным различиям между младшими школьниками из полных и неполных семей и осведомленности о социальной среде развития младших школьников из неполных семей.

4. Доказать, что:

— младшие школьники из неполных семей испытывают затруднения в социализации в сравнении со сверстниками из полных семей;

— применение персонифицированной педагогической поддержки социализации влияет на формирование я-образа и семейные отношения младших школьников из неполных семей и содействует их социализации.

5. Выделить группу критериальных показателей, которые, в случае их выявления у младших школьников из неполных семей, являются основанием для оказания им персонифицированной педагогической поддержки. Это: низкая учебная мотивация, конфликтность общения со сверстниками, эмоциональная напряженность, негативная самопрезентация, заниженная или завышенная самооценка, неуравновешенное поведение, отсутствие друга, навязчивость или дистанцированность во взаимоотношениях с педагогом, неадекватное представление о своей семье, родительские требования, не соответствующие возрасту ребенка.

6. Разработать рекомендации педагогам по оказанию персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей в учебно-воспитательной деятельности. К ним относятся: предоставление школьникам большего времени на обдумывание ответов, поддержка и развитие их мотивации, поощрение и предвосхищение обращений школьников к педагогу с вопросами или просьбами, содействие вовлечению в общение со сверстниками, выявление углубляющегося эмоционального неблагополучия, поощрение своим одобрением, внимательность к изменениям поведения, создание временных специальных условий (например, не вызывать к доске) или применение тактильных способов поддержки (ободряющие поглаживания), коррекция требований, предъявляемых в семье к ребенку, и корректировка их в консультативной работе с родителями.

7. Доказать, что вследствие оказания младшим школьникам из неполных семей персонифицированной педагогической поддержки и вовлечения их и их родителей в семейноориентированную программную работу, построенную на принципах народной педагогики и культуры, они успешнее социализируются и формируют ценностное отношение к семье как к духовно-ценностному источнику и себе как будущему семьянину.

8. Доказать, что применение тактики «помощь-взаимодействие-содействие» в трудных для младших школьников из неполных семей ситуациях содействует проявлению ими волевых качеств, помогающих принимать решения и совершать поступки, указывающее на улучшение их социализации.

9. Уточнить, что педагогическими условиями социализации младших школьников из неполных семей является: высокая квалификация педагогов, владение средствами персонифицированной педагогической поддержки, поддерживающая позиция, сензитивность, чувство меры, соблюдение педагогического такта и этики при обращении к ценностям семьи.

Заключение

.

Результаты материалов исследования:

1. На основании психолого-педагогической и философской литературы проведен анализ концепций социализации и педагогической поддержки младших школьников из неполных семей и обосновано понятие персонифицированная педагогическая поддержка как совокупность педагогических средств многонаправленного действия, учитывающих особенности субъектов неполной семьи и отдельно проживающего родителя, применяемых в случаях недостаточности ресурсов для самостоятельного разрешения возникающих проблем и достижения поставленных целей.

Определены отличительные признаки педагогической культуры неполной семьи, которые позволяют охарактеризовать ее дефицитарность. Выбраны и обоснованы восемнадцать критериальных показателей социализации, которые характеризуют ее с когнитивной, социально-психологической, коммуникативной, семейных отношений и Я-образ областей. Для каждого критериального показателя разработаны уровни: повышенный, достаточный, пониженный, низкий и дезадаптивный. Доказано с помощью математического анализа, что младшие школьники из неполных семей характеризуются меньшими адаптивностью, активностью, общительностью, включенностью в социальную среду и психологической целостностью по сравнению со сверстниками из полных семей. Разработана и обоснована модель персонифицированной педагогической поддержки социализации младших школьников из неполных семей, опирающаяся на опыт народной педагогики, культуры и семейные ценности. Предложены и апробированы средства персонифицированной педагогической поддержки:

— тактика «помощь-взаимодействие-содействие»;

— рекомендации педагогам по персонифицированной педагогической поддержке социализации младших школьников из неполных семей в учебно-воспитательной жизни, которые применяются педагогом таким образом, что школьник их не осознает;

— выделена группа критериальных показателей социализации, наличие которых у младших школьников из неполных семей является основанием для оказания им персонифицированной педагогической поддержки.

Условиями оказания персонифицированной педагогической поддержки младшим школьникам из неполных семей в образовательном учреждении являются высокая квалификация педагога, владение средствами персонифицированной педагогической поддержки, поддерживающая позиция и сензитивность, чувство меры, соблюдение педагогического такта и этики при обращении к ценностям семьи.

8. Проведенное исследование доказало, что предложенная нами модель персонифицированной педагогической поддержки содействует социализации младших школьников из неполных семей. В результате применения модели у них отмечены тенденции к формированию отношения к семье как к духовно-ценностному источнику и внутренней установки на планирование собственной будущей полной семьи, а также способность ставить цели, принимать решения и их реализовывать.

9. Установлено, что взаимодействие с родителями младших школьников наиболее продуктивно в форме включения просветительных сообщений в содержание родительских собраний (классных и общешкольных) и различные виды консультирования.

Проведенное исследование позволяет полагать, что затруднения социализации младших школьников из неполных семей могут быть компенсированы в учебно-воспитательной среде образовательного учреждения средствами культуры следующим образом:

— частичная утрата школьниками семейной истории — программами социогуманитарной направленности, предусматривающими обращение к истории семьи и участие отцов и матерей («Воспитание семьянина» «Родословная семьи», «Оба родителя в школе», «Школьные консультации»);

— снижение доли общения с одним родителем и перевес влияния другого родителя компенсируется организацией ситуаций социального опыта;

— неудовлетворенность родителя взаимодействием взрослый-ребенокрешением организационно управленческих задач по повышению педагогической культуры семьи;

— трудности в раскрытии некоторых природных способностей школьников и обеспечении физических, духовных и материальных потребностейвовлечением в просветительную среду образовательного учреждения. Отсутствие существенных отличий в образованности матерей из полных и неполных семей делает одинаково возможным их участие в воспитательной культурно-досуговой жизни образовательного учреждения.

Результаты проведенного исследования и их анализ позволяют считать доказанными гипотезу и выдвинутые на защиту положения. Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением социализации школьников из неполных семей старшего возраста, детей-сирот и с разработкой персонифицированной педагогической поддержки, содействующей их социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Т. Дисгармоничный брак / С. Т. Агарков // Социологические исследования. -1987. № 4. — С.81−85.
  2. , Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Алиева Шолпан Батырбековна. М., 1998. — 21 с.
  3. , М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе Монография. / М.В. Александрова- Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2007. 238 с.
  4. , А.И. Микросоциология семьи / А. И. Антонов.-М.: ИНФРА-М, 2005. -368 с.
  5. , Б.Г. Очерки психологии / БГ. Ананьев АН ССР Институт философии, 1945. -157 с.
  6. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге Электронный ресурс. 2010. -. Режим доступа: http:// www. homekid /
  7. , А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / Асмолов А. Г. // Вопросы образования. 2008. — № 1. — С.65−86.
  8. , C.B. Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы / C.B. Астраханцева // Педагогика. -2008. -№ 4.-С.37−43.
  9. , О.С. Системный подход к организации педагогической поддержки семьи нетипичного ребенка : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Бажанова Ольга Сергеевна. Саратов., 2003. — 24 с.
  10. А. Теория социального научения. / А. Бандура — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  11. , С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Этнос, Идентичность.
  12. Образование: Труды по социологии образования- под. ред. B.C. Собкина. -М., 1998. С.64−85.
  13. , E.H. Становление воспитательной системы образовательного учреждения / Е. Н. Барышников.-СПб.: СПб. АППО, 2005. 242 с.
  14. , JT.B. Изучение эффективности воспитательной системы школы / Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев, E.H. Степанов, — Псков: ПОИПКРО, 1994. -93 с.
  15. Бенин, B. J1. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Башкирский педагогический институт/ В. Л. Бенин. Уфа, 1997. — 144 с.
  16. , Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Берко Дмитрий Васильевич. Ставрополь, 2000. — 21с.
  17. , В.П. Личностно-профессиональная позиция педагога / В. П. Бердеханова, — Краснодар: Просвещение Юг, 2001.- 67 с.
  18. Бестужев-Лада, И. В. Семья и школьник: профилактика разводов. Чем может помочь классный руководитель? / И.В. Бестужев-Лада // Классный руководитель. 2000. — № 4. — С.50−53.
  19. , Р.Ф. Рисунчатые пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте // Детский практический психолог. -№ 1, — 1994.-С.22.
  20. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -СПб.: ПИТЕР, 2009. 400 с.
  21. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С.37−43.
  22. , М.В. Историко-педагогическое знание на пороге 1П тысячелетия: «Концепции и проблематика историко-педагогических исследований», национальная конференция / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: 2008. — 247с.
  23. , Б. Диалог с К. Книга об идентичности / Б. Борейсон.- СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2002. 192 с.
  24. . A.B. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности/ A.B. Брушлинский // Психологический журнал. -1994. № 3. -С. 17−28.
  25. , У. Два мира детства: Дети в США и СССР / пер. с англ. -М.: 1976. -98 с.
  26. , В.Б. Организация образовательного процесса в основной школе с учетом половозрастных особенностей младших : автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Буланова Виктория Борисовна. СПб., 2005. — 56с.
  27. , П.П. Педология: Книга для преподавателей и студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / П.П. Блонский- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 288 с.
  28. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей / М. И. Буянов М.: Просвещение 1988. — 207 с.
  29. , А.П. На путях создания культуротворческих школ / А. П. Валицкая // Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. Выпуск VI. СПб.: СПбГУПМ, 1996. — С.68−69.
  30. , С.Г. Вестник ОРИШ № 38 сентябрь 2005г. Портрет выпускника петербургской школы / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина, И. А. Персианов, Е. Г. Королева. СПб.: СПбАППО, 2005. — 75 с.
  31. , В. Педагогический всеобуч родителей / В. Вершинин // Народное образование. 2005. — № 8. — С. 186−192.
  32. , И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы/ И. Е. Видт // Педагогика. 2002. -№ 3. — С.3−7.
  33. , Б.С. Методы исследований в психологии. 3-е изд., испр. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-208с.
  34. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 168 с.
  35. , А.Г. Семья объект демографии / А. Г. Волков — М.: Мысль. 1 986 272 с.
  36. , O.A. Приобретение жизненного опыта младшими школьниками в семье и школе: автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Вотинова Ольга Александровна. Ижевск, 2003. — 24 с.
  37. , JI.C. Психология развития человека / J1.C. Выготский М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 1136 с.
  38. , О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (На материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря): автореф. дис.. канд. пед. наук.ТЗ.00.01 / Газман Олег Семенович. -М., 1974.-26 с.
  39. , A.JI. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения / А. Л. Гавриков. СПб.: СЗАГС, 2001.-181 с.
  40. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. -СПб.: Речь, 2004.-272 с.
  41. , С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С. И. Голод // СОЦИС. -2008. -№ 1. С.40−49.
  42. , И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковская // Психологический журнал. -1994. -№ 2. -С.57−65.
  43. , В.В. Диалог в образовании человека / В. В. Горшкова СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.- 192 с.
  44. , И.В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников М.: 1991. С.34
  45. , Е. Дети после развода / Е. Григорьева // Семья и школа. -1995. -№ 5. -С. 18−19.
  46. , С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вестник АМН СССР. 1981. — № 1. — С.29.
  47. , JI.H. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное / JI.H. Гумилев. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
  48. , Т.А. Психологические основы стабильности молодой семьи / Семья как объект социальной политики / Т. А. Гурко. М.: ИСИ АН СССР, 1986. — С.59−65.
  49. , В.В. Лекции по педагогической психологии / В. В. Давыдов. -М.: Академия, 2006. 224 с.
  50. , И. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И. Демакова. СПб.: КАРО, 2007. — 160 с.
  51. , И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. 2001. -№ 11. — С.108−113.
  52. , Н. Меж двух огней / Н. Демурова // Семья и школа. -2000. № 4. -С. 18−21.
  53. , A.M. Особенности жизнедеятельности неполных семей // Семья и социальная структура / A.M. Демидов.-М.: АН СССР. Ин-т социол. Иследований, 1987. С. 154−166.
  54. , Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. СПб.: Петербург XXI век, 1997. -527 с.
  55. , С.О. // Психологическая наука и образование, 2005. № 3. — С.55.
  56. , Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т. И. Дымнова // Вопросы психологии. -1998. № 2. — С. 4656.
  57. , C.B. Традиции в образовательной системе школы: опыт и перспективы. СПб.: СПбАППО, 2005. — 150 с.
  58. , И.Н. Цель воспитания личность, готовая к взаимодействию со средой / И. Н. Зарецкая // Директор школы. -2003. -№ 2. — С. 3.
  59. , А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям) / А. И. Захаров. СПб.: Респекс, 1995. — 192 с.
  60. , И.П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы школ Ленинграда и лен. области / И. П. Иванов. М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
  61. , A.B. Защита ребенка как педагогическое понятие. / Гуманизация воспитания в современных условиях- под ред О. С. Газмана, И. А. Костейчука М., УВЦ «Инноватор»., 1995. С47−65.
  62. , С.А. Формирование полоролевой идентичности старших дошкольников средствами народной культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Иванова Светлана Алексеевна. Владимир., 2009. — 22 с.
  63. Инновационные технологии социальной работы с неполными семьями: Научно-методическое пособие / под ред. JI.C. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. — 128 с.
  64. , Д.М. Половое воспитание детей / Д. М. Исаев, В. Е. Каган. JI.: Медицина 1988. — 162с.
  65. , Е.И., Слободчиков В. И. Возрастная психология / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. -1988. № 6. — С.107−113.
  66. , М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  67. , П.Ф. Родители и дети / П. Ф. Каптерев // Воспитание и обучение. -1897. № 1. — С.1−10- № 2. — С.41−50.
  68. , К.А. Воспитание? Воспитание . Воспитание!: Теория и пракика школьных воспитательных систем / К. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.И. Селиванова- под ред. H. JI Селивановой. М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  69. , JI.B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л. В. Карцева // Социологические исследования, — 2003. -№ 7. С. 92.
  70. , Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX в. / Российская академия образования. Южное отделение, Ростовский педагогический университет / Г. Ф. Карпова.- Ростов-на Дону: Изд-во Рост пед. ун-та, 1994.-278 с.
  71. , В.Г. Развитие культуры здоровья детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Каменская Татьяна Вилоровна,-СПб., 2007.-24 с.
  72. , И.П. Санитарно-гигиеническая характеристика семей по фактору риска заболеваемости детей / И. П. Каткова, H.A. Кравченко // Советское здравоохранение. -1989. № 3. — С. 15−23.
  73. , И.С. Тендерная автобиография как метод изучения механизмов тендерной социализации / Тендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
  74. , И.С. Тендерная социализация / И. С. Клецина. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 92 с.
  75. , И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / И. Клемантович. — М., 1990. — С.329−400.
  76. , А.Г. Подражательная деятельность и ее изменение в связи с возрастным развитием ребенка: Вопросы возрастной педагогики. Сборник статей. Редактор Г. И. Зикеев / А. Г. Ковалев. J1.: Издательство Ленинградского университета 1959 г. — С.24−38
  77. , И.А. Основы педагогической культуры педагога / И. А. Колесникова. СПб.: Изд. «Дрофа», 2003. — 285 с.
  78. , А.К. Психология и технологии воспитания. Монография / А. К. Колеченко, — СПб.: КАРО, 2006 416 с.
  79. Кон, И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) / И. С. Кон, — М.: «Наука», 1988. 270 с.
  80. , Ю.А. Возможность компенсации негативных последствий развода родителей для детей /Ю.А. Конусов // Семья как объект социальной политики. М.: ИСИ АН СССР, С. 153−154
  81. , Я. Как любить ребенка / пер. с пол. К. Э. Сенкевич / Я Корчак. -Калининград: ОГУП Кн. Изд-во, 2000. 367 с.
  82. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. М.: Народное образование, 2002. — 208с.
  83. Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5−6 лет. Сценарии занятий / Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова М.:ТЦ СФЕРА, 2004. -96 с.
  84. , Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  85. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Краковсий. — М.: 1993−79с.
  86. , В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) / В. В. Краевский // Вопросы философии. 2009. № 3. — С. 77−82.
  87. , А.О. Проектирование воспитательной системы в школе в контексте поликретиреального подхода к анализу педагогической действительности : автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Кравцов Алексей Олегович. -СПб., 2002. 22с.
  88. , И.В. Образовательная среда семьи школы как средство воспитания и обучения / И. В. Крупина. М.: ACADEMIA, 2000. — 192 с.
  89. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М., 1975.-207с.
  90. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991. 176с.
  91. , В.Н. Психологические условия и механизмы воспитания подростков: сб.науч. тр. / В. Н. Лозовцева. М.: Изд. АППССР, 1983. — 160 с.
  92. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Б. Ф. Ломов. Российская академия наук. — М.: Наука, 1999. — 349 с.
  93. , Л.Н. К обществу образованных людей.: теория и практика образования взрослых / Л. Н. Лесохина- РАО ИОВ. СПб.: ИОВ РАО- СПб.: Тускарора, 1998. — 273 с
  94. , Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л. Г. Лунякова // Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 86−95.
  95. , Д.С. Книга беспокойств. Статьи, беседы, воспоминания / Д. С. Лихачев. М.: Издательство «Новости», 1991. — 528 с.
  96. , Л.И. Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2005. -32 с.
  97. , М.К. Мысли под запретом / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1992. — № 5. — С. 109.
  98. , H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / H.H. Макарцева // Педагогика. 1998. -№ 1. — С.81−86.
  99. , A.C. Книга для родителей / A.C. Макаренко. Л.: Лениздат, 1981.-320 с.
  100. , B.C. Неудобства с идентичностью / B.C. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
  101. , H.H. Педагогика поддержки / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. -М.: МИРОС, 2001.-208 с.
  102. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид, Г Кули. М.: 1998. С.300−321.
  103. , A.B. Социализация и воспитание / A.B. Мудрик. М.: Сентябрь, 1997.-96 с.
  104. A.B. Духовно-нравственные основы художественного творчества / A.B. Моторнн // Педагогическое образование и наука: Научно методический журнал / Международная академия наук педагогического образования (МАНПО). 2004. № 4. С. 63−66.
  105. Юб.Мясищев, В. Н. Психология отношений: под редакцией A.A. Бодалева / Вступительная статья A.A. Бодалева / В.Н. Мясищев- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
  106. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2008. — 392 с.
  107. , A.B. Гуманистическое воспитание младших школьников в процессе их приобщения к культуре : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Нагибина Анна Васильевна. СПб., 2003. — 21 с.
  108. , О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Нестерова Ольга Сергеевна Карачаевск., 2002 — С.15−17.
  109. , М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография / М. Н. Недвецкая.- М.: АПКиППРО, 2006. 136 с.
  110. Ш. Николаева, Я. Г. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье (на материале чувашской республики): автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Николаева Янина Геннадьевна,-Чебоксары., 2003. 28 с.
  111. , В.И. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в современной социокультурной ситуации : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Новикова Валентина Ивановна. Ростов., 2004. -43с.
  112. Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории) / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  113. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  114. Образование взрослых: опыт и проблемы / Под. ред. С. Г. Вершловского,-СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 167 с.
  115. Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М.: 1967. -С.96−97
  116. , А.Н. Избранные педагогические сочинения /Сост. М.Г. Данильченко/ А. Н. Острогорский. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  117. , Л.М. Психолого-педагогические основы домашнего воспитания / Л. М. Перминова. М.: Вече, 2002. — 96 с.
  118. , Ж. Интеллектуальное самообеспечение саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — С.40−42.
  119. , Е.С. Метод проектов Электронный ресурс. / Е. С. Полат // Вопросы Интернет образования. 2001. — № 1. — Режим доступа: http:// vio.fio.ru./vio01/Article0l.htm)
  120. , H.B. Медико-социальные аспекты здоровья детей из неполных семей // Проблемы семьи и детства в современной России. В Зч. / Н. В. Полунина, Н. М. Ашанина. М.: Прометей, 1992. 4.2. С. 16−18.
  121. , Л.М. Отцы и их дети после развода / Л. М. Прокофьева, М. Ф. Валетас // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С.111−116.
  122. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — 776 с.
  123. Психология и педагогика развития личности: Монография / под ред. E.H. Шиянова (отвед. ред.), C.B. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. А. Яшуткина. -М.: Илекса, 2002. 568 с.
  124. , З.И. Современные проблемы истории образования и педагогической науки Т.1. / З. И. Равкин М.: ИТПИМИО, 1994. — 185 с.
  125. , С.А. Социальная реабилитация детей в условиях разных образовательных учреждений. Специальный курс по социальной педагогике / С. А. Расчетина. СПб.: Изд-во РГПУД998. — 245 с.
  126. , Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2006 — 320 с.
  127. , А., Шапошникова П., Хоменко И. С помощью учителей: Что могут сделать для организации взаимодействия с родителями методические объединения / А. Роботова, И. Шапошникова, И. Хоменко // Директор школы.- 2000. № 6. — С.26−32.
  128. , К.В. Культурная антропология образования и семья: Монография / Науч. Ред. Б. И. Федоров / К. В. Романов. СПб.: СПбУПМ, 2003. — 346 с.
  129. Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е. И. Рогов.- М.: АКАДЕМИЯ, 2004. -320 с.
  130. , М.И. и др. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций/М.И. Рожков. — М.: АСОПиР, 1991. — 160 с.
  131. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер ком, 1998.-688 с.
  132. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008.- 120 с.
  133. , Ю. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата / Ю. Рюриков // Новый мир. -1986. № 7. — С. 174−198.
  134. , Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Под ред. проф. Л. И. Савинова. 3-е изд. / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 216 с.
  135. , Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко, — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.
  136. , А.Б. Проблемы неполных семей в современной России: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. «Семья в процессе развития» /
  137. A.Б. Синельников М.: НИИ семьи и воспитания РАН, 1994. С. 134−135.
  138. , В.А. Общая педагогика В 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС. 2002. — 288 с.
  139. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе /
  140. B.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  141. , Е. О. Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. — С.3−14.
  142. Современная школа: Достижения, ожидания, реальность. Семья. Учитель. Моя школа / под ред. Е. Э. Смирновой. СПб.: СПбГУПМ., 1998. — 186 с.
  143. , Э.В. Семья как источник воспитательных воздействий / Э. В. Соколов, Б. Н. Дукович / Семья как объект философского и социологического исследования / под ред. А. Г. Харчева Л.: АН СССР, 1974, — С. 37.
  144. , В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи /
  145. B.В. Солодников. СПб.: Питер, 2007. — 387 с.
  146. Социальная работа / под общ. ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 440 с.
  147. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры учителя в непрерывном образовании: колл. Монография / И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, Л. В. Бурая, М. А. Винниченко, Л. Н. Резникова и др. Белгород: 2008. — 359 с.
  148. , B.C. Культура / B.C. Степин // Вопросы философии. -1999. № 8.1. C.61−71.
  149. , А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни /А.П. Стеценко. М.: ЧеРо, 2005. — 256 с.
  150. , Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой /Т.Г. Стефаненко. М.: Старый сад, 1997. — С.97−103.
  151. , В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 6-е изд. / В. А. Сухомлинский. -М.: Политиздат, 1988. 270 с.
  152. , В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия / В. А. Сысенко. М.: Финансы и статистика, 1981. 199с.
  153. , Н.М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. М.: Логос, 1991. — 182 с.
  154. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. / Б. А. Титов. СПбГАК, 1996. — 275с.
  155. , Е.Л. Развитие взглядов отечественных педагогов XX века в изучении методов поощрения и наказания в семье : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Тихомирова Екатерина Леонидов.- Архангельск. 2004. -21с.
  156. , Е.И. Игры и занятия малых детей / Е. И. Тихеева, 1965. -119 с.
  157. , С.Н. Учителю о сути педагогической поддержки // Большая книга о маленькой школе / под ред. Светенко Т. В. Галковской И.В. / С. Н. Тройнова. -Псков: ПГПИ, 2003. С.316−321.
  158. Трансформация брачно-семейных отношений. // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц., 2001. С.272−283.
  159. , К. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К. Ушинский. -М.: Фаир-Пресс, 2004. -575 с.
  160. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды / Д. И. Фельдштейн.-М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-672 с.
  161. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн
  162. , Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. М.: Издательство Института Психтерапии, 2000. — 288 с.
  163. Фортова, J1.K. Родительская педагогика. Спецкурс для родителей / JI. К. Фортова. Владимир, 1998. -178 с.
  164. , М. Введение в метафизику / Пер. с нем. / Предисловие А. Г. Чернякова / М. Хайдеггер. СПб.: Высшая религиозно-философская школа Санкт-Петербурга, 1997. — 276 с.
  165. , А.Г. Брак и семья в СССР 2-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Харчев -М.: Мысль, 1979.-367 с.
  166. , Е.И. Социальный институт // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Е. И. Холостова. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1997. Т.2. — С. 321−324.
  167. В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  168. , C.B. Воспитательный процесс в межшкольном учебном комбинате / Под ред. д-ра мед. наук, д-ра химических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ A.A. Макарени (ГНУ «ИОВРАО»)/С.В.Черняев. СПб.: ГНУ НОУ РАО, 2007. — 220 с.
  169. , Ж.В. Семейная политика в Европе и России: тендерный анализ / Ж. В. Чернова. СПб.: Норма, 2008. — 367 с.
  170. , В.К. Демократизация Востока: психологические проблемы // В. К. Шабельников // Развитие личности. 1997. — № 1. -С.
  171. , М.В. Социальное воспитание в школе. Под ред. А. В. Мудрика / М. В. Шакурова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  172. , С.М. Феминизм как философская проблема : автореф. дис.. канд. фил. наук: 13.00.01 / Шакирова Светлана Михайловна. Ама-Ата., 1996. -24 с.
  173. , С.Т. Педагогические сочинения в 4т. Т.4 / Сост. Д. С. Вернадская / С. Т. Шацкий. М.: 1965. — 328 с.
  174. H.A. Доклад директора на августовском педсовете «Информационный и технологический вызовы XXI века и современный урок: проектирование и диагностика качества образования в гимназии» / H.A. Шарай // Завуч. 2008. — № 6. — С. 117.
  175. , H.JI. И.А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности / Н. Л. Шеховская // Педагогика. 2005. -№ 10. — С. 72.
  176. , P.M. Профессиональное становление учителей сельской школы в процессе непрерывного образования (Теоретико-методологический аспект): дисс. доктор пед. наук СПб., 1994. -386 с.
  177. , Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. Серия «Воспитание: поиск новых подходов». Под общ. Ред. д.п.н. В. А. Краковского / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М.: 1994. -112с.
  178. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  179. , Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон- общ. предисл. A.B. Толстых.-2-e изд.-М.: Флинта МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.
  180. , Э.Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. Л.: Медицина, 1990. — 567 с.
  181. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем./ К. Г. Юнг. М.: Канон, 1994. — 336 с.
  182. , С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребенка : автореф. дис.. канд. пед. наук:13.00.01 / Юсфин Семен Михалович. М., 1996. — 24 с.
  183. , В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Изд-во Самар. Ун-та, 1995. — С.78−108.
  184. Ainsworth, M.D. Strange Situation. In.: M.T. Greenberg, D. Cicchettii, E.M. Cummings (eds.). Attachment in the preschool years: Theory, research and intervention / M.D. Ainsworth Chicago Univ. of Chicago: Press, 1990. — P. 121 160.
  185. Bowlby, John. Attachment. Penguin Books / John Bowlby 2003. 477 p
  186. Puckering, C., Taking control: a single case study of mellow parenting // Clinical Child Psychology and Psychiatry / C. Puckering, J. Evans, H. Maddox et al., 1996. Vol.1 — No.4. — P.539 — 550.
  187. Freud, A., Burlingham D.T. Infants without Families / A. Freud A.- N.-Y., 1944. -89 p.
Заполнить форму текущей работой