Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Беспризорность и сиротство как социально-педагогическая проблема

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введение. Развитие работы по проблеме беспризорности и сиротства среди молодых семей. Резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; Формирование социально проблемной молодежи; По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства и детской беспризорности. Социальные сироты, беспризорные… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ 1. Беспризорность и сиротство как проблема социально педагогического исследования
    • 2. Социально-педагогические аспекты беспризорности и сиротства
  • РАЗДЕЛ 2. Социально- педагогические условия профилактики беспризорности и сиротства
    • 2. Взаимодействие социальных институтов общества, решающих проблему беспризорности и сиротства
    • 3. Развитие работы по проблеме беспризорности и сиротства среди молодых семей
  • Заключение
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства и детской беспризорности. Социальные сироты, беспризорные и безнадзорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской безнадзорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего и может иметь далекоидущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков;

Формирование социально проблемной молодежи;

резкое ухудшение физического и психического здоровья населения;

снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом.

Хотя на сегодняшний день нет точных статистических данных о количестве бездомных детей в России, а все существующие оценки носят приблизительный характер, но все же цифры, составляющие эту статистику (в отношении бездомных детей) не могут не ужасать.

Беспризорность и сиротство как социально-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РАЗДЕЛ 1. Беспризорность и сиротство как проблема социально педагогического исследования (анализ отечественного и зарубежного опыта)

Проблемы семьи и детства, взаимоотношений семьи и государства, влияния социальных процессов на распространение социального неблагополучия детства нашли свое отражение в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых. Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, места и роли детей в обществе, соотношения в них биологического и социального содержатся в трудах социальных философов.

Социологический подход к проблемам детства, семьи, воспитания формируется во второй половине XIX — начале XX века в работах зарубежных социологов (Р. Мертон, Н. Смелзер, Г. Зиммель, П. Сорокин) и имеет важнейшее методологическое значение для анализа процесса поэтапного формирования личности человека с детского возраста.

Механизм рассогласования семейных ценностей, смещения нормативно-регулятивных и координирующих функций семьи и общества и последующая утрата личностью ответственности за свои социальные действия составляет содержание концепции аномии общества (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

В работах отечественных исследователей начала XX века СВ. Бахрушина, Б. И. Бентовина, Д. Н. Бородина, Д. А. Дриль, В. Ф. Залесского внимание акцентируется на проблемах неблагополучия семьи, судьбах трудных подростков, осмыслении феноменов десоциализации, социальной патологии детства, детского нищенства и бродяжничества. Взгляд на семью как на социокультурный феномен и основной социализирующий фактор общества воспроизводится в современных работах известных социологов семьи М. С. Мацковского, А. Г. Харчева. (Проблемы воспитания и развития детей, преодоление трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения (Л.В. Байбородова, Л. Г. Жедунова, В. И. Кливер, Л. И. Кочкина, О. Н. Посысоев, М. И. Рожков и др.); социальной адаптации (В.И. Каверина, Б. А. Куган, Ю.В. Яблонская); реабилитации (А.В. Гордеева, В.В. Морозов); коррекции (А. Ярулов). Региональная специфика социального неблагополучия детства отражена в публикациях дальневосточных исследователей А. Г. Петрынина, A.M. Печенюка, Н. М. Байкова, Л. В. Кашириной, которые анализируют социальные, психологические и педагогические условия и причины данного явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. -2-е изд., М.: Издательский дом «Академия», 1996. — 128 с.
  2. Л. С. Развитие высших психических функции. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  3. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л. М. Шипициной. — СПб: Издательство «Речь», 2003. — 144 с.
  4. Н.А. «Чужие» дети.//Социально-педагогическая работа, № 4, 2003 год. — Мн.: Адукацыя 1 выхаванне, 2003. — 127 с.// стр.46−53
  5. Н.А., Волович Т. В. Некоторые аспекты формирования культуры ненасилия в массовом сознании//Веснш адукацьн, № 3, 2005 год.
  6. — Мн.: НМУ НИО МО РБ, 2005.
  7. В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 396 с.
  8. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: БГУ, 1976.
  9. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
  10. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  11. А. Мотивация и личность. Пер. с англ. — С.-П., 2001.
  12. А.М., Иванюк Н. А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Мн.: РУМЦ ФВН, 2004, — 473 с.
  13. А.М. Гостевая и адаптационная семья: ресурсы местного сообщества в социализации воспитанников интернатных учреждений. МН., РУМЦ ФВН, 2005. 111 с.
  14. МидДж. Интернализированные другие и самость//Американская социологическая мысль: Тексты — М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996, с. 222−225.
  15. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учрежде
  16. ний/ Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова, Г. А. Фоменок. Мн.: «Издательство „Беларусь“, 2004 — 243 с.
  17. Некоторые аспекты содействия социальной адаптации воспитанников
  18. интернатных учреждений. Пособие. Иванюк Н. А., Маханько А. М. и др.
  19. Под редакцией Иванюк Н. А., Маханько А. М. Мн.: РУМЦ ФВН, 2003 -118 с.
  20. Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 1999» 396 с.
  21. Положение детей в мире 2003 г. ЮНИСЕФ, 2003.
  22. Положение детей в мире 2004 г. ЮНИСЕФ, 2004.
  23. А.М. и Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М.: Педагогика, 1990.
  24. Проблемы социального сиротства. Смагина Л. И., Воднева А. К., Глухова Н. М. и др.; под общей редакцией Л. И. Смагиной. — Мн.: ГДП «Спектр-дилог», 1999. — 104 с.
  25. Н.С. Деятельность государства и общественных организаций по ликвидации детской беспризорности в 1921—1928 гг.. (на материалах Урала) //Автореферат канд. Ист. наук. Екатеринбург. -1998. -50 с.
  26. Х.Д., Зубрилин К. С. Организация детских домов в системе социального обеспечения. М., 2000.
  27. Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность//Социол. исслед. 2004. № 4.
  28. Семейные формы устройства детей на воспитание: Пособие для заме
  29. щающих родителей/ Сост. Г. И. Руденкова и др. Мн.: Дизапресс, 2003. — 72 с.
  30. Создание и развитие системы специальных центров при различных организациях, предоставляющих первичные места выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы итогового отчета по Федеральной целевой программе «Дети-сироты». Научный руководитель и ответственный исполнитель — Семья Г. В., д. психол. н., проф. Кафедры социальной психологии Университета РАО. — М.: БФРГТЗ «Слово», 2004. — 128 с.
  31. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. Учеб.-метод. Пособие/ В. В. Мартынова, Н. С. Поспелова, В. А. Маглыш, Т. П. Михневич, Г. И. Руденкова, А. П. Лаврович. Мн.: ОДО «Тонпик», 2004 — 240 с, ил.
  32. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно- ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1, 2. — М.: «Три Л», 1996.- 420 с.
  33. Н.П., Козлов ВВ., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
  34. диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  35. Формирование дружественной ребенку социальной среды в условиях
  36. похода и молодежного клуба. Пособие. Иванюк Н. А., Маханько А. М. и
  37. др. Под редакцией Иванюк Н. А., Маханько А. М. Мн.: РУМЦ ФВН, 2003. — 66 с.
  38. И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. — Мн.:Тесей, 1999.
  39. Ю. Воспитание родителей М., 1993 — 168 с.
  40. В.А. Основы социальной психологии. — Мн.: АПО, 2003. — 814 с.
  41. В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. — Мн.: Бестпринт, 2000. — 416 с.
Заполнить форму текущей работой