Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация образовательной туристско-краеведческой деятельности учреждений дополнительного образования: На примере детской загородной туристской базы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нынешние педагогические правопреемники внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования (УДО), не смогли сохранить положительную динамику эволюционных изменений системы детского туризма и краеведения в новых экономических условиях. К сожалению, более чем пятикратный количественный рост УДО в области детского туризма и краеведения в 90-х годах (центры детско-юношеского туризма… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Научные основы организации туристско-краеведческой деятельности
    • 1. 2. Содержание образовательной деятельности УДО на основе ТКД 35 1.3. Модель организации образовательной ТКД
  • ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
  • 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ЗАГОРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ БАЗЫ
    • 2. 1. Образовательная деятельность УДО
    • 2. 2. Эффективность организации образовательной ТКД
  • ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

Организация образовательной туристско-краеведческой деятельности учреждений дополнительного образования: На примере детской загородной туристской базы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) многогранна и чрезвычайно разнообразна как по форме, так и по содержанию и имеет значительный общепедагогический потенциал.

В «доперестроечной» школьной политике туристско-краеведческой деятельности по праву отводилось достойное место, так как «при педагогически правильной инструментовке, она интегрирует на личность все основные стороны воспитания, соединяя их в единый процесс воспитательно-образовательно-оздоровительного воздействия» (94, с. 16).

Была создана эффективная система туристско-краеведческой деятельности (на туристские маршруты страны ежегодно выходили до 20 миллионов школьников и учащихся профессиональных училищ), разработаны и внедрены в массовую практику теоретико-методические положения ТКД, отражённые, прежде всего, в работах П. В. Иванова, К. Н. Волкова, А.А.Остапца-Свешникова, И. Н. Пилата и др.

Нынешние педагогические правопреемники внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования (УДО), не смогли сохранить положительную динамику эволюционных изменений системы детского туризма и краеведения в новых экономических условиях. К сожалению, более чем пятикратный количественный рост УДО в области детского туризма и краеведения в 90-х годах (центры детско-юношеского туризма, станции юных туристов, детские туристские базы) не был подкреплён ожидаемыми позитивными педагогическими результатами. Лишённые финансово-хозяйственной самостоятельности, позволяющей выжить в условиях рыночной экономики, многие органы народного образования под давлением местных администраций пошли на ликвидацию профильных УДО, объединяя их в различные центры развития дополнительного образования. При этом, произошла потеря целых направлений деятельности УДО, сокращён охват детей, понизился уровень материальной оснащённости туристско-краеведческой работы, детский туризм лишился многих квалифицированных педагогических кадров.

Кроме того, свои педагогические функции УДО сегодня реализуют в условиях социально-экономического кризиса, который в области образования характеризуется целым рядом проблем. Наблюдается ослабление связей подрастающего поколения с «малой Родиной. Дети теряют интерес к природному окружению, и у них, как следствие, происходит утрата жизненных ценностей.

На уровне общеобразовательных учреждений наблюдается излишняя теоретизация экологического и валеологического воспитания, не обеспечивающая формирования установок и умений активного, самостоятельного формирования экологичного и здорового образа жизни.

Ослаблена воспитательная работа, как в школе, так и в обществе в целом. Это резко обострило проблему организации досуга, а неприятие её лобовой направленности на формирование социально приемлемой личности приводит к внутреннему протесту, что замедляет становление организационных умений самостоятельного планирования и реализации действий.

Во многих образовательных учреждениях сегодня на первый план выдвигается идея реализации индивидуальных интересов, вследствие чего коллективные формы становятся менее популярными. Общинный, соборный характер воспитания — исконно российская форма педагогического влияния на подростков. Отказ от неё не оправдан и ведёт к издержкам социализации школьников.

Между тем, педагогический потенциал туризма и краеведения успешно мог быть использован для решения вышеназванных проблем, так как даёт школьникам живой жизненный эмпирический опыт общения с родной природой. В процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.

Общая валеологическая направленность туризма, наличие разнообразных оздоровительных форм работы на основе туризма решают как проблему детского оздоровления, так и социально острую проблему досуга школьников.

Перспективными в плане организации результативной туристско-краеведческой работы сегодня, на наш взгляд, являются детские загородные туристские базы (ДЗТБ), функционирующие либо как структурные подразделения Центров детско-юношеского туризма (ЦДЮТ), либо как самостоятельные УДО. Здесь уже разрешён ряд проблем, сдерживающих развитие детского туризма в условиях социально-экономической нестабильности:

— сохранены квалифицированные педагогические кадры детского туризма- -накоплено и сохранено туристское снаряжение для массовой туристско-краеведческой работы со школьниками;

— походы совершаются по хорошо изученным (паспортизированным) маршрутам;

— есть предпосылки для становления относительной экономической стабильности УДО за счёт продуманной «педагогической эксплуатации» природных ресурсов, что очень важно при неустойчивой экономической ситуации в стране.

В изменившихся условиях трансформируются и функции УДО. Мы согласны с такими авторами, как А. К. Бруднов, О. Е. Лебедев, Б. А. Титов, В. И. Панов, Р. У. Богданова и др., которые считают, что в реформируемом российском образовании УДО, а значит, и детские загородные туристские базы как их составная часть должны взять на себя функции, прежде всего, образовательные. Необходимость таких изменений определяется изменившимся статусом дополнительного образования в целом. В настоящее время УДО выходят на уровень комплексных образовательных программ, удовлетворяющих потребности населения в дополнительных образовательных услугах. Удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей является сегодня основной целью дополнительного образования.

Однако анализ научной литературы и практического опыта деятельности в системе дополнительного образования позволяют сделать вывод о том, что до сих пор проблемы организации образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на примере детской загородной туристской базы, а, следовательно, и вопросы её влияния на развитие ребёнка, специально не рассматривались.

Таким образом, налицо явное противоречие между возрастающим количеством социально-педагогических проблем, не находящих своего разрешения в стенах общеобразовательной школы, и нереализованным общепедагогическим потенциалом туристско-краеведческой работы ДЗТБ, который мог быть использован для их решения. Этим обусловлена основная проблема нашей работы — поиск и определение направлений и средств организации образовательной деятельности УДО средствами туризма и краеведения.

Именно поэтому для данного исследования выбрана тема: «Организация образовательной туристско-краеведческой деятельности учреждений дополнительного образования (на примере детской загородной туристской базы»),.

В различных областях знаний на современном этапе сложились подходы, позволяющие решить поставленную задачу и служить методологической и теоретической основой работы. Это совокупность философских и естественнонаучных взглядов на мир как единое, изначально гармоничное целое, находящееся в непрерывном движении и развитии, на человека как неотъемлемую часть мировой гармонии, а также научные положения о социально — деятельностной сущности личности, её индивидуальнопсихологических особенностях, о роли социальной и природной среды в воспитании личности, о духовном развитии личности в процессе активной созидательной и творческой деятельности. Наше исследование опирается на работы философов и естествоиспытателей, изучавших проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (П.В. Алексеев, Б. С. Гершунский, И. Т. Фролов, и др.), классиков педагогики, подчёркивающих важность общения ребёнка с природой и использовавших элементы туризма и краеведения в своей работе (К.Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В.А.Сухомлинский), современных отечественных педагогов, изучающих проблему формирования ответственного отношения детей к природе (И.Л. Беккер, И. Т. Суравегина, Л. Р. Тараканова, и др.). Организация опытноэкспериментальной работы потребовала обращения к опыту педагоговметодистов, стоявших у истоков отечественного туризма и краеведения (Н.А.Гейнике, Б. Е. Райков, А. Я. Герд и др.), а также к работам современных исследователей, изучавших формирование личности подростка в процессе туристско-краеведческой деятельности (С.А. Сергеева, А. Д. Солдатенков, А. А. Берг, С. П. Фокин, Л. Е. Куприна и др.). При изучении государственной системы дополнительного образования и роли ДЗТБ в ней главной опорой были работы Ю. С. Константинова. Особое значение для нашей работы имеют основополагающие аспекты туристско-краеведческой деятельности школьников, изложенные в работах А. А. Остапца — Свешникова.

Объект исследования: процесс организации образовательной деятельности УДО средствами туризма и краеведения.

Предмет исследования: содержание и комплекс педагогических методов средств и форм, обеспечивающих на практике педагогическую эффективность образовательной деятельности ДЗТБ.

Гипотеза исследования: школьники, проводящие организованный досуг на ДЗТБ, получат туристскую подготовку, у них будет сформирована потребность бережного отношения к природе, привито чувство любви к Родине, созданы предпосылки для изучения предметов естественнонаучного цикла, если организация её ТКД будет включать:

— опору на культуротворческую среду, как совокупность материальных и духовных факторов и средств, задействованных в образовательном процессе ДЗТБ и включающую в себя в качестве компонентов материальные, образовательные средства и стационарные учебные туристско-краеведческие комплексы;

— использование пролонгированного режима, предусматривающего предоставление туристским группам переменного состава при добровольном многократном посещении УДО взаимодополняющих образовательных программ с целью решения поставленных педагогических задач средствами туризма и краеведения ;

— переход от прямого педагогического воздействия к самовоздействию через содействие и взаимодействие взрослых и детей.

Гипотеза доказывается нами на основе анализа философских, педагогических источников и в процессе опытноэкспериментальной работы.

Цель исследования: создание организационно-педагогической модели организации образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, реализуемой в условиях детской загородной туристской базы. Основные задачи исследования:

1. На основе анализа государственной системы туристско-краеведческой деятельности школьников определить педагогические возможности ДЗТБ.

2. Определить содержание, комплекс педагогических методов, средств и форм образовательной деятельности ДЗТБ, сформулировать педагогически обоснованные требования к организации образовательной ТКД с учётом региональных социокультурных и образовательных потребностей населения.

3. Создать педагогически обоснованную модель организации образовательной деятельности учреждения дополнительного образования, реализуемую в условиях детской загородной туристской базы, и в ходе опытно-экспериментальной работы верифицировать её эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические', анализ и синтез, моделирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному;

— эмпирические: изучение литературы, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности, опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— переосмыслено и по-новому интерпретировано общепедагогическое содержание деятельности ДЗТБ как учреждения дополнительного образования;

— разработана и реализована модель организации образовательной деятельности ДЗТБ, составными элементами которой являются культуротворческая среда и пролонгированный режим;

— теоретически обоснован и содержательно прописан пролонгированный режим в совместной образовательной деятельности УДО и общеобразовательных учрежденийопределены уровни образовательной деятельности на основе ТКД в условиях ДЗТБ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— введено понятие «пролонгированный режим» как организационно-педагогический механизм осуществления совместной образовательной деятельности УДО и школы;

— уточнена область применения понятия «перспективообразующий познавательный туристе ко-краеведчес кий цикл», введённого С. П. Фокиным;

— выявлены уровни самостоятельности в совместной образовательной деятельности УДО и школы в условиях ДЗТБдана их содержательная характеристика;

— прописан характер управления образовательной деятельностью УДО на различных этапах туристско-краеведческого цикла.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторских стационарных учебных туристско-краеведческих комплексов (антропоэкологическая тропа «Припышминский бор», полигон по спортивному ориентированию, паспортизированный туристско-краеведческий маршрут «Школьная тюменская кругосветка»), системы образовательных игр на основе туризма и краеведения, программы кружковой работы «Гидрологи-экологи», которые могут быть использованы в работе как УДО, так и общеобразовательных школ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержательным стержнем модели организации образовательной деятельности ДЗТБ является совместная туристско-краеведческая деятельность УДО и школы, осуществляемая в культуротворческой среде, создаваемой материальными, образовательными средствами, а также стационарными учебными комплексами.

2. Пролонгированный режим как механизм осуществления совместной образовательной деятельности УДО и общеобразовательных учреждений средствами туризма и краеведения предусматривает предоставление туристским группам переменного состава при добровольном многократном посещении УДО взаимодополняющих образовательных программ с целью решения актуальных педагогических задач. Характер совместной образовательной деятельности в пролонгированном режиме меняется в последовательности: педагогическое воздействие — содействие — взаимодействие — самовоздействие.

3. Перспективообразующий познавательный цикл применительно к ДЗТБэто многолетняя система образовательной деятельности объединяющая и различные по времени туристско-краеведческие циклы, образовательные программы и планы в единый образовательно — воспитательнооздоровительный процесс.

4. Антропоэкологическая тропа — стационарный учебный туристско-краеведческий комплекс, который включает в себя не только возможности знакомства с природными объектами, правилами рекреационного природопользования, но и знакомит с хозяйственной, культовой деятельностью человека в обозримом прошлом.

Этапы исследования:

1. 1992;1993 годы: сбор эмпирического материала по теме исследованияотработка содержания программы туристско-краеведческого кружка «Гидрологи-экологи», паспортизированного туристско-краеведческого маршрута «Школьная тюменская кругосветка» с целью выявления эффективности их использования в работе со школьникамивыдвижение первоначальной гипотезы.

2. 1993;1995 годы: теоретическое обоснование гипотезывыявление особенностей планирования образовательной ТКД в условиях ДЗТБ, разработка пролонгированного режима как механизма совместной образовательной деятельности УДО, расширение спектра образовательных средств ДЗТБ (укрепление материальной базы, разработка стационарных учебных туристско-краеведческих комплексов), отработка содержания блока образовательных программ на основе ТКД. Разработка модели организации образовательной туристско-краеведческой деятельности УДО на примере ДЗТБ.

3. 1995;1998 годы: проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в проверке эффективности модели организации образовательной туристско-краеведческой деятельности УДО.

4. 1998;1999 годы: оформление результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялись во время работы автора в качестве учителя географии средней школы № 43 г. Тюмени, старшего инструктора-методиста детской загородной туристской базы «Азимут» при Областном центре детско-юношеского туризма.

Основные положения работы апробировались на международной научно-практической конференции «Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России» /Москва, 1998/, межрегиональной научно-практической конференции «Приоритет экологического образования» /Омск, 1996/, межвузовской научной конференции «Современные проблемы географии России и родного края» /Курган, 1997/ и научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» /Тобольск, 1998/.

Разработанные автором идеи, принципы, технологии заложены в программы, реализуемые в массовой туристско-краеведческой деятельности ДЗТБ «Азимут» при Областном центре детско-юношеского туризма. Система образовательных программ, разработанных автором, используется в массовой работе городской станции туристов г. Тобольска. Специализированные образовательные программы используются в деятельности школы № 29, лицея при педагогическом колледже № 2 г. и других общеобразовательных учреждений г. Тюмени.

Результаты исследования апробированы и представлены в ряде публикаций:

1."Школьная тюменская кругосветка". — Тюмень. ОблСЮТур, 1987 и 1991 гг.

2."Туристско-краеведческая работа в школе". — Тюмень. ОблСЮТур, 1989 г.

3."Программа туристеко-краеведческого кружка «Гидрологи — экологи». -Тюмень. ОблЦДЮТ, 1992 г.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Эти выводы свидетельствуют о том, что задачи, поставленные в исследовании решены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое нами исследование подтвердило тезис о возможности организации эффективной образовательной деятельности УДО средствами туризма и краеведения в условиях ДЗТБ, обеспечивающей формирование туристской подготовки, практических навыков бережного отношения к природе, привитие любви к малой Родине и создание предпосылок для изучения предметов естественнонаучного цикла.

В ходе исследования была создана и в условиях опытно-экспериментальной работы верифицирована модель организации образовательной деятельности ДЗТБ как учреждения дополнительного образования. Нам удалось доказать, что эффективность образовательной деятельности ДЗТБ можно обеспечить, если создать культуротворческую среду за пределами общеобразовательных школ и реализовать её педагогический потенциал через образовательную деятельность в пролонгированном режиме.

В процессе исследования нами были определены содержание, комплекс педагогических методов, средств и форм образовательной деятельности ДЗТБсформулированы педагогически обоснованные требования к организации образовательной ТКД учреждений дополнительного образованияраскрыта сущность понятий «пролонгированный режим», «перспективообразующий познавательный цикл применительно к деятельности ДЗТБ», «антропоэкологическая тропа», «стационарный учебный туристско-краеведческий комплекс», раскрыт характер совместной образовательной деятельности в пролонгированном режиме.

Итоги и общие выводы исследования можно представить в следующих положениях:

1. Совместная образовательная деятельность осуществляется в культуротворческой среде, часть которой создана за пределами школы. Культуротворческая среда как совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих решению образовательных задач в совместной образовательной деятельности, включает в себя материальные, образовательные средства и стационарные учебные туристско-краеведческие комплексы.

2. Организация эффективного образовательного процесса предполагает особым образом организованную совместную деятельность УДО и общеобразовательных школ. Механизмом реализации совместной образовательной деятельности является пролонгированный режим, предусматривающий предоставление туристским группам переменного состава, при добровольном многократном посещении УДО, взаимодополняющих образовательных программ с целью решения поставленных педагогических задач активными формами туризма и краеведения. При организации совместной образовательной деятельности в характере работы должна соблюдаться логика перехода внешнего во внутреннее (педагогическое воздействие — содействие — взаимодействие — самовоздействие).

3. Образовательная деятельность осуществляется в новой организационной форме обучения: ДЗТБ ('педагог-инструктор) — туристская группа (классклассный руководитель — родители) вместо традиционной формы при обучении туризму: руководитель кружка — члены кружка.

4. Содержание совместной образовательной деятельности общеобразовательных учреждений и УДО на основе ТКД определяется тремя составляющими: туристское — комплексное краеведческоепрофильное краеведческое. Это предъявляет повышенные требования к квалификации педагогических кадров ДЗТБ, так как им приходится осуществлять не только организацию досуга школьников, но и процесс обучения.

5. Образовательная программа является самостоятельной, локальной структурной единицей в модели туристско-краеведческой деятельности ДЗТБ. Образовательные игры несут системообразующую нагрузку.

6. Разработанная нами модель организации образовательной ТКД ДЗТБ как УДО в силу своей технологичности может быть применена в массовой работе со школьниками в других регионах страны.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Школьная тюменская кругосветка. — Тюмень: ОблСЮТур, 1987 и 1991. -48 с. щ.

2. Туристско-краеведческая работа в школе. — Тюмень: ОблСЮТур, 1989. -20 с.

3. Программа туристско-краеведческого кружка «Гидрологи — экологи». -Тюмень: ОблЦДЮТ, 1992. — 8 с.

4. Учебно-экологическая работа на загородной туристской базе / Приоритет экологического образования: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. по эколог, образов. 23−24 окт. 1996 г. — Омск, 1996. — С. 68−69.

5. Учебная тропа природы как полигон для эколого — краеведческой подготовки студентов — географов / Современные проблемы географии.

России и родного края: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1997. — С. 72−73.

6. Возможности детской загородной туристской базы как учреждения дополнительного образования в осуществлении краеведческого принципа преподавания некоторых курсов школьной программы / Проблемы педагогической инноватики: Тезисы науч.-практ. конф. — Тобольск, 1998. -С. 21−22.

7. Многопрофильность туристско-краеведческой деятельности как перспективная экономическая форма существования учреждения дополнительного образования в современных условиях / Детскоюношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Материалы международной науч. — практ. конф. — М.: ЦДЮТур РФ, 1998. — С. 64−65.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
  2. А.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности. Дис. канд. пед. наук. — М. — 1984. -135 с.
  3. В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  4. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 1997. -568 с.
  5. В.И. Педагогика творческого развития. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. — 565 с.
  6. Андреева A. J1. Детская экологическая видеостудия «ЭкоВидео» // Внешкольник. 1997. — № 10. — С. 5−10.
  7. В.В., Козин В. В., География Тюменской области / Учебное пособие. Екатеринбург: Средне — Уральское кн. изд. — во, 1996. — 240 с.
  8. В.В., Вдовюк Л. Н. Человек, природа, экономика / Программа по географическому краеведению для 8−9 классов. Тюмень: ТОГИРРО, 1997, — Юс.
  9. К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981. — 205 с.
  10. Ю.Беккер И. Л. Туристско краеведческая деятельность как средствоформирования экологической культуры старших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
  11. И., Найденская Н. Планета наш дом. — М.: Лайда, 1995. — 95 с.
  12. Р.У. Основные тенденции развития образовательного процесса в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование детейфактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -С — Петербург, 1998. — С. 89−94.
  13. А.Н. Полевая экология: её место и роль во внешкольном экологическом образовании детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 25−29.
  14. А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 19 с.
  15. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1997. — № 1. — С. 2−6.
  16. О.А. Эстетико психологические аспекты в эколого -краеведческом образовании // Внешкольник. — 1997. — № 11−12. — С. 40−44.
  17. В.А., Богданова JI.B., Купер J1.3. Экологическая экспертиза / Практическое пособие для учащихся 7−8 классов. Рига, 1993. — 251 с.
  18. JI.H., Попова Т. В. Человек, природа, экономика. Природа и природные ресурсы родного края. 8 класс / Учебно методическое пособие для учителей поьгеографическому краеведению. — Тюмень: ИПК ПК, 1996.-90 с.
  19. Н.М. По следам Робинзона. М.: Детгиз, 1936. — 279 с.
  20. В.В., Маклаков К. В. Естествознание. В 2 х кн. Кн.1:Человек, Земля, Вселенная. — Екатеринбург: Изд — во АРД ЛТД, 1998. — 416 с.
  21. В.Г. С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. М.: Воениздат, 1989. — 348 с.
  22. В.Г. Академия выживания (Человек в условиях автономного выживания). М.: Толк / Технополюс, 1996. — 368 с.
  23. А.А. Применение методов активного социально -психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы. М., 1990. — 153 с.
  24. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / И. И. Баринова, В. А. Горбанёв, И. В. Душина и др. М.: Дрофа, 1998. — 560 с.
  25. А.Я. Об естественноисторических экскурсиях. -М.: Учитель, 1966.
  26. .С. Философия образования. М.: Московский психолого -социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  27. В.В. О герменевтических началах взаимодействия основного и дополнительного образования школьников // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 58−61.
  28. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965. — 246 с.
  29. М.А., Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике. М., Просвещение, 1976. 224 с.
  30. Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. Программа. Обновление гуманитарного образования в России. М.: Интерпракс. -1994.-248 с.
  31. Е.Я., Жбанов А. В. Спасение на море: Справочник. М.: Транспорт, 1991. — 144 с. 35.3аварихин С. П. Ворота в Сибирь. -М.: Искусство, 1981. 158 с.
  32. Зб.Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. М.: Искусство, 1987. — 191 с.
  33. В.И. Методология и методика социально педагогического исследования. Тюмень, — 1995. — 97с.
  34. Закон «Об образовании РФ» // Российская газета. 1992. — 31 июля.
  35. Занимательное природоведение. М., Омега, 1997. — 256 с.
  36. Г. К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология 1997. № 4 — С. 9−15.
  37. Зелёные острова Восточного округа / под ред. Остапца А. А., составители: Абросимова Г. Н., Гордеева З. И. М., 1997. — 154 с.
  38. Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998.-С. 29−36.
  39. А.С. Вокруг Тюмени. Свердловск: Средне — Уральское кн. изд -во, 1981.-80 с.
  40. А.С., Булатов К. В. Окрестности Тюмени. -2-е изд., перераб. -Тюмень: Слово, 1998. 240 с.
  41. П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательных школ. // Докт. дис. Петрозаводск, 1966. — 167с.
  42. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петразаводск, 1966. С. 172.
  43. Г. Г. Воспитание бережного отношения к природе на туристских маршрутах // Вестник детско юношеского туризма в России. — 1992. -№ 3. — С. 24−27.
  44. А.А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно -Уральское книж. изд — во, 1996. — 356 с.
  45. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ. М., 1997. — 14 с.
  46. История Тюменского края. Свердловск: Средне -Уральское кн. изд. — во, 1975.- 112 с.
  47. Т.Н. Социально педагогическая функция краеведческой (экологической, правовой и др.) деятельности в духовном развитии и формировании социально —активной личности // Внешкольник. — 1997. -№ 9.-С. 11−15.
  48. М.А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
  49. Т.В. Методические подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины // Валеология. 1996. № 2 — С. 42−44.
  50. М.М. Техническое моделирование и экология // Внешкольник. -1997.-№ 11−12.-С. 44−46.
  51. Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998 гг. М.:ЦДЮТур, 1998. 176 с. Макаренко А. С. Соч. М&bdquo- 1957, т.5, с. 123.
  52. Д.И. Рассказы по истории тюменского края. Свердловск: Средне — Уральское кн. изд — во, 1978. — 96 с.
  53. Д.И., Князев В. Ю., Ретунский В. Ф. Тюмень (Города нашего края). Свердловск: Средне — Уральское кн. изд. — во, 1986. — 320 с.
  54. С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. Ярославль Академия развития, 1997. — 240 с.
  55. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, -1994.-162 с.
  56. Краткий справочник туриста. 3-е изд., исправ. и доп. / Автор -составитель Ю. А. Штюрмер. -М.: Политиздат, 1985. 368 с.
  57. Крупская Н. К. Пед. соч. т.5.-М., 1959, — с.77−78.
  58. И.А. Об организации природоведческой работы и экологического образования учащихся // Внешкольник. 1997. — № 4. — С. 38−40.
  59. .Г. Энциклопедия выживания (Один на один с природой). -Краснодар: Советская Кубань, 1996. 384 с.
  60. A.M. На местности и по карте. М.: Недра, 1982. — 112 с.
  61. Л.Е. Занимательная география Тюменской области /собие для учителей географии. Тюмень, 1992. — 133 с.
  62. Л.Е. Диагностика результатов эколого краеведческой и эколого — туристской подготовленности детей. — Тюмень: ОЦДЮТ, 1997. — 42 с.
  63. Л.Е. Методика диагностики географических, эколого -краеведческих, эколого туристских знаний и умений (из опыта экспериментального исследования). — Тюмень: ОЦДЮТ, 1998. — 35 с.
  64. .А. Туризм и методика преподавания. Казань: Изд — во казанского университета, 1996. — 129 с.
  65. Н.Н. Занимательные вопросы по природоведению. М.: Учпедгиз, 1961.- 127 с.
  66. О.Е. Образование как фактор развития личности // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 918.
  67. Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) // Дополнительное образование детейфактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -С — Петербург, 1998. — С. 48−58.
  68. В.Ф. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса // Внешкольник. 1997. № 3 — С. 12−15.
  69. А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 326.
  70. Л. Ступени дополнительного образования // Внешкольник. 1996. -№ 1. — С. 16−18.
  71. А.С. Сочинения. М., 1957. -т.5. 123 с.
  72. В.А. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., Республика, 1995. — 205 с.
  73. А.А. Введение в антропоэкологию. Омск, 1997. — 55 с.
  74. А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование: Мат. к лекциям по курсам «Региональная педагогическая культурология», «Педагогическая имеджелогия» и «Антропология». Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 68 с.
  75. А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя. Дис. докт. пед. наук в форме научного доклада. Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 68 с.
  76. И.А., Фёдорова М. И. Исследование молодёжной субкультуры как основа разработки программ УДО // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 99−105.
  77. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей, 1993. — 176 с.
  78. Н.П., Матвеев А. В., Зах В.А. Археологические путешествия по Тюмени и её окрестностям. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1994.- 190 с.
  79. А.Е. В мире ориентиров. М.: Недра, 1986. — 269 с.
  80. Р.Х. Педагогическая технология, разработка и организация познавательных игр // Специалист. 1997. № 3−9. — С. 9−11.
  81. П. и др. Один на один с природой. М., Воениздат, 1965. — 182 с.
  82. Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория и практика. Л.: Наука, 1989.- 168 с.
  83. А.Г. Конференция юных краеведов России // Внешкольник. 1997. -№ 5−6.-С. 13−16.
  84. А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978. — 95 с.
  85. А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  86. А.А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России.-М., 1997, — 100 с.
  87. Остапец Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед наук. -М.:ЦДЭТС, 1989.-33 с.
  88. Остапец Свешников А. А. Концепция детско — юношеского туризма // Вестник детско — юношеского туризма в России. — 1992. — № 2 — С. 16−17.
  89. Остапец Свешников А. А. Научный подход к туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения //. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998 гг. М.:ЦДЮТур, 1998. -С. 135 — 140.
  90. А.А. Цикл программа // Детско — юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Мат. Всерос. науч. -практ. конф. — Москва: ЦДЮТур РФ, 1998. — С. 11−12.
  91. III Всероссийском слёте конкурсе юных экологов // Внешкольник. -1997. — № 4.-С. 12−18.
  92. В.И. Учреждение дополнительного образования как субъектразвивающего образования // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С-Петербург, 1998. — С. 25−29.
  93. А.И. Программы по краеведению // Внешкольник 1997. — № 2. — С. 32−34.
  94. Положение о значке «Турист СССР» // Физическая культура в школе. -1981. -№ 3. С. 52.
  95. К. Дети на отдыхе / Пер. с чешского- ил. 3. Махитки. М.: Культура и традиции, 1995. — 384 с.
  96. О.Б. Структура экологического образования в Тюменской области и пути его совершенствования // Исток. 1997. — № 3−4. — С. 13.
  97. А.А. Психология и педагогика. М.: Педагогика, 1996. — 336 с.
  98. Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. — 922 с.
  99. В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей ииродителей. М.: ACT — ПРЕСС, 1998. — 432 с.
  100. З.И. Эколого зоологические экскурсии с учащимися. -М.: ЦДЮТур, 1998.-72 с.
  101. В.И. 10 писем Робинзону. М.: ФиС, 1983.- 80 с.
  102. Н.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации современного подростка // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 61−66.
  103. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  104. С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников. Дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1996.- 185 с.
  105. Следопыт. -М.: ФиС, 1976.-248 с.
  106. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. — 608 с.
  107. Т.А. Сочетание основного и дополнительного образования: работа с одарёнными детьми // Дополнительное образование детей -фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -СПб., 1998.-С. 184−188.
  108. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981, — 1600 с.
  109. А.И., Карпов Г. В. Словарь справочник по физической географии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  110. Г. П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, влпросов. М.: Аквариум, 1997. — 256 с.
  111. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З. -М.: Педагогика, 1981. 640 с.
  112. JI.P. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18с.
  113. Типовые программы туристско-краеведческих кружков // Физическая культура в школе. 1987. — № 8. — С. 55−58.
  114. .А. Социо культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 18−21.
  115. Е.В. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного воспитания //Внешкольник. 1997. — № 1. — С. 2−6.
  116. Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» // Внешкольник. 1999. — № 3. — С. 8−11.
  117. Г. С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. М., 1996 — 24 с.
  118. К.Д. Избр. пед. соч. М&bdquo- 1968, с. 140 141.
  119. К.Д. Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. М., 1974. — т. 1. — 475 с.
  120. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.З. -584 с.
  121. С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Дис. канд. пед. наук. -М.- 1994.- 135 с.
  122. Хрипкова Антонина // Народное образование. 1995. — № 6 — С. .50−53.
  123. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль: Академия развития, 1997. 192 с.
  124. Г. С. Школоа экологического выживания. М.: Военные знания, 1993.-48 с.
  125. В.М. Валеология: Новый научно практический подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей, формирование здорового образа жизни // Валеология. — 1996. № 2 — С. 25−31.
  126. Шацкий С. Т Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  127. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  128. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240с.
  129. С.О. Роль историко культурного краеведения в школьном воспитании // Вестник детско юношеского туризма России. — 1996. — № 2. -С. 8−9.
  130. В.А. Роль моделей в познании. Л. Изд — во Ленинградского университета, — 1963. — 128 с.
  131. Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФиС, 1983. — 144 с.
  132. Энциклопедический словарь юного географа краеведа. — М.: Педагогика, — 1981. — 383 с.
  133. Энциклопедия искателя приключений / Авт. сост. О. Кургузов. — М.: Лабиринт — К, 1998 — 400 с. v-1
Заполнить форму текущей работой