Организация образовательной туристско-краеведческой деятельности учреждений дополнительного образования: На примере детской загородной туристской базы
Диссертация
Нынешние педагогические правопреемники внешкольных учреждений, учреждения дополнительного образования (УДО), не смогли сохранить положительную динамику эволюционных изменений системы детского туризма и краеведения в новых экономических условиях. К сожалению, более чем пятикратный количественный рост УДО в области детского туризма и краеведения в 90-х годах (центры детско-юношеского туризма… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Научные основы организации туристско-краеведческой деятельности
- 1. 2. Содержание образовательной деятельности УДО на основе ТКД 35 1.3. Модель организации образовательной ТКД
- ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ
- 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ЗАГОРОДНОЙ ТУРИСТСКОЙ БАЗЫ
- 2. 1. Образовательная деятельность УДО
- 2. 2. Эффективность организации образовательной ТКД
- ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
Список литературы
- Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988. — 96 с.
- Алексеев А.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности. Дис. канд. пед. наук. — М. — 1984. -135 с.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник. М.: Проспект, 1997. -568 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого развития. Казань: Издательство Казанского университета, 1996. — 565 с.
- Андреева A. J1. Детская экологическая видеостудия «ЭкоВидео» // Внешкольник. 1997. — № 10. — С. 5−10.
- Бакулин В.В., Козин В. В., География Тюменской области / Учебное пособие. Екатеринбург: Средне — Уральское кн. изд. — во, 1996. — 240 с.
- Бакулин В.В., Вдовюк Л. Н. Человек, природа, экономика / Программа по географическому краеведению для 8−9 классов. Тюмень: ТОГИРРО, 1997, — Юс.
- Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981. — 205 с.
- Ю.Беккер И. Л. Туристско краеведческая деятельность как средствоформирования экологической культуры старших подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
- Белавина И., Найденская Н. Планета наш дом. — М.: Лайда, 1995. — 95 с.
- Богданова Р.У. Основные тенденции развития образовательного процесса в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование детейфактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -С — Петербург, 1998. — С. 89−94.
- Боголюбов А.Н. Полевая экология: её место и роль во внешкольном экологическом образовании детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 25−29.
- Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 19 с.
- Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1997. — № 1. — С. 2−6.
- Борсук О.А. Эстетико психологические аспекты в эколого -краеведческом образовании // Внешкольник. — 1997. — № 11−12. — С. 40−44.
- Бухвалов В.А., Богданова JI.B., Купер J1.3. Экологическая экспертиза / Практическое пособие для учащихся 7−8 классов. Рига, 1993. — 251 с.
- Вдовюк JI.H., Попова Т. В. Человек, природа, экономика. Природа и природные ресурсы родного края. 8 класс / Учебно методическое пособие для учителей поьгеографическому краеведению. — Тюмень: ИПК ПК, 1996.-90 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Детгиз, 1936. — 279 с.
- Волина В.В., Маклаков К. В. Естествознание. В 2 х кн. Кн.1:Человек, Земля, Вселенная. — Екатеринбург: Изд — во АРД ЛТД, 1998. — 416 с.
- Волович В.Г. С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. М.: Воениздат, 1989. — 348 с.
- Волович В.Г. Академия выживания (Человек в условиях автономного выживания). М.: Толк / Технополюс, 1996. — 368 с.
- Воронова А.А. Применение методов активного социально -психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы. М., 1990. — 153 с.
- География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / И. И. Баринова, В. А. Горбанёв, И. В. Душина и др. М.: Дрофа, 1998. — 560 с.
- Герд А.Я. Об естественноисторических экскурсиях. -М.: Учитель, 1966.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого -социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гладков В.В. О герменевтических началах взаимодействия основного и дополнительного образования школьников // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 58−61.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965. — 246 с.
- Гуленкова М.А., Красникова А. А. Летняя полевая практика по ботанике. М., Просвещение, 1976. 224 с.
- Днепров Э.Д. Четвёртая школьная реформа в России. Программа. Обновление гуманитарного образования в России. М.: Интерпракс. -1994.-248 с.
- Дунаевский Е.Я., Жбанов А. В. Спасение на море: Справочник. М.: Транспорт, 1991. — 144 с. 35.3аварихин С. П. Ворота в Сибирь. -М.: Искусство, 1981. 158 с.
- Зб.Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. М.: Искусство, 1987. — 191 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально педагогического исследования. Тюмень, — 1995. — 97с.
- Закон «Об образовании РФ» // Российская газета. 1992. — 31 июля.
- Занимательное природоведение. М., Омега, 1997. — 256 с.
- Зайцев Г. К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология 1997. № 4 — С. 9−15.
- Зелёные острова Восточного округа / под ред. Остапца А. А., составители: Абросимова Г. Н., Гордеева З. И. М., 1997. — 154 с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998.-С. 29−36.
- Иваненко А.С. Вокруг Тюмени. Свердловск: Средне — Уральское кн. изд -во, 1981.-80 с.
- Иваненко А.С., Булатов К. В. Окрестности Тюмени. -2-е изд., перераб. -Тюмень: Слово, 1998. 240 с.
- Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательных школ. // Докт. дис. Петрозаводск, 1966. — 167с.
- Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петразаводск, 1966. С. 172.
- Ивойлова Г. Г. Воспитание бережного отношения к природе на туристских маршрутах // Вестник детско юношеского туризма в России. — 1992. -№ 3. — С. 24−27.
- Ильичёв А.А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно -Уральское книж. изд — во, 1996. — 356 с.
- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ. М., 1997. — 14 с.
- История Тюменского края. Свердловск: Средне -Уральское кн. изд. — во, 1975.- 112 с.
- Ищук Т.Н. Социально педагогическая функция краеведческой (экологической, правовой и др.) деятельности в духовном развитии и формировании социально —активной личности // Внешкольник. — 1997. -№ 9.-С. 11−15.
- Калугин М.А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с.
- Карасева Т.В. Методические подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины // Валеология. 1996. № 2 — С. 42−44.
- Козырь М.М. Техническое моделирование и экология // Внешкольник. -1997.-№ 11−12.-С. 44−46.
- Константинов Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998 гг. М.:ЦДЮТур, 1998. 176 с. Макаренко А. С. Соч. М&bdquo- 1957, т.5, с. 123.
- Копылов Д.И. Рассказы по истории тюменского края. Свердловск: Средне — Уральское кн. изд — во, 1978. — 96 с.
- Копылов Д.И., Князев В. Ю., Ретунский В. Ф. Тюмень (Города нашего края). Свердловск: Средне — Уральское кн. изд. — во, 1986. — 320 с.
- Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. Ярославль Академия развития, 1997. — 240 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, -1994.-162 с.
- Краткий справочник туриста. 3-е изд., исправ. и доп. / Автор -составитель Ю. А. Штюрмер. -М.: Политиздат, 1985. 368 с.
- Крупская Н. К. Пед. соч. т.5.-М., 1959, — с.77−78.
- Кудинова И.А. Об организации природоведческой работы и экологического образования учащихся // Внешкольник. 1997. — № 4. — С. 38−40.
- Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания (Один на один с природой). -Краснодар: Советская Кубань, 1996. 384 с.
- Куприн A.M. На местности и по карте. М.: Недра, 1982. — 112 с.
- Куприна Л.Е. Занимательная география Тюменской области /собие для учителей географии. Тюмень, 1992. — 133 с.
- Куприна Л.Е. Диагностика результатов эколого краеведческой и эколого — туристской подготовленности детей. — Тюмень: ОЦДЮТ, 1997. — 42 с.
- Куприна Л.Е. Методика диагностики географических, эколого -краеведческих, эколого туристских знаний и умений (из опыта экспериментального исследования). — Тюмень: ОЦДЮТ, 1998. — 35 с.
- Ланда Б.А. Туризм и методика преподавания. Казань: Изд — во казанского университета, 1996. — 129 с.
- Лебедев Н.Н. Занимательные вопросы по природоведению. М.: Учпедгиз, 1961.- 127 с.
- Лебедев О.Е. Образование как фактор развития личности // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 918.
- Логинова Л.Г. Требования к программам дополнительного образования детей (подходы к определению) // Дополнительное образование детейфактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -С — Петербург, 1998. — С. 48−58.
- Ломова В.Ф. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса // Внешкольник. 1997. № 3 — С. 12−15.
- Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 326.
- Ляшко Л. Ступени дополнительного образования // Внешкольник. 1996. -№ 1. — С. 16−18.
- Макаренко А.С. Сочинения. М., 1957. -т.5. 123 с.
- Макаренко В.А. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., Республика, 1995. — 205 с.
- Макареня А.А. Введение в антропоэкологию. Омск, 1997. — 55 с.
- Макареня А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование: Мат. к лекциям по курсам «Региональная педагогическая культурология», «Педагогическая имеджелогия» и «Антропология». Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 68 с.
- Макареня А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя. Дис. докт. пед. наук в форме научного доклада. Тюмень: ТОГИРРО. 1998. — 68 с.
- Максимова И.А., Фёдорова М. И. Исследование молодёжной субкультуры как основа разработки программ УДО // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 99−105.
- Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей, 1993. — 176 с.
- Матвеева Н.П., Матвеев А. В., Зах В.А. Археологические путешествия по Тюмени и её окрестностям. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1994.- 190 с.
- Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М.: Недра, 1986. — 269 с.
- Мингазов Р.Х. Педагогическая технология, разработка и организация познавательных игр // Специалист. 1997. № 3−9. — С. 9−11.
- Несбит П. и др. Один на один с природой. М., Воениздат, 1965. — 182 с.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория и практика. Л.: Наука, 1989.- 168 с.
- Озеров А.Г. Конференция юных краеведов России // Внешкольник. 1997. -№ 5−6.-С. 13−16.
- Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978. — 95 с.
- Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
- Остапец А.А. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России.-М., 1997, — 100 с.
- Остапец Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед наук. -М.:ЦДЭТС, 1989.-33 с.
- Остапец Свешников А. А. Концепция детско — юношеского туризма // Вестник детско — юношеского туризма в России. — 1992. — № 2 — С. 16−17.
- Остапец Свешников А. А. Научный подход к туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения //. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918 — 1998 гг. М.:ЦДЮТур, 1998. -С. 135 — 140.
- Остапец А.А. Цикл программа // Детско — юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровлении подрастающего поколения России: Мат. Всерос. науч. -практ. конф. — Москва: ЦДЮТур РФ, 1998. — С. 11−12.
- III Всероссийском слёте конкурсе юных экологов // Внешкольник. -1997. — № 4.-С. 12−18.
- Панов В.И. Учреждение дополнительного образования как субъектразвивающего образования // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С-Петербург, 1998. — С. 25−29.
- Персии А.И. Программы по краеведению // Внешкольник 1997. — № 2. — С. 32−34.
- Положение о значке «Турист СССР» // Физическая культура в школе. -1981. -№ 3. С. 52.
- Поломис К. Дети на отдыхе / Пер. с чешского- ил. 3. Махитки. М.: Культура и традиции, 1995. — 384 с.
- Приходько О.Б. Структура экологического образования в Тюменской области и пути его совершенствования // Исток. 1997. — № 3−4. — С. 13.
- Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Педагогика, 1996. — 336 с.
- Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. — 922 с.
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей ииродителей. М.: ACT — ПРЕСС, 1998. — 432 с.
- Рубцова З.И. Эколого зоологические экскурсии с учащимися. -М.: ЦДЮТур, 1998.-72 с.
- Сафонов В.И. 10 писем Робинзону. М.: ФиС, 1983.- 80 с.
- Сафонова Н.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации современного подростка // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 61−66.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сергеева С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников. Дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1996.- 185 с.
- Следопыт. -М.: ФиС, 1976.-248 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987. — 608 с.
- Степанова Т.А. Сочетание основного и дополнительного образования: работа с одарёнными детьми // Дополнительное образование детей -фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. практ. конф. -СПб., 1998.-С. 184−188.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981, — 1600 с.
- Соловьёв А.И., Карпов Г. В. Словарь справочник по физической географии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Субботин Г. П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, влпросов. М.: Аквариум, 1997. — 256 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З. -М.: Педагогика, 1981. 640 с.
- Тараканова JI.P. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 18с.
- Типовые программы туристско-краеведческих кружков // Физическая культура в школе. 1987. — № 8. — С. 55−58.
- Титов Б.А. Социо культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности: Мат. Всерос. науч. — практ. конф. — С — Петербург, 1998. — С. 18−21.
- Ткаченко Е.В. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного воспитания //Внешкольник. 1997. — № 1. — С. 2−6.
- Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество» // Внешкольник. 1999. — № 3. — С. 8−11.
- Усыскин Г. С. В классе, в парке, в лесу. Игры и соревнования юных туристов. М., 1996 — 24 с.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М&bdquo- 1968, с. 140 141.
- Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. М., 1974. — т. 1. — 475 с.
- Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.З. -584 с.
- Фокин С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Дис. канд. пед. наук. -М.- 1994.- 135 с.
- Хрипкова Антонина // Народное образование. 1995. — № 6 — С. .50−53.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. -Ярославль: Академия развития, 1997. 192 с.
- Чеурин Г. С. Школоа экологического выживания. М.: Военные знания, 1993.-48 с.
- Чимаров В.М. Валеология: Новый научно практический подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья взрослых и детей, формирование здорового образа жизни // Валеология. — 1996. № 2 — С. 25−31.
- Шацкий С. Т Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-240с.
- Шмидт С.О. Роль историко культурного краеведения в школьном воспитании // Вестник детско юношеского туризма России. — 1996. — № 2. -С. 8−9.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л. Изд — во Ленинградского университета, — 1963. — 128 с.
- Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ФиС, 1983. — 144 с.
- Энциклопедический словарь юного географа краеведа. — М.: Педагогика, — 1981. — 383 с.
- Энциклопедия искателя приключений / Авт. сост. О. Кургузов. — М.: Лабиринт — К, 1998 — 400 с. v-1