Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные подходы к управлению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход к управлению — подход, который рассматривает организацию не как простую сумму отдельных компонентов, а как систему, т. е. совокупность связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих целое, обладающее качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Организация — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает… Читать ещё >

Современные подходы к управлению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В науке выделяются следующие подходы к управлению.

Системный подход к управлению — подход, который рассматривает организацию не как простую сумму отдельных компонентов, а как систему, т. е. совокупность связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих целое, обладающее качествами, отличными от качеств составляющих его частей. Организация — это открытая система, взаимодействующая с внешней средой, которая развивается и приобретает новые качества. Это означает, что системный подход обращен, прежде всего, «вовне». При этом в центре внимания оказывается процесс принятия решений на всех уровнях организации. Поэтому как подход он обладает свойствами открытости, целенаправленности, целостности, функциональности (В. Г. Афанасьев, Ч. Барнард, В. П. Беспалько, Ю. В. Васильев, Т. А. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. Раккофф, Г. Саймон, П. И. Третьяков).

Процессный (функциональный) подход к управлению — подход, который рассматривает управление как целостный процесс реализации управленческих функций (основные функции — планирование, организация, руководство и контроль). Данный подход развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуативного подходов (А. Файоль, Г. Эмерсон, В. Шухарт, Э. Деминг, Д. Джуран, А. Фейгенбаум, М. Альберт, М. Мескоп, Ф. Хедоури).

Деятельностный подход к управлению — подход, позволяющий рассматривать управление как особый вид профессиональной деятельности, имеющей особую цель, средства, процесс и результат. Данный подход позволяет установить уровень целостности образовательной системы и реализовать мотивационную основу деятельности педагогического коллектива (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Ю. А. Конаржевский, Н. П. Кузьмина, Т. И. Шамова, В. В. Давыдов и др.).

Программно-целевой подход означает общую методологию, отражающую аналитический, целевой, программный, плановый, организационный, контролирующий и регулирующий компоненты управления образовательной системой (В. Н. Аверкин, М. Р. Пащенко, Т. Д. Шебеко, Л. Г. Богославец и др.). Он предусматривает четкое определение целей управления системой, выделение необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования органов, осуществляющих руководство их выполнением. Поэтому программно-целевое управление выступает в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на управляемую систему для достижения цели за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах.

Ситуативный подход к управлению — подход, который пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно, концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций (Т. Бернс, Н. В. Кухарев, М. М. Поташник, В. С. Решетько, Г. В. Савельев, Г. Сталкер, П. И. Третьяков). Данный подход исключает формализм в управлении. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации, предполагает выбор наиболее адекватной модели управления в соответствии с условиями среды (стабильные или меняющиеся).

Представим другие подходы в табл. 1.3.

Руководитель современной образовательной дошкольной организации принимает во внимание всю гамму представленных управленческих подходов, технологически овладевает ими, а в практической деятельности использует один или несколько приоритетных подходов в комплексе друг с другом в соответствии с конкретной управленческой ситуацией.

Подходы к управлению

Название подхода.

Содержание подхода.

Авторы-разработчики.

Самоорган изационный или синергетический подход.

Подход, при котором управление заключается не в реализации традиционных форм демократизации (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении), а в передаче полномочий, предоставления каждому работнику права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетенции. Поэтому контроль со стороны руководства ограничивается и направляется на конечные результаты.

Г. Хакен, И. Пригожин, Л. А. Баев, С. В. Кульневич, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, М. А. Петренко, А. М. Саранов, С. С. Шевелева.

Рефлексивный подход.

Подход, связанный с рефлексией — осознанием смысла действий, осознанием потребностей, целенаправленной преобразующей деятельности. Рефлексивное управление основано на самоанализе и самооценке. Рефлексивные процессы проявляются в управленческом взаимодействии, когда руководитель стремится активно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки подчиненных; в проектировании деятельности коллектива, причем с учетом особенностей и возможностей подчиненных; при самоанализе и самооценке собственной деятельности.

Т. М. Давыденко, Г. П. Звенигородская, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, И. И. Третьяков, Т. И. Шамова.

Рефлексивно-инновационный подход к управлению.

Подход ориентирован па рефлексивно-гуманистический тип сотворческих отношений в управленческих системах. Его главный дидактический принцип состоит в том, чтобы каждый элемент обучающих программ для саморазвития руководителя и его коллектива был тренингом не только для профессиональных навыков управленца, но и условием для развития его рефлексивных и творческих возможностей в сфере управления, когда развивается способность находить в бессмыслице смысл, в неопределенности — определенность, в текучести — устойчивость, в хаосе — гармонию, и наоборот. При этом принцип рефлексивно-инновационного сотворчества воплощается на самых разных уровнях — межличностном, межгрупповом, межролевом, между различными индивидуальными и общекультурными ценностями, которые проживаются и рефлексируются в различных типах управленческого бытия, и прежде всего в управленческой системе сотворчества.

С. Ю. Степанов, С. Ы. Маслов, Е. А. Яблоков, Г. А. Разбивная.

со со.

Название подхода.

Содержание подхода.

Авторы-разработчики.

Исследовател ьски й подход.

Может рассматриваться как исследование, в котором главным является повышение научной обоснованности всех принимаемых решений. При этом необходима объективность в оценке информации, доказательность принимаемых выводов.

М. М. Поташник, П. И. Третьяков.

Оптимизационный подход.

Заключается в достижении максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность. Он предполагает реализацию принципов системности, конкретности, меры и следующих функций:

  • 1) диагностической; 2) объяснительной; 3) конструктивной; 4) динамической;
  • 5) эвристической; 6) прогностической

Ю. А. Конаржевский, Р. Л. Кричевский, В. И. Симонов, Т. И. Шамова и др.

Человекоцентрический подход.

Основу деятельности управляющего составляют: уважение к человеку, доверие к нему, фокусирование внимания на развитии личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса; придание управлению координирующего и мотивационного характера в целом и, в частности, в процессах коммуникаций, в процессе принятия решений.

Реализация человекоцентрического подхода в практике позволяет решить многие управленческие проблемы, такие, например, как: формирование благоприятного социально-психологического климата в организации, стимулирование деятельности участников образовательного процесса и др. Одним из подходов в рамках данного является мотивационный подход.

Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, И. К. Шалаев.

Поведенческий подход.

Подход, основанный на теории человеческих отношений (американский социолог и психолог Э. Мейо). В центре внимания данной теории находится неформальная структура, как совокупность норм, неформальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций, что существенно определяет поведение людей в организации. Деятельность администрации ориентируется на интересы людей.

К. Арджирис, Р. Блейк, Ф. Геруберг, А. Маслоу, Д. Макгрегор, Э. Мейо, Р. Лайкерт, Я. Моутон, Ф. Фидлер, М. П. Фоллетт.

Название подхода.

Содержание подхода.

Авторы-разработчики.

Со держател ьн ы й подход.

Исходит из классификаций направлений деятельности руководителя: техническое управление, кадровое управление, финансовое управление, правовое управление и др., в зависимости от специфики деятельности и организации. Применительно к деятельности руководителя дошкольной образовательной организации выделяются следующие направления его работы: охрана и укрепление здоровья детей, кадровое обеспечение, методическое обеспечение педагогического процесса, информационное и материально-техническое обеспечение.

М. И. Кондаков, С. В. Савинова.

Управление по результатам.

Система управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определенные на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей, и происходит их согласование с задачами деятельности всех членов организации. Результаты могут быть трех типов: ключевые результаты функциональной деятельности, коммерческой деятельности, ключевые результаты поддержки. В деятельности образовательных организаций к ним относятся: здоровье и здоровый образ жизни, воспитанность на общечеловеческих и общенациональных ценностях, адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности, образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, готовность к продолжению образования и труду, готовность в жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

Т. Санталайнен, Э. Водтилайнен, П. Порснне, Й. X. Ниссинен, К. К). Белая, П. И. Третьяков.

Интегративный подход.

Объединяет функциональный и содержательный подходы. Данный подход позволяет рассматривать деятельность руководителя с разных сторон, раскрывая се многообразие и сложность. Направления деятельности руководителя дошкольной организации (с позиции интегративного подхода): идейно-политическая, методическая, административно-хозяйственная, работа с родителями и общественностью; процессуальные функции управления: принятие решения и планирование, организация, регулирование и контроль (по А. К. Бондаренко). Впервые применить данный подход в начале XX в. попытался А. Файоль.

Е. П. Тонконогова, В. К). Кричевский, К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла, Г1. В. Худоминский, И. Бондарь, Ю. В. Васильев, Т. И. Шамова, М. М. Поташник.

Название подхода.

Содержание подхода.

Авторы-разработчики.

Подход «путь—цель».

Согласно этой модели руководитель, организуя подчиненных на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей. Он изыскивает возможности, чтобы сделать пути достижения своих целей легкими, выгодными, стремится показать личную выгоду подчиненных от достигнутого результата. Способы влияния руководителя на подчиненных для достижения цели — это:

  • 1) оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
  • 2) направление усилий подчиненных на достижение цели;
  • 3) формирование у подчиненных таких потребностей, которые могут быть удовлетворены;
  • 4) удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута

Т. Митчелл, Р. Хаус.

со сл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой