Пути повышения сознательности усвоения грамматических категорий учащимися вспомогательных школ (на материале изучения имени существительного молдавского языка)
Диссертация
Отдельное понятие, в том числе и грамматическое, может осознаваться посредством системы его признаков. Именам существительным присущи лексико-грамматические признаки собственности и нари-цательности, одушевленности — неодушевленности, грамматические категории рода, числа, падежа, в молдавском языке артикль. Только при учете системы таких признаков у учеников может сложиться правильное, полное… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ РОДНОГО ЯЗЫКА
- I. Значение и роль сознания грамматических категорий при усвоении знаний по родному языку
- 2. Цели, задачи и методы исследования «
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» И ЕГО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИМИСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С МОЛДАВСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
- I. Усвоение понятия «Имя существительное»
- 2. Дифференциация школьниками собственных и нарицательных имен существительных
- 3. Различение лексико-грамматической категории одушевленные и неодушевленные имена существительные
- Грамматическая категория числа имени существительного и ее усвоение умственно отсталыми учащимися
- 5. Различение учащимися грамматической категории рода
- 6. Грамматическая категория падежа имени существительного и ее усвоение учащимися вспомогательных школ
- Выводы
- ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИМИСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
- I. Обоснование системы экспериментального обучения
- 2. Предпосылки сознательного усвоения понятия «имя существительное» умственно отсталыми учащимися
- 3. Усвоение умственно отсталыми детьми лексико-грамматической категории «собственные и нарицательные имена»
- Работа над грамматической категорией «падеж» имени существительного.. ПО
- 5. Анализ результатов обучающего эксперимента
Список литературы
- КПСС.ЦК, Пленум. Апрель. 1984. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- Основные направления реформы образовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 4 января, раздел Ш. ххх
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе (пособие для студентов-заочников). М.: Просвещение, 1974. — 107 с.
- Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н. С. Рождественского, П. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Баранов М.Т. Об усилении практической направленности уроков русского языка в 4−8 классах Русский язык в школе, 1978, № 4, с. 124−128.
- Баринова Е.А. Методика русского языка М.: Просвещение, 1974. — 368 с.
- Барская Н.М. Индивидуальные особенности усвоения имени существительного учащимися 5 класса вспомогательной школы. -В кн.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталыхшкольников. Л., 1969, с. 70−83.
- Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в5.8 классах вспомогательной школы. Л., 1980. — 74 с.
- Бебешина Н.Н., Самсонова Ф. Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе, М.: Просвещение, 1970 — 245 с,
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957 — 416 с.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учения. Вопросы психологии, 1962, № 4, с. 74−82.
- Богоявленский Д.Н. Психологические предпосылки развивающего обучения В сб. Тезисы докладов П съезда общества психологов СССР — М., вып. 5, 1963, с. 84−88.
- Богоявленский Д.Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики. Русский язык в школе, 1972, № I, с. 14−19.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966 — 306 с.
- Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. В кн.: Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 3, с. 27−60.
- Вавина Л.С. Развитие связной письменной речи учащихся старших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта. Автореф. дис. канд. пед.наук. Киев, 1968 21 с.
- Виноградов В.В. Русский язык М.: Учпедгиз, 1947, с. 4652.
- Виноградов В.В. Русский язык. Изд. второе. М.: Высшая школа, 1972, с. 8−32.
- Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды М.: Наука, 1975 — 559 с.
- Власенков А.И. Пути и средства развивающего обучения русскому языку. В кн.: Совершенствование методов обучения русскому языку. — М.: Просвещение, 1981, с. 125−136.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Обобщенный доклад по опубликованным работам автора, представленный к защите по совокупности на соискание ученой степени доктора психол. наук. М.: 1972. — 57 с.
- Власова Т.Н., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 173 о.
- Возрастание возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б.Эль-конина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
- Воронкова В.В. Особенности обучения письму учащихся вспомогательных школ. В кн.: Психологические вопросы коррекци-онной работы во вспомогательной школе /Под ред. Ж. И. Шиф. -М.: Педагогика, 1972, с. 23−42.
- Воронкова В.В., Переяслова Е. Д. Русский язык. Учебник для 5 класса вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1980. -208 с.
- Воронкова В.В. К переизданию программы по общеобразовательным предметам для вспомогательной школы. Дефектология, 1981, № 4, с. 43−45.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. В кн.: Собр.соч., т.2 Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982, с. 10−361.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. В кн.: Собр.соч., т.5. Основы дефектологии /Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983, с. 231−256.
- Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К. В., Шванский Н. М. Современный русский язык. М.: Учпедгиз, 1962, о. 8 — 52.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: Педагогика, 1961. — 223 с.
- Гнездилов М.Ф. Логические упражнения на уроках русского языка. В кн.: Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 19, с. 7 — 35.
- Гнвздилов М.Ф. Организация учебной работы учащихся вспомогательной школы. В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1953, вып. I, с. 57 — 79.
- Гнездилов М.Ф. Об использовании средств наглядности на уроках русского языка во вспомогательной школе. В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1954, вып. 4, с. ИЗ — 121.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982 — 200 с.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965 — 272 с.
- Головин Б.Н. Язык. В кн.: Общее языкознание. Авт. Ф.М.Бе-резин, Б. Н. Головин. — М.: Просвещение, 1979, с. 105 — 138.
- Грамматика и семантика романских языков М.: Наука, 1978 -227 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Просвещение, 1972, с. 315 — 358.
- Димпул О.М. Дезволтаря ворбирий елевилор ла студиеря темвй аджективул ын шкоала молдовеняска. Кишинзу, Штиинца, 1980 -176 с.
- Дудников А.В. Методика изучения грамматики. М.: Просвещение, 1977 — 304 с.
- Дульнев Г. М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка. В кн.: — Учебно-воспитательная работа в специальных школах. — М., 1952, вып. 4, с. 49 58.
- Дульнев Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения, В кн.: Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. — М., 1971, с. 3 — 10.
- Евдошенко А.П. Сопоставительная фонология и морфология молдавского и русского языков. Кишинев.: Штиинца, 1977 208 с.
- Еременко И.Г. Особенности интеллектуальной работоспособности учащихся вспомогательной школы и некоторые условия ее повышения. В кн.: Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. — М., 1962, с. 137 — 139.
- Еременко И.Г. Познавательные возможности учеников вспомогательной школы. Киев: Радяньска школа, 1972, 130 с.
- Жуйков С.Ф. Начальная дифференциация существительных, глаголов и прилагательных. В кн.: Психология усвоения грамматики и орфографии. Под ред. Д. Н. Богоявленского. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 7 — 83.
- Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964 — 300 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические требования к учебникам русского языка для начальных классов. Советская педагогика, 1968, № 3, с. 51 — 61.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979 — 184 с.- 150
- Занков JI.В., Петрова В. Г. Сравнительное исследование материала у школьников. М.: Известия АПН РСФСР, 1954, вып. 57, с. 5 — И.
- Занков Л.В. Психология умотвенно отсталого ребенка. М.: Учпедгиз, 1939. — 64 с.
- Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
- Иельмслев Л. О категории личности-неличности и одушевленности-неодушевленности. В кн.: Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Учпедгиз, 1970, с. 112 -122.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. -176 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с. — (новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6).
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Карлеп К.К. Теоретические вопросы обучения практической грамматике во вспомогательной школе. В кн.: Коррекционная работа в специальных школах. Тарту, 1981, с. 52 — 68.
- Колбая М.Г. Развитие способности обобщения у умственно отсталых детей. В сб.: Проблемы психического развития аномального ребенка. М.: Просвещение, 1966, с. 10 — 12.
- Коломыткина И.В. Некоторые пути совершенствования навыка письма у умотвенно отсталых младших школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1983. — 20 с.
- Комская С.Н. Особенности семантической сочетаемости слов у учащихся 1У-У1 классов вспомогательной школы. Дефектология, 1971, № 3, с. 24−30.
- Корлзтяну Н.Г. Категория граматикалэ, а казулуй ла субстан-тиве ын лимба молдавеняскэ контеыпоранэ. Ученые записки КГУ, т. 18, 1955, с. 49 63.
- Корнев И.П. Изучение основных грамматических категорий во вспомогательной школе в связи с развитием логического мышления учащихся. В сб. — Вопросы олигофренопедагогики.
- Под ред. проф. А. Н. Граборова. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 114 — 192.
- Корнев И.П. Обучение русскому языку во вспомогательной школе. М., 1955
- Крючков С.Е. и др. Грамматика и правописание. Пособие для У-УШ классов вечерней (сменной) школы. М.: Просвещение, 1967 — 336 с.
- Кустарева В.А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. Методика русского языка. М.: Просвещение, 1982 — 400 с.
- Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии. В кн.: Избр.психол. произведения, т. I — М.: Педагогика, 1983, с. 324 — 347.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. В кн.: Избр.психол. произведения, т. I — М.: Педагогика, 1983, с. 348 — 380.76• Лубовский В, И, Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии) М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980. — 203 с.
- Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М.: Педагогика, 1962. — 168 с.
- Львов М.Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку. В кн.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. М.: Просвещение, 1982, с. 4 — 15.
- Люблинская А.А. О понятии умственного развития детей. В сб.: Умственное развитие младших школьников в процессе обучения / Под ред. А. Н. Люблинской. — Л., 1974, с. 7 — 23.
- Маткаш Н.Г. Проблеме дифичиле де анализа граматикалэ. Ки-шинэу- Лумина, 1978. — 138 с.
- Маткаш Н.Г. Шкоалэ, а гындулуй. Кишинэу- Лумина, 1982. -144 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (Сравнительно с нормой). М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского М.: Просвещение, 1983, о. 124 — 210.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -484 о.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963, 222 с.
- Петрова В.Г. О некоторых трудностях при усвоении склонения имен существительных учащимися пятых классов вспомогательной школы. В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальной школе, 1954, вып. 3, с. 113 — 122.
- Петрова В.Г. О припоминании и осмысливании знаний умственно отсталыми детьми в ходе выполнения грамматической задачи. -В кн.: Учебно-воспитательная работа в специальной школе, 1957, вып. 6, с. 147 156.
- Петрова В.Г. К вопросу об усвоении грамматических понятий учащимися вспомогательной школы. В кн.: Специальная школа, вып. 2, 1959, с. 32 — 37.
- Петрова В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи учащимися вспомогательной школы. В кн.: Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. — М.: АПН РСФСР, 1961, с. 115 — 133.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. -М.: Педагогика, 1977 200 с.
- Пинский В.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982, -319 с.
- Пиотровский Р.Г. Формирование артикля в романских языках. -. М.-Л.: Изд-во АН СССР, I960, с. 100 ИЗ.
- Повюку В.Х., Царану B.C. Материал дидактик ла лимба молдо-веняскэ пентру класса 5 Кишинэу, Лумина, 1979 — 294 с.
- Программы вспомогательной школы (общеобразовательные предметы), М.: Просвещение, 1981 — 266 с.
- Програме пентру школиле аукзилиаре (объекте де културэ женералэ) Кишинэу, 1978 — 298 с.
- Процко Т.А. Особенности мыслительной деятельности умственно отсталых школьников при решении словесно-образных задач. Автореф. дис.. канд.психол.наук. М., 1980 — 21 с.
- Рождественский Н.С. Систематизация знаний по грамматике. -Начальная школа, 1972, № 2, с. 75 79.
- Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд-во Московского Университета, 1980, с. 186 — 194.
- Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов установления причин явлений. Дефектология, 1974, № 6, с. 21 — 27.
- Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы, в связи с изучением имени существительного. В кн.: Вопросы олигофренопедагогики. — М., 1971, с. 47 — 58.
- Смирнова З.Н. К вопросу об изучении сложного предложения во вспомогательной школе. В кн.: Вопросы олигофренопедагогики. — М., 1977, с. 72 -79.
- Смирнова З.Н. Работа с картинкой как средство обогащения словарного запаса у учащихся вспомогательной школы. В кн.: Вопросы дефектологии, М., 1967, с. 29 — 35.
- Смирнова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка во вспомогательной школе. В кн.: Проблемы обучения умственно отсталых детей. Под ред. М. Н. Перовой. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979, с. 93 — 103.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов. М.: Просвещение, 1966 — 224 с.
- Соловьева М.С. Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы «Глагол в 7 кл. вспомогательной школы» Автореф. дис.. канд.пед.наук, М., 1969 16 с.
- Тарасенко Н.В. Обучение учащихся вспомогательной школы умению обозначать прилагательными качества человека. В кн.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. — М., 1977, вып. П, с. 23 — 29.
- Трофимович Г. П. К вопросу о психологии усвоения учащимися понятия о частях речи. Вопросы психологии, М., 1957, № 3, с. 52 — 62.
- Ульянова Т.К. Речевое развитие учащихся младших классов вспомогательной школы в связи с изучением предметов окружающей действительности. Автореф. дис.. канд.пед.наук, М., 1966 — 2 ОС.
- Умственно отсталый ребенок / Под ред. А. С. Выготского и И. И. Данюшевского. М., Учпедгиз, 1935 — 176 с.
- Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961 — 183 с.
- Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико-психологическое изучение)/Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1979 — 232 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.5, М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 353 369.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 7, М., Изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 332 334.
- Федоренко Л.Г. Закономерности усвоения и принципы методики обучения русскому языку. В кн.: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. — М., Педагогика, 1977, с. 31 — 39.
- Федоренко Л.Г. Принципы обучения русскому языку. М., Просвещение, 1973 — 158 с.
- Феофанов М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955 — 129 с.
- Феофанов М.П. Усвоение учащимися вспомогательных школ предложного управления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 -100 с.
- Цорионов С.А. Вопросы психологии обучения учащихся национальных вспомогательных школ русскому языку (на материале осетинских школ) Автореф. дис.. канд.психол.наук, М., 1977 20 с.
- Чекурда А.Д. О некоторых причинах неудовлетворительного состояния знаний по грамматике у учащихся вспомогательной школы. В кн.: Специальная школа, 1967, вып. 6, с. 84 -89.
- Чорный И.П. Артиколул ын лимба молдовеняскэ литерарэ конте-поранэ. Кишинэу, Лумина, 1981 120 с.
- Шанский Н.М. Русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1975 — 239 с.
- Шиф Ж. И. Об условиях успешного выполнения заданий учащимися старших классов вспомогательной школы. В кн.: Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под ред. Ж. И. Шиф и Т. Н. Головиной, М., 1977, вып. П, с. 36 — 49.
- Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детали с задержкой психического развития. Дефектология, 1976. Ш 3. с. ^ - А*eic geis^&yn- O/ieUe^v //t^feeAcdk*,
- Л^&сеЛ^г) сСилаЛ ии&ьияЖ&мммь11,9. ^их^е S&U& М- # Я) ое Зи^СсЖЛш^ ил^гЛе см, (fcliui^ofa, /Зам
- За ^/litf&^usdl Я). си, din/i^m
- Задание I. Слова, предъявленные умственно отсталым учени кам для выявления имен существительных.
- Имена существительные П. Имена прилагательные
- Извор родник I. Акру — кислый
- Лукру работа 2. Ушор — легкий
- Орез рис 3. Фрумоасэ — красивая
- Топор топор 4. Рошие — красная
- Дор тоска 5. Албастру — синий
- Баят мальчик 6. Алб — белый
- Коасэ коса 7. Фрикос — трусливый8. Касэ дом Ш. Глаголы
- Перете стена I. Лукрез — работаю
- Алергаре бег 2. Адор — любуюсь1. Вердяцэ зелень 3. Мерже — ходить
- Мерс ходьба 4. Алунекз — скользит
- Албэстриме синева 5. Адулмекэ — нюхает
- Кулоарв цвет 6. Скрив — пишет
- Рошацэ краснота 7. Аляргэ — бегает
- Албяцэ белизна 8. Фуже — бежит
- Привигетоаре соловей 9. Кынтэ — поет
- Мунчитор рабочий 10. Дансязэ — танцует19. Фугэ бег
- Текст, предлагаемый ученикам для выявления именсуществительных
- Собственные и нарицательные имена существительные, предъявленные школьникам для различения
- П. Собственные имена существительные1. Америка (страна)2. Чобану (фамилия)3. Литуания (республика)4. Костя (имя)5. Бэлць (название города)6. Мурка (кличка кошки)
- Градинару (название фамилии)8. Нистру (название реки)9. Гривей (кличка собаки)
- Молдова (название республики)11. Анжела (имя)12. Киев (название города)1. Существительные1. Царэ страна2. Фамилие фамилия3. Нуме имя4. Плантэ растение5. Луп волк6. Анимал животное7. Пиотон пешеход8. Республика республика
- Страдэ улица 10. Копак — дерево11. Район район12. Вулпе лиса13. Мускэ муха14. Рыу река15. Кыне собака16. Маре море17. Гароафе гвоздика18. Флоаре цветок19. Албянэ оса20. Елефант слон