Методическая система обучения основам логического программирования в профессиональном образовании учителя информатики
Диссертация
Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и ВТ Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университетапредставлены докладами на внутривузовской научно-методической конференции преподавателей и студентов ТфСГПУ (1992г.) — научно-методической конференции «Интенсивные технологии обучения в подготовке специалистов» Самарского государственного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки построения методической системы обучения основам логического программирования в курсе информатики педвуза
- 1. 1. Реализация компоненты «Программирование» в учебных планах подготовки учителя информатики в педагогическом вузе
- 1. 2. Характеристика наиболее распространенных современных парадигм программирования
- 1. 3. Критерии отбора языков программирования для профессиональной подготовки учителя информатики
- 1. 4. Последовательность преподавания языков программирования в курсе информатики педвуза
- 1. 5. Методические особенности изучения основ программирования на языке Пролог в школьном курсе информатики
- 1. 6. Особенности методики преподавания основ логического программирования в педвузе
- Глава 2. Построение методической системы обучения основам логического программирования в курсе информатики педвуза
- 2. 1. Методологические предпосылки построения методической системы учебной дисциплины «Основы логического программирования»."
- 2. 2. Структура целей и задач учебной дисциплины «Основы логического программирования»
- 2. 3. Содержание обучения по дисциплине «Основы логического программирования»
- 2. 4. Структура учебного материала и методика преподавания дисциплины «Основы логического программирования»
- 2. 5. Методы, формы и средства обучения
- 2. 6. Методы и формы контроля знаний и умений студентов
- Глава 3. Педагогический эксперимент
- 3. 1. Общая характеристика исследования
- 3. 2. Использование непараметрических методов математической статистики для обработки результатов формирующего эксперимента
- 3. 3. Методика проведения и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента
Список литературы
- Абдукадыров А.А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: Аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе. Автореф.дисс.д-ра пед.наук. Ташкент, 1990.- 29 с.
- Абрамов В.Г., Трифонов Н. П., Трифонова Г. Н. Введение в язык Паскаль.-М.: Наука, 1988. 320 с.
- Амамия М., Танака Ю. Архитектура ЭВМ и искусственный интеллект. М.: Мир, 1993.-400 с.
- Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования личности, М., 1981.-с.198−223.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Бабанский Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва // Перспективы: Вопросы образования. М.: Прогресс, 2,1983. — с.5−13.
- Бакман Е. Дремова И. Введение в микро-Пролог // Информатика и образование, 6, 1991. с.36−39- 1, 1992.- с.37−41- 2,1992.- с.35−42.
- Баяковский Ю.М., Мансуров Н. Н. Методика преподавания компьютерной обработки в США // Программирование, М.:РАН, 1993, 4. с.75−90.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы). -М., 1970. 300 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. -144 с.
- Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1994. — 26с.
- Бешенков С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика, 1993, 2. с.5−10.
- Боголюбов Д. Использование Пролога в гуманитарных целях // Информатика и образование, 2, 1992. с.21−25
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики // Дидактические основы компьютерного обучения. Межвуз.сб.научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1989, с.3−33.
- Брайт Л. Развиваем интеллект. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 160 с.
- Братко И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта. М.: Мир, 1990. — 560 с.
- Бузук Г. Л. Логика и компьютер. М.: Финансы и статистика, 1995. — 208с.
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992. — 519 с.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982. — 368 с.
- Венда В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса // Философские вопросы технического знания / Под ред. Н. Т. Абрамовой. М., 1984. с. 186−211.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М.: Высшая школа, 1968. 353 с.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе.- М.: Прогресс, 1994. 336с.
- Вирт Н. Алгоритмы + структуры данных = программы.- М. Мир, 1985.-406 с.
- Власова Е.З. Разработка баз знаний экспертных систем при методической подготовке студентов физиков. Автореф.дисс.канд. пед.наук. М., 1993. — 21с.
- Гаврилов Б.М., Лиманова Н. И. Некоторые вопросы компьютеризации при подготовке специалистов педагогического профиля// Сб.тез.научно-методич. конференции. Самара: СГТУ, 1994. — с.34−37.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир, 1971.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическое науковедение: проблемы и перспективы (прогностический аспект). М., 1985. — 240 с.
- Гершунский Б.С., Пруха Я. Дидактическая прогностика. Киев, 1979.- 240 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: «Владос», 1994. -303 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С-Пб.:Изд-во СПбУ, 1992.- 154 с.
- Глушков В.М. Кибернетика. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.488 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Григорьев С.Г. Работа системы Пролог-Д // Информатика и образование, 4, 1990.-с.41−44.
- Григорьев С.Г. Программирование на Прологе-Д // Информатика и образование, 5, 1990. с.50−56.
- Григорьев С.Г. Графические средства системы Пролог-Д // Информатика и образование, 6, 1990. с.47−50.
- Григорьев С.Г. Обработка списков на Прологе-Д // Информатика и образование, 1, 1991. с.41−43.
- Григорьев С.Г. Реализация систем логического программирования для персональных компьютеров с ограниченными ресурсами и ее применение.- Авто-реф. дисс. д-ратехн.наук. М., 1992.- 21с.
- Григорьев С.Г., Морозов М. Давайте попробуем Пролог // Информатика и образование, 4, 1987. с.14−17.
- Громыко В.И., Трифонов Н. П. Компьютерный задачник-учебник по программированию на базе развивающегося обучения (информатике). // Педагогическая информатика, 1993, 2. с.60−67.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 1972.- 424 с.
- Дедков А.Ф. Логическое программирование // Вычислительная техника и ее применение / М.: изд-во «Знание», 1988. с.3−24.
- Джонасен Д. Компьютеры как инструмент познания // Информатика и образование, 4, 1996.-с. 117−131.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 304 с.
- Долматов В.П. Методические проблемы разработки базового курса информатики для средней школы. Автореф.дисс.канд. пед.наук. М., 1992. — 22с.
- Доорс Дж., Рейблейн А. Р., Вадера С. Пролог язык программирования будущего. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 144 с.
- Дринь Б.М. Подготовка будущих учителей информатики к преподаванию профильного курса информатики в средней школе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993.- 130 с.
- Ерохина Е.А. От логики к программированию (Пролог в курсе информатики) //Информатика и образование, 2,1993.-с.57−67- 5,1993.-с.25−36- 3,1994.-с.21−34.
- Ершов А.П. Как учить программированию // Микропроцессорные средства и системы, 1,1986. с.91−93.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование, 6, 1987.- с.3−11.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование, 5−6, 1992. с.3−12.
- Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Информатика и образование, 6, 1993.- с. 5−7.
- Ершов А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Новосибирск: препринт / ВЦ Сиб. отдел. АН СССР, 1979.- 152 с.
- Есаян А.Р., Ефимов В. И., Лапицкая Л. П. и др. Информатика: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
- Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе. Автореф.дисс.д-ра пед.наук. М., 1989.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Техника вычислений и алгоритмизация: Учеб. пособие для ст-тов пед. инст-тов. М.: Просвещение, 1987.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Основы информа-тики и вычислительной техники: Учеб. пособие для ст-тов пед. инст-тов. М.: Просвещение, 1989. — 304 с.
- Заварыкин В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Численные методы: Учеб. пособие для ст-тов пед. инст-тов. М.: Просвещение, 1990.
- Зайдельман Я.Н., Самовольнова Л. Е., Лебедев Г. В. Три кита школьной информатики // Информатика и образование, 1993, 4, с. 13−17.
- Звегинцев В.А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии, 3, 1986. с.44−52.
- Звенигородский Г. А. Некоторые особенности учебных языков и систем программирования // Экспериментальная информатика.-Новосибирск, 1981, -с.81−91.
- Иванников В.П., Королев Л. Н., Юфа В.М. Обзор публикаций АСМ // Программирование, 1993,3,4.
- Иванова Г. С., Тихонов Ю. В. Введение в МПролог. М.: изд-во МГТУ, 1990.-152 с.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М.:Просвещение, 1990. 240с.
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. С-Петербург: РГПУ, 1991. — 20с.
- Извозчиков В.А., Ревунов А. Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. М.: Просвещение, 1988. -239 с.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: пособие для учителя / А. В. Авербух, В. Б. Гисин, Я. Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев. М.: Просвещение, 1992. — 302 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ин Ц., Соломон Д. Использование Турбо-Пролога.- М.: Мир, 1993. 608с.
- История языков программирования. Хронологическая таблица // Монитор, 1991, 2. с.28−29.
- Йенсен К., Вирт Н. Паскаль: Руководство для пользователя. М.: Компьютер, 1993. — 256 с.
- Казиев В.М. Системно-алгебраический подход к основам информатики // Информатика и образование, 4, 1996. с.97−104.
- Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование, 6, 1990. с.26−31.
- Каймин В.А., Григорьев С. Г. Пролог в школьной информатике // Информатика и образование, 2,1990. с.25−31.
- Каймин В., Григорьев С., Угринович Н., Щеголев А. Элементы логики и начала языка Пролог // Информатика и образование, 4,1989. с. 15−22.
- Каймин В. А. Питеркин В.М. Уртминцев А. Г. Информатика. Учебное пособие и сборник задач с решениями. М.:Бридж, 1994.- 208 с.
- Каймин В.А., Завальский Ю. С. Экспериментальная программа по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» // Информатика и образование, 6, 1991.-с.21−26.
- Каймин В.А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для 10−11 классов средн.школы. М.: Просвещение, 1989. — 272 с.
- Каранчук В.П., Сваровский И. Н., Суздальницкий И. Д. Основы применения ЭВМ. М.: Радио и связь, 1988.- 287 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989. — 720 с.
- Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. -М.: Радио и связь, 1993. 432 с.
- Керов JL, Кучуков А. Система логического программирования PDC-Prolog // Soft Review, декабрь, 1993.
- Клинберг JL Проблемы теории обучения (перев.с нем.). М., 1984. — 256с.
- Корнев Г. П. Моделирование на ЭВМ фундаментальных констант. Самара: СГПУ, 1994. — 138 с.
- Корнев Г. П. Использование ЭВМ в дипломном проектировании. Самара: СГПУ, 1991.-89 с.
- Корнев Г. П., Гаврилов Б. М., Дудина И. П. Проблемы изучения основ логического программирования в профессиональной подготовке учителя информатики // Информатика и информационная культура в современной школе. Самара: СИПКРО, 1996. с.94−96.
- Краевский В.В., Лернер И .Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1983.- 352 с.
- Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1988. — 32 с.
- Кузнецов А., Долматов В. Методическая система обучения ОИВТ: структура и функции, состояние и перспективы // Информатика и образование, 1, 1989. -с.3−8.
- Кузнецов В.Е. Представление в ЭВМ неформальных процедур: продукционные системы. М.: Наука, 1989. — 160 с.
- Кузнецов В.Е. Язык программирования «К» в изучении основ информатики // Информатика и образование, 3, 1993, с.78−82.
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Автореф.дисс. д-ра пед. наук. М., 1990. — 18 с.
- Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование, 1, 1992. с.3−6.
- Лапчик М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов // Информатика и образование, 6, 1996. с. 1−5.
- Лапчик М.П., Ефимов В. Проблемы информатизации: взгляд из педвуза // Информатика и образование, 1990, 4, с.95−99.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов / Свердл. пед. инст-т, Свердловск, 1987. 152с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980.- 264 с.
- Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, М., 2, 1970. с.3−13.
- Лернер И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 96 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лекции лауреатов премии Тьюринга. М.: Мир, 1993. — 560 с.
- Лесневский А.С. Будем знакомы: Смолток // Информатика /прилож. к газете «Первое сентября», 47, 1996.-С.З.
- Лесневский А.С. Информатика и диалектика // Информатика и образование, 6, 1996. с.6−9.
- Логическое программирование. М.: Мир, 1988. — 368 с.
- Макаллистер Д. Искусственный интеллект и Пролог на микроЭВМ. М.: Машиностроение, 1990. — 240 с.
- Малпас Дж. Реляционный язык Пролог и его применение. М.: Наука, 1990.-464 с.
- Марселлус Д. Программирование экспертных систем на Турбо-Прологе. -М.: Финансы и статистика, 1994. 256 с.
- Матвеева А.А. Основы методики проведения лабораторного практикума на ЭВМ для формирования профессиональных умений студента. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1990. — 19с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.:3нание, 1986. 80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации образования. М.: Педагогика, 1988, 192 с.
- Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер творец. — М.:Мир, 1987. -255 с.
- Монахов В.М. Вопросы методики преподавания программирования в средней школе// Обучение в математических школах. М.:Просвещение, 1965.
- Монахов В.М., Лапчик М. П., Демидович Н. Б. и др. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1986.- 31 с.
- Назаров С.В., Першиков В. И., Тафинцев В. А. и др. Компьютерные технологии обработки информации: Учебн. пособие.-М.:Финансы и статистика, 1995. -248 с.
- Одинцов Б.Е. Проектирование экономических экспертных систем: Учебное пособие для вузов. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. — 166 с.
- Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для 10−11 кл.ср.шк. / А. Г. Гейн, В. Г .Житомирский, Е. ВЛинецкий и др. М.: Просвещение, 1992. — 254 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.: МГУ, 1986.- 304 с.
- Первин Ю.А. Обучение программированию и использованию ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся общеобразовательных школ: (На базе кабинета информатики). Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1987. 34 с.
- Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.: Наука, 1989.160 с.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996. -320 с.
- Пугач В.И. Технологии обучения будущих учителей информатики в педагогических институтах. Самара, 1994. — 160 с.
- Пугач В.И., Добудько Т. В. Элементы логики и программирования в системе Turbo-Prolog. Самара: изд-во СамГПИ, 1993.-170 с.
- Пышкало A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч.степ.докт.пед. наук. М., 1975.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
- Румянцев И.А. Многоуровневое образование по информатике новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика, 1993, 1. -с.29−36.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 96 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.- 1632 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа. М., 1974. 192 с.
- Стерлинг JI., Шапиро Э. Искусство программирования на языке Пролог. -М.: Мир, 1990.-335 с.
- Тимашов В. Дарасева Т., Гомзякова В. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники»// Информатика и образование, 1, 1993. с.9−13- 2,1993.- с.20−23.
- Травинский В.И. Уровни знаний и критерии их усвоения. Автореф. дисс.канд. пед.наук. М., 1971.- 19 с.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск: Наука, Сиб.отдел., 1988. — 173 с.
- Фролов Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики. М.: Высшая школа, 1989. — 304 с.
- Федюшин Д. Парадигмы программирования // Информатика и образование, 4, 1991.-с.11−15- 5, 1991.- с.13−17.
- Хазанкин Р.Г., Зильбергер Н. И. Ключевые задачи в обучении математике // Учитель Башкирии, 1984, 9, с.58−61.
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода.- С-Пб.: РГПУ, 1993. 142 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования. Автореф.дисс.д-ра пед.наук. С.-Петербург, 1994.- 36 с.
- Щеголев А. Информатика и диалектика // Информатика и образование,!, 1993.- с.14−20- 2,1993.- с.11−19.
- Щеголев А. Школьная информатика и язык Пролог // Информатика и образование, 2, 1993. с.52−57.
- Щукина Г. И. Особенности и закономерности воспитательного процесса. -М., 1974.
- ACM Curriculum Committee on Computer science. Curriculum 68: Recommendations for the undergraduate program in computer science // Communications of the ACM. V. l 1, N.3, March 1978.- p. 151−197.
- ACM Curriculum Committee on Computer Science. Curriculum 78: Recommendations for the undergraduate program in computer science // Communications of the ACM. V.22, N.3, March 1979.- p. 147−166.
- ACM Curriculum Committee on Computer science. Recommendations for the Master’s Level Programs in computer science // Communications of the ACM. V.24, N.3, March 1981.-p.l 15−123.
- Denning P.J., Comer D.E., Gris D., Mulder M.C., Tucker A.B., Turner A.J., Young P.R. Computing as a Discipline // Communications of the ACM. V.32, N. l, March 1991.-p.9−23.
- Henry G. Using micro-Prolog to teach logic // Collegiate microcomputer / Microcomputers in higher education curricula.V.5, N.4, November, 1996. p.354 — 358.
- Merrit S., et al. ACM Model High School Computer science Curriculum // Communications of the ACM. V.36, N.5, March 1995. p.87−90.
- Parnas D.L. Education for Computing Professionals // Computer. V.23, N. l, March 1993.-p. 17−22.
- Tucker A., et al. Computer Curricula 1991, Report of the ACM/IEEE-CS Joint Curriculum Task Force, ACM Press, N.5,1991.
- Tucker A., et al. A Summary of the ACM/IEEE-CS Joint Curriculum Task Force Report Computing Curricula 1991 // Communications of the ACM. V.34, N.6, June 1991. p.70−84.