Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры, эстетизация традиционных форм и методов деятельности является существенным фактором повышения эффективности процесса формирования эстетической культуры учащихся, что выразилось положительной динамике развития критериальных показателейзначимым итогом опытно-экспериментальной работы стало изменение отношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея
    • 1. Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема
    • 2. Специфика формирования эстетической культуры в профессиональном образовании лицеистов швейного профиля
    • 3. Критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея
  • Глава II. Опыт формирования эстетической культуры учащихся в условиях профессионального лицея
    • 1. Создание эстетически подготовленной среды в профессиональном лицее
    • 2. Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры
    • 3. Взаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Демократическое обновление общества на современном этапе, объективная потребность совершенствования системы образования, обогащения содержания, методов и форм работы обуславливают изменившийся характер социальных требований, предъявляемых к специалисту. Целостное педагогическое осмысление сложившейся ситуации приводит к необходимости ориентации деятельности образовательных учреждений на общечеловеческие ценности. Идет активный поиск путей перехода от массово-репродуктивных к личностно-ориентированным педагогическим технологиям, все отчетливее просматриваются гуманистические основы воспитания, возрастает потребность в активизации творческо-эстетического потенциала личности.

Обозначенные требования особенно актуальны применительно к сфере начального профессионального образования, которая призвана решать сложнейшие проблемы личностного становления своих воспитанников в постоянно изменяющихся условиях рыночных отношений, когда развитие способности творить мир по законам красоты, формирование высокой эстетической культуры учащихся является важнейшим условием жизненного самоопределения растущего человека, успешностью реализации им своих жизненных планов.

В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать обозначенную проблему. Это труды выдающихся педагогов, посвященные вопросам формирования эстетической культуры личности (П.П.Блонский, П. Ф. Каптерев, Б. Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). За последние годы в педагогических исследованиях усилился интерес к общим вопросам эстетического воспитания учащихся профессиональных училищ и лицеев (Л.А.Волович, Л. Р. Вишнякова, И. И. Зарецкая, А. Е. Ларин, Т. И. Левашова, А. П. Сейтешев, Б. А. Эренгросс и др.). Наметился более дифференцированный подход к задачам эстетического воспитания через формирование отдельных компонентов эстетического сознания личности будущего рабочего (В.А.Андреева, С. П. Кудрявцева и др.). Появились работы, посвященные вопросам эстетического отношения учащихся к труду (Б.А. Адаскин, В. Д. Баранов, Е. Д. Варнакова, А. П. Грай, Э. К. Зыкова, И. В. Фичора и др.).

Вместе с тем педагогический анализ проблемы эстетического воспитания учащихся учреждений профессионального образования выявил ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея. Прежде всего, это противоречия между:

• необходимостью развития эстетической культуры учащихся и недостаточной подготовкой руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения к решению обозначенной задачи в профессионально-педагогической практике;

• потребностью заказчиков иметь красивые и добротные, эстетически выполненные швейные изделия и отсутствием у части выпускников такого вида профессиональных лицеев высокого уровня эстетической кулыуры;

• потребностью предприятий текстильной и легкой промышленности иметь эстетически подготовленных рабочих и специалистов и недостаточной разработкой в общей и профессиональной педагогике теоретических предпосылок, позволяющих целенаправленно формировать эстетическую культуру учащихся в условиях профессионального лицея.

Недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея».

Цель исследования: выявить педагогические условия, которые повышают эффективность формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

Объект исследования: образовательный процесс профессионального лицея.

Предмет исследования: процесс формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея швейного профиля.

Гипотеза исследования:

Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея будет осуществляться более успешно, если:

• эстетическая культура будет рассматриваться как интегральное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмотивный и дея-тельностный компоненты и дающее возможность творческой самореализации личности в разнообразных видах производственной деятельности;

• будут разработаны критерии и уровневые показатели формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея;

• будет создана эстетическая подготовленная среда профессионального лицея;

• содержание профессионального образования в лицее будет обогащено компонентами эстетической культуры;

• будет осуществлена совместная деятельность с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Изучить степень теоретической разработки поставленной проблемы и обозначить понятийный аппарат исследования.

2. Определить специфику и обосновать критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования эстетической кулыуры учащихся профессионального лицея.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философские аспекты формирования эстетической культуры (Ю.Б.Борев, А. И. Буров, В. В. Ванслов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, В. А. Разумный, Л. Н. Столович и др.);

— педагогические основы формирования эстетической культуры учащихся (ШХБлонский, М. А. Верб, П. Ф. Каптерев, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. Б. Щербо и др.);

— теоретические положения в области развития профессионального образования (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, A.M. Новиков и др.);

— педагогические вопросы формирования эстетической культуры учащихся профессиональных образовательных заведений (Л.А.Волович, И. И. Зарецкая, Е. А. Климов и др.);

— особенности творческого формирования личности в образовательном процессе (А.В.Кирьякова, А. Н. Ксенофонтова, В. Г. Рындак, С.В.Сальцева).

Для проверки гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблемесоциологические методы (анкетирование, беседа) — наблюдение (прямое, косвенное, включенное) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента) — изучение и обобщение передового педагогического опыта.

База исследования: учреждения начального профессионального образования швейного профиля, профессиональный лицей № 18.

Этапы исследования: исследования проводилось поэтапно в течение 1994;2000 годов.

На первом этапе (1994;1995 гг.) была обоснована теоретическая база исследованияосуществлен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблемесформулирована рабочая гипотезасоставлена программа и определены методы исследованиякритически осмыслен передовой педагогический опыт деятельности в обозначенном направлении.

Второй этап (1996;1997 гг.) был связан с проведением констатирующего этапа опытно-экспериментальной работыопределением и проверкой педагогических условий повышения эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицеяапробацией и корректировкой программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1998;2000 гг.) проводился формирующий педагогический экспериментанализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось оформление диссертационной работы и автореферата.

Теоретическая значимость исследования: результаты проведенного исследования расширят научно-педагогические представления о сущности становления эстетической культуры личности и позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы развития учащейся молодежи в плоскости формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Научная новизна исследования:

• уточнено понятие «эстетическая культура учащихся профессионального лицея» за счет обогащения креативной стороны деятельностно-го компонента;

• определены структурные компоненты эстетической культуры учащихся профессионального лицея (когнитивный, эмотивный и деятельно-стный, включающий в себя конструктивные, технологические и визуаль-но-презентативные умения);

• обоснованы критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея (содержательное обогащение когнитивного компонентасмысловое расширение эмоционального компонентаструктурная дифференциация деятельностного компонента);

• выявлены педагогические условия повышения успешности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея (создание подготовленной эстетической средыобогащение содержания, форм и методов профессионального образования компонентами эстетической культурывзаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей).

Практическая значимость исследования заключается:

• в разработке методических рекомендаций по проектированию учебно-производственной деятельности, способствующей повышению эффективности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея;

• в возможности использования результатов опытно-экспериментальной работы для разработки спецкурсов по специальным дисциплинам технологии швейного производства и сбыта.

Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследованиярепрезентативностью материала, разнообразием источников информации, а также личным участием автора в качестве организатора опытно-экспериментальной работы и преподавателя спецкурса: «Эстетическая культура учащихся профессионального лицея».

Положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая культура учащихся профессионального лицея представляет собой интегративное личностное качество, включающее в себя когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты и дающее возможность творческой самореализации личности в разнообразных видах производственной деятельности.

2. Педагогическими условиями, повышающими эффективность формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея являются: создание эстетически подготовленной среды профессионального лицеяобогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культурывзаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся.

3. Критериями, позволяющими судить об успешности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея, являются: содержательное обогащение когнитивного компонента, смысловое расширение эмоционального компонента и структурная дифференциация деятельностного компонента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования освещались в докладах на заседаниях кафедр общей педагогики, теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета (1998;2000) — педагогических чтениях (Оренбург, Орск 1997;2000) — семинарах-совещаниях директоров профессиональных лицеев швейного профиля Оренбуржья (Оренбург, 1999; Орск, 2000), а также на педагогических советах, методических объединениях руководителей профессиональных школ (Оренбург, 1997; Орск, 1998, 1999) — на научно-практических конференциях Оренбургского государственного университета: «Социокультурная динамика региона. Культура. Образование. Наука». Оренбург, 2000) — региональной конференции молодых ученых и специалистов (Оренбург, 1998) — международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании, науке, экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось при проведении открытых учебных занятий преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных лицеев № 18 г. Оренбурга, № 39 г. Оренбурга, № 2 г. Орска посредством публикаций, в процессе проведения педагогических советов для профессионально-педагогических работников Оренбургской области (Оренбург, 1998;2000).

Выводы по второй главе исследования:

1. Эстетически подготовленная среда профессионального лицея представляет собой расширяющееся пространство, педагогически организованное по законам красоты, которому присущи содержательное обогащение структурное усложнение межкомпонентных связейэта среда включает в себя две взаимосвязанные сферы — пространственно-предметную (производственную, бытовую, учебную, досуговую) и духовно-эмоциональную (межличностные отношения).

2. Включенность учащихся в совместную с педагогами деятельность по эстетическому обогащению окружающей среды профессионального лицея приводит к значимой положительной динамике в формировании эстетической культуры лицеистов: возрастает осознание значимости эстетической среды в деятельности учащихсяв сторону созидательной активности по законам красоты изменяется отношение учащихся к своему окружениюкачественно меняется содержательный спектр эстетачески предпочитаемых видов искусстваразвивается способность утверждать своим отношением красоту другого человека.

3. Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры, эстетизация традиционных форм и методов деятельности является существенным фактором повышения эффективности процесса формирования эстетической культуры учащихся, что выразилось положительной динамике развития критериальных показателей.

4. Значимым итогом опытно-экспериментальной работы стало изменение отношения учащихся к эстетической культуре в сторону признания ее важности и значимости во всех сферах деятельностисодержательное обогащение когнитивного и смысловое развитие эмоционально-мотивационного компонентов эстетической культуры учащихся.

5. Целенаправленное положительное воздействие на формирование эстетической культуры учащихся обеспечивает взаимная информированность о воспитательных возможностях и функциях профессионального лицея, учреждений дополнительного образования и семьи.

6. Многостороннее участие родителей в эстетически развивающую деятельность образовательных учреждений и естественные воспитательные ситуации обогащает личностный опыт воспитанников и положительно влияет на все стороны формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Эстетическая культура учащихся профессионального лицея представляет собой интегративное личностное качество, включающее в себя когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты и дающее возможность творческой самореализации личности в разнообразных видах производственной деятельности.

2. Создание педагогических условий, способствующих развитию индивидуальной эстетической культуры — это такое построение образовательного процесса в профессиональном лицее, которое формирует как профессионала в области изготовления и реализации швейных изделий, так и создает личность с определенными качествами. К их числу необходимо отнести важнейшие компоненты эстетической культуры.

3. Педагогическими условиями, повышающими эффективность формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея являются: создание эстетически подготовленной среды профессионального лицеяобогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культурывзаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся.

4. Осуществление выделенных педагогических условий является успешным при реализации следующих педагогических методов: обеспечение полноценного общения учащихся с миром художественного творчества, приобщение к сокровищам мирового искусстваорганизация многогранной творческой эстетической деятельности учащихсядостижение высокого уровня эстетической культуры руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучениясоздание учащимся условий для общения с покупателями-потребителями швейной продукции разного возраста и полавключение учащихся в процесс реализации собственных швейных изделийобеспечение рефлексивного характера образовательного процесса.

5. Эстетически подготовленная среда профессионального лицея представляет собой расширяющееся пространство, педагогически организованное по законам красоты, которому присущи содержательное обогащение структурное усложнение межкомпонентных связейэта среда включает в себя две взаимосвязанные сферы — пространственно-предметную (производственную, бытовую, учебную, досуговую) и духовно-эмоциональную (межличностные отношения).

Включенность учащихся в совместную с педагогами деятельность по эстетическому обогащению окружающей среды профессионального лицея приводит к значимой положительной динамике в формировании эстетической культуры лицеистов: возрастает осознание значимости эстетической среды в деятельности учащихсяв сторону созидательной активности по законам красоты изменяется отношение учащихся к своему окружениюкачественно меняется содержательный спектр эстетически предпочитаемых видов искусстваразвивается способность утверждать своим отношением красоту другого человека.

6. Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры, эстетизация традиционных форм и методов деятельности является существенным фактором повышения эффективности процесса формирования эстетической культуры учащихся, что выразилось положительной динамике развития критериальных показателейзначимым итогом опытно-экспериментальной работы стало изменение отношения учащихся к эстетической культуре в сторону признания ее важности и значимости во всех сферах деятельностисодержательное обогащение когнитивного и смысловое развитие эмоционально-мотивационного компонентов эстетической культуры учащихся.

7. Анализ реального состояния совместной работы профессионального лицея, учреждений дополнительного образования и семьи по формированию эстетической культуры учащихся свидетельствует о значимом потенциале такого рода деятельности, которая обеспечивает максимально благоприятные условий для эстетического развития личности. Целенаправленное положительное воздействие на формирование эстетической культуры учащихся обеспечивает взаимная информированность о воспитательных возможностях и функциях профессионального лицея, учреждений дополнительного образования и семьи.

8. Структурными компонентами эстетической культуры учащихся профессионального лицея являются: когнитивный, эмотивный и деятель-ностный, в состав которого входят конструктивные, технологические и визуально-презентативные умения.

В качестве личностного свойства когнитивный (проектировочный) компонент включает в себя профессиональную рефлексию, способность чувствовать предстоящие изменения в моде, постоянное владение ситуацией связанной с возможными изменениями в ассортименте швейных изделий и др.- к деятельностному (практическому) компоненту относится эстетический опыт практической деятельности учащихся, включающий эстетические знания и уменияэмотивный (мотивационный) компонент предполагает развитую потребность учащихся в красоте производства и эстетике реализации швейной продукции.

9. Критериями, позволяющими судить об успешности формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея являются: содержательное обогащение когнитивного компонента, смысловое расширение эмоционального компонента и структурная дифференциация деятельностного компонента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников // Искусство и художественное развитие учащихся / Отв. ред. М. А. Верб. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977- С. 3−9.
  2. Е.М. Организация эстетического самовоспитания учащихся профтехучилищ во внеурочное время: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1989. — 177 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  5. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф.дис. д-ра пед. наук. М., 1985. — 31с.
  6. В.П. Идеологическая эффективность культуры. Киев: Вища школа, 1988. — 191 с.
  7. А. Человек в мире культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.237 с.
  8. А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. — № 5. — С.2−5.
  9. Т.К. Нравственное формирование школьников в коллективе. -Л., 1977.-123 с.
  10. Базовая культура личности: творческие и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: ВНИК «Школа», 1989. -149 с.
  11. Д.И. Системное исследование культуры общения педагога (теоретический аспект): Автореф.дис. канд.пед.наук. Умань, 1989. — 19 с.
  12. С .Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. -247с.
  13. С .Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  14. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров- текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В.Дерюгина- примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — С. 7−180.
  15. М.М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров- текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В.Дерюгина- примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — С. 409−411.
  16. В.И. Развитие творческой активности подростков во взаимосвязи художественной и технической деятельности: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1977.- 17 с.
  17. В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: Автореф.дис. д-ра пед. наук -Казань, 1983.-36 с.
  18. В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  19. Я.И. Дизайнерская подготовка учащихся профессионально-технических училищ (на примере профессий строительного профиля предприятия агропрома): Автореф.дис. канд.пед.наук Казань, 1989. -18с.
  20. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.422 с.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  24. B.C. Кулыура. Диалог культур: опыт определения // Вопр. философии. 1989. — № 6. — С.31−42.
  25. Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: Автореф. дис.канд.пед наук Курган, 1995. — 26 с.
  26. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  27. Ю. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. 263 с.
  28. А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. -М.: Изд-во гос. Третьяковской галереи, 1951.-310с.
  29. Т.Г. Из опьгга развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−75.
  30. А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Политиздат, 1956.-147 с.
  31. В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / / Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С.57−61.
  32. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977. — 224 с.
  33. З.Н. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск. СПб., 1993. — 24 с.
  34. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 336 с.
  35. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Г. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 246 с.
  36. М.А. Искусство и эстетическое развитие школьников // Искусство в школе / Науч. ред М. А. Верб. М.: ЛГПИ им. А.И-Герцена, 1975. -С. 3−7.
  37. М.А. Эстетическая культура личности как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи. Могилев, 1982. — С. 4−5.
  38. М.А. Эстетические аспекты профессиональной педагогической деятельности // Проблемы эстетического воспитания студентов педвузов в свете реформы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. С. 91−98.
  39. М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Политиздат, 1981. — 36 с.
  40. В.Н. Уровень форморазличия как критерий развития школьника // Вопросы художественного развития школьников на занятиях ИЗО / Под ред. Б. П. Юсова.- М.: Изд-во НИИХВ, 1981. С.138−158.
  41. И.Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1989. 18 с.
  42. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании: Сб.науч.тр. / Под ред. А. Г. Хрипковой М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  43. И. Общество. Культура. Социология. Пер. с венгерского / Под общ. Ред. С. Н. Плотникова М.: Прогресс, 1984. — 288 с.
  44. И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1989. — 84 с.
  45. Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов: Издво Ростовского ун-та, 1985. 214 с.
  46. И.Г. Основы комбинаторики в художественном конструировании: Учеб. пособие. Киев: Вища школа, 1986. — 159 с.
  47. Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  48. JI.A., Игнатьев В. И. и др. Союз педагогической науки и современного производства // Сов. педагогика. 1982. — № 4. — С.17−32.
  49. Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М.:Педагогика, 1991.-479 с.
  50. JI.C. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.-325 с.
  51. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  52. Ф.К. Педагогические основы формирования эстетики потребностей у учащихся педагогических училищ: Дис. канд.пед.наук -М., 1997. 171 с.
  53. Н.П. Формирование эстетических взглядов у старших подростков в процессе трудовой подготовки: Дис. канд.пед.наук Ворошиловград, 1989. — 175 с.
  54. И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 704 с.
  55. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  56. Ю.З. Психодиагностика в школе М.: Знание, 1989. — 80 с.
  57. А.П. Методические рекомендации к занятиям по курсам «Мировая художественная культура» и «Дизайн» в промышленных и энергетических техникумах и колледжах. М.: ИОО Минобразования РФ, 1997.-22 с.
  58. А.П. Педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов технических техникумов и колледжей. М.: ИОО МО РФ, 1996. — 26 с.
  59. Т.Н. Эстетическое развитие студентов педагогического колледжа в процессе личностно ориентированного обучения: Дис. канд.пед.наук Тюмень, 1998 -163 с.
  60. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности // Вопр. психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
  61. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978. -160 с.
  62. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М: Педагогика, 1986. -127 с.
  63. А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дис. канд.пед.наук М., 1990. -19 с.
  64. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М.: Рус .яз., 1981. — Т. 2. И-0.1981. — 779 с.
  65. JI.M. По законам красоты: Эстетика труда: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  66. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-336 с.
  67. И.А. Эстетическая потребность.- М.: Наука, 1976.-191 с.
  68. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. -51 с.
  69. О.В. Эстетика. М.: Изд. центр «Аз», 1995. — 277 с.
  70. Н.А. Вопросы эстетического воспитания. -М.".Искусство, 1956.-208 с.
  71. Н.А. Изображение и слово М.: Искусство, 1962. — 314 с.
  72. Н.А. Методы стимулирования образного восприятия искусства у подростков // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети»: Тез. докл. секционных заседаний 12 октября 1982 г. Ташкент, 1982. — С.47−55.
  73. Г. П. Формирование потребности в красоте труда у учащихся профтехучилищ: Автореф. дис. канд.пед.наук Киев, 1985. -22 с.
  74. А.Г. Принципы и методы построения учебных программ по основам дизайна для старшеклассников: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1982. -17 с.
  75. Т.Н. Трудовое обучение или средство эстетического воспитания младших школьников: Дис.канд.пед.наук М., 1994.-156 с.
  76. Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду: Автореф. дис. канд.пед.наук М., 1970. — 21 с.
  77. А .Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1988. — 36 с.
  78. А.Я., Пантелеева Т. А. Примерная программа трудового воспитания школьников. М.: АПН СССР, НИИ ТОПО, 1988. — 48 с.
  79. Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, материалы. СПб.: Изд-во СПбГДЮТ, 1994. — 19 с.
  80. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992. — 60 с.
  81. И.И. Воспитание эстетического отношения к труду как социально-педагогическая проблема // Формирование эстетического отношения к искусству: Мат. междунар. конф. / Под ред. В. Г. Бутенко. -Херсон, 1991.-С.147−151.
  82. И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис. д-ра пед.наук.- М., 1990.-231с.
  83. И.И. Связь эстетического и нравственного воспитания будущих молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1981. — 96 с.
  84. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопр. философии. -1990. — № 1. — С.35−50.
  85. В.П. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997.-67 с.
  86. О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании. М.: Высшая школа. -1986. — 55 с.
  87. В.П., Быстрицкая Е. К. и др. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования. Киев: Вища школа, 1986.-231 с.
  88. Ю.И. Элементы технической эстетики на уроках труда (на материале трудового обучения в V VI классах): Автореф. дис. канд.пед.наук — М., 1969. — 22 с.
  89. Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя. М., Просвещение, 1987. — 92 с.
  90. Идейно-нравственная подготовка школьников к труду: Книга для учителя / Под ред. И. Д. Чернышенко, А. И. Кочеткова. Минск: Народная асвета, 1988.- 143 с.
  91. С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика) Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  92. Э.В. Об идолах и идеалах. — М.: Политиздат.-1969.-369 с.
  93. В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1988. 144 с.
  94. И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Общ. ред МЛифшица. М.: Искусство, 1983. — 288 с.
  95. А.И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук Ташкент, 1979.- 18 с.
  96. Искусство и коммунистическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1984. -174 с.
  97. Искусство и художественное развитие учащихся / Под ред. М. А. Верба. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 15 с.
  98. Искусство и школа: Книга для учителя. / Сост. А. К. Василевский. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  99. ЮО.Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расшир. и перераб. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1971. — 766 с.
  100. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Мысль, 1974. 328 с.
  101. Г. П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования: Автореф. дис. канд.пед.наук. Свердловск, 1984. — 17 с.
  102. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. — 187 с.
  103. И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. М.-Л.: Политиздат, 1966.-65 с.
  104. Ю5.Карагоз Ю. А. Формирование научного мировоззрения учащихся средних ПТУ в учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 22 с.
  105. Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Искусство, 1992 — 176 с.
  106. Е.В. План «Музей и школа» Брюссельского музея изящных искусств // Сов. педагогика. 1982. — № 7. — С. 156−157.
  107. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. — 188 с.
  108. ПЗ.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  109. М.А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнеров // Техническая эстетика. 1989. — № 9. — С. 23−24.
  110. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  111. Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации. Минск: Изд-во БГУ, 1974. — 138 с.
  112. А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. -100 с.
  113. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. 37 с.
  114. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. -224 с.
  115. А.Е. Эстетическое воспитание в профтехучилище: Дис. канд.пед.наук. Минск, 1969. — 181 с.
  116. Лекции по истории эстетики. Кн. 1. / Под ред. проф. М. С. Кагана. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 206 с.
  117. Лекции по истории эстетики. Кн. 2. / Под ред. проф. М. С. Кагана. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 200 с. 123 .Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  118. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  119. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-в пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  120. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  121. А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. — 584 с.
  122. А.Ф. Форма Стиль — Выражение / Сост. А.А.Тахо-Годи- Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. — 944 с.
  123. Ю.А. Художественная культура в системе идейно- воспитательной работы. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  124. A.B. Воспитание нового человека // A.B.Луначарский. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — с.269 — 299.
  125. Луначарский о воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.
  126. И.И. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на мотивы выбора рабочей профессии // Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки молодежи. Калуга: КИУУ, 1975. -С. 220−222.
  127. Е. Личность и культура // Вестник высш. школы. 1991. -№ 3. — С. 15−24.
  128. Е.А. Эстетика наука о прекрасном. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  129. A.C. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 366 с.
  130. Малый энцюслопедический словарь: В 4 т. Т.З. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. — 560 с
  131. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т.4. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. — 624 с.
  132. С.В. Педагогические условия эстетической культуры учащихся: Дис. канд.пед.наук. Оренбург, 1999. -171 с.
  133. С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе: Автореф.дис.д-ра пед.наук. Челябинск, 1971. — 32 с.
  134. О.И. О методических подходах к определению целей воспитания // Новые исследования в педагогических науках. № 1(53) М.: АПН СССР, 1989. — С. 3−6.
  135. В.М. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984.325 с.
  136. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Новые исследования в психологии. № 1 (26). М.: Педагогика, 1982. — С. 55−60.
  137. Методология педагогических исследований. Сб. науч.тр. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: АПН СССР, 1980. — 165 с.
  138. И.Е. Методика приобщения к искусству учащихся ПТУ в процессе преподавания курса «Эстетическое воспитание»: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1980. — 17 с.
  139. Г. Б., Мунипов В. П. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  140. А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.- 200 с.
  141. С., Неверов В. Эстетика и педагогика // Эстетика и современность. Кн. для учителя / Под ред. С. Е. Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. — С.6−35.
  142. Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников // Сов. педагогика. — 1977. -№ 4. — С. 20−28.
  143. A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991.-№ 1. — С.61−63.
  144. О., Григорьев И. Воспитать человека культуры // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 57−62.
  145. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  146. О.И. Краткая энциклопедия Дизайна. М.: Искусство, 1994. — 334 с.
  147. Е.И. Знакомство с живописью в школе: Из опыта работы лит. искусствоведч. кружка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 31 с.
  148. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997. — 124 с.
  149. Новиков Л. И, Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М.: Политиздат, 1976. 287 с.
  150. М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1978. 352 с. 159.0черки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Сов. художник, 1980. — 263 с.
  151. Л.Б. Дизайн для педагогики. Возможные перспективы // Техническая эстетика.- 1985. № 1 — С. 12−13.
  152. Перестройка воспитания детей и учащейся молодежи в условиях революционного обновления общества / Под ред. Т. Н. Кухтевич, И. С. Бологина и др. М.: ГК СССР по НО. Изд. МАИД990. 127 с.
  153. A.B. Короблева H.A. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека/Швейная промышленность. 1999.- № 2- С.36−39.
  154. Петров-Куминский В. М. Трудовое обучение как социальный фактор профессиональной культуры: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Минск, 1983. 16 с.
  155. A.B. Эстетическая культура личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -176 с.
  156. И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  157. B.C. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 344 с.
  158. В.Н., Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  159. В.А., Целишев Д. П. Эстетическое содержание труда. М.: Мысль, 1984. — 176 с.
  160. М.М. Как оптимизировать учебный процесс. М.: Педагогика, 1984 — 80 с.
  161. Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1978.- 19 с.
  162. Г. А. Нравственный смысл художественного творчества. Л.: Знание, 1985.-31 с.
  163. Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. -1986. -№ 5.-С. 28−36.
  164. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности / Под ред. A.B. Карпова, В. И. Чиркова. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1989. — 164
  165. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод. статей /Под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  166. Программа курса «Эстетическое воспитание» для городских и сельских профессионально-технических училищ. М.: Профиздат, 1965.-18 с.
  167. Программа курса «Эстетическое воспитание» для профессионально-технических училищ с двухгодичным сроком обучения. М.: Профиз-дат, 1962.- 16 с.
  168. В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика.-1989.-№ 11.-С. 19−21.
  169. Пути повышения эстетической культуры старшеклассников: Методические рекомендации к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. -115 с.
  170. В.Д. Техническое творчество как средство всестороннего развития личности // Политехническое образование и всестороннее развитие личности / Под ред. П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1984.-С.66 -88.
  171. В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение. (Пособие для работников клубных учреждений). М.: ВНМЦ HT и КПР МК СССР, 1987. — 88 с.
  172. С.Х. Искусство и эмоции, 2-е изд. М.: Музыка, 1972. -168 с.
  173. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн.1. М.: Педагогика, 1980.-312 с.
  174. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Российская энциклопедия, 1993. — 546 с.
  175. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  176. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика. -1976.-416 с.
  177. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Пед. вестник, 1977. — 224 с.
  178. Л.Г. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: АПН СССР, НИИ ХВ, 1985. — 15 с.
  179. А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высшая школа, 1987. -152 с.
  180. В.Д. О педагогическом взаимодействии // Магистр. -1992.-№ 11.-С. 16−19.
  181. Э.Н. Реализация художественно-конструкторского подхода в подготовке будущих учителей начальных классов к трудовому обучению школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. M., 1991. — 20 с.
  182. В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. -1989. -№ 12. -С. 5−7.
  183. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Искусство, 1983. — 360 с.
  184. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Педагогика, 1980. — 267 с.
  185. В.А. Формирование эстетической культуры учащихся // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. С.263−268.
  186. Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, 1967. — 175 с.
  187. Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. Минск: изд. Скакун В. М., 1998.-448 с.
  188. Л.Н. Жизнь-творчество-человек. Функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. -415 с.19S. Суна У. Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа. М.: Педагогика, 1977. — 124 с.
  189. В.А. Письма к сыну // Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
  190. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. — 282 с.
  191. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. 1946. — № 6. — С. 96−112.
  192. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  193. A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 9−13.
  194. Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989. -144 с.
  195. Е.М., Дукаревич М. Э. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. — С. 174−190.
  196. И.А. Воспитание эстетического вкуса учащихся ПТУ аудиовизуальными средствами в условиях досуга: Дисс. канд.пед.наук. -Казань, 1991.- 169 с.
  197. В.П. Личность и общество.-М.: Политиздат, 1965.-148 с.
  198. .М. Формирование художественно-исполнительской культуры старших школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1990. -18 с.
  199. Л.А. Взаимосвязь эстетического и трудового воспитания школьников в процессе формирования мировоззрения // Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников. -М.: АПН СССР, 1987. С. 158 — 180.
  200. Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1984.- 90 с.
  201. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992. — 136 с.
  202. А.М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. -Киев: Радянська школа, 1984. 239 с.
  203. М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1978. — 16 с.
  204. Формирование личности труженика в условиях сближения общеобразовательной и профессиональной школы: Обзорная информация.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988. 54 с.
  205. Формирование системы эстетического воспитания // Материалы симпозиума. М.: ЦсПо РСФСР, 1983. — 211 с.
  206. Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособие для ст-в пед.вузов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. -82 с.
  207. Формирование эстетического отношения к искусству. Материалы Международной конференции. Херсон. Май, 1991 г. в 6 т. Т.1. / Под ред. В. Г. Бутенко. М.: АПН СССР, 1991. — 125 с.
  208. Формы и методы повышения качества трудового воспитания учащихся / Под ред. АЛ.Журкиной. М.: АПН СССР. НИИ ТОПО, 1983. -85 с.
  209. Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности художественного воспитания. // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. — С. 17−31.
  210. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования. М.: Педагогика, 1987. -224 с.
  211. C.B. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна. (На материале кружков технической эстетики): Дис.канд.пед.наук. Рязань, 1999. -190 с.
  212. И.Ф. Как активизировать учение школьников, 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Народная асвета, 1975. — 207 с.
  213. И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  214. Д.Х. Эстетические аспекты взаимодействия общества и природы: Автореф. дис. д-ра филос.наук. М., 1987. — 35 с.
  215. Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта по нравственно-эстетическому воспитанию школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -159 с.
  216. Художественная культура и развитие личности.- М.: Мысль, 1978.211 с.
  217. Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-387 с.
  218. Д.Н. Дизайн: к проектированию будущего // Техническая эстетика. 1989. — № 1.- С. 1−6.
  219. Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М. Знание. 1985. — 48 с.
  220. А.Б., Джола Д. Н. Красота воспитывает человека. Киев: Ра-дянська школа, 1977. — 104 с.
  221. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 204 с.
  222. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
  223. .А. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1977. -125 с.
  224. .А., Зарецкая И. И., Печко Л. П., Волович JI.A. Преподавание курса «Эстетическое воспитание» в профтехучилищах. М.: Высшая школа.-1982.- 200 с.
  225. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  226. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 300 с.
  227. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Т. С. Лабковская. М: Просвещение, 1983. — 304 с.
  228. Эстетические потребности и духовное развитие личности: В помощь лектору. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
  229. Эстетическое воспитание в труде / Под ред. И. И. Зарецкой, Б. А. Эренгросса М.: ЦсПо РСФСР, 1982. — 88 с.
  230. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  231. Эстетическое воспитание школьников / Под общ. ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
  232. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. статей / Ред.сост. В.Сомов. М.: Педагогика, 1994. — 116 с.
Заполнить форму текущей работой