Формирование эстетической культуры учащихся профессионального лицея
Диссертация
Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры, эстетизация традиционных форм и методов деятельности является существенным фактором повышения эффективности процесса формирования эстетической культуры учащихся, что выразилось положительной динамике развития критериальных показателейзначимым итогом опытно-экспериментальной работы стало изменение отношения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея
- 1. Формирование эстетической культуры личности как педагогическая проблема
- 2. Специфика формирования эстетической культуры в профессиональном образовании лицеистов швейного профиля
- 3. Критерии формирования эстетической культуры учащихся профессионального лицея
- Глава II. Опыт формирования эстетической культуры учащихся в условиях профессионального лицея
- 1. Создание эстетически подготовленной среды в профессиональном лицее
- 2. Обогащение содержания профессионального образования компонентами эстетической культуры
- 3. Взаимодействие профессионального лицея с учреждениями дополнительного образования и семьей по формированию эстетической культуры учащихся
Список литературы
- Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников // Искусство и художественное развитие учащихся / Отв. ред. М. А. Верб. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977- С. 3−9.
- Алехина Е.М. Организация эстетического самовоспитания учащихся профтехучилищ во внеурочное время: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1989. — 177 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф.дис. д-ра пед. наук. М., 1985. — 31с.
- Андрущенко В.П. Идеологическая эффективность культуры. Киев: Вища школа, 1988. — 191 с.
- Арнольдов А. Человек в мире культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992.237 с.
- Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1995. — № 5. — С.2−5.
- Ахаян Т.К. Нравственное формирование школьников в коллективе. -Л., 1977.-123 с.
- Базовая культура личности: творческие и методические проблемы: Сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: ВНИК «Школа», 1989. -149 с.
- Балдынюк Д.И. Системное исследование культуры общения педагога (теоретический аспект): Автореф.дис. канд.пед.наук. Умань, 1989. — 19 с.
- Батышев С .Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика, 1984. -247с.
- Батышев С .Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров- текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В.Дерюгина- примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — С. 7−180.
- Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров- текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л.В.Дерюгина- примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — С. 409−411.
- Башта В.И. Развитие творческой активности подростков во взаимосвязи художественной и технической деятельности: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1977.- 17 с.
- Безрукова В.С. Основные категории теории воспитания и их функции в развитии педагогической науки: Автореф.дис. д-ра пед. наук -Казань, 1983.-36 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Беккерман Я.И. Дизайнерская подготовка учащихся профессионально-технических училищ (на примере профессий строительного профиля предприятия агропрома): Автореф.дис. канд.пед.наук Казань, 1989. -18с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.422 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
- Библер B.C. Кулыура. Диалог культур: опыт определения // Вопр. философии. 1989. — № 6. — С.31−42.
- Бобошина Е.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: Автореф. дис.канд.пед наук Курган, 1995. — 26 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Борев Ю. Эстетика. — М.: Политиздат, 1988. 263 с.
- Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. -М.: Изд-во гос. Третьяковской галереи, 1951.-310с.
- Браже Т.Г. Из опьгга развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 70−75.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Политиздат, 1956.-147 с.
- Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / / Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С.57−61.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977. — 224 с.
- Васильева З.Н. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск. СПб., 1993. — 24 с.
- Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 336 с.
- Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Г. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 246 с.
- Верб М.А. Искусство и эстетическое развитие школьников // Искусство в школе / Науч. ред М. А. Верб. М.: ЛГПИ им. А.И-Герцена, 1975. -С. 3−7.
- Верб М.А. Эстетическая культура личности как социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи. Могилев, 1982. — С. 4−5.
- Верб М.А. Эстетические аспекты профессиональной педагогической деятельности // Проблемы эстетического воспитания студентов педвузов в свете реформы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. С. 91−98.
- Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. Л.: Политиздат, 1981. — 36 с.
- Ветров В.Н. Уровень форморазличия как критерий развития школьника // Вопросы художественного развития школьников на занятиях ИЗО / Под ред. Б. П. Юсова.- М.: Изд-во НИИХВ, 1981. С.138−158.
- Ветрова И.Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1989. 18 с.
- Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании: Сб.науч.тр. / Под ред. А. Г. Хрипковой М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Витаньи И. Общество. Культура. Социология. Пер. с венгерского / Под общ. Ред. С. Н. Плотникова М.: Прогресс, 1984. — 288 с.
- Волков И.П. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1989. — 84 с.
- Волков Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов: Издво Ростовского ун-та, 1985. 214 с.
- Волкотруб И.Г. Основы комбинаторики в художественном конструировании: Учеб. пособие. Киев: Вища школа, 1986. — 159 с.
- Волович Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
- Волович JI.A., Игнатьев В. И. и др. Союз педагогической науки и современного производства // Сов. педагогика. 1982. — № 4. — С.17−32.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М.:Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.-325 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
- Габолаева Ф.К. Педагогические основы формирования эстетики потребностей у учащихся педагогических училищ: Дис. канд.пед.наук -М., 1997. 171 с.
- Гвоздева Н.П. Формирование эстетических взглядов у старших подростков в процессе трудовой подготовки: Дис. канд.пед.наук Ворошиловград, 1989. — 175 с.
- Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 704 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Головизнин А.П. Методические рекомендации к занятиям по курсам «Мировая художественная культура» и «Дизайн» в промышленных и энергетических техникумах и колледжах. М.: ИОО Минобразования РФ, 1997.-22 с.
- Головизнин А.П. Педагогические основы формирования эстетических интересов и потребностей у студентов технических техникумов и колледжей. М.: ИОО МО РФ, 1996. — 26 с.
- Гольцова Т.Н. Эстетическое развитие студентов педагогического колледжа в процессе личностно ориентированного обучения: Дис. канд.пед.наук Тюмень, 1998 -163 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности // Вопр. психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978. -160 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М: Педагогика, 1986. -127 с.
- Гордеева А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Автореф. дис. канд.пед.наук М., 1990. -19 с.
- Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М.: Рус .яз., 1981. — Т. 2. И-0.1981. — 779 с.
- Демина JI.M. По законам красоты: Эстетика труда: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
- Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-336 с.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность.- М.: Наука, 1976.-191 с.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. -51 с.
- Дивненко О.В. Эстетика. М.: Изд. центр «Аз», 1995. — 277 с.
- Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. -М.".Искусство, 1956.-208 с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово М.: Искусство, 1962. — 314 с.
- Дмитриева Н.А. Методы стимулирования образного восприятия искусства у подростков // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети»: Тез. докл. секционных заседаний 12 октября 1982 г. Ташкент, 1982. — С.47−55.
- Дондюк Г. П. Формирование потребности в красоте труда у учащихся профтехучилищ: Автореф. дис. канд.пед.наук Киев, 1985. -22 с.
- Дроздецкий А.Г. Принципы и методы построения учебных программ по основам дизайна для старшеклассников: Автореф. дис. канд.пед.наук -М., 1982. -17 с.
- Железкова Т.Н. Трудовое обучение или средство эстетического воспитания младших школьников: Дис.канд.пед.наук М., 1994.-156 с.
- Желтухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду: Автореф. дис. канд.пед.наук М., 1970. — 21 с.
- Журкина А .Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук М., 1988. — 36 с.
- Журкина А.Я., Пантелеева Т. А. Примерная программа трудового воспитания школьников. М.: АПН СССР, НИИ ТОПО, 1988. — 48 с.
- Заир-Бек Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Метод, материалы. СПб.: Изд-во СПбГДЮТ, 1994. — 19 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП «Новая школа», 1992. — 60 с.
- Зарецкая И.И. Воспитание эстетического отношения к труду как социально-педагогическая проблема // Формирование эстетического отношения к искусству: Мат. междунар. конф. / Под ред. В. Г. Бутенко. -Херсон, 1991.-С.147−151.
- Зарецкая И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дис. д-ра пед.наук.- М., 1990.-231с.
- Зарецкая И.И. Связь эстетического и нравственного воспитания будущих молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1981. — 96 с.
- Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопр. философии. -1990. — № 1. — С.35−50.
- Зинченко В.П. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997.-67 с.
- Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании. М.: Высшая школа. -1986. — 55 с.
- Иванов В.П., Быстрицкая Е. К. и др. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования. Киев: Вища школа, 1986.-231 с.
- Иванов Ю.И. Элементы технической эстетики на уроках труда (на материале трудового обучения в V VI классах): Автореф. дис. канд.пед.наук — М., 1969. — 22 с.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя. М., Просвещение, 1987. — 92 с.
- Идейно-нравственная подготовка школьников к труду: Книга для учителя / Под ред. И. Д. Чернышенко, А. И. Кочеткова. Минск: Народная асвета, 1988.- 143 с.
- Иконникова С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика) Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. — М.: Политиздат.-1969.-369 с.
- Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1988. 144 с.
- Ильин И.А. История искусства и эстетика: Избр. статьи / Общ. ред МЛифшица. М.: Искусство, 1983. — 288 с.
- Инагамов А.И. Пути совершенствования трудового воспитания школьников средствами изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук Ташкент, 1979.- 18 с.
- Искусство и коммунистическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1984. -174 с.
- Искусство и художественное развитие учащихся / Под ред. М. А. Верба. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. — 15 с.
- Искусство и школа: Книга для учителя. / Сост. А. К. Василевский. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
- ЮО.Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расшир. и перераб. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1971. — 766 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Мысль, 1974. 328 с.
- Калинина Г. П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования: Автореф. дис. канд.пед.наук. Свердловск, 1984. — 17 с.
- Кальней В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987. — 187 с.
- Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. М.-Л.: Политиздат, 1966.-65 с.
- Ю5.Карагоз Ю. А. Формирование научного мировоззрения учащихся средних ПТУ в учебной и внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1977. — 22 с.
- Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М.: Искусство, 1992 — 176 с.
- Квятковский Е.В. План «Музей и школа» Брюссельского музея изящных искусств // Сов. педагогика. 1982. — № 7. — С. 156−157.
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Изд-во Южный Урал, 1996. — 188 с.
- ПЗ.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
- Коськов М.А. Еще раз о теоретической подготовке дизайнеров // Техническая эстетика. 1989. — № 9. — С. 23−24.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Крюковский Н.И. Основные эстетические категории. Опыт систематизации. Минск: Изд-во БГУ, 1974. — 138 с.
- Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. -100 с.
- Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. 37 с.
- Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. -224 с.
- Ларин А.Е. Эстетическое воспитание в профтехучилище: Дис. канд.пед.наук. Минск, 1969. — 181 с.
- Лекции по истории эстетики. Кн. 1. / Под ред. проф. М. С. Кагана. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. 206 с.
- Лекции по истории эстетики. Кн. 2. / Под ред. проф. М. С. Кагана. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 200 с. 123 .Леонтьев A.A. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-в пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. -176 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-282 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. — 584 с.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение / Сост. А.А.Тахо-Годи- Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. — 944 с.
- Лукин Ю.А. Художественная культура в системе идейно- воспитательной работы. М.: Знание, 1979. — 64 с.
- Луначарский A.B. Воспитание нового человека // A.B.Луначарский. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — с.269 — 299.
- Луначарский о воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.
- Лучок И.И. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на мотивы выбора рабочей профессии // Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки молодежи. Калуга: КИУУ, 1975. -С. 220−222.
- Ляхович Е. Личность и культура // Вестник высш. школы. 1991. -№ 3. — С. 15−24.
- Маймин Е.А. Эстетика наука о прекрасном. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 366 с.
- Малый энцюслопедический словарь: В 4 т. Т.З. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. — 560 с
- Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т.4. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: ТЕРРА, 1997. — 624 с.
- Масловская С.В. Педагогические условия эстетической культуры учащихся: Дис. канд.пед.наук. Оренбург, 1999. -171 с.
- Матушкин С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе: Автореф.дис.д-ра пед.наук. Челябинск, 1971. — 32 с.
- Матьяш О.И. О методических подходах к определению целей воспитания // Новые исследования в педагогических науках. № 1(53) М.: АПН СССР, 1989. — С. 3−6.
- Межуев В.М. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984.325 с.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Новые исследования в психологии. № 1 (26). М.: Педагогика, 1982. — С. 55−60.
- Методология педагогических исследований. Сб. науч.тр. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: АПН СССР, 1980. — 165 с.
- Мешалкина И.Е. Методика приобщения к искусству учащихся ПТУ в процессе преподавания курса «Эстетическое воспитание»: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1980. — 17 с.
- Минервин Г. Б., Мунипов В. П. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Михайлов А.М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.- 200 с.
- Можнягун С., Неверов В. Эстетика и педагогика // Эстетика и современность. Кн. для учителя / Под ред. С. Е. Можнягуна. М.: Просвещение, 1978. — С.6−35.
- Моносзон Э.И. Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников // Сов. педагогика. — 1977. -№ 4. — С. 20−28.
- Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991.-№ 1. — С.61−63.
- Мудрова О., Григорьев И. Воспитать человека культуры // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 57−62.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия Дизайна. М.: Искусство, 1994. — 334 с.
- Никитина Е.И. Знакомство с живописью в школе: Из опыта работы лит. искусствоведч. кружка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 31 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М., 1997. — 124 с.
- Новиков Л. И, Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М.: Политиздат, 1976. 287 с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 1978. 352 с. 159.0черки истории советского искусства. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. М.: Сов. художник, 1980. — 263 с.
- Переверзев Л.Б. Дизайн для педагогики. Возможные перспективы // Техническая эстетика.- 1985. № 1 — С. 12−13.
- Перестройка воспитания детей и учащейся молодежи в условиях революционного обновления общества / Под ред. Т. Н. Кухтевич, И. С. Бологина и др. М.: ГК СССР по НО. Изд. МАИД990. 127 с.
- Петрова A.B. Короблева H.A. Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека/Швейная промышленность. 1999.- № 2- С.36−39.
- Петров-Куминский В. М. Трудовое обучение как социальный фактор профессиональной культуры: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Минск, 1983. 16 с.
- Пирадов A.B. Эстетическая культура личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. -176 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
- Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 344 с.
- Полунина В.Н., Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
- Попков В.А., Целишев Д. П. Эстетическое содержание труда. М.: Мысль, 1984. — 176 с.
- Поташник М.М. Как оптимизировать учебный процесс. М.: Педагогика, 1984 — 80 с.
- Похолкин Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1978.- 19 с.
- Праздников Г. А. Нравственный смысл художественного творчества. Л.: Знание, 1985.-31 с.
- Проблемы коммунистического воспитания и развития личности на современном этапе (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. -1986. -№ 5.-С. 28−36.
- Проблемы психологического анализа трудовой деятельности / Под ред. A.B. Карпова, В. И. Чиркова. Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1989. — 164
- Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод. статей /Под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
- Программа курса «Эстетическое воспитание» для городских и сельских профессионально-технических училищ. М.: Профиздат, 1965.-18 с.
- Программа курса «Эстетическое воспитание» для профессионально-технических училищ с двухгодичным сроком обучения. М.: Профиз-дат, 1962.- 16 с.
- Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры // Техническая эстетика.-1989.-№ 11.-С. 19−21.
- Пути повышения эстетической культуры старшеклассников: Методические рекомендации к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. -115 с.
- Путилин В.Д. Техническое творчество как средство всестороннего развития личности // Политехническое образование и всестороннее развитие личности / Под ред. П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1984.-С.66 -88.
- Разумный В.А. Эстетический всеобуч. Принципы организации. Методика. Программное обеспечение. (Пособие для работников клубных учреждений). М.: ВНМЦ HT и КПР МК СССР, 1987. — 88 с.
- Рапопорт С.Х. Искусство и эмоции, 2-е изд. М.: Музыка, 1972. -168 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн.1. М.: Педагогика, 1980.-312 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Российская энциклопедия, 1993. — 546 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика. -1976.-416 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Пед. вестник, 1977. — 224 с.
- Савенкова Л.Г. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: АПН СССР, НИИ ХВ, 1985. — 15 с.
- Сейтешев А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высшая школа, 1987. -152 с.
- Семенов В.Д. О педагогическом взаимодействии // Магистр. -1992.-№ 11.-С. 16−19.
- Серпионова Э.Н. Реализация художественно-конструкторского подхода в подготовке будущих учителей начальных классов к трудовому обучению школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. M., 1991. — 20 с.
- Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. -1989. -№ 12. -С. 5−7.
- Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Искусство, 1983. — 360 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Педагогика, 1980. — 267 с.
- Сластенин В.А. Формирование эстетической культуры учащихся // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. С.263−268.
- Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. М.: Машиностроение, 1967. — 175 с.
- Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. Минск: изд. Скакун В. М., 1998.-448 с.
- Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек. Функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. -415 с.19S. Суна У. Ф. Эстетическая культура студента: опыт социологического анализа. М.: Педагогика, 1977. — 124 с.
- Сухомлинский В.А. Письма к сыну // Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973. — 282 с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. 1946. — № 6. — С. 96−112.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 9−13.
- Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989. -144 с.
- Торшилова Е.М., Дукаревич М. Э. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. — С. 174−190.
- Трофимова И.А. Воспитание эстетического вкуса учащихся ПТУ аудиовизуальными средствами в условиях досуга: Дисс. канд.пед.наук. -Казань, 1991.- 169 с.
- Тугаринов В.П. Личность и общество.-М.: Политиздат, 1965.-148 с.
- Тымкив Б.М. Формирование художественно-исполнительской культуры старших школьников на занятиях народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1990. -18 с.
- Тыниссон Л.А. Взаимосвязь эстетического и трудового воспитания школьников в процессе формирования мировоззрения // Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников. -М.: АПН СССР, 1987. С. 158 — 180.
- Тьялве Э. Краткий курс промышленного дизайна. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1984.- 90 с.
- Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992. — 136 с.
- Федь А.М. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. -Киев: Радянська школа, 1984. 239 с.
- Фишер М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1978. — 16 с.
- Формирование личности труженика в условиях сближения общеобразовательной и профессиональной школы: Обзорная информация.- М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988. 54 с.
- Формирование системы эстетического воспитания // Материалы симпозиума. М.: ЦсПо РСФСР, 1983. — 211 с.
- Формирование эстетических ориентаций старших школьников: Учеб. пособие для ст-в пед.вузов. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. -82 с.
- Формирование эстетического отношения к искусству. Материалы Международной конференции. Херсон. Май, 1991 г. в 6 т. Т.1. / Под ред. В. Г. Бутенко. М.: АПН СССР, 1991. — 125 с.
- Формы и методы повышения качества трудового воспитания учащихся / Под ред. АЛ.Журкиной. М.: АПН СССР. НИИ ТОПО, 1983. -85 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности художественного воспитания. // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981. — С. 17−31.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования. М.: Педагогика, 1987. -224 с.
- Харитонов C.B. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна. (На материале кружков технической эстетики): Дис.канд.пед.наук. Рязань, 1999. -190 с.
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников, 2-е изд., доп. и перераб. Минск: Народная асвета, 1975. — 207 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
- Хацкевич Д.Х. Эстетические аспекты взаимодействия общества и природы: Автореф. дис. д-ра филос.наук. М., 1987. — 35 с.
- Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Из опыта по нравственно-эстетическому воспитанию школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -159 с.
- Художественная культура и развитие личности.- М.: Мысль, 1978.211 с.
- Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971.-387 с.
- Щелкунов Д.Н. Дизайн: к проектированию будущего // Техническая эстетика. 1989. — № 1.- С. 1−6.
- Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М. Знание. 1985. — 48 с.
- Щербо А.Б., Джола Д. Н. Красота воспитывает человека. Киев: Ра-дянська школа, 1977. — 104 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 204 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. — 78 с.
- Эренгросс Б.А. Эстетическое воспитание учащихся профтехучилищ в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1977. -125 с.
- Эренгросс Б.А., Зарецкая И. И., Печко Л. П., Волович JI.A. Преподавание курса «Эстетическое воспитание» в профтехучилищах. М.: Высшая школа.-1982.- 200 с.
- Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 300 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Т. С. Лабковская. М: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетические потребности и духовное развитие личности: В помощь лектору. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
- Эстетическое воспитание в труде / Под ред. И. И. Зарецкой, Б. А. Эренгросса М.: ЦсПо РСФСР, 1982. — 88 с.
- Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подхода) / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
- Эстетическое воспитание школьников / Под общ. ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.
- Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сб. статей / Ред.сост. В.Сомов. М.: Педагогика, 1994. — 116 с.